Лекция № 3. индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности

Социальная характеристика личности

Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.

Выделяют 2 социальные роли:

  1. Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
  2. Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.

Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.

Соотношение биологического и социального

Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.

Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.

Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.

При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.

Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллективом становится развитая группа, в которой уже сформировались устойчивые нормы взаимоотношения, а также отмечаются социальные полезные направления деятельности. У каждого ее члена есть своя позиция, статус, вид деятельности, который он выполняет, задачи и пр. Можно говорить о наличии иерархии внутри коллектива, где есть высшие и низшие подструктуры. Если говорить о социально-психологической характеристике, то уже не она формируется коллектив, а коллектив подчиняется ей.

Характеристикой коллектива являются:

  • Общественное настроение.
  • Общественное мнение, установки, убеждения.
  • Коллективные традиции, обычаи, привычки.
  • Общественные чувства.
  • Требования, авторитетность и взаимные оценки.

В коллективе уже имеются установленные правила и нормы. Однако это не говорит о том, что человек не может проявлять себя в пределах данных рамок. Взаимоотношения между членами коллектива устанавливаются индивидуальные, однако они редко выходят за пределы установленных правил.

Главными характеристиками социально-психологической направленности коллектива являются:

  1. Дисциплинированность – определение поведения каждого члена с целью организации единого механизма действования внутри коллектива.
  2. Информированность – наличие всей информации, которая позволяет каждому преследовать единую цель и ставить нужные задачи.
  3. Организованность – гибкость коллектива к внешним изменениям, которые влияют на перемену хода событий.
  4. Активность – свободное выражение своей деятельности каждым индивидом.
  5. Сплоченность – объединяющее составляющее психологического характера, которое позволяет коллективу сохранять свою структуру, быть единым механизмом.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Структура личности

Структуру личности принято рассматривать не только с социальной, но и с психологической точки зрения. Личность сама по себе – это очень стойкая система индивидуальных характеристик как психологического, так и социального толка. Психологией рассматриваются только ее психологические особенности, а вот социология смотрит на структуру личности чуть глубже и с другого ракурса. Но тем не менее, структура личности все равно сводится к одним и тем же параметрам.

У структуры личности множество составляющих. Это и характер, и темперамент человека, его способности и мотивация к осуществлению различных видов деятельности. Социальные качества представлены в первую очередь самосознанием, благодаря которому индивид выделяет себя из общей социальной среды. Он осознает себя как субъект собственных состояний и интересов, ценностных ориентаций и стремлений. Также благодаря самосознанию человек понимает, какие действия безопасны, а какие могут быть разрушительными для общества.

Второй компонент в структуре личности – самооценка. Это оценивание собственного места, которое индивид занимает в обществе. Это же место определяет роль человека, его качества и статус. Самооценка помогает регулировать поведение, корректировать его, менять себя и свои социально направленные действия с учетом обстоятельств. Поскольку мир сегодня меняется очень стремительно, то адекватная самооценка – это то, что поможет человеку избежать очень многих негативных моментов, связанных с его действиями, взаимодействиями с окружающими.

Третий компонент – активность личности. Она состоит в способности энергично и самостоятельно осуществлять социально значимые действия. Причем, эти действия могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Значимое выражение активности индивида – сверхнормативность. Она предполагает, что осуществляется та деятельность, которая не является обязательной, но при этом индивид испытывает потребность в том, чтобы выполнять эти действия, поскольку им двигают такие чувства, как долг и мораль, достоинство и призвание.

Интересы личности – это побудительный мотив к выполнению определенных видов деятельности. интересы заставляют человека узнавать что-то новое, проверять это на практике, расширять круг своих интересов и знакомств и принимать участие в играх и иных досуговых мероприятиях, чтобы наполнять свою жизнь новым опытом и эмоциями. Направленность личности включает в себя ряд устойчивых мотивов, которые служат некими ориентирами в деятельности индивида. она не зависит от социальных обстоятельств.

Таким образом, социальная структура личности очень обширна. Она может включать в себя также ценностные ориентации и идентичность, характер человека. В структуре компоненты психологические очень часто перекликаются с социальными, поэтому у них очень много общего.

Социально-психологическая характеристика семьи

Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:

  1. Общение между супругами.
  2. Общение родителей с детьми.
  3. Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.

Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.

Семья выполняет следующие функции:

  • Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
  • Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
  • Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
  • Духовное развитие каждого члена.
  • Развитие досуга, его обогащение.
  • Определение социального статуса каждого члена.
  • Психологическая защита и эмоциональная поддержка.

Зрелость

Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.

Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.

Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.

Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.

От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:

  • младенчество (0-1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • детство (3-6 лет);
  • школьный возраст (6-12 лет);
  • отрочество и юность (12-20 лет);
  • ранняя зрелость (20-25 лет);
  • средний возраст (25-65 лет);
  • поздняя зрелость (после 65 лет).

Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.

Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.

Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Понятие «ценности»

Что называется ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что в данном случае мы говорим о ценностях, которые относятся к элементам культуры и являются одними из регуляторов общественной жизни людей. Такие ценности называются по-разному: «ценности культуры», «культурные ценности», «духовные ценности», «социальные ценности»

Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо.

Примеры ценностей: семейные ценности (ценность семьи), религиозные ценности (ценности религиозных обрядов, молитв и пр.), ценности здоровья (ценность здорового образа жизни) и так далее.В основе ценностей лежит идейная или абстрактная природа значений.

Другими словами, ценность сама по себе не всегда должна иметь предметное выражение, тогда как обязательно должна указывать на идею или понятие, которое выражает эта ценность. Приведем пример: семейные ценности могут быть отражаться в виде гармонии между любящими людьми, во взаимной любви и поддержке.

Не всегда эти ценности можно увидеть в предметном мире, хотя мы можем подтвердить их материально или в виде действия (примером могут быть символической подарок или поцелуй).

Сущность ценности состоит в ее значимости, приоритетности для человека или общества. Если данное понятие, принцип, смысл имеет социальную значимость, следовательно, он чаще всего может называться ценностью

Важно для понимания сущности ценности отметит и тот факт, что сама ценность нередко идеализируется в качестве социального идеала, к которому стремятся люди

Чтобы человек смог определить свои ценности, мы можем задаться вопросом – «для чего/зачем я поступаю именно так»? Особенно если данный поступок для человека является сложным или является результатом какого-то нравственного выбора

Люди обращаются к ценностям тогда, когда им нужно совершить выбор, принять жизненно важное решение

Однако ценности не напрямую указывают — как надо поступить, а скорее предоставляют людям духовную шкалу для оценки ситуации, поведения человека, события, процесса.Ценностью называется только такая значимость, которая имеет социальную природу, т.е. она существует только если разделяется сообществом людей относительно того что считать важным, ценным, значимым.

При этом ценности выражают значимость людей, явлений, предметов, событий, процессов окружающей действительности на основе их соответствия интересам данного сообщества или отдельного человека. От ценностей зависят и те цели, к которым стремятся социальные группы или отдельный человек.

Свойства ценностей:

  • ценности носят идеальный характер;
  • ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека;
  • ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию);
  • ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.);
  • ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей);
  • ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.

Ценности не возникли сами по себе, они стали результатом духовного развития человечества, или стали ответом людей на нравственные и эстетические вызовы истории. Поэтому сегодня мы видим многообразие ценностей в разных сообществах людей.

Список основных признаков

Важность – личность дорожит установками и следует правилам, в противном случае развивается депрессия от неудовлетворённых желаний.

Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно.

Предприимчивостьисамодостаточность – установки применяются на деле без противоречивых советов окружения.

Позитивный настрой – с ним любые проблемы будут восприниматься проще, позволяя активировать внутренние резервы на преодоление сложностей и выполнения неприятных обязанностей.

Поэтому всё чаще можно встретить различного рода менторов, обещающих помочь в развитии личности, так как идёт активный запрос общества на яркие индивидуальности.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Социальная сущность личности

Замечание 1

Личность человека выступает одновременно как объект и субъект общественных отношений. Богатство личности человека, ее структура и наполненность, личностные ценности во многом зависят от всего многообразия его связей с другими людьми, а также от того, насколько активно он относится к жизни.

Личность рассматривается как объект общественных отношений, в первую очередь

  • Экономических отношений;
  • Трудовых отношений.

Они складываются в процессе производства материальных благ, а затем в процессе их потребления. Человек как социальное существо не может находиться в оторванности от общества, он взаимодействует с окружающим миром, обменивается информацией и опытом с другими людьми, находится в поиске ценностей, которые будут близки ему. Также в социуме человек адаптируется, социализируется, выполняет различную деятельность. Он может заводить знакомства, которые помогают ему лучше понимать окружающий мир и самого себя. На личность влияет социальная группа, частью которой человек является. В процессе общения люди определенно взаимно влияют друг на друга, из-за чего формируются общие взгляды, социальные и ценностные установки и другие виды отношений – как межличностных, так и отношений к окружающему миру и самому себе.

Человек – это еще и субъект общественных отношений. Он является деятелем общественного развития. Блага цивилизации были созданы руками человека, потому что он стремился улучшить качество собственной жизни и качество жизни всего мира. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не произвольно, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей, ориентируясь на социальные нормы и ценности и выстраивая свою деятельность именно в соответствии с этими нормами. Таким образом, поведение человека социально признано, оно не противоречит установкам и не вредит окружающим его людям.

К социальным компонентам личности относят членораздельную речь и мышление, умения и целеполагание. Это все развивается в человеке в процессе его социализации и может оказать влияние на его социализацию, адаптацию к новым условиям. Современный человек погружен в огромный поток информации, при этом он не может обойтись без других членов общества, поэтому ему необходимы механизмы для обмена информацией и ее восприятия.

Также человек имеет потребность в общении, вполне естественную, как и другие потребности, только биологические. Индивид растет и развивается в обществе, и его круг общения постоянно расширяется. Сначала это самые близкие люди – члены его семьи. Затем он начинает общаться с другими членами общества, находит друзей, сверстников, выстраивает общение с людьми более старшего возраста. Также у человека имеется потребность в получении новых знаний – это то, что отличает его от животного. Постоянное развитие, непрерывное образование – все это помогает быстро подстраиваться под меняющиеся условия и реагировать на различные стрессовые ситуации.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
оценка отношения индивидуума к социуму

Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;

положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Описание проблемы человека, индивида, личности

Человек — это представитель вида Homosapiens. Многие мыслители и ученые не всегда различают понятия «человек», «индивид» — индивидуальный представитель Homo sapiens — и «личность» — социальная система, содержание нашего «я», что совершенно оправдано в некоторых частных случаях, но неприемлемо в фундаментальных проблемах человеческого существования. Например, биологи и медики игнорируют социальные характеристики; гуманитарии упускают из виду тот факт, что в основе культурных характеристик человека лежат нейробиологические механизмы человеческого организма. Единство духовной и физической сторон человека может показаться тривиальным в своей очевидности, но именно в силу своей очевидности оно часто недооценивается в ряде современных концепций среды обитания человека. В отношении развития техногенной цивилизации не делаются необходимые выводы из того, что человек, развивая свою культуру, не перестает быть представителем вида Homo sapiens, который связан с окружающей его средой природными и социальными связями, как этническими, экономическими, так и биологическими и физическими связями.

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Особое значение эти вопросы приобретают в период революционного обновления нашего общества. Основным направлением этого обновления является его гуманизация.

Рассмотрение этих вопросов необходимо начать с анализа понятия «человек» и разграничения понятий «человек» и «личность». Хотя эти понятия схожи, они не идентичны.

И в этой области существует одно интересное мнение, которое заключается в том, что «личность — это социально развитое человеческое существо». Как мы увидим ниже, вышесказанное является самым кратким изложением практически всей философии о личности, поскольку почти все философы и психологи согласны с тем, что человек как личность является продуктом общества.

Согласно теории Пьера Тейяра де Шардена, человек не видит ни себя вне человечества, ни человечество вне Вселенной, а феномен человека состоит в том, что он — человек — является реальным фактом в природе, к которому применяются требования и методы науки, и из всех фактов, с которыми имеет дело наше познание, ни один не является столь необычным, озаряющим. Вывод был таков: «Человек — не статичный центр мира, как он долгое время считал, а ось и вершина эволюции».

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: