Особенности развития детей в дошкольном возрасте

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Малыш до 1 года

Младенческий возраст характеризуется, прежде всего, эмоциональным общением, являющимся главным на данном этапе. Все действия новорожденного малыша производятся на инстинктивном уровне, неосознанно: он сосёт грудь или соску, двигает ручками и ножками, плачет, когда хочет есть или испытывает дискомфорт. Но пройдёт всего лишь несколько месяцев, и малыш начнёт осознанно улыбаться, ответит на мамину улыбку первым «агу» и потянется целенаправленно к игрушке. Здесь важным этапом психологического развития будет активное использование слуха и зрения. Достигнув возраста 6-8 месяцев, малыш научится ползать и примется изучать окружающий мир активнее. Он уже способен почувствовать связь между предметом и словом, его обозначающим. Первые слова открывают его словарный запас. К первой годовщине появления на свет малыш проявляет намерение общения с людьми. Он уже выбирает, кто ему нравится, а от кого лучше держаться подальше.

Развитие эмоциональной сферы на третьем году

В этом возрасте возникают эмоциональные реакции на сюжетные игры, взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Но пока дети еще не умеют соблюдать правила запреты, ограничения, плюс примешивается кризис трехлетки. Нередко возникают бурные эмоциональные реакции – крики, гнев, злость, особенно при недостижении тех целей, которые были поставлены.

В общении с детьми возникают трудности, которые провоцируют различную палитру эмоций – при ущемлении интересов возникает агрессивность, эгоцентричность, невозможность сопереживания. Поэтому дети могут драться, щипаться, причинять боль. Они не переносят эти действия на себя и не осознают их последствий.

К трем годам возникает уже эстетическое чувство – дети воспринимают музыку, яркие краски, одежду и украшения, стремятся изучать природу. У них вызывает восторг и бурю эмоций все блестящее, ярко окрашенное, но дети уже отличают красоту от уродства. Возникают первые эмоции влюбленности, ревности, зависти, соперничества

Дети стремятся приковать к себе внимание взрослых

Автор статьи

Врач высшей квалификационной категории

Специальность: иммунолог

Стаж: 24 года

Психика и эмоции детей

Дети дошкольного возраста учатся самосознанию. Одна из особенностей заключается в том, что ребенок от 3 до 7 лет очень ориентирован именно на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес от родителей и сверстников.
Еще одна особенность – с формированием собственного «я» формируются и собственные личные границы малыша, а также понимание личных границ окружающих. Порой вам может казаться, что малыш словно «нащупывает», где проходит грань между «можно» и «нельзя» и насколько он может ее переступить. И это крайне важный навык: так ребенок учится учитывать желания и чувства окружающих, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать (например, если речь идет об играх о сверстниками).
Задача родителей – разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учите его уважать собственные и чужие личностные границы

Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему и окружающим. Показывайте ребенку, что вы понимаете его эмоции, сопереживаете его грусти, разделяете радость, чувствуете его усталость

Помогайте малышу правильно идентифицировать и называть эти эмоции и их причины.

Память и мышление

В начале дошкольного возраста – 3-4 года – память ребенка тесно связана с эмоциональными событиями. Именно поэтому ему гораздо проще запомнить сгоряча сказанную папой фразу, чем всех животных из книжки. К возрасту 6-7 лет память развивается и становится механической: это помогает лучше и быстрее запоминать новые слова, приобретать навыки чтения и письма и готовиться к школе.
Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. В три-четыре года малышу еще сложно обдумывать свои действия, он скорее сперва сделает что-то, и лишь потом подумает. Зато к шести-семи годам малыш уже различает причину и следствие и способен делать выводы на будущее.
Ваша задача как родителей – больше разговаривать со своим ребенком, обсуждать с ним события дня, спрашивать о том, что с ним происходило, а так же терпеливо отвечать на его вопросы.

Социальная адаптация ребенка

Данный процесс проходит в трех основных сферах:

1. Деятельности. Подразумевает освоение и усложнение различных видов деятельности.

2. Общения. Характеризуется постепенным расширением круга общения ребенка, улучшением качества его содержания, овладением общепринятыми правилами и нормами поведения, правильное использование их в различных жизненных ситуациях с участием социального окружения ребенка.

3. Сознания. Характеризуется работой по осознанию себя как личности, формированием самооценки, осмыслением своей роли в обществе. В процессе социализации ребенок одновременно хочет не выделяться из общей массы, быть как все и проявлять свою индивидуальность путем высказывания собственного мнения, стремления к самостоятельности. То есть социальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит одновременно в двух направлениях — индивидуализация и социализация. Это комплексный процесс, направленный на безболезненное вхождение в социум.

Если вхождение в группу сверстников проходит легко и бесконфликтно, то считается что ребенок полностью адаптировался к среде. Если гармонии нет, то малыш может стать неуверенным в себе, у него развиваются фобии, появляется подавленность, замкнутость, нежелание общаться.

Если определенная социальная группа отвергает ребенка, то он может стать неконтактным, агрессивным. В ряде случаев социализация осложняется в силу наличия объективных психических или физических проблем. В этом случае ребенок часто становится асоциальным и не вписывается в общество. Таким малышам нужна помощь психолога или социальная реабилитация для правильной коррекции нарушений и реинтеграции в социум.

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Теория когнитивного развития по Жану Пиаже

Заслуга Пиаже заключается в том, что он подошел к вопросу развития мышления у детей как к центральному процессу их развития, в котором ребенок выступает как активный его участник, любознательный и экспериментирующий исследователь-ученый, ставящий опыты и взаимодействующий с окружающим миром. В ходе этого исследования и интеракции с окружающей действительностью ребенок развивает свои когнитивные способности и приобретает ценные навыки осмысления мира и явлений.

До этого в данной теме главенствовала дискуссия о том, какие факторы предопределяют развитие и характеристики человека – «природные» факторы: врожденные свойства и биологическое созревание, либо «приобретенные»: выученные и приобретенные свойства, влияние среды (nature vs nurture). Данная дихотомия является ложной, т.к. и те, и другие факторы играют свою роль.

Подход Жана Пиаже отталкивается от другой предпосылки – в центре оказывается вопрос о том, какие открытия делает ребенок в своем развитии и какие навыки приобретает в процессе. Стадии развития, которые выделил Пиаже, отражают главные вехи этого пути. Их всего четыре.

Но, прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению каждой из них, необходимо уточнить несколько важных понятий, введенных швейцарским психологом. Пиаже считал, что на основе своих экспериментов и взаимодействия ребенок строит некие теории или идеи, которые Пиаже назвал схемами (нем. schema, schemata). Это концепции или ментальные конструкции (модели), которые ребенок использует, чтобы категоризировать и интерпретировать информацию. Например, если в опыте малыша были собаки, у него есть схема для них, и, встречаясь с новыми собаками, он будет узнавать в них именно таких животных.

Созданные схемы могут видоизменяться и дополняться двумя основными способами:

  • Ассимиляция – процесс усвоения информации, похожей или сравнимой с имеющейся. При этом ребенок добавляет новую информацию в уже существующую схему. Например, у ребенка были в опыте большие мохнатые собаки, но видя в первый раз чихуахуа, он соотносит такого песика с привычными собаками в своей схеме.
  • Аккомодация – процесс изменения имеющихся схем на основе новой информации. В этом случае новые данные не вписываются в старые схемы – для них пока не существует подходящей модели, и человек модифицирует свое понимание. Например, ребенок может называть лису собакой, потому что у него есть схема лишь для последних. После того как родители его поправляют и объясняют, что это лиса, а не собака, он корректирует свои схемы.

Данные процессы присущи не только малышам, познающим мир, но и взрослым. Эти два процесса имеют место на протяжении всех четырех стадий развития, выделяемых Пиаже.

Ребенок в двух-трехлетнем возрасте

Малыш в два года способен на самостоятельные поступки: может надеть штанишки, кушать ложкой и т. д. Уже научившись немного фантазировать, он с большим интересом играет своими игрушками. Особенно нравятся ему простейшие групповые игры.
Двух-трёхлетние детки весьма подвижны: неустанно бегают, поднимаются на носочки, прыгают, даже ловят равновесие на одной ноге. Если дать ребёнку в этом возрасте пальчиковые краски, он будет очень доволен. Двухлетний малыш «фонтанирует» графикой, оставляя на бумаге кружочки, чёрточки, закорючки. Его «каллиграфия» совершенствуется к трём годам, всё более вразумительными становятся рисунки: можно уже распознать цветок и домик. Малыша нужно обязательно хвалить за эти успехи, для него такая реакция очень важна. Впоследствии это не позволит ему закрываться в себе и прятать собственные способности. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к печатному слову: с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки. Некоторые услышанное пересказывают и даже сочиняют сами. Но другие малыши только в этот период начинают говорить и формировать свой лексикон. В этом случае желательно посетить психолога и логопеда, чтобы определить, нет ли каких отклонений развития, и есть ли повод для беспокойства.

Особенности этого возраста:

  • Социально-эмоциональное развитие. Ребёнок проявляет фантазию и самостоятельно играет, в том числе в простые групповые игры. Стремится понравиться другим, подражает сверстникам.
  • Моторика рук и общая моторика. Учится ходить на носочках, бегать, удерживать равновесие на одной ноге. Спрыгивает со ступеньки, сидит на корточках, открывает ящики и потрошит их содержимое, использует ножницы, открывает крышки, рисует пальцем, играет с глиной и песком, нанизывает бусы.
  • Зрительно-моторная координация. Крутит пальцем телефонный диск, воспроизводит простые формы, рисует чёрточки, режет ножницами.
  • Предметно-игровая деятельность и восприятие. Картинки рассматривает, умея выбирать парные по образцу. Уверенно разбирает пирамиду, но складывает, невзирая на размеры колец.
  • Психическое развитие. Простые рассказы случает увлечённо. Знает значение таких количественных и качественных слов-характеристик как «маленький-большой», «сухой-мокрый», «пустой-полный». Любимый вопрос «Что это?». Способен воспринимать чужую точку зрения. На абсурдные вопросы способен отвечать отрицательно.
  • Понимание речи. Быстрый рост словарного запаса. Воспринимает сложноподчинённые предложения «Когда я вернусь с прогулки, я буду…», вопросы «Что лежит на столе?», воспринимает объяснения «Почему?» и «Как?». Может выполнить сложносоставную инструкцию «Сперва вымой руки, а потом садись за стол».

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Я сам!

Для кризиса первого года характерны следующие признаки :

  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.

Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.

Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.

Формирование личности малыша

Разберемся подробно, что такое личность ребенка. Часто взрослые люди неверно трактуют проявление личности своего чада. Буйные капризы или слишком тихое поведение не являются личностью. Это скорее реакция малыша на определенные явления его жизни.

Формирование личности ребенка, по мнению ученых, начинается еще в утробе. Это спорное мнение имеет много возражений. Новорожденные дети совершенно по-разному реагируют на внешние раздражители, и этот факт доказывает наличие у него зачатки личности.

Трактовка понятия личность подразумевает:

  • проявление воли;
  • разумное осмысление окружающего;
  • свободу решений;
  • проявление чувств.

Равноправное взаимодействие этих качеств делает человека личностью. Отказывать ребенку в праве принимать определенные решения, значит ограничивать развитие воли. Задачей взрослого человека остается объяснения малышу последствий его действий.

Обратите внимание на то, как ребенок исследует окружающее. На ранних этапах это проявляется в виде сломанных игрушек, порванных книжек, оторванных обоев, рисунков на любой поверхности

Все это попытки анализировать мир вокруг себя. А это доказательство еще одного проявления личности. Любая ситуация требует адекватной реакции родителей, для ребенка она закладывает базу стандартов. На них он будет опираться во взрослой жизни.

5.Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается
переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом «горькой конфеты» — ребенку плохо, но он старается
этого не показать.Психологическая готовность к школе — сложное образование,
предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной
сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности — личностную
(мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.Интеллектуальная готовность включает в себя:
— ориентировка в окружающем;
— запас знаний;
— развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать,
классифицировать объекты);
— развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.);
— развитие произвольного внимания;Мотивационная готовность к школе включает в себя:
Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там
интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый
ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Развитие личности ребенка

Не простая задача родителей — развитие личности ребенка — часто становится предметом споров. Общество требует от семьи, чтобы они заботились о малыше согласно нормам. Реальность преподносит разные ситуации. Несмотря на это, родители обязаны стремиться развивать своего малыша.

Основным рычагом развитием остается огромное количество внимания. Это важный и сложный момент формирования личности. Общаясь с родителями, ребенок нарабатывает систему ценностей. Его личностные качества формируются под влиянием старших. Обучающие программы, игры головоломки, чтение сказок остается дополнительными инструментами для развития его личности.

Домашнего окружения.

Первый способ понимать свои эмоции, лежит через его мать . Ребенок узнает о любви, заботе, поддержке и помощи, через нее. После этого у него появляются различные виды эмоций, как положительных, так и отрицательных. Счастья, страх, тревога, ревность, гнев и застенчивость — ребенок начинает показывать всё это. Опять же, это зависит от родителей, чтобы ребенок включал в себя положительные эмоции, в его личности оставалась в стороне от негативных. Ребенок нуждается в обеих родителях, матере, а также в отце для развитии своей личности. Заочный папа или тот, кто остается в стороне от дома в течение длительного времени, может иметь негативное влияние на ребенка. Чтобы гарантировать, что ребенок, вырастет уверенным в себе, есть некоторые вещи, которые родителям делать нельзя, это: слишком авторитетное поведение, чрезмерное дисциплинирование ребенка, часто ругать ребенка, наказывать его строго, критиковать ребенка, препятствовать ему, сравнивать его с другими и давать предпочтение другому ребенку.

Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка

Другие виды деятельности ребенка. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель
определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения
с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят
на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил
игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней
дети, куклы, другие игрушки и предметы.
— тема;
— Сюжет — та сфера действительности, которая отражается
в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны
главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения
новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты
— производственные, военные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более
устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только
10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в
4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники
способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые
игры у них растягиваются на несколько дней.
— роль (главная, второстепенная);
— игрушки, игровой материал;
— игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях
взрослых, которые воспроизводятся ребенком)Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут
хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения
действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это
сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за
ними отношений

Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный»
хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность
действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим
из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение

Собственно
предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются
речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.
Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные
отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого человека.Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя»
или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)

Общество и развитие личности у ребенка.

Есть несколько теорий, которые говорят, что личность человека напрямую связана с генами. Тем не менее, почему братья и сестры развиваются совсем в другую личность? Никто еще ​​не нашел ответа на этот вопрос. Тогда есть еще одна теория, которая говорит, что среда, в которой ребенок развивается и составляет его личность. Родители ребенка, учителя, друзья, знакомые, его домашняя обстановка, его школьная среда — все это имеет большое влияние на формирование его личности. Наконец, события, которые человек переживает и в каком возрасте, подросток или совершеннолетний, играет главную роль в определении его реакций, его чувств, его эмоциональной косметики и способов поведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: