Контрольный диктант по итогам 1 четверти

Диктант № 39 «Зимний вечер» (64 слова)

Короток зимний вечер. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печь. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударной гласной, подберите к ним проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с парной согласной, подберите к ним проверочные слова.
  3. Разделите слова для переноса: звёздном, деревья, маленький.

Контрольный диктант

698. Ласточкины заботы

Домик, в котором мы жили, стоял на холме, круглосуточно продувался
ветрами, был сух и крепок, как настоящий горец.

Под карнизом небольшой террасы лепились комья ласточкиных гнёзд.
Ласточки стремительно и точно влетали в террасу, притормаживая,
тянулись к ним жадные, крикливые птенцы. Их прожорливость могла
соперничать только с неутомимостью родителей. Иногда, отдав корм
птенцу, ласточка, слегка запрокинувшись, сидела несколько мгновений
у края гнезда

Сидела неподвижно, и только голова осторожно поворачивалась
во все стороны. Мгновение — и она, срываясь, падает, потом, плавно
и точно вывернувшись, выныривает из-под террасы

(Ф. Искандер.)

(84 слова. Словарные слова. Гласные после шипящих и ц.
Приставки. Суффиксы глаголов. Обособление деепричастных оборотов.)

Диктант № 24 «Во льдах» (58 слов)

Ледокол «Серов» шел во льдах. Кругом ледяное море, ослепительный снег и голубые на снегу тени. Вдруг мы увидели семейство медведей. Они шли по льду друг за дружкой гуськом. Впереди медведица, позади два медвежонка. Медведица часто останавливалась, покачивала головой, нюхала воздух. Медвежата покорно следовали за ней. Звери шли неторопливо рядом с кораблем. Видимо, они приняли ледокол за большой айсберг.

Грамматическое задание

  1. Определите падежи всех имён существительных шестого предложения.
  2. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
  3. Обозначьте окончания в словах второго предложения.

Проверочный диктант

695. Поздравления

Бабушка была уже в зале. Сгорбившись и опершись на спинку стула,
она стояла у стенки и набожно молилась. Подле неё стоял папа. Обернувшись
к нам, он улыбнулся, заметив, как мы, заторопившись, прятали за
спины приготовленные подарки и, стараясь быть незамеченными, остановились
у самой двери. Весь эффект неожиданности, на который мы рассчитывали,
был потерян.

Подходя к креслу, я вдруг почувствовал, что нахожусь под тяжёлым
влиянием непреодолимой одуревающей застенчивости, и, чувствуя, что
у меня никогда недостанет духу поднести свой подарок, я спрятался
за спину Карла Ивановича, который, поздравив бабушку, переложил
коробочку из правой руки в левую, вручил её имениннице и отошёл,
чтобы дать место Володе. (По Л. Толстому.)

(102 слова. Приставки. Буквы нн в существительных,
прилагательных и причастиях.)

Задание Выпишите деепричастия в две колонки: совершенного
и несовершенного вида. Укажите, от каких глаголов деепричастия образованы,
определите вид глаголов.

Творческий диктант

697. Возвращение домой

Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам,
падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, впархивала
во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав
неслась по улице над самой дорогой, щебеча, чурлюкая, всех извещая,
что прилетела она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской
деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно
теперь счастлива и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости,
сразу же возьмётся за дело, отремонтирует гнёздышко над застрехой,
высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся,
что она всё будет играть, играть и совершенно потеряет голову. (В.
Астафьев.)

(104 слова. Приставки. Суффиксы существительных, прилагательных
и глаголов. Личные окончания глаголов. Обособление деепричастных
оборотов.)

Задание Определите вид деепричастий. Подчеркните пунктограммы
при деепричастных оборотах. Почему автор изобразил одним предложением
возвращение ласточки в родные места? Выпишите из текста слова, передающие
радостное состояние ласточки. К каким частям речи относятся эти
слова?

Диктант № 42 «Метель» (66 слов)

Все началось со снегопада. Снег валил большими белыми хлопьями. За несколько часов выросли огромные сугробы. Мороз крепчал. Пушистые снежинки превратились в острые колючки. Неожиданно подул ветер. По земле закружила поземка. Скоро снежная пелена стала такой густой, что не было видно даже вытянутой руки. Яростный ветер трепал сугробы, разбрасывая снег вокруг, поднимая его в воздух и швыряя обратно на дорогу. Стало темно и очень холодно. Началась метель.

Грамматическое задание

  1. Во втором предложении над существительными напишите их падеж.
  2. Выпишите из текста все глаголы с приставками.
  3. В пятом предложении обозначьте второстепенные члены предложения.

Диктант № 6 «Снеговик» (47 слов)

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе. Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
  2. Разберите по составу слово «зимний».
  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Обучающие диктанты

693. Пир птиц

На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки, вороны хватали
и хватали студенистых червей, обнажённых и порезанных плугом. Боязливые
серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бороздами.
Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего момента,
спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и
торопливо склёвывала

Лесные птички спускались с гор к огороду и
терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски
вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие
сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой,
уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно
в погоню

(В. Астафьев.)

(96 слов. Гласные после шипящих и ц. Падежные окончания
и суффиксы существительных. Сложные предложения.)

Задание Определите, в роли каких обстоятельств выступают
в предложениях деепричастные обороты. Обозначьте пунктограммы. Подберите
родственные слова к слову городьба.

Для справок. Городьба (диалектн.) — ограда, изгородь.

694. Погоня

Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий
и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой
груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полёте над
сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру.
Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке,
стремительно перекатывалась по его узловатым и мощным мускулам.
(В. Потиевский.)

(59 слов. Приставки. Сложные прилагательные. Суффиксы глаголов.
Однородные члены.)

Задание Определите вид деепричастий и обозначьте у них суффиксы.
Прокомментируйте пунктуацию при деепричастиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по русскому языку 4 класс программа Школа России

Контрольные работы по русскому языку составлены в соответствии с УМК «Школа России». В работы входят диктанты, изложения по программе.

Урок по русскому языку, 2 класс «Упражнение в написании имён прилагательных» (обобщение) (учебник «Русский язык,» 2 класс. Программа » Школа — России»)

Цели урока: — формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, УМК «Школа России», авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Календарно-тематическое планирование выполнено в программе Excel, подготовлено для загрузки в журнал МРКО.

Рабочая программа по русскому языку 2 класс, УМК «Школа России», по учебнику Канакиной

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Календарно — тематическое планирование по русскому языку по программе «Школа России» по учебнику Канакиной для 2 класса

Календарно — тематическое планирование по русскому языку по программе «Школа России» по учебнику Канакиной для 2 класса. Календарно — тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Программа «Школа России»

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАССПрограмма «Школа России».

Контрольные диктанты по русскому языку, 2 класс, УМК «Школа России»

тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием по русскому языку для 2 класса Школа России.

слуховые диктанты по логопедии для 1-7 классов

Скворцы (С—Ц)

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ров­ная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные пти­цы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)

Весна (Ц—Ч)

Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все измени­лось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков.(52 слова)

Птицы (Ц—Ч)

В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.

Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.

Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не ста­ло в садах яблок. (52 слова)

Находчивость (Ц—Ч)

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Про­изошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспе­шили на помощь. Овцы были спасены.

Правильно говорят, что собака — друг человека.(44 слова)

Злая мачеха (Ц—Ч)

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.

В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падче­рице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)

Насекомые (Ц—Ч)

Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Ба­бочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.

Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях.(35 слов)

Новый город Чулак (Ц—Ч)

Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.

Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеле­ный шум деревьев. (56 слов)

Весной в роще (Ч—Щ)

Был теплый солнечный денек. Ребятишки пошли в бе­резовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Маль­чики нашли в кустах ежика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)

Летнее утро (Свистящие — шипящие)

Наступило чудесное утро. Дул теплый весенний ве­терок. В овраге журчал чистый быстрый ручеек. Ласточ­ки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая пес­ня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)

Обучающий диктант

696. Зверь болен

Гепард вышел не спеша и сразу подошёл к поёнке. Долго и жадно лакал
воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улёгся
в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно
зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лёг.
Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны.
Когда утром пришёл служитель, гепард продолжал лежать на прежнем
месте, а мясо так и осталось несъеденным. (В. Чаплина.)

(72 слова.ставки. Глаголы на тся. Сложное
предложение.)

Задание Обозначьте орфограмму «Не с деепричастиями».
С какими еще словами употребляется в тексте частица не? Какие
это части речи?

Объяснительные и проверочные диктанты по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

Диктант «ОХОТНИК В ЛЕСУ»Задание: Поставить вопросы к выделенным словам.Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви образовали над головой охотника непроницаемый тёмный свод. Трава в таком лесу не растёт. Емеля шёл по мягкому мху, как по ковру. Несколько часов брёл охотник по этому лесу. Только изредка хрустнет ветка под ногой. Или перелетит пёстрый дятел.52 слова. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Диктант «ЗИМНИЕ ЗАБОТЫ»Задание: Поставить вопросы к выделенным словам.У зимующих животных свои заботы. Спешно заготавливает грибы белка. Она отбирает только крепкие, накалывает их на сучья. Не забудет спрятать орешек и жёлудь. Зима всё подберёт. Зайцы, лисицы, волки меняют шубки. Не годится им бегать зимой в летней одёжке. Один медведь не меняет шубу. В ней он и уляжется зимовать.52 слова.

Диктант «ОСЕННИЕ ХЛОПОТЫ»Задание: Поставить вопросы к выделенным словам.Пришла осень. На огороде у дедушки много работы. Мы приехали помогать ему. Я нашёл маленькую лопату и копаю землю под деревьями. В этом году было много овощей. Дедушка собирает последние помидоры. Мама укрывает кусты роз от будущих холодов. Сестра перебирает фасоль. Сейчас бабушка позовёт нас пить чай на веранде. Хорошо в сентябре!53 слова.

Диктант «РЯБИНА»Задание: Поставить вопросы к выделенным словам.Королева осеннего карнавала — рябина. Волшебница осень подарила ей яркое красное платье. Сквозь резные листья просвечивают нарядные бусы. Это гроздья маленьких ягодок. Бери корзинку и скорее в лес. На вкус ягодки рябины горькие. Полежат на морозе, наберутся сахара, наполнятся сладостью. Рябиновые плоды очень полезные. 44 слова.

Диктант «В ГОРАХ»Задание: Поставить вопросы к выделенным словам.Интересно летом в горах! На зелёных склонах цветы цветут, птицы поют. Вдруг налетит буран. Засыплет всё снегом. Из-под снега птичья головка торчит. Как же птичку засыпало? Вышло солнце. Растаял снег. И показалось гнездо. А там пять птенцов прижались друг к другу. Вот почему птичка от бури не спряталась! Вот почему дала себя снегом засыпать! Она птенцов спасала.59 слов. (По Н. Сладкову )

Диктант «ПТИЧЬИ ЗАБОТЫ»Задание: Подчеркнуть главные и второстепенные члены в первых предложениях.Кукушка сидела на берёзе среди рощи. Вокруг неё то и дело мелькали крылья. Птицы хлопотливо сновали между деревьями. Высматривали уютные уголки, таскали пёрышки, мох, траву. Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Птицы заботились о них. Они спешили вить, строить, лепить. А кукушка не умеет гнёзд вить и птенцов воспитывать.53 слова. (По В. Бианки)

Диктант «ПТИЧИЙ ДОМ»Задание: Подчеркнуть главные и второстепенные члены в первых предложениях.Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом, задумался. Позади зимовка в чужих южных лесах. Тяжёлый и далёкий перелёт. Впереди постройка гнезда, птенцы, труды, тревоги. С каждым днём гнездо.выше и шире. Однажды дроздиха села в него и осталась сидеть. Тянутся по голубому небу белые облака. По зелёной земле ползут их тёмные тени. Баюкает берёза птичий дом.63 слова. (По И. Сладкову )

Диктант «В ЦВЕТОЧНОМ ГОРОДЕ»Задание: Подчеркнуть главные и второстепенные члены в первых предложениях.В одном сказочном городе жили коротышки. Они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы. Там даже улицы назывались именами цветов. Улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья.слов. (По Н. Носову)

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 3 класс.

ДИКТАНТВариант 1Летний дождикСтоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идет легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.Грамматические задания1. Разобрать по составу слова на листочках, полевых.2. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения; выписать слова, связанные между собой по вопросам.Вариант 2ВеснаНаступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух теплый. Затрещал на реке синий лед. Зажурчал в овраге говорливый ручеек. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на березках. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнезда на деревьях. Детвора радостно встречает пернатых друзей. Ребята мастерят птичьи домики. Скоро в них запоют веселые скворцы.Грамматические задания1. Разобрать по составу слова листочки, шумные.2. Найти в тексте и подчеркнуть по одному прилагательному мужского, женского, среднего рода и множественного числа.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕЦель – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.В тундреНо ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя.Могут напасть и на олененка. Здорового сильного зверя им трудно поймать.Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достает ягель. Волк будто и не смотрит на нее.В тундре волки и олени живут рядом. Часто волки так и ходят следом за оленьим стадом.Грамматическое заданиеПрочитать текст, расположить части по порядку, списать.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМI. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.Перелетные птицыИз теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелетные гости почистили перышки, расправили крылья и отправились в путь.План1. Трудный полет.2. Отдых на корабле.3. Снова в путь.Слова для справок: перепелки, бороться, крошек, семечек, перышки.II. Составить текст о другом насекомом.Весной вылетела из убежища бабочка-траурница. Приглядитесь к ней. Ее крылья имеют бархатистую поверхность и темно-бурую, почти черную окраску. По краям – светло-желтая кайма, а перед каймой на внешней стороне крыльев – небольшие голубые пятнышки, которые придают крыльям очень нарядный вид.III. Употребите слова в правильном значении. Запишите словосочетания в тетрадь.Пернатые/перистые хищники. Пернатые/перистые облака.Дождливый/дождевой день. Дождливый/дождевой плащ.Листовой/лиственный лес. Листовой/лиственный чай.Каменный/каменистый уголь. Каменный/каменистый пляж.

И. В. Щеглова,методист лаборатории педагогики и методики начального образования МИОО

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: