6 причин плохой памяти у школьников, и что с этим делать

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Подростковое внимание ​

Внимание — способность человека сконцентрировать свои познавательные процессы на конкретном объекте с целью его всестороннего изучения. . Одна из главных особенностей развития ребенка в 10-12 лет — он, в отличие от младшего школьника, может управлять своим вниманием

Уровень концентрации подростка на каком-либо виде деятельности носит порой избирательный характер. Простой пример: ребенок очень внимателен и сосредоточен, когда занимается любимым хобби или играет с друзьями, но в школе на уроке он может постоянно отвлекаться, поскольку считает занятие скучным

Одна из главных особенностей развития ребенка в 10-12 лет — он, в отличие от младшего школьника, может управлять своим вниманием. Уровень концентрации подростка на каком-либо виде деятельности носит порой избирательный характер

Простой пример: ребенок очень внимателен и сосредоточен, когда занимается любимым хобби или играет с друзьями, но в школе на уроке он может постоянно отвлекаться, поскольку считает занятие скучным.

Именно невнимательность часто «тормозит» умственное развитие ребенка 13-15 лет и старше, а также становится причиной плохой дисциплины и успеваемости в школе. Но по мнению многих психологов, у этой проблемы скорее социальный характер, она не определяется какими-либо нарушениями в развитии познавательных процессов — ребенок всегда более внимателен к тем объектам, которые ему интересны. Задача родителей — помочь подростку развивать способность концентрироваться. Не менее важную функцию берут на себя учителя в школе — подача учебного материала должна быть интересной и соответствовать возрастной группе детей.

Развивать внимание у подростка крайне важно. Это учит его :

  • длительное время быть сосредоточенным на конкретной деятельности;
  • вычленять из списка задач наиболее значимые для себя;
  • выполнять задачи, состоящие из многих операций;
  • быстро «переключаться» на выполнение других задач, если этого требуют внешние обстоятельства.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Как заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских  нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Развитие логического мышления у дошкольников

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Развитие логического мышления у детей

Исправление почерка у школьников

Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Развитие высших психических функций у детей

Развитие математических способностей

Развитие математического мышления

Подготовка детей к математике в школе

Грамотеи

Левши – особенные дети

Долгожданные зимние каникулы

Как справиться с третьей четвертью

Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет

Лето: один на один с гиперактивным ребенком

Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.

Консультации психолога для родителей

Причины рассеянного внимания и плохой запоминаемости у детей

В большинстве случаев проблемы такого рода связаны с неврологическими расстройствами. Причем в раннем возрасте подобные проблемы могут не проявляться совсем, но в начальной школе они резко обостряются. При этом факторы бывают первичными, то есть они становятся первопричиной рассеянности, или вторичными — когда патологический процесс запускается сопутствующим заболеванием. Поэтому укажем основные факторы, которые могут спровоцировать СРВ:

  • заикание;
  • дефекты речи;
  • задержка психомоторного развития;
  • энурез;
  • травмы позвоночника;
  • нервный тик;
  • аутизм.

При выборе тактики коррекции поведения ребенка с СВР очень важно установить истинную причину нарушения, потому что от этого зависит прогноз на будущее

Первые тревожные звоночки — когда нужно обратиться к врачу

Родители часто отмечают, что ребенок плохо запоминает материал, который предлагают преподаватели в установленные сроки, поэтому заставляют малыша буквально зазубривать его, не вникая в смысл. Естественно, что такой подход вызывает не только протест и отторжение, но и показывает малую эффективность. Механическое зазубривание абстрактных слов и предложений без мыслительной деятельности — нездоровый подход, который нисколько не решает проблему.

Мнение родителей о том, что их ребенок имеет проблемы с памятью, может быть результатом завышенных ожиданий. Понять, субъективна ли оценка, поможет специалист, он же расскажет, как укрепить и развить память у ребенка. В число признаков, указывающих на явное расстройство функции памяти, входят:

  • проблемы с ответом на прямые вопросы;
  • сложность в исполнении инструкций от родителей и преподавателя;
  • проблемы при выполнении задач, которые кажутся ребенку сложными, постоянное откладывание их на потом;
  • проблемы с упражнениями, в которых необходимо обрабатывать значительный объем информации и запоминать ее.

Многие из этих признаков наблюдаются у детей, родители которых создали для них слишком загруженный график дня. Большое количество секций и кружков после посещения школы ведут к перенапряжению, плохому сну, повышенному эмоциональному раздражению, что обязательно скажется на функции памяти. Установить точную причину и рассказать, что делать при развитии памяти ребенка, сможет лечащий врач после обследования и беседы с малышом.

Причины ухудшения памяти

Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.

Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими:

  1. травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания;

  2. деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви;

  3. заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память;

  4. болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности;

  5. психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности;

  6. лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства;

  7. алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности;

  8. гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти;

  9. дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания;

  10. бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.

Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний.
К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память.

При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти?». Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.

Причины дислексии

Заболевание связывают как с морфологическими изменениями в центральной нервной системе (ЦНС), так и с социальными факторами.

Нарушения ЦНС

При развитии дислексии важную роль играют расстройства работы мозговых центров, отвечающих за речь и чтение. К их поражению могут приводить:

  • Черепно-мозговые травмы, в первую очередь – с повреждением височно-теменной области доминантного полушария.
  • Инфекционные заболевания, поражающие головной мозг: корь, краснуха, различные варианты герпетической инфекции, грипп и др.
  • Поражения ЦНС во время родов, родовая травма.
  • Внутриутробная гипоксия, обусловленная патологиями плаценты, обвитием пуповиной, врожденными пороками сердца и т.п.
  • Токсическое поражение головного мозга во внутриутробном периоде, связанное с употреблением алкоголя и медикаментов беременной, гемолитической болезнью плода и др.

Социальные факторы

Нарушение чтения также может развиваться в результате психосоциальных факторов, среди которых чаще всего ведущую роль играют:

  • Недостаточность речевого общения с ребенком.
  • Педагогическая запущенность – отсутствие обучения, необходимого воспитания. 
  • Слишком высокий темп обучения новому материалу, в том числе – грамматике. 
  • Госпитализм – ряд физических и психических изменений, обусловленных длительным отлучением матери от ребенка, чаще всего из-за пребывания на стационарном лечении. 
  • Общее недоразвитие речи, несмотря на сохраненный интеллект и полноценный слух. 

Генетические факторы

Доказана генетическая дислексия и ее способность передаваться по наследству, поскольку частота появления патологии среди родственников дислексиков значительно выше ее распространенности в общей популяции. 

Веские доказательства наследственной природы заболевания были получены в близнецовых исследованиях: одновременное появление дислексии у обоих детей варьирует в пределах от 68 до 100% для однояйцевых и от 38 до 52% для двуяйцевых близнецов. К настоящему времени выявлено шесть генов, которые могут быть связаны с нарушением чтения: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2, ROBO1, MRPL2 и C2orf3 .

Кто в группе риска?

В большинстве случаев ранние признаки дислексии можно отметить уже в дошкольном возрасте. О повышенном риске развития этого нарушения принято говорить при наличии следующих обстоятельств:

  • Сопутствующие нарушения устной речи.
  • Раннее начало обучения грамматике при недостаточной сформированности устной речи.
  • Посещение школы в раннем возрасте, при психологической неготовности к обучению.
  • Ребенок левша или переученный правша.
  • Использование сразу нескольких языков (билингвизм) в семье.
  • Продолжительные или хронические заболевания в раннем детском возрасте. 
  • Поражения центральной нервной системы. 

Осложнения педикулеза

Нередко заболевание осложняется наслоением вторичной инфекции. Это может быть пиогенный стрептококк и золотистый стафилококк. Причинами появления является постоянное расчесывание кожи. Могут развиться гнойные процессы в виде лимфангита, флегмоны, бактериемии.

Если поражается ресничный край, то развивается блефароконъюнктивит.

Встречаются случаи, когда после полного выздоровления у детей отмечается невроз. Он характеризуется навязчивыми идеями о наличии насекомых: ребенок расчесывает голову, ему кажется, что кто-то в волосах шевелится. При осмотре кожа головы чистая, без признаков насекомых.

Пружинин Марк Юльевич
врач – педиатр

Очень часто при педикулезе ребенок становится асоциальным. Появляется ложный стыд. Малыш закрывается в себе. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, свяжитесь с нашими докторами. Они дистанционно расскажут как помочь ребенку адаптироваться в этой ситуации, подскажут шампуни для устранения паразитов, будут на связи в любое время суток.

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих

пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин

что делать

определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти

в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе

улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Важная информация о методах улучшения памяти

Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребенку до посещения врача. Правильную терапию сможет подобрать только специалист после полного комплекса нейропсихологической диагностики. Но существует ряд рекомендаций касательно образа жизни, которые помогут малышу лучше справляться с задачей запоминания информации. Для улучшения памяти детям рекомендуется выполнить следующие действия:

Организация распорядка дня. Создание режима, в котором достаточное количество времени отведено на занятия и отдых, положительным образом влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Полноценный сон и распределение умственных нагрузок в течение дня помогут снизить нагрузку на нервную систему, что с большой долей вероятности улучшит функцию памяти.
Пересмотр рациона ребенка

Недостаточное количество витаминов и микроэлементов могут стать причиной плохой работы мозга, поэтому важно, чтобы в ежедневном меню присутствовали яйца, рыба, мясо, фрукты и овощи. Потребление сладостей, газированных напитков и полуфабрикатов стоит ограничить.
Регулярные физические нагрузки

Занятия спортом улучшают кровообращение во всем теле и в головном мозге в частности. Кроме того, детям важно находить выход энергии, так что идеальным вариантом будет посещение спортивной секции 2–3 раза в неделю.
Тренировка функции памяти путем заучивания стихов и выполнения специальных упражнений
Как только малыш станет способен учить и рассказывать стихи, стоит регулярно уделять внимание этому виду деятельности. Существует также огромное количество упражнений для тренировки памяти, которые может порекомендовать специалист.

Перечисленные выше меры помогут улучшить функцию памяти независимо от причины ее возникновения. Но если проблема лежит глубже и связана с хроническими патологиями, травмами или органическим поражением мозга, стоит подключить медикаментозную терапию. Специалисты нашего Центра точно и оперативно поставят диагноз, а также назначат результативное лечение плохой памяти у ребенка. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» оборудован всем необходимым инструментарием для проведения диагностики, а врачи больницы имеют высокий уровень профессионализма и большой опыт в коррекции патологии.

Прогноз и профилактика

Дети с дислексией, которые начали получать необходимую помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения в достаточной степени, чтобы преуспеть в начальной и средней школе.

В то же время детям, у которых дислексия была выявлена в старших классах, намного труднее овладеть навыками, необходимыми для хорошего чтения. Они, вероятно, будут отставать в учебе и, возможно, никогда не смогут наверстать упущенное. При тяжелых формах дислексии улучшить навыки чтения до высокого уровня практически невозможно. 

Важно отметить, что дислексия не является результатом нарушений интеллекта. Несмотря на наличие дефектов чтения, люди с таким диагнозом могут быть очень талантливы и добиваться значительных успехов, например в творчестве. . Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр

Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи

Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр. Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: