Глава 3 10 советов, как мотивировать подростка к учебе

Что подростку не нужно делать во время подготовки к учебе?

Порекомендуйте подростку не впадать в панику

Многие тинейджеры относятся к учебе слишком серьезно. Как следствие, они паникуют. И во время этого допускают многие грубые ошибки.

Объясните тинейджеру, что относиться к учебе нужно проще. Во время нее подросток должен сфокусироваться на своем деле. И выполнять его максимально хладнокровно. Для того, чтобы не допускать ошибки. И справляться со своей задачей быстрее.

Во время учебы нужно отключить все электронные приборы

Желательно, чтобы компьютер подростка во время учебы был отключен. Или, как минимум, тинейджер должен выйти из всех социальных сетей. Для того, чтобы всплывающие на экране сообщения не отвлекали его от учебы. Сосредоточиться на двух делах (выполнении д/з и переписке) — невозможно. Поэтому нужно сфокусироваться на чем-то одном.

Тоже самое нужно сделать и с телефоном. Порекомендуйте тинейджеру на время учебы отключить на нем Wi-Fi. Для того, чтобы мессенджеры и сообщения из разных социальных сетей его не отвлекали. И он имел возможность максимально глубоко погрузиться в то или иное дело.

Нельзя слушать музыку

Музыку во время выполнения домашнего задания можно слушать далеко не всегда. Это допустимо только если подростку не нужно фокусироваться и запоминать информацию. То есть, когда он переписывает конспект из другой тетради, рисует и так далее.

Однако, если подростку нужно сфокусироваться и получить определенную информацию, делать это не стоит. Музыка будет только лишь отвлекать от запоминания. И не принесет подростку должного эффекта.

Подростку нельзя терять фокусировку

Порекомендуйте подростку в обязательном порядке быть сфокусированным на выполнении домашнего задания

Безусловно, иногда он будет переводить внимание на сторонние дела и предметы. Потому, что тема, изучаемая им, может оказаться скучной

Или неинтересной ему. Однако, в этих ситуациях подростку необходимо будет осознанно возвращать себя в тему. И продолжать заниматься выполнением домашнего задания

Делать это очень важно. Поскольку только в этом случае можно добиться хорошего результата и знаний

Нельзя терять веру в себя

Порекомендуйте подростку всегда поддерживать хорошее расположение духа. Он в обязательном порядке должен быть настроен на все виды работ в школе позитивно. Он должен верить в то, что отлично подготовится к контрольной. Что сдаст ее на хорошую оценку. И, что самое главное, получит все необходимые знания. Для того, чтобы эффективно заниматься по выбранному направлению.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!. Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты

Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Мотивирующие книги

Последняя лекция, Рэнди Пауш

Данная книга крайне вдохновляющая. Идея книги основана на теме исполнения давних детских мечтаний. Она мотивирует к жизненной смелости, жизни с открытым сердцем, к достижению собственных целей, а также помогать другим людям стать счастливыми.

Думай медленно, решай быстро, Даниэль Канеман

В книге рассматриваются плюсы и минусы двух определённых видов мышления. Автор книги объясняет, в каких случаях можно доверять своей интуиции, а в каких ситуациях лучше не спешить принимать решения.

Начни с главного, Гэри Келлер и Джей Папасан

Идея книги заключается в том, что, если сосредоточиться на какой-то одной конкретной работе, её результаты становятся значительно лучше. Автор пытается донести, что не нужно преследовать сразу множество идей и целей, лучше будет сконцентрироваться на какой-то одной. Это устранит сложившийся в голове беспорядок и повысит продуктивность.

Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Лайфхак № 1. Планируйте

Заведите ежедневник и составляйте планы на день, неделю, месяц, год. Например, вот список дел, которые Лев Толстой хотел освоить за два года: 

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете
  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической
  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский
  4. Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое
  5. Изучить историю, географию и статистику
  6. Изучить математику, гимназический курс
  7. Написать диссертацию
  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи

Грандиозный план, правда? Что удивительно, Лев Николаевич справился с задачей и всё успел. 

Как планировать день

Есть множество принципов планирования. Нам кажется, что проще всего пользоваться матрицей Эйзенхауэра.

Чтобы составить такую матрицу, возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части — A, B, C, D.

A — срочное и важное дело

B — несрочное, но важное дело

С — срочное, но неважное дело

D — несрочное и неважное дело. 

Квадрат А — все «горящие» задачи. Сюда вносим все дела, где дедлайн был «ещё вчера». И те, по которым истекает сегодня. Например:

  • подготовиться к завтрашней контрольной работе
  • записаться к врачу, потому что зубная боль мешает спать и думать
  • подать заявку на конкурс, дедлайн у которого истекает сегодня. 

Два принципа квадрата А

У королей эффективности он пустой

Они успевают сделать дела раньше, чем те начинают «гореть»

Вносите сюда дела, без которых вы не придёте к важной цели. Например, задача Пойти в кино, потому что сегодня последний день показа «Форсажа» «живёт» в другом квадрате».

Квадрат В — все дела, которые важно сделать, но дедлайн по ним мы ещё не пропустили. Когда вы составляете задачи на день, это на 90% задачи из этого квадрата. 

Два принципа квадрата В

  1. Прежде чем внести сюда задачу, спросите себя: Ради какого результата я это делаю? Что я получу в финале? Если не получается ответить на эти вопросы, возможно, задача «живёт» в другом квадрате.
  2. Несрочное не означает Отложить, пока не станет срочным. Например, к экзамену лучше готовиться заранее, когда получается распределить нагрузку, а не в ночь накануне. 

Квадрат С — все задачи, связанные с отвлекающими факторами. Например, починить лампочку, выбрать подарок на день рождения родственника, на который не слишком хочется идти. 

Два принципа квадрата С:

  1. Если отвлекающая задача мешает перейти к главной и её можно закрыть за 5-10 минут, лучше сделать её, не откладывая. Например, заменить лампочку сразу, как перегорела, а не оставить на потом. 
  2. Не путайте квадрат С и квадрат А.

Квадрат D — кладбище прокрастинатора. Здесь сидят все пожиратели времени — мемы, компьютерные игры, новости.

Два принципа квадрата D:

Можете отказаться от этой задачи? Откажитесь

Вы будете довольны собой, если вместо «залипания» в соцсетях потратите время на что-то полезное. 

Много успели за день? Загляните в задачи квадрата D и позвольте себе сделать что-то неважное, но приятное. 

Как пользоваться матрицей Эйзенхауэра?

  • Начинайте день со списка задач. Составьте список дел, которые хотите успеть сегодня. И распределите их по матрице Эйзенхауэра. 
  • Начинайте дела с квадрата А. Затем переходите к квадрату В. И так далее.
  • Разбивайте большие задачи на небольшие шаги. Например, задачу Подготовиться к ЕГЭ по биологиивряд ли получится решить за один день. А вот Решить 2 теста и выучить одну тему — вполне. 

Мотивирующие цитаты

Вдохновение — лучшая мотивация из всех. Его можно черпать из источника знаний всех времён и народов. Читая цитаты великих людей или народные пословицы, получаешь духовный заряд и стимул к действию.

Для старшеклассников полезно освоить аффирмации на учёбу. Это положительные утверждения, которые настраивают на успех

Важно аффирмации повторять регулярно, чтобы их смысл стал частью сознания ученика. С помощью утвердительных установок можно повышать уровень ответственности и самооценку, укреплять память, формировать характер и т

д.

Пример положительных аффирмаций для мотивации:

  • Я легко воспринимаю любую информацию на уроках.
  • Знания и умения — фундамент моего жизненного успеха.
  • Учёба дается мне легко.
  • Я легко решаю любые задачи по физике (алгебре).
  • Мне нравится учиться, это у меня легко получается.
  • Мои знания готовят для меня яркое успешное будущее.
  • Я быстро запоминаю любой объём информации.
  • Я открываю свой ум для новых возможностей.
  • Английский — это просто для меня: как раз, два, три.

Чтобы помочь ребенку если он не хочет учиться, советуем вам:

  • Выяснить причины нежелания учиться: они могут лежать в плоскости конфликтов с учениками, учителями, родителями. Их нужно найти, затем устранить.
  • Повышать заинтересованность у младших школьников лучше всего собственным примером, доверительными отношениями. Если малыш не успевает по какому-то предмету, можно подтянуть его знания с помощью тематических игр: они помогают без труда усваивать материал.
  • Мотивировать успеваемость у подростков следует с помощью объяснения простой истины: успешное обучение поможет достичь поставленных жизненных целей..
  • Подросткам помогут поднять желание учиться примеры успешных товарищей. Окружение играет важную роль.

Вдохновляйте детей, помогайте усваивать школьную программу, расширяйте их кругозор, уделяйте достаточное время для их обучения. Затраченные усилия окупятся сторицей, ведь сильный ученик самостоятельно сможет сдать все экзамены.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий

Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.

Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых

Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.

Не дарите подарки за учебуНекоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.

Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебеДля этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.

Бывает, родители требуют слишком многого от своих детейСейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора

Лучше прививать привычку к учебе с 1-го классаЕсли чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.

Помогите увидеть позитивные измененияКогда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.

Подавайте примерНе пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.

ПоддерживайтеЕсли школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.

Разделите переживанияОбъясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.

Укажите на хорошие качества ребенкаДаже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.

Учитывайте желания и стремления самого ребенкаЕсли Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Как заставить себя учиться, если ты лентяй: 5 советов психолога

Лень присуща в той или иной степени каждому человеку. Особенно подвержены ей школьники и студенты, которые ввиду возрастных особенностей меньше способны к осуществлению волевых действий. Однако большинство психологов сходятся во мнении о том, что лень является лишь защитным механизмом психики. Другими словами, бороться нужно не с ленью, а с причинами, её порождающими.

А причин может быть множество. И для достижения высокого уровня эффективности в учебе нужно найти именно ту, которая кажется максимально близкой. Далее будут разобраны три самых частых корня лени, свойственных студентам и школьникам, с рекомендациями по их преодолению. И два общих совета, которые будут полезны для любого из случаев.

Учеба не в приоритете

Пожалуй, это самый распространенный повод для нежелания учиться. Очень часто у молодых людей ведущей деятельностью является общение со сверстниками или построение первых близких отношений с противоположным полом. Учёба уходит на второй план, ввиду чего внутренних ресурсов для обучения не остаётся. Что же делать в таком случае?

Правильным решением в такой ситуации будет перераспределение этих самых ресурсов. Для этого отлично подойдет методика составления плана на день. Выделение четких временных рамок на каждый тип деятельность позволить структурировать режим дня, благодаря чему силы обучающегося будут распределены равномерно.

Важно! Ни в коем случае не стоит посвящать учёбе всё то время, что раньше было посвящено другой деятельности. Это только увеличит градус негативного отношения к обучению

Отсутствие интереса

Наша психика устроена таким образом, что деятельность, которая человеку не интересна, будет осуществляться в последнюю очередь. Или не будет осуществляться вообще. Человек начинает откладывать такую деятельность на потом, находя для себя и других множество оправданий, почему так происходит. Это и называется ленью. С учебой часто происходит именно так.

Для того, чтобы понять, как формируется интерес к какой-либо работе, нужно вспомнить понятие мотивации. Если студент или ученик будет знать, что по достижении нужного результата его ожидает поощрение, то заинтересованность в работе будет значительно выше.

Награду лучше придумать самостоятельно, так как это дополнительная выработка чувства ответственности. Это может быть как что-то материальное (какая-то небольшая покупка), так и психологическое (например, час отдыха за просмотром любимого сериала).

Важно! Размер и значимость поощрения должны соответствовать полученному результату. То есть, за небольшое достижение небольшая награда, а за значительный успех — весомый приз

Проблемы в других сферах жизни

Когда есть тревожащие негативные переживания, любая работа даётся с большим трудом. Лень в данном случае обусловлена отсутствием внутренних сил на продуктивные действия. Такому человеку, прежде всего, нужно разобраться со стрессовой ситуацией в настоящем. После её разрешения появятся внутренние ресурсы, в том числе и для учебы.

Дополнительно к вышесказанному можно предложить две рекомендации, которые будут полезны для большинства студентов и школьников.

Не пытаться учиться исключительно на силе воли

Волевые усилия необходимы для любой работы, однако построение деятельности исключительно на них гарантировано приведет к провалу рано или поздно. Поиск мотивации и интереса гораздо эффективнее для продуктивной учебы.

Чередовать работу и отдых

Психике нужно время для разгрузки при осуществлении любой деятельности, в том числе и учебной. Грамотное чередование напряжения и расслабления значительно повысит продуктивность работы.

Советы психологов для родителей

В подростковом периоде в жизни ребенка появляются новые авторитеты, возникает первая любовь и яркие увлечения. Учить уроки становится скучно и неинтересно, ведь это мешает общению и прогулкам с друзьями. Нужно ли заставлять чадо отказываться от важных для него моментов в пользу будущей карьеры? Психологи советуют ежедневно соблюдать правила поведения, которые помогут наладить отношения и не спровоцируют ухудшение ситуации.

Несколько правил поведения для родителей

  • не ругать за плохие оценки, не оскорблять ребенка;
  • ставить реальные задачи на четверть или полугодие;
  • не завлекать к учебе новым смартфоном;
  • замечать даже небольшие успехи, хвалить за исправленные оценки;
  • проявлять уважение к личности, разговаривать без повышения голоса;
  • всегда следует предлагать помощь в уроках, но не навязывать ее;
  • не сравнивать подростка с детьми знакомых и отличниками из класса.

Объяснять пользу учебы необходимо мягко и без излишней настойчивости

Важно помочь ребенку правильно распределять время между уроками и увлечениями, чтобы не возникало переутомления. Во время экзаменов или сложного тестирования необходимо следить за полноценным питанием, давать витаминные комплексы, создавать условия для отдыха

Как повысить мотивацию подростка

В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:

Поощряйте самостоятельность подростка

Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы

Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.‍
Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку.‍
Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации.‍
Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток получает прежде всего от вас
Если вы хотите, чтобы он стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию.‍

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: