Содержание государственной программы развития образования в России
В целях реализации предусмотренных в законодательстве положений об образовании в Российской Федерации утверждена государственная программа «Развитие образования». Срок ее реализации составляет 8 лет – с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2025 г. Ответственным исполнителем данной госпрограммы назначено Министерство просвещения. Планируется, что на реализацию мероприятий, предусмотренных госпрограммой, в течение этих 8 лет будут направлено более 5 триллионов рублей.
Необходимость в разработке и реализации государственной программы «Развитие образования» была продиктована стремлением достичь следующих целей:
- повысить качество образования в России, что должно найти отражение в увеличении числа трудоустроившихся выпускников и в обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования;
- обеспечить доступность образования в России (прежде всего, дошкольного образования);
- организовать на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов России воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности (в том числе, посредством увеличения охвата детей дополнительным образованием).
Фактически государственная программа «Развитие образования» представляет собой комплекс мероприятий, которые планируется реализовать в ближайшие 8 лет. В целях более удобного управления этим процессом и координации между мероприятиями они сгруппированы в следующие направления, которые оформлены как отдельные подпрограммы:
- «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования» – предполагает внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, увеличение доли выпускников образовательных организаций, которые в течение календарного года после окончания обучения трудоустроились;
- «Развитие дошкольного и общего образования» – предполагает совершенствование методик и актуализацию содержания преподавания общеобразовательных программ, вовлечение всех участников системы образования в ее развитие, обновление материально-технической базы;
- «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» – предполагает обновление содержания и методов дополнительного образования детей, модернизацию инфраструктуры его системы и развитие внутри нее кадрового потенциала;
- «Совершенствование управления системой образования» – предполагает оценивание качества общего образования, разработку цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий и т.п.
Таким образом, по итогам реализации рассмотренной нами государственной программы образование в России и процесс его получения выйдут на качественно новый уровень. Не только повысится качественный состав трудовых ресурсов в России, но и станет более привлекательной отечественная система образования для иностранных граждан.
Стандарты и государственные требования к образованию
Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:
Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
Преемственность основных программ.
Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.
Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.
Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.
Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:
- К их структуре.
- К условиям реализации, включая финансовые, кадровые и вопросы материально-технического характера.
- К итоговым результатам по их освоению.
Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.
Общее представление об образовании в современном мире
За последнее столетие значительно возросла та роль, которую играет в общественной жизни образование. Многие теоретики называют сегодняшнее время началом информационной эпохи развития человечества, то есть той эпохой, где главным фактором производства и двигателем прогресса будет информация. Ее распространение в массовом масштабе возможно организовать только через процесс получения образования.
Образование представляет собой процесс передачи знаний, накопленного опыта обществом новым поколениям. Благодаря этому у детей, подростков формируются ум, характер и физические способности. Таким образом, воспроизводится социальная структура общества. В том числе, речь идет про дополнительные трудовые ресурсы или совершенствование уже существующих, что оказывает сильное влияние на экономическое развитие общества.
Образовательный процесс осуществляется организовано и централизовано. Преимущественно – через учебные заведения: детские сады, школы, техникумы, университеты и др. Однако последние несколько лет развитие получили самообразование, семейное образование и онлайн-образование.
Международное сообщество признало право на образование одним из основных социальных прав, которое принадлежит каждому человеку. Создание условий для получения людьми образования, в свою очередь, считается обязанностью государства.
Нормативные документы
Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, — это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:
- Конституция РФ.
- Целевая программа развития образования.
- Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
- Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
- Примерные положения об организации учебного процесса.
- Концепция модернизации системы образования в России.
- Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
- Типовые положения о дополнительном обучении.
В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.
3.3. Рубрикатор “Тип ресурса”
Выбор рубрикатора для
типа образовательного ресурса является задачей, допускающей неоднозначное
решение. Действительно, рубрикаторы типов ресурсов в каталогах различных
образовательных порталов, создаваемые независимо, могут оказаться весьма отличными.
На основании анализа ресурсов
портала “Российское образование” был сформирован следующий рубрикатор
типов
ресурсов. В качестве основы для построения классификации типов ИР использован ГОСТ
7.83-2001 “Электронное издание. Основные
виды и выходные сведения”.
Таблица 1.
№ п/п |
Тип ИР |
Вид ИР |
1 |
Учебные материалы |
1.1. Учебник, учебное пособие |
1.2. Электронный |
||
1.3. Текст лекций |
||
1.4. Лабораторный практикум |
||
1.5. Задачник |
||
1.7. Тест, |
||
2 |
Учебно-методические материалы |
2.1.Учебный план |
2.2. Учебная программа |
||
2.3. План занятий |
||
2.4.Методические указания |
||
3 |
Справочные материалы |
3.1.Энциклопедия |
3.2. Словарь |
||
3.3.Справочник |
||
3.4. База данных |
||
3.5.Геоинформационная/картографическая система |
||
4 |
Иллюстративные и демонстрационные материалы |
4.1.Атлас |
4.2.Коллекция |
||
4.3.Карта |
||
4.4.Наглядное пособие |
||
5. |
Дополнительные информационные материалы |
5.1.Хрестоматия |
5.2.Печатное издание (книга) |
||
5.3.Интернет-публикация научно-популярного характера |
||
5.4.Рекламно-информационная публикация |
||
5.4.Библиография |
||
6. |
Нормативные документы |
6.1.Образовательный стандарт |
6.2. Инструкция, нормативный акт |
||
7. |
Научные материалы |
7.1.Автореферат диссертации |
7.2.Диссертация |
||
7.3.Статья |
||
7.4.Монография |
||
7.5.Обзор |
||
8. |
Электронные периодические издания |
8.1.Полнотекстовое издание |
8.2.Оглавление печатных изданий |
||
9. |
Электронные библиотеки |
9.1. Полнотекстовая библиотека |
10. |
Образовательные сайты |
10.1 Образовательный сайт |
11. |
Программные продукты |
11.1.Программный комплекс для образовательных учреждений |
11.2.Инструментальные средства для создания компьютерных |
Профессиональное образование
После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.
После окончания 9 либо 11 класса дети могут поступить в техникум или колледж. Есть также один нюанс: поступив в колледж или техникум после 11 класса, обучение будет длится меньшее колличество времени, так как учащиеся уже прошли общеобразовательную программу за 10 и 11 класс.
Чем отличается колледж от техникума?
В колледже уровень образования считается выше, чем в техникуме, так как там система обучения больше приближена к высшему образованию. Техникумы более узкопрофильные, уровень образования там считается лишь базовым.
Последствия реформы и проблемы развития образования в России
Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.
Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.
Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.
В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.
В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.
В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.
Реформа российского образования
В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.
К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:
- Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
- Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
- Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
- Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.
Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.
[править] Структура системы образовательных порталов
Информационный портал | Основные информационные разделы |
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Российский общеобразовательный портал |
|
Дополнительное образование детей |
|
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена |
|
Естественно-научный образовательный портал |
|
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент.» | Тексты:
|
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» |
|
Социально-гуманитарное и политологическое образование |
|
Инженерное образование |
|
Информационно-коммуникационные технологии в образовании |
|
Российский портал открытого образования |
|
Поддержка процессов обучения в странах СНГ |
|
Международное образование |
|
Здоровье и образование |
|
Реализация федеральных и региональных программ развития образования |
|
Федеральный специализированный информационный портал «Сравнительная образовательная политика» | Проблематика
|
Федеральный образовательный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» |
|
Алтайский образовательный портал |
|
Управление образовательной системой в РФ
На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.
Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
- гуманного и демократичного подхода в управлении;
- систематичности и целостности;
- правдивости и полноты сведений.
Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:
- центрального;
- вневедомственного;
- республиканского;
- автономно-областного;
- автономно-окружного.
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
Конституционные и законодательные основы образования в России
В статье 43 Конституции РФ прописано, что каждый имеет право на образование. Это право включает в себя гарантии государства на бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Высшее образование также возможно получить бесплатно (только не всем, а по результатам конкурса/отбора).
В то же время обязательным является получение детьми основного общего образования. Их родители должны обеспечивать получение ими образования до указного уровня.
Основы федеральной политики и федеральные программы в области системы воспитания и образования устанавливаются федеральными органами государственной власти (проще говоря, в Москве). А вот общие вопросы воспитания и образования оговариваются совместно с субъектами Российской Федерации.
Проведение в нашей стране единой социально ориентированной государственной политики в области образования обеспечивает Правительство России. Непосредственные полномочия в сфере образования находятся у Министерства просвещения и у Министерства науки и высшего образования.
История развития образования в XX веке
Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев «неблагонадежных» наук и учителей.
Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.
Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).
Управление образованием в России
Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.
На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.
Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.
На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.
Высшее образование
В России высшее образование делится на 3 уровня:
Бакалавриат (4 года)
Это законченное высшее образование. На бакалавриат могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.
Специалитет (5 лет)
В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета выпускник получает звание дипломированного специалиста.
Магистратура (6 лет)
Магистратура — это второй уровень высшего образования. В магистратуре могут продолжать учится те, кто закончил бакалавр и специалитет. В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.
Высшее образование является последней ступенью образования в России. Исходя из закона Российской Федерации, высшими учебными заведениями (ВУЗ) считаются институты, университеты и академии.
Институт занимается подготовкой специалистов лишь в одной отрасли, например, экономике, психологии, медицине. В этом основное отличие данного типа вуза.
В университете, наоборот, охватывается широкий спектр специальностей. В этом учебном заведении можно получить подготовку по самым разнообразным направлениям.
В свою очередь, академия отличается более узким спектром специальностей для одной отрасли хозяйства, например: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и так далее.
Также существует и неполное высшее образование. Студент получает его в том случае, если он отучился минимум 2 года и по каким-либо причинам не смогу закончить высшее учебное заведение.
В заключении, можно отметить, что российская система образования построена так, чтобы каждый гражданин страны при желании имел возможность обучаться. Ведь при наличии определенных знаний каждый человек может выбрать для себя то учебное заведение и направление, которое его действительно интересует.
Как функционирует
Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.
- Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.
К основным общеобразовательным программам относят:
- дошкольные;
- начальные;
- основные;
- средние (полные).
Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:
- средние профессиональные;
- высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
- послевузовское профессиональное обучение.
Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:
- в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
- внутрисемейное;
- самообразование;
- экстернат.
Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
- Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.
Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.
Схема системы образования в РФ выглядит так:
- Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
- Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
- Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
- Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
- Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).
Учреждения образования бывают:
- государственными (регионального и федерального подчинения);
- муниципальными;
- негосударственными, то есть частными.
Все они являются юридическими лицами.
Типы образовательных заведений:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
- военного высшего профобразования;
- дополнительного образования;
- специального и корректирующего обучения санаторного типа.
ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.
ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.