Как провести родительское собрание в начале учебного года

Рассадка родителей в кабинете

Можно просто предложить родителям сеть за парты, как ученики. А можно расставить столы по два для групповой рассадки. Или таким образом, чтобы все сидели вокруг длинного стола или за партами, расставленными в форме кольца. Или даже вообще без столов — просто на стульях, расположенных по кругу.

В первом случае учитель будет занимать позицию перед и напротив родителей (а ведь «напротив» — слово, родственное «против»). То есть он опять окажется на месте учителя. Это заставит родителей психологически вернуться в детство, когда они были учениками.

  • Возможно, это обеспечит значимость, авторитетность педагога по ощущению родителей учеников. 
  • Они более доверчиво воспримут всё, что говорит учитель.
  • Кроме того, так будет удобно демонстрировать презентацию (сейчас большинство из нас почему-то уверены в ее прекрасном воздействии на слушателей).

Но у этого варианта есть и минусы, и их много.

  • Среди родителей учеников могут оказаться те, кто, к сожалению, не сохранил добрых воспоминаний о школе. Для них снова оказаться за партой — стресс. Такие родители сразу будут потеряны для общения: всё, что они услышат, позже дома будет подвергнуто резкой критике. Включится сопротивление.
  • Кто-то слишком хорошо войдет в роль ученика и будет отвлекаться на телефон или разговор с соседкой.
  • Информация с презентации, возможно, не будет переписана или сфотографирована, затеряется или будет случайно удалена.
  • Кроме того, в такой ситуации родители, может быть, ближе к сердцу воспримут требования учителя, но не почувствует себя сообществом.

Рассадка по группам (с помощью жеребьевки или других способов) позволит родителям лучше познакомиться (если они прежде не были знакомы). Это такая атмосфера кафе — прекрасно для отдыха. Но ведь собрание не отдых.

Нам кажется, гораздо лучше рассадить родителей по кругу и самому учителю не стоять возле доски, а сесть за тот же круглый стол.

  • В том случае, если все будут сидеть за одним круглым столом, родители лучше ощутят связь и между собой, и между родителями и учителем. Тогда сможет возникнуть некое сообщество.
  • Информацию, которую необходимо сообщить, тогда придется выдать в виде памяток или буклетов (презентация недоступна). Но памятку можно отнести домой и сразу повесить на видном месте, а не искать в памяти телефона.
  • Учитель будет не «напротив» родителей, а среди них, как равноправный член сообщества людей, любящих этих детей и желающих помочь им стать умными и образованными.
  • Если у доски педагог может случайно сорваться на поучающий тон, то за круглым столом это невозможно.

Минус тут организационного характера: придется перемещать парты.

Режим родительского собрания в начале учебного года

Родительское собрание не должно длиться дольше 1,5 ч. Поэтому не растекаемся мыслями по древу, всё лаконично, чётко и по регламенту. Начинаем вовремя, без «подождём ещё 5 минуточек». Это покажет нашу собственную организованность и уважение к чужому времени.

Первое в учебном году собрание должно состоять из следующих этапов:

  1. Приветствие + выбор секретаря собрания (5 мин). Можно записать видеоролик с детьми или взять готовый из интернета.
  2. Вступительное слово классного руководителя (10-15 мин): рассказываем о школе, режиме работы, учебной программе, задачах обучения, организациях доп.образования, действующих у вас, о том, как помочь ученикам, особенно учащимся начальной школы, адаптироваться к учёбе. Знакомясь с  первым, пятым и десятым классом, стоит сказать о себе, о своём опыте классного руководства, поделиться задумками (праздники в классе, конкурсы в школе, экскурсии, мероприятия и т д)
  3. Анкеты родителям (10 минут), чтобы заполнить соцпаспорт класса и знать, как в дальнейшем организовать родителей для участия в жизни класса. Анкеты можно раздать заранее, чтобы родители заполнили их дома.

В анкете помимо личной информации (ФИО родителей, дата рождения, место работы, должность, место жительства, информация о других членах семьи, соц.статус и материальное положение семьи, чем увлекается учащийся) должны быть и вопросы, как родители могут помочь классу. Например, в руководстве кружком/секцией, организации экскурсий, походов в музей/театр/на концерт, создании материальной базы, подготовке и оформлении мероприятий, подготовке материалов для тематических классных часов и родительских собраний…

  1. Выбор родительского актива (5-10 минут).
  2. Обсуждение организационных моментов (20 мин): питание в школьной столовой, подвоз учеников на школьном автобусе или покупка проездных билетов, организация классного фонда, сменная обувь и проч.
  3. Ответы на вопросы родителей (10-15 мин).
  4. Подведение итогов (5 мин).

В конце обязательно благодарим родителей за плодотворное сотрудничество. После собрания желательно встретиться с родителями, которые не смогли прийти. 

Праздник для мам в средних и старших классах

Дети этого возраста уже гораздо самостоятельнее. Поэтому мероприятия на День Матери в школе классный руководитель и ребята могут приготовить отдельно.

Мероприятия, которые может провести классный руководитель:

  1. Классный час ко Дню матери. Он может быть посвящен роли матери в жизни каждого человека, уважению к ней, возможно, её образу в живописи и литературе. Главное, чтобы тема нашла отклик у детей;
  2. Выставка, посвященная Дню матери. Например, выставка книг о маме, фотографий или рисунков, которые дети должны нарисовать заранее. Может быть, у классного руководителя старшеклассников сохранились портреты мам, нарисованные еще в начальных классах. Такая выставка вызвала бы много эмоций и у детей, и у родительниц;
  3. Тематическая презентация. Её можно продемонстрировать и на классном часе, и на праздничном концерте.
  4. Интересным в любом возрасте будет конкурс вопросов. Участвуют несколько пар мама – ребенок. Они должны одновременно ответить на вопросы, которые задает ведущий. Ответы нужно писать на бумажке, а потом ведущий должен их сравнить. Вопросы должны быть на знание мамами и детьми друг друга.

Например:

  • Какое любимое блюдо у мамы?
  • Как зовут учительницу сына или дочки по литературе?
  • Где работает мама?
  • За какой партой сидит сын или дочь?
  • В какие дни бывает физкультура у сына или дочки?
  • Какой любимый у мамы цвет?

Побеждает в конкурсе та пара, у которой совпало больше ответов. 

Мероприятия, которые могут организовать дети под руководством педагога:

  1. Ребята-старшеклассники могут организовать различные флешмобы. Сейчас это очень популярная форма мероприятия. К примеру, в определенный день и час как можно большее количество людей собираются в назначенном месте и танцуют, поют, кричат тематические речёвки, выполняют другие действия. Флешмоб можно снять на видео и продемонстрировать мамам, например, на праздничном концерте.
  2. Праздничный концерт. Здесь простор для фантазии не ограничен. Можно продемонстрировать все жанры: спеть песни, прочитать стихи, исполнить танец, поставить пьесу. А может, вместо концерта сыграть настоящий спектакль? Все зависит от того, какими талантами обладают дети.
  3. Праздничный вечер. Это более камерное, уютное мероприятие, проводимое в пределах класса. Здесь будут уместны стихи, песни, сценки и конкурсы. Очень трогательным элементом вечера может стать конкурс «Маленькая мама». На проекторе показываются заранее приготовленные фотографии мам, когда они были детьми. Присутствующие пытаются догадаться, кто это.

В конце вечера можно устроить чаепитие. Именно оно позволяют мамам пообщаться с учителями и друг с другом в неформальной, дружеской обстановке. За чашкой чая можно обсудить и ближайшие планы класса, и поделиться опытом воспитания детей, а потому ценность такого мероприятия трудно переоценить.

Оживить чайные посиделки можно различными конкурсами и викторинами, участие в которых должны принимать и дети, и мамы. Конкурсы и вопросы для викторин следует подбирать несложные, такие, которые могли бы быть интересны и детям и взрослым, замечательно, если это будут шуточные конкурсы и викторины, способные вызвать улыбку у участников праздника. Только не забывайте, что праздник посвящен Дню Матери, а значит, все запланированные мероприятия должны быть так или иначе связаны с темой дня. 

Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?

Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение «старой закалки» (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:

  • помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
  • внести предложение о проведении «родительского дня», когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
  • описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
  • регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний;
  • узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.

Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.

Кто хочет, тот может…

Большинство родителей оправдывает свое нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным «мне некогда», «я не умею», «я не могу». Однако это не может служить серьезным основанием для того, чтобы отказываться от возможности больше времени провести со своим ребенком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учебе.

Кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, активного и полноценного человека, любящего и понимающего сына или дочь, тот всегда найдет возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребенка этапе его жизни – детсадовском периоде. Не умеете ремонтировать детскую мебель или забивать гвозди в стены? Нарисуйте плакат о жизни детского сада

Не можете выкроить время для участия в групповых играх? Пригласите детсадовскую группу к себе на работу и расскажите об особенностях своей профессиональной деятельности. Просто не оставайтесь равнодушным и помните, кто ищет, тот всегда найдет.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

День Матери в начальной школе

Вариант 1

Традиционно принято отмечать этот день концертами и праздничными представлениями для мам. Учитель вместе с учениками разрабатывает праздничный сценарий, оформляет класс, приглашает мам поучаствовать в веселых конкурсах.

План возможных мероприятий:

  1. праздничное украшение класса. День матери – семейный праздник. Поэтому класс должен быть украшен немного по-домашнему, уютно. Дети могут сделать стенгазету с использованием фотографий, стихов про маму;
  2. выставка маминых портретов. Уроки рисования, предшествующие празднику, пусть будут на тему «Я рисую маму». Непосредственно перед праздником портреты нужно развесить в том месте, откуда открывается хороший обзор;
  3. дети могут выучить песни про маму на День матери. Этому может быть посвящено несколько уроков музыки;
  4. праздничный вечер. На этом празднике мамы смогут полюбоваться своими портретами, послушать песни, которые выучили их дети, поучаствовать в конкурсах.

Сценарий ко Дню матери не должен быть сложным. Лучше отказаться от подвижных игровых заданий. Зато можно провести тематические конкурсы. 

Кроме песен и конкурсов, в программу вечера можно включить чтение стихов. Какой маме не будет приятно услышать стихи в свою честь. Уместны на празднике будут и небольшие сценки, юмористические или трогательные. 

Вариант 2

Но можно провести этот праздник и по-другому. Ведь у каждой мамы, кроме «маминых» обязанностей еще есть и другие — профессиональные.

Также можно предложить мамам рассказать о своем хобби и научить детей небольшим элементарным поделкам. Это поможет каждому ребенку ощутить гордость за свою маму и осознать значимость ее профессии.

В завершение вечера можно устроить вручение подарков, которые дети сделали своими руками, и небольшое чаепитие.

Родительское собрание – лекция или душевный разговор?

Чтобы добрые отношения возникли, поддерживались и укреплялись, родительское собрание должно пройти с особым эмоциональным настроем, особенно если речь о 1 классе. Ведь ещё вчера их дети были дошкольниками, а теперь их статус изменился.

Не всегда родители и сами к этому готовы. Часто свой ребёнок кажется им ещё слишком маленьким, несамостоятельным. Родителям хочется гордиться им, но в то же время они стремятся оградить своё сокровище от всех проблем и неприятностей.  Чтобы справиться с волнением, родители могут замкнуться в себе, неохотно идти на контакт. Учитель должен всё это учитывать и спланировать собрание особенно тщательно.

Увы, часто родительское собрание приобретает черты ещё одного урока, когда учитель высказывает родителям различные требования, даёт советы и почти даже распоряжения. Иной раз в речи классного руководителя проскальзывает некоторая непримиримость, излишняя требовательность.

Думаем, лучше избегать такого. Смешно выглядит педагог, поучающий взрослых людей, которые могут быть старше его, образованнее и опытнее. Да все они, вероятно, уже десять раз перечитали в интернете всё, что им собиралась сообщить учительница.

Излишний дидактизм может отпугнуть родителей и даже настроить их против школы

А ведь воспитание и образование детей — это общая задача педагогов и родителей.  

Раз так, надо убедить родителей в том, что учитель видит в них не исполнителей своей педагогической воли, а со-трудников и единомышленников. Поэтому психологи часто предлагают заранее обдумать всё до мелочей. Например, рассадку.

Для чего нужны родительские собрания

Современные мессенджеры позволяют быстро оповестить обо всём важном, что касается и жизни класса, и конкретного учащегося. Но задачи родительских собраний гораздо разнообразнее

Поэтому можно проводить собрания в различных форматах:

  • встреча-инструктаж по изменениям в классе, в учебном учреждении,
  • отчет о нынешнем состоянии класса, успеваемости, посещаемости, медицинском и других обследованиях,
  • вечер-похвастушки, на котором родители узнают о творческих, спортивных и прочих достижениях детей,
  • школа для родителей (тренинги, ролевые игры, семинары, лекции), которая поможет решить проблемы воспитания и обучения школьника,
  • кризисный совет в экстренной или конфликтной ситуации в школе и семье.

Что касается родительского собрания в начальной школе, то это личное знакомство классного руководителя и родителей. Если родители первачков увидят эмоциональную заинтересованность учителя, то охотнее пойдут на контакт. Многих ведь пугает новый этап в жизни ребёнка: как всё будет проходить, справится ли будущий ученик начальной школы с нагрузкой. И собрания нужны не только, чтобы организовать родителей, но и чтобы успокоить их. 

Старшеклассники и юмор

– Старшеклассникам нужна поддержка родителей в начале учебного года?

– В старших классах начинается истерика по поводу ЕГЭ. Школа мастерски загоняет и себя, и детей, и родителей по этому поводу в состояние паники. Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то разрядить нервную обстановку, где-то напрямую попросить учителя, если классный руководитель по этой части очень увлекается, не нагнетать и не вводить детей в невроз. Обычно детям такого возраста помогает юмор. Иногда просто нужно следить, чтобы он спать вовремя ложился, не забывал поесть.

– В этом году 1 сентября в понедельник, то есть сразу – целая учебная неделя…

– Обычно на первой неделе много не задают, поэтому можно побольше погулять с ребенком, пойти куда-нибудь в парк, сходить в кино. Если ребенок маленький, и вы видите, что он совсем в стрессе, то лучше оставить его на один день дома, чем потом он две недели будет болеть.

Еще самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же.

Если дополнительные занятия, кружки начинаются в первую же неделю, то нужно смотреть на собственного ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по занятиям с утра до вчера и чувствуют себя отлично. А есть астеничные ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно наращивать постепенно.

Чтобы переход от отдыха к учебе был легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например, красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое. Или, например, поход всей семьей в кафе 1 сентября, чтобы поесть мороженого, или самые любимые завтраки всю первую неделю. А для других детей, для интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять небольшую паузу.

В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Завершение мероприятия

Напоследок обязательно нужно выбрать классный актив. Если собрание пройдет удачно, то проблем с этим быть не должно. Скорее всего, родители, поняв, что с них не требуют ничего особенного и не собираются как-то их эксплуатировать, сами вызовутся в чем-то помочь.

Завершить собрание лучше еще каким-нибудь вопросом в круге сообщества. На этот раз можно предложить более эмоциональный вопрос.

  • Например, предложить родителям вспомнить собственные школьные годы и дать определение того, что такое для них школа.
  • Или, допустим, назвать какое-то прилагательное, которым они могли бы охарактеризовать идеальный класс или идеальную школу.
  • Или предложить придумать девиз родителей класса.

В этот раз учителю лучше не начинать с себя, а сразу передать слово родителям.

Затем можно предложить всем выпить чаю с печеньем, включить музыку, поболтать вообще о жизни. А можно просто разойтись, пожелав друг другу удачи и проговорив придуманный лозунг. Например, такой: «Мы — вместе! У нас все получится!»

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Как подготовиться к родительскому собранию

  1. Знакомство с личными делами учеников в начальной школе. Если собрания в 5 или 10 классах, можно поговорить с предыдущим классным руководителем, который поделится личными наблюдениями и посоветует, как найти подход к родителям.
  2. Оповещение. Через группу в WhatsApp или Telegram, на стене класса в Dnevnik.ru сообщftv о собрании и просим дать обратную связь. Тем, кто не отплюсуется, можно позвонить или написать лично. 
  3. Мозговой штурм: заранее спрашиваем у родителей, что они хотели бы обсудить, и обязательно касаемся этих вопросов.
  4. Три кита собрания: тема, цель, задачи. Определяем их, а потом пишем план собрания.
  5. План-конспект собрания поможет говорить по делу, ничего не забыть, не путаться и не перескакивать с темы на тему. Обязательно прописываем регламент на каждый этап собрания.
  6. Организация: 

а) оповещаем администрацию о проведении собрания,б) продумываем, где родители разденутся,в) обязательно предупреждаем родителей, что с собой должны быть паспорт и бахилы.

  1. Приглашённые гости помогут разнообразить общий ход собрания.
  2. Наглядность: готовим презентацию, видеоматериалы, буклеты, анкеты.
  3. Костюмчик. Внешний вид должен презентовать классного руководителя как высококлассного специалиста.

Круг сообщества

В ходе «круга сообщества» каждый из присутствующих обязательно должен высказаться по какому-либо вопросу. Этот вопрос должен быть личным, но не слишком. С одной стороны, он должен позволить родителям выставить себя в достаточно выгодном свете, с другой — помочь педагогу понять, что за люди собрались вокруг него.

В какой-то степени этот вопрос может помочь и в самопознании, заставив отвечающего задуматься о том, что раньше ускользало от внимания.

Итак, учитель задаёт какой-то вопрос и по возможности первый на него отвечает, затем право ответа по кругу переходит к каждому пришедшему на собрание. Конечно, невозможно заставить человека отвечать на вопрос, если он не хочет. Если по первому кругу кто-то откажется, не стоит его заставлять.

Возможно, он ответит позже, на второй вопрос, когда убедится в лояльности собравшихся.

Что это может быть за вопрос? Вот несколько вариантов.

  • Обычно рекомендуют предложить высказаться о семейных ценностях. То есть каждый должен ответить, какие ценности, на его взгляд, наиболее важны для его семьи (доброта, любовь, верность, интеллект и т.п.)
  • Какие качества Вы хотели бы воспитать у своего ребенка?
  • Какой вы видите школьную жизнь своего ребёнка?
  • Что вы цените в своем ребенке больше всего?

Первый раз в пятый класс

– А что касается учеников средней школы – здесь есть свои нюансы? Особенно если говорить о пятиклассниках – ведь детям, привыкшим к одной учительнице, придется приспосабливаться к разнообразию предметов, учителей.

– Пятиклашки испытывают особый стресс. Они очень часто в первые недели, даже месяцы учебы не справляются, и не со школьной программой, а с логистикой. То есть раньше было понятно: обычно уроки задают сегодня на завтра, причем это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут начинается много предметов, уроки могут задавать на через неделю, и непонятно когда их делать. Легко забыть что-то, что просили принести. Разные учителя, разные требования, разные тетрадки…

Обычно к пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением домашнего задания: они вроде бы стали самостоятельными.

Теперь пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное.

Если родитель берет отпуск, чтобы посидеть с ребенком, не нужно использовать его для того, чтобы выносить ребенку мозг требованием безукоризненного выполнения уроков: «Раз уж я сижу с тобой, то давай как следует позанимаемся!» Родитель не для этого, он для того, чтобы быть рядом, чтобы подольше погулять или сходить в бассейн, например. И чтобы помочь справиться со сложной ситуацией.

– А если ребенок приходит и говорит, что какие-то учителя не нравятся?

– Что делать родителям? Выслушивать, утешать: «Давай посмотрим, давай подождем, как все образуется». Это нормально, что какие-то учителя нравятся, какие-то не нравятся. Конечно, если не происходит что-то совсем из ряда вон выходящее, травмирующее ребенка. Тогда, конечно, нужно разбираться, защищать ребенка.

Если же все просто в категориях «нравится» – «не нравится», и у ребенка просто стресс от того, что сразу столько новый учителей, причем каждый – со своими требованиями, то надо настроить его: «Ничего страшного. Люди – разные и не все должны тебе нравиться. Зато смотри, какая та учительница хорошая, о которой ты говорил».

Дальнейший ход собрания

После того как доверительные отношения будут установлены, классный руководитель может обратиться с какими-то сообщениями, касающимися школьного распорядка и т.д. Однако информирование, хотя и является обычно основной частью родительского собрания, в данном случае может быть вынесено за скобки мероприятия. Лучше предложить каждому из родителей взять подготовленные заранее буклеты или памятки.

Они могут содержать информацию

  • о канцтоварах, которые необходимы ребёнку в школе;
  • о требованиях к поведению и внешнему виду учеников;
  • о расписании уроков и (при наличии) внеурочных занятий;
  • контакты классного руководителя и администрации школы и т.п.

Разумеется, можно дублировать эту информацию в виде интернет-рассылки.

Какие-то вопросы стоит, наверное, вынести на обсуждение.

Учителю не следует высказывать категорических суждений, даже если он прав

Допустим, он требует посещаемости, запрещает опоздания или пользование мобильным телефоном на уроке. Его мнение абсолютно невозможно оспорить — это понимают все, в том числе и родители, которые пришли на собрание. Совершенно необязательно высказывать эти требования в категорический форме, которая не может не задеть чувства родителей.

Кейс

Большего эффекта можно добиться, если обратиться к родителям как бы за советом, представить это как обсуждение: «Я понимаю вашу заботу о безопасности детей и, конечно, я бы тоже очень волновалась, если бы мой ребёнок не имел средства связи. Сейчас мы привыкли к смартфонам и не представляем себе жизни без него. Нам хочется каждую минуту быть уверенным, что с ребёнком всё в порядке. Как же быть? Может быть, ребятам стоит дать мобильный телефон, но требовать, чтобы он был поставлен на беззвучный режим или вовсе отключён во время уроков? Или предложить складывать мобильники в специальную коробку? А после уроков ребёнок может его снова взять и включить». Такая беседа в форме как бы совещания, наверное, более приемлема, ведь она подчёркивает уважение учителя к родителям, к их мнению.

Будет хорошо, если учитель будет задавать какие-то вопросы, советоваться, интересоваться, что родители думают по тому или иному вопросу. Обязательно следует всё время подчёркивать, что учитель надеется на сотрудничество с родителями, что он был бы рад, если родители будут принимать посильное участие в каких-то мероприятиях. Может быть,

  • устраивать чаепития, экскурсии, поездки;
  • приходить на классные часы, рассказывать о профессии;
  • оформлять стенды про свои семьи;
  • приносить свои поделки и проявлять еще каким-то образом свои таланты.

Чувствуя заинтересованность педагога, родители более охотно пойдут на контакт и будут проявлять больше внимания к школьной жизни детей. Вообще, создать теплую и дружественную атмосферу на первом собрании важнее, чем передать родителям всю необходимую информацию.

Надо обязательно предложить родителям заполнить анкету. Это необходимо для того, чтобы учитель мог лучше понять, чем живут его ученики, получил какое-то представление о составе семей, о возможных льготах и возможных проблемах детей.

Стоит оговорить время, когда родители могут обратиться к учителю тем или иным способом, чтобы сообщить какую-то важную информацию о своём ребёнке. Обязательно надо подчеркнуть, что педагогу очень интересно знать все о ребёнке, но особенно важна информация

  • о перенесённых (и имеющихся) заболеваниях;
  • об аллергии;
  • о проблемах в общении с детьми или взрослыми;
  • о том, что ребенок плохо ориентируется в малознакомом месте;
  • что он может стесняться попроситься в туалет;
  • может испугаться отвечать у доски;
  • ему требуется больше, чем другим детям, времени, чтобы обдумать ответ на вопрос и т.п.

Возможно, родители не захотят обсуждать такие вопросы в присутствии других и поэтому учитель должен обдумать и обязательно передать родителям информацию о том, когда и каким образом они могут с ним связаться для индивидуальной беседы.

Хорошо бы вообще отвести на это несколько ближайших недель и каждому указать время, когда педагог будет рад поговорить о ребёнке. Эти беседы нужны не для того, чтобы высказать какие-то требования или какие-то замечания, — они для того, чтобы учитель как можно больше узнал о возможных особенностях ребёнка и смог к ним подготовиться сам и подготовить ребёнка.

Методы взаимодействия с родителями

взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.

К традиционным методам относятся: родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, с родительским комитетом, проведение консультирования и бесед, организация семинаров, тренингов и конференций, проведение круглых столов.

К нетрадиционным методам относятся: организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность, ведение устного журнала.

Кто хочет, тот может…

Большинство родителей оправдывает свое нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным «мне некогда», «я не умею», «я не могу». Однако это не может служить серьезным основанием для того, чтобы отказываться от возможности больше времени провести со своим ребенком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учебе.

Кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, активного и полноценного человека, любящего и понимающего сына или дочь, тот всегда найдет возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребенка этапе его жизни – детсадовском периоде. Не умеете ремонтировать детскую мебель или забивать гвозди в стены? Нарисуйте плакат о жизни детского сада

Не можете выкроить время для участия в групповых играх? Пригласите детсадовскую группу к себе на работу и расскажите об особенностях своей профессиональной деятельности. Просто не оставайтесь равнодушным и помните, кто ищет, тот всегда найдет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: