Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Лекция & практическое занятие
Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.
Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.
Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.
Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.
Рекомендации по проведению анализа конспекта учебного занятия
Конспект урока должен составляться, исходя из ряда условий. К ним относятся:
Тема урока должна быть адекватной и оптимальной. Она должна помогать в формировании УУД и быть ориентированной на развивающий потенциал учебного занятия. Кроме того, тема должна раскрывать место урока в ней, и в изучении всего курса конкретной дисциплины.
Обоснование возможностей учебного занятия в развитии УУД, посредством включения в конспект учебного занятия примеров, т.е
расписаны формы и методы работы на уроке, которые позволяют усвоить тему урока и акцентируют внимание на развитие коммуникативных навыков или способствуют познавательной активности учащихся.
Проведение анализа технологичности структуры учебного занятия осуществляется на основании специальных показателей. Оценка подвергается целостность урока и соответствие содержания урока его целям и задачам.
Анализ конспекта начинается с детальной оценки составных компонентов плана: их соответствие требованиям ФГОС, ориентированности на разностороннее развитие личности учащегося и достижение целей и задач урока
Поэтому, составляться конспект должен поэтапно. Каждый раздел конспекта должен быть обоснованным и целеориентированным.
Перед выполнением контрольной работы внимательно прочитайте технологию ее выполнения, вам необходимо строго следовать инструкции:
1. Провести педагогическое наблюдение на одном из учебных (на платформе ДО, zoom, discord, видеоурок в сети интернет) занятий в вузе, общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования или в ДЮСШ/ДЮСШОР. Зафиксировать его в разработанной форме наблюдения (заполнить протокол педагогического наблюдения), при этом обязательно указать цель наблюдения, место, дату, время наблюдения, объект наблюдения, возраст и подготовленность детей, задачи учебного или УТЗ (образовательную, воспитательную, развивающую). В графе части занятия надо указать три части занятия: подготовительную, основную и заключительную. В графе содержание – раскрыть содержание урока, написать какие физические упражнения или двигательные действия были предложены ученикам и соответственно они их выполняли или какие теоретические вопросы рассматривались на данном занятии и какие задания были предложены обучаемым. В графе деятельность педагога надо описать, что делал педагог в каждой части занятия, в графе деятельность занимающихся – надо описать, что делали ученики в каждой части занятия. 2. Провести анализ педагогического наблюдения, ответив на предложенные вопросы. Перед тем как отвечать на вопросы надо повторить теорию по этому вопросу, и только потом, используя результаты наблюдения, письменно представить свой ответ на поставленный вопрос. При ответе на первый и второй вопросы используем материал лекции 2 «Обучение в образовательном процессе», при ответе на третий вопрос материал лекции 3 «Принципы обучения», на четвертый, пятый, шестой, седьмой вопросы материал лекции 4, 5 «Методы и технологии обучения», при ответе на 8 вопрос материал учебника или учебно-методического пособия по теме формы организации обучения. Вопрос 7 – если педагог не применял на учебном занятии проблемных методов обучения, тогда вам необходимо представить себя в роли педагога и с учетом поставленных на занятии задач и возраста детей разработать один из проблемных методов обучения – проблемного изложения материала или частично-поисковый. При ответе на вопросы не надо переписывать материал из учебников, пособий, ваша задача применить теоретические положения науки педагогики к тому, что вы увидели, проводя педагогическое наблюдение на учебном или учебно-тренировочном занятии. Работа может быть выполнена от руки или напечатана с соблюдением всех требований к печатным работам. Структура работы: титульный лист, содержание работы, заключение, список использованной литературы. Каждая часть начинается с новой страницы. Требование к оформлению печатного текста: 12 или 14 размер шрифта, интервал 1,5, шрифт ТimesNewRoman, поля слева, снизу и сверху 2,5 см, справа 1 см, строки выравниваем по ширине, выделяем абзацы – отступ 1,25 см.
Требования к разработке конспекта учебного занятия
Эффективность учебного занятия определяется правильно составленным конспектом и его детальным содержанием. К составлению конспекта предъявляются следующие требования:
- Структура учебного занятия должна отвечать сущности и критериям реализации системно-деятельностного подхода. Это означает, что урок должен строится поэтапно. В него обязательно должны входить: стадия мотивации к познавательной и образовательной деятельности, операционно-деятельностный этап или основной ход учебного занятия, состоящий из оперативных учебных действий и аналитического этапа т.е. заключительной стадии, на которой подводятся итоги уроки и дается оценка успешности его реализации. урок должен планироваться на основании сотворчества педагога и учащихся. Они должны принимать участие в постановки целей и задач уроков, выборе его содержания и форм реализации. на уроках, основной упор должен делаться на создание условий для поисковой деятельности учащихся, их самостоятельных открытий, а также конспект урока должен исходить из формирования основ самоконтроля и самооценки учащихся, развитие у них навыков коррекции своих ошибок и ориентации на достижение целей урока.
- Ориентация образовательной работы на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Содержание урока должно отражать формирование коммуникативных, познавательных, личностных, регулятивных УУД. При составлении конспекта важна их детализация.
- Структура учебного занятия должна отвечать требованиям технологичности. Урок должен проектироваться таким образом, чтобы его содержание, все операции и действия, компоненты отвечали целевому назначению, имели потенциал для достижения цели урока, цели и итоги урока должны находиться в соответствии друг с другом, результаты урока должны быть оценены по специальным показателям. Весь урок должен быть построен на основании логической последовательности действий педагога и учащихся. Цели и задачи урока должны быть своевременного диагностированы и поставлены в основу составления конспекта.
- Оптимальный выбор содержания учебного занятия. Содержание должно отвечать требованиям научности и быть доступным для восприятия учащимися конкретной возрастной группы. Также, содержание должно отражать межпредметные связи и быть практически ориентированным т.е. теоретическая информация должна иметь возможность продуктивного практического использования. Объем содержания должен быть достаточным для возможностей изучения учащимися и формирования у них УУД.
Схема анализа урока в рамках ФГОС
Класс — 8.
Предмет — химия.
Автор учебника – Г. Е. Рудзитис.
Тема – Вода.
Общее количество баллов – 24 балла.
Краткий анализ результативности
Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).
Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).
Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).
Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).
Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).
Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).
Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла). При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла)
При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).
Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).
Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).
Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).
На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).
Основные параметры современного урока
Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.
Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.
Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.
Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.
Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.
На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.
При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.
Виды анализа и самоанализа урока:
- краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
- структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения;
- полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока;
- структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
- комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
- психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа;
- дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п.
- аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов:
- реализация задачи урока;
- использование развивающих методов;
- изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
- пути развития познавательного интереса;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков;
- организация проблемного обучения.
- комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).
Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.
Определяем цели анализа
Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.
Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов
Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.
Провести мониторинг готовности детей к школе. Это, конечно, не открытое тестирование, а по большей части наблюдение за тем, насколько хорошо малыши ориентируются в материале, воспринимают организованную структуру занятия и следуют ей
Причём такого рода оценка проводится не только с детьми подготовительной к школе группе, но и с другими дошколятами, ведь нацеливание на дальнейшее обучение в школе в разных видах происходит уже в первой младшей группе (например, задавать вопросы по очереди, следовать расписанию образовательного процесса и т.д.).
Проанализировать структуру занятия. То есть логичность всех этапов: вводного, основного и заключительного, а также переходы одного в другой. Если в вводной части педагог не оговорил тему и не представил героя, который будет её «проводником» для малышей, то начинать основной этап с задания из уст этого персонажа будет неуместно — дети попросту не поймут, что от них требуется, а главное, почему это нужно сделать (самый важный и актуальный вопрос для дошколят).
Рассмотреть приёмы, использованные на занятии. При этом оценить, насколько каждый из них работает на реализацию поставленных целей и задач. Так, например, дидактическая игра «Четвёртый лишний» позволяет не только выяснить, насколько хорошо дети научились классифицировать предметы или явления по тем или иным признакам, но и понять, хорошо ли у них развито образное, логическое мышление, воспитали ли в них уважение и терпение к сверстникам, допускающим ошибки и пр.
Оценить уровень организации взаимодействия воспитателя с детьми. То есть хорошо ли воспитатель чувствует время занятия (укладывается ли в отведённые для каждого вида работы минуты), соответствует ли темп и тембр его речи нужному эмоциональному фону, насколько самостоятельны и активны ребята.
Выделить недостатки, если они есть, и указать пути их ликвидации.
Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- решение контрольных робот и проверочных упражнений;
- лабораторные работы;
- практические исследования и эксперименты;
- учебные дискуссии;
- круглые столы;
- групповые семинарские занятия;
- исследовательские практикумы;
- решение проблемных кейсов;
- деловые игры;
- обучающий тренинг.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:
- изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
- повторить правила и значимые формулы;
- решить большое количество типовых задач;
- просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
- подготовить тезисы для своего выступления;
- изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
- почитать правила и методические рекомендации;
- выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
- Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
- Заявление темы, целей и задач практического задания.
- Подробное объяснение практического задания.
- Методические указания по его выполнению.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
- Формирование команд, если это групповая форма работы.
- Непосредственное выполнение задания.
- Сдача готовых работ или презентация результатов.
- Подведение финальных итогов.
- Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.
Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Качество и эффективность учебного занятия.
Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:
- цели достигнуты;
- цели частично достигнуты;
- цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.