Воспитание толерантности у детей

Нюансы формирования терпимости в разном возрасте

Для воспитания толерантности в младшем и среднем звене особенно важно, чтобы учитель разъяснял детям некоторые понятия и поощрял инициативу каждого ученика

Не секрет, что восприятие в младшем школьном возрасте отличается от понимания тех или иных вопросов в старшем

Поэтому так важно подбирать приёмы воспитания толерантности, уместные для разных категорий учеников

В начальной школе

Как уже отмечалось, работа по воспитанию толерантности — это не отдельные уроки и не только классные часы, посвящённые темам, вызывающим споры, но и введение методических приёмов, позволяющих привить детям уважение к иным взглядам и обычаям. В начальном звене ими может быть:

  • «Эстафета»: организация любой деятельности таким образом, чтобы дети взаимодействовали друг с другом;
  • «Акцент на лучшее»: учащимся рекомендуется рассмотреть нечто негативное с точки зрения наличия позитивных черт (например, на уроке чтения при изучении «Сказки о военной тайне» А. Гайдара детям можно предложить найти положительные стороны характера Мальчиша-Плохиша);
  • «История про себя»: каждому ребёнку необходимо придумать рассказ о себе, а задача одноклассников — пересказать её.

В 5–9 классах

Для подростков очень важен личный опыт, поэтому основными приёмами в этом возрасте могут быть ролевые игры.

  • «Мизансцена». Методика работы в подвижных группах, когда учитель меняет местами членов команды по ходу выполнения заданий.
  • «Обмен ролями». Приём, который предполагает, что дети в процессе обсуждения будут примерять на себя роли своих оппонентов (например, во время литературного суда над героем).
  • «Общее мнение». Ученикам предлагается вопрос, отвечать на который следует по цепочке, то есть каждому следующему отвечающему нужно для собственного ответа учесть мнение предыдущего товарища.

У старшеклассников

Ученики старших классов ценят возможность высказаться, поэтому строить занятие нужно с учётом этого факта

В старшем школьном возрасте ребятам важно высказать свою точку зрения, поделиться своими соображениями на тему. Вот почему приёмы воспитания толерантности должны быть дискуссионного характера

  • «Прогнозирование». Методика этой работы заключается в высказывании предположений по поводу возможного развития обсуждаемой ситуации (например, на уроке истории дети могут рассуждать о том, как изменился бы вектор развития страны без переворота 1917 года).
  • «Поиск толерантной позиции». Два ученика предлагают аргументы в защиту своей позиции по тому или иному вопросу, а задача одноклассников — выбрать наиболее доказательную.
  • «Импровизация на свободную тему». Детям предлагается перенести определённые условия на почву современности. Например, школьникам требуется поразмышлять над таким вопросом: могло ли рабовладение и угнетение темнокожих появиться в XXI веке?

Урок толерантности не должен рассматриваться как 45-минутное нравоучение о необходимости быть терпимым к другим людям. Такая работа должна расцениваться как жизненный урок, который преподаёт школа формирующимся личностям. Задача педагогов — приложить все усилия, чтобы ученики выросли достойными гражданами страны, которые обеспокоены судьбами других людей, а также хотят и могут искать мирные способы решения конфликтов, связанных с национальными, религиозными и другими противоречиями.

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

активное использование игровых технологий
развитие родного языка
изучение иностранных языков
обучение истории
расширение знаний о народностях учеников, их традициях
использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
организация совместной деятельности учеников
внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
взаимодействие педагога с семьями учащихся
воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Способы формирования толерантности младших школьников

Поведенческая составляющая толерантности представляет собой лишь видимую часть «айсберга толерантности», по мнению С.Л

Братченко, и традиционно получает особое внимание — как в диагностике, так и в обучении. Поведенческая терпимость включает в себя:

  • способность терпимо выражать и отстаивать собственную точку зрения («самовыражение»);
  • Готовность терпимо относиться к высказываниям других (внимательное выслушивание и оценка взглядов и мнений других людей как выражение их точки зрения, которая имеет свой смысл — независимо от степени несогласия со своими собственными взглядами).
  • способность «взаимодействовать с людьми, придерживающимися различных взглядов» и способность достигать согласия (гармонизация позиций, компромисс и консенсус).

Необходимо учитывать специфику толерантности — способность человека понимать и принимать разнообразие и многообразие бытия и признавать неизбежность сосуществования различий. Случайные наблюдения, телепередачи (плохо комментируемые); неудачный опыт в собственном общении может сформировать негативное отношение к «другим». Основные позиции, направленные на ближайшее будущее, можно назвать следующими: Толерантность требует гибкости Толерантность — это не только правило обращения с ценностями, она сама по себе является универсальной ценностью.

Одним из способов укрепления толерантности могут быть учебные занятия. Практические занятия могут быть использованы для формирования толерантности у младших школьников.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Образовательное пространство, его источники и ресурсы
  2. Методы обучения математике
  3. Анализ современных моделей управления качеством образования
  4. Обучение в древнем Китае
  5. Методические идеи в.Г. Маранцмана и их значение в современной школе
  6. Задачи физического воспитания детей
  7. Отечественная школа и педагогика советского периода
  8. Методика преподавания технологии
  9. Сенсорное воспитание детей
  10. Методика коллективной организаторской деятельности

Как воспитать толерантность?

Логично предположить, что если посмотреть на то, откуда возникает нетерпимость, можно предположить возможные пути ее профилактики. А именно: искать объективную информацию о предмете и отрефлексировать свои домыслы и стереотипы, которые у нас сложились к этому времени об этом предмете.

Важно воспитывать толерантность в детях

Задуматься о других

Соответственно, если мы хотим помочь детям или подросткам воспитать в себе толерантность, например, к представителям другой нации, первое, что нужно сделать, это помочь им задуматься об этих представителях другой нации. А какой они, собственно, нации? Например, мы можем всех, кто приехал в Россию «на заработки», причислять к «таджикам».  При этом большинство живущих в Раменском районе иностранцев, приехавших на заработки — кумыки. Что мы знаем о кумыках? Если знать немного больше информации о предмете нетерпимости, может быть, поведение другого человека станет нам более понятным. И тогда станет меньше нетерпимости по отношению к нему.

Подумать о своем отношении

Второе, что нужно сделать – это помочь детям поразмышлять о том, а почему возникло негативное отношение

Важно задавать детям вопросы о том, что их пугает. Чем им угрожают эти люди, к которым они могут проявлять нетерпимость? И помочь развенчать мифы о том, что они действительно им могут помешать

При этом важный момент состоит в том, чтобы мы сами, взрослые, были независимы от этих стереотипов и максимально толерантны к обсуждаемому предмету. Иначе беседа не получится. Потому что бессознательно мы будем подталкивать детей к своей точке зрения, даже если сами не будем этого замечать.

Ограничения обобщения

И, наконец, важно поговорить с детьми о том, что обобщение – это как ходить по тонкому льду. Где-то мы пройдем, но в какой-то момент лед обязательно сломается, и мы попадем впросак

Обобщение всегда недостаточно описывает реальность. И принадлежность человека к определённому сообществу далеко не всегда определяет его черты. К примеру, не все геи женственны. Не все русские пьют водку. Не все евреи жадные. Можно даже поиграть с детьми в игру: кто может назвать больше таких обобщений, которые не соответствуют реальности.

Зачем нужно быть толерантным?

Почему быть толерантным справедливо

У каждого человека одно и то же небо над головой, солнце, звёзды. Согласись, очень нелепо полагать, что кто-то достоин лучшей жизни только из-за цвета кожи и разреза глаз? Мы все рождены на одной планете и имеем право перемещаться по ней, как захотим, главное – мирно.

Сегодня многим не помешало бы убрать из своего лексикона слово «понаехали», ведь это прямое проявление нетерпимости. Человек не виноват, что родился в регионе или стране, где нет, например, рабочих мест. Он набрался мужества и покинул родную землю, чтобы найти заработок или своё предназначение.

Необходимо принять этого человека со всей искренностью и добротой, потому что он совсем один и ему нужна поддержка. Такой пример касается не только других национальностей и приезжих. Схема знакома каждому, так как в детстве уже была применима, например, к новенькому ученику в классе.

О толерантности к людям с ограниченными возможностями

Человек не виноват, что родился или стал не таким, как ты. Решение не общаться с ним только потому, что он имеет инвалидность, в корне неправильно. Это клише не даёт нам возможности раскрыть себя в полной мере как человека

Ведь, согласись, не так важно, обладает ли человек зрением, если он прекрасный собеседник. В любом случае, даже если от тебя такой человек будет отличаться как-то внешне, его внутренние качества от внешнего облика никак не зависят

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении

В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Цели и задачи воспитания толерантности в школе

Толерантность является одним из важнейших условий нормального функционирования гражданского общества и выживания всего человечества.

Толерантность – это умение человека жить в гармонии с другими людьми, быть терпимым к их вере, национальности, поступкам, мнению и т.д.

Толерантность как социальная норма включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Социальная восприимчивость и неподдельный интерес к особенностям других народов (национальностей).
  2. Признание равенства всех людей на земле, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социального уровня жизни и т.д.
  3. Полный отказ от доминирования и насилия.
  4. Готовность принять другого таким, какой он есть.
  5. Умение выслушивать и слушать другого, доверие людям.
  6. Способность к эмпатии.

Замечание 1

Цель воспитания толерантности в школе: воспитание у учащихся терпимости по отношению к людям другой веры, национальности или других жизненных взглядов, как одного из важнейших качеств современной личности.

Задачи воспитания толерантности в школе:

  1. Изучение интересов и потребностей детского коллектива, личностных характеристик учащихся для организации эффективной воспитательной работы.
  2. Развитие у учащихся навыков групповой работы, умения находить компромиссные решения и вести диалог друг с другом, считаться с мнение других.
  3. Создание оптимальных условий для формирования у учащихся коммуникативных связей.
  4. Ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями других народов.

В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.

Необходимо отметить, что сейчас дух нетерпимости и неприязни к другой культуре, вероисповеданию, убеждениям, национальности и т.д., продолжает существовать не только в обществе, но и в отдельных социальных институтах (школа, детский сад, институт и т.д.).

Предметом нетерпимости в школе может выступать национальность, религия, внешний вид, социальная и половая принадлежности ребенка, его увлеченности и взгляды. Поэтому основная роль по воспитанию толерантности в школе возлагается на педагогов, которые собственным примером должны показать детям проявление терпимости и уважения к другим людям.

Один из основных вопросов, который стоит перед педагогами современной школы: «как обеспечить эффективный процесс воспитания толерантных качеств личности школьника в рамках образовательной программы?». Данный вопрос наиболее актуален в рамках современного поликультурного общества, которое ждет его решения именно от школы. Это связано с тем, что школа имеет возможность и должна создать необходимые условия для продуктивного межэтнического общения между учащимися, в рамках которого детям будет привито уважение к культуре других народов.

Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников

1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе Проблема формирования толерантности нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук. Так в философии толерантность изучается как экзистенциальное состояние человека (С.Е.Вершинин, Ф.Лоссано и др.), как исток социальной активности (А.И.Титаренко, В.В.Лекторский, А.В.Шестопал и др.), как особое состояние духовной жизни (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский и др.).

В педагогике рассматриваются приемы и средства ее воспитания у детей как результат прямого воздействия взрослого без учета субъектности отношений (Б.С. Гершунский, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.).

В психологии толерантность исследуется как психологическая устойчивость личности (Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А.Черкасов и др.), как личностная характеристика (А.Г. Асмолов, О.А.Кравцова и др.), как система установок и ценностей личности (И.Б. Гриншпун, Г.У.Солдатова и др.).

Психологами и педагогами разрабатываются программы формирования толерантности (Т.Н. Батенева, Р.Т. Гарданова, Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, Т.В. Разумовская, С.В. Мягченкова, П.В. Степанова и др.), предназначенные для детей разных возрастов. Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Ж. Лессэ, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Э. Нарагхи, Н.К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой, Б. Уильяме и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, А.П. Оконешникова, Г.У. Солдатова и др. Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности посвящены исследования Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, Н.В. Бордовской, З.Н. Варбанец, И.А. Галицкой, Б.С. Гершунского, Ф.А.В. Дистервега, Н.И. Ильминского, П.Ф. Каптерева, П.И. Ковалевского, З.Ф. Мубиновой, А.А. Реана, В.Н. Сорока-Росинского, М. Уолцера, К.Д. Ушинского и др.; воспитание терпимости в контексте формирования культуры межнационального общения рассматривали А.Г. Абсалямова, Э.Г. Гарунов, З.Т. Гасанов, И.А. Дадов, В.А. Ким, В.П. Комаров, И.К. Шкьопу, З.К. Шнекендорф, Л.С. Ядрихинская и др.; технологические вопросы воспитания толерантности поднимали Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, Н.В. Мольденгауэр, Б. Риэрдон, В.А. Ситаров, И.З. Сковородкина, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов, Т.С. Таюрская, К. Фопель и др.

12 стр., 5969 слов

Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника

… не называлось. Объектом курсовой работы является воспитательный процесс. Предмет исследования — роль коллектива в формировании и развитии личности ребенка. Цель курсовой работы — … процессов педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. 1.2 Признаки коллектива коллектив школьник воспитание психологический Коллектив рассматривается как качественно высокая ступень развития контактной …

Государственная позиция в отношении толерантности отражена в разработке федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы, одной из задач которой является разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. Неслучайно были объявлены всероссийские конкурсы: «Самая толерантная школа России», семейных плакатов «Школа толерантности» и др. Само появление такой программы свидетельствует о признании существования различных форм нетерпимости в обществе. Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы как в педагогической науке, так и других научных областях

В педагогической науке внимание акцентируется на отдельные аспекты, имеющие отношение к толерантности (агрессия, конфликтность, стрессовость и т.д.)

толерантность личность школьник

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность — уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

С чем может быть связана нетолерантность

Ксенофобия очень часто является причиной нетолерантности. Прежде чем, пробовать избавить от этой проблемы ребенка – нужно избавиться от нее самому. Нельзя нападать просто по той причине, что чего-то боишься. Нужно понять причину страха. Если ребенка напугал иностранец – это может стать реальной причиной страха. Но национальность здесь ни при чем. Дело в конкретном человеке, его личности и качествах характера. Дайте это понять ребенку.

Нетолерантность может быть связана также и с религиозными взглядами. Расскажите ребенку об обычаях разных стран. Посещайте этнографические музеи, выставки. Расширяйте кругозор ребенка, рассказывая ему о разных культурах и народах. Научите ребенка общаться с людьми, имеющими иной круг мировоззрения. Объясните, что независимо от обычаев и традиций, человек должен всегда оставаться человеком

Научите ребенка видеть в человеке не другую расу, а его личность.

Также нужно акцентировать внимание ребенка на отношении к инвалидам. Если в семье уже проживает такой человек – ребенок привыкает к нему с младенчества

Он понимает, что рядом есть человек, которые имеет ограниченные физические возможности, и он отличается от других. Но при этом остается человеком, со своими интересами, жизненными приоритетами, характером. Такой человек может нуждаться в некоторых механических устройствах, иметь свой собственный особый режим. Но общаться с инвалидом нужно так же, как и с другими людьми. Для ребенка-инвалида и для здорового ребенка – очень полезны совместные игры. Это принесет пользу им обоим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: