Как прокачать знания и навыки для медфака

Как избежать разочарования на первых курсах

Мои родители — медики, так что я выросла в этой среде и довольно хорошо представляла учёбу в медуниверситете. Многие термины мне были знакомы, и я всегда могла задать вопросы родителям. Для других студентов выбор специальности не всегда бывает осознанным, ведь разница между терапией и педиатрией для выпускника школы не очевидна.

Часто ребята, которым легко даются биология и химия, сдают ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим предметам. Без глубоких знаний математики остаётся поступать только в медицинский. С высокими баллами по профильной математике вариантов больше: например, можно поступить на биологический, химический факультет, а в МФТИ — на «Молекулярные технологии» или «Биомедицинскую инженерию».

Не каждый абитуриент медвуза понимает, на каком факультете он хотел бы учиться. Довольно трудно выбрать между стоматологией, педиатрией и лечебным делом. А ведь ещё существуют факультеты клинической психологии и фармакологии — чтобы сориентироваться и принять оптимальное решение, нужно собрать информацию о каждой специальности.

Чтобы познакомить школьников с медициной и дать представление о врачебных профессиях, я придумала курс «Хочу быть врачом». За 15 занятий ученики 7–9-х классов узнают об основных органах и системах человека с точки зрения медицины. Мы разбираем распространённые заболевания, способы их диагностики и лечения.


Пройти бесплатное занятие: спецкурс по медицине

Например, я рассказываю, как распознать инфаркт — это важно, потому что помогает спасти жизнь. В результате школьники будут понимать, на чём специализируется хирург, чем интересна стоматология, как работают кардиолог, педиатр и гастроэнтеролог

Всем, кто хочет самостоятельно разобраться в специфике медицинских профессий, я советую читать статьи о болезнях и врачах в «Википедии». Ещё полезно расспрашивать знакомых медиков об их работе, а студентов медвузов — об учёбе и практике.

Об ответственности и трудностях

Как правило, с этой профессией дети определяются заранее, как минимум за несколько лет до окончания школы. Так и дочь моих друзей вот уже несколько лет как решила стать врачом, но родители не одобряют её выбор. Их опасения связаны с распространёнными представлениями об этой профессии: кровь, раны, слишком долгая учёба.

Прежде всего нужно понимать, что глубинный позыв, который толкает человека выбрать эту профессию, — желание помочь. Если кто-то принял для себя такое решение, тем более в школьные годы, — это прекрасно. Большинство школьников представления не имеют, кем быть после получения аттестата. Поэтому, если ваш ребёнок определился и делает какие-то шаги в сторону своей будущей профессии, это нужно всячески поощрять и поддерживать, развивать необходимые качества. Нельзя сказать, что профессия врача сложнее или тяжелее других, но, естественно, человек, который становится на этот путь, должен иметь в виду несколько важных моментов.

Во-первых, врач становится независимым в своём деле значительно позже, чем специалисты других профессий. В обычных ВУЗах человек спустя пять лет обучения может работать наравне с коллегами и быстро подняться по карьерной лестнице. В медицинских высших учебных заведениях процесс обучения действительно долгий. Студент становится врачом не в момент получения диплома, а только спустя годы работы. Институт даёт базу, фундамент, умение работать с информацией. Узкопрофильная подготовка проводится после института и занимает как минимум пять лет (два года ординатуры, три — аспирантуры). И конечно, с учётом того, что врачи несут ответственность за жизнь людей, то первые робкие шаги в профессии жёстко контролируют более опытные наставники

Поэтому в самостоятельное плавание доктор отправляется существенно позже, и это важно понимать

Во-вторых, несмотря на высокую востребованность, профессия врача в среднем оплачивается не очень высоко, хотя доход докторов зависит от многих факторов. Нужно терпение и понимание того, что значительную часть своей жизни будущий врач будет не слишком финансово успешным. Как говорят, хороших врачей не много, а обеспеченных — ещё меньше. Если понимание этих аспектов присутствует, то можно смело поступать в медицинский ВУЗ.

Этап 2: первичная аккредитация

Ранее этого этапа не было. До реформ 2016 года молодой врач по окончании вуза получал диплом, но не имел права вести самостоятельную медпрактику. Сначала он должен был пять лет отработать интерном в больнице или поликлинике под присмотром опытного врача-наставника.

С введением понятия аккредитации Минздрав РФ упразднил интернатуру. Теперь молодой врач имеет право приступить к медицинской деятельности сразу после получения диплома и прохождения первичной аккредитации. Рассмотрим подробнее этапы аттестации и требования, которые теперь предъявляют к молодым медикам.

Этапы первичной аккредитации

Для удобства студентов медвузов Министерство здравоохранения совместило процедуру первичной аккредитации со сдачей госэкзаменов. Поэтому каждый выпускник на шестом курсе обязательно проходит два дополнительных аккредитационных испытания:

  • тестирование;
  • оценку практических навыков.

На этапе тестирования медику предлагают пройти компьютерный тест, состоящий из 60 заданий. Чтобы молодой врач получил возможность перейти к следующему этапу аккредитационных испытаний, он должен за 60 минут правильно ответить минимум на 70 % вопросов, что составляет 42 и более верно решенных задачи.

Так как тестирование компьютерное, студенты могут пройти его удаленно. Также отметим, что типовые тестовые задания и вопросы есть в свободном доступе, и будущий врач может заранее подготовиться к экзамену.

Второй этап первичной аккредитации – оценка практических навыков молодого специалиста. Чтобы справиться с испытанием, выпускник вуза должен за 50 минут правильно решить минимум три задачи из пяти предложенных. Особенность этапа оценки практических навыков состоит в том, что для постановки условий задач члены аккредитационной комиссии могут использовать реальных стандартизированных пациентов, а также объемные тренажеры, манекены и муляжи.

Все задачи из экзаменационной базы также есть в свободном доступе, что помогает молодому врачу заранее подготовиться к испытаниям. Но если всё-таки он заваливает один из этапов аккредитации, ему дают еще две попытки на пересдачу. В случае третьего незачета выпускник вуза может снова попробовать свои силы в прохождении аккредитации, но только не ранее, чем через 30 календарных дней и в соответствии с расписанием работы аккредитационной комиссии.

Кроме получения студентом отрицательной оценки при аккредитации, есть и другие причины, по которым он может не пройти испытания. Например:

  • студента заметили за нарушением дисциплины и установленного порядка проведения аттестации – было зафиксировано использование шпаргалок или попытка воспользоваться средствами мобильной связи;
  • студент не явился на аттестационное испытание.

Когда аттестация пройдена успешно

Когда аттестация пройдена, выпускник медвуза признается полноценным врачом и может сразу же приступить к самостоятельной практике в больнице или поликлинике. Минздрав РФ составил перечень должностей, которые могут занимать молодые специалисты во всех организациях здравоохранения вне зависимости от формы собственности и ведомства без необходимости обучения в ординатуре. К этим должностям относятся:

  • стоматолог;
  • терапевт;
  • педиатр;
  • врач клинической лабораторной диагностики;
  • врач функциональной диагностики;
  • эпидемиолог;
  • гигиенист;
  • статистик.

Если молодой врач желает вести меддеятельность по направлению, которое не входит в указанный перечень, ему необходимо сначала отучиться в ординатуре.

Сложно ли поступить в мед

Что касается сложности поступления в медицинский ВУЗ, здесь стоит отметить, что она ничуть не превышает сложность поступления в какой-либо иной.

Если есть желание, поступление в медицинский реально

Вам все так же необходимо будет сдать ЕГЭ по основным предметам (русский язык и математика).

А также профильные предметы, которым будут уделять внимание, особенно в условиях конкурсного отбора на бюджет. Стандартными профильными дисциплинами при приеме в медицинских ВУЗах являются биология и химия

Стандартными профильными дисциплинами при приеме в медицинских ВУЗах являются биология и химия.

При изучении биологии, особенно, если вы еще и занимаетесь с репетитором, особое внимание стоит уделить анатомии, которая будет изучаться на младших курсах университета. Некоторые ВУЗы требуют также знания по физике, а соответственно и её сдачу в формате ЕГЭ

Некоторые ВУЗы требуют также знания по физике, а соответственно и её сдачу в формате ЕГЭ.

Прежде, чем выбирать экзамены для сдачи и готовиться к ним, необходимо тщательно изучить все требования учебного заведения на его сайте или при личной встрече с его сотрудниками, к примеру на «дне открытых дверей».

Поступать ли в мед

Как правило, стремятся стать врачами те, кто мечтает помогать людям, сражаться с болезнями, приносить пользу обществу.

А еще необходимы хорошие отношения с биологией и химией, ведь именно эти предметы придется сдавать на ЕГЭ.

Оцените и свои личные качества: склонны ли вы к альтруизму, нравится ли вам взаимодействовать с людьми, хватит ли сил для напряженной работы.

Пройдите карьерное ориентирование. Его плюсы очевидны:

  • точный подбор специальности и направления для учебы;
  • рекомендации по выбору вуза и программы обучения;
  • обсуждение профессий с точки зрения их востребованности и перспективности.

Всесторонне рассмотрев проблему, вы сможете определиться, нужно ли вам поступать в мед.

Советы старшеклассникам

Не смотреть сериалы

Смотреть сериалы про врачей — совет неоднозначный. Порой они подогревают интерес и мотивируют узнавать новое. В то же время содержание этих сериалов далеко от реальности. Зарубежные сериалы вообще не соответствуют происходящему в российской медицине. Пожалуй, стоит посмотреть «Доктор Хаус»: там рассказывают о необычных заболеваниях, а главный герой демонстрирует потрясающее клиническое мышление.

Читать книги врачей, о врачах и не только

Когда я была в школьном возрасте, мне было интересно, как развиваются смертельные болезни. Я штудировала «Википедию»: читала про аутоиммунные и хромосомные заболевания. Позднее я прочитала несколько книг, которые меня впечатлили, например, «Когда дыхание растворяется в воздухе» Пола Каланити. Это автобиография нейрохирурга, который умер от рака, но до последнего работал и писал книгу.

Коллега П. Каланити нейрохирург Генри Марш тоже рассуждает о жизни и профессии врача в своей книге «Не навреди». Автор посчитал важным поделиться историей своих сомнений, успехов и ошибок, чтобы молодые специалисты могли их избежать.

Серия книг «Сенсация в медицине» без заумных терминов рассказывает о работе отдельных органов, тканей и систем. Мне особенно понравились «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» и «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами».

Если говорить о художественной литературе, то стоит обратить внимание на канадского автора Артура Хейли и его «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». А ещё я рекомендую прочитать «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза

Эта книга продолжает логику книги «Эгоистичный ген», где автор излагает остроумный взгляд на эволюцию.

Учиться онлайн

Я бы с удовольствием посоветовала разные очные и онлайн-курсы, а также погружения и образовательные лагеря о медицине для школьников, но их, к сожалению, нет. При этом с приходом пандемии основным образовательным каналом для будущих медиков становится онлайн-обучение.

Подписывайтесь на околомедицинских и медицинских блогеров, смотрите интересное на ютьюбе, например про эпидемии чумы или холеры. Это не поможет успешно сдать ЕГЭ, но даст понимание, ради чего врачи проходят свой долгий образовательный путь.

Предметы на 1 курсе медицинского университета

Самыми сложными в мединституте считаются первые три года учёбы. В это время студентам необходимо выучить много теоретической информации, без которой нельзя приступать к практической работе. Особенно тяжело бывает первокурсникам.

Что же изучают на 1 курсе медицинского университета? Самые важные предметы этого года следующие:

  • анатомия;
  • гистология;
  • медицинская биология;
  • химия;
  • физика;
  • латинский язык.

Помимо перечисленных, в программу первого курса часто включают такие предметы как культурологию, основы психологии, философию, английский и русский языки.

Давайте подробнее посмотрим, что из себя представляют предметы на первом курсе в медицинском вузе.

Анатомия — наука о строении человеческого тела. Её называют царицей медицинских дисциплин. Без этих важных знаний ни один студент не сможет стать хорошим специалистом.

Анатомия — базовое знание, которым должен обладать любой медик

Гистология — дисциплина, направленная на изучение строения, жизнедеятельности и развития тканей живых организмов.

Медицинская биология — наука, которая изучает биологическое происхождение людей, законы эволюции и изменения, которые происходят в человеческой популяции.

Латинский язык — обязательный предмет, без которого невозможно приступать к изучению многих медицинских дисциплин, например, к фармакологии. Освоив его, вы не только сможете с лёгкостью читать все подписи в анатомическом атласе и выписывать сложные рецепты пациентам, но и блеснуть в компании крылатым латинским выражением.

Прохождение всех остальных предметов на первом курсе в медицинском институте не должно вызывать вопросов. Особенно если вы хорошо учились в школе и владеете нужными знаниями.

Особенности обучения в медицинском вузе

Если вы поступили в вуз, расслабляться рано. Приготовьтесь к усиленной учебе и отсутствию свободного времени. Как показывает практика, большое количество студентов отсеивается уже после первой сессии.

Первые 3 курса вы будете получать основные базовые знания. Вас ждет много профильных предметов, таких как анатомия, гистология, психология, физиология, латынь и т. д. Многое придется изучать самостоятельно, преподаватели укажут лишь нужное направление. Практические работы в начале обучения будут в основном в лаборатории вуза.

На последних курсах вы получите более углубленные знания и практические навыки по выбранному направлению. У вас будет доступ к пациентам в качестве помощника врача. Существует даже возможность устроиться на работу фельдшером, санитаром или медсестрой. В конце обучения вас ждет практика в больнице или поликлинике.

Сколько предметов в медицинском институте

Что изучают в медицинском университете? Мы рассмотрели самые основные предметы. А всего за шесть курсов студенты проходят более 60 дисциплин!

Условно, все предметы в медицинских вузах делятся на доклинические и клинические. Первые изучают до третьего курса включительно, а клинические — начиная с четвёртого.

С третьего студенты начинают посещать производственные практики. А на шестом сдают государственный экзамен, который состоит из трёх этапов:

  1. Теоретический этап: студентам необходимо пройти тестирование и найти ответы на экзаменационные вопросы.
  2. Практический этап в больнице: студенту выдают пациента, за которым он наблюдает, собирает анамнез и ставит верный диагноз.
  3. Практический этап в аудитории: студентам дают ситуативные задачи, которые необходимо решить и поставить верный диагноз по описанию.

Как таковой диплом студенты медицинских вузов практически не пишут. Оно и понятно — чтобы получить высокую квалификацию медика, нужен опыт, а не просто знание теории.

Доступные схемы обучения

Как же все-таки определить сколько учатся в медицинском ВУЗе? Расчет периода обучения основывается на особенностях выбранного профиля образования, а также стартовой точки от которой начинается путь становления медика.

Поступление после 9 и 11 класса средней общеобразовательной школы

Вести речь о том, сколько лет длится обучение в медицинском университете целесообразно относительно тех абитуриентов, которые заканчивают 11 класс. Это обусловлено тем, что на территории Российской Федерации невозможно поступить в ВУЗ после 9 класса (исключения в виде студентов-уникумов рассматриваются как отдельные, частные случаи).

Учеба в ВУЗе требует от 6 лет (4 года бакалавриата, а затем 2 года магистратуры). На аспирантуру потребуется дополнительные 2-3 года обучения.

Если уже по окончании 9 класса есть понимание о готовности посвятить жизнь врачебному делу, то можно подать документы на обучение в колледже на медсестру/медбрата или фельдшера скорой помощи.

Поступление после колледжа

Отучившиеся в медколледже, как и прочие абитуриенты, приходящие на учебу в ВУЗ после школы (11 классов), поступают на аналогичных условиях. Обучение при этом длится аналогичный временной промежуток – от 6 лет (4 года бакалавриата, а затем 2 года магистратуры + до 3-х лет аспирантуры).

Однако следует отметить, что в отличие от школьников, выпускники колледжа имеют явное преимущество, заключающееся в возможности выбора внутреннего экзамена. Еще одним немаловажным плюсом является и то, что выпускникам колледжа обучение дается гораздо легче.

Также во время учебы в ВУЗе после колледжа, имеется возможность совмещения занятий с работой. При этом особо значимым является то, что профессиональная деятельность на рабочем месте может засчитываться, как практика.

Получено 2 совета от психологов

Настя, здравствуйте!Учеба в медакадемии очень тяжелая,и, как говорил мой сын, учась на 3 курсе в медицинском «Я не понимаю тех, кто учится в меде, не собираясь стать врачом!» Выдержать эту нагрузку могут только очень мотивированные люди. Я вас орошо понимаю, страшно говорить маме о том, что хотите бросить учебу, тем более, что столько вложили в учебу, но жизнь все-таки Ваша, и тратить 6 лет жизни на профессию, которую не любите, не стоит. Тем более, что счастья это не принесет. Попробуйте сказать об этом маме очень мягко, говорите о своих чувствах. Пообещайте обязательно учиться. Если учителем русского языка, то придется досдавать? Литературу? А если учителем биологии или химии? Или фармацевтом. То тогда не надо? Настя, решать Вам. Конечно, мама расстроится. А потом успокоится, тем более, что ей будет чем заняться.Лучше дождитесь, когда она родит. Но12 «хвостов» сдать по-моему невозможно!Удачи Вам.

Суржина Оксана Федоровна, психолог,г.Воронеж

10
Хороший ответ

5

Похожий вопрос

Переживаю из-за того, что пойду на 1 курс в 23 года (2 ответа)

Здравствуйте, Настя!

В таких вопросах необходимо все тщательно взвесить, поскольку уже пройдена большая и важная часть пути.

Очень важно прислушиваться к своим ощущениям «С самого детства я решила стать врачом и поэтому мои родители знали кем я хочу стать и поэтому у них не возникало вопросов какие я буду сдавать экзамены и на кого я буду поступать.»

И вот ключевая фраза «Я сама во всем виновата не говорила,что у меня изменились взгляды на то,кем я хочу стать». Любопытно проанализировать, почему вы никому не говорили, что у вас изменились взгляды? Такой важный вопрос — куда поступать, с какой профессией связать свое будущее и вы не обсудили сомнения с близкими, тем более, зная, что  «Сюда было сложно поступить», «Чтобы я поступила,мама продала машину и отчим помог в этом». Вы видели, какие усилия прилагаются для того, чтобы вы поступили и молчали о том, что ваши взгляды изменились?

Еще одна фраза оказалась мне непонятной «У меня День рождения в апреле,поэтому 2 семестр мне с начала дался нелегко» ???Какова взаимосвязь между днем рождением и степенью трудности обучения в академии?

В целом, судя по вашему письму, сейчас вы запутались и в фокусе вашего внимания несколько разных вопросов — учеба в Медакадемии,появление в вашей жизни родного отца, связанное с продажей дома, беременность матери.

Очень важно, чтобы именно сейчас, в этот период времени вы очень четко ответили себе на вопрос — вы не хотите дальше обучаться в Медакадемии потому, что не видите себя в будущем как врача или же вы столкнулись с трудностями обучения в данном учебном заведении, запустили учебу и опасаетесь того, что у вас не хватит сил исправить это положение? И вы начали думать о том, что учеба в Медакадемии — это не ваше призвание и нужно перейти в другой ВУЗ. Почему сейчас важно ответить на этот вопрос? Потому, что сейчас ключевой момент в вашей жизни

Первые два года адаптационные в ВУЗе, вы сталкиваетесь с большим количеством новой информации, учитесь преодолевать себя. И надо очень четко понимать, что это самые трудные годы обучения, поскольку ваша основная задача — перестроиться после школы на ВУЗ. Но в какой — то момент происходит перелом, вы уже знаете основы и ваш проще и легче двигаться дальше

Почему сейчас важно ответить на этот вопрос? Потому, что сейчас ключевой момент в вашей жизни. Первые два года адаптационные в ВУЗе, вы сталкиваетесь с большим количеством новой информации, учитесь преодолевать себя

И надо очень четко понимать, что это самые трудные годы обучения, поскольку ваша основная задача — перестроиться после школы на ВУЗ. Но в какой — то момент происходит перелом, вы уже знаете основы и ваш проще и легче двигаться дальше.

Вспомните себя в детстве, то, как вы мечтали стать врачом, с какими надеждами сдавали экзамены?

И представьте, что вы поменяли профессию, стали, предположим, учителем русского языка. 

Можете даже пройтись по больнице, понаблюдать за работой врачей и пройтись по школе, посмотреть как работают учителя.

Постарайтесь в эти моменты сосредоточиться на своих ощущениях, где находиться вам было приятнее и интереснее.

Учеба — это всего лишь путь к профессии, которая является конечным продуктом

Важно почувствовать какая профессия ваша.Это только внутренние ощущения.Их можно получить только соприкоснувшись с профессией

Мы часто делаем выбор в пользу интуитивных ощущений, потом начинаем сомневаться, теряться, менять варианты. 

Иногда такие перемены необходимы, бывает, что по прошествии времени люди сожалеют о том, что свернули с выбранного пути. Все очень субъективно

Поэтому очень важно прислушиваться к своим истинным ощущениям, а не к тревогам и сомнениям

Тимофеева Нина Геннадьевна, психолог Чита

11
Хороший ответ

Медсестра-помощница vs медсестра-эксперт

В нашей стране медицинская сестра — руки врача. Медсестра не принимает самостоятельных решений по лечебному процессу, ее задача — выполнять распоряжения: раздавать таблетки, делать уколы, ставить градусник. Российские медсестры получают среднее специальное образование: те, что пришли после 11-го класса, учатся два года, а те, что после 9-го — три.

В США медицинская сестра — специалист, права которого почти не уступают врачебным. В целом медицинская сестра имеет гораздо более высокую квалификацию, чем российская. Она не только ставит градусники, но и умеет реанимировать пациента, способна сама собрать всю необходимую информацию о пациенте, передать ее врачу и предложить свою схему помощи. Врачу часто остается только подтвердить назначения медицинской сестры.

Для подготовки американских медицинских сестер существуют различные программы. Большинство оканчивают High School, а потом учатся еще 4–6 лет. Но специалисты, которые собираются работать в реанимации и других сложных отделениях, учатся еще дольше — от шести до восьми лет, почти как российские врачи.

Возможности после окончания вуза

С 2017 года для выпускников медицинских вузов ввели новые правила. После окончания вуза нужно пройти обязательную аккредитацию. Она представляет собой компьютерное тестирование из 60 вопросов. Время выполнения – 1 час. После ее успешного прохождения (нужно набрать не менее 70 баллов) вы сможете приступать к работе в качестве терапевта или педиатра или поступать в ординатуру для получения узкой специализации.

В ординатуре бюджетных мест немного, конкурс большой. Учитываются баллы по тестированию и личные достижения. На бонусы можно рассчитывать, если у вас диплом с отличием, вы получали президентскую или именную стипендию, работали в медучреждениях во время учебы.

В ординатуру можно поступать и по целевому направлению. Нужно найти медучреждение, которое нуждается в специалистах, и получить ходатайство.

После окончания вуза нужно пройти обязательную аккредитацию

Лечебное дело: кем можно работать?

В заключение остановимся на том, кем работают специалисты с дипломом об окончании факультета «Лечебное дело».

Где можно работать?

Еще раз напомним список учреждений, где могут работать специалисты с медицинским образованием:

  • поликлиники,
  • больницы,
  • частные клиники,
  • станции неотложной помощи,
  • бригады скорой помощи,
  • медицинские лаборатории,
  • медико-санитарные части,
  • детские сады,
  • школы,
  • здравпункты при спортивных и учебных заведениях,
  • фельдшерско-акушерские пункты,
  • санэпидемиологические службы и др.

Занимаемые должности

Специалисты по лечебному делу, не имеющие допуска к врачебной деятельности, в основном занимают такие должности, как фельдшер, медсестра, медбрат, ассистент врача, фельдшер-акушер, медицинский статистик и др.

Специалисты среднего звена

Люди, имеющие квалификацию «фельдшер», работают медицинскими специалистами среднего звена, а именно: акушерами, стоматологическими гигиенистами, дезинфекторами, массажистами, медицинскими сестрами, лаборантами, диспетчерами на пунктах скорой медицинской помощи, санинструкторами, заведуют фельдшерско-акушерскими пунктами, здравпунктами, молочной кухней и т.д.

Карьерные перспективы

Фельдшер может рассчитывать на карьерный рост в случае, если продолжит обучение. Получить статус врача можно, лишь окончив вуз и поступив в интернатуру или ординатуру. Выбор узкой врачебной специализации, будь то гинекология, хирургия или т.п., повышает статус специалиста, увеличивает его доходы и открывает широкие карьерные перспективы. Грамотные специалисты с большим опытом работы высоко ценятся. Можно занять важную должность в министерстве здравоохранения, стать заведующим отделением в больнице, устроиться на работу в престижную частную клинику или даже открыть свою собственную.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: