Ассоциации
Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.
Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.
Рифмы для детей до 3 лет
Потешки и короткие стишки нужно читать ребёнку от рождения. Так будет не только ускоряться его речевое развитие, но и возникнет привычка совместного чтения. Во время чтения слова нужно проговаривать чётко, слегка растягивая гласные, которые малыш начинает чуть раньше выделять из речи. Хорошо также сопровождать чтение мимикой. Рифмы должны быть очевидными: мяч – вскачь, ротик – котик, бочок – бычок. Для формирования чувства ритма полезно пользоваться рифмами, годящимися почти к любому действию:
- жу-жу-жу, я с котятами дружу;
- ша-ша-ша, была каша хороша;
- гу-гу-гу, к маме быстро убегу.
Здесь не важен смысл, важнее повторяющиеся слоги и ритмичность речи. Когда ребёнок подрастёт, то из таких «бубнилок» он может практиковаться в создании первых стишков.
Благодаря наличию рифм дошкольники быстрее запоминают, поэтому в образовательных и воспитательных целях полезно применять коротенькие стишки. С их помощью можно выучить значения цветов светофора, названия овощей, фруктов, животных. Благодаря стихотворным текстам ребёнок может запомнить почти любую информацию.
Разрезанные строчки
А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.
Друзья, я не знаю каким способом учила произведение Пушкина эта милая девочка, но рассказывает она его просто великолепно! Не отказывайте себе в удовольствии, посмотрите видео)
https://youtube.com/watch?v=V0m_eG39WgE
Всего вам самого доброго!
Детишкам привет!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Начинать учить стихотворения нужно как можно раньше
Детский фольклор сопровождает каждое действие ребёнка. Попробуйте поступать так же. Умывая малыша, приговаривайте:
Водичка, водичка!
Умой моё личико…
Старайтесь чаще употреблять к месту зарифмованные пословицы и поговорки, они тоже ритмичны. Во многих семьях есть традиция сочинять стишки (мальчик-зайчик, киска, съешь сосиску, Свете дам конфету). Взрослые, в чьих семьях была такая традиция, с наслаждением сочиняют разные рифмованные поздравления и знают наизусть много стихов.
Если ваш малыш с грудного возраста слышал ритмичную речь, если каждое движение его младенчества сопровождалось потешками и закличками, он будет учить стихи легко и с удовольствием, без усилий с вашей стороны. Есть дети, которые в два-три года легко рассказывают наизусть «Муху-цокотуху» или «Мойдодыра». Думаете, родители говорили им: «Давай выучим ещё строчечку, повторяй за мной»? Нет, им просто читали вслух много раз. А может быть, им рассказывали наизусть, ведь дети легко подражают и всегда просят: «Почитай!» Так читайте им те стихи, которые хотите с ними выучить!
Научиться писать стихи поможет чтение
Если вы хотите научиться писать стихи, начните с их чтения. Чем больше вы будете читать стихов, тем лучше. При этом совсем не обязательно стремиться постичь глубины авторского замысла. Читайте расслабленно, ради удовольствия, перед сном или в свободную минуту. Главное, чтобы строки выдающихся поэтов постоянно окружали и сопровождали вас.
“Оттенок ультрамарина” – читать онлайн на Литрес
Можно пойти дальше и углубиться в поэтический анализ. Препарируйте аллегорию в баснях Крылова. Поразмышляйте над глубинным смыслом монолога Гамлета из одноименной трагедии Шекспира. Разберите символизм в стихотворениях Блока или Брюсова. Сделайте построчный анализ «онегинской строфы».
Как помочь запомнить стихотворение наизусть
- Лучшие моменты нашего детства связаны со стихами. Мы помним интонации и облик мамы или папы, читающих нам. Стихи – это праздник. Создайте у ребёнка праздничное настроение.
- Стихи – это ритм. Часто рекомендуют бросать друг другу мячик, произнося следующее слово. Для ребёнка поймать мячик – трудное задание, оно требует сосредоточения. Дошкольнику тяжело следить и за мячиком, и за словами. Но мячик может помочь! Нужно стучать им об пол, читая стишок. Такая работа механическая, не будет отвлекать. Можно хлопать в ладоши в ритм стиха, а ещё лучше – ходить. Ходьба естественна, не мешает работе мозга. Прошагайте каждое стихотворение – и без усилий выучите его.
- Стихи – это образы. В фильме «Без семьи» старший брат помогает младшему выучить стихотворение: «Ты должен видеть всё, о чём говоришь». Можете описать малышу образы стихотворения. Только не пересказывайте подробно, потому что поэт уже сделал это лучше вас. Добавьте к образам конкретику, чтобы картинка стала как живая. Например, в стихотворении Сергея Есенина «Поёт зима, аукает»: «Слышишь, как воет вьюга, свистит ветер? Ветви сосен лохматые от снега, качаются на ветру. Видишь рваные облака на небе? А воробышков, прижавшихся к окошку? Они похожи на бедных деток-сироток, ждут тепла, солнышка». Можно вообще ничего не говорить, а просто с закрытыми глазами представить, что читает мама. Лучше всего читать книжку с яркими картинками. Можно нарисовать, но если малыш любит рисовать. Помните: никакого насилия.
- Стихи – это смысл. Не нужно задавать вопрос: «О чём это стихотворение?» За годы школы ребёнок достаточного наслушается этого вопроса. Лучше спросите: «Что ты увидел, услышал, почувствовал?» Если в стихотворении есть непонятные слова, не обязательно прояснять их смысл. Незнание слова может не мешать увидеть образ. Например, в стихотворении Есенина есть строчки: «А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». Даже если дошкольник не знает, что такое ставни, он увидит и услышит картинку. Некоторые дети понимают слова неправильно, но именно они помогают запомнить образ и стихотворение: «В трусишках зайка серенький под ёлочкой сидел».
- Стихи мелодичны. Можно выучить стихотворение как песенку. Её запомнить легче, но трудно потом превратить снова в стихи. Лучше отбивать ритм, воспользовавшись ударными инструментами: барабаном, бубном, ложками.
- Стихи – это интонация. Всегда читайте стихотворение выразительно. Ребёнок не должен слышать монотонного чтения. Иногда советуют много раз проговаривать стихотворение по строчке в присутствии ребёнка, бубнить его, чтобы он, хочет того или нет, запомнил слова. Это плохой совет! Может быть, так запомнится данное конкретное стихотворение, но стихи потеряют для малыша и смысл, и очарование. Интонированию нужно учить с детства на собственном примере. Дети, которые до школы не умеют читать стихи выразительно, научатся со временем расставлять логические ударения, но не смогут выражать эмоции, заложенные в стихах, так, как те, кто делал это с младенчества.
- Стихи – это часть нашей жизни. Их нужно учить постоянно. Чтение стихотворения наизусть упорядочивает мысли, успокаивает эмоции. У дошкольников благодаря чтению наизусть развивается память. Дети, которые знают много стихов, хорошо учатся всем предметам.
Этапы обучения рифмованным текстам
1. Объяснить ребёнку алгоритм придумывания рифмованного текста. Вначале доступным способом объясните ребёнку рифму и стихотворный размер, и что рифма должна быть всегда в конце строки. Вот какой примерно алгоритм можно предложить малышу старше 4 лет:
- Жил-был…
- Как звали или какой
- Что делал?
- Вывод, который можно сделать об описываемом объекте.
Этот алгоритм можно менять в зависимости от цели занятия и стихотворения.
2. Создание по алгоритму простого стихотворения вместе с взрослым.
3. Далее самостоятельные попытки придумывания стишка. Ребёнка нельзя подгонять в этот момент, подтрунивать над его попытками
Важно, чтобы сам малыш увлёкся этим процессом. Если он зайдёт в тупик, ему можно помочь, но со временем он научится сам подбирать рифмы
Анализируйте
Не просто проглатывайте книгу за книгой, а подмечайте красивые фразы и выражения, точные сравнения и необычные метафоры. Не бойтесь делать пометки и записывать собственное мнение о прочитанном. Запомните: не каждый автор должен вам понравиться, и не каждое произведение любимого лирика/прозаика должно привести в восторг. Искать ошибки — тоже часть анализа. Не забывайте читать объёмные разборы в литературных журналах — это поможет глубже понять смысл произведения.
Часто бывает так, что новички перенимают особенности творчества признанных литераторов. Это абсолютно нормально. Пока у вас не выработался собственный стиль (а это путь долгий и тернистый), вы будете находить мотивы любимых авторов в своём творчестве.
КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ 1 КЛАСС
Уважаемые взрослые!
Эти занятия – первое руководство для обучения стихосложению первоклассников.Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Лишь в XVIII-XIX веках эти области сравнялись по значению.Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Булат Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.
Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.Поэт обладает поэтическим даром, имеет природное призвание к поэзии. Не у каждого человека мысли облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить свои мысли ярко, зримо и музыкально. Но и обладающий этой способностью, чувствующий в своей душе потребность выражать мысли свои в поэтических, музыкальных образах – и тот не сможет быть поэтом, если он не умеет писать стихи, то есть не знает законов и форм стихосложения.Руководств по русскому стихосложению, за исключением одного-двух вышедших из употребления, непрактичных и запутанных, нет. Из теории русского стиха, которая преподается в некоторых школах, информации об искусстве стихосложении извлечь невозможно, так как, кроме голого перечисления размеров, ничего больше не имеется. В отдельных программах по литературе вводятся мельком некоторые понятия. Все виды рифм, схемы рифм даны за 2-3 урока. Но ведь это очень серьёзный материал, необходимый для умения писать стихи. Невозможно за короткое время выучить, что такое женская, мужская, дактилическая рифма; перекрёстная, кольцевая, парная схема рифм; понять, что такое эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения и т. п. В данном же руководстве ясно, подробно, пошагово и понятно дана адаптированная программа обучения написанию стихотворений любого ученика с необходимой теорией русского стихосложения.
Данное пособие также ставит своей задачей познакомить детей с русской поэзией. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать и любить произведения великих поэтов. Чтобы облегчить ребёнку «вхождение в большую поэзию», отрывки из произведений «взрослых» поэтов даны в окружении большого количества детских стихов с интересным сюжетом. Представленный материал можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также для индивидуальных занятий дома с ребёнком.
Как работать с этим материалом?
1. Одно занятие не должно длиться дольше 45 минут. Одно занятие должно проходить не реже одного раза в 1-2 недели.2. Раздел «Задания для твоего самообразования» – это материал для домашней (или самостоятельной) работы. Если вы занимаетесь с ребёнком дома – выйдите из комнаты на 15 минут.3. Как начинать работу? Второй, третий и четвертый абзацы введения прочитайте вслух ребёнку (начиная со слов «Поэзия возникла раньше прозы…» и до слов «всеми богатствами русского языка»).4. Сходите в книжный магазин вместе с ребёнком. Пусть он выберет самую красивую тетрадь из 48-64 листов для своих будущих занятий по стихосложению.
Рекомендации по подбору рифм
Впрочем, если бы критики оценивали последнее стихотворение, сказали бы, что при написании поэзии необходимо избегать банальных рифм. Стихи ценятся не только за умелый подбор созвучий, но и за оригинальность оформления, новизну и непосредственность.
Существует ряд нежелательных рифм, к ним относятся:
— тривиальные рифмы: любовь – кровь, морозы – мимозы;
— глагольные рифмы: пойдет – найдет, быть – забыть;
— приблизительные рифмы, в которых встречается несовпадение гласных или согласных звуков, вызывающие неточность звучания: хвалится — пятится.
При написании стихотворения важно помнить, что в каждом произведении рифма должна быть оригинальной. Если вдруг не получается найти созвучные слова, стоит перефразировать предложение, поменять строки местами
Что же касается стихотворного размера и структуры строф, тут уже автор вправе выбирать то, что соответствует его желаниям, настроению.
Учимся читать по слогам — 15 способов
Занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме и не вызывать у него перенапряжения. Слезы и капризы — не лучшее сопровождение уроков.
Алфавит. Для изучения букв подойдет любое пособие
Однако важно, чтобы ребенок запоминал букву, а не картинку, которая ее обозначает. Пусть сначала буква А на карточке обозначает арбуз
Но потом предложите ребенку кубики, где А — это аист и т. д. Последним этапом должны стать символы без картинки. Магнитная азбука пригодится и на этом этапе обучения, и на следующих, когда ребенок сможет уже складывать из букв слова.
Ребенок воспринимает мир через движение. Буквы можно лепить, рисовать на асфальте и «пробегать» ногами, раскрашивать красками в альбоме и так далее. Также нередко на занятиях используется логоритмика.
Не следует учить названия букв, лучше называть обозначаемый буквой звук. В противном случае ребенку будет трудно соединить «ЭМ» и «А» в «МА».
Не нужно и учить буквы строго по алфавиту. Пусть сначала этот будут гласные — А, О, У, Э, Ы и звонкие согласные — М, Л, Н…
Не забывайте при изучении новой буквы уделять время повторению предыдущих.
Выучили еще не все буквы алфавита? Но ведь можно уже начинать их складывать!
Совет: Для обучения чтению хорошо подходит букварь Жуковой, известного логопеда и педагога. Многие родители отмечают, что следя за бегущими от одной буквы к другой человечками, их дети легко научили складывать звуки.
Если вы используете пособие Жуковой, расскажите ребенку, как мальчик бежит от одной буквы к другой. Попросите его тянуть первый звук, пока человечек не добежит до следующего. «АааааУ». Нет под рукой букваря? Возьмите машинку, куклу, медвежонка. Пусть они двигаются от буквы к букве, а ребенок произносит звуки вместе с ними.
Главная ваша задача — научить ребенка произносить звуки слитно. Как только он поймет, осознает, что от него требуется, считайте, дело в шляпе!
Теперь главное — не спешить и не давить на ребенка. Продолжайте учить буквы (точнее звуки) и образуйте из них слоги
Сначала открытые «МА», «ЛА», «ЛУ», затем слоги с глухими и шипящими согласными «ЖУ», «ШУ», «ША».
После того, как открытые слоги освоены, предложите другой тип — слог, заканчивающийся на согласную — «УЖ», «УС», «АМ».
Обратите внимание ребенка, что он уже научился читать слова! Ведь УЖ, УС, ОХ — это уже не просто слоги, а настоящие слова, несущие смысловую нагрузку! Так вы объясните ребенку, чем слово отличается от слога, и заодно придадите ему уверенность в своих силах.
После того, как алфавит будет выучен, а разные слоги освоены, переходите к чтению простых слов.
Очень важно следить за произношением на первых порах. Ребенок должен оставлять паузы между словами и между предложениями, соблюдать ритм предложения и интонацию.
Не торопите ребенка и не бегите впереди паровоза
Чтение книг не сразу будет даваться легко, даже если все буквы и слоги уже выучены. Поищите для ребенка книжки с небольшим количеством текста и большими картинками.
Не переставайте читать вслух! Самостоятельное чтение для детей поначалу большой труд, а любовь к чтению нужно поддерживать обязательно.
Методика для заучивания стихотворений
Стих отличается от прозы ритмом и рифмой — это первое, что должен понять ребенок. Сразу требовать от малыша учить стих наизусть не нужно. Вместо этого выберите небольшое стихотворение и чаще читайте его. Сначала ребенок выучит конец каждой строчки (рифму), который вам лучше сопровождать действиями. Например:
Мишка косолапый по лесу идет (на слове «идет» изображаете шаг, а малыш, скорее всего, повторит за вами),
Шишки собирает и в карман кладет (показываете на карман).
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопаете по лбу),
Испугался мишка и ногою – топ (топаете ногой).
Малыш, слушая вас и наблюдая, начнет повторять движения, а затем слова, обозначающие эти движения. Потом вам нужно будет произносить только первую часть строчки, а конец он закончит сам. После этого вы можете проиллюстрировать остальные части стиха. Помните, что просто учить что-то дошкольнику не интересно, а вот в игре он быстро схватывает информацию.
Когда у малыша получится выучить хотя бы одну строчку полностью, можно переходить к этапу «рассказываем по строчке». Первую строчку рассказываете вы, а вторую – ребенок. Чтобы ему было весело, включите видеозапись и скажите, что пошлете рассказанный стих Деду Морозу.
В старшем дошкольном возрасте и младшем школьном ребенку проще запоминать стих, используя иллюстрации-ассоциации. Главное правило: ребенок должен сам их нарисовать. Прочитав строчку, попросите малыша изобразить, с чем она у него ассоциируется. Затем он должен рассказать вам, что обозначают рисунки, чтобы позже не запутаться. Потом читайте стихотворение вместе (если ребенок уже умеет читать, то делает это самостоятельно) и раскладывайте иллюстрации по ходу стиха.
Пример:
Ветер-ветер, ты могуч! (ребенок может нарисовать поток воздуха и даже вентилятор)
Ты гоняешь стаи туч (здесь чаще всего изображаются облака).
Если малыш будет сомневаться, не бойтесь задавать наводящие вопросы: «На что похож ветер? Стая — это большое количество чего-то или маленькое?».
После того, как у ребенка получится рассказать стихотворение с опорой на рисунки-подсказки, вы должны попросить его убрать их и попробовать сделать это снова. Если стих большой, то учить его можно по частям, особенно когда у малыша серьезные трудности с запоминанием стихов – ведь перечисленные этапы не обязательно проделывать сразу. Можно сначала подготовить изображения и вычитывать стих, глядя на них. На следующий день постараться запомнить стих и рассказывать по картинками. И только на третий день убрать изображения полностью.
Совет №6
Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.
Методы заучивания стихотворений:
- Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
- Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
- Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
- Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.
Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.
Писать или не писать?
Магическая форма стихосложения включается в себя следующие понятия: знание + чувства+ воображение = результат творчества
Не зря все говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, вот и получается стихотворение.
Важно знать правила ритмики стиха, чередование безударных и ударных слогов в строке. Стихотворные размеры делятся на хорей и ямб (двусложные) и дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложные)
Эти особенности отличают прозу от стихосложения.
Нужно поработать над изучением ритма, конечно, не стоит часами сидеть и придумывать рифму к одному слову, но вот подобрать логическое окончание строки – нехитрое дело! Освоив ритмику, можно будет писать не только простые четыре куплетные стишки, а посягнуть на более литературные «мысли».
Использование художественных средств позволит Вам украшать свое творчество, выражать в скрытой форме свои чувства, зашифровывать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение — и тогда стихотворение заиграет новыми благодатными красками.
Чтобы поэзия была не такая скучная и однообразная, нужно ежедневно читать классику, восполнять свой словарный запас, учиться формировать предложения, создавая свой, индивидуальный стиль, который будет Вашей визитной карточкой на будущее.
Полезные советы для родителей
Каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода в организации процесса обучения
Все же специалисты выделяют ряд универсальных моментов, на которые стоит обратить внимание
Несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка запоминать стихи:
- по возможности уже с пеленок у детей следует вырабатывать легкость восприятия ритмично излагаемой информации. В этом помогут рифмованные загадки, скороговорки, потешки;
- стих будет запоминаться легче, если его пересказ сопровождать не только интонацией, но и движениями тела в ритм изложению;
- если ребенок не может выучить стих, его лучше на время отложить, выучить несколько менее сложных, после чего вернуться к проблемному произведению;
- рифмованные фразы (заученные или собственного сочинения) надо использовать и в повседневной жизни, провоцируя на это самого ребенка. Если он начнет рифмовать в речи слова, ему проще будет учить стихи.
Разучивание стихотворения можно сопровождать различными видами активности, которые подбираются индивидуально. Одним детям нравится рисовать к текстам рисунки, другие хорошо запоминают материал, отбивая нужный ритм или бросая мяч.
С чего начать: общие правила для детей разного возраста
Мелодичная и напевная стихотворная речь хорошо воспринимается детьми любых возрастных категорий. Они с удовольствием слушают и любят стихи больше, чем монотонную и утомляющую прозу. Простые рекомендации по запоминанию, как учить стихи с детьми:
- разъяснение непонятных слов. Прежде чем начать заучивание, взрослый, занимающийся с малышом, должен сам эмоционально прочитать текст. Если ребенок услышал незнакомые слова и выражения, нужно обязательно объяснить их значение. Когда все понятно – читается еще раз и заучивается;
- постепенное увеличение объема. Для самого первого раза достаточно двустишия или четверостишия. Позже можно будет разучивать стихотворения большего размера, предварительно разделив на четверостишия;
- визуализация. «Нарисовать» в воображении чада происходящие события, рассказав своими словами сюжет. Красочный рассказ о гусях, живущих у бабуси – вызовет визуальные картинки и желание узнать о них больше, выучив слова;
- подключение эмоций. Невыразительность и поэзия – вещи несовместимые. Необходимо вкладывать эмоциональную составляющую в рифмы, иначе ребенок потеряет интерес и не проникнется красотой стихотворной формы литературы;
- перевод рифмы в прозу. Если сын или дочь путаются и им трудно даются рифмы, нужно поэзию перевести в прозу и попросить рассказать, о чем идет речь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, формируется смысловой порядок, и заучивание происходит легче;
- игра в театр. Можно инсценировать каждую строчку, подключив к представлению всю семью;
- повторение выученного материала. Повторять: перед сном, утром следующего дня, через неделю. Можно схитрить и начав рассказывать стих, сделать вид, что подвела память, попросив интеллектуальной помощи у подрастающего поколения. Главное, не спешить выучить много стихов за короткий период. Они перепутаются в голове и через час не вспомнятся.
- не заставлять. Нельзя принуждать учить стихи и наказывать за неудачи.
Как написать стихотворение для поздравления
Если в ваших планах не стоит пункт «стать известным лириком», но вдруг понадобилось сочинить оригинальное поздравление или песню для друга, коллеги или родственника, в этом нет ничего сложного.
Все, что вам нужно: немного свободного времени и словарь рифм русского языка (его можно найти в сети и скачать на компьютер).
- Если вам необходимо придумать строки, которые впоследствии лягут на мелодию, послушайте это мелодию и определите ритмический рисунок (от этого будет зависеть размер вашего произведения).
- Далее: откройте словарь синонимов и найдите слова, которые подходят к вашей теме. Выберите из списка подходящие к ним рифмы. Всё — окончания ваших поэтических строчек готовы.
- Теперь осталось дописать остальное, соблюдая ритм. Ничего сложного! Так вы сможете креативно и необычно поздравить дорогого человека.
Стать поэтом может каждый, но на самом деле не каждому это нужно. Создание лирических произведений — долгий путь. Человек должен постоянно работать, начинать новые произведения, жить своим творчеством. Будьте готовы к годам неуёмного труда, стопкам черновиков и неудачных произведений.
В мире огромная конкуренция на творческих платформах, и выделиться из толпы непросто. Если поэзия — это то, в чём вы хотите преуспеть, трудитесь, показывайте себя, участвуйте в литературных конкурсах, улучшайте свои навыки, пробуйте новые жанры. Стремитесь к своей мечте, деритесь за неё, и однажды проснётесь известным лириком.
Удачи!
Уделите время упражнениям
В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.
Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:
- Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
- В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
- В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
- Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.
Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом
Важно научиться чувствовать слово
Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.
Совет №1
Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.
Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!
«Поэтическим даром обладают немногие, но научиться писать стихи может каждый!»
Разновидности стихосложения
Способов выразить свою мысль существует множество, перечислим основные виды поэтических произведений:
- белый стих, несмотря на то, что отсутствует рифма – четко сохраняется размер и ритм;
- акростих – первые буквы каждой строки образуют новое слово, а может два или три;
- смешанный стих сочетает в себе несколько видов рифм;
- стихи в прозе – особо выразительный стиль передачи чувств писателя, могут относиться и к поэмам;
- верлибр – непростой стиль, отличается особым построением строк, насыщением образов и отсутствием установленной рифмы.
Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу безустанно.
Научитесь выражать важное кратко
Краткость – сестра таланта, и в лирическом стихотворении философские и политические идеи могут быть сформулированы точнее, чем в эссе. Например, Ф. И. Тютчев, считающийся основоположником русской философской лирики, в своих стихах поднимает вечные темы жизни, смерти, начала бытия. Особенно справедливо это для темы патриотизма, где короткое стихотворение порой становится гимном, затмевающим тонны макулатурной пропаганды.
Хорошая поэзия – это точность языка. Поэтому важную философскую идею можно развить в нескольких десятках слов, если они тщательно подобраны. Даже кажущиеся легкими поэтические формы, такие как детские стихи или лимерик, могут передавать важные, смелые идеи. Осталось только найти правильные слова.
Катушка памяти
Данный способ больше подходит для детей-кинестетиков
Им важно совместить запоминание и двигательный акт
- Берем толстую нитку или нитку с бусинами. И сначала вы сами читаете ритмично стихотворение, а ребенок ритмично наматывает нитку на пальчик как на воображаемую «катушку памяти» (сматывает в клубочек) или нанизывает бусины на нитку.
- Потом вы вместе по строчке воспроизводите стихотворение, совмещая с ритмичным наматыванием (нанизыванием) и разматыванием.
- Затем прячем ручки с ниткой за спину. И воспроизводим стихотворение, а наматываем уже нитку или нанизываем бусины понарошку.