Понятие правового воспитания
Определение 1
Правовое воспитание – это деятельность, направленная на формирование правосознания, а также правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом.
Целью правового воспитания можно назвать формирование личности, строящей собственную жизнь на добровольной и сознательной основе в соответствии с принятыми правовыми нормами.
Необходимо отличать правовое воспитание от социализации правовой направленности, представляющей собой достаточно продолжительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, который продолжается на протяжении всей жизни человека под воздействием различного рода факторов. Правовое воспитание следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств правовой социализации человека.
Среди составляющих правового воспитания можно выделить следующие:
- Субъекты воспитания, к которым можно отнести семью, учителей и воспитателей, журналистов и прочих представителей СМИ, должностных лиц;
- Объекты воспитания, среди которых выделяют индивидов, отдельные социальные категории, общество в целом;
- Содержание правового воспитания, которое включает общепринятые правовые нормы, идеи, а также ценности, которые передаются субъектами воспитания воспитуемому;
- Способы воспитания, к которым можно отнести убеждение, поощрение, принуждение, а также прочие приемы воздействия на объекты воспитания;
- Формы воспитания, среди которых можно выделить правовое обучение, пропаганду, а также самовоспитание.
Следует отметить, что на сегодняшний день эффективность правового воспитания в значительной степени зависит от большого числа факторов как объективного, так и субъективного характера.
Уважение к правовым нормам, законодательным и нормативным актам отражает непосредственную сущность гражданского воспитания, при этом, уважение к закону является таким отношением к предписаниям правового характера, когда индивид сам, по свой воле признает ценность законодательным норм. В качестве результатов успешного освоения норм поведения можно рассматривать внутренний контроль, когда индивид настолько глубоко усвоил принятые нормы морали и права, что неосознанно поступает так, как того требуют принятые в социуме нормы.
Непосредственное уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу формируется как признание ценности закона для индивида (позитивное правосознание). А подобное формирование представляет собой процесс и результат правового воспитания.
Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»
Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
- Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации),
- Ведение картотеки «трудных» подростков,
- Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних,
- Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов,
- Беседы и консультации с родителями,
- Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации,
- Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды,
- Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов —, вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно
Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Читайте еще: Понятие, методы и формы правового воспитания
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа,
- Тематический классный час,
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики),
- Игры, конкурсы, викторины,
- Экскурсии,
- Выставки, наглядная агитация,
- Встречи – лекции с представителями социальных структур,
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
Форма мероприятия | Тема (задача) |
---|---|
Классные часы в средних классах | 1. «О вреде курения», |
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав» | |
3. «Предупреждён-значит вооружен» | |
4. «Законы жизни школьного коллектива» | |
5. «Что такое порядочность» | |
6. «Правила доверия» | |
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» | |
8. «Я – гражданин России» | |
Классные часы в старших классах | 1. «Умей сказать «нет» |
2. «Склонность или пагубная привычка? | |
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
4. «Что такое порядочность жизни» | |
5. «Что значит быть принципиальным» | |
6. «Что такое цель | |
7. «Свобода половых отношений» | |
8. «Любовь и дружба | |
9. «Закон о наркотиках» | |
10. «Мои права – мои обязанности» | |
11. «Как не стать жертвой преступления» | |
Конкурсы, викторины, игры | 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей) |
2. Ролевая игра «Мы и выборы» | |
3. Правовая игра «Я и мои права» | |
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат» | |
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка» | |
Наглядная агитация | 1. Стенд «Правовой уголок школьника» |
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков». | |
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках», | |
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!» | |
Родительские всеобучи | 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД) |
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы) | |
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах» | |
4. «Подросток и его профессиональные интересы» |
Сущность понятия «правосознание»
Правовое обучение как одна из наиболее эффективных систем передачи, а также усвоения исторического опыта, практики и навыков реализации права в условиях современной действительности направлено прежде всего на формирование у индивида чувства уверенности и самостоятельности в области права, а также на оказание стимулирующего воздействия правовой активности личности. Правовая активность подразумевает добровольное, осознанное, инициативное, ответственное поведение индивида.
Среди черт правосознания можно выделить следующие:
- Правосознание представляет собой одну из форм общественного сознания;
- Правосознание является выражением отношений индивидов к праву, а также различного рода правовым явлениям;
- Содержанием правового сознания являются взгляды, идеи, принимаемые теории, эмоции и т.д.;
- Правосознание прежде всего определяется материальными, а также духовными условиями общественного жизни;
- Для правосознания характерна преемственность.
В структуре правосознания выделяют:
- Правовую психологию, под которой следует рассматривать комплекс чувств, прав, эмоций, с помощью которых может быть выражено отношение индивида к праву, а также отдельным правовым явлениям. Правовая психология в значительной мере проявляется в определенных психологических реакциях индивида на некоторые правовые явления и нормы права;
- Правовую идеологию, под которой на сегодняшний день понимают комплекс идей, различного рода взглядов, эмоций, с помощью которых выражается отношение людей к правовым нормам и явлениям. Подобная идеология, как правило, выражена в научном или философском осмыслении правовых явлений.
Взаимосвязь правовой культуры, правосознания и правового воспитания
Правовая культура – это сумма правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, которые осуществляются в жизнедеятельности человека, реализация требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс организации правовой культуры основывается на важнейших компонентах правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим. Несмотря на то, что вопросы правовой культуры обучающихся в настоящее время широко исследуются, термин не имеет однозначного определения.
Правовая культура тесно связана с правосознанием и правовым воспитанием.
Правосознание является совокупностью представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, проявляющих отношение людей к функционирующему и желаемому праву.
Иными словами, рассматривая вопросы правовой культуры нельзя не затронуть вопросы правосознания и правового воспитания.
В настоящее время в России можно наблюдать двоякую ситуацию: с одной стороны – правосознание неразвито по сравнению с Западными странами, с другой стороны – оно находится на полюсах нигилизма или идеализма, оценивая роль и статус права.
Безусловно, критериями правовой культуры в России являются: ориентир на правовые ценности, образовательная подготовка, социально-активные жизненные цели, критическое восприятие негативной социальной практики, чувство законности и справедливости, выбор мотивов и вариантов поведения, достигнутый социальный статус.
Иными словами, правовая культура – многообразный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Способами развитии считаются агитация права, формирование у граждан правовых знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, улучшение системы правовых актов.
Правовая культура является важным условием осмысленной реализации гражданином своего долга перед социумом, что содействует преодолению регрессивных взглядов, девиантного поведения людей, предупреждению случаев произвола и насилия над личностью. Подтвержденные с точки зрения науки правовые мнения граждан являются причинами поддержания законности и правопорядка, без чего нельзя сформировать гражданское общество и правовое государство.
Рассматривая суть общей культуры и правовой культуры необходимо отметить, что общая культура шире, потому что она включает в себя разнообразные типы культур. Ядром, которое объединяет общую и правовую культуру, являются общечеловеческие нормы и ценности, которые находятся в основе любой культуры, но в совокупности с правовой деятельностью они образуют уже правовую культуру.
Безусловно, правовая культура содержит своеобразные ценности и нормы.
Итак, несмотря на разнообразные подходы, исследователи выделяют следующие элементы в воспитании правовой культуры и прав человека: знания о политике и праве; отношение к политику, праву и нравственности; навыки политического и правового поведения.
Таким образом, правовая культура направляет личность на выполнение законов, ограничивая проявление индивидуальных действий рамками правовых норм и ценностей. В этом случае человек может проявлять деятельность, но в рамках реализующегося в социуме закона. Такой же способ присутствует и на уровне общей культуры. Но ввиду того, что общая культура охватывает большее количество сфер, она предоставляет множество потенциалов для саморазвития, самореализации и творчества.
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Правовое воспитание в школе
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Важная профилактическая цель
Правовое воспитание в школе способствует росту правосознания и снижает уровень детской преступности, что особенно актуально в подростковом возрасте.
К подростковому возрасту у ребенка уже складывается система социальных ценностей и предпочтений. Нормы права неотделимы от представлений о добре и зле, о красоте и безобразии, о созидании и разрушении, поэтому, если нравственное воспитание с малых лет подавалось в тесной связке с правовым, то у подростка мало шансов выбрать социально опасный путь.
Молодежь должна знать правила поведения в общественных местах и уметь соблюдать их, иметь общие представления о законах государства, о правах и обязанностях граждан, об ответственности за правонарушения. Обучение этому должно воспитывать, иметь профилактическую направленность, подаваться планомерно и дозировано, в соответствии с возрастом.
Методы и формы
В качестве методов педагог может использовать все виды педагогического и психологического воздействия:
- беседу,
- убеждение,
- поощрение,
- внушение,
- принуждение,
- личный пример (свой или родителей ребенка).
Формы обучения могут быть разными:
- беседы,
- презентации,
- лекции,
- просмотр видеороликов,
- использование стенгазет, книг и журналов по праву.
Основные знания школьники получают на уроках обществознания, но элементы права также могут лаконично вплетаться педагогом в канву урока истории или литературы, музыки или иностранного языка.
Внешкольные занятия могут строиться как:
- деловые игры,
- конкурсы,
- конференции или проходить как заседания суда (например, заседание, посвященное суду над лисой и котом, выманившим деньги у Буратино обманным путем).
Конвенция о правах ребенка в ярких картинках и стихотворной форме легко запоминается школьниками. Педагог может провести классный час по правовому воспитанию и посвятить его не только и не столько разъяснению правовых норм, а разобрать на примерах такие понятия, как «достоинство», «честность», «ответственность», «порядочность», «доброта» и «уважение».
Библиотекарям следует проводить обзоры и викторины, посвященные правовой тематике. Это позволит расширить знания детей о правах человека и ребенка и дать информацию по любым актуальным для них вопросам гражданства и права.
Доброжелательная, доверительная обстановка, учёт желаний и интересов детей очень важны для достижения наилучшего результата. Ученики не на бумаге, а на деле должны чувствовать уважение со стороны педагогов и администрации школы. Только тогда нравственно-правовые нормы будут усваиваться ими органично и последовательно.
Что представляет собой «правосознание»?
Такое понятие, как «правовое сознание», заинтересовало многих учёных в сфере правоведения, разных политических деятелей совсем недавно, только к 1980-ым годам. В итоге большинство исследователей пришло к выводу, что правосознание является обозначением взглядов и мнений о праве среди общественности. Правосознание – мнение, мысли и высказывания общества о праве. Оно может быть на обычном, профессиональном и даже научном уровне.
Однако не все исследователи согласны с данной характеристикой. Учёные в сфере социологии и права имеют своё определение данного термина. Поэтому правосознание в глобальном значении является сочетанием идей, разных позиций, мыслей, ценностей, которые выражают мнение общества о праве, его необходимости и справедливости.
Различные исследования о правосознании показывают, как именно право рассматривается и трактуется преступниками, когда они решаются нарушить закон, и считают ли они себя правонарушителями. В наше время правовое сознание необходимо развивать в обществе, так как оно уже стало частью процесса успешного формирования человеческого сознания в общем, и остановка роста правосознания может привезти к стагнации социума.
Способы необходимого формирования правового сознания:
- Семейное воспитание.
- Обучение основным понятиям в школе.
- Распространение через СМИ.
- Индивидуальное обучение с помощью сторонних ресурсов.
Правовая социализация должна постоянно происходить в сознании отдельной личности. У каждого уже есть минимальное знание о правовой культуре благодаря обычаям, общественным ценностям и знанием некоторых законов. Из имеющихся идеалов у индивида формируется своё понимание справедливости. Так правосознание и правовая культура обретают взаимосвязь. Правосознание через традиции и законы влияет на культуру, а культура, в свою очередь, воздействует на право. И в то же время, законодательная власть образована из людей, которые имеют свои правовые ценности и пытаются влиять на правосознание масс. Так что правосознание и правовая культура ограничивают власть друг друга.