Особенности летнего периода в детском саду
В посещении ребенком детского сада летом есть свои плюсы. Большую часть времени малыш проводит на свежем воздухе. Благодаря особенностям летнего периода он развивается, играет, взаимодействует со сверстниками и закаливается одновременно.
Обычно с 1 июня в детском саду меняется режим дня. Начинается оздоровительный период. Прием детей и утренняя гимнастика проводятся на групповом участке. Если ребенок не хочет идти в детский сад, то веселая музыка на улице и игровые упражнения педагога с воспитанниками чаще всего вызывают желание присоединиться.
Поскольку воспитательно-образовательный процесс переносится на свежий воздух, в соответствии с возрастом воспитанников разрабатывается перспективный план на летний период. Сокращается количество занятий. Запланированные физкультурные, музыкальные занятия, изобразительная и другие виды деятельности дошкольников проводятся на свежем воздухе. Праздники, развлечения, веселые соревнования ждут ребят на открытых площадках.
Особое внимание уделяется закаливающим процедурам (солнечные ванны, обливание водой после прогулки, Тропа здоровья и др). Именно летом начинается активный прием малышей в ДОУ
Лето минимизирует простудные заболевания характерные для периода адаптации ребенка.
Музыкальные игры
Любимые песни есть у каждого ребенка, независимо от возраста. Можно просто танцевать, разучить новые движения или подготовить танец в подарок.
Совместные игры детей дома объединяют, а музыка поможет зарядиться позитивом и хорошим настроением.
Ножкой, ножкой!
Вы когда-нибудь танцевали шеей? А носом или пальцем? Что ж, есть прекрасная возможность попробовать! Включайте любимую мелодию и начинайте с простых движений.
Попросите детей танцевать только ручкой или только ножкой. Затем переходите к заданиям посложнее: потанцуйте только локтем или пальчиком. И не забывайте: вы тоже должны активно включаться в игру.
Избавься от шариков
Для этой игры понадобится невысоко натянутая волейбольная сетка. Но как вариант подойдет и любая разграничительная линия в доме. Надуйте 6 – 10 воздушных шариков, в зависимости от количества игроков.
Задача двух команд (в них может быть от 1 до 3-4 участников), получив шаров поровну, перебросить их на сторону соперника.
Игра начинается, когда включается музыка, и останавливается, когда музыку выключают. На чьей стороне в этот момент будет меньше шаров, тот и выиграл.
Аквапарк
Фото: commons.wikimedia.org Захватывающие спуски с горок и десяток мощных плюхов в воду — то, что нужно ребёнку в конце тяжёлой школьной недели. Посещение аквапарка помогает детям выплеснуть энергию, научиться справляться со страхом высоты и глубины, пробуждает интерес к плаванию.
Взрослым веселиться тоже полезно. Придя с ребёнком, вы можете совершенно безнаказанно плескаться в искусственных волнах, совершать путешествия на «ватрушке» по подводным пещерам и спускаться с самых высоких горок.
День в аквапарке будет стоить дешевле со скидкой от Biglion. Например, более полутора тысяч москвичей сэкономили на походе в «Фэнтази Парк» и «Карибию» — с купоном туда можно попасть со скидкой 60%.
Найти акцию
Виды развлечений в детском саду
1. Связанные с различными праздниками
Православные, народные, фольклорные, например, Рождество, Троица, Святки, Масленица и др.
Праздники, отмечать которые является традицией в данном учреждении, например, день рождения, выпускной и т.п.
Праздники, не привязанные к какой-либо дате, проводятся исключительно на радость малышам, например, физкультурные развлечения, праздник воздушных шаров или мыльных пузырей.
2. Связанные со временем года
Зимние развлечения в детском саду включают в себя игры на свежем воздухе (катание с горки, снежки, лепка снеговика и других предметов, рисунки на снегу, зимние «олимпийские» игры и т.д.), а также занятия в помещении (вырезание снежинок, КВН на зимнюю тематику, разучивание стихов, беседы о зимних традициях с небольшим экскурсом в историю и т.д.)
Весной можно организовать наблюдение за природой. Каждый ребенок пусть сам выберет, за каким именно деревом, веточкой, кустом он будет наблюдать. Хорошо будет соотнести эти наблюдения с осенними.
Летом особой популярностью пользуются спортивные развлечения для дошкольников на открытом воздухе, а также игры в песочнице, которые можно организовать в виде конкурса.
3. Связанные с видом деятельности и её содержанием
Музыкально-литературные занятия развивают эстетический вкус и стремление к прекрасному. Это прослушивание музыкальных произведений, чтение наизусть (конкурс чтецов), пение, беседы о восприятии классической музыки и др.
Спортивные развлечения в ДОУ положительно влияют на здоровье детей, закаляют. Организуются они как в помещении, так и на открытом воздухе, в зависимости от времени года и погодных условий. Их пользу сложно переоценить, поэтому от грамотно организованных занятий физкультурой зависит физическая подготовка детей в будущем. Здесь используются спортивные и подвижные игры, соревнования и эстафеты, олимпиады и т.д. Конечно, спортивный праздник в старшей группе, в отличие от младшей, часто носит соревновательный характер.
Познавательная досуговая деятельность предполагает умственное развитие малышей, мотивирует к получению новых знаний, формирует любознательность и логическое мышление, тренирует память. В рамках данного направления проводятся тематические беседы и викторины о жизни известных людей, происходит знакомство с материками и народами, традициями разных стран и т.д.
Экологические развлечения служат задаче воспитания бережного отношения к природе и окружающей среде. Можно проводить игры-размышления, например, «Что будет, если все будут мусорить?»
Также важно организовывать наблюдения за живой природой. Это научит бережному отношению к животным и растениям
Собственно развлекательные мероприятия, цель которых развлечь и позабавить ребенка. Это шутки, сюрпризы, различные фокусы, загадки.
4. Связанные со степенью участия детей
Дети подготавливают и исполняют спектакли, номера, сценки. Главное, чтобы привлечены были именно все малыши.
Дошкольники участвуют в мероприятии вместе со взрослыми (воспитателями, родителями). Такие совместные проекты хоть и сложнее в организации, но зато благоприятно сказываются на взаимоотношениях родителей и детей, ведь маме и папе предоставляется уникальная возможность увидеть своего ребенка со стороны, понять его достижения, а возможно, и выявить проблемы.
Воспитатель в процессе организации досуговой деятельности ребят всегда должен помнить о технике безопасности. Особенно во время игр на открытом воздухе.
Также важно привлекать всех детей к участию в развлечениях, не позволять никому отсиживаться в сторонке. Полезно проводить беседы по итогам проведения праздника или любого другого мероприятия для детей дошкольного возраста, фиксируя результат в виде рисунков или других поделок, оформлении стенгазеты, на которой, например, будут наклеены фотографии детей
Полезно проводить беседы по итогам проведения праздника или любого другого мероприятия для детей дошкольного возраста, фиксируя результат в виде рисунков или других поделок, оформлении стенгазеты, на которой, например, будут наклеены фотографии детей.
5 лучших игр для детей 4-5 лет в детском саду
Воспитателю можно взять на заметку еще несколько несложных в организации детских забав, которым они непременно будут рады. Предлагаем вашему вниманию как подвижные развлечения на открытом воздухе, так и спокойные, развивающие занятия.
1. Мишка по лесу гулял
Вначале нужно выбрать Мишку. Вместо Мишки может быть Волк. Это зависит от наличия маски или от вашего желания. Им может стать любой из детей по желанию. Все остальные ребята усаживаются на стульях. Они будут зайками. Все ребята вместе с воспитателем начинают приговаривать стишок:
Мишка по лесу гулял и малину собирал. (Мишка ходит по ковру и собирает разбросанные игрушки. Можно вручить ему в руки корзинку)
Нагулялся и устал. Сел наш Мишка, задремал. (При этих словах Мишка садится на стул и делает вид, что спит)
Стали зайки подходить, Мишку сонного будить. (Ребята начинают потихоньку красться с Мишке)
Миша, Мишенька, вставай! И зайчишек догоняй!
При последних словах Мишка вскакивает и пытается словить зайцев. Если это ему удалось, то Зайка сам становится Мишкой. Забава продолжается.
2. Лиса в курятнике
Среди группы детей выбирают Лису. Остальные будут курами. Лиса прячется за столом воспитателя, за тумбочкой или в любом другом подходящем для этого месте. «Куры» мирно пасутся на ковре, занимаясь своими делами. Лиса должна выждать момент, когда Куры забудут о ней. Затем Лиса выскакивает и старается схватить одну из Курочек. Куры могут спастись, поднявшись на любую возвышенность (на насест) В этом случае Лиса их не поймает. После того, как Курица поймана, она сама становится Лисой.
3. Сыр в мышеловке
Ребята 4-5 лет становятся в круг и берутся за руки. Это будет мышеловка. Выбирают двух-трех детей, которые согласятся быть мышками. Посредине круга кладут большой мяч или любую другую игрушку. Это будет сыр. Чтобы завлечь мышек, ребятишки поднимают руки вверх, открывая проход для мышей, которые гуляют вокруг мышеловки. При этом они произносят стишок:
Вы нам, мыши, надоели,
В доме всю еду поели.
Скоро серые плутовки!
Попадетесь в мышеловку!
Мышки должны вбегать в круг, стараться схватить сыр (игрушку в центре) и быстро выбежать. Ребята, изображающие мышеловку, стараются быстро опустить руки, чтобы мышка не могла выскочить наружу. Если мышки попались, то они становятся в круг, а ребята выбирают новых мышек.
4. Курочка, цыплята и кошка
Очень веселое развлечение, которое обычно приводит в восторг всех ребят. Выбирают курицу (это может быть воспитательница). Также нужно выбрать кошку. Остальные дети будут цыплятами. Курица с цыплятами выходит из «гнезда» Гнездом может быть домик на площадке, очерченный мелом круг, соседняя комната и другое удобное место.
Произносят стишок:
Курочка с цыплятами вышла на дорожку.
Смотрят, а на лавочке дремлет чья-то кошка.
Курочка кричит: «Ко-ко! Не ходите далеко!
Когти острые у кошки! Убегайте по дорожке!
При этих словах кошка вскакивает, и начинает гоняться за Цыплятами. Те бросаются в рассыпную. Спасется тот цыпленок, который успеет забежать в заранее условленное место. Если Коша словила цыпленка, то он становится Кошкой и садится на стул, делая вид, что он спит.
5. День и ночь
Еще одна забава, которая очень нравится детям. Выбирается сова, которая будет делать вид, что спит на ветке. Веткой может быть любой стул. Остальные дети — это лесные жители. Каждый может выбирать себе роль любого зверя. Воспитатель говорит: «День». Сова спит, а Зверята играют, ходят по площадке. Как только воспитатель произнесет слово «Ночь», Сова выходит на охоту. Но делает это незаметно. Она может закрывать глаза, хитрить. В это время все Звери должны замереть в той позе, в которой они остались. И не двигаться до следующего слова «День». Если Сова увидела движение, услышала шорох, чью-то речь, она тут же «подлетает» к Зверенку и хватает его. Воспитатель следит, чтобы это было справедливо. Схваченный зверь становится Совой.
Игры с водой
Дети обожают плескаться в воде, купаться и переливать воду из емкости в емкость.
Если вы решите сделать воду предметом игры, будьте готовы, что вокруг будет мокро, а одежда и обувь малыша могут стать влажными. Поэтому будьте готовы к тому, что по окончании игры нужно будет полностью переодеться.
Лучшие семейные развлечения
Ловись, рыбка!
Приготовьте миску или таз с водой, возьмите несколько мелких предметов и опустите их прямо в воду. Это могут быть шарики, небольшие фигурки, каштаны и т.д.
Предложите малышу поймать «рыбок» руками, ложкой, маленьким сачком (в его роли может выступить небольшое кухонное сито), а затем аккуратно сложить их в стоящую рядом емкость.
Губка Боб
Расскажите малышу, что губка может впитывать воду, и покажите, как это работает.
Подготовьте две емкости, одну из них заполните водой. Попробуйте перенести воду из одной емкости в другую с помощью губки, наполняя и затем отжимая ее.
Поймай шарик!
Когда малыш отправится купаться, опустите к нему в ванну около десяти слегка надутых воздушных шариков.
Они будут смешно выпрыгивать из-под воды, плавать, как кораблики, если на них подуть, и выступят чудесным полем для экспериментов маленького исследователя.
Интересные игры
Какие еще есть игры для детей дома? Выбирайте по настроению и предпочтению ребенка.
Они могут быть подвижными или спокойными, с использованием множества дополнительных материалов или проходить в виде разговора, но в любом случае должны быть интересны ребенку. Как показывает практика, игры без телефона тоже могут увлечь и заинтересовать ребенка.
Угадай, что это
Мы исследуем окружающий мир с помощью органов чувств, и осязание играет в этом немаловажную роль. Потому ребенку будет полезно мысленно создавать образы вещей, не видя их, а только прикасаясь.
Положите в корзину или контейнер несколько предметов так, чтобы ребенок их не видел, а затем давайте по одному ему в руки, предварительно завязав глаза (как вариант, их можно просто закрыть).
Пусть малыш попробует угадать, что он держит в руках, исследуя предмет только с помощью пальцев. Подскажите, если ребенок не справляется.
Необычная книга
Игры и занятия с детьми дома могут остаться в памяти не только как совместное интересное времяпровождение с родителями, а и в качестве интересной поделки, сохранившейся на долгие годы. Вы можете сделать книгу вместе с ребенком, рассказывающую о нем самом.
Собирайте фотографии, вырезки из журналов, интересные мелкие предметы. Их можно наклеить на плотные листы бумаги и вместе написать историю.
Пусть в эту книгу ребенок напишет первую букву, сделает первый рисунок, обведет свою ручку или приклеит понравившуюся картинку. Через много лет такая поделка вызовет очень теплые воспоминания.
Как вариант, можно сделать книгу-сказку, придумав историю, украсив ее аппликациями и рисунками. Процесс займет не один вечер и, скорее всего, надолго заинтересует ребенка.
Организация и проведение праздников в ДОУ
Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно
Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает)
Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы.
Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т.д.) приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем празднике, уточняется представление и впечатление о нем. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника.
В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечение, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; также развлечение обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечение, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы логично объединились действия детей и взрослых.
Формы организации досуга дошкольников многообразие и вариативны, поскольку они зависят не только от целей, задач развлечений, но и жанра самого репертуара, его особенностей. Формы развлечений — это композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, аттракционы, карнавальные театрализованные шествия и т.п. Все названные формы и многие другие, созданные воображением их организаторов, входят во все виды развлечений, соответственно отражая поставленные в них цели и задачи.
Квест
Вот вы плечом к плечу всей семьёй раскрываете заговор Пожирателей смерти или поочерёдно пробуете применить заклинание «Алохомора!», чтобы выбраться из заколдованной комнаты. А в другие выходные — вы уже фиксики, которые пытаются отгадать серию головоломок, чтобы починить неведомый бытовой прибор. А в следующие — прогуливаетесь мимо пруда с шоколадом вместо воды и цветов с конфетами вместо бутонов во вселенной фильма «Чарли и шоколадная фабрика». Всё это по-настоящему, если вы проходите семейные квесты «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Фикси-игра» и «Чарли и шоколадная фабрика».
Найти акцию
Познавательная деятельность на свежем воздухе
Прогулка – это поле для познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Под умелым руководством воспитателя дети обогащаются конкретными представлениями, проводят эксперименты, замечают и устанавливают некоторые связи между явлениями природы.
Например, исследуют растения и наблюдают: «Листик мяты приятно пахнет», «Цветы под воздействием солнечных лучей максимально раскрывают венчики и поворачиваются вслед за солнцем», «Солнце светит ярко и поэтому на улице жарко. А тучка его закрыла, и стало прохладней»
На подобные природные закономерности родители зачастую не направляют внимание ребенка, в то время как в детском саду учат замечать детали и обогащают опыт дошкольника
У каждой группы от 3 до 7 лет есть своя грядка на огороде ДОУ. Дети сажают и ухаживают за посаженными растениями, наблюдают за их ростом.
На прогулке, используя площадку ПДД, дети в сюжетных играх или на тематических занятиях могут моделировать различные ситуации, закрепляя на практике правила дорожного движения.
Семейные игры для развития
Занимательные игры можно организовать с детьми дома, используя самые простые предметы. Тем самым вы будете развивать логику, мышление и помогать ребенку познавать мир. Не забывайте, что во время игры ребенок учится.
Волшебные карандаши
Для игры понадобятся цветные карандаши или фломастеры. Вы повторите цвета и поработаете над развитием наблюдательности и фантазии у малыша.
Расскажите, что карандаши иногда оживают и могут мечтать, представляя себя другими предметами. Красный рассказал, что он клубника, зеленый – кленовый лист, желтый представил себя солнышком.
Предложите малышу «озвучить» карандаши других цветов, называя соответствующие предметы.
Дотронься!
Другим вариантом повторения или изучения цветов послужит эта игра. Ребенку нужно дотронуться до предмета того цвета, который вы называете.
Можно играть в пределах одной комнаты, а можно усложнить задачу и отыскивать походящий цвет по всей квартире. Как вариант, чтобы потренировать и память, по окончании поисков попросите ребенка назвать предметы, которые он находил.
Нарисуйте историю
Придумывать истории – излюбленное занятие многих детей. Но его можно разнообразить, предложив малышу нарисовать все, о чем вы рассказываете.
Вариант такой истории: «На зеленой полянке стоял большой дом. Стены у него были синие, крыша красная, а из черной трубы шел серый дым. Желтое солнышко улыбалось синему небу и голубым облакам. Вокруг дома росли красные цветы и порхали разноцветные бабочки.»
Историю можно продолжать, добавлять героев и предметы, давая им описание. Если такое занятие малышу понравится, ролями можно поменяться. Попробуйте изобразить на бумаге все то, придумает ваш творческий ребенок!
Внимание на картинку
Любимые книги малышей обычно содержат большое количество картинок. Для этой игры подойдут рисунки, на которых изображено много разных предметов. Вы говорите: «Я вижу на этой картинке что-то красное. Оно не умеет говорить (как вариант – ходить, ездить, нет ручек и т.д)». Задача ребенка – отгадать предмет. Ролями можно поменяться.
Мемори
Идеи игр окружают вас даже в пределах одной комнаты, так что с детьми дома можно развивать любые мыслительные процессы даже с помощью обычных игрушек.
Возьмите несколько предметов (куклу, мягкую игрушку, мяч, кубик и т.д.), разложите их в произвольном порядке. Попросите ребенка запомнить, какие игрушки он видел, и отвернуться.
Поменяйте их местами или заберите одну и спросите, что изменилось. Задания можно усложнять, когда малыш немного потренируется.
Дидактические игры
Подойдут для изучения математических и геометрических понятий, природных явлений и окружающего мира. С помощью картинок, вырезанных из старых журналов или распечатанных на принтере, можно помочь малышам-зверятам отыскать свою маму (например, составить пары курица-цыпленок, овца-ягненок и т.д.).
Геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, помогут повторить цвета и попрактиковать счет, а разрезанные на сегменты круги познакомят с частями целого.
Процесс подготовки такого материала будет не менее интересным и творческим, чем сами занятия.
Проведение досуга и развлечений в ДОУ
Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.
Мотивирующее начало занятия по культурно-досуговой деятельности
Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент — мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:
Конкурсы
Малоподвижные детские игры тоже выручат вас в ситуации, когда детей нужно чем-то занять, тем более что активно двигаться может не позволять место или время.Такое занятие предполагает пусть и минимальную, но подготовку. А она, как известно, бывает не менее интересной, чем сам процесс игры.
Викторина
Предложите ребенку стать ведущим и подготовить конкурс, скажем, для семейного ужина или чаепития, когда за столом соберется вся семья.
Подскажите, какие вопросы или загадки подобрать, подготовьте призы за верные ответы, выбирайте победителя, разбавьте сценарий музыкальной паузой, включив караоке или танцевальную музыку.
Такие викторины со временем могут стать тематическими и превратиться в добрую семейную традицию.
Ответить за минуту
Подготовьте список несложных вопросов и организуйте совместные игры детей дома, если у вас их двое или больше. Предложите постараться за минуту дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы.
Тем самым вы потренируете быстроту мышления и скорость реакции. Вопросы подбирайте из области общих знаний или по темам, которые хорошо знают дети, а также в соответствии с возрастом.
Игры для развития детей от 2 лет
— Рисование. Попробуем раскрасить серое ненастье яркими красками! Сюжеты для рисования предлагает Юлия Каспарова.
Веселый поезд. Нарисуйте на листе бумаги паровозик. Теперь начнем пририсовывать к паровозику вагончики, а в окошках по очереди с малышом изображать пассажиров. Может быть, в поезде едет вся ваша семья (и не забудьте про кошку, хомячка или попугайчика), или же это герои любимых сказок и мультфильмов? Главное, чтобы всем им было весело, а вокруг, на зеленых лугах, цвели яркие цветы и порхали разноцветные бабочки.
Строим город. Если у вас найдется большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где „будет заложен город“. Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к „строительству“ своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, или наоборот — удивительное и сказочное? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая „рисовальная“ игра хороша и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать — свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес малыша разгорится с новой силой. А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника. А на большом листе да при мамином участии его фантазия и художественные способности раскроются в полной мере!
Яркое окошко. А еще можно порисовать на оконных стеклах обычной гуашью. Это тоже здорово поднимает настроение. Ведь можно раскрасить унылый денек в яркие цвета и любоваться из окна своим творением…»
Значение организации досуговой деятельности в детском саду
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.
Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной
Цель и принципы организации досуга в ДОУ
Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:
- позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
- самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
- комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
- целостности: развитие самосознания детей.
Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны
Интересные игры для двоих детей
Зачастую игры детям нужно только подсказать, и они прекрасно будут играть друг с другом, в основном, не обращая внимания на разницу в возрасте.
Спокойные игры дома могут быть самыми разными, главное, чтобы они были интересными для детей.
Чудо-зверь
Понадобится всего лишь лист бумаги и ручка. Первый игрок рисует голову и загибает лист так, чтобы было видно только шею.
Второй – дорисовывает туловище, затем снова первый – ноги (лапы, ласты и т.д.). Развернув «картину», дети увидят довольно забавное существо, которому можно придумать имя.
Смешные истории
Вариантом игры на бумаге, когда детям нужно поиграть друг с другом или вместе со взрослыми, может стать похожая активность.Первый участник должен написать две строки из песни, стихотворения или просто два предложения, связанных по смыслу, и завернуть лист бумаги, оставив только последнюю фразу.
Следующий пишет две свои строки, связывая их по смыслу с предыдущей фразой, и снова заворачивает лист. В итоге сверток будет таить очень любопытную и, скорее всего, смешную историю.
Парк активного отдыха
Кадр из сериала «Теория Большого взрыва» Тут есть сразу всё: и батуты, и те самые бассейны с шариками, в которых можно прятаться и кричать «Базинга!», и верёвочные лабиринты. Здесь за ребёнком присмотрят, пока вы будете ходить по магазинам, — большинство таких парков расположены в торговых центрах.
Как правило, найти такое развлечение можно недалеко от дома. В Москве, например, работает сеть парков активного отдыха Joki Joya, расположенных в разных районах города. В Biglion можно найти купоны на скидку 50% — с ним походы в Joki Joya обойдутся примерно в 300 рублей, а не в 600.
Найти акцию
Организационные моменты
- Необходимо сплотить детей, подружить. Это касается новых групп. Ребята еще не знакомы, поэтому лучше сразу приучать их к определенным правилам поведения в данном месте и в данное время. А проще всего это делается во время игровой, творческой и развлекательной деятельности.
- В группах, где дети уже знакомы между собой, необходимо вести мониторинг их взаимоотношений, отслеживать их социальные роли, при необходимости проводить корректировку поведения дошкольников.
- Обязательно нужно использовать в работе индивидуальный подход и учет возрастных особенностей. Логично предположить, что развлечение для детей средней группы должно быть посложнее, чем для младшей группы. В этом случае досуговая деятельность будет в большей степени содействовать задачам полноценного развития ребенка.
Итак, если воспитатель знает группу, изучил детей, подобрал подход к каждому ребенку, он может успешно организовать их досуг. Что же можно предложить дошкольникам?
Летние занятия в группе во время непогоды
Предусмотрена в детских садах и летняя программа при непогоде. Занятия проходят в группе. Безусловно, выручают различные конструкторы, настольные игры, пазлы, с которыми дети играют с огромным удовольствием. Их дополняют играми на развитие внимания, словарного запаса или логического мышления.
Плановое занятие воспитатель проводит со всей группой воспитанников. В свободной деятельности он может предложить поиграть небольшой группе дошколят или одному ребенку. Игровой материал подобран с определенной целью
Например, закрепить полученный ранее материал, потренировать внимание, сенсорное восприятие, активизировать словарь и т.д
Игра «Найди предмет заданного цвета» (для 5 -7 лет). Ведущий называет цвет и предлагает дошкольникам, оглянувшись вокруг, найти предметы заданного цвета. Выигрывает тот участник, который назовет предмет последним.
Игра «Снаружи – внутри» для детей 6 – 7 лет. Цель: научить соотносить понятия «большое — маленькое», «внутри — снаружи». Ребенку называют пару предметов и просят сказать, что может находиться внутри, а что снаружи. Варианты: дом – подушка, котлета – кастрюля, рыба – река, сахар – чай и т.д. Дошкольник должен объяснить свой выбор. Иногда у окружающих возникает желание присоединиться, и игра продолжается увеличенным составом.
Рекомендуем полезный материал:
- Как развивать словесно-логическое мышление.
- Игры для дошкольников на развитие внимания.
Таким образом, летнее пребывание ребенка в детском саду удачно сочетает отдых с познавательным развитием. И в солнечные дни, и в непогоду дети заняты активной деятельностью
В детском учреждении всегда находятся возможности, чтобы дошкольники развивались физически, улучшали внимание, моторику, восприятие, а также вырабатывали усидчивость, которая является одним из необходимых компонентов для успешного обучения в школе
Спортивные игры
Занять детей дома играми можно не только с целью развлечения. Двигательная активность необходима, тем более малышу-непоседе. Придумывайте сюжеты, вспоминайте любимых животных или сказочных героев, сопровождая интересные истории движениями по ходу рассказа. Ребенок с удовольствием будет подражать мишке, прыгать, как обезьянка или вытягивать шею, как шипящий гусь. Подвижные детские игры позволят потратить всю лишнюю энергию, которая накопилась у малыша, направив ее в нужное и полезное русло.
Попрыгун
Подвесьте воздушные шарики к потолку на таком расстоянии, чтобы ребенок мог дотянуться до них, только подпрыгнув. Предварительно положите в них пенопластовые шарики, крупные конфетти или другие легкие наполнители.
Задача малыша подпрыгнуть, ударив рукой по шарику, дотянуться до него. Можно разнообразить игру, взяв разноцветные шарики и разместив их на разной высоте, а затем, называя цвет, просить допрыгнуть до каждого из них.
Гулливер и лилипуты
Эта активность подойдет для компании детей. Попросите их стать в круг и расскажите, что каждый сможет представить себя и очень маленьким, и очень большим, главное – быть внимательным.
По команде «Лилипуты!» (как вариант для детей: карлики, малыши) дети должны присесть, по команде «Гулливер!» (или «Великаны») – встать. Побеждает в игре самый внимательный.
Сними перья
Побегать и потренироваться в ловкости поможет следующая игра. Объедините детей в две команды. Одним прикрепите на одежду по несколько прищепок. Задача – избавиться от «перьев», прикрепив их на одежду участников второй команды. Победит тот, кто первым снимет с себя все «перья».
Кто быстрее?
Если вам нужно занять компанию детей в домашних условиях, предложите им что-то вроде небольшой эстафеты. Из вариантов прохождения дистанции используйте:
- ходьбу на корточках;
- прогулку по комнате с воздушным шариком без касания его руками;
- ходьбу с мешочком фасоли (или книгой) на голове;
- пробежку с преодолением препятствий (например, не наступая на разложенные подушки или, наоборот, пробежку по листам бумаги) и т.д.