Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей

Основная часть. Упражнение «Выслушай другого» (20 мин).

Родители делятся на пары и садятся напротив друг друга.

Инструкция сначала один выражает свое мнение по поводу заданной темы, а второй внимательно слушает, стараясь запомнить сообщаемую информацию. Затем пересказать как можно ближе к тексту. Ключевые слова: «как я понимаю», «другими словами, ты считаешь», «если я тебя правильно поняла». Затем пары меняются местами.

Пример темы для обсуждения: «Трудности и проблемы в воспитании ребенка».

Обсуждение упражнения.

  1. Получилось ли «хорошо» слышать другого (10 мин)

Информационная часть.

Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Активное слушание создает отношения теплоты, родители могут «влезть в шкуру ребенка», у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.

Приемы активного слушания:

  1. Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник; уточнение – направлено на выяснение, конкретизацию чего-то («Ты сказал, что это происходит давно, а как давно это происходит»);
  2. Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется ты обижен»);
  3. Проговаривание подтекста – это проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника (у фразы: «Мама, а ты не заметила какую уборку я сегодня сделал», подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила»);
  4. Резюмирование используется в продолжительных беседах («Итак, мы договорились с тобой»).

Правила хорошего слушания:

  1. Слушай внимательно, обращай внимания не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимика, жесты, поза).
  2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя приемы активного слушания.
  3. Не давай советов.
  4. Не давай оценок (15 мин).

Упражнение: «Слушать чувства»(15 мин).

Инструкция зачитываем какое-то сообщение от имени ребенка, а задача родителя сформулировать в утвердительной форме те чувства, которые они услышали в этом сообщении.

Примеры сообщений.

  1. «Я больше никогда не буду играть с Олей, она плохая.
  2. «У меня завтра контрольная».
  3. «Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть».
  4. «Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться».

Далее родители, по очереди, называют сообщение, а остальные формулируют чувства.

Чем опасна зависимость от родителей для детей и родителей?

Начнем с родителей, потому что тут все проще и короче. Родители великовозрастных ничего не умеющих детей живут в постоянном страхе, что будет с детьми, когда их самих не станет. И не имеет значения, насколько этот страх обоснован. Практика показывает, что оставшиеся без «халявы» люди достаточно быстро начинают «шевелиться» сами.

Однако такой перманентный страх за будущее своих детей плохо влияет на здоровье пожилых родителей, приводит к проблемам с нервной системой, а все болезни, как известно, «от нервов», потому что центральная нервная система регулирует все процессы в организме. Проблемы с сердцем, преждевременное старение, инфаркты и инсульты – это далеко не полный перечень потенциальных проблем, если ситуация с сепарацией взрослых детей от родителей сильно затянется. Поэтому лучше не затягивать.

Теперь о том, чем такое «затягивание» грозит взрослым детям. Психологи не устают говорить о том, что такое неуместное «долготерпение» выросших детей чревато серьезными последствиями .

Последствия незавершенной сепарации от родителей:

  • Проблемы построения отношений с противоположным полом. Мало кто заинтересован получить ничего не умеющего и несамостоятельного партнера, во всем зависящего от мнения родителей.
  • Проблемы в построении отношений с окружающими. Тут возможны перекосы как в попытках угодить всем подряд, как человек привык угождать родителям, так и неадекватные ожидания, что человеку все кругом должны, причем всегда.
  • Постоянные разочарования в людях. Имея постоянно перед глазами нездоровый образец поведения своих родителей, человек рискует не освоить адекватные ситуации нормы поведения.
  • Проблемы в принятии решений и эффект «обученной беспомощности Если за человека всю жизнь все решают родители, в какой-то момент может обнаружиться, что он не в состоянии решать хоть что-то сам.
  • Неуверенность в собственных силах и заниженная самооценка. Если человек никогда ничего не делал и не добивался сам, уверенности взяться попросту неоткуда.
  • Зависимость от чужого мнения. Человек, привыкший, что мама с папой всегда знают, «как правильно», автоматически переносит право оценивать себя на других людей, не обязательно компетентных в той сфере, в которой они оценивают человека.
  • Проблемы в самореализации и построении карьеры как следствие всего вышеизложенного. Не умеющий принимать решения и брать на себя ответственность человек, который при этом не уверен в собственных силах и выбрал профессию, какую сказали родители, всегда проиграет конкуренцию хорошо мотивированным коллегам, знающим, что и зачем они делают.

Чтобы не попасть в такую ситуацию или как можно быстрее из нее выйти, мы рекомендуем пройти наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений». От себя заметим, что сепарация от родителей во взрослом возрасте – это далеко не самая сложная проблема в психологии, с которой могут столкнуться люди.

Мы желаем любви и взаимопонимания в ваших семьях, и по традиции просим ответить на вопрос по теме статьи:

Как ведут себя зависимые от ребенка родители?

  • поддерживать;
  • направлять;
  • принимать.

Задача родителя«я РЯДОМ с ребенком»Родители же чаще всего действуют по 4 сценариям:

  • Гиперопека. Забота, чрезмерная любовь и контроль — главные сопровождающие в этих отношениях. Только ребёнок в итоге так и не научится сам принимать решения, обозначать свои границы и решать конфликты.
  • Жестокость. Недовольные укоры, замечания, крики. И на блюдечке получается «хороший» ребенок, который ни слова против не скажет. Вырастая, он станет удобным для всех. И вряд ли ему предрекут будущее главы семейной корпорации.
  • Равнодушие. Не наказывают, но и не хвалят. Не осуждают, но и не поддерживают. Какое будущее ждет ребенка? Попытки самому стать идеальным родителем и доказать, как надо было. В укор и от обиды.
  • Жертва. Реализованный человек говорит о себе, а не о своих детях. Родители с поведением «я ради тебя, а ты…» возлагают слишком тяжелый груз на ребенка. Чувство вины и долга будут преследовать его всю жизнь в виде попыток оправдать эту жертву и что-то доказать.

Возраст детского сада — первых классов начальной школы, 5-8 лет

Что нужно ребенку? Принятие, искренность, доверие, умение слушать

В этом возрасте особенно важно научить ребенка доверять родителям, не бояться говорить правду и делиться своими переживаниями. В этот период жизни ребенок начинает усваивать абстрактные понятия

Именно мыслящий разум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать действительность за пределами «я» и «я хочу». В этом возрасте важно научить ребенка искренности, ведь обычно мы врем, чтобы предотвратить опасности наказания. Страх наказания предусматривает внутреннее напряжение и даже если ложь действительно защищает от ощутимой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь, помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это может сделать только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он будет делать свои первые шаги к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Основная часть. Упражнение «Кинематограф» (30 мин)

Цель: сплочение членов семьи и участников группы.

Инструкция каждая семейная пара (родитель и ребенок) сейчас являются режиссерами, которые будут снимать фильм о семье. Необходимо придумать название, жанр и главного героя фильма. Вы должны придумать и инсценировать свой фильм о семье.

Обсуждение упражнения (10 мин).

Занятие № 12 ( для родителей). Тема: «Я — Тема высказывания». «Временной язык».

Цель занятия:

1. Понять психологическое различие между: «Я — высказыванием» и «Ты — высказыванием».

2. Освоить навык «Я — высказывания».

3. Познакомить родителей с понятиями «временной язык» и «постоянный язык».

Совместные творческие занятия с малышами 3-4 лет

Совместное творчество детей и родителей приносит несомненную пользу. Помимо развития интеллекта, внимательности, абстрактного и пространственного мышления, памяти, мелкой моторики, развивается чувство единения с родителем. Малыш чувствует, что мама рядом с ним и поддерживает все его начинания. Это положительно влияет на психическое развитие малыша, дает дополнительный стимул.

Детям нужно прививать творческие способности

Как привлечь детей к творчеству

Следует помнить, что у ребенка еще не сформирован подобный вид совместного досуга, поэтому сначала он может быть немного отстраненным.

К сведению! Нельзя давить на кроху, нужно мягко направить его. Лучше продемонстрировать желание позаниматься с ним в мягкой, завлекающей манере, тогда он непременно присоединится к родителям.

Все действия нужно проговаривать, малыша нужно хвалить и исключить критику. Малыш должен иметь собственные принадлежности, которые не будет бояться испачкать, желателен собственный творческий уголок. Запрещено заставлять малыша, если он не в настроении.

Совет! Занятия пойдут легче, если родитель похвастается совместными достижениями родным. Тогда кроха будет переполнен гордостью и с радостью будет ждать следующих занятий.

Как найти индивидуальный подход к малышу

Индивидуальный подход должен основываться на способностях и потребностях ребенка. Малышу должно нравиться то, что он делает. Ведь люди разные, и дети не исключение. Один малыш с радостью будет рисовать, другой раскрашивать, а третий предпочтет шитье. Неправильно подобранное занятие отобьет весь интерес. Следует внести элемент игры в занятия. Обязательно учитывать, что один ребенок шустр и небрежен, другой же аккуратен и медлителен. Творческие занятия с детьми должны учитывать их особенности. Время занятий у разных деток также может отличаться.

Родители должны помогать развиваться

Как добавить привлекательности творчеству

Правила для родителей:

  • Быть веселым, выражать эмоции искренне.
  • Проводить урок в игровой форме.
  • Необычный формат занятия привлечет больше внимания.
  • Развить у малыша привычку участвовать во всех начинаниях родителей.
  • Заниматься по простым правилам.
  • Хвалить малыша.

Роль рисования в развитии малыша

Рисование дает малышам неоценимые возможности. С помощью рисования чадо:

  • выражает себя;
  • выплескивает негатив;
  • успокаивается.

Рисование помогает развивать мышление

У малыша появляется идея, для создания которой обязательно задействуются участки мозга, отвечающие за память, внимание, образное мышление. Малыш становится более внимательным, учится анализировать и подмечать детали

У ребенка развивается креативный стиль, появляется собственный вымысел, свои фантазии.

Уроки рисования по клеточкам для дошкольников

К сведению! Плюсом является то, что в процессе рисования задействуются руки – так развивается мелкая моторика, а попутно с ней память, зрение и логическое мышление.

Улучшаются речевые навыки, появляется усидчивость. Ребенок развивает талант, а также способен оценить чужое произведение.

Творчество для детей 3, 4 лет обязательно должно включать в себя занятия по изобразительному искусству.

Польза лепки для умственного развития

Творчество с малышами всегда включает в себя лепку. Лепка характеризуется снятием стресса, она отлично влияет на мозг малыша. После лепки большинство детей чувствуют себя спокойными и расслабленными. Лепка положительно влияет на все виды мышления. Кроха учится наблюдать, запоминать и повторять действия взрослого. Улучшается внимательность и терпение. Юный мастер получает возможность выразить свои чувства и эмоции, поэтому в результате развивается фантазия и креативность. Малыш лучше анализирует, становится более восприимчив к математическим измерениям. Дополнительный стимул дают улучшенные речевые навыки.

Совет 5. Настраивайте ребёнка на успех

Родителям свойственно воспринимать ошибки ребёнка как удар по собственной репутации. Как это, мой ребёнок схлопотал двойку? Как это, ребёнок забыл стихотворение на празднике? Мозг обманчив: мы начинаем фиксироваться на ошибках и не замечать успехов. Попробуйте применять правило зелёной ручки. Суть заключается в том, чтобы сначала хвалить, а потом предлагать улучшения. 

Представьте, что учительница возвращает вам написанную контрольную и вы ожидаете, что весь лист перечёркнут красной ручкой с многочисленными замечаниями и восклицательными знаками на полях: это плохо, тут ты забыл, там сглупил. 

Но вместо этого вы получаете лист, где зелёной ручкой подчёркнуто то, что получилось хорошо: ты применил правило, о котором часто забывал; ты исправил ошибку, допущенную в прошлый раз; ты проявил интересный ход мысли. А потом учительница добавляет: подойди после урока, обсудим, как можно улучшить некоторые детали.

Правило зелёной ручки эффективно в любой ситуации. Его применяют даже менеджеры в топовых компаниях: сначала хвалят сотрудника и перечисляют перечень его заслуг, а затем отмечают пункты, над которыми можно поработать.

Выбирая в первую очередь поощрять, а не критиковать ребёнка, вы заложите в него позитивное отношение к провалам: он не будет бояться ошибиться и получить замечание красными чернилами.

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Выбираем слинг и детское автокресло

Наталья Новикова

Педиатр, массажист, физиотерапевт

Развитие ребенка по месяцам

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Питание ребенка

Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.

Этапы сепарации ребенка

1-3 года.3 года.И здесь эту самостоятельность легче всего сломать.4-7 лет.Здесь рушится умение быть самостоятельным и ошибаться.7-12 лет.Подросток.Заключительный этап.Рекомендации родителям от психолога

  • Будьте примером активной жизни. У активных людей, которые наслаждаются жизнью, дети такие же. Потому что они подражают, становятся яблочком под яблоней.
  • Разговаривайте и задавайте вопросы.
  • Примите факт, что дети будут лажать. И это отлично.
  • Развивайте свободу и ответственность. Давайте поддержку и направление, а не будьте костылем.
  • Не помогайте, пока ребенок сам не попросит. Или задайте вопрос: “нужна ли тебе с этим помощь?” Если ребенок жалуется, не решайте за него. Чаще всего он сам в состоянии разобраться.

прямой эфир с психологом Леной Друмой

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Признаки незавершенной сепарации повзрослевшего ребенка

Ни у кого не бывает всех и сразу признаков незавершенной сепарации, потому что часто они вообще противоположны. Вот основные проявления, попробуйте примерить к своей ситуации:

  • Вы чувствуете сильную обиду или злость на родителей за то, что произошло в вашем детстве. Эти чувства мешают вам жить счастливо.
  • Вы принимаете решения с оглядкой на родителей. Что скажет мама? Разрешит ли папа? В сложной ситуации вы не можете самостоятельно решить, что делать. Поэтому почти сразу появляется желание позвонить родителям.
  • Постоянно пытаетесь кому-то доказать, что вы хороший человек и достойны если не любви, то хотя бы уважения. Сильно переживаете, если чувствуете, что родители вами недовольны или будут огорчены вашим поведением.

Вы остро реагируете на критику, всерьез и долго обижаетесь на замечания в ваш адрес. Если кто-то высказал сомнения в ваших решениях или действиях, у вас опускаются руки

Из-за неосторожных слов важного для вас человека вы можете вообще бросить начатое дело.
Вам необходимы постоянные подтверждения вашей нужности и любви к вам. Если близкий человек вас не хвалит или просто не замечает даже непродолжительное время, вы начинаете сомневаться в себе и ваших отношениях с этим человеком.
Вы живете по принципу «буду как мама (или как папа)»

Например, продолжаете династию врачей только потому, что так принято в семье.
Или – другая крайность – выбираете принцип «ни в коем случае НЕ буду, как мама (папа)». Даже если вы знаете, что решение правильное, вы можете от него отказаться, потому что именно так поступили бы ваши родители в подобной ситуации. И вам неприятна сама мысль поступить похожим образом.

  • Вы стремитесь к созависимости. Ваш идеал отношений – это «две половинки одного целого», когда люди ни минуты не могут прожить друг без друга. Уверены, что если уж решили быть вместе, то «теперь нет тебя и меня, есть только МЫ».
  • Вам комфортно занимать детскую позицию в отношениях. С друзьями, в семье, на работе вы чаще оказываетесь в роли младшего или подчиненного. Вас хочется опекать. Окружающие люди часто берут на себя ответственность за вас, ваши поступки, ваше настроение.
  • Вы склонны к тирании и допускаете эмоциональное или физическое насилие в отношениях. О том, как проявляется в отношениях склонность к насилию, посмотрите в статье «17 признаков абьюза в отношениях: ТЕСТ от психолога» (откроется в новом окне).

Основная часть. Информация для родителей.

«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель.

Примеры «Ты — сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя». «Прекрати это делать». «Тебе сто раз нужно повторять одно и тоже и т.д.

«Я – сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера возьмем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.

«Ты – сообщение».

Родитель устал – « Ты меня утомил» — Реакция ребенка « Я – плохой».

« Я — сообщение».

Родитель устал – «Я очень устал» — Реакция ребенка – Папа устал.

Знакомство родителей с моделью «Я — сообщений».

«Я – сообщение включает в себя 3 основных компонента:

  1. Описание ситуации (когда, если), вызвавшей напряжение.
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую).
  3. Предпочитаемый вами исход (Мне хотелось бы).

Пример: « Когда я вижу грязь на полу, мне становится очень обидно. Я бы очень хотела, чтобы ты снимал ботинки в коридоре».

Практическая часть.

Упражнение № 1

(Все сидят в кругу). Родители работают со схемами «Я — сообщения» (см. Приложение № 2).

Инструкция один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, остальные формулируют «Я — сообщения» и затем предъявляют в кругу (15 мин).

Упражнение №2.

Инструкция один из родителей – ребенок, второй – его мама. Проговаривают приготовленное заранее «Ты сообщение» родителю – «ребенку», а задача второго участника в паре переформулировать его в «Я — сообщение».

Затем участники меняются ролями.

Примеры «Ты — сообщения».

«С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь».

«Уроки ты сделать не можешь, комнату убрать свою не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?»

«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты мыл руки после улицы» (15 мин)

Обсуждение упражнения.

  1. Какие чувства Вы испытывали в роли ребенка, когда Вам предъявлялось «Ты — сообщение». Что хотелось сделать или ответить?
  2. Трудно ли было формулировать «Я — сообщения», если да, то в чем состояла эта трудность? (10 мин)
  1. Информация для родителей.

«Временной» или «постоянный» язык.

Примеры фраз на постоянном языке: «Ты всегда играешь, а не занимаешься». «Все время опаздываешь». «Вечно ты бросаешь вещи, где попало».

Примеры фраз на временном языке: «Сегодня твои вещи лежат не на месте». «Ты играешь уже 1,5 часа, а занимался только 10 минут», «Ты опоздал сегодня на 15 минут» (5 мин).

Упражнение № 1 (все сидят в кругу).

Инструкция: каждый из родителей, по очереди, придумывает или вспоминает фразу на постоянном языке, которую он наиболее часто произносит в отношении своего ребенка или членов семьи, а остальные участники переформулируют ее на временной язык (10мин)

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Основная часть. Упражнение «Скульптура». (10 мин)

Цель: исследование межличностных отношений в семье.

Инструкция сейчас каждому из вас нужно будет подумать и слепить скульптуру своей семьи. Кто-то один из вас сейчас будет скульптором, остальные участники — глина. Скульптор выбирает себе того, кто будет папой, мамой или мужем, женой и кого-то на свою роль. Когда скульптура будет готова, скульптор встает на свое место, заменяя участника его изображающего.

Обсуждение упражнения (30 мин).

  1. Какое впечатление от упражнения?
  2. Что было неожиданным?
  3. Что-то хотелось бы сейчас изменить в своей скульптуре?

Упражнение « Покрывало» (10 мин) .

Цель : развитие доверия.

Инструкция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садиться или ложиться на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивают и опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку

Основная часть. Упражнение «Коллаж семьи» (30мин) .

Цель: Сплочение членов семьи.

Инструкция : родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов

Обсуждение упражнения (10 мин) .

Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Репортер» (20 мин) .

Цель: «Исследование межличностных отношений в семье».

Инструкция : ребенок выходит в центр круга. Мама в роли репортера: « Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и ей репортер задает вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на вопросы о тебе, так, как бы отвечала твоя мама. Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представиться именем мамы), о профессии, возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом.

Примерный перечень вопросов: «Скажите, у Вас есть ребенок, как зовут, сколько ему лет?», « Расскажите, какой у Вас ребенок?», «Чем Вы любите заниматься вместе?», «Представьте, что Вас сейчас смотрит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок, если у вас их двое или трое детей. Затем в центр круга вызывается родитель и он отвечает на вопросы о маме из роли ребенка. Перечень вопросов примерно такой же.

Обсуждение упражнения (10 мин ).

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Пассивная роль родителя в образовании детей

Под пассивной ролью я имею в виду неосознанное (или частично осознанное) влияние на учебную позицию, мотивацию ребенка, привычки в выстраивании учебного процесса, положение в школьном социуме и т.д. На все это родитель влияет вне зависимости от степени осознанности.

Родительский пример

Дети на протяжении всей жизни в своем поведении с большей или меньшей очевидностью ориентируются на своих родителей. Например, ребенок, который вырос в семье, где все всегда были и остаются трудягами, может увидеть, что людям комфортно в таком режиме, и перенять стратегию

Причем в данном случае неважно, что говорят в семье о подход к труду, потому что эмоции взрослых в течение и после работы говорят детям гораздо больше. Однако обратная зависимость тоже имеет место: если после работы родители приходят уставшие и злые, вероятность, что ребенок решит минимизировать свою активность в учебной деятельности растет

Родительская оценка

Второй часто неосознанный, но от этого не менее важный вклад в поведение ребенка вносят реакции родителей на его успехи и неудачи. Наша эмоциональная и психическая жизнь течет непрерывно, поэтому мы не способны отследить все эмоциональные реакции и мимические проявления, которые вызывают у нас те или иные стимулы

Однако люди, которым это важно, замечают эти сигналы. 

Детям труднее делать нелюбимые занятия без собственной мотивации, чем взрослым. Учеба в большей или меньшей степени относится именно к нелюбимым, во всяком случае потому, что ребенок ее не выбирал. Трудиться, потому что на примере родителей видно, что это полезно и интересно, или потому, что внутри семьи делят радость за твои успехи — проще.

Мотивация ребенка также сильно зависит от того, нравится ли ему изучать те или иные предметы. Как правило, чем увлекательнее тема, тем интереснее ей заниматься: тогда и оценки хорошие, и усталости меньше, и настроение лучше. Замечательнее всего то, что это увлечение вполне можно превратить в профессию. Получив образование по направлению, которое ему нравится, ребенок и найдет себя, и обретет гармонию в жизни.Чтобы не ошибиться в выборе профессии, предложите ребенку бесплатный тест по профориентации. С помощью нашего теста он узнает сферы, в которых ему будет комфортно развиваться, а также получит список из 3 наиболее перспективных для него профессий. Приятный бонус: еще мы расскажем, в каких вузах и колледжах эти профессии можно получить и какие экзамены для этого надо сдать.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Как понять, что родитель сепарировался от ребенка?

Коуч Ирина Баржак

  • Их не раздражают решения детей. Не расстраивают, не бесят. Они позволяют ребенку получать опыт и, при необходимости, готовы помочь.
  • Они заняты своими делами, проектами, творчеством, а не тревогами и мыслями о ребенке. На встречах с друзьями они 90% времени говорят о себе, а не о детях.
  • Не дают категоричных советов. В их лексике нет повелительного наклонения: «сделай так». Задают вопросы, а не указывают.
  • Они не решают его проблемы: не записывают к врачу 20-летнего сына, не покупают билеты 25-летней дочке, не лечат собаку уже женатого Наследника.
  • Дают право на ошибку, на опыт. Доверяют своему ребенку. Ведь это же их воспитанник, они вложили в него свои ценности — значит, ничего дурного он не сделает.

Как ведет себя НЕ сепарированный ребенок?

  • Ребенок не умеет сам принимать решения. Ждет авторитарную фигуру, которая скажет, что делать.
  • Или же не умеет просить помощи и пытается все сделать исключительно сам.
  • Не умеет анализировать и мыслить критически, обдуманно.
  • Многого ожидает от других и часто разочаровывается. Ему сложно дружить, налаживать связи.
  • Годами «ищет себя» и не может найти. Не понимает, чего хочет. Или вообще не хочет ничего.
  • В отношениях с другими людьми ведет себя по-детски: обижается на мелочи, психует, бросает трубку. Этакие заложники эмоций.
  • Он неуверен в себе. Наивен, чем часто пользуются окружающие.
  • У него нет собственного «я» и понимания: кто я? Что из себя представляю? Чего хочу?
  • Часто совершает нелогичные поступки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: