Кратко о стихотворении «Гамлет»
Это произведение является особенным – именно оно открывает цикл стихотворений, написанных Юрием Живаго. В нем поднимается непростая тема взаимоотношения человека и общества. В анализе стихотворения «Гамлет» Пастернака следует отметить, что здесь важную роль играет конфликт героя и общества.
Лирический герой понимает, что человеку приходится притворяться. И он был согласен играть эту роль. Но со временем герой понимает, что не в этом его предназначение. Он отказывается принимать лицемерие, навязанное обществом. Гамлет Пастернака готов к трудностям, с которыми ему придется столкнуться, но внезапно осознает, что сражаться ему придется в одиночку.
Гамлета Пастернака не стоит сравнивать с доктором Живаго. Это самостоятельный герой, имеющий свои убеждения и особый внутренний мир. Это герой, который готов бороться с несправедливостью общества за свободу и возможность раскрыться творческому потенциалу.
История создания
Стихотворение «Февраль» считается одним из самых любимых произведений поэта. Оно было написано в 1912 году, но после этого Борис Леонидович его несколько раз редактировал.
- В 1913-м году вышел сборник стихов «Лирика», куда было включено «свеженаписанное» стихотворение «Февраль».
- В 1928 году стихотворение претерпело первые изменения. Автор внёс поправки в текст, начиная с 7-й строки.
- В 1945 году Борис Леонидович вновь возвратился к совершенствованию «Февраля», включив новый его вариант в сборник «Избранное». Но спустя 10 лет поэт решил остановиться на первоначальном варианте стихотворения 1912 года.
Следует отметить, что на момент написания поэтом данного стихотворения действовал ещё календарь «старого стиля», то есть отстававший на 13 дней от нового календаря, следовательно, первые тринадцать дней «нового» марта были ещё февралём по старому стилю. Данное уточнение необходимо для более полного осознания написанного. Автор упоминает грачей, которые сидели на ветках как «обуглившиеся груши», но грачи прилетают во второй половине марта по новому стилю, следовательно, в начале весны по старому стилю. Из вышенаписанного можно сделать вывод, что «ранние» грачи – это авторское допущение.
Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» едва ли не самое загадочное произведение двадцатого столетия. Мистическая составляющая таиться в том, что он не подлежит стандартному анализу произведений, который существовал в XIX веке и начале XX столетия. Если рассматривать роман с точки зрения «классического анализа», то резко всплывают элементы так называемого авторского произвола. Это подчеркивает необходимость иного подхода к произведению. Совпадение будет лишь одно: частная судьба призвана дать представления о закономерном, но сами закономерности понимаются не так, как было принято ранее, когда человек рассматривался как социальное явление. Человек должен был своей судьбой являть непреодолимое действие социально-исторических законов. Однако при анализе романа «Доктор Живаго» становиться очевидным, что судьба главного героя утверждает торжество частного, индивидуального над общим. Роман был написан не о том, как исторические события влияют на человека. А о том, как человек влияет на историю. Именно истории в романе принадлежит самостоятельность бытия. Ей сообщен творческий характер. Человек и история – равновеликие и равноправные начала. Но история входит в роман образами, определяющими символическое значение того или иного конкретного исторического явления в культуре народа.
Главной темой романа «Доктор Живаго» становится тема взаимодействия человека и истории. Однако историческое бытие понимается Борисом Пастернаком по-своему. Оно развертывается в художественной ткани романа собственно философией и собственной историей.
Русская литература входит в рома различными способами. При помощи романа Пастернак создает синтетический образ русской культуры, подвергающийся испытаниям, но не могущий быть уничтоженной, а следовательно культуры бессмертной. Природа в романе также бессмертна.
Главный герой романа не случайно представлен поэтом даже в большей мере, чем врачом. Мы помним, что художник и поэт у Пастернака- это вечный заложник времени. Значит его взгляд на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности. Он может поддаться искушению и принять временное за проявление вечного. Только духовно независимый человек в любых обстоятельствах способен оставаться самим собой. Все это для того, чтобы сохранить лицо. Так Юрий Живаго не сторону ни одного из враждующих лагерей.
Свидетельство Живаго о своем времени – стихи, написанные в его бумажках, найденные уже после его смерти в его бумагах. Перед нами целая книга, которая имеет собственную композицию. Это книга стихов открывает стихотворением о Гамлете, который в мировой литературе стал образом раздумья над характером собственной эпохи.
Завершается эта поэтическая книга стихотворением Гефсиманский сад. В нем звучат слова Христа, обращенные Петру, защищавшему Христа мечом от пришедших его схватить и придать мучительной смерти. Перед нами в сущности оценка Юрием Живаго событий происходящих в его стране. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор и установить истину. Книга стихотворений Живаго – это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью.
«Определение поэзии», анализ стихотворения Бориса Пастернака
Борис Пастернак – один из самых противоречивых писателей первой половины XX века. Его творческий потенциал начал формироваться в очень сложное для России время, на рубеже исторических эпох
В те часы представители литературной элиты серьезное внимание уделяли вопросам философии. Они постоянно спорили о роли личности в истории, предназначении творчества, гражданской позиции мастеров слова
Не оставался вне этих процессов и Борис Пастернак. Как и многие его современники, он пытался осмыслить и выразить свое понимание поэзии. В этом плане стихотворение «Определение поэзии». написанное Пастернаком в 1917 году, можно считать программным. Другое дело, что автору в ту пору было всего двадцать семь, и вполне естественно, его взгляды на поэтическое слово претерпели со временем некоторые корректировки.
«Определение поэзии» – стихотворение небольшое, всего 16 строк. Написано анапестом. Так в стихосложении принято называть трехстопный размер с ударением на последнем слоге. Рифмовка во всех строфах перекрестная – АВАВ.
Вероятно, Пастернак не ставил задачу удивить читателя необычной формой. Для него было гораздо важнее наполнить необыкновенной мощью внутреннюю часть произведения, вдохнуть в каждую строчку свой молодой эмоциональный заряд. Отсюда и несколько нарочитая первая часть стихотворения, где слово «это» повторяется в начале каждой строки, всего 7 раз.
Пастернак притягивает внимание читателя яркостью красок и громкостью звуков, которыми поэзия, по его убеждению, призвана потрясать этот мир. Предметы и явления оживают, они неразрывно связаны между собой
Образ Вселенной (Пастернак пишет это слово с маленькой буквы) не только опосредован, но и конкретно упоминается в середине и конце стихотворения. Человек – часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя. За несколько лет до стихотворения Пастернака так писал о себе известный российский поэт Константин Бальмонт:
Я – внезапный излом,Я – играющий гром,Я – прозрачный ручей,Я – для всех и ничей.
Пастернак не жалеет выразительных средств, чтобы зажечь читателя своей идеей, активно использует тропы. Поэт очень тонко применяет популярный прием символистов – аллитерацию. когда несколько повторяющихся согласных придают стихотворению особую выразительность. Так, в конструкции «Figaro низвергается градом на грядку» постоянно нарастает звук «р», а в словосочетаниях: «круто налившийся свист». «щелканье сдавленных льдинок». «ночь, леденящая лист» – звуковой эффект создают шипящие и свистящие согласные.
Красиво усиливают мелодичность текста олицетворения и сравнения. «небосвод завалился ольхою». «звездам к лицу б хохотать»
«ночи так важно сыскать»
Литературоведы часто обращают внимание и на оригинальный синтаксис стихотворения. Автор отдает предпочтение коротким безличным предложениям
Слова как бы стихийно вырываются из бездны. Подобная хаотичность свойственна дикой природе. Если в прозаическом произведении можно применять сложные предложения, то в поэтическом жанре все должно быть точно, емко, образно. Борис Пастернак глубоко убежден, что такие «волшебные» слова знает только поэзия.
Здесь еще явно ощущается влияние символизма. что господствовал в русской литературе серебряного века. Однако заметны и ростки футуризма – течения, к которому Пастернак был близок в тот период. К сожалению, язык символов понятен не всегда и не всем. Особенно сложными для восприятия оказались пятая и шестая строки стихотворения:
Это – сладкий заглохший горох,Это – слезы вселенной в лопатках.
Пастернаку пришлось даже объяснять читателям суть столь вычурных метафор. Дело в том, что в старину лопатками именовали стручки молодого гороха. Они рано или поздно раскроются, а горошины рассыпятся, будут выплаканы.
В стихотворении много контраста: Фигаро и грядка, небосвод и ольха, т. е. высокое неотделимо от низкого. В любой момент они могут поменяться местами. Это и есть литературное обрамление философского понятия о единстве и борьбе противоположностей. Таков и финал стихотворения, где вселенная Пастернака оказывается местом глухим.
Символизм и футуризм в ранней лирике Б. Пастернака
Ранняя лирика Б. Пастернака – это лирика высокого романтического накала, которая обращена к глубоким личным переживаниям поэта, проникнута ощущением единства личности с миром. Лирика Пастернака по своему содержанию – это поэзия природы и любви.
Напряженность передаваемых эмоций, переживаний получила выражение в оригинальных, но зачастую сложных метафорах. К ранней поэзии можно отнести и самокритическое замечание поэта о «неотвязной субъективности» как привычной области. Этим обусловлена трудность его понимания. М. Горький, который высоко ценил поэтический талант Пастернака, отмечал, что слишком тонка в его стихе связь между образом и впечатлением. Горький объяснял это неопределенностью мирового хаоса в сознании Пастернака.
Первая книга Б. Пастернака вышла в свет в 1914 году под названием «Близнец в тучах». Название подразумевало созвездие «Близнецов» и было намеком на путеводную звезду в начале творческого пути Пастернака. Позже поэт скажет, что необычное заглавие этого сборника – это свидетельство о подражании «космологическим мудреностям», которые были характерны для книжных заглавий символистов.
В 1917 году была издана вторая книга Б. Пастернака «Поверх барьеров». В ней говорится о попытке поэта превозмочь романтическое мировосприятие и поэтическую манеру, связанную с ним. В понимании Б. Пастернака футуризм был новаторским подходом к обычным явлениям, воспринятым в аспекте вечности. Футуризм Пастернака проявляется в:
- тяготении к первичной «детскости» мировосприятия;
- затрудненности художественной формы;
- подчеркнутом использовании звучания слова.
В ранней лирике Бориса Пастернака обозначились темы его будущих произведений:
- Бессмертие творчества;
- Самоценность личности;
- Устремленность лирического героя к иным мирам;
- Сосуществование лирического героя со всем, что есть на свете.
В сборнике «Поверх барьеров» поэт ищет форму самовыражения. Он называет стихотворения этого сборника упражнениями, этюдами. Метонимический характер ранней поэзии Пастернака обусловлен ощущением мира в его целостности, взаимопроникновении личностей, сущностей, явлений. Например, «Петербург» — это развернутая метонимия, при которой осуществляется перенос свойств смежных явлений, в этом случае года и Петра.
Замечание 2
В 1926 году Пастернак в письме к Марине Цветаевой высказал мнение о непозволительном обращении со словом в произведениях этого сборника, о излишнем перемещении ударений, смешении стилей.
В своей ранней поэзии Б. Пастернак отдает дань литературной школе, но в статье «Несколько положений», написанной в 1918 году, звучит мысль о том, что поэт должен быть самостоятельным. Литературные направления символизма, акмеизма и футуризма Пастернак сравнивает с дырявыми воздушными шарами.
Тема вечности и бессмертия в ранней лирике Б. Пастернака
В 1917 году Пастернаком были написаны стихотворения, ставшие основой книги «Сестра моя – жизнь». Позднее поэт отмечал, что писал эту книгу с чувством освобождения от групповых литературных пристрастий. Стихи этого сборника поэт создавал под впечатлением от событий Февраля, которые русская интеллигенция во многом воспринимала метафизически, как духовное перерождение, как преображение мира. В сборнике Пастернака отсутствует политический взгляд на события, происходившие в России. Февраль для поэта – это стирание границы между природой и человеческими условностями, это чувство вечности, сошедшее на землю. Пастернак сам отмечал аполитический характер своего сборника. Стихотворения этой книги были посвящены женщине.
В этой книге нашла выражение авторская концепция бессмертия жизни. Б. Пастернак, занимавшийся профессионально философией, был верен русской философской, богословской и литературной традиции. Его мировоззрения не коснулся революционный нигилизм. Поэт не верил в вечную жизнь души, в частности, души творческой личности.
В 1913 году Пастернак выступил с докладом «Символизм и бессмертие». В нем он отождествлял понятия «поэт» и «бессмертие».
Зимой 1916-1917 гг. поэт задумал написание книги теоретических работ о природе искусства. эта книга получила название: «Гуманистические этюды о человеке, искусстве, психологии и т.д.». В состав этой книги вошла статься «Несколько положений». В ней Пастернак напоминает, что к четырем стихиям итальянские гуманисты добавляют еще одну – человека. Человек, отмечает поэт, является пятым элементом вселенной. Концепция Пастернака о человеке как элементе вечной вселенной стала основополагающей для его творчества. Поэт обращался к Пушкину, Толстому, Лермонтову, Прусту и искал в их творчестве и судьбах подтверждение идеи о внутренней свободе личности и бессмертии души.
Поэт в молодые годы был сосредоточен на вопросах вечности и полагал, что Л. Толстой в вопросах христианства шагнул далеко вперед, привнес свои творчеством «новый род одухотворения».
В сборнике «Сестра моя – жизнь» символом бессмертия является творчество М. Лермонтова, которому посвящена книга. Пастернак всю жизнь пытался раскрыть тайну личности Лермонтова. Поэт полагал, что сумел это сделать в романе «Доктор Живаго». Демон из стихотворения «Памяти Демона» — это образ бессмертного творческого духа М. Лермонтова.
Замечание 3
В лирике Пастернака 1917 года звучала вера в абсолютность и бесконечность бытия, в ней нет ощущения беды.
Вечность бытия проявляется в суете повседневности. В быт врастала и сама вечная природа.
Борис Пастернак ввел в поэзию жанр философских определений. В сборник «Сестра моя – жизнь» поэт включил стихотворения:
- «Определение души»;
- «Определение поэзии»;
- «Определение творчества».
Одной из важнейших категорий ранней лирики Пастернака является душа. Художественное воплощение этого концерта прочитывается в метафорической системе поэта.
***
В траве, меж диких бальзаминов, Ромашек и лесных купав, Лежим мы, руки запрокинув И к небу головы задрав.
Трава на просеке сосновой Непроходима и густа. Мы переглянемся и снова Меняем позы и места.
И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен причтены И от болезней, эпидемий И смерти освобождены.
С намеренным однообразьем, Как мазь, густая синева Ложится зайчиками наземь И пачкает нам рукава.
Мы делим отдых краснолесья, Под копошенье мураша Сосновою снотворной смесью Лимона с ладаном дыша.
И так неистовы на синем Разбеги огненных стволов, И мы так долго рук не вынем Из-под заломленных голов,
И столько широты во взоре, И так покорны все извне, Что где-то за стволами море Мерещится все время мне.
Там волны выше этих веток И, сваливаясь с валуна, Обрушивают град креветок Со взбаламученного дна.
А вечерами за буксиром На пробках тянется заря И отливает рыбьим жиром И мглистой дымкой янтаря.
Смеркается, и постепенно Луна хоронит все следы Под белой магиею пены И черной магией воды.
А волны все шумней и выше, И публика на поплавке Толпится у столба с афишей, Неразличимой вдалеке.
Образы и символы
Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром». Лирическим героем является сам Борис Леонидович, каждое стихотворение которого имеет оттенки пейзажной лирики.
Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере.
В данных строках представлены два необычных, метафоричных образа. Многие произведения Бориса Леонидовича наполнены звуками, и данное стихотворение не исключение: «грохочущая слякоть», «благовест», «клик колёс», «шумней чернил и слёз», «ветер криками изрыт».
Вторая строфа интересна тем, что в ней нет конкретного образа, но присутствует ощущение движения, причём поэт описывает не «проплывающие» пейзажи, а «едет» лирический герой сквозь звуки колокола, стук колёс, едет туда, «где ливень еще шумней чернил и слез», то есть тоже в «звук».
Третья строфа изобилует образами: «обугленные груши», «сухая грусть», «дно очей». Данные метафоры кратко и точно описывают восприятие поэтом окружающего.
Черные грачи для автора схожи с плодами груши, хоть и не являются золотыми, они обугленные, то есть обгорелые от «черной весны», упомянутой в первой строфе («Весною черною горит.»).
Грачи являются весенними птицами, являются символом марта, признаком весны! Также они символизируют проницательность, мудрость. В стихотворении они «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Почему же грусть сухая? Возможно, потому, что она без слёз, она приятная для поэта, вдохновляющая.
В стихотворении «Февраль» поэт часто упоминает черный цвет. Но с традиционным символическим значением пастернаковский черный никак не связан. У автора черный – это противоположность белому, то есть зиме, а это значит, что черный – это тепло, это перемены, это символ возрождения природы.
Чернила, как ещё одно проявление «черноты» в стихотворении, тоже заслуживают особого внимания. Они являются символом вдохновения, символом потенциальных возможностей. Плач, который упоминает автор в начале стихотворения и в конце – это сам процесс создания стихотворения, соответственно, «достать чернил и плакать» можно перевести так: вдохновиться и создать произведение.
Для Бориса Леонидовича особенной является стихия воды. В «Феврале» слово «вода» не употреблено ни разу, но поэт пишет о «слякоти», о «ливне», о «слезах», о «лужах».
Вода – это символ чистоты, источник жизни, а дождь – символ очищения, плодородия. Объединив данные значения и перенеся их на стихотворение Пастернака, можно предположить, что поэт «замаскировал» в произведении освобождение от оков зимы, прозрение. Слёзы можно рассмотреть как «внутричеловеческий» дождь, то есть освобождающий от душевных оков, позволяющий обрести гармонию.
В данных строках автор как бы сопоставляет ливень и слёзы, что является доказательством вышенаписанного.
«Стихи слагаются навзрыд», то есть поэт изливает душу на лист бумаги, делится своими мыслями, переживаниями с читателем, от чего ему становиться легче, лучше, свободней.
Основные мотивы лирики Б. Пастернака
Имя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман «Доктор Живаго» Пастернак получил Нобелевскую премию. Но судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве.
Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого писателя обвиняли в формализме и отсталости мировоззрения. Его отказывались печатать, просто игнорировали.
Конечно, Пастернак переживал все это очень тяжело.
В письме к Ольге Ивинской он писал: «Я подавлен всей идущей кругом жизнью, полетом, огромным количеством честных людей, живущих, как надо, как требуется временем, и только я один подозрителен сам себе, и не собираюсь исправляться и буду чем дальше, тем все хуже». В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды. В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак пишет: Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Стихотворное
наследие Бориса Пастернака достаточно велико.
Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных — тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение — обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой: Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. В этом стихотворении поэт разграничивает два мира — мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин».
И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.
В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа — вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» — написал поэт в одноименном стихотворении.
Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком.
Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он — без человека, он самобытен. Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. Февраль.
Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Также природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах — снегопаде за окном, лестнице, перекрестке.
Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая — это один из нас: Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи…
Тема поэта и его предназначения — одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь»
Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает
Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества — самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие». Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души.
Творчество Пастернака — это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…
Образы и символы
В центре стихотворения – образ огромного пространства, в котором переплетены сон и бессонница, вынужденные и добровольные, где ночной труд перекликается с ночными развлечениями (ночные бары), шумят вокзалы, и в то же время в тишине своего уединенного чердачного жилища от одного ему понятного беспокойства бодрствует поэт. И пока над землей «тает ночь», возникает ощущение, что пока человек, тот, кто трудится, чьей заботой «горят материки», наблюдает за планетой, на этой планете будет продолжаться жизнь.
Второе четверостишье считается одним из лучших, а возможно и лучшим, афоризмом Пастернака. Оно цитируется, возможно, чаще всех других его стихотворений. Это умозаключение об участи поэта, где вырисовывается образ пленника вечности и времени, художника, обреченного творить и страдать.
Ночное небо символизирует некий холст, на котором рисует свои воздушные фигуры пилот. Там же творит и художник, но его узоры – мысленные. Ночь в мировой культуре традиционно означает таинственный приход вдохновения, время, когда просыпаются мистические силы. Недаром поэт выбирает именно его.
Стихотворение «Ночь» критики и знатоки творчества Пастернака считают странным, хотя большинству читателей, напротив, оно кажется одним из самых простых и доступных во всем его творчестве. Считается, что в этом стихотворении пастернаковский гений вознесся на особую высоту. «Ночь» — это выход Пастернака как поэта на мировой уровень. Герой чувствует себя полночным летчиком, сравнивая себя с ним, а вовсе не с космическим спутником, как может показаться нам, современникам космических полетов (стихотворение написано летом 1957, еще до запуска первого спутника Земли). Скорее всего, автор вдохновлялся французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери и самолетами с внуковского аэродрома, постоянно кружащими над дачей в Переделкино.
История создания
Стихотворение «Ночь», написанное в 1957-ом, относится к позднему периоду творчества Пастернака, когда поэт жил и работал в писательском поселке Переделкино. Его литфондовская дача хоть и располагалась среди леса, но в то же время находилась недалеко от столицы. Удобный дом с огородиком, где можно работать для души, а не для пропитания, интеллигентные соседи. Странная, скорее, ненормальная ситуация с личной жизнью стала почти привычной, страсти улеглись: Пастернак живет на две семьи, которые каким-то непостижимым образом уживаются по соседству. Прекрасно чувствуя себя в обеих семьях, поэт проводит большее время у «подруги», а работать всё же предпочитает в своём кабинете.
Этот период жизни Пастернака, наверное, можно назвать самым счастливым этапом его жизни. И в то же время – постоянно испытываемая вина перед близкими. И всё же это идёт на пользу процессу созидания. В тот год Пастернак написал около сорока произведений, среди которых множество великолепных стихотворений.
Своеобразие лирики Б. Пастернака: сочинение
Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака – это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки.
К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.
Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация «прозы жизни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения – чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов
А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения
Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.
Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит. В стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающих стай девятки разлетаются с дерев». А далее находим такие строчки:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи – девятки треф – самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 г., в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных рядах – своеобразие поэзии Пастернака.
В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли:
Во всем мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней
До основанья, до корней,
Произошедшая с поэтом эволюция была естественным путем художника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотворения «Вокзал»:
Бывало, лишь рядом усядусь —
И крышка. Приник и отник.
Прощай же, пора, моя радость!
Я спрыгну сейчас, проводник.
Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы – таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким – его осуждали, травили (после написания романа «Доктор Живаго»). В те дни Пастернак напишет:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 г. Нобелевская премия. Тогда Пастернака вынудили отказаться от нее. В 1989 г. она была возвращена поэту посмертно
Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в мировой культуре
Особенности художественного мира Бориса Пастернака
Б.Л. Пастернак – талантливый русский писатель, поэт, переводчик и публицист обладал удивительным талантом раскрывать острые проблемы, так чтобы никто не остался равнодушным. Его художественный мир насыщен как видами природы, так и драмами человека.
Явления природы у Пастернака не просто наделены свойствами живых существ, они обладают ими. Природа и поэт у Пастернака равноправны. Он не просто описывает природу, он её одушевляет. Особенностью творчества Бориса Пастернака можно смело назвать и единство мироощущения и поэтической картины мира:
Одна из отличительных черт художественного мира Пастернака -метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора у него и сама по себе крайне необычна. Она выполняет не характерную для неё роль. Рассмотрим данный аспект подробнее. Итак, традиционно метафора весны означает пробуждение природы и чистоту. У Бориса Пастернака весна настолько насыщена бытовыми подробностями, что эффект пробуждения природы теряется. Это можно наблюдать в стихотворении «Весна» 1918 года.
В произведениях Бориса Пастернака ощущения человека передаются не путем описания его чувств, а посредством отождествления его с природой с помощью метафорических средств. Метафора у Пастернака восстанавливает единую картину мира.
Источником пастернаковской метафоры являются взаимопроникающие образы. Его метафора крайне важна, так как выполняет великую работу по восстановлению единства духовного и материального мира.
В поэтическом мире Бориса Пастернака крайне важен лирический герой, образ поэта, который создается в стихах. Невыделенность лирического героя, но «растворенность» в окружающем мире создается Пастернаком с помощью звуковой организации стиха.
Особенный звуковой строй выявляет единство поэта и вселенной. Он восстанавливает целостность бытия и становится образным выражением единства разрозненных предметов и явлений.
Новое соотношение человека и мира рождало в произведениях Бориса Пастернака новое понимание происхождения искусства и поэзии. Отдельно следует рассмотреть специфику эстетики Бориса Пастернака. У него искусство не отражает жизнь. Оно не призвано у него описывать жизнь, распространяться о душевных страданиях. У Пастернака искусство есть эквивалент жизни. Оно берет в ней свое начало. Отсюда и вывод о том, что искусство для поэта- орган речи самой жизни.
Оригинальность художественного образа возникает у Пастернака не тогда, когда он не похож на образы у других, но полностью соответствует действительности. Это и есть художественный реализм Пастернака.
Вечность и время всегда есть в стихах Бориса Пастернака. Однако проявляют они себя в поэтическом слове по разному. Почему? А потому, что они сообщают стилистическому облику слова еще и философское содержание.
Совмещение в одном стихотворении разноплановой в стилистическом отношении лексики использовалось писателем с целью сопряжения различных планов быта и бытия. По этой причине Пастернак не избегает разговорного стиля таким образом сближая поэзию и обыденную речь. При этом это совмещение так преобразует обыденность, что в ней начинает проступать вечность.
Не чужда лирике Пастернака и прямая постановка философских проблем, таких как:
- Смысл жизни человека;
- Высшее назначение человека.
Борис Пастернак строит свои произведения не на логике, а на образе. Обыденное в его лирике обнажает присутствие вечного, о чем постоянно свидетельствует искусство, которое рождалось из самой жизни.