Родительское собрание, 6 класс. воспитание воли у подростков

Как справляться с соблазнами на пути к достижению целей

Чтобы знать, как развить волю и самодисциплину, нужно понимать и свои соблазны. Желание съесть пироженку, когда вы поставили цель похудеть или проспать до обеда, когда вы решили заняться спортом с утра пораньше – сулят вам удовольствие.

Так уж сложилось в ходе эволюции, что обещание награды и удовльсвия для нас зачастую привлекательнее самой награды. Хитрый мозг научился вырабатывать нейромедиатор дофамин, который в древности заставлял нас бежать за мамонтом.

Без дофамина, который побуждает нас к действию, мы бы далеко не продвинулись в своем развитии. Однако, он способен сыграть с нами и злую шутку.

Нередко мы устремляемся за соблазнами, которые на самом деле не доставляют нам удовольствия, а иногда даже наоборот – причиняют вред. Вы наверняка вспомните случаи, когда вы чего-то добивались, а потом вас посещало разочарование. Вспомните все те платья, которые купили, но ни разу не надевали. Вспомните, много ли удовольствия доставило вам пирожное и стоят ли эти ощущения переживаний о том, что вы опять наелись после шести?

Дело в том, что задача дофамина – заставлять нас гнаться за счастьем, а не вызывать его. Он не дает нам чувство удовлетворения, а только возбуждает, дает прилив энергии для действий и вызывает чувство тревоги.

Дофамин – любимый гормон продавцов, которые часто используют его, чтобы заставить нас купить что-то совершенно нам не нужное. Также он становится причиной многих зависимостей, например, от видеоигр. Как же с ним бороться?

Последите за собой. Сравните ощущения, которые вы испытываете, когда вас увлекают за собой соблазн и обещание награды, с теми, которые возникают, когда вы ему поддаетесь. Скорее всего, обещание награды при этом не исчезнет и будет побуждать вас есть дальше, тратить больше.

Но когда вы поймете, что ваши чувства далеки от того, что обещал вам дофамин, а, возможно, что вы и вовсе ощущаете недовольство, усталость и разочарование – вам будет легче справиться с соблазном в следующий раз.

2

Не забывайте напоминать про успех в итоге

Возможно, если ребенок каждый день потея над формулами, будет себя представлять лауреатом Нобелевской премии, то возможно он проявит больше рвения к постижению науки.

Вообще при четком обозначении конечной цели, будет очень полезно явно вообразить и детально описать, что мы получим в итоге. Первое место на пьедестале, возможность легко общаться на иностранном языке, учеба в престижном ВУЗе или главная роль в оскароносном фильме?

Чем чаще мы будем воображать себе, что наша цель уже достигнута, тем больше будет у нас шансов на победу.

Тоже самое касается и наших детей. У них, в силу возраста, фантазии занимают значительную часть досуга, поэтому неплохо было бы использовать этот «ценный» ресурс для эффективной мотивации юного гения.

Как и когда самооценка формируется

Формирование человека, как личности происходит ещё в совсем юные годы. Часто определённые черты характера родители начинают замечать у своих детей задолго, до того, как те начинают говорить.

К концу первого года ребенок чувствует отношение к нему окружающих людей. Если окружающий мир не перенасыщен раздражителями – никто не кричит, малыш чувствует себя комфортно. Дефицит ласки и внимания развивают в ребёнке чувство отчуждения, что не способствует зарождению адекватной самооценки.

В период раннего детства – от года до четырёх лет, ребенок проходит важный этап своей жизни. Возникают первые представления о себе и своей внешности.

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится.

К пяти годам, как правило, характер начинает проявляться «во всю». К этому же времени самооценка у детей формируется до уровня, присущего взрослому человеку. К этому же времени у ребёнка появляются первые страхи и психологические барьеры. В общении с людьми, в решении каких-то ситуационных задач. Умение преодолевать эти проблемы и формирует самооценку и уверенность в себе. Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Дошкольный период условно расценивается как первый этап формирования самооценки. Ребёнок в это время ограничен рамками общения со взрослыми, окружающими его, как правило, это родители. В основном только они оказывают внешнее влияние на формирование самооценки.

Отсутствие тесного общения с ровесниками, не даёт до конца понять, в чём он действительно хорош, а в чём не очень. Поэтому слегка завышенная самооценка у ребёнка в первом классе школы – это просто особенность возраста.

Придя в школу, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими ровесниками. Их отзывы, понижают уровень его оценки самого себя.

Методы развития воли

Воля – это регулятор нашего поведения 

Она формируется в процессе целенаправленной деятельности, а за её развитие отвечает префронтальная кора головного мозга. Поэтому ключевое условие для воспитания силы воли – это активное участие ребёнка в деятельности, а также выполнение специальных физических упражнений, которые направлены на стимулирование работы мозга.

В частности, одним из лучших и доступных упражнений для детей в возрасте от 5 лет является графокоррекция.

Эта авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе позволяет:

  • повысить уровень самоконтроля;
  • преодолеть расстройство моторно-двигательных функций;
  • развить силу волю, терпение, усидчивость;
  • улучшить качество почерка и технику чтения.

Отметим, что низкий уровень развития воли как раз чётко проявляется в письме. Если у ребёнка неразборчивый почерк, буквы постоянно прыгают, то это явные признаки слабой волевой саморегуляции.

О том, какие физические упражнения рекомендуется делать для развития воли и стимулирования работы мозга, можно прочитать в нашем отдельном материале.

Важность повседневной деятельности

Речь идёт о самых обыкновенных делах, которые мы выполняем ежедневно. Для ребёнка, например, это может быть уборка своей комнаты, утренняя зарядка, выполнение домашнего задания, чтение и т.д. Главное, чтобы все свои обязанности ребёнок научился выполнять сам, без подсказок со стороны.

А лучший способ для этого – составление чёткого режима дня. Желательно, обсудить основные режимные моменты вместе с ребёнком, чтобы он принял непосредственное участие в этом процессе, иначе получится, что его заставили это сделать. А если же он сам расписал свои обязанности, то он уже несёт ответственность за их выполнение.

И нельзя забывать о трудовом воспитании, которое не только благоприятно сказывается на развитии воли, но и положительно влияет на академическую успеваемость. Поэтому приучать ребёнка трудиться нужно с самого раннего детства, ведь в подростковом, да и в младшем школьном возрасте, исправить ситуацию будет уже очень трудно.

Отметим, что с подросткового возраста ключевое значение приобретает самовоспитание воли. То есть ребёнку не нужен уже «надсмотрщик» (родители, педагоги, бабушки и дедушки). Он должен понимать самостоятельно, что, как и почему ему нужно делать. А если продолжать опекать подростка, словно ему 5-6 лет, то скорее всего, из него вырастет безвольный, инфантильный человек, не способный принимать самостоятельные решения.

Ещё больше полезных и актуальных материалов по обучению и воспитанию детей, преодолению трудностей с учёбой, решению различных психоэмоциональных проблем читайте в нашей «Базе знаний».

Этапы развития воли у ребенка

Воля не является врождённым навыком. Она приобретается в процессе взросления. Поэтому можно выделить основные этапы развития воли:

С рождения до года

Новорождённый не обладает волей, его поведение и движения – непроизвольны. У него имеются лишь врождённые рефлексы (защитный, хватательный, сосательный и другие). Примерно в 2-3 месяца малыш начинает учиться управлять своими движениями. Он видит яркую громкую погремушку и старается дотянуться до неё ручкой. Это не волевое действие, он не ставит перед собой осознанной цели взять погремушку в руки

Просто игрушка привлекает его, притягивает внимание. В результате он хаотично двигает ручками и ножками, случайно прикасается к погремушке, запоминает этот опыт и старается повторить свой успех

С каждым разом у него получается всё лучше и через несколько месяцев младенец овладевает хватательными навыками, а вместе с ними постепенно учится поднимать и самостоятельно удерживать голову, переворачиваться, садиться, стоять и ходить.

За первый год своей жизни ребёнок достигает значительного прогресса не только в физическом, но и в психическом плане. С самого рождения он лишь кричит, затем начинает агукать, лепетать, издавать различные звуки, напоминающие человеческую речь. В год большинство детей уже произносят несколько слов. Большую роль в психическом развитии, в том числе и формировании воли, играет подражание. Оно имеет механический характер и только в дошкольном возрасте становится осознанным.

Пред дошкольный (с 1 до 3 лет)

В этом возрасте малыш продолжает активно развиваться: учится ходить, бегать, говорить. К 2 годам начинает развиваться самостоятельность и возникает стремление к цели, но достичь её он может только с помощью взрослого. У малыша появляются собственные желания, которые он стремится выполнить. Целенаправленность у ребёнка возрастом до 3 лет проявляется не в достижении цели, а лишь в её постановке. При любых внешних отвлекающих моментах он может легко отказаться от своей цели, заменить её другой. Но порой малыши проявляют настойчивость и пытаются не один раз достичь желаемой цели самостоятельно.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

В этом возрасте дети ставят цели, непосредственно связанные с их личными интересами и сиюминутными, импульсивными желаниями. Он действует необдуманно, спонтанно.

Средний дошкольный период (от 4 до 5 лет)

В этом возрасте происходит переход от необдуманных действий к обдуманным, При появлении у дошкольника мотивов импульсивность уступает место произвольности. Ребёнок учится ставить перед собой цели, планировать пути их достижения и контролировать этот процесс. Факт достижения цели зависит от трудности препятствий и длительности их преодоления, а также от наличия удачного или неудачного опыта в прошлом.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

В этом возрасте многие дети ставят перед собой цели, важные как для них, так и для окружающих. Если достигнуть цели не получается с первого раза, у большинства дошкольников появляется интерес к преодолению трудностей.

Радость свершений

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах. Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал — и ему просто вылечили зуб. А мальчик, сидящий напротив, плакал — так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли — показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу. Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему. Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет — хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному. Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» — а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Развитие уверенности у девочек

Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является необходимость воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.

  • Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  • Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  • С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
  • Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У каждого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны помочь родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих силах, так как укрепляются черты характера;
  • В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего возраста необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче справиться со сложившейся ситуацией.

Правила общения с детьми

Не нужно хвалить ребенка, будто он — король, бог и небожитель. Это развивает самовлюбленность, наглость. Родители думают, что их чадо лучше всех. В жизни подобная философия только мешает, портит отношения со сверстниками. Следите за тем, когда вы хвалите ребенка и за какое действие (уборку комнаты, завязывание шнурков) или за достижения (получил медаль на олимпиаде, построил скворечник для зимовки птиц, организовал друзей для выступления на соревнованиях, др.).

Хвалите только за то, что не является обязанностью ребенка или нормальным поведением. Не празднуйте тот факт, что малыш сам умылся. Это нормально

Детей важно этому научить. Чрезмерная похвала отбивает желание развиваться

Для чего? Меня все равно любят и хвалят. Значит, я хорош только потому, что я есть. Зачем надо расти дальше? Безмерная родительская похвала мешает развитию ребенка. Прежде, чем сказать, насколько восхитительный у вас ребенок, подумайте: а так ли это? Уверенность отличается от самоуверенности, высокомерия. Важно развить в детках их сильные стороны, помогать им в трудных и тяжелых ситуациях, вдохновлять советом или напутствующим словом.

ИНТЕРЕСНО: какие существуют книги о воспитании детей с рождения?

Важно научить решать многие вопросы самостоятельно. Так малыши учатся чувству ответственности

Доверяйте чаду. Да, поначалу он может ошибаться, делать неправильные вещи, но только так можно научиться самостоятельности.

Годы ученичества — учим учиться

Малыши надели форму и взвалили на спины ранцы. С этого самого момента мамы, уронив слезу умиления, собрались с силами и сказали себе: «Ну вот, и мы пошли в первый класс!» Именно «мы». Иногда картина первых месяцев обучения складывается так, что в первом классе учится уже одна мама, а ребенок скучает, пока она выясняет домашнее задание, листает учебники и тетради. Понятно, ей же делать уроки?! Стоит отметить, что учитель поддерживает такой настрой мам. Внешняя мотивация, а именно так называется состояние ребенка, когда мама собирается себя в кулак, вникает — загружается, а он скучает, ведь маме больше, чем ему надо, чтобы он учился хорошо? Что происходит? Подмена понятий. Такая мама забывает о том, что в первых классах школы ребенок должен не только учиться читать, писать и считать. Он, что гораздо важнее, должен научиться УЧИТЬСЯ. Вести дневник, чтобы знать, что задали. Делать уроки. В определенное время научиться садиться за уроки БЕЗ предупреждений мамы. И да — делать их без мамы. Фантастика?

Мамы тут же в голос начнут мне возражать, что, мол, не сядет, не сделает

А потом его «наругают» в школе, и это сформирует комплекс неполноценности… Важно понимать, что превалирование внешней мотивации в обучении съедает его собственную мотивацию. Вот он уже в пятом классе, а мама по-прежнему с боем делает с ним уроки до полуночи

А он уже просто не хочет учиться. Он потерял интерес. Надо сказать, что мозги напрягать сложно, вот где нужны воля, собственная ответственность за успехи и многое другое. Не получится? Получается у тех, кто с первых дней понимает, что невыученные уроки в первом классе, когда авторитет мамы и учителя силен — это пережить можно. Сложнее пережить, что сын или дочь не умеют учиться и смотрят уныло на родителей в ожидании нотаций, криков и наказаний в последующие годы. Существует система, как научить этому ребенка. Просто помните, что она существует. Если малыш не научится учиться в первые три года, а будет без конца выполнять непонятные ему манипуляции под руководством учителя в классе и мамы в школе, познание мира и добывание новых знаний под угрозой.

Приёмы воспитания воли

Проявление силы воли определяется моральными мотивами человека

Поэтому важно развивать нравственные убеждения и мотивы детей. Почему бы и нет? Потому что это обидит Васю, это обидит Юлю и так далее, в зависимости от ситуации

Нравственность «разжигает» волю, помогает ее проявлению.

Преодоление трудностей и препятствий делается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, тем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек

Важно, чтобы ребенок научился формулировать собственные цели, принимая во внимание потребности других (не нарушая чужих границ). Если цель далека, необходимо помочь ребенку наметить шаги по ее достижению, увидеть другие перспективы, помочь решить определенные проблемы, которые приведут к созданию условий для достижения конечной цели. Во время занятий важно обсудить причину и важность того, что делается, почему это необходимо для конкретного ребенка

На психологическом уровне в таких случаях происходит развитие волевой мотивации и способности к целеполаганию

Во время занятий важно обсудить причину и важность того, что делается, почему это необходимо для конкретного ребенка. На психологическом уровне в таких случаях происходит развитие волевой мотивации и способности к целеполаганию

Принятое решение должно быть выполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Если решение принято, но исполнение неоднократно откладывается, воля человека дезорганизована. Систематическое неисполнение принятых решений размагничивает волю.

Среди важнейших условий формирования воли человека — строгое соблюдение распорядка дня, бытовых ритуалов, обязанностей и правильного порядка всей жизни (мыть руки, чистить зубы, переодеваться дома, вовремя говорить «спасибо» и «прости») Правила, распорядок и алгоритмы помогают воле проявиться. Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия. Для их закрепления необходимо довольно «жесткое» отношение родителей и учителей. Алгоритмы также могут формироваться и закрепляться в процессе обучения в дошкольном учреждении.

Обогащение среды ребенка различными играми (фольклор, лото, классики, доджбол, танцы, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты) способствует развитию волевых качеств. Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знать и соблюдать правила игры

Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, ведь проигравший может быть наказан, а победитель получает мини-приз. Игра должна развивать концентрацию на ней, умение следовать правилам, терпение

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, развития воли к спорту.

В процессе обучения необходимо развивать способности ребенка формировать программу, предвидеть результаты ее реализации, определять цели и способы их реализации, постоянный самоконтроль, самооценку, оперативную коррекцию. Для этого взрослый (воспитатель, родитель) предлагает ребенку подробно рассказать, что он будет делать (до того, как он начнет это делать).

Важность развития волевых качеств в дошкольном периоде

 Развитие волевых качеств оказывает непосредственное влияние на успешность в учебной и трудовой деятельности. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.

Сенситивным периодом для развития волевых качеств является дошкольный период. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к воздействию и взаимодействию со взрослыми. Развитие и формирование волевых качеств является неотъемлемой частью общего развития личности. Развивать волю необходимо систематически и последовательно, используя методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям. Недостатки развития воли проявляются в капризах, непослушании, упрямстве, эгоизме, негативизме по отношению к окружающим, особенно часто к родителям.

В дошкольном возрасте существенным фактором, содействующим воспитанию волевых качеств, является точное соблюдение режима дня ребенка, что приучает к ответственности, организованности и порядку, дисциплинирует. Режимные моменты следует соблюдать не только в детском саду, но и дома. Родители должны поощрять самостоятельность детей, активность, следить за соблюдением режима дня, воспитывать ответственность, дисциплинированность у детей. Ежедневное планирование своего дня и вечернее подведение итогов позволяет осознать свою значимость для других, ощутить временные рамки.

Развитие воли происходит во всех видах доступной по возрасту деятельности: игре, общении, продуктивной деятельности

В этой деятельности важно пояснить смысл, определить цель и задачи, что повлечет за собой развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте помимо игры можно применять ряд других методов и приемов: беседа, экскурсия, продуктивная деятельность, наблюдение, тренировки

Дошкольный возраст отличается специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. Умелое использование игровой деятельности позволяет эффективно развивать различные стороны личности дошкольника. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Наиболее эффективные виды игр, на наш взгляд: предметные, коллективные, сюжетно-ролевые, дидактические и творческие .

Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере.

Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельность – процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и учителя, и психологи, и родители учащихся. Для эффективности данного процесса необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать разнообразные педагогические методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям дошкольника. Развитые волевые качества позволят детям успешно учиться в школе, выполнять порученную работу, адаптироваться в социальной среде.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные тенденции развития системы образования
  2. Технологическая карта урока английского языка
  3. Мотивация учебной деятельности у детей и подростков
  4. Образовательный туризм как педагогическая технология
  5. Современные проблемы этнопедагогики
  6. Технология концентрированного обучения (М.П. Щетинин)
  7. Объект и предмет педагогики
  8. Средства и методы нравственного воспитания
  9. Обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий во внеурочной деятельности школы
  10. Мотивация в учебной деятельности

Проблема воли в психологии

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Изначально это понятие начало формироваться в рамках философии. Там оно понималось, как способность человеческого ума самостоятельно определять дальнейшие действия. Тогда оно имело четко выраженный моральный аспект, но потом психологи назвали это высшей психической функцией, так это качество стало считаться исключительно человеческим.

Справедливости ради, ряд ученых психологической науки опровергает этот тезис, поскольку в результате опытов над животными было обнаружено: они также могут иногда откладывать удовольствие на потом для получения большего.

Девушка движется вперед, несмотря на усталость

В любом случае в психологии воля определяется, как способность человека сознательно управлять собой. Направлена она на два разных вектора:

  1. Совершение нежелаемого поступка;
  2. Отказ от желаемого действия.

Волевой акт, описанный выше, – это центральное понятие воли. Немаловажную роль в характере протекания этого психического процесса играют ценности личности. Вкратце структура воли состоит из таких уровней:

  1. Постановка целей;
  2. Возникновение побуждения;
  3. Борьба мотивов;
  4. Принятие и исполнение решения.

Важно! Основная характеристика явления волевого акта заключается в том, что на каждом из его этапов может проявляться усилие, выраженное в нервно-психическом напряжении

3

Вводите новые привычки постепенно

Нередко мы принимаем неправильные решения потому, что даем себе слово начать «новую жизнь» условно говоря только с понедельника, а сегодня можно позволить себе расслабиться. Это очень распространенная поведенческая тактика, однако она малоэффективна.

Залог успеха – полезные привычки, которые постепенно превратятся в стиль жизни. Ведь, как известно: «Посеешь привычку — пожнешь характер».

Ненужно с первых шагов требовать от ребенка слишком многого. В конце концов, от стахановского задора родителей, которые решили опробовать свой внезапно проснувшийся педагогический талант на детях, пострадал не один ребенок.

Когда и почему появляется неуверенность?

Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.

Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.

Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.
На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка

Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.
Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»
Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка. Об этом важно помнить.

Об этом важно помнить.

Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.
Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость. Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.

Уверенный ребёнок – какой он?
Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.
Качества, характерные для уверенных в себе детей

Способность быть лидером.
Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки

Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку

Умение нормально воспринимать критику.
Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.
Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.

Может защитить себя и других.
Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию

Что необходимо для полноценного развития воли ребенка?

  • Правильный пример родителей. Дошкольники часто подражают взрослым, следовательно, они стараются вырабатывать в себе волевые качества, которые наблюдают у своей мамы и папы. Родители должны на личном примере демонстрировать ребёнку как следует достигать цели и преодолевать различные жизненные трудности. Для дошкольника всегда примером для подражания становятся взрослые люди, которых он любит, уважает и которыми восхищается.
  • Преодоление бытовых трудностей с последующим поощрением. Ребёнок должен справляться самостоятельно с делами, которые ему по силам: прибраться в своей комнате, поухаживать за домашним животным или комнатными цветами, почитать книгу младшему брату (сестре) и т.п. Родители обязательно должны хвалить дошкольника за его работу по дому, стимулировать его инициативу и самостоятельность.
  • Формирование режима дня и ежедневных ритуалов: мытьё рук, чистка зубов, уборка и т.п. Крайне необходимо для развития воли, самостоятельности и дисциплинированности.
  • Физическое воспитание. Начиная от простейшей ежедневной зарядки и заканчивая спортивными кружками.
  • Огромное значение в развитии воли и произвольного поведения отводится детской игре. Особенно важными являются сюжетно-ролевые игры. В процессе игры ребёнок примеряет на себя образ персонажа, пытается отразить его характер, чувства, эмоции. Игра способствует развитию речи, мышления, воображения, интеллекта, социальной и эмоциональной сферы. При этом малышу приходится придерживаться определённых правил, цели игры ставятся выше собственных желаний. Обычно сюжеты ролевых игр связаны с бытом (семьёй, праздниками), взрослой человеческой деятельностью (продавец и покупатель в магазине, строители на стройке, врач и пациент в больнице и т.п.), войнами (у мальчиков), литературными произведениями и шедеврами кинематографа.
  • Чтение поучительных историй и рассказов о волевых, мужественных людях, совершивших героические поступки. Сюда же относится и ознакомление с художественной литературой, где главными персонажами выступают благородные, добрые, отзывчивые люди.
  • Просмотр поучительных фильмов и мультфильмов с положительными главными героями. Обязательно после просмотра нужно разбирать с ребёнком характеры персонажей (их положительные и отрицательные черты), поступки.
  • Предоставление права выбора. Ребёнку нужно давать возможность самостоятельно выбирать (в разумных пределах) чего он хочет, например: «Что ты будешь на завтрак – рисовую кашу или гречневую?», «В какую игру будем сейчас с тобой играть?», Какую куртку тебе купим – синюю или зелёную?». Нельзя постоянно навязывать малышу своё мнение, даже если вы считаете, что знаете лучше него, что именно ему необходимо. У дошкольника должно формироваться собственное мнение, иначе он по жизни будет от кого-то зависить, вырастет несамостоятельным и безынициативным.
  • С раннего детства вводить чёткие правила поведения. Все родственники должны осуществлять воспитание согласованно и последовательно. Малышу в одинаковых количествах нужна строгость, дисциплина и любовь. Если ребёнку что-то не разрешается делать, то нельзя допускать слабость. Нельзя разрешать ему делать сегодня, то, что запрещено было вчера. Малыш подумает, что так теперь можно делать всегда и запрет в следующий раз вызовет у него непонимание, крики, капризы. Чёткие правила поведения дадут возможность научиться самоконтролю и быстрее адаптироваться в любом новом коллективе.
  • Поддержка желания достигать намеченных целей. С детьми необходимо постоянно разговаривать, узнавать их тревоги и страхи, поддерживать их стремления, вселять в них уверенность в своих силах. Если у дошкольника что-то не получается в силу своего возраста, необходимо оказать помощь. В одной ситуации хватит лишь совета, в другой придётся помочь действием.

Воспитание воли начинается с преодоления небольших трудностей. Маленький человек закаляет свою волю, тренирует её, чтобы потом суметь справиться с более значимыми испытаниями.

Нелишним будет фиксация результатов трудовой деятельности дошкольника за день. В качестве оценок можно изображать печальных и весёлых зайчиков. Главное – создавать ребёнку стимул для саморазвития и самосовершенствования.

Чтобы развивать самостоятельность, родители никогда не должны делать за своего ребёнка то, что он в состоянии выполнить сам.

Немаловажную роль в развитии воли играет коллектив. Регулярное общение, коллективная работа и коллективная игра оказывают большое влияние на формирование личности. Ребёнок старается не отстать от коллектива, соответствовать его требованиям, стремится проявить те же качества, что проявляет лидер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: