Дочь любит девочку

Подростковая депрессия: симптомы и признаки у девочек и мальчиков

В целом все проявления можно поделить на три группы. Это изменение настроения, поведения и физиологические перемены. Перечислим симптоматику:

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

  • Апатия. Это нежелание действовать, общаться, учиться и даже гулять с друзьями. Можно заметить незаинтересованность в том, что раньше вызывало интерес.
  • Психосоматические боли – они могут появляться в животе, спине или голове.
  • Общее угнетенное состояние.
  • Испорченный иммунитет, ребенок стал чаще болеть простудными заболеваниями.
  • Усталость, упадок сил, хочется постоянно спать, сложно вставать по утрам.
  • Забывчивость и плохая сосредоточенность на задачах, деле. Школьник может просто забыть, что ему задали и о чем попросили родители.
  • Тревожность, переживания.
  • Постоянная грусть, депрессивный взгляд на вещи.
  • Безответственность к учебе и домашним обязанностям.
  • Проблемы со сном, это может выражаться как бессонница или сонливость.
  • Оценки в школе становятся ниже.
  • Девочка или мальчик перестают встречаться с друзьями, не желают посещать школьные или иные мероприятия.
  • Теряется мотивация, например, если раньше подросток хотел поступить в определенный университет и прикладывал для этого силы, то теперь он ни к чему не стремится.
  • Изменение пристрастий в еде. Это может быть как потеря аппетита, так и, напротив, – «заедание» проблем сладким.
  • Раздражительность, язвительность в общении. Можно сказать, что это характерные для подростков проявления в переходном возрасте, но при начинающемся депрессивном состоянии это можно назвать агрессивностью.
  • Склонность к алкоголю, сигаретам. Если у ребенка есть друзья постарше, то они могут покупать спиртосодержащие напитки и табак.

Определение понятия

Данное угнетенное депрессивное состояние считается психологическим заболеванием. Оно может проявляться в разных стадиях. На начальном этапе возможно самолечение – поддержание настроения и психоэмоционального здоровья с помощью устранения проблем. Но наиболее эффективный и оперативный вариант – обращение к психологу. Специалист имеет деликатный подход к ребенку, поэтому он поможет справиться с расстройством и не создаст последствий.

Как и у взрослых, у подростков это состояние характеризуется угнетением, упадком сил, равнодушием. Пассивная общественная позиция дополняется протестом, который естественен для данного возраста. Обычно это отказ от прилежной учебы, конфликты с родителями и сверстниками, которые проходят в скрытой форме.

Так как это психическое заболевание – оно нуждается в терапии. У большинства ребят данный период проходит самостоятельно из-за поддержки близких, родителей, друзей, из-за понимания учителей и общей благополучной обстановки. Но если симптоматика не проходит и даже усиливается, необходимо оперативно обратиться к профессионалу.

Сложные взаимоотношения между ребенком и матерью могут не только влиять на самочувствие младшего члена конфликта, но и женщины. Если вы чувствуете, что находитесь на пределе, готовы сорваться и уже не можете оказать достаточную поддержку дочери или сыну, рекомендую записаться на мою консультацию.

«Подростки не могут иметь мнения»

«Мне лучше знать», «Слушай старших и помалкивай» — такое, к сожалению, нередко звучит, когда подросток пытается выразить свое мнение по какому-либо вопросу. Это само по себе довольно оскорбительно. В подобных ситуациях игнорируется факт того, что мы — полноценные личности, а свою точку зрения может иметь каждый человек, способный наблюдать и рассуждать. Кроме того, взрослые часто втягивают нас в свои проблемы: отношения, неразумные решения, негативные эмоции. Странно при этом ожидать, что у нас не будет своего мнения о ситуации.

Александра Шеттлер, психолог:

«Установка не иметь своего мнения блокирует способность принимать самостоятельные решения. Что, в свою очередь, влияет на способность брать на себя ответственность. А ведь родители зачастую именно этого от подростка и добиваются. Круг замкнулся.

Люди, которых не поощряли вырабатывать собственные суждения, сосредоточены на внешних поощрениях и игнорируют свои внутренние желания и чувства. Это затрудняет формирование психологической автономии и собственного „я“, отдельного от родительского „мы“.

Один из самых плачевных вариантов дальнейшего развития событий — это созависимое поведение, когда человек без одобрения со стороны окружающих не может принять никакого решения и перестает отчетливо распознавать собственные потребности, цели и приоритеты. Вся его жизнь проходит с оглядкой на другого человека, будь то родитель или впоследствии партнер, друг и т. д.

К аргументации юные люди относятся намного лояльнее, чем к навязыванию. Это касается и мировоззрения в целом и конкретных просьб».

Отсутствие опыта не равно глупости: многие выводы можно сделать, наблюдая и анализируя «с нуля». А в некоторых вещах мы можем разбираться лучше взрослых: часто у нас выше психологическая грамотность, глубже понимание этических и/или экологических проблем (кроме того, у каждого человека могут быть свои особые интересы, дающие любопытный ракурс его рассуждениям).

Отдельная проблема — когда мнение подростка пытаются не учитывать в делах, касающихся его самого. Мы достаточно осознанные, чтобы самостоятельно принимать многие решения — и взрослым далеко не всегда лучше знать, что именно нам нужно.

Анна Жукова:

«Меня часто раздражает, когда мой тринадцатилетний сын отстаивает свое мнение. В такие моменты я не думаю, что он имеет на это право просто потому, что он такой же человек, как и я. Включается родительское „мы делаем для него всё — должен нас слушаться!“.

Мне становится страшно, что свергнут мой авторитет: я теряю власть над ребенком, а значит, и возможность его контролировать. Чтобы вернуть контроль, в ход идут манипуляции: шантаж, давление на совесть или игнорирование. При этом я сама чувствую неуверенность: не знаю точно, когда я должна настоять, а когда можно ему уступить, чтобы сделать всё правильно. Из-за этого мои требования часто непоследовательны, всё время меняются.

Я стараюсь себя контролировать. Сначала я выслушиваю его точку зрения (пока он выговаривается, у меня есть время, чтобы подумать), потом озвучиваю свою и спрашиваю: „Как же нам быть? Что можно сделать?“ Предлагаю варианты, интересуюсь, какой ему кажется лучшим, и мы что-то решаем вместе.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать)

️ Что делать, если ребёнок вас обманул

  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

Наблюдайте

Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия

Начните действовать на основании этого.
Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

Инфантильность

Часто по-ребячьи себя ведут психологически незрелые личности. Если в предыдущем случае детскость была маской, то сейчас речь идет о внутреннем ощущении, абсолютной уверенности в том, что девушка все еще маленькая, беззащитная девочка, оказавшаяся в огромном опасном мире.

Основная причина – не совсем адекватное воспитание. Родители от всего защищали ребенка, не давали свободу, контролировали каждый шаг, чрезмерно восхищались его красотой, умениями. Вырасти, осознать себя взрослой личностью у него не было шанса.

Как перестать вести себя как ребенок?

Посоветовать можно следующее:

Пройди ключевые возрастные этапы личностного развития, моделируя различные ситуации.

Сначала это кризис трех лет и знаменитая фраза «я сама». Когда тебе предлагают помощь, откажись и попробуй выполнить все самостоятельно (делать этого не стоит, если ситуация связана с опасностью для жизни). Затем – кризис 6-7 лет. Научись слышать преподавателей, коллег, наблюдай за их поступками, обсуждай мотивацию. Кризис подросткового возраста и юношества – начни принимать самостоятельные решения, путешествуй, знакомься с людьми, меняй стереотипы, исследуй.

Устройся добровольцем в детском доме, хосписе, доме для престарелых, приюте для животных.

Обговори с ответственными людьми круг обязанностей, регулярно и тщательно их выполняй.

Учись составлять краткосрочные и долгосрочные планы и их исполнять.

Сначала пусть это будут планы на день, потом на неделю. По истечении срока каждый раз проверяй, насколько реальность совпала с планом.

Начни жить самостоятельно.

Это должна быть своя квартира, свой доход, который бы покрывал расходы.

Запишись на курсы по риторике.

На них часто проводятся дискуссии, в которых нужно доказать свою точку зрения. Умение отстаивать ее придет вместе с пониманием логики событий, уверенностью в себе и осознанием собственной независимости.

Избегай притворства, наивности.

Как видишь, цель упражнений – научиться смотреть на мир по-взрослому, брать на себя ответственность.

Инфантильность может быть признаком задержки умственного развития. В этом случае требуется тщательно разработанная программа социализации. Есть вероятность, что девушка никогда не перестанет вести себя как ребенок.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

‍ЛИЛЯ БРАЙНИС,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Отсутствие инстинкта самосохранения

Дети часто чувствуют себя неуязвимыми: «Со мной никогда ничего не случится». Но при этом если в 6–8 лет они хотят быть пожарными, подводниками или пилотами — то лет в десять уже начинает проявляться инстинкт самосохранения: дети постепенно осознают, что самолет может разбиться, а в подводной лодке люди заперты на несколько месяцев. Этот инстинкт самосохранения присутствует даже у самых сорвиголов. 

Если же у подростка этот инстинкт как будто не проявляется, если он постоянно лезет туда, где слишком опасно, если он становится паркурщиком и зацепером — это серьезный признак, который нельзя оставлять без внимания и просто списывать на характер и темперамент. 

Некоторые дети играют в очень опасные игры, а родители даже не знают, что их сын — зацепер на крыше электрички или игрок в «беги или умри» (когда подросток должен под съемку на телефон перебежать дорогу прямо перед быстро едущей машиной). 

Однако игры на грани жизни и смерти — это, как убеждены психологи, способ заглушить боль одиночества. 

Рассказ врача-реаниматолога из центра Рошаля: 

«Спасли девочку-зацепера, слетевшую с электрички. Все, что надо было зашить внутри, зашили, состояние стабильное — но правую руку она потеряла. 

И вот девочка приходит в себя после наркоза, я сижу у постели. У меня второе образование — психиатрическое, огромный опыт работы, но даже я с ужасом жду ее пробуждения и понимаю, что ее физическое спасение — только начало. Дальше она должна с этим жить, и прежде всего — пережить тот факт, что рука теперь одна! 

И вот она открывает глаза, улыбается мне после сна — и тут поворачивает голову к правому плечу, видит, что там ничего нет… бледнеет. И я понимаю, что вот тут и начинается настоящая работа по ее спасению! И ее должны продолжить родители после того, как от нас ее выпишут…» 

Что такое депрессия: симптомы у подростков и виды ее проявления

Я использую некоторые ярлыки, которыми классифицирую всех депрессивных детей по особенностям поведения:

  • Зомби – они занимаются бесцельными делами, например «зависают» в телефоне, просматривают ленту социальных сетей, играют в компьютерные игры.
  • Загадка. Налицо – никаких симптомов. Но при этом юный пациент значительно меняется, могут быть внешние изменения, например, смена имиджа.
  • Жертва. Они чувствуют себя обиженными, покинутыми, ущемленными. Чаще всего они сами примыкают к более сильному сверстнику.
  • Ширма. Внешне они успешны в учебе, счастливы, но глубоко в душе сильно переживают. Они нуждаются в поддержке.
  • Проблема. Для них каждый день – испытание. И это видят все вокруг. Такое состояние может продолжаться на протяжении нескольких лет. И хотя сложно назвать расстройство сильным, оно выматывает и пациента, и родителей.
  • Бунтарь. Налицо: раздражительность, обидчивость, желание все сделать наперекор.

История из жизни

«После развода Ольга М. воспитывала дочь Марину самостоятельно, без поддержки со стороны отца ребенка. Денег в семье постоянно не хватало, потому женщина была вынуждена несколько лет работать на двух работах, приходила домой поздно вечером и не могла уделять дочери достаточно внимания. По мере взросления ребенка в семье участились конфликты: Марина обвиняла мать в разводе, утверждала, что Ольга М. не позволяет отцу навещать её, упрекала в холодности и безразличии. Во время острых конфликтов в речи девочки мелькали фразы, которым Ольга поначалу не придала значения, считая эмоциональным шантажом: «Лучше умереть, чем так жить!», «Хочу уснуть и не проснуться», и т.д. Ольга всерьез испугалась, когда обнаружила в истории браузера ссылки, которые её дочь забыла удалить: 12-летняя девочка искала в Сети советы, как можно быстро и безболезненно уйти из жизни».

Что в таких случаях делать родителям? Нельзя заниматься нравоучениями, высмеивать подростка, устраивать скандал, выносить проблему на общее обсуждение. В первую очередь, нужно постараться вызвать подростка на доверительный разговор тет-а-тет и предложить вместе посетить центр психологической помощи. Ребенок должен знать, что его проблемы можно решить.

Поговорив с дочерью, Ольга предложила вместе съездить в центр психологической помощи, не упоминая, что обнаружила в истории браузера напугавшие её ссылки. На встречах с психологом Марина вначале вела себя замкнуто, «раскрывалась» с неохотой. Девочка признавалась, что дороже и ближе матери у неё человека нет. Вместе с тем, у Марины было острое ощущение, что она лишь обуза для семьи, что именно из-за нее им так тяжело. Случалось, что Ольга в порыве гнева бросала фразы типа: «Если бы не ты, мне бы не приходилось пахать как лошадь. Я все для тебя делаю, а ты даже спасибо мне порой сказать не хочешь».

Мать была обижена на дочь, что та не желает помочь ей хотя бы с домашними хлопотами, а дочь – злилась на то, что единственный родной человек как будто не замечает ее, не видит ее слез и переживаний, «даже в кино со мной ни разу не сходила». Встречи с психологом иногда проходили только с девочкой и были направлены на стабилизацию ее эмоционального состояния, иногда – только с матерью, где разбирались семейные конфликты и пути выхода из них, а чаще – совместно, чтобы помочь научиться понимать друг друга. После работы со специалистом доверительные отношения матери и дочери удалось восстановить, после чего депрессия и суицидальные мысли больше не возвращались к ребенку».

Как проявляется депрессия у подростков согласно возрастным характеристикам

Вместе со взрослением происходят значительные изменения организма и психики. Самый сложный и подверженный психическим расстройствам возраст – это с 15 до 19 лет. Почему? Именно тогда приходится больше всего стрессов – первая любовь, подростковая жестокость, переживания за родителей и экзамены. Вторая характерная для всего периода черта – это повышенная эмоциональность, обидчивость. Это нормальное проявление, ведь шалят гормоны. Также не хватает реального жизненного опыта, проявляется юношеский максимализм. Ребенок смотрит на весь мир через увеличительное стекло, считает каждую маловажную ситуацию настолько значимой, буквально переломным моментом.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

До 15 лет депрессия встречается редко, но предпосылки для возникновения недуга уже могут появиться. Помните о том, что даже легкая степень недомогания со временем и после воздействия дополнительных стрессовых факторов может превратиться в весьма серьезную.

Как понять, что у подростка 10-12 лет депрессия: присмотритесь к общему состоянию организма. Если ребенок часто болеет, подхватывает любую инфекцию, а также неохотно питается, можно предположить наличие расстройства. Кроме снижения массы тела из-за нежелания есть, появляются классические для школьника симптомы: заторможенность реакции, потеря интереса к былому хобби, неусидчивость, промахи в учебе, сонливость, апатия. Причинами могут стать: непонимание в семье, переход в средние классы.

После 12 лет и до 14 проблемы связаны напрямую с гормональной перестройкой. На фоне взрывающихся гормонов появляются сложности самоопределения. Именно в этом возрастном периоде возникают группы, а в них – социальные роли. Причинами депрессивного расстройства могут быть сложные отношения со сверстниками и родителями, до сих пор значительную роль играют школьные успехи. Ребята боятся, что их будут ругать за неуспеваемость, сравнивать с другими.

Но проще всего впасть в депрессию подростку в возрасте от 15 до 19 лет, так как в этот период на психику сильно влияют:

  • Экзамены (ГИА и ЕГЭ), поступление в техникум, вуз, первая сессия – мощнейшие источники стресса для неподготовленного организма.
  • Необходимость делать осознанный важный выбор, самоопределиться – раньше большинство решений принимались либо родителями, либо социумом.
  • Самосознание, философские мысли, попытка определить свое место в жизни – по этой причине многие начинают делать татуировки, примыкать к неформалам и проявлять иное девиантное поведение.

Первые любовные отношения.

Рекомендации девочке

Важно научиться любить себя

Предлагаю Вашему вниманию советы подростку, который считает себя некрасивым.

  1. Не стоит принимать близко к сердцу обидные слова, которые произносят ровесники. Возможно, они просто завидуют.
  2. Примите то, что стандарты красоты не всегда одинаковы. Необходимо осознать, что парням нравятся и полненькие, и худенькие девочки. У каждого свой вкус. Мальчишки не обращают внимания на какие-то недостатки в фигуре, их интересует целостный образ девушки.
  3. Научитесь любить себя. Осознайте, что у Вас есть и достоинства, и недостатки, как и у любого человека. Но не стоит зацикливаться на проблемных местах. Необходимо научиться принимать себя такой, какой есть. Также можно стремиться стать лучше, пытаясь что-то изменить в себе. Например, если имеются проблемы с лишним весом, займитесь спортом, если есть прыщи воспользуйтесь косметическими средствами, помогающими с ними бороться. Также нужно понимать, что со временем, когда закончатся гормональные перестройки, внешность изменится в лучшую сторону.
  4. Научитесь хвалить себя, даже за малейшие победы. Радуйтесь своим достижениям, балуйте себя безделушками, отдыхайте так, как Вам хочется.
  5. Занимайтесь саморазвитием. Это позволит повысить свою самооценку, стать интереснее для ровесников.
  6. Расширяйте круг своего общения, ищите людей, которые будут ценить Вас за внутренний мир.
  7. Если Вы считаете, что имеются неправильные черты лица, все можно подправить при помощи хорошего макияжа.
  8. Если не нравится, как выглядят волосы необходимо подобрать для них правильный уход, прическу.
  9. Не устраивает вид груди, при помощи бюстгальтера можно изменить все, и размер, и форму, ведь лифчик все равно прячется под одеждой.
  10. Считаете, что у Вас недостаточный рост, можете начать носить обувь на каблуках или платформе. Если высокий — носите на низком ходу.
  11. Проблемы с фигурой могут регулироваться при помощи подобранного питания, регулярных физических нагрузок.

Теперь Вы знаете, что делать, если считаешь себя некрасивой, как помочь девочке, которая в этом убеждена. Помните о том, что внешность не всегда играет важную роль в жизни человека. Необходимо понимать, что в подростковом возрасте в организме происходят определенные изменения, которые отображаются и на внешности. Со временем гормональный фон нормализуется, произойдут изменения в фигуре, уйдут прыщи и девочка превратится в прекрасного лебедя.

Как отличить истинное намерение от манипулирования?

Различают три вида суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Демонстративное суицидальное поведение носит театральный характер

Это форма эмоционального шантажа, с помощью которого ребенок пытается манипулировать окружающими, чтобы получить их интерес и внимание, добиться сочувствия, уйти от наказания за совершенный проступок, отомстить за нанесенную обиду. Если дело заходит дальше угроз, то попытка самоубийства происходит в явном расчете на спасение и редко заканчивается смертью.

Аффективный суицид носит спонтанный характер и всегда происходит в моменты сильнейшего психоэмоционального напряжения, на пике негативных эмоций. Суицид в состоянии аффекта может быть спектаклем, рассчитанным на «благодарных зрителей», но также может оказаться хоть и мимолетным, но истинным намерением. Предсказать эти попытки сложнее всего.

Наиболее опасным является истинный суицид, который чаще всего приводит к смерти. В этом случае подросток долго вынашивает замысел, ищет самые эффективные способы уйти из жизни, выбирает время и место, где ему не смогут помешать. При демонстративном суицидальном поведении обычно используют отравление неядовитыми веществами, порезы вен, имитацию попыток повешения. При истинном – в подавляющем большинстве случаев выбирают самоповешение и прыжки с высоты.

Распространенный миф гласит: человек, действительно собирающийся наложить на себя руки, не говорит об этом, не демонстрирует свои намерения, наоборот, тщательно скрывает их, молчит. Это не так. Большинство подростков, которые собираются покончить с собой, предупреждают об этом окружающих: прямо или намеком. Потому нельзя оставлять без внимания любые слова или фразы, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью

Даже если вы понимаете, что ребенок прибегает к эмоциональному шантажу и угрозам с целью напугать, произвести впечатление, обратить на себя внимание, вытребовать поблажки или материальные ценности. Такое поведение – не норма, оно свидетельствует о наличии серьезных проблем

Каких именно? Это сможет установить только специалист.

Если вы не знаете к кому обратится за помощью, начните с посещения психолога. Будьте готовы к тому, что, если уже были попытки суицида и существует хоть малейшая опасность их повторения, вас могут направить на консультацию к психиатру. В этом случае гораздо важнее сохранить жизнь ребенка, чем реноме в глазах окружающих. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее сможете изменить ситуацию.

Как войти в депрессию в подростковом возрасте девочке и мальчику: половые различия

Обычно разница в том, что женская половина скорее замыкается в себе, становится более плаксивой, а вот парни больше бунтуют, часто начинают употреблять алкоголь, пробовать наркотики, курить.

Мальчишки, впадая в крайности и связываясь с самой отпетой компанией, таким образом пытаются уйти и отдалиться от несправедливости мира. В алкогольном опьянении подросток чувствует себя счастливым, ведь в компании нет учителей, заботливых родителей и других взрослых.

Девочка может стать одиночкой, потерять самооценку. Все ее собственные черты (и внешность, и умственные качества) подвергаются самокритике. Она не чувствует себя привлекательной, иногда начинает самоутверждаться за счет парней. Девушки взрослеют, становятся привлекательнее, вступают в сексуальные связи. Разрыв с возлюбленным действует на них очень болезненно.

И алкоголь, и беспорядочные отношения могут привести к очень плачевному исходу. По сути, это выражение одного и того же протеста, просто разными способами. Необходимо вовремя позаботиться об оказании помощи юному пациенту, чтобы не дождаться суицида.

Особенности подростковой влюбленности

13-16-летний ребенок идеализирует своего возлюбленного. Он постоянно испытывает чувство восхищения, наслаждения от общения с ним. Подростковая любовь совсем не похожа на серьезное взрослое чувство, у нее свои особенности:

Advertisement

В 11-12 лет любовь со стороны мальчиков проявляется в виде грубых выходок, дерганий за косички, мелких потасовок с возлюбленной
Девочки же реагируют на внимание жалобами и нытьем, делая вид, что им это очень не нравится. По мере взросления подростки учатся проявлять свои чувства по-другому, как взрослые.
Подросток идеализирует объект своей любви
На отношения смотрят сквозь розовые очки

Это приносит много боли при расставании.
Первая любовь редко бывает взаимной

Детям важно чувствовать поддержку со стороны близких в этот момент.
Влюбленные дети, если чувства взаимные, мечтают о будущем, даже о создании семьи. Это не фантазии, а их настоящее убеждение. Не стоит их сразу разочаровывать.
Насмешки над влюбленностью от взрослых воспринимаются как предательство, издевательство и непонимание

Такое поведение родителей может привести к разрыву связи с ребенком.
Дети не отождествляют любовь и сексуальные отношения. В 11-14 лет о физической близости подростки задумываются крайне редко. К интиму первые чувства приводят ближе к 15-16 годам.
Когда подростки расстаются, у брошенного возлюбленным ребенка возникает чувство, что мир рухнул. Это самая настоящая трагедия. В этот момент важно быть рядом, стать другом своему сыну или дочери.
Влюбленные подростки чаще скрывают свои чувства от родителей. Им легче обсуждать переживания со сверстниками.
По мнению психологов, подростки до 15-16 лет в 90% случаев любят не партнера по отношениям, а свои новые эмоции, переживания. И этот опыт им необходим для последующей жизни

Не стоит их сразу разочаровывать.
Насмешки над влюбленностью от взрослых воспринимаются как предательство, издевательство и непонимание. Такое поведение родителей может привести к разрыву связи с ребенком.
Дети не отождествляют любовь и сексуальные отношения. В 11-14 лет о физической близости подростки задумываются крайне редко. К интиму первые чувства приводят ближе к 15-16 годам.
Когда подростки расстаются, у брошенного возлюбленным ребенка возникает чувство, что мир рухнул. Это самая настоящая трагедия

В этот момент важно быть рядом, стать другом своему сыну или дочери.
Влюбленные подростки чаще скрывают свои чувства от родителей. Им легче обсуждать переживания со сверстниками.
По мнению психологов, подростки до 15-16 лет в 90% случаев любят не партнера по отношениям, а свои новые эмоции, переживания

И этот опыт им необходим для последующей жизни.

Как проявляется трудное поведение у подростков

Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:

<<Текст на фоне>>

Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки

Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: