Конспект занятия по основам математики для 5-6 лет по теме «целое и части »

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

Геометрические фигуры вокруг

Игра расширяет представления об основных геометрических объектах. Для занятия нужно подготовить изображения известных дошкольникам фигур. Задача игроков — найти в игровом помещении вещи, схожие по очертаниям с демонстрируемыми фигурами.

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц

Давай разбираться со следующей задачей. Ее придумала Даша.

Даша собралась в поход. Она положила себе в рюкзак 5 пар носков, а футболок взяла на 3 меньше. 

Прочитай внимательно условие. Какие вещи взяла Даша? Что о них известно?

Правильно, мы знаем, что Даша взяла 5 пар носков.

А для каких вещей не указано точное количество?

Верно, мы не знаем точно, сколько Даша взяла футболок. Сказано, что их на 3 меньше, чем носков. Давай это запишем.

Можешь сказать, какой будет вопрос? Что нам нужно узнать?

Правильно, мы будем узнавать, сколько же футболок взяла с собой Даша

Это тоже задача с подсказкой. Мы можем даже не рисовать носки и футболки, чтобы понять, как ее решать. Ты уже догадался, что за подсказка?

Ну, конечно же, это указание, что футболок меньше! А мы уже знаем, какое математическое действие нужно применять, если предметов меньше. Это действие вычитание. 

Все очень просто. Нам нужно из числа 5, которое обозначает количество носков, вычесть число 3, которое показывает, на сколько футболок меньше

Вот и все! Теперь нам известно, что Даша взяла в поход 2 футболки. Можем писать ответ

И задача решена!

Это мой любимый тип задачи. Он называется задачи на уменьшение числа на несколько единиц. При их решении невозможно ошибиться. Раз сказано, что предметов на несколько единиц меньше, значит, будем вычитать, и получим правильный ответ.

Что должен знать ребенок для обучения

Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:

  • уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
  • знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
  • бегло считать в пределах 5, а то и больше;
  • иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».

Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.

Подготовка в обучению

Для того, чтобы начать объяснять ребенку принцип счета столбиком, Вы должны понять: готов ли он к этому. Обучение должно начинаться только в том случае, если малыш свободно и правильно производит простые арифметические действия с числами от 0 до 10.

Сюда входят сложение, вычитание, деление и умножение (если ребенок не знает одно из приведенных действий, то лучше научите его заранее, ведь «столбик» желательно учить комплексом, т.е. все вариации разбирать вместе)

Важно повторить все перед «стартом», ведь это — самая основа, которую закладывают во 2 — 3 классе

Не забудьте «разобрать по полочкам» понятие единиц, десятков, сотен и тысяч! Без этого ребенок не сможет наиболее точно понять принцип подсчета и дальше двузначных чисел вы не уйдете.

Здесь отлично подойдет методика, где ученик записывает разные цифры числа под строкой своего разряда. Например: 2312 и 534 — тут получится, что 5 будет под 3, 3 под 1, а 4 под 2, двойка в разряде тысяч будет стоять одна, ведь тысячных частей больше нет.

Задачи на разностное сравнение

А вот еще одна задача от Даши и о ее друге Паровозике.

В первый день Паровозик перевез 9 пассажиров, а во второй день – 7 пассажиров. 

Очень простое и понятное условие. Все известно – и сколько в первый день перевез, и сколько во второй.

Можем это записать.

И нарисовать это можем. Пассажиров обозначим палочками. Сначала нарисуем пассажиров, которые ехал в первый день, а ниже тех, кто ехал во второй.

А вот вопрос Даша придумала очень необычный. Она решила, что мы слишком легко со всеми задачами справляемся и нужно немного усложнить. Вот вопрос.

Итак, нужно для начала определить в какой день он перевез пассажиров больше, а в какой меньше. Это довольно легко. Ты уже умеешь сравнивать числа. Скажи, что получиться?

Правильно, 9 > 7. Это можно прочитать, как «9 больше, чем 7» или «7 меньше, чем 9».

Но в задаче недостаточно только сравнить числа. Нужно узнать, какая между ними разница, т.е. выполнить разностное сравнение. Давай еще раз посмотрим на рисунок. Что ты заметил?

Видишь, в первый день изобразили палочек столько же, сколько и во второй день, и остались еще «лишние» палочки. Их можно отгородить. Для этого отделим одинаковое количество палочек. Во множестве с меньшим количеством элементов 7 палочек, значит, и во множестве с большим количеством элементов мы отсчитаем 7 палочек. 

Чтобы найти ответ на вопрос задачи, нужно узнать количество «лишних» палочек.

 То есть нам надо найти часть из множества, в котором 9 палочек.

А вот это уже просто! Вспомни, с помощью какого математического действия можно найти часть множества. Конечно же, это вычитание.

Получается, мы должны из большего числа вычесть меньшее число. 

Мы провели не только сравнение чисел, но и нашли их разность. Это называется разностное сравнение чисел. Можно записывать ответ. 

Вот мы и познакомились еще с одним типом задач – задачи на разностное сравнение. Их главная особенность в том, что вопрос начинается со слов «На сколько …?». Для решения этих задач нужно следовать такому алгоритму.

  1. Определить, какое число больше.
  2. Из большего числа вычесть меньшее.

Ты еще не устал? Мы выучили 5 разных типов задач:

  • задачи на нахождение целого;
  • задачи на увеличение числа на несколько единиц;
  • задачи на нахождение части;
  • задачи на уменьшение числа на несколько единиц;
  • задачи на разностное сравнение.

Каждая из них имеет один единственно правильный вариант решения. Поэтому нужно очень хорошо подумать и разобраться. Всегда будь внимательным к вопросу задачи. Поиск правильного решения зависит именно от того, количество каких предметов нужно узнать. 

Чтобы потренироваться в решении разных задач, попроси родителей приобрести сборник задач для 1 класса.

А сейчас давай проверим, как ты научился анализировать условие задачи и правильно определять ее тип. Выполни тестовые задания. 

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов

В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги

Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

«Часы»

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.

План конспект по предмету ФЭМП тема: «Часть и целое»

1.Мы подплываем к» Острову Почемучек»

Колдун отдаст цифры, если мы правильно ответим на вопросы

Игра в кругу с мячом

-Кто соседи у 4,?

_Какое число стоит между 3и 5?

-Назови все числа больше 5?

—Сколько углов у треугольника?

-Сколько носов у трех котов?

-Сколько ушей у двух мышей?

2-

Плывем дальше остров Математический.

Посмотрите к нам кто-то идет .Это жители острова. Они принесли пиццу спрашивают, как разделить пиццу ,чтобы хватило всем.

-Как узнать, на сколько частей разделить пиццу?

(посчитать жителей )

_Сколько жителей (4)?

-Как будем делить пиццу?

-(Разрежем пополам, получим 2 половики каждая половинка-_это одна вторая, а потом каждую половинку еще раз разделим пополам получим четвертину или одну четвертую.

— Сколько от пиццы получит каждый житель острова(по одной четвертой)

-А сейчас соберем целую пиццу .

Жители благодарят вас за помощь.

3.Плывем дальше, мы приплыли на Остров» Угадай»

.Чтобы выполнить это задание мы вспомним ,как делить целое на части.

У меня бумажная полоска я сложу ее пополам точно подравняю концы проглажу линию сгиба .

-На сколько частей я разделила полоску?

-Я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части.

-Равны ли эти части?

-Как проверить? (методом наложения)

(Складываю полоску ,убеждая детей в равенстве ее частей)

-Получились 2 равные части .Вот одна половина полоски,а вот другая половина –(показываю).

—Что я сейчас показала?

-Сколько всего половин?

-Что же называется половиной?

Половина-это одна из 2х равных частей целого или одна вторая.

Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски.

-Сколько всего таких частей в целой полоске?

-Как я получила 2 равные части?

-Что больше целая полоска или одна из 2 равных частей?

-Что меньше целая полоска или одна из ее половин?

-А если я сложу полоску вот так (не пополам)

-На сколько частей я разделила ее?

-Можно ли эти части назвать половинами?

-Почему?

Игровое упражнение

2 часть.(работа с раздаточным материалом)

У каждого ребенка по 3 квадрата

.Задание разделить квадрат на 2 равные части сложив его стороной к стороне .

-Что сделали?

-Как разделили? Какой формы получились части?

-Равные получились части?

-Как проверить?

—Что больше(меньше)целый квадрат или 1 из 2 его частей?

-Второй квадрат делим на 4 равные части

-Что сделали?

Как разделили?

Какой формы получились части?

Что больше(меньше)Целый квадрат или 1 из 4частей?

Возьмите третий квадрат и подумайте, как надо сложить ,чтобы разделить на 2 равных треугольника

Квадрат надо сложить пополам углом к углу.

Как сложили квадрат ?

Сколько получилось частей ?

Какой формы части ?

Можно ли назвать эти части половинами и почему?

Сложное было задание, но мы справились.

А сейчас мы отдохнем .

Физминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник- рисовал, (изображаем рисование)

В среду долго умывался,(«умываемся»)

А в четверг в футбол играл(бег на месте)

В пятницу я прыгал бегал,(прыгаем)

Очень долго танцевал,(кружимся)

А в субботу ,воскресенье

Целый день я отдыхал.(засыпают)

Плывем дальше Бухта Знаний.

Вот какое задание надо выполнить ,чтобы колдун отдал цифры.

В окружающих нас предметах найти, соответствущие по форме геометрическим фигурам

И с этим заданием вы справились.

Мы подплываем к Долине знаний.

Здесь нас ждет еще одно задание.

Найди две части каждой фигуры.

Работа на игровизорах

Вот и с этим заданием мы справились..

Вот и приплыли к Замку злого колдуна ,чтобы войти в замок надо узнать секретный код.

Мы его узнаем ,если ответим какая фигура на замке лишняя и почему.

Колдун возвращает цифры .Но они все перепутались.

Игра» Найди свое место. »Взять цифру и выстроиться по порядку Поменяться карточками

и построиться в обратном порядке.

Основные правила деления

1. НА НУЛЬ ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!

2. Если делимое и делитель равны, то частное будет равно 1:

То есть, если 5 груш надо разделить между пятью мальчиками, то каждому достанется по одной груше.

3. Если делимое равно нулю , и частное будет равно нулю:

То есть, если ничего разделить на что угодно, то и получится ничего. Пример:

4. Если делитель равен 1, то частное равно делимому:

То есть, если у мальчика есть пять груш и он один, то ему достанутся все пять груш.

В следующих статьях мы рассмотрим деление больших чисел, а также будет представлено несколько заданий для закрепления материала.

Деление — это разбиение целого на равные части. Эта математическая операция пригодится не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. В этой статье расскажем, как это делать самостоятельно.

О чем эта статья:

3 класс, 4 класс

Понятие частей в математике

В жизни мы каждый день встречаемся с таким понятием как часть

Все математические задачи основаны на жизненном опыте, поэтому очень важно донести до детей связь задачи, математического понятия с реальными жизненными ситуациями

Понятие частей в математике рассматривается как доля. С долей в начальной школе начинают знакомиться в третьем классе

В таком возрасте для детей очень важно зрительное восприятие. Понятие частей проще всего объяснить с помощью наглядного материала

Доля-это часть целого. 

Хорошо использовать предметы которые вас окружают. Можно взять апельсин, яблоко или самый обычный лист А4.

Возьмем апельсин. Почистив его мы получаем наглядный пример доли или части целого.

Разрежьте еще один лист пополам. Сравните половину листа и его четвертинку. Наглядно очень легко понять, что одна вторая больше, чем одна четвертая.

Нарисуйте два квадрата. Первый разделите на четыре равные части. Попросите ребенка закрасить одну часть из четырех или одну четвертую.

На втором квадрате выполните деление на 16 равных частей. Закрасьте пять из шестнадцати. Получится 5/16. Рисунков с такими заданиями вы можете придумать множество. Так отработается практика и вы поймете на сколько ребенок разобрался в теме, понял что такое часть.

Как научить ребенка делению – закрепляем навык

Главное из-за чего у многих школьников возникает проблема с математикой — это неумение быстро делать простые арифметические расчеты. А на этой основе построена вся математика в начальной школе. Особенно часто проблема именно в умножении и делении. Чтобы ребенок научился быстро и качественно проводить расчеты деления в уме — необходима правильная методика обучения и закрепление навыка. Для этого мы советуем воспользоваться популярными на сегодня пособиями в усвоение навыка деления. Одни предназначены для занятий детей с родителями, другие для самостоятельной работы.

  1. «Деление. Уровень 3. Рабочая тетрадь» от крупнейшего международного центра дополнительного образования Kumon
  2. «Деление. Уровень 4. Рабочая тетрадь» от Kumon
  3. «Не Ментальная арифметика. Система обучения ребенка быстрому умножению и делению. За 21 день. Блокнот-тренажёр.» от Ш. Ахмадулина – автора обучающих книг-бестселлеров

Самым главным, когда вы учите ребёнка делению в столбик, является  усвоение алгоритма, который, в общем-то, достаточно прост.

Если ребёнок хорошо оперирует таблицей умножения и «обратным» делением, у него не возникнет трудностей

Тем не менее очень важно постоянно тренировать полученный навык. Не останавливайтесь на достигнутом, как только вы поймёте, что ребёнок уловил суть метода

Для того чтобы легко научить ребёнка операции деления нужно:

  • Чтобы в возрасте двух–трех лет он освоил отношения «целое – часть». У него должно сложиться понимание целого, как неразделимой категории и восприятие отдельной части целого как самостоятельного объекта. Например – игрушечный грузовик – целое, а его кузов, колеса, дверцы – части этого целого.
  • Чтобы в младшем школьном возрасте ребенок свободно оперировал действиями по сложению и вычитанию чисел, понимал суть процессов умножения и деления.

Для того чтобы занятия математикой доставляли ребёнку удовольствие, необходимо возбуждать его интерес к математике и математическим действиям, не только во время обучения, но и в бытовых ситуациях.

Поэтому поощряйте и развивайте наблюдательность у ребёнка, проводите аналогии с математическими действиями (операции на счёт и деление, анализ отношений «часть-целое» и т.д.) во время конструирования, игр и наблюдений за природой.

Обучение дробям в школе AMAkids

В Академии развития детского интеллекта AMAkids проводится обучение математике в режиме онлайн для детей от шести лет. В штате образовательной организации работают квалифицированные преподаватели с большим опытом, которые могут найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия проводятся на специальной интерактивной платформе с применением электронного пособия и игровых тренажеров. Педагоги доносят материал не в форме стандартных лекций, а в процессе увлекательной игры, руководствуясь авторской методикой.

Математика онлайн от Академии AMAkids состоит из нескольких блоков: арифметика, геометрия, основы программирования и финансовой грамотности. На занятиях по арифметики дети изучают меры величин, знакомятся с понятиями целых чисел и обыкновенных дробей, учатся выполнять простые числовые операции. На уроках геометрии учащиеся знакомятся с основными геометрическими фигурами и их характерными особенностями, исследуют понятия площади и периметра, симметрии и асимметрии.

Финансовая грамотность включает в себя изучение финансовой безопасности, понятий цены и стоимости, знакомятся с историей валютной системы. Ученики узнают о том, как совершать покупки правильно и с максимальной пользой. На основах программирования дети узнают об алгоритмах и множествах. Дети решают логические задачи и примеры разного уровня сложности, выполняют задания на развитие памяти и произвольного внимания.

Что такое деление?

Деление — это действие, обратное умножению. Деление показывает, сколько раз одно число вычли из другого.

Пример: 12:3=4

Разберём на примере конфет.

  1. Мама принесла 12 конфет и решила их дать своим детям. 12 — это делимое, то что будет разделено.
  2. Детей у мамы 3, то есть ДЕЛИТЬ она будет на троих. 3 — это делитель. Делить будут на три.
  3. Мама даёт каждому ребенку по одной конфете. Сколько раз она так сделает? 4 раза. 4 — это частное. Каждому ребёнку досталась своя ЧАСТЬ , которая состоит из 4 конфет.

В делении может быть ещё один компонент — это остаток

Остаток — то, что остаётся при делении на равные части. Возьмём тот же пример с конфетами. Только представим, что мама принесла не 12 конфет, а 14. Тогда она смогла 4 раза дать всем троим детям по одной конфете. А когда стала пятый раз раздавать, оказалось, что на всех троих не хватает. Конфет осталось 2, а детей — трое. Нечестно будет двоим дать, а третьему — нет.

Поэтому мама оставила 2 конфеты (2 это — остаток) для себя и для папы.

Основные правила слогораздела

После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один гласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.

Общие правила корректного слогоделения звучат так:

  • слогообразующими всегда являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука либо  комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.

Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух

«Решение простых арифметических задач»

третий слайд: Зеленый квадрат (из ромба и четырех треугольников)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием.

IIIчасть. Игровое упражнение «Рисуем узор». Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас пройти за столы и занять свои места, мы с вами будем рисовать узор в тетрадях.

Воспитатель: Найдите в тетрадях с левой стороны красную точку. Возьмите карандаш и поставьте его на красную точку.

1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, продолжите узор (Дети рисуют узор до конца строчки)

.(Хвалю детей) Воспитатель: Молодцы,

ребята, у вас получился красивый узор. Закройте тетради. А я вас приглашаю в лабораторию, где мы с вами проведем

небольшой эксперимент.

IVчасть. Игровое упражнение «Изменяем форму предмета Воспитатель: (показываю детям 2 кубика из пластилина одинаковой массы и спрашиваю)

— Ребята, посмотрите, что можно сказать о форме этих предметов? (Ответы детей

). А какого цвета кубики? (Ответы детей ). А по величине большие кубики или маленькие? (Ответы детей ). Из какого материала сделаны кубики?(Ответы детей) Воспитатель:Как выдумаете, одинаковые ли они по тяжести? (Ответы детей)

Как это проверить?(Ответы детей) Воспитатель: Давайте определим вес кубиков, взвесив их на ладонях.

(Один ребенок определяет вес кубиков, взвешивая их на ладонях).

Воспитатель: Скажите, что можно сказать о весе кубиков?(Ответы детей). Воспитатель: А давайте кубики взвесим на весах (Взвешиваем кубики)

Воспитатель: Ребята, что показывают весы? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, правильно, весы показали, что кубики одинаковые по весу.

Воспитатель: Я предлагаю вам изменить форму одному кубику и сделать из него шарик (ребенок делает из одного кубика шарик).

Воспитатель: Что теперь можно сказать о весе этих предметов? (Ответы детей).

Давайте мы с вами сейчас взвесим предметы на ладонях. (Вызванные дети взвешивают предметы на ладонях и весах). Воспитатель: А теперь я предлагаю сделать из другого кубика лепешку и снова сравнить предметы по весу. Что теперь можно сказать о весе этих предметов? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята правильно, весы показали, что кубики одинаковые по весу.

Воспитатель:(обобщаю

) Ребята, кубики были одинаковые по весу. Вы сделали из них другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковые.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Итог занятия:

Как могут быть сформулированы вопросы в задачах на деление?

  1. Раздели 12 на 3.
  2. 12 уменьшили в три раза, сколько получилось?
  3. Загаданное число уменьшили в 3 раза и получилось 4. Чему равно загаданное число?
  4. Во сколько раз 12 больше, чем 4?
  5. Делимое 12, делитель 3. Чему равно частное?
  6. Делимое 12, частное 4. Чему равен делитель?
  7. Частное 4, делитель 3. Чему равно делимое?
  8. Число разделили на 3, получили 4 и 2 в остатке. Чему равно число?
  9. 12 яблок разделили на несколько детей. Каждый получил по 4 яблока и в корзинке осталось ещё 2 яблока. Сколько детей получили яблоки?
  10. Мама принесла домой конфеты. После того, как она дала каждому из своих троих детей по 4 конфеты, в коробке осталось ещё 2 конфеты. Сколько конфет было в коробке?

А теперь давайте потренируемся. Пройдите тест и оцените, насколько вы понимаете условия заданий на деление.

Одним из простых арифметических действий является деление. Мы знаем, что умножение мы можем представить, как сложение числа самого с собой столько раз, на сколько нам надо его умножить.

Деление можно представить, как многократное вычитание. Давайте рассмотрим этот вопрос поподробнее.

На картинке мы видим 12 яблок на блюде. Яблоки разделены на четыре группы по 3 яблока. Записать это можно так:

Число, которое мы делим, называется делимым , число на которое мы делим, называется делителем , а результат деления называется частным . В нашем примере делимое 12 , делитель 4 , а частное 3 .

Деление можно проверить умножением:

А также деление можно проверить, многократным вычитанием:

12 – 3 – 3 – 3 – 3 = 0

Мы видим, что если из 12 вычесть 4 раза 3 , то получится ноль . Значит, 12 на 4 делится без остатка .

Рассмотрим другой пример, разделим 13 на 4 .

Из рисунка видно, что при делении 13 яблок на 4 получился 3 и остаток – одно яблоко .

13 – 3 – 3 – 3 – 3 = 1

Мы видим, что если из 13 четыре раза вычесть число 3, то останется 1. Наш пример называется делением с остатком. Здесь 13 – делимое , 4 – делитель , а 3 – неполное частное , 1 – остаток от деления .

Теперь проверим умножением:

Дидактические игры по математике в старшей группе

Представляем образовательные игры, соответствующие старшей возрастной группе детсада.

Самолеты

Игра знакомит с составом числа 10. Фланелеграф выступает в роли аэродрома. К нему прикрепляются изображения самолетов. Один из воспитанников становится диспетчером: отправляет в полет по одному самолету — убирает с фланелеграфа. Остальные игроки считают, сколько самолетов улетело, сколько осталось на аэродроме.

Забавная геометрия

Для игры нужны счетные палочки. Дети складывают их так, чтобы вышли геометрические формы:

  • 3 одинаковых квадрата из 10-ти палочек;
  • 2 одинаковых квадрата из 7-ми;
  • 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • 3 одинаковых треугольника из 7-ми;
  • 4 одинаковых треугольника из 9-ти;
  • один квадрат и 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • один квадрат и 4 треугольника из 9-ти;
  • 2 квадрата и 4 одинаковых треугольника из 9-ти.

В последнем задании нужно из 7-ми палочек сделать квадраты, затем 2-мя оставшимися палочками разбить их на треугольники.

Что таким бывает?

Цель дидактической игры по математике — развитие представлений о базовых предметных величинах, формирование навыка определять сходство по размеру.

Педагог называет прилагательное, определяющее величину, бросает игрокам по очереди мяч, а те должны назвать объекты, соответствующие указанному определению. Например: «Высокий». Дети перечисляют: «Жираф, шкаф, дом, человек, гора». Аналогично для других определений: длинный, узкий, короткий, низкий, большой, маленький, широкий.

Месяцы

Для игры нужны карточки, изображающие числа от 1 до 12. Дети разбирают карточки не глядя. Затем становятся в ряд соответственно полученным числам. Педагог говорит, что теперь ребята стали 12-ю месяцами года. Далее задает вопросы такого типа: «Третий месяц, какое твое имя? Апрель, какой ты по счету?».

На втором этапе игры педагог раскладывает на столе картинки, изображающие сезонные пейзажи и явления, соответствующие месяцам. Игроки разглядывают картинки, находят изображение, которое соответствует его месяцу.

Подсчитай на ощупь

Для игры нужны картонные полоски с пришитыми к ним бусинами в количестве от 2 до 10. Игроки становятся в ряд, заводят руки за спину, получают от педагога полоски. Руки остаются за спиной, смотреть на полоски нельзя. Игровая задача — подсчитать количество бусин.

Воспитатель называет произвольную цифру, например, 3. Ребенок, насчитавший у себя такое же количество бусин, поднимает руку, показывает всем полоску. Затем педагог меняет полоски у игроков, игра продолжается.

Когда это происходит?

Игра закрепляет представление о временных отрезках суток, о том, чем положено заниматься в разные часы. Для занятия нужно подготовить крупное изображение часов со сдвигаемой стрелкой, а также картинки, на которых показано, чем занимаются люди в разное время суток. Педагог передвигает стрелку на определенное время, а дети выбирают соответствующую картинку. Например, когда стрелка перемещена на час, дети выбирают изображение обедающей семьи.

Сравни ленты

Игра тренирует навык сравнения по внешним параметрам. Для занятия нужны 7 лент, в разной степени широких и длинных.

Разложив ленты, воспитатель спрашивает у детей:

  • сколько здесь лент;
  • одинаковые они или разные;
  • какая лента самая длинная, короткая, узкая, широкая;
  • разложите ленты, начиная от самой короткой, закончив самой длинной;
  • где в получившемся ряду находится самая широкая лента, а где самая узкая;
  • разложите ленты от самой узкой к самой широкой;
  • где в получившемся ряду находится самая длинная лента, а где самая короткая.

Подсчитай звуки оркестра

Для игры нужны знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, по которым можно стучать: барабан, бубен, треугольник, игрушечный синтезатор. Сначала педагог демонстрирует воспитанникам, как звучат инструменты, затем прячет их за ширмой. Там воспитатель снова ударяет по определенному инструменту 2–5 раз, а дети должны сказать, что это звучало, сколько ударов они услышали. Игру можно усложнить, за раз ударять по 2–4 инструментам.

Угостимся фруктами

Игра учит делению на разноразмерные части, расширяет тематический словарь. Педагог приносит фрукты, например, персики. Сетует, что на всех угощения не хватит. Спрашивает, что предпринять, чтобы каждый получил по кусочку персика. Дети советуют: «Поделить». Далее объясняют, как делят фрукты: «Пополам». Педагог разрезает персики. Но угощения все равно не хватает на всех. Тогда дети советуют: «Нужно разделить каждую половину на две части. Получатся четвертинки». Вот теперь всем хватает угощения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: