Людмила петрановская: восемь правил, чтобы не услышать от ребенка «да пошли вы!»

Внутренние факторы отсутствия речи у детей

1. Проверьте, нормально ли слышит ваш ребенок

Дети с частично или полностью нарушенным слухом почти не воспринимают окружающие их звуки. Нарушение слуховой функции чаще всего возникает вследствие тяжелых инфекций, затяжных отитов, простудных заболеваний, также это может произойти в результате родовой травмы. Если ваш ребенок реагирует только на громкие резкие звуки, не слышит шепота или даже нормальную речь, его обязательно нужно показать отоларингологу и сделать аудиометрию.

2. Наследственность

Задержка в развитии часто передается генетически, поэтому если в семье уже раньше были подобные случаи, это повод для беспокойства. Почти все наследственные нарушения передаются в более тяжелой форме. Поэтому не слушайте родственников, мол, перерастет, и идите к специалистам. Задержка речи может быть и темповой, поскольку все дети развиваются с разной скоростью. В этом случае занятия с логопедом дадут нужный толчок, и малыш обязательно заговорит

Важно: темповая задержка допускает отставание от возрастной нормы только в пределах 6 месяцев

3. Аномалии ЦНС

Если есть у ребенка врожденные или приобретенные патологии нервной системы, то его нервные клетки прекращают свое развития, оставаясь молодыми и незрелыми. В этом случае происходит нарушение речи центрального характера, или алалия. Большинство детей-алаликов после длительной коррекции начинают говорить, но у них часто наблюдается заикание.

4. Тяжелая беременность и травматичные роды

Длительный токсикоз, угроза выкидыша, резус-конфликт, внутриутробные менингиты и энцефалиты, родовые травмы, курение и алкоголь – наиболее распространенные причины недоразвития речевых центров и ЦНС.

5. Патологии речевых органов

Если ребенок плохо справляется с твердой пищей или у него постоянно течет слюнка, возможно, у него очень слабые челюстно-лицевые мышцы, которые являются важной частью артикуляционного аппарата. Также нормальному развитию речи мешают слишком короткая уздечка, неправильный прикус, расщепление нёба

В этом случае нужно обратиться к детскому стоматологу и отоларингологу.

6. Нарушение интеллектуального развития

Отсутствие речи в возрасте 2-3 лет может быть признаком задержки психического и умственного развития, расстройств аутистического спектра, синдрома Дауна и других тяжелых заболеваний

Поставить диагноз может только специалист, поэтому важно обследоваться у психиатра и логопеда-дефектолога, которые определят уровень развития психических функций и интеллекта.
Если в ходе обследования удалось исключить проблемы с физическим и психическим здоровьем малыша, то причины задержки речи нужно искать в обстановке, в которой он растет

Плоскостопие можно измерить

– Тем не менее, надо что-то предпринимать, если врач в поликлинике ставит ребенку плоскостопие?

– На сегодняшний день отношение к плоскостопию в мировой ортопедии очень сильно изменилось. Свод стопы – это количественный признак, так же как рост, вес и окружность головы, то есть его можно померить. Как определяются нормы количественных признаков? Кого считать низкорослым или чрезмерно высоким? Вы считаете себя маленькой?

– Конечно.

– Это ваше субъективное мнение, я вас маленькой не считаю, например. Как в биологии и медицине принято отличить норму и патологию количественного признака? Берется большое количество людей одной возрастной и половой категории, начинается измерение признака, например, роста. Берется 90% посередине этой кривой – это норма. По 5% с одной и другой стороны – это отклонение от нормы или патология. Норма количественного признака – это исключительно математический расчет. Например, один входит в 91%, а другой в 94%, между ними разницы почти не будет, но один считается нормальным, а другой больным. И оба они будут очень сильно отличаться от того, кто в центре.

Так же и свод стопы – это количественный признак, его можно измерить. Для него есть очень широкие возрастные колебания. Существует старая классификация плоскостопия по степеням, которой сейчас практически не пользуются, за исключением специальных исследований, в основном касающихся хирургии. Потому что есть абсолютно четкие данные, что степень плоскостопия практически не коррелирует с жалобами пациента. Есть пациенты с очень незначительной степенью плоскостопия, у которых масса жалоб в виде боли, а есть дети с более выраженным плоскостопием, которых ничего не беспокоит и не будет беспокоить.

– То есть критерием является беспокойство, боль?

– В современном мире классификация плоскостопия происходит по двум критериям. Это мобильность деформации и жалобы пациента. По критерию мобильности выделяют мобильные и ригидные формы плоскостопия, а по критерию наличия и отсутствия жалоб выделяют симптоматические и бессимптомные формы плоскостопия.

Так же, как банки и простуда. Никаких научных доказательств того, что плоскостопие приводит к проблемам в смежных суставах и позвоночнике, в науке нет.

Другое дело, что у людей с плоскостопием абсолютно запросто может болеть и поясница, и колено, и так далее, но это не причинно-следственная связь, а в большинстве случаев это корреляционная зависимость. То есть основной причиной снижения свода стопы у человека является слабость связок, наличие гипермобильности. Если у человека есть слабость связок, то рано или поздно у него будут проблемы и со стопой, и с позвоночником. Это вовсе не значит, что стопа являлась причиной проблем с вышележащими отделами скелета.

Массаж относится к разряду спа-процедур

– Есть ли смысл в массаже до года, в три-шесть месяцев?

– В России все – и взрослые, и дети, и здоровые, и больные – абсолютно убеждены в целебной силе массажа. Во всем цивилизованном мире массаж давно перешел в разряд спа-процедур, то есть это процедура, доставляющая человеку положительные эмоции. Есть раздел спортивного массажа, который относится исключительно к подготовке мышцы к стрессовым нагрузкам.

Что касается массажа для детей первого года жизни: головной мозг человека развивается под действием стимулов извне. У нас есть органы чувств – зрение, обоняние, слух, вкус и тактильные ощущения. Так вот, ни на зрение, ни на слух, ни на обоняние ребенка первого года жизни невозможно повлиять активно. Если мы будем ставить перед трехмесячным ребенком картины Рафаэля или давать ему слушать Моцарта или Гайдна, то, может быть, мы можем как-то положительно повлиять на его развитие, но это довольно дискутабельно.

Самой развитой системой ощущений, помимо вкусовой, является тактильная. Стимуляция тактильных рецепторов – это дополнительный положительный поток импульсов, который может положительно влиять на развитие головного мозга ребенка. Это опять-таки в значительной степени умозрительные, эмпирические рассуждения, то есть до определенной степени, теоретически, массаж может быть полезен для ребенка первого года жизни в плане оптимизации его развития.

При этом массаж у детей первого года жизни не имеет никаких особых хитростей. По определению, это должно быть поглаживание с небольшим давлением для стимуляции тактильных рецепторов и глубоких рецепторов кожи. Сделать это может, в принципе, мама своими любящими руками, или папа, или бабушка – совершенно нет необходимости тащить полуторамесячного ребенка в ноябре месяце на двадцатиминутный сеанс массажа на общественном транспорте в поликлинику, где чихающие и кашляющие дети с ОРЗ.

И еще: если ребенок негативно реагирует на массаж, если он кричит и сопротивляется, такой массаж не нужен ни при каких обстоятельствах. Он не приведет ни к чему хорошему точно, а может быть, приведет к чему-нибудь плохому, потому что известно, как российские дети реагируют на чужих и особенно на чужих, имеющих отношение к медицине.

– Понятно. Подушки, тоже важный момент.

– Опять-таки, как и по отношению ко многим вышесказанным моментам: медицинских данных, касающихся влияния высоты или качества подушки, матраса на здоровье человека, особенно ребенка, нет. С точки зрения здравого смысла: есть кошечки, которые любят спать на полу, а есть кошечки, которые предпочтут выбрать себе подушечку помягче, в любом случае это выбирает само существо. Существо выбирает себе максимально удобную позу для сна.

Ни малейших данных об отрицательном влиянии жесткости или высоты подушек и матрасов на опорно-двигательный аппарат человека не существует. Все утверждения о том, что нужна такая-то подушка или такой-то матрас, абсолютно голословны с научной точки зрения.

Опять-таки, возвращаясь к внутриутробному положению ребенка.

Что может быть плохо? Это качество сна. Если условия сна человека не соответствуют его биологическим требованиям, которые практически невозможно описать, они сугубо индивидуальны, тогда качество сна ухудшается, качество жизни, соответственно, тоже страдает. Чистый здравый смысл. Если вы подкладываете ребенку подушку, условно, рекомендованной высоты, а он с нее сползает и упорно спит без подушки, то оставьте его в покое. Если вы подкладываете ребенку подушку этой же условной высоты, а он сбивает ее, чтобы спать повыше, так дайте ему подушку повыше и оставьте его в покое!

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае

Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития

Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами

Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. 

Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. 

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами

Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. 

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Список использованной литературы

  1. Денисова Дарья, Маяковский В. В., Янушко Е.А. Полный годовой курс занятий 2-3 лет. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2012. — 215 с.
  2. Жукова Н. С. Развитие речи. Мир вокруг тебя. Москва: Издательство «Эксмодетство», 2016. — 36 с.
  3. Новиковская О. А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 160 с.
  4. Комзалова Т. А. Первая книга знаний. Москва: Издательство «Русич», 2016. – 48 с.

Социальные причины отсутствия речи

1. У малыша есть собеседник, который отлично его понимает

Логопеды отмечают, что дети-погодки, близнецы, тройняшки начинают говорить позже, чем детки, растущие одни или у которых большая разница в возрасте с братьями и сестрами. У таких малышей, как правило, есть собственный язык, и им вполне хватает общения друг с другом. Они могут отставать от возрастной нормы в пределах полугода.

2. Билингвизм

Когда в семье постоянно звучат 2 или даже 3 языка, выделить из звучащей речи отдельные слова непросто даже взрослому человеку, не то, что ребенку, который только-только учиться говорить. Бывают ситуации, когда на улице родители пользуются одним языком, а дома другим. Детям-билингвам нужно время, чтобы разделить языки и научиться их использовать, поэтому они и начинают говорить позже сверстников. При овладении письменной речью у них также часто появляются серьезные проблемы.

3. Увлечение «умными» игрушками, планшетом или телевизором

В игре ребенок должен выполнять главную роль, это способствует обогащению его словарного запаса, развитию речи, фантазии, памяти, мышления. Если он становится пассивным наблюдателем, и ему только нужно нажимать на кнопку и смотреть, то это только ему вредит. Ограничьте мультики и игры на планшете, уберите игрушки с электронной начинкой, отдайте предпочтение обычным мишками и куклам, настольным играм, рисованию и лепке.

4. Нервная обстановка в семье

Малыши очень чувствительны к переменам психологического климата в семье

Если родители часто нервничают, ссорятся в присутствии ребенка, из-за громких звуков, беспокойной обстановки дети инстинктивно стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, замыкаются в себе, тяжело переживают крики матери и отца. От этого страдает развитие речи и психики

Это состояние может сохраняться продолжительное время, даже когда все бури в семье уже давно успокоились.

5. Гиперопека

Дети, с которыми родители слишком носятся, просто не заинтересованы в общении с окружающими. Зачем пытаться что-то сказать, если родители, бабушки и дедушки, которые спешат предугадать все желания? Решение здесь простое: предоставьте ребенку больше самостоятельности и не спешите выполнить все просьбы, выраженные мимикой, лепетом или жестами.

6. Педагогическая запущенность

Не стоит ждать, что ребенок чему-то научится сам собой. Да, малыши учатся путем подражания взрослым, но это не значит, что с ними не нужно заниматься. Начинайте ваши уроки с первых дней жизни. Говорите с ребенком грамотно, четко произнося звуки. Общайтесь, даже если вам кажется, что он «ничего не понимает». Пойте песенки из лепетных слов и отдельных звуков. Читайте сказки. Дети обязательно должны слышать живую звучащую речь. Если с ребенком не заниматься каждый день, то и речи в срок вы не услышите.

Если ваш ребенок не заговорил к 2-2,5 годам, срочно обратитесь к специалистам. Чем раньше речь будет запущена, тем быстрее малыш догонит своих сверстников. Без речи не может быть нормального развития личности ребенка.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! 

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность;правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи;здоровая беременность и благополучные роды;здоровое физическое и психическое развитие после рождения;
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Любая игра, любое занятие – это прежде всего процесс.

Ребенок живет текущей минутой (правильно, кстати, делает), чем меньше малыш, тем это сильнее проявляется. Ваш сын расстраивается не из-за процесса, значит, в процессе он получает удовольствие, и ему интересно. Это уже очень хорошо. Что же его расстраивает? Результат. Один момент из всего длинного приятного процесса.
Посмотрим на это с другой точки зрения.

Как Вы сами относитесь к любым занятиям, от игры до учебы и работы, на что больше обращаете внимания, что считаете более ценным – процесс и результат?

Как правило, нас с детства учат, что главное – это результат, но это – увы! – совсем не так. Он имеет значение, но такое же, как и сам процесс, не больше. Конечно, в школе учителя будут требовать результат – такая система, и им надо поставить оценку, именно за результат. А с точки зрения ребенка, он учится, что-то читает, пишет, решает, у него все время идет процесс

И важно, чтобы процесс был ему интересен. Тогда и результат будет хорошим, и прогресс будет быстрым

Сами знаете, то, что интересно, мы будем делать днем и ночью, будем думать об этом и за обедом, и в трамвае. Это и есть главное.

Ребенок всегда отражает своих родителей, в большей или меньшей степени. Любая трудность, проблема в поведении ребенка является в каком-то смысле проявлением той же трудности у родителей.

В данном случае это может быть большая ориентированность взрослых на результат в ущерб процессу. Возможно, желание получить результат как можно быстрее или нетерпеливость, страх не успеть. Посмотрите, как падают капли дождя, поднимите голову вверх и смотрите на процесс, это удивительно. Как плывут, меняя форму, облака в небе. Как тает на рукаве изысканная снежинка – медленно, не спеша. Как пытается ходить совсем маленький ребенок (вот уж кому интересно!)

Как бежит собака за брошенным хозяином мячиком – посмотрите на ее пластику, ее движения, как это замечательно, и совершенно неважно, отыщет ли она мяч в густой траве. Я думаю, Вы найдете для себя много другого, поинтереснее, чем я тут написала

Нравится ли ребенку играть в футбол? Нравится ли ему вырезать?

Научитесь сами наслаждаться тем, что делаете, и не скрывайте радости от сына. Учитесь заново вместе с ним. И он, и Вы это раньше умели. Теперь нужно просто вспомнить.

Возвращаясь к внешней стороне плача, хочу предложить Вам внимательно присмотреться к своей реакции, к тому, что Вы делаете ПОСЛЕ того, как сын расплачется. Если он делает это снова и снова, значит, Вы невольно поддерживаете такое поведение мальчика, стимулируете. Проанализировав, Вы сможете сделать интересные выводы.

ЗАДАЧА ТАКАЯ: дать все то же самое, что нужно Вашему сыну, но не «за слезы», а просто так.

Чтобы закрепить более позитивные сценарии его поведения. А нежелательные действия, конечно, если они не несут опасности, эффективнее всего игнорировать.

Карма рождения

Вот некоторые признаки, которые указывают на то, что семейная система деструктивна, и имеет проблемы.

1. Синдром повторений

Тщательно изучите даты самых важных событий в вашей жизни (дни рождения, даты свадеб, рождения детей, заболеваний, смертей и т.д.) на наличие повторов.

2. Большая значимость конкретного имени

Имя каждого из нас – это одна из важнейших основ идентичности человека. Фамилия, имя и отчество человека может выявить положение человека в трёхмерной структуре координат (время, пространство, история).

Если в нескольких поколениях встречаются одинаковые имена, то стоит задуматься и проанализировать причины выбора данного имени, а также какие ожидания с ним связаны. Как писал Зигмунд Фрейд, имена из детей делают призраков.

3. Модели отношений и ролевые ожидания от каждого члена семьи

Проанализируйте отношения между людьми в рамках семьи, изучите модели взаимоотношений в нескольких поколениях, вероятно, вы обнаружите похожие.

4. Семейные секреты

Если в роду есть невысказанные и постыдные секреты (изнасилование, проблемы с психическим здоровьем, инцест, заключение в тюрьму и т.д.), это не явно, но разрушительно влияет на потомков.

Влияние проявляется в необъяснимых поступках, неожиданных приступах тревоги и страха, и других странностях, выходящих наружу у членов семьи.

5. Семейные традиции

Когда в семье есть обычаи и ритуалы, это, как правило, скрепляет семью, дарит чувство сопричастности, помогая ощущать себя в безопасности в знакомой обстановке. Однако, иногда жёсткие семейные рамки не дают развиваться членам семьи, и даже могут отрицательно сказаться на психологическом здоровье, показывая себя в виде разных симптомов.

6. Трагические события, повторяющиеся из поколения в поколение

Если в роду постоянно происходят несчастные случаи, выкидыши, одни и те же заболевания, преждевременные смерти и т.д., то это может с большой вероятностью говорить о трансгенерационной передаче или о трансгенерационном повторении.

7. В семье есть незавершённый траур

Это члены семьи, которые ушли, но не были захоронены или не были оплаканы.

8. Синдром умершей матери

Это происходит, если ребёнок потерял мать в очень раннем возрасте, или когда у матери случается депрессия в первый год жизни ее малыша.

9. Синдром замещающего ребёнка

Если новый человек воспринимается в качестве компенсации за потерю другого близкого человека, мужа, ребёнка, брата, то это также является поводом для того, чтобы изучить свой род.

Связь прикуса и позы человека

– А зубы, их правильное/неправильное расположение, и позвоночник связаны?

– Это интересный вопрос. Действительно, существует определенная доказательная база корреляции между прикусом и позой человека. Есть такая дисциплина постурология, она не совсем медицинская, в большей степени биологическая. Постурология говорит не столько о болезнях, сколько о вариантах нормы позы человека. Постурологические исследования показывают, что изменение прикуса за счет ортопедических вмешательств могут повлиять на позу человека. Насколько это все соотносится с критериями здоровья или болезни, сказать на сегодняшний день трудно. Это в большей степени эмпирические и биологические доводы.

Постурология, по большому счету, это биологическая дисциплина о здоровых людях, а медицина занимается все-таки болезнями. Изменения позы скорее относятся к индивидуальным особенностям человека, их невозможно, по крайней мере на сегодняшнем уровне развития медицины, отнести к болезням.

– Ортодонты это знают?

– Ортодонты знают, что изменения прикуса могут изменить позу. Но следующий вопрос: а что несет изменение позы? Например, все травматологи знают, что под гипсом вырастают волосы, это абсолютный биологический факт. После длительного нахождения под гипсом на ноге или руке вырастают довольно густые волосы, как правило, черные, особенно это расстраивает девушек и молодых женщин. Мы не знаем, почему это происходит, но это факт.

– А если положить гипс на место лысины?

– Это была моя первая мысль, когда я в ординатуре это увидел! Пока еще никому в голову не приходило это делать, технически сложновато. Так вот, мы знаем, что эта закономерность есть. Мы не знаем, почему она, но насколько она важна для человека, мы тоже не знаем. После изменения прикуса меняется поза

Насколько это важно для здоровья человека, мы пока не знаем. Дальнейшие исследования в этой области, безусловно, необходимы

«Можно ли покупать обувь на вырост?»

– Тем не менее, что именно в обуви может навредить?

– Навредить, не глобально, а ситуационно, например, нарушить ритм походки, усложнить жизнь ребенку может обувь, которая сильно велика. Конечно, приходится покупать обувь ребенку на вырост. Это соображение чисто экономическое, потому что стопа ребенка растет, и угнаться за этим трудно. Очень часто задают вопрос: «Насколько можно покупать обувь на вырост?» – единого ответа на этот вопрос нет.

Вот представьте себе, что вы покупаете ребенку обувь на размер больше, но детские размеры немножко другие и пропорции другие, и по сравнению со взрослым – это больше, чем на размер. Например, вам достались красивые туфли размера 38,5, а ваш размер 37. Скорее всего, вам будет не очень комфортно в них. Примерно в этой парадигме нужно рассматривать обувь для ребенка.

Очень часто можно видеть на открытках и постерах картинку, на которой маленькая девочка стоит в маминых туфлях – стопы носками вовнутрь, коленки согнуты – ребенок это делает для того, чтобы скомпенсировать неудобство ношения большой обуви. Или представьте себе походку человека, идущего посуху в ластах. Для контроля походки необходимо, чтобы длина обуви соответствовала длине стопы, не обязательно внутри, но и снаружи. Это очень часто касается зимней обуви. Вы же наверняка по своим детям знаете, что они плохо ходят в зимней обуви, потому что она велика и тяжела.

Обувь не должна быть тяжелой, высокие задники очень сильно увеличивают вес обуви. Обувь не должна быть слишком жесткой. Как ходят люди в горнолыжных ботинках? Не очень уверенно. Представьте себе ощущение ребенка, который идет в жестких ботинках с высоким задником. Много ли вы сможете проходить в горнолыжных ботинках?

– Ад!

– Примерно в таком же аду живут маленькие дети, которым надевают высоченную тяжелую обувь, еще и на пару носков.

Чем опасно раннее обучение вокалу

— А если у нас ребенок школьного возраста? С ним потешки уже не попоешь. 

— У меня всегда главное пожелание ко всем: музыкальное образование, музыкальное развитие — это слишком широкое понятие! Нужно определиться с целью. 

Если вы хотите, чтобы ребенок играл на музыкальном инструменте, вы берете музыкальный инструмент и ищете преподавателя. Найти его можно в музыкальной школе — бывает, что везет и в музыкальной школе находится бесплатно очень хороший преподаватель. Если не повезло с музыкальной школой, можно поискать кого-то частным образом. 

Кто-то хочет, чтобы ребенок выучил несколько пьес и мог их исполнять. Собственно, так построена программа в музыкальной школе, когда постепенно усложняются произведения, которые учат. 

Зачем государству физики, которые играют на флейте. Что станет с музыкальным образованием в России?

Либо у родителей цель, чтобы ребенок мог читать с листа: ему поставили ноты, и он сидит играет. Это более сложный навык, который требует тоже определенной практики. 

Либо они хотят, чтобы он подбирал на слух, и это —  другая история. 

Либо они хотят, чтобы он сочинял. 

В принципе, они могут вообще не знать, чего они хотят, и чаще всего так и бывает. В этом случае придется действовать методом проб и ошибок, и все равно придется погружаться в эту тему. Потому что иначе получится, как у нас с математикой, когда ребенок год отзанимался, и потерял то, что у него было. 

Добавлю еще, что я не рекомендовала бы заниматься ранним обучением вокалу (это модно сейчас). На мой взгляд, важнее хорошая наслушанность: чтобы ребенок слушал много разной музыки, слушал много разных вокалистов. 

Потому что техник существует огромное количество, потому что у ребенка все равно в подростковом возрасте случится мутация, ощущения поменяются, и тембр тоже, и вообще, может кардинально все изменится. Поэтому вокал — не самая благодарная для ребенка история. И на мой взгляд, она может создать много психологических проблем. 

— Почему?

— Часто раннее обучение вокалу связано с амбициями родителей, которым хочется, чтобы ребенок пел и выступал. Такой ребенок получает сразу же в большом количестве позитивное подкрепление от того, как его воспринимают окружающие, потому что он —  ребенок, потому что он — поет. 

Когда ребенок подрастает, он становится взрослым, и не всегда таким же уникальным, как в детстве. Он лишается этой части энергии, и это достаточно тяжело.

Хорошая новость: если у вас талантливый ребенок, его музыкально развивать и поддерживать можно со многих сторон, он никуда не потеряет свой талант. 

— Разве нет? Если талантливый ребенок растет в семье не музыкальной, где нет инструмента, где не слушают музыку, то как же тогда он будет развивать свой талант? 

— Он к этому придет. Есть много таких историй. Например, Люка Дебарг — это один из лауреатов конкурса Чайковского, виртуозный пианист. Он уникальный исполнитель, достаточно просто набрать его имя в гугле и послушать, как он играет музыку. Он сел за инструмент очень поздно, уже в подростковом возрасте. И тем не менее, такой результат!

Поэтому бояться, что ты не положила жизнь на то, чтобы ребенок сел за фортепиано и из-за этого теперь он не станет пианистом… Мне кажется, намного хуже убить свою жизнь, и потом не получить результата или не тот результат, который хотелось.

Вообще, мне кажется, родители переоценивают себя. 

Вот у меня два ребенка. Одна в девять месяцев встала, сделала шаг — упала, сделала два — упала, сделала три — упала. К десяти месяцам пошла, набивая себе шишки. Второй встал в семь месяцев, сделал пять шагов, упал на попу, и ни одной попытки за два месяца следующих не делал! А потом встал и пошел без единого падения. Дети все разные!  Нет рецепта как, кого, и чему научить. Это напрягает иногда, потому что ты думаешь: «Ну, как же, я же хочу все запланировать!» Ан нет! Не получится. 

Посадишь ты ребенка в три года за инструмент, и у тебя два варианта — либо он станет музыкантом, либо он не станет музыкантом.

— И если не посадишь — те же два варианта.

— Да! Поэтому тут надо решить, какую часть своей жизни ты готов посвятить детям. Какие жертвы ты готов принести, а какие — нет. И получать удовольствие от процесса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: