Агрессивное поведение младших школьников

Профилактика агрессивного поведения у младших школьников

Для предотвращения развития агрессивного поведения желательно начать корректировать его в младшем школьном возрасте. Будет сложнее работать с поведением подростков или уже взрослых людей. Начать необходимо с семьи.

Родители сами должны обратить внимание на свое поведение и эмоции, формируя в семье благоприятную атмосферу внимания, любви, уважения и доверия

В этом процессе важно поддерживать культуру общения, развивая у детей уверенность, уважение к другим, ответственность за свои действия, эмпатию

К агрессии ребенка родители должны относиться спокойно. Его не нужно ругать, но необходимо показать, что такие действия неприятны другим

Здесь важно учить школьника адекватно разрешать конфликтные ситуации, использовать разные способы разрядки, перенаправлять агрессивную энергию в конструктивное русло. В этом случае поможет физическая активность, спорт, творческая деятельность и т

д.

В семье родители должны отслеживать, чем в свободное время занимается их ребенок, какие телепередачи смотрит и в какие игры играет. Родители, как и учителя, могут начать отслеживать агрессивное поведение. Если ребенок часто проявляет раздражительность, негативно реагируя на любые просьбы и замечания (кричит или оскорбляет, ссорится или дерется), то понадобятся меры по корректированию такого агрессивного состояния.

В первую очередь, учитель и родители сами должны научиться правильно вести себя с конфликтным школьником. Сначала агрессия просто игнорируется. Ребенку необходимо просто показать, что данное поведение не поможет достичь цели. Далее школьника можно отвлечь, давая ему какое-то задание или поручение.

В конфликтной ситуации, если школьник продолжает проявлять агрессивное поведение, родители и учителя сохраняют спокойствие, не повышают голос и не должны делать резких движений. Им не нужно пытаться подавить гнев, также нельзя пользоваться оскорбительными, эмоциональными, оценочными выражениями. Психологи отмечают, что давление способно увеличить сопротивление и, следовательно, приведет к еще большей агрессии.

Советы родителям: как помочь агрессивному малышу исправить поведение

Придется набраться терпения, поскольку скорректировать агрессию с помощью пары-тройки занятий не получится, потребуются регулярные действия, изменение образа жизни и привычек всех членов семейства.

Следующие рекомендации опытных психологов помогут родителям поменять свое поведение и справиться с проявлением агрессии у ребенка.

Помните, что с агрессией в поведении своих детей сталкиваются многие родители

Важно не отмахиваться от проблемы, не загонять ее вглубь, а попробовать решить прежде всего через любовь, доверие и уважение. Помните, что малыш, в первую очередь, копирует именно вас.

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем. ‍

Формы и виды проявления агрессии

Среди основных видов агрессивных реакций, которые чаще всего можно встретить в современной младшей школе, можно выделить: физическую и вербальную агрессию, обидные прозвища, порча другого имущества, лишение денег, косвенную агрессию, аутоагрессию, последняя часто, как показывают исследования, возникает из-за чувства вины у ребенка.

Согласно мнению Г. Парена, можно выделить две формы проявления агрессии: инструментальную (недеструктивную) и враждебную (деструктивную). И если инструментальная агрессия носит позитивную направленность, поскольку направлена на достижение цели и удовлетворение желания, является способностью к адаптации и сменяется конструктивными способами достижения цели, возбуждает ребенка к здоровой конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, способствует развитию познания и способности полагаться на самого себя, то деструктивная агрессия носит негативную направленность, поскольку в основе ее лежит желание причинить оппоненту вред и получить от этого эмоциональное удовлетворение.

Результатом деструктивной агрессии является конфликты, снижение адаптивных возможностей ребенка, снижение вербального общения, настороженность и враждебное отношение к окружающим.

Проанализировав ряд научных источников по данной проблеме, следует отметить, что исследователи выделяют также еще один вид агрессии младшего школьника – реактивную агрессию, проявление которой наблюдается в ситуации защиты своих интересов, удовлетворения своих потребностей или желаний.

Агрессию и агрессивное поведение можно заметить, ведь это поведение ребенка, на которое постоянно обращают внимание родители и учителя и сами дети, пытаясь жаловаться классному руководителю на агрессивное поведение одноклассника, или проявлять агрессию в ответ, или просто избегать агрессора. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте проявляется в вспышках раздражительности, непослушания, гиперактивности, детской жестокости, вспышках гнева, ярости, лживости, жалобах на других

Как показывают исследования последних лет, проявлениями агрессии в младшем школьном возрасте является:

1) агрессия как крайняя мера для удовлетворения своих потребностей, возможность привлечь внимание к себе взрослых. Это встречается в семьях, в воспитании придерживаются абсолютно противоположных стилей от гипер — до гипопротекции или при уменьшении внимания взрослого к ребенку;. 2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);

2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);

3) агрессия как неумение, неспособность блокировать негативные эмоции;

4) агрессия как качество личности;

5) агрессия как проявления гнева, злости, недовольства, протеста.

Можно выделить еще одно ее проявление – агрессия как самозащита и компенсация утраченного физического или психологического состояния.

Но взрослых больше всего волнует именно агрессия, которая причинила физический вред другому ребенку, а причины ее возникновения и психологический вред остается без внимания учителей и родителей. Психологическая сущность агрессивного поведения является вредной для обеих сторон участников конфликта. Если для агрессора это – отрицательное формирование самоуверенности в собственных силах (сильный всегда прав), то для жертвы – формирование ряда негативных эмоциональных состояний и реакций: страдания, страха, гнева, которые толкают ребенка на активные действия, направленные на устранение причины страдания.

Анализ литературы позволяет нам указать, что страдающий ребенок склонен к самодепривации и фрустрации, а это в свою очередь приводит к формированию определенного типа поведения: подавленно-агрессивного, пассивно-агрессивного, активно-агрессивного.

В рамках теории Е. Берна рассматриваются и определенные агрессивные стратегии, которые развивают агрессивное мышление, поскольку агрессор получает удовольствие от физического или психического доминирования над другими, получает контроль над ситуацией и провоцирует появление различных форм манипуляции другими, контроля над жертвой. Агрессивное мышление ориентировано на получение удовольствия от агрессивных проявлений и самозащиты.

Агрессия у младших школьников 7-11 лет проявляется в демонстрации силы, неповиновении требованиям старшего, доминировании интеллектуального, физического, материального типа, что вызывает манипулирования другими.

Семья как фактор агрессивного поведения

Вопросы семейного воспитания интересовали человечество на протяжении многих веков, потому что семья имеет первостепенное значение в жизни человека. Ребенок растет в семье и с первых мгновений жизни принимает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и зло, и добро, абсолютно все, что свойственно семье.

Семья — это место, где укореняется основное, а зачастую и самое важное, отношение к жизни и, прежде всего, мировоззрение. Именно в семье ребенок приобретает первые практические навыки в области взаимоотношений, жизненных ценностей, знакомится с нормами, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного взаимодействия

На примере родителей, семейной атмосферы, образа жизни в семье разрабатываются правила поведения и критерии оценки добра и зла у детей. Таким образом, семья через свою повседневную жизнь знакомит детей с миром труда и знаний, с социальными обязанностями и правами.

Вопросы семейного воспитания и семьи имеют первостепенное и важное значение, а растущий интерес к вопросам развития общества, социальным проблемам также повышает интерес к семье как важному социальному институту, как важнейшему фактору развития личности. Согласно социологическим исследованиям, влияние семьи на детей гораздо сильнее, чем влияние улицы или школы

Успех процессов социализации и развития ребенка во многом зависит от социального семейного климата, а также от физического и психического воспитания детей, которое в нем происходит

Согласно социологическим исследованиям, влияние семьи на детей гораздо сильнее, чем влияние улицы или школы. Успех процессов социализации и развития ребенка во многом зависит от социального семейного климата, а также от физического и психического воспитания детей, которое в нем происходит.

Воспитание детей в семье во многом индивидуально и зависит от уровня материального благополучия, культуры и нравственности родителей, их поступков, идеалов и жизненных планов, семейных традиций, опыта социального общения, принадлежности семьи к определенной культуре, морально-психологической среды в семье.

Семья — это микро-сообщество, человек рождается в ней. В то же время, человек не может выбирать, в какую семью он родился. Но в какое общество он придет, определяет семья. Семья формирует основные нормы морали, формирует поведение в обществе, другими словами, происходит социализация человека.

По словам А.З. Рахимова, семья — это первичная, настоящая ячейка общества, и она начинается с детей

Поэтому во все времена и среди всех народов основное внимание уделялось психологическим и социальным проблемам семьи: семейным отношениям, источникам семейного счастья, роли родительского воспитания детей

Э. К. Васильева относится к следующим сферам семейной жизни: репродуктивно-воспитательная деятельность, досуг, трудовая деятельность и общение.

И. Репродуктивную, коммуникативную, образовательную и экономическую организацию досуга и отдыха В. Гребенников считает важнейшей социальной функцией.

Нарушение семейных функций является, по мнению В.В. Юстицкиса и Е.В., нарушением семейных функций. Г. Эйдемиллер особенность их жизнедеятельности, которая мешает семье выполнять свои функции. Разрушениям может способствовать целый ряд факторов: личные особенности членов и отношения между ними, ряд условий семейной жизни.

Решающая роль семьи определяется ее глубоким влиянием на всю психическую и физическую жизнь человека, который в ней растет. Для ребенка семья является одновременно и образовательной, и жизненной средой. Когда родители передают детям социальный опыт, они иногда передают и негативные аспекты этого опыта. Поскольку ребенок не имеет собственного опыта, он не в состоянии соотнести правильность навязанной модели поведения с реальностью.

По мнению К. Ш. Ахиярова, одной из особенностей механизма идентификации в семье является то, что он является основным механизмом, посредством которого ребенок приобретает основные ценности, ролевые нормы.

В научной литературе существуют различные классификации семейной типологии. В. Василькова рассматривает типы семей в зависимости от места жительства и различает городские и сельские семьи.

Причины агрессивного поведения

Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.

Семья — это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека. Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников

Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д

Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.

И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.

На все эти факторы, конечно же, накладываются индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.)

Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников. Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми

Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика

Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно

Как лечат агрессию у детей?

Медикаментозное лечение применяется только тогда, когда злоба, гнев и агрессия сопутствуют психическому расстройству. Назначать препараты должен только врач. Во всех остальных случаях агрессивное поведение корректируется при помощи методов психотерапии.

Психолог должен выяснить причину проблемы, определить наличие у ребенка ресурсов, достаточных чтобы с ней справиться, и провести психологическую коррекцию при помощи следующих техник:

  • арт-терапии (лечение с помощью искусства и творчества) и ее многообразных направлений (изотерапии, песочной терапии, глинотерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцев);

  • игровых упражнений (специалист предлагает малышу выплеснуть свое раздражение и злость при помощи физических упражнений, кидания мяча, игр с водой и других материалов);

  • групповых тренингов (занятия в группе способствуют улучшению коммуникативных навыков и искреннему выражению чувств, малыш учится отстаивать свою точку зрению, перестает ощущать себя одиноким);

  • релаксационных техник (дыхательные гимнастики, упражнения на расслабление и переключение внимания помогут уменьшить уровень тревожности).

Обо всех способах и методах работы с агрессивными детьми рассказывают опытные психологи на нашем дистанционном курсе. Освоив эту программу профессиональной переподготовки, вы получите востребованную и гуманную профессию педагога-психолога, сможете помогать детям справиться с нарушениями поведения и отклонениями в развитии, научитесь раскрывать творческий потенциал у детей и подростков.

Если не тянуть и вовремя обратиться к психологу, то агрессия в детском возрасте успешно корректируется, но для этого потребуются усилия и участие не только педагогов и психологов, но и родителей.

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Признаки агрессивного поведения ребенка

На агрессивность в поведении ребенка указывает наличие следующих факторов:

  • Невозможность контролировать свое поведение, слова, чувства. Даже если малыш иногда старается управлять собой, эта попытка терпит неудачу.

  • Частые скандалы и выяснение отношений со сверстниками, родителями, педагогами.

  • Порча игрушек и вещей вызывает у ребенка чувство удовлетворения.

  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых, не подчиняется правилам.

  • Как будто специально ведет себя плохо, чтобы вызвать отрицательные эмоции окружающих.

  • Ребенок злопамятен и зачастую вынашивает планы мести по отношению к обидчику.

  • Неумение осознать и признать свои ошибки, постоянное самооправдание или обвинение в своих неудачах других людей.

Если у ребенка наблюдается поведение из большинства этих пунктов, то существует большая вероятность, что поведение это именно агрессивное. Следует понимать, что в дошкольном и школьном возрасте детям свойственно не слушаться и капризничать. И если непослушание и злость выражаются по серьезной причине (например, из-за несправедливого наказания), то такую детскую агрессию следует воспринимать как нормальную реакцию. Волноваться следует лишь в тех случаях, если симптомы агрессии сохраняются продолжительное время (от полугода), становясь постоянным поведением.

Несоциализированное/социализированное нарушение поведения

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть.   После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны. 

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: