Роль сказкотерапии в психологической коррекции

Сказкотерапия для детей

Добрый день всем читателям блога Ирины. У большинства людей детство ассоциируется с куклами и машинками, песочницей и, конечно же, сказкой. Мы с удовольствием читаем деткам перед сном маленькие истории, покупаем новые книжки, разыгрываем сюжеты любимых сказок

А сейчас еще и добавились новые возможности – аудиосказки, которые помогают развивать внимание и речь ребенка, в то время, пока мама занята другим делом

Да и можно ли представить себе ребенка, который никогда не слышал сказок? Ведь именно на них выросли мы сами, наши родители и бабушки с дедушками. Наверное, что-то в этом есть, правда, если времена меняются, а связка «детство – сказка» остается?

И вот уже в который раз мы перечитываем крохе полюбившиеся «Теремок» и «Курочку Рябу», «Рукавичку» и «Огниво». И, только голос затихает, вместо мирного посапывания слышим: «Мамочка, а можно еще разочек? Ну, пожалуйста!». В чем же магическая сила сказки? Давайте подумаем вместе.

Для чего применяется: цели, задачи и функции

Сказкотерапия , это комплексный подход к воспитанию ребенка. Но если разобрать процесс воспитания через терапию на составляющие, можно получить целый перечень задач, которые решает этот чудесный метод:

  1. Воспитание положительных человеческих качеств. Ребенок перенимает модель поведения у сказочных героев. Он осуждает отрицательных персонажей и сопереживает положительным персонажам. А после прослушивания материала малыш хочет идентифицировать себя как положительными героями и подражает своим любимчикам.

Обучение в игровой форме (без насилия). Сказка , это развлечение. Но погружаясь в волшебные миры, ребенок узнает от героев сказки что-то новое. Это могут быть цифры, геометрические фигуры, исторические факты, названия стран, интересные обычаи и т.д.

Практика эмоций. В момент погружения в сказку ребенок сочувствует персонажам, радуется вместе с ними, переживает, смеется и плачет. Но малыш не просто испытывает те или иные чувства. С помощью рассказчика он учится называть эти эмоции своими именами, различать и классифицировать их. Такая практика помогает становлению личности, ведь в будущем человек сможет анализировать свое поведение и находить первопричины (эмоции), приводящие к определенным действиям.

Привитие базовых ценностей. Честность, справедливость, помощь и любовь к миру. То, насколько важны эти понятия, прекрасно отражают сказки. Они также показывают малышу, что добро всегда побеждает зло.

Изучение моделей взаимоотношений. Как помочь ребенку найти свое место в мире? С помощью сказок. Примеры героев , это самый простой способ разобраться в типах и моделях взаимоотношений.

Ребенок понимает как нужно вести себя в обществе, общаться с окружающими и поддерживать дружбу.

Лечение. Потеря близкого человека, смерть домашнего животного, жестокость со стороны взрослых и детей, привитые страхи и фобии. Ребенок, не обладающий достаточным багажом знаний и жизненным опытом, не может справиться с этими проблемами самостоятельно. На помощь приходят сказки, которые в мягкой форме и с помощью образов помогают докопаться до сути проблемы. Сказки позволяют взглянуть на ситуацию с другой стороны и успокоить душевную боль, найти справедливость.

Расслабление и отдых. Во время прослушивания медитативных сказок (без отрицательных героев) малыш расслабляется, заряжается позитивом и учится находиться в потоке гармонии с самим собой и происходящим вокруг.

Функции сказки:

  • диагностическая,
  • прогностическая,
  • терапевтическая.

Что такое «темная ночь души»

Это редкий, но далеко не единственный случай психологического кризиса, наступившего после интенсивных занятий медитацией. В академической литературе об этом стали упоминать лишь недавно, но в буддистской традиции такие проблемы хорошо известны и задокументированы.

Как писал буддийский учитель и психолог Джек Корнфилд, если вы не столкнулись с болью и страхами, значит, вы еще не начали медитировать. Обычно эти переживания считают одной из стадий на пути к просветлению. Самая сложная из этих стадий — «темная ночь души», во время которой человек осознает иллюзорность собственного «я» и пустотность всего сущего. Осознание этой истины сопровождается страхом, отчаянием и психологической борьбой.

Современная медитация давно отделилась от буддизма и многими воспринимается как абсолютно безобидная практика — что-то вроде утренней гимнастики для ума. Как можно нанести себе вред, просто сидя и наблюдая за собственными мыслями или дыханием?

Кот Барсик и червячки в кепочках

Проснулся кот Барсик утром, пришел на кухню, а в мисочке пусто. Пошел он искать свою маленькую хозяйку, а она в куклы играет и про Барсика совсем забыла. Обиделся Барсик и ушел из дома: еду себе искать.
– Пойду я молочка себе найду, — подумал Барсик. И пошел к коровке.
– Коровка, дай мне молочка, – попросил Барсик.
– Мууу, я даю молочко своим хозяевам. А за это они обо мне заботятся. А что ты мне можешь дать за молочко? – ответила коровка.
– Мяу, моя маленькая хозяйка давала мне молочко просто так! – сказал Барсик.
Корова на это ничего не ответила, только снова стала жевать траву.
– Тогда пойду за колбасой в магазин, – решил Барсик.
Пришел он в магазин, стал тереться о ноги продавца. Но продавец не понял чего хочет кот Барсик и вынес его  на улицу.
Расстроился Барсик. Тут мимо проползали червячки в кепочках.
– Чего ты грустишь Барсик? – спросили червячки.
– Моя маленькая хозяйка утром не покормила меня. Я просил молочко у коровки, но она не дала. Я просил колбаску у продавца, но он не понял меня. – пожаловался кот.
– А ты не пробовал попросить покушать у своей маленькой хозяйки? – спросили червячки.
– Ах, я попробую, – сказал Барсик и пошел домой.
Дома маленькая хозяйка очень обрадовалась Барсику. Погладила его по шерстке, налила в мисочку молочка.
Довольный Барсик наелся и улегся спать на свою мягкую подстилочку и сразу уснул.

Медитативная сказка для беременных женщин «Про маленький комочек. »

Эта сказка может быть прочитана в процессе психодинамической медитации на проживание эмбрионального опыта и процесса рождения. Ее может читать мама ребенку перед сном в ответ на вопрос: «Расскажи, как я был маленьким».

Жил-был маленький пушистый комочек. Он был совсем маленький, теплый и удивительно хорошенький. Он жил в уютной, теплой маленькой норке, где ему было удобно и спокойно. Он просыпался, кушал, играл, кувыркался, снова засыпал и снова просыпался. Иногда комочек просто лежал в своей норке и слушал звуки, доносившиеся снаружи. Эти звуки были знакомы и приятны. Они завораживали Малыша и были такими родными. Он слышал шум воды, течение и журчание ручейков, ритмичное постукивание. А иногда издалека до него доносился еле слышный нежный голосок, похожий на звон серебряного колокольчика. Но шло время, комочек подрастал и ему уже становилось тесновато в своей уютной норке, он уже не мог так свободно кувыркаться, как раньше. Теперь кроме знакомых, родных звуков, в норку стали проникать и новые, незнакомые. Они были странными, удивительными и необычайно разнообразными. Некоторые звуки были особенно приятные. И комочек подолгу слушал их, затаив дыхание. Но были и не очень приятные звуки, и тогда комочек ворочался, стараясь заткнуть ушки, или стучал в стенки своей норки, желая прекратить эти звуки. Но стоило ему только постучать, как он слышал снова тот нежный приятный голос. Теперь он звучал громче и отчетливее. И комочек сразу успокаивался. Прошло еще какое-то время, комочек стал уже совсем большим, и, конечно, уже совсем не помещался в своей маленькой норке. Теперь уже каждый день он слышал множество разнообразных звуков, доносящихся снаружи. Ко многим он привык. И стало ему очень интересно, что же там, за стенками его норки? Ему очень хотелось посмотреть на того, кто обладал таким чудным серебряным голосом. Но как только малыш подходил к дверке своей норки, ему становилось страшно, и он не решался выйти.

И в один прекрасный день к малышу явилась добрая Фея. Она взяла его за руку и сказала:

– Ты уже вырос и хочешь выбраться из своей норки? Я могу проводить тебя. Ты чувствуешь, что путь предстоит нелегкий. Но я буду постоянно с тобой и помогу тебе. Мир, в который ты войдешь, будет не таким уютным и спокойным, как твоя норка. Он большой, наполненный разными звуками, красками, запахами, вкусами и ощущениями. А когда ты подрастешь, у тебя появятся друзья. Ты научишься всему, чему захочешь и увидишь много удивительного. Ну, что ж, ты готов? Сердце у комочка застучало, он крепко ухватил теплую руку Феи, открыл дверцу норки, и, вдохнув побольше воздуха, сделал шаг наружу.

Его принял огромный и прекрасный мир, и чудные трели серебряного голоса-колокольчика наполнили его радостью. Малыш чувствовал себя любимым и желанным.

http://www.nlp.ee/p-2/2016-pro-malenkii-komo4ekhttp://www.b17.ru/article/54959/http://www.psyoffice.ru/4-0-3550.htm

Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого

Медитация осознанности (mindfulness meditation) возникла в США в 1970-е годы как приложение дзенской практики дзадзен и системы випассана. Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации всё, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями.

В Великобритании программы по развитию осознанности рассматриваются на законодательном уровне. Медитируют все: офисные сотрудники, полицейские, домохозяйки, военные, заключенные тюрем, учителя, школьники, бизнесмены и кинозвезды.

Поколение битников и хиппи с помощью медитации, йоги и психоделиков стремилось к пробуждению космического сознания и миру во всем мире.

Люди постоянно слышат о том, что медитация приносит сосредоточенность, радость и любовь. В результате они оказываются не готовы к тому, что обнаруживают в своем подсознании хаос, отчаяние и страх.

По мнению Уиллоуби Бриттон, главная причина для беспокойства — это замалчивание проблемы. Современное «движение осознанности» делает упор в первую очередь на позитивное воздействие медитации на повседневную жизнь — снятие стресса, повышение концентрации и работоспособности.

Суть метода

В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.

Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.

Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.

В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.

Мастер класс. На тему: «Книга- сказок своими руками ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

(МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида)

Мастер-класс

на тему

«Книги — сказок своими руками».

Подготовила воспитатель:

г. Кубинка, 2021.

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по конструированию книги- сказок.

Задачи:

1. Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

2. Знакомить со способами изготовления поделок из фетра и различных материалов в арт- конструкции.

Ожидаемые результаты:

1. Вызвать интерес у педагогов к использованию в конструировании из фетра и различных материалов в арт-конструкции.

2.Познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из фетра и различных материалов.

3.Способствовать приобретению педагогами практических навыков применения методов и приёмов, используемых в совместной деятельности при конструировании из различных предметов и материалов.

Ход мастер класса

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

В.А. Сухомлинский

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Разрешите представить Вам мою «Книгу сказок»!

В жизни ребенка сказка имеет огромное значение. Она становится средством развития и воспитания с первых лет жизни. Ведь язык сказки понятен малышу, он позволяет просто и доступно объяснить разницу между добром и зло, дать представления о взаимосвязи человека и природы, человеческих отношений. Воспитателю, который использует в своей практике передовые достижения педагогики, будет очень интересно и полезно сделать для дошкольников такую книгу.

«Книга Сказок» — это замечательное универсальное пособие, которое можно использовать в работе с детьми уже со второй младшей группы. Конечно, содержание книги для малышей будет отличаться от пособия для детей более старшего возраста. Главный акцент в нем нужно делать на наглядность, красочные картинки- именно это увлечет маленьких дошколят. В старшей же и подготовительной группе наполнение рукотворной книги уже будет более сложным и разноплановым. Пособие пополнится интересными фактами, связанными с фольклором и авторскими сказками, загадками, ребусами, кроссвордами, вопросами для викторины. Одно из моих хобби — это игрушки из фетра. На мой взгляд фетр — это самый удачный материал для шитья игрушек. Он хорошо держит форму, не мнётся, края не нуждаются в обработке. К тому же яркий и приятный на ощупь. Самое главное для деток! Как легко и доступно сшить игрушку из фетра, я вам покажу на примере пошива девочки-внучки для сказки «Репка»

Сначала делаем выкройку на бумаге.

Затем переносим её на ткань и вырезаем.

Делаем глазки из бисера, брови и рот вышиваем нитками. По контуру пришиваем рубашку и сарафан.

Дальше пришиваем волосы и украшаем бусами из бисера и декоративной лентой.

Получилась вот такая девочка!

Сама книга состоит из трех разворотов с фетровым основанием. Для сказок меняются только декорации. Деревья и дома — плоскостные и легко держатся в книге, а фигурки людей и зверей двойные, то-есть с ними можно играть как плоскостными так и пальчиковыми.

Для детей я уже сшила вот такие сказки.

«Репка»

«Колобок»

«Курочка Ряба»

«Теремок»

Некоторые герои принимают участие в нескольких сказках.

На этом останавливаться не собираюсь! Ведь когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить полёт творчества и продолжаешь радовать своих детей всё новыми и новыми сюрпризами!

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Медитативные сказки для взрослых

Сказкотерапия — эффективный метод психологической коррекции, позволяющий повысить творческий потенциал человека, расширить сознание, проработать внутренние комплексы, фобии и страхи различной этиологии. Сказкотерапия сочетает в себе достижения науки (педагогики, психологии, философии и пр.) и традиции различных культур и народов, поэтому эффективно применяется для решения ряда проблем у детей и у взрослых.

С помощью сказкотерапии возможно устранить как внешние проявления проблемы, так и причину, породившую их, что является неоспоримым преимуществом данного метода.

Медитативные сказки: особенности и характерные черты

Специалисты выделяют несколько видов сказкотерапии: дидактические, коррекционные, терапевтические и медитативные сказки для взрослых.

О пользе последних написано много статей и научных работ. Медитативные сказки направлены на формирование особого психофизического состояния — релаксации. Чаще всего в них отсутствует чёткая сюжетная линия, они больше напоминают «зарисовку» для визуализации ярких сказочных образов.

Предназначение медитативных сказок — формирование идеальной схемы взаимодействия с окружающим миром и людьми и создание положительных образов по всем пяти модальностям: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильно-кинетической. Поэтому для данного жанра характерно отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Основная их цель — осознание себя здесь и сейчас. Ведь у многих людей жизнь протекает только в двух измерениях: Прошлом и Будущем, что приводит к возникновению проблем психологического характера.

Размышляя о своих достижениях и допущенных ошибках человек мысленно находится в Прошлом. А, строя планы и генерируя идеи, он переносится в Будущее. А где же Настоящее в его жизни? И где эта Жизнь? Может, именно этот миг «между Прошлым и Будущим» ею и является? А значит, он включает в себя наши мысли, чувства, ощущения и мысли на данный момент времени.

Медитативные сказки для взрослых должны соответствовать определённым критериям:

  • создавать насыщенное психо-эмоциональное состояние у слушателей;
  • формировать красочные сказочные образы, которые без труда смогут визуализировать даже люди без фантазии;
  • обеспечивать максимально полное погружение в сказочный процесс;
  • способствовать диалогу с бессознательным.

Чаще всего медитативная сказка является подготовкой к сеансу психотерапии. Однако может применяться и как самостоятельный метод, направленный на пробуждение личностного потенциала, служащий подсказкой к принятию самостоятельных решений.

Для достижения максимального результата сеанс должен проходить в расслабленной, комфортной для слушателя обстановке.

Медитативные сказки для взрослых — довольно сложный жанр, ведь для получения требуемого эффекта «погружения» специалисту нужно обладать даром рассказчика, акына, сказочника… Во время повествования слушатели буквально должны ощущать дуновения ветерка, ласкающего их кожу, слышать, как переговариваются травы и журчит ручеёк, чувствовать аромат спелой лесной земляники.

При систематических занятиях подобные сказки научат ценить Настоящее и жить в полной гармонии с собой, наслаждаясь спектром разнообразных эмоций, которые нам ежеминутно дарит Жизнь!

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Сказкотерапия: как она нам помогает

Итак, мы выяснили, что сказкотерапия способна принести пользу не только ребёнку, но и взрослому. Давайте же разберёмся, на что конкретно способно положительно повлиять это направление психотерапии.

Взгляд на свои проблемы со стороны

Сказочные персонажи, которых мы создаём, способны помочь нам увидеть все грани проблем, с которыми мы встречаемся в течение жизни. Читая или создавая свою сказку, мы не сталкиваемся с этими проблемами один на один – мы просто наблюдаем за жизнью главных героев. Именно такая позиция позволяет рассмотреть все варианты решения проблем, включая те, о которых мы раньше даже не задумывались.

Навык выражения и проживания своих эмоций

В сказке даже самые внешне суровые и замкнутые люди смогут проявить свои эмоции, продемонстрировать то, что они думают, чувствуют, всё то невысказанное, что могло годами копиться в душе.

Ведь в жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даём волю чувствам, именно так нас учили с детства. Многие во взрослой жизни просто стыдятся своих эмоциональных проявлений, пряча их максимально глубоко в себе. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся в нас, и сказка позволяет наконец освободить их, дав дорогу себе настоящему.

Развитие творческого потенциала

Для кого-то сама идея о написании сказки может представляться чем-то невероятно сложным, чем-то таким, для чего никогда не хватит навыков или умений. Особенно это характерно для людей, обладающих техническим складом ума, рациональных и прагматичных.

Да, начинать что-то новое всегда сложно. Но только через практику можно раскрыть свой потенциал на максимум, узнать о себе что-то новое, стать более раскрепощённым и живым человеком. И результат вас обязательно порадует!

Сказкотерапия помогает расслабляться и отдыхать

При занятии творчеством мы способны максимально расслабляться и отдыхать душой. Именно этого многим из нас так не хватает в обычной жизни, полной суеты и ежедневных бытовых проблем. Сказкотерапия учит погружаться в новый для нас мир, позволяет впустить волшебство в свою жизнь, пропустить его через себя, по-настоящему отдыхая душой в эти моменты.

Элементы оформления отдельных страниц и абзацев

Иногда всю полосу текста обрамляют рамкой – в такой книге все станицы будут выглядеть очень торжественно. Есть и другие графические приемы, способные «преобразить» книгу, улучшив тем самым ее эстетическое восприятие читателем, а также сделав ее более удобочитаемой.

Буквица

Элементом художественного оформления книги может служить буквица – самая первая буква абзаца, как правило, в начале книги, новой главы, имеет больший размер по сравнению с остальными заглавными буквами и особое графическое начертание.

Символы бюллетеня

Символы бюллетеня используются для графически выразительного оформления списков перечисления, которые могут быть использованы как при перечислении, так и при выделении отдельных фрагментов текста.

Выделение примечаний и важных замечаний

Для того, чтобы выделить примечания или какую-либо важную информацию, используются рамки, символические графические элементы для привлечения внимания.

Принципы метода

Для того, чтобы сказка оказала необходимый эффект, нужно придерживаться базовых правил:

История должна быть идентичной проблеме ребенка, но не являться фактическим пересказом этой проблемы (не иметь прямых пересечений).
Она должна иметь альтернативный (замещающий) вариант поведения. Недостаточно просто показать ребенку, что его поведение или вывод является неправильным. Надо предложить другой, правильный вариант решения проблемы/выхода из ситуации/поведения.
Сказка не должна изобиловать множеством образов и решать несколько проблем сразу

Она, как лекарство, должна воздействовать на одну &laquo,болезнь&raquo,.
В противном случае внимание ребенка рассредоточиться и малыш не сможет сделать выводы.

Чтобы сказка подействовала, необходимо рассказать ее несколько раз. Это не обязательно должна быть одна и та же история

Можно рассказать разные истории на одну тему. Так материал точно усвоится.

Нельзя делать выводы за ребенка или объяснять мораль сказки. Суть терапии в том, чтобы ребенок сам проработал внутренние проблемы с помощью прослушанного материала. Можно помогать малышу, задавая наводящие вопросы или обсуждая сказку после ее прочтения.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: