Что делать, если ваш ребенок агрессор?
Родители буллера должны понимать, что их ребенок может быть опасен для окружающих. Необходимо разобраться, откуда появилась агрессия и с чем связано такое поведение. Возможно в семье присутствует грубость и неуважение, жестокое поведение одного из родителей, или влияние СМИ. Если ребенок видит, что отец бьет маму, ребенок считает это нормальным поведением и разрешает себе делать то же самое по отношению к более слабым.
В первую очередь, начните налаживать микроклимат в семье: создайте доброжелательную атмосферу, разговаривайте без грубости и негатива. Покажите ребенку, что такое любовь, понимание и взаимоуважение. Расскажите, как можно решать конфликты без применения физической силы и эмоционального прессинга.
Посмотрите, с кем общается ваш ребенок. Убедитесь, что в кругу его общения нет отрицательного воздействия. Поинтересуйтесь, какие сериалы смотри ребенок, какую музыку слушает на досуге. Постарайтесь исключить негативные факторы из его жизни.
Запишите ребенка на кружок или секцию – пусть направит лишнюю энергию в спортивные достижения.
Если факт буллинга повторился, серьезно поговорите с ребенком. Объясните ему, что такое поведение недопустимо. Ребенок должен знать жесткую позицию родителей.
Опасность и последствия
К опасным последствиям травли относятся:
- заниженная самооценка, комплексы и неуверенность в себе;
- депрессивные и суицидальные наклонности;
- неврозы и другие психические заболевания.
Однако дальнейшее развитие событий зависит от тактики, выбранной ребенком. Стресс включает животные реакции. Есть 3 возможных ответа: бегство, ответное нападение, замирание.
В первом случае ребенок привыкает терпеть, быть незаметным, убегать. Во втором – сам становится агрессором. В третьем – превращается в робота. Он словно отключает эмоциональную сферу, теряет способность чувствовать.
Выбор стратегии зависит от ряда факторов, например, от темперамента и особенностей семейного воспитания. Но все 3 сценария запускают цепочку проблем во взрослой жизни.
Как бороться с буллингом
Что можно сделать родителям
Ни в коем случае не игнорировать жалобу ребенка на развернутую против него травлю
Не следует пускать все на самотек по типу «не стоит обращать внимание, все образуется». К сожалению, «образовывается» крайне редко
А вот подобные слова, сказанные жертве агрессии, уничтожат доверие.
Главное сейчас – успокоить ребенка, дать ему понять, что он может доверять родителям, что рядом со взрослым ему не стоит бояться зачинщиков травли.
Непременно должна состояться беседа с классным руководителем, другими учителями, школьным психологом, родителями юного буллера. Если имеются какие-то доказательства об издевательствах (фото, следы побоев), их надо предоставить, чтобы люди понимали размеры проблемы. В случае неразрешимой ситуации необходимо рассмотреть возможность перевода в другую школу.
Несколько сложнее с кибербуллингом. Но и здесь выход есть. Зная буллера, нужно заблокировать его сообщения или пожаловаться администрации сайта. Если агрессор – аноним, переписку следует распечатать, сделать скриншоты видео и фото и обратиться со всем этим в органы правозащиты.
Но важно также научить его правильно общаться с окружающими. Юному человеку необходимо научиться произносить категоричное «нет»; не идти на поводу провокаций и манипуляций однокашников; помнить, что лучше обратиться за помощью ко взрослым, чем самому встревать в разбирательства
Что делать учителю
Важно поговорить с учениками всего класса, спокойно и обстоятельно рассказав о низости, недопустимости и недостойной роли травли друг друга. Неплохо вызвать к разговору самих учеников, предложив им представить, какие чувства испытывают жертвы
Обсуждая роль жертвы и обидчиков, надо коснуться и того, что чувствуют свидетели буллинга, как следует им вести себя
Неплохо вызвать к разговору самих учеников, предложив им представить, какие чувства испытывают жертвы. Обсуждая роль жертвы и обидчиков, надо коснуться и того, что чувствуют свидетели буллинга, как следует им вести себя.
Родители и жертвы, и агрессора должны быть в курсе, в какой ситуации оказались их дети. О проблеме буллинга обязаны знать директор школы, школьный психолог, весь педколлектив. Психологу рекомендуется провести беседы отдельно с каждым участником травли
Ребенку важно осознавать, что он и в школе не один – старший товарищ рядом
Что делать ребенку
Попытаться выйти на контакт с обидчиками. Если травля началась в результате конфликта, произошедшего из-за недопонимания, то открытый разговор поможет разобраться с ним, и буллинг будет прекращен.
- В случае постоянных побоев или других травм, оставляющих следы на теле, стоит их официально зафиксировать, обратившись в школьный медпункт, травмпункт или больницу.
- Рекомендуется рассказать о проблеме тем взрослым, которым ребенок-жертва доверяет. Можно позвонить также в специальные службы.
- Не стоит бояться посетить школьного психолога.
Вопрос – ответ
Учителям нельзя повышать голос или кричать на детей во время занятий. Это можно трактовать как нарушение статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, где прямо прописано, что педагогические работники должны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Если педагог относится предвзято к ученикам, а никакие разговоры не помогают, то первым делом нужно написать жалобу директору и поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании. Критерии оценивания знаний определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на этот нормативный документ следует ссылаться при предвзятости учителя Жалоба на имя директора пишется в произвольной форме. Необходимо заполнить «шапку»: от кого (Ф.И.О.), кому (Ф.И.О., должность), указать адрес и контакты заявителя, написать слово «Заявление» по центру листа. Далее следует изложить суть конфликта, обозначив участников. Старайтесь писать максимально коротко и по существу. Также необходимо указать, какой выход из ситуации вы видите как родитель (увольнение педагога, выговор и т.д.). В конце документа обязательно проставьте дату, фамилию и имя заявителя и поставьте подпись
Буллинг в школе со стороны учителя
Профессиональное выгорание – термин, знакомый многим взрослым людям. Учителя — не исключение. Помимо этого, низкий уровень квалификации или личный фактор могут негативно сказываться на отношении с конкретными учениками.
Про буллинг в школе со стороны учителя говорить не принято. В понимании многих родителей, учитель – это надежный человек, который ведет детей к знаниям, оберегает их и дает им только лучшее. Информация о том, что преподаватель нахамил, ударил учебником или поставил двойку по нелепой причине, часто воспринимается родителями нейтрально.
Оскорбление ученика при всем классе, занижение оценок, необъяснимые поступки, разговоры на повышенных тонах, незаслуженные наказания – все эти действия могут восприниматься как буллинг со стороны учителя.
Некоторые учителя позволяют себе придумывать прозвища ученикам и оглашать их на весь класс. Кинуть тетрадь в лицо или ударить указкой – такое поведение недопустимо со стороны учителя.
«Иванова, хватит уже руку тянуть, мы все устали от твоих постоянных комментариев, зазнайка» или «Какой же ты непутевый и дурной ребенок!». К сожалению, такие учителя встречаются в современных школах.
Родители должны прислушиваться к жалобам своего ребенка и чаще интересоваться о том, как обстоят дела не только с одноклассниками, но и с учителями. При возникновении конфликтных ситуаций обратитесь к директору школ и постарайтесь выяснить причины такого поведения по отношению к вашему ребенку.
Полезные рекомендации
Прежде всего, нужно продемонстрировать ребёнку, что вы вместе с ним. Нельзя предлагать ему самому разбираться с обидчиками или терпеть до выпускного вечера. С каждым конкретным случаем лучше разбираться с помощью психолога, который трудится в данной школе. Предлагаем несколько общих рекомендаций.
- Предлагайте ребёнку нестандартно отвечать на выпады агрессоров. К примеру, не реагировать эмоционально (слёзы, крики), а говорить вежливо, с юмором. Можно даже отрепетировать некоторые ответные реакции.
- Если кто-то портит детские вещи, ребёнку нужно при обидчиках обратиться к педагогу и рассказать о случившемся, не называя конкретных имён: «Кто-то испортил стул, измазав его мелом». Пусть агрессоры знают, что жертва не будет отмалчиваться.
- Целенаправленно уничтожайте детский страх перед школьными хулиганами. Также объясняйте, что не нужно бояться обращаться за помощью к педагогам, если ситуация зашла слишком далеко. Например, когда ребёнку грозят избиением.
- Ребёнок не может самоутвердиться в учебном заведении? Постарайтесь найти такую возможность вне учебных стен. Например, запишите его в спортивную секцию, какой-либо кружок. То есть туда, где он сможет чего-то достигнуть и подтвердить свою значимость.
- Ещё один важный пункт – повышение детской самооценки, которая была изрядно подпорчена маленькими хулиганами. Обратитесь к психотерапевту, отыщите свои способы. Вера в собственные силы очень важна для жертвы буллинга.
Кроме того, важно интересоваться жизнью своего чада. Многие дети стыдятся обсуждать с родителями школьную травлю, поэтому взрослые сами должны отмечать малейшие изменения в детском поведении и оперативно реагировать на них
Помните, что буллинг – проблема серьёзная, поэтому и решать её нужно обязательно, с привлечением педагогов и психологов.
Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться
Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.
Что такое буллинг — определение
Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.
Как отличить насмешки от издевательств
Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:
- насмешка — обидная шутка, издевка;
- издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.
Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».
Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе
Принято считать, что с издевательствами и унижениями сталкиваются только школьники, но это не так. Взрослые тоже могут стать участниками травли.
Буллинг на работе
Издевательства на работе называются моббингом (от английского mob — толпа). Как правило, речь идет о групповых издевательствах. Цель — заставить сотрудника уволиться.
Что такое издевательства (травля) на работе в примерах:
утаивание или искажение важной информации (например, не сообщили, что изменились сроки сдачи проекта или поменялись требования к нему);
игнорирование сотрудника (исключение его из обсуждения рабочих вопросов и неформальных встреч, в том числе совместных обедов или перекусов, если это принято в команде);
отказ в помощи, игнорирование его обращений, звонков, сообщений;
распускание сплетен о сотруднике и клевета на него.
На работе буллинг чаще представлен словесной и пассивной агрессией.
Буллинг в реальной жизни
Примеры буллинга в быту:
- один сосед распускает сплетни о другом;
- при встрече один знакомый постоянно оскорбляет другого и мучает его звонками по телефону или в дверь;
- один родственник запугивает другого, оскорбляет его.
Буллинг в школе
Теперь разберем, что такое проявления буллинга в школе. Это издевательства класса, отдельных школьников, педагогов над учеником. У такого поведения, в отличие от моббинга, нет цели. Булль сконцентрирован на самом процессе
Он нападает на более слабого, чтобы самоутвердиться за его счет, замаскировать свои комплексы и страхи, выместить свою злость и боль на другом или привлечь к себе внимание
Примеры издевательств в школе:
- класс объявил бойкот одному из школьников;
- группа старшеклассников систематически отнимает карманные деньги у младших школьников;
- один ученик ставит подножки другому, задирает его, бьет, оскорбляет;
- класс систематически физически и вербально нападает на одного из школьников;
- один или несколько учителей занижают оценки ученику, высмеивают его, оскорбляют и распускают о нем слухи.
Травля в быту может иметь цель (например, соседи хотят добиться переезда соседа) или быть организованной ради самого процесса. Например, мужчина / женщина хочет отомстить бывшему партнеру за расставание.
Причины агрессивного поведения у подростков
За счет агрессивного поведения подросток чаще всего хочет самоутвердиться среди друзей и сверстников. Психологи выделяют цели подросткового буллинга:
Ребенок хочет доказать и показать свою силу и влияние в коллективе.
Обращает на себя внимание.
За таким поведением пытается скрыть комплексы и свою неуверенность в себе.
Жажда доминирования.
Своей агрессией ребенок пытается показать, что он главный, ему все можно. Пытается захватить инициативу в свои руки, чтобы не стать жертвой агрессии самому.
Просто так человек не становится жестоким и безжалостным. Счастливый и жизнерадостный ребенок не будет смеяться над сверстником, потому что, например, у него футболка не того цвета. Должно быть объяснение поведения, которое побуждает подобные действия. К основным причинам буллинга среди подростков можно отнести:
Недостаток воспитания
Родители, которые не уделяют должное внимание воспитанию детей, или своим примером показывают, что агрессия, крики, физическая сила – это норма поведения в семье, получают склонных к агрессии подростков. Бывают исключения: ребенок смотрит на происходящее в семье и принимает решение быть добрым, справедливым и благородным
Но чаще всего в рамках такого психологического климата взращиваются будущие тираны и агрессоры.
Семейное насилие. Как известно, у большинства деспотов и тиранов были психологические травмы, полученные в детстве. Если над ребенком издеваются родители, а он не может дать им отпор, то свою агрессию он вымещает на более слабых сверстниках. К сожалению, такое поведение часто перетекает и во взрослую жизнь. Вместо консультации психолога и проработки детских травм и переживаний, человек выбирает новых жертв и подвергает их травле.
Самоутверждение. Агрессия и нападки на более слабых – популярный способ доказать свое лидирующее положение в обществе. Когда ребенок не может показать свое первенство успешными результатами или выдающимися талантами, он скорее всего, выберет путь унижения слабых. Кроме того, если у буллера в семье нездоровые психологические отношения, ситуация только усугубляется.
Различные психические отклонения:
- Нарциссизм –самовлюбленный агрессор считает себя выше всех остальных. Позволяет себе любые действия по отношению к другим.
- Театральное расстройство – желание всегда быть в центре внимания. А буллинг – самое простое средство достижения этой цели.
- Обсессивно-компульсивное расстройство – действует как средство снятия стресса при таком состоянии.
От школьного буллинга в первую очередь страдает жертва. В тяжелых случаях некоторые пострадавшие впадают в затяжную депрессию и могут быть склонны к суициду
Но стоит принять во внимание и самого буллера. В первую очередь это ребенок, которому нужна поддержка, любовь и забота
Если вовремя не оказать помощь агрессору, он не научится взаимодействовать с людьми. Как следствие, люди не смогут самореализоваться в жизни и еще больше будут страдать от этого.
Буллинг со стороны учителя
Слово «травля» само по себе хорошо всем знакомо, эмоционально окрашено и, как правило, вызывает в сознании довольно яркие картины. Что вы представляете при этом? Охоту, когда свора гончих травит зверя в лесу или же издевательства над человеком в группе?
Сейчас появился даже специальный термин «буллинг».
Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.
Запугивание – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями как для жертв буллинга, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия.
Частично проблема буллинга и заключается в культуре безразличия и бездействия коллектива, унаследованной со старых времен, когда насмешки, травля, унижения, преследование и физическое насилие среди детей не считалось чем-то опасным. Взрослые, родители и учителя раньше считали хулиганство практически естественным для детей, оправдывая себя тем, что дети «так играют», а мальчишки «всегда дерутся».
К счастью, детские и подростковые издевательства наконец-то попали в центр внимания СМИ, и общественный резонанс вынуждает родителей, учителей, начальников и политиков принимать меры по борьбе с детским насилием.
После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура – классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.
К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог?
Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных.
Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей
В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано
Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослы.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Участники процесса
Все участники процесса буллинга в школе имеют свои особенности, которые проявляются в их поведении.
Жертва
Исследователи выявили, что на роль жертвы часто определяется ребёнок неуверенный в себе, с чувственным, тревожным характером. У него много подозрительности, обидчивости, он склонен к плаксивости, озлобленности. В отношении себя такой ученик самокритичен, нападки и обиды считает заслуженными. Его низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет достойно ответить агрессорам.
В группе риска находятся дети импульсивные, неуклюжие. У них часто бывают внешние особенности, например, большое родимое пятно или хроническое патологии. Они могут быть психологически незрелые для своего возраста, иметь плохую успеваемость. В среднем звене значение приобретают материальные возможности семьи.
Агрессор
Буллеры агрессивно настроены ко всем. Они самоутверждаются за счёт насилия, легко нарушают правила, действуют быстро, потому что не раздумывают, раздражительные и неуравновешенные.
Основные черты агрессоров:
- любят быть в центре внимания;
- физически сильные;
- хотят быть лидером в классе, компании;
- имеют высокий уровень притязаний;
- имеют слабый самоконтроль;
- не признают компромиссов;
- не умеют жалеть и сочувствовать.
Все проблемы буллеры-агрессоры привыкли решать с помощью насилия, другого выхода они не видят.
Наблюдатели
Это самая большая группа участников буллинга. Почти все они испытывают жалость к жертве, но только половина из них хотели помочь, так как сами боялись стать жертвой агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, делают «как все», кто-то хочет заслужить поощрение лидера класса.
Характерные особенности этой категории детей:
- не самостоятельные, легко поддаются внешнему влиянию;
- не умеют ставить себя на место другого, не задумываются о последствиях;
- родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
- озлоблены;
- не уверены в себе;
- имеют трусливый характер.
Агрессивная жестокость проявляется в группе. Один ребёнок не будет поступать так же.
Портрет идеальной жертвы — существует?
Есть стереотип, что жертвами становятся робкие, тревожные и замкнутые люди. Но эксперт отмечает, что их начинают изучать уже после травли. Вполне вероятно, что именно постоянные нападки делают человека запуганным. Были ли пострадавшие такими до травли, доподлинно не известно.
Опасность подвергнуться буллингу повышается у тех, кто сильно отличается от остального коллектива. Общество может негативно воспринять новичка, вливающегося в сформировавшуюся группу, или часто болеющего человека, который не успевает установить крепкие связи с коллективом. Но чаще всего выбор жертвы случаен, и спрогнозировать ситуацию нельзя.
«Одно можно сказать наверняка: жертва никогда не виновата в том, что её травят. И ни в каких случаях она этого не заслужила», – заявляет Марина Ртищева.
Высшее образование
Стань психологом и помогай пострадавшим профессионально
Узнать, как поступить
Причины школьной травли
Общеизвестно, что дети – в массе своей существа безжалостные, необремененные высокими моральными принципами. Поэтому нередко травят они одноклассников потому, что могут. Повзрослев, такие агрессоры часто раскаиваются и даже ищут возможность попросить прощения у жертвы. Другие же оправдывают собственное поведение, считая, что угнетаемый сверстник получал «за дело».
Специалисты выделяют два основных фактора, провоцирующих буллинг в школьном коллективе.
- Неправильное семейное воспитание. Многие агрессоры либо воспитываются в семьях, где царит «поклонение» грубой силе. Родители убеждены, что ребёнок должен уметь постоять за себя, однако излишне усердствуют в своём стремлении воспитать сильного человека. Другой тип агрессора – дети-лидеры, стремящиеся управлять коллективом по собственным правилам.
- Неправильное поведение педагогов. Иногда классные руководители сами провоцируют травлю, выделяя негативные черты в определённом ребёнке. Но чаще учителя просто не замечают начавшихся издевательств по причине занятости или «педагогической слепоты». Налицо попустительство со стороны педагогического коллектива.
Существует версия, что жертвами чаще становятся дети с так называемым виктимным поведением, то есть наиболее подходящие для роли жертвы. Однако это не снимает ответственности с агрессоров. В буллинге виноваты всегда зачинщики, и никогда – жертва.
Можно ли решить проблему законодательно
В решении проблемы буллинга на государственном уровне можно опираться на международный опыт множества стран, рассказывает юрист программы «Травли NET» Анна Копылова. Есть два эффективных способа борьбы с травлей:
1) принять отдельные законы о травле, определяющие явление и обозначающие ответственных за буллинг и меры профилактики травли. Такие законы действуют в том числе в Казахстане, Украине, Японии, Швеции, Великобритании;
2) запустить масштабную государственную программу по предотвращению травли. Она подразумевает профилактику буллинга среди детей и подростков всех возрастов. Такие программы действуют в Норвегии, Германии, Финляндии, Нидерландах, Австрии, Австралии.
В российском законодательстве в настоящее время специальной формулировки о травле и ответственности за нее нет. А значит, вопрос привлечения к ответственности за буллинг сложный и неоднозначный, объясняет Анна. По факту, агрессор может быть наказан только в случае причинения жертве физического вреда или нанесения существенного вреда имуществу. Ответственность за такие действия предусматривают статья 115 УК РФ, и статья 1064 ГК РФ. Если виновник причинения вреда несовершеннолетний, ответственность за содеянное несут родители.
Чтобы изменить ситуацию, в 2022 году юрист программы «Травли NET» Анна Копылова, президент фонда «Юристы помогают детям», адвокат Виктория Дергачева, активист и автор книги об истории травли Светлана Моторина, адвокат и советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Макаров подготовили полноценный проект законодательной инициативы, которым вносятся изменения в различные нормативные акты, прежде всего — в закон об образовании. Этот проект предполагает определение понятия травли и создание государственной программы профилактики буллинга. Пока проект не внесен на рассмотрение Государственной думы.
Анна Копылова
юрист программы «Травли NET»
Безусловно, недостаточно просто прописать в законе или нормативном документе, что такое травля и ввести штраф за нее. Привести к положительному результату и помочь искоренить явление возможно, только если на государственном уровне принята программа профилактики буллинга и в образовательных учреждениях проводятся мероприятия по предотвращению травли.
Еще больше материалов о том, как противостоять травле можно найти на платформе «Гнездо» — агрегаторе образовательных и просветительских проектов и программ. Обратиться с вопросом о буллинге всегда можно на горячую линии программы «Травли.NET» — 8 800 500 44 14 (работает пн-пт, 10:00-20:00 по МСК).
Что делать, чтобы мой ребенок не был задирой?
Это другая сторона буллинга — если ваш ребенок обижает других
Если на него жалуются, в первую очередь обратите внимание на отношения в семье — именно там ребенок берет пример, как вести себя в обществе. Агрессивные дети чаще всего растут там, где между родителями и детьми большая дистанция, недостаточно любви и тепла, где мало интересуются развитием детей, где наказывают силой
Постарайтесь адекватно оценить себя и решить эти проблемы.
В подростковом возрасте авторитеты сдвигаются в сторону сверстников. То есть ребенок ориентируется по большей части на поведение друзей, чем на родителей. Нужно понимать, что у него за друзья и чем они вместе занимаются
Старайтесь осторожно контролировать и направлять. Тут главное, чтобы у него уже были занятия вне школы
Дети с большим количеством различных интересов привлекают к себе похожих друзей. Умеренно загрузите ребенка, тогда будет меньше шансов, что он попадет в плохую компанию.
Не бойтесь отдавать детей в агрессивный спорт. Тренер ММА уверен, что боевые искусства не делают ребенка агрессором, а учат защищаться.
— Мы сразу объясняем, что силу можно применять только в качестве самообороны. Каждый тайский боксер приносит клятву: я никогда не буду кичиться и задирать слабых, я буду уважать старших и тренеров, я буду уважать соперника на ринге и вне ринга. Надир Ашуров, тренер ММА
Психолог утверждает, что телевидение и интернет повышают агрессивность ребенка. Когда он видит, как на экране конфликты решаются силой, он считает, что это норма и начинает вести себя так в реальной жизни. Так что постарайтесь разумно ограничивать детей от воздействия медиа. Но смиритесь: полностью оградить от информации не удастся, запрещенные родителями фильмы и ролики они могут посмотреть и вне дома.
Буллинг: как остановить детскую травлю
Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.
Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.
Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.
Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.
Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.
Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.
Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.
Профилактические методы
Любое явление лучше предотвратить, чем ликвидировать его последствия, и буллинг — не исключение.
Основными методами профилактики случаев травли в школе являются:
- Создание в учебном заведении микроклимата, исключающего возможность и желание агрессивного поведения. Умение решать конфликты, толерантное отношение ко всем ребятам.
- Нацеленность на семью, как источник воспитания ребенка. Изучение поведения родителей, социальной и психологической обстановки в семье. Коррекция внутрисемейных отношений.
- Формирование стрессоустойчивости личности ребенка личным примером, через внеклассные занятия с приведением примеров героизма, жизнестойкости в жизни и искусстве.
- Обучение навыкам конструктивного общения, уважения к личности другого человека.
- Осуждение и пресечение любого асоциального поведения детей.
Стоит чутко реагировать на проявления вражды между отдельными детьми, случаи проявления неуважения или оскорблений. При малейшем подозрении на проявления буллинга необходимо провести разговор как с обидчиком, так и с жертвой.
Каких детей обижают чаще всего?
От буллинга не застрахован ни один ребенок. Страдать могут не только ранимые, но и морально сильные дети. Не имеет значения, каковы мотивы и причины поведения агрессора: насилие в семье, неудовлетворенность жизнью, провокации или что-то еще
Важно осознавать другое: стать жертвой в результате стечения обстоятельств может даже бывший обидчик
Часто сталкиваются с травлей дети:
- с низкой самооценкой. Это уже было отмечено. Низкая самооценка ребенка делает его закрытым, ранимым, «стоящим особняком». Это нередко склоняет сверстников к проявлению агрессии в его сторону;
- которые не способны постоять за себя;
- с физическими особенностями.
Больше полезной информации о том, каких детей обижают чаще всего, вы можете найти в разделе статьи под названием «Жертва».
Как бороться с буллингом в школе?
Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.
Тем,
кого травят
Как НЕ НАДО делать:
- Агрессивно спорить или отвечать тем же;
- Угрожать буллеру;
- Делать вид, что тебе всё равно или что тебе
смешно, когда это не так; - Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.
Как НАДО делать:
- Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
- Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
- Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и
сам(а) о них знаю»); - Разрешить так думать («Это твоё мнение»).
Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.
Буллинг: как остановить травлю
Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе
В первую очередь поговорить с
психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО.
Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не
предъявлять претензии.
Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).
При физическом насилии
необходимо:
Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
Собирать доказательства (справки о здоровье,
испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
Написать заявление в полицию прокуратуру;
Обратиться к чиновникам (местное Управление
образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
Привлечь внимание общественности.