Коллектив и массы
Изучение психологии масс изначально происходит из психоаналитической традиции. Он стремился усилить влияние действий больших групп на изолированного человека; то есть на идентичность этого, и чтобы понять, как эти действия влияют на культурные движения и другие виды.
Однако в течение двадцатого века и бихевиоризм, и когнитивно-поведенческое течение они начали объяснять эту часть человеческой жизни, от изучения стимулов и ответов, сделанных с помощью записей.
Как мы уже видели, социальное поведение — действительно довольно глубокая тема, в которой существует разнообразие отношений обратной связи, принимая во внимание, что поведение одного человека влияет на поведение другого, таким образом формируя побочный эффект
2.2 Макросоциологический уровень изучения социального поведения личности
Теория социального действия Толкотта ПарсонсаКак и М. Вебер, представитель американской социологической теории Толкотт Парсонс считал, что социальное поведение представляет собой не коммуникацию, а социальное действие.Парсонс отмечал, что социальное действие регулируется социальными нормами и ценностями культуры и социального порядка, в которых происходит действие, что оно субъективно и имеею внутреннюю направленность. Личность действует добровольно и имеет выбор относительно конкретного действия, которое предпринимает.В рамках теории о социальном действии Парсонс называет основные элементы, которые присуще всем социальным действиям:1) Актор – действующее лицо.2) Сфера проявления действия3) Восприятие действующим лицом на различные условия сферы проявления данного действия4) Ориентация действующего лица на действия других субъектов действия.Теория обменаТеория социального обмена — это модель для интерпретации общества как серии взаимодействий между людьми, построенных на основе вознаграждений и наказаний. Согласно этой точке зрения, наши взаимодействия определяются наградами или наказаниями, которые мы ожидаем получить от других, которые мы оцениваем с помощью модели анализа затрат и выгод (сознательно или подсознательно).Теория социального обмена предполагает, что поведение можно рассматривать как процесс обмена, где каждый из участников взаимодействия действует по принципу максимизации своей выгоды. Согласно данной теории личность выстраивает своё поведение так как ему удобно в данный момент.Американский социолог Джордж Хомманс, представитель данного направления, в своем труде «Социальное поведение: его элементарные формы» говорил о том, что данная теория состоит из социального обмена с вознаграждениями и затратами как минимум между двумя людьми. Награды определяются как объекты, которые имеют положительную ценность, а затраты определяются как объекты, которые имеют отрицательное значение и избегаются отдельными лицами. Наградами за отношения являются такие вещи, как поддержка, дружба и принятие, в то время как затраты — это затраченная энергия, время и деньги. Каждый человек пытается максимизировать свои победы или свою ценность и в конечном итоге получить что-то скорее позитивное, чем негативное.
Направления социальной психологии
Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.
Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.
Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций. Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).
Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.
В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение.
Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.
Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.
Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.
Зарождение французской социологической школы
Как научное направление школа сформировалась вокруг издаваемого Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник» (выходил в 1898—1913 и в 1925-27, деятельность школы продолжалась и после прекращения издания журнала вплоть до Второй мировой войны), в котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), Л. Леви-Брюль,С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, Р. Герц , П. Фоконне, М. Хальбвакс), однако в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и т. д. Эта школа начала свою деятельность на рубеже XIX—XX вв., а распалась уже в 1930-х гг.
Проблемы, предмет и объект социальной психологии
Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые.
При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.
Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.
К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:
Личность в группе и системе отношений. | |
Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.) | |
Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.) | |
Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.) | |
Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.) | |
Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.) |
Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие – другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.
И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.
Но прежде чем перейти к теории давайте попробуем испытать на себе один эксперимент из области социальной психологии.
Cтатистика На весь экран
Характеристика понятия
Ученые, занимающиеся различными общественными науками, считают, что социальное поведение личности – это характеристика взаимных процессов индивидов, при взаимных коммуникативных отношениях, проявляющихся в определенной среде и обстановке, и зависящих от условий сложившейся ситуации, и среды. При этом, при разных факторах поведение индивида может в корне различаться.
Например, внешне спокойный и флегматичный человек в условиях повышенной опасности способен в корне измениться, став собранным, активным и небезразличным. Или еще: работники пришли на трудовую смену, одни из них заинтересованы в качестве выпуска своей продукции, а другие без особого желания выполняют обязанности, потому что так надо, иначе не получишь зарплату. Первые хотят не только получать вознаграждение, но и приносить пользу обществу, вторым не интересна судьба производимого продукта, гораздо больше они желают получать деньги за поведенное рабочее время.
По-разному ведут себя люди и при массовых собраниях, митингах. Одни – спокойно шествуют, не нарушая колонну и порядок, другие – изо всех сил стремятся внести раздор, показать свои девиации и отрицательное мнение к происходящему. Каждый из людей в обществе является участником социально-политических событий, но ведет себя сугубо индивидуально, согласно своему мировоззрению, взглядам, интересам и потребностям.
Поведение социума особенно ярко проявляется при взаимодействии двух или нескольких индивидов, и зависит от экономических, политических и культурных факторов. Научное понятие поведения в социуме включает в себя сочетание процессов, связанных с удовлетворением физических, материальных и духовных потребностей индивида, выражающихся в виде реакции на окружающую среду. Поэтому субъектами (акторами) социального поведения всегда будет не только индивид, но и группа людей (малая или большая), с собственными установками, предпочтениями и действиями, зависящими от уровня социализации структуры общества.
Социальное поведение всегда характеризуется нормой – общеустановленным правилом, которому обязан следовать индивид. Норма полностью оправдывает статусные ожидания субъектов и помогает направлять действия людей в правильное (по меркам данного социума) русло. При помощи норм индивиды проходят социализацию и определяются с ролью, которую будут выполнять в обществе.
Статусные ожидания индивида помогают ему выработать определенную тактику действий во взаимоотношениях с другими людьми, что выразится в поведенческой модели. Сознательная интеллектуально развитая личность способна координировать собственное поведение, в зависимости от возрастной группы. В детском и юном возрасте на поведение людей влияют агенты (родители, воспитатели, педагоги, тренеры), в зрелом и пожилом периоде люди опираются на приобретенные знания, жизненную психологию, сложившиеся убеждения и мировоззрение.
Поэтому социальное поведение, состоящее из поступков, изменяющихся при различных условиях, рассчитывается на оказание определенного влияния одного индивида на другой. Старшее поколение способно показать пример собственного отношения к происходящим общественным процессам и направить подрастающее поколение к выбору социальной роли, на примере собственной модели, жизненного опыта и принятых норм.
О видах социального поведения
Социальное поведение является целенаправленным, с его помощью человек добивается определенного уровня позиционирования в обществе и в социальной группе.
Виды социального поведения различаются по функциям и интересам:
- массовое (политические, религиозные и экономические движения, слухи, мода);
- групповое (трудовой коллектив, клуб, двор, соученики и т. д.);
- поролевое (мать, отец, мачо, аксакал, ребенок, проч).
Также социальное поведение человека характеризуется направленностью его взаимоотношений с другими людьми, оно может быть:
- просоциальным (доброжелательное, связанное с желанием помогать, сотрудничать);
- конкурентным (стремление выделяться, быть лучшим);
- по типу А (раздражительность, цинизм, нетерпение, враждебность к людям);
- по типу Б (доброжелательность).
И наконец, классификация социального поведения происходит с определенными моделями поведения:
- достижение успехов (активная жизненная позиция);
- избегание неудач (замкнутость, презумпция недоверия);
- стремление к контактам или избегание их;
- желание власти, индифферентность или покорность ей;
- деятельная или беспомощная модель поведения.
Вышеизложенные виды социального поведения относят к правопослушным. Кроме них также имеет место проблемное, девиантное и противоправное поведение.
Мы их упомянем в данной статье, рассматривая санкции как элемент категории «социальный контроль».
Об уровнях социализации ребенка
Социализация младенческого возраста называется первичной. Ребенок приходит в мир. словно чистый лист (tabula rasa), совершенно не ведающим, что такое социум. Вскоре он обнаруживает, что пространство вокруг него заселено другими людьми. Именно они выстраивают для младенца патерны (шаблоны, матрицы) для познания окружающего мира.
Сфера социального контроля, окружающая каждую личность, усложняется адекватно его эволюционирующему социальному поведению.
Вторичная социализация ребенка совпадает с приобретением им формального образования. Ее главной миссией является интеллектуализация, приобретение навыков логического мышления. Ребенок теряет свой уникальный статус, характерный для его позиционирования в семье, становясь равным в школе со своими соучениками. Вместе с тем именно на этапе образования он получает первичные представления о государстве, о социальном неравенстве, о главенствующей в обществе идеологии. На протяжении своей социализации ребенок пребывает под опекой родителей.
Две формы социального контроля
В зависимости от наличия социального статуса различают две формы социального контроля: неформальный (т. е. неофициальный) и формальный.
Если общество архаично, то СК основан сугубо на осуждении или одобрении социальной группой (членами семьи, друзьями, знакомыми и коллегами). В этом случае говорят об СК неформальном.
В более цивилизованном обществе поведение личности регулируют специализированные государственные институты: законодательные и исполнительные, СМИ. Последние функционируют на общегосударственном и на муниципальном уровнях. Такой социальный контроль называют формальным.
Излишний внешний контроль социальной деятельности граждан со стороны армии, полиции, судов, контрольных органов свойственен для режима власти — диктатуры. При таких условиях социальные процессы оказываются деформированы. Они напоминают регулируемую улицу с односторонним движением. Государственный социальный контроль для стран с тоталитарным устройством стремится стать всеобъемлющим, т. е. контролировать весь социум. Характерно, что в большинстве случаев апологеты диктатуры оправдывают ее создание необходимостью навести порядок якобы во благо всем гражданам. Однако при ней они неизменно деградируют в социальном плане, у них снижаются самосознание и волевые усилия, необходимые для полноценного самоконтроля.
В демократическом обществе 70% социального регулирования приходится на самоконтроль. Развитие социального контроля обычно связывают с демократическим режимом государственной власти.
Цель обеих форм СК (внешней и внутренней) заключается в:
- поддержании стабильности и порядка в обществе;
- соблюдении преемственности в образе жизни и специфике развития.
В высокоразвитых обществах одновременно сосуществуют обе формы социального контроля, органично дополняя друг друга.
Функции социального контроля
Различают две основные функции социального контроля:
- охранительную;
- стабилизирующую.
С одной стороны, важно оперативно и адекватно противостоять попыткам разрушить социальные ценности. Охранительная функция по своей природе консервативна
Она выступает основой стабильности в обществе, призывая осторожно прибегать к различным социальным нововведениям. В первую очередь ею защищаются государственные и религиозные ценности, человеческая жизнь, права и обязанности, физическая неприкосновенность граждан
Охранительная функция непосредственно способствует передаче опыта от старших поколений к младшим.
С помощью стабилизирующей функции социального контроля обеспечивается предсказуемость, ожидаемость социального поведения. Тем самым сохраняется существующий социальный порядок.
Социальный контроль является важнейшим инструментом общества, помогающим усвоению и приятию каждым человеком сложившейся культуры. Он универсален. Ведь абсолютно любая социальная структура, даже существующая непродолжительное время, невозможна без СК.
Концепции
Научное обобщение и исследование такого феномена, как социальное поведение, рассматривается рядом наук. Российские и зарубежные исследователи на протяжении последних двух веков (точнее, с середины 19 века) рассматривают методологические возможности данного понятия, его принадлежность к социуму и способности, которыми пользуются индивиды для выработки и соблюдения норм социального поведения. На основании изучения понятия возникло несколько концепций, которые применяются рядом общественных, социальных, психологических, правовых, философских наук.
З. Фрейд считал, что поведение любого индивида в обществе формируется по присутствующим уровням личности.
К таким уровням он относил: низший (биологический), развивающийся на основе потребностей; второй – сознательный, возникающий на основе психики; высший – результат социализации. Фрейд считал, что нормы и ценности, а также социальное поведение могут развиваться последовательно, когда индивид пройдет все виды уровней.
К. Юнг немного расширил понятие о поведении в обществе. Он считал, что бессознательный уровень способен присутствовать на определенном этапе жизни индивида.
Уровень отсутствия сознания начинает формироваться на основе комплексов и влечений, может быть сугубо индивидуальным либо формироваться под действием коллективных устремлений. Развитое сознание позволяет разграничить человеку личное и общественное, определить для себя наиболее приемлемый тип поведения и собственное мироощущение. Индивиды способны определить для себя определенные образы (архетипические, сказочные, геройские), еще в раннем детстве. Поэтому во взрослой жизни неосознанно могут стараться соответствовать им. Социальное поведение людей отличается мышлением и осознанность поступков.
Э. Фромм считал, что понятие поведения субъектов в обществе основано на доминировании социальной среды над поведением и мировоззрением человека.
В зависимости от окружающего социума, психологической и социальной обстановки, человек формирует сознание и определяет свои поступки в коммуникациях, творчестве, работе, общественной жизни. Человек использует не только биологические способы приспособления к меняющимся социальным условиям, но и использует связь бессознательного с сознательным. Исследователь считал, что поведение человека обусловливается импульсами и комплексами, но под действием социальной среды индивид сам определяет мотивы своего взаимодействия с окружающим миром.
Каждая из представленных концепций имеет право занять достойное место в трудах исследователей. Главная проблема, на которую хотели указать ученые – это связь сознания с окружением, доминированием мнения психически более сильного индивида, возможность изменения мотивов поведения, если человек сам этого пожелает.
Социальное поведение может быть позитивным или негативным. Роль понятия определяется ценностями и внутренними убеждениями субъектов. Индивиды взаимодействуют друг с другом, и стремятся к построению длительных коммуникаций основанных на применении социальных норм.
Факторы и уровни поведения
В социуме поведенческие цели индивида зависят от окружающей его природной, общественной среды и других факторов, к которым относят:
- биологические и физические качества (здоровье, наличие определенных способностей, выносливость);
- эмоциональную составляющую и психологический тип человека;
- наличие целей и задач, которые определяют роль индивида и его стремление к лидерству и получению определенного статуса;
- отношения к экономико-политическим процессам в государстве;
- восприятии других индивидов, анализе их поведения при взаимодействии;
- возможности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям;
- способностью к прохождению уровней специализации;
- выработки ситуативного поведения человека;
- инстинкта самосохранения в стрессовых ситуациях и при различных катаклизмах.
Социальное поведение зависит от своей и сторонней оценки поступков, действий окружающих людей, возникшей мотивации, психологических аспектов, политического сознания. Часто поведение индивидов бывает неосознанным или спонтанным, возникающим под массовым навязыванием идей формальных и неформальных групп, стихийных действий толпы.
Уровни социального поведения субъектов характеризуются всегда несколькими составляющими.
Среди них:
- Реакция индивида. Здесь подразумевается отношение, эмоции и поступки, возникающие после стихийных массовых событий.
- Привычные действия. Они отражают выработанную годами модель взаимодействия с окружающими, а также установившиеся отношения.
- Целенаправленность поступков. Характеризуется взвешенностью решений, сознанием и достижением поставленной задачи.
- Реализация запланированных целей. Человек внедряет в жизнь проекты (материальные или духовные), которые определил для себя заранее.
- Поведение человека контролируется установленными государством и обществом методами, соответствующими реальным процессам и историческим событиям.
К используемым методам относят:
- принятие и требование соблюдения социальных норм;
- установление и повсеместная регламентация правовых норм;
- требование выполнения нравственных и моральных принципов.
Все виды перечисленных методов считаются применимыми к каждому индивиду, в течение его жизни, но зависят от возрастной группы. Так, например, малыша нельзя заставить выполнять многие взрослые правила, но навыкам поведения в обществе, элементарной культуре и этике обучить можно. Поэтому у одной мамы ребенок ведет себя спокойно в присутствии посторонних людей, а у другой – капризничает и вызывающе истерит. Какая мама является лучшим агентом – ответ очевиден.
На государственном уровне одобрение правомерного социального поведения отражено в нормативных законодательных актах. Основанные на юридических нормах, документы отражают желания социума противостоять неправомерному поведению, защищать личность от негативных поступков других индивидов, служить профилактикой от противоправных поступков.