Примеры
Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.
(тренинги НЛП)
Знаете, отчего мы такие нервные, когда общаемся с людьми? Знаете, отчего большинство знакомых мне людей сами записывают себя в «социопаты»?
Дело в том, что большинству людей мы позволяем оказывать влияние на нашу личность (она же — идентичность)!
Пресекать это нужно ещё в детстве…
Вот, например…. Если Вашему ребенку делают замечания посторонние люди… (что считается абсолютно недопустимым в современном мире — хотя мысль для соотечественников и спорная), то как нужно на это реагировать его родителям?
Психологи советуют применять одну неожиданную, ёрническую и смешную технику. Обучите своего ребёнка «волшебной» фразе, которая работает сродни настоящему волшебному заклинанию:
«Моя мама учит меня, что не всякое оценочное суждение должно служить модификатором поведения»
.
Если Ваш ребёнок научится произносить эти слова с очень чёткой дикцией и (обязательно!) доброжелательно-уверенной интонацией, то заклинание подействует как гарри-поттеровское «Окаменей!»…
Секрет успеха (и педагогичности) этой техники как раз и состоит в том, что НЕ ВСЯКИЙ РЕБЁНОК сможет удовлетворить этим трём простым условиям:
- сможет запомнить эту фразу,
- сможет сказать её с хорошей дикцией,
- сможет сказать её в благожелательно-уверенном тоне.
Однако, если Вы воспитываете своего ребёнка так, что ему будет нетрудно справиться с вышеперечисленными условиями, то это означает только одно:
Вы уже и так ОТЛИЧНО СПРАВЛЯЕТЕСЬ со своими родительскими обязанностями и в «помощи» посторонних дядь и тёть не нуждаетесь. А кроме того, Ваш ребёнок (будучи уже таким, какой он есть) не заслужил никаких псевдопедагогических реплик со стороны.
Если Вы уже выросли и давно не ребёнок — не печальтесь. Эту же фразу можно произносить и взрослым людям (в некоторых ситуациях), опуская её первую часть про маму или заменяя её на «Современная психология учит»…
не всякое оценочное суждение должно служить модификатором поведения
НЛП-тренеры работают с людьми, которые по своей работе вынуждены выслушивать чужую критику и даже отвечать на неё.
Чаще всего, все «критиканы» в своей критике занимаются не разбором возникшей проблемы, а прямо нападают на Вашу идентичность,то есть, иными словами, переходят «на личности», обсуждая цвет ваших глаз и волос, ваших родителей и ваши человеческие качества (которые им, кстати, неизвестны).
Но мы все устроены так, что все эти нелогичные и неприличные нападки воспринимаем близко к сердцу — позволяем посторонним (и вообще — другим) людям оказывать воздействие на нашу личность…
В предыдущей статье на нашем сайте («Пять уровней мышления по НЛП или Разбор полётов по НЛП») мы уже говорили о существовании пяти уровней бытия, которые мы видим и которые обвиняем, когда сталкиваемся с некоей проблемой, с внештатной задачей.
Напомню их вкратце:
разбирая проблему, можно ссылаться на внешнее окружение
, внешние обстоятельства. Я плыл плохо, потому что на море были волны.
своё
не успешное поведение
. Я зачем-то полез купаться в шторм, свалял дурака.
Разбирая проблему, можно видеть (и винить) уровень своих способностей
. Я плохо плаваю на волнах, поэтому я и проплыл плохо. Надо бы подучиться.
Разбирая проблему, можно говорить о ценности или отсутствии ценности
у данной ситуации
Можно сказать: да какая разница, как я проплыл — побарахтался в своё удовольствие, а больше мне ничего и не надо (снижаем важность ситуации) Можно сказать: Но ведь я проплыл — а некоторые на моём месте вообще бы в море не полезли. В прошлом году я с такими волнами вообще к морю не подходил (повышаем ценность того, что имеем).
И наконец, разбирая проблему, можно видеть толькоуровень идентичности
, то есть, во всём обвинятьличность человека
И тогда мы говорим: Вот всегда я так — вылезу куда-нибудь и опозорюсь. Потому что я хвастун, слабак и дурак впридачу…
Объяснение[править]
Термин «оценочное суждение» может использоваться объективно для обозначения любого судебного запрета, который подразумевает обязательство совершать действие, косвенно включающего в себя термины «должен» или «должен». Его можно использовать либо в позитивном смысле, означающем, что суждение должно приниматься с учетом системы ценностей, либо в уничижительном смысле, означающем суждение, сделанное по личной прихоти, а не цель мышления или доказательства.
В своем положительном смысле рекомендация выносить оценочное суждение — это предостережение, которое следует тщательно обдумать, избегать прихоти и импульсивности, искать созвучие со своими более глубокими убеждениями и искать цель, публичную и согласованный набор доказательств для мнения.
В своем пренебрежительном смысле термин «оценочное суждение» подразумевает, что заключение является замкнутым, односторонним и не объективным — в отличие от суждений, основанных на взвешенности, сбалансированности и публичных доказательствах.
«Оценочное суждение» также может означать предварительное суждение, основанное на взвешенной оценке имеющейся информации, считающейся неполной и развивающейся, например, «оценочное суждение» о том, следует ли начинать военную атаку или что касается процедуры в неотложной медицинской ситуации. В этом случае качество суждения страдает, поскольку доступная информация неполна, так как результат необходимости, а не в результате культурных или личных ограничений.
Чаще всего термин «оценочное суждение» относится к индивиду. Конечно, мнение индивида в некоторой степени формируется системой убеждений и культурой, к которой он принадлежит. Таким образом, естественным продолжением термина «оценочное суждение» является включение деклараций, видимых одним способом из одной системы ценностей, но которые могут отличаться от других. Концептуально это расширение определения связано как с антропологической аксиомой «культурный релятивизм» (то есть, что культурное значение происходит из контекста), так и с термином «моральный релятивизм» (что является то, что моральные и этические положения не универсальные истины, но вытекают из культурного контекста). Оценочное суждение, сформированное в рамках конкретной системы ценностей, может быть ограниченным и может быть предметом спора в более широкой аудитории.
Беспристрастныйправить
«Беспристрастный» — это дескриптор, который передает противоположное значение уничижительному чувственному суждению: он выражает избегание личного мнения и рефлекторные реакции «коленного толчка».
«Беспристрастный» подразумевает непредвзятость, отказ от неосведомленных предположений и избежание вины. Это также может указывать на способность к состраданию и сочувствию.
Ценностно-нейтральныйправить
«Ценностно-нейтральный» — это родственное прилагательное, предполагающее независимость от системы ценностей. Сам объект считается нейтральным по отношению к ценностям, когда он не является ни хорошим, ни плохим, ни полезным, ни бесполезным, ни значительным, ни банальным, пока не помещен в некоторый социальный контекст. Например, классификация объекта иногда зависит от контекста: является ли объект инструментом или оружием, если человек остается артефактом или предком?
Известная цитата математика Годфри Гарольда Харди указывает, как он помещает «нейтральный по стоимости» предмет математики в определенный социальный контекст.
Предмет может иметь ценность и быть независимым от стоимости «независимо» от социального контекста, если его полезность или важность более или менее самоочевидны, например, кислород поддерживает жизнь во всех обществах.
Примеры суждений фактического и теоретического характера
Фактические, теоретические и оценочные суждения
Фактические суждения | Теоретические суждения |
– конкретика – факты действительности – бесспорные факты – упоминание конкретных событий – упоминание конкретных явлений и процессов – указание времени и места – указание авторства и названия труда – указание конкретных цифр – упоминания о чем-либо в прошлом времени – отсутствие осмысления – первичное (эмпирическое) обобщение фактов по внешним признакам – систематизация, классификация – описание наблюдаемых и экспериментальных данных *** -есть слова: «был сделан вывод…» – есть слова: «используют для…» – есть слова « ученые считают, что…» – есть слово «так, …»– есть слово «например, ..» | – изложение теории – упоминание о теории – упоминаются абстрактные понятия – речь идет о связях, обусловленности явлений и процессов – речь идее о закономерностях – речь идет о принципах – обобщение, осмысление каких-либо явлений и процессов – речь идет об объективных законах – дается определение понятия – теоретическое осмысление явлений – речь идет о причинно-следственных связях – выделение главного, ведущего фактора – выявления сути чего-либо *** – есть слова «это», «является» или его синонимы, такие как: «представляет собой», «описывается», «называется», «связывается» и др. |
Оценочные суждения содержат следующие слова и обороты речи:
– …будет возможна тогда, когда ….(будущее время, еще не факт)
– безосновательно звучат ….
– вероятно, ….
Оценочное суждение и оскорбление
Согласно статье 152 Гражданского кодекса, любой дееспособный житель страны имеет полное право на защиту чести и достоинства в судебном порядке. Подвергшийся оскорблению вправе требовать:
- Опровержение информации таким же образом, которым она была опубликована;
- Приостановки дальнейшего распространения нежелательной информации: уничтожение бумажных носителей, дисков и т.д.;
- Относительно новое положение – возможность удалить недобрую славу о себе во Всемирной Сети и из поисковой выдачи;
- Получение компенсации за моральный вред и прочий ущерб.
Однако не всякое высказывание, показавшееся оскорбительным, является незаконным. Как пояснил в 2005 году Верховный Суд, всякий раз при рассмотрении подобных дел необходимо проводить разграничение между:
- Данными, соответствие которых действительности можно проверить;
- Оценочными высказываниями, степень правдивости которых определить сложно или невозможно.
Грань между двумя типами высказывания бывает очень тонка и зачастую очень сложно проводима.
В воспитательном процессе
В образовании оценка занимает играет одну из центральных ролей. Именно на нее ориентирована вся педагогическая деятельность. Отметки являются индикаторами достижения результатов в учебе и побудительным образом воздействуют на волю школьника.
В педагогике принято разделять несколько типов оценочных суждений:
- Разрушительное. Это такое мнение учителя об ученике, которое явно затрагивает самомнение последнего и деструктивно влияет на его самооценку. Подобные высказывания изобилуют экспрессивной лексикой и никак не способствуют повышению успеваемости;
- Ограничительное. В большинстве случаев образование в школе основано на сравнении конкретных результатов с некой истиной. При отклонении от нее ребенку делают замечание, чтобы ограничить его действия некоторыми рамками;
- Поддерживающее. Нередко педагоги хвалят двоечника даже в том случае, если он хотя бы посмотрел в учебник;
- Развивающее. Предпочтительный тип суждений. В отличие от предыдущего типа, ученик не находится в зоне комфорта, всегда готовый к похвальбе. Замечания учителя содержат путь к дальнейшему росту и продвижению.
Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?
Я приведу вам очень простой пример, из жизни. Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор».
Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».
Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»
Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды».
Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься».
В кабинете психотерапевта…
В кабинете психотерапевта не до таких анекдотов. Там происходят вещи поинтереснее. Там привычка с симптомальному видению, чтению и пересказу событий жизни отнимает у клиента и психолога — время, нервы и деньги, сводя работу по исцелению на нет.
Когда начинаешь работать психологом, оказывается, что никто из нас не умеет рассказывать свои истории без вынесения оценочных суждений.
Никто не умеет рисовать картину просто. Лишь тщательно подмечая, а потом подробно излагая без интерпретаторской отсебятины замеченные ранее наблюдения.
Опытный психолог всегда предупреждает своего клиента: когда я прошу вас рассказать историю, мне не нужны ваши ОБЪЯСНЕНИЯ. Мне нужны ваши ОПИСАНИЯ.
В этом как раз психологи ну просто дословно повторяют реально когда-то сказанные философом Людвиком Витгенштейном слова:
Людвик Витгенштейн
Когда-то эта фраза висела перед моим рабочим столом.
Она помогала мне тогда заниматься гештальт-самотерапией, помогла несколько раз войти в дзен-поток чистого бытия…
Когда я вспоминала о коварстве оценочных суждений и превращалась в простое и честное зеркало Дзен — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе — и главное — не объясняющее, «что же происходит» самой себе.
С тех пор утекло много воды. По роду деятельности мне приходилось многим и многое объяснять. Я разучилась корректно описывать, впала в тон монастырского колокола и опять вернулась с старой дурной привычке многих и многих — к симптомальному чтению жизни.
Слова Витгенштейна пора снова повесить над моим рабочим столом.
Елена Назаренко
Значение слова Суждение по словарю Ушакова:
СУЖДЕНИЕ суждения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). С общего сужденья приговорили. Крылов . Длительное суждение о деле. 2. Мнение. заключение. Не смею моего сужденья произнесть. Грибоедов . В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Грибоедов . 3. В логике — форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, из к-рых одно (предикат) определяет и раскрывает содержание другого (субъекта. филос.). Настало время, говорит Энгельс, когда человеческий мозг развился настолько, что мог высказать суждение: трение есть источник теплоты.
В воспитательном процессе
В образовании оценка занимает играет одну из центральных ролей. Именно на нее ориентирована вся педагогическая деятельность. Отметки являются индикаторами достижения результатов в учебе и побудительным образом воздействуют на волю школьника.
В педагогике принято разделять несколько типов оценочных суждений:
- Разрушительное. Это такое мнение учителя об ученике, которое явно затрагивает самомнение последнего и деструктивно влияет на его самооценку. Подобные высказывания изобилуют экспрессивной лексикой и никак не способствуют повышению успеваемости;
- Ограничительное. В большинстве случаев образование в школе основано на сравнении конкретных результатов с некой истиной. При отклонении от нее ребенку делают замечание, чтобы ограничить его действия некоторыми рамками;
- Поддерживающее. Нередко педагоги хвалят двоечника даже в том случае, если он хотя бы посмотрел в учебник;
- Развивающее. Предпочтительный тип суждений. В отличие от предыдущего типа, ученик не находится в зоне комфорта, всегда готовый к похвальбе. Замечания учителя содержат путь к дальнейшему росту и продвижению.
Характер оценочных суждений
Выражается такая оценка в виде выстроенного собственными умозаключениями прогноза или личного отношения к ситуации, основанного на индивидуальных предпочтениях. Все без исключения суждения по особенностям характера можно разделить на три основные категории.
Фактический характер
Подобным образом принято называть свершившееся в реальности события. Как известно, факт — это обстоятельство, которое фиксируется определенными приборами или показаниями нескольких граждан одновременно. Кроме того, он может быть запечатлен на фотографии и видеоролике, а также это может быть печатный или рукописный документ.
Фактический характер суждения довольно часто обосновываются собственным опытом или информацией, взятой из проверенных источников средств массовой информации. Фактическое осуждение всегда и в любой ситуации можно привязать к одному определенному месту. Его можно измерить основными временными показателями.
Довольно часто к фактическим суждением относят ситуации, которые не происходили в реальности. Их приписывают героям романов и кинофильмов. Например, высказывание о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства — это фактический характер суждения. По сути, это выдумка, но с ней никто не будет спорить. Она носит под собой непреложный и неоспоримый реальный факт.
Оценочный характер
Обсуждения такого плана характеризуются определенной субъективностью. Причем оно проявляется даже в том случае, если высказывается определенная группа граждан и даже фиксируется мнение всей страны в целом. Отличительной чертой подобных суждений является то, что они всегда в том или ином градусе оценивают совершившийся факт. То есть могут быть положительными суждениями или негативными.
Теоретический характер
Такие суждения представляют собой описание определенного события, явления или предмета. При этом основаны они должны быть не на вымыслах и пустых словах, но на знаниях, полученных современниками или предыдущими поколениями.
Субъект, который высказывает суждение, к науке может не иметь совершенно никакого отношения. Это обычный человек, который выдают свою точку зрения и обосновывает ее на основании прочитанного или изученного чужого труда.
Последний вид суждения заслуживает особого внимания в плане научных знаний и основания. Стоит знать, что к таковым относятся:
- разнообразные теории;
- разработанные модели;
- принятые обществом факты;
- описанные и сформированные методики.
Многие путают фактический характер суждений с теоретическими утверждениями. Здесь стоит отметить, что факт может быть научным или ненаучным, но всегда остается фактом. Что касается теории, то она описывает модель определенных произошедших событий или процессов
Но здесь важно проследить за тем, чтобы это соответствовало разработанной и принятой в настоящее время картине мира
Разобравшись с категориями и характерами оценочных суждений, стоит определиться с тем, какие виды подобных высказываний существуют.
Виды оценочного мнения
Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность
Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков
В какой момент оценочные суждения начинают портить жизнь?
Гармоничная картина мира, в которой живут несколько человек со своими оценочными суждениями, начинает скрипеть, когда чье-то мнение становится обязательным для всех.
Почувствуйте разницу на примере:
-
Мне не нравится шоколадное мороженое, и я не буду его заказывать.
-
Как вообще кто-то может любить шоколадное мороженое? Оно же по вкусу даже на шоколад не похоже. Нормальный человек ни за что не будет есть подобное.
Напряженность в диалоге наступает, когда чужое мнение выходит за пределы жизни автора и начинает форсировать личные границы других людей. Некоторых это раздражает, даже задевает честь и достоинство. Но иногда, если чье-то оценочное суждение близко большому количеству людей (например, «женщины и мужчины должны иметь равную оплату труда»), получаются харизматичные общественные лидеры. На светлой стороне они защищают права и интересы людей (или просто становятся популярными инфлюенсерами), на темной — руководят культами, сектами и другими подобными организациями.
Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.
Как быть со скрытыми оценочными суждениями
Непрямая агрессия, манипуляции, намеки и прочие относятся к скрытой критике. Такая критика имеет место, как в личной жизни каждого человека, так и в его деловой сфере. Некоторые люди просто не задумываются, что подобными выпадами сильно обижают окружающих. Критик улыбается и говорит это в дружелюбной форме, но человека не покидает ощущение, что слова собеседника содержат скрытый смысл, адресованный ему.
Читать далее: Синдром главной жены
Подобная критика выбивает из колеи и только спустя некоторое время, в голову приходит правильный ответ, но момент безнадежно упущен. Ожидая подвоха, человек зачастую старается обезопасить себя от подобных неприятных намеков и совершает ошибку. К примеру, ответив грубо на замечания язвительной начальницы, вы можете стать жертвой собственной реакции. Женщина пойдет на попятную, сказав, что она ничего подобного не говорила, и это будет правдой. В данной ситуации, человек почувствует себя униженным, потерявшим собственную уверенность.
Ну что со всем этим делать
Лучшее противоядие от оценочного суждения — это опора на собственный опыт.
С нашим примером оценочного суждения трудно спорить:
Но если опереть его на личный опыт, то будет лучше:
Собеседник может сказать: «Да, классный дизайн», может добавить: «Не поспоришь. А для меня такой образец — это…», может возразить (желательно тоже безоценочно): «Это великий дизайн, но тут, по моему мнению, есть что улучшить. Например…».
Также полезно бороться с оценочными суждениями с помощью вопросов. Можно спрашивать, что собеседники думают по тому или иному поводу. А если уж и говорить, то только за себя и свои чувства.
Возьмем наш пример:
И «очистим» его:
Или другой:
Лучше сказать так:
Хороший разговор не загоняет всех участников в рамки, а дает им свободу. Можно соглашаться, спорить, уточнять, предлагать — и не чувствовать, что задеваешь чьи-то чувства.
Научный опыт
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление — это конкретное событие, а теория — схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.
Какие бывают высказывания?
Суждение – это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:
- Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
- Обосновывающее – суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
- Аналитическое – суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
- Экзистенциальное – самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
- Определение – суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.
Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.