Что делать, если ребенок начинает заболевать

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

«Кризис первой четверти»

Но еще более распространенной ситуацией, когда ребенок не хочет идти в школу, является так называемый «кризис первой четверти». Обычно это происходит так.

Все предшкольное лето будущий первоклашка бурно мечтает о 1-м сентября: как сокровища, рассматривает купленные заранее школьные принадлежности, обещает всем вокруг, что непременно станет отличником, предвкушает прелести школьной дружбы, о которой пишут в книжках…

Праздник наступает: звенит звонок, проходит яркая «линейка», начинаются школьные будни со своими сложностями, ребенок начинает уставать, и… «розовые очки» исчезают!

Первокласснику начинает казаться, что его просто искусно обманули: уроки не так уж интересны, учительница вовсе не такая добрая и понимающая, как мама, и вообще есть куча минусов, о которых никто не предупреждал – например, необходимость соблюдать дисциплину и сидеть за партой полдня!

А если на это еще накладываются проблемы с адаптацией в коллективе (о них мы уже рассказывали) или что-то не получается в учебе, то разочарование может закрепитьсяи на долгие годы сформировать отрицательное отношение к школе!

Как этого избежать?

Во-первых, заранее и без приукрашиваний рассказывай ребенку обо всем, с чем ему предстоит столкнуться в школе, чтобы, например, требования дисциплины и правила поведения не показались ему обидной неожиданностью! Объясняй, чем поясняется то или иное правило, и как можно попросить учителя о каком-либо исключении из этого правила

Например, до звонка выходить самому из класса нельзя, но можно поднять руку и вежливо попроситься выйти – обычно учительница это разрешает!
Во-вторых, не настраивай ребенка заранее на большие успехи и только хорошие оценки! Часто ребенок перестает хотеть ходить в школу именно тогда, когда понимает, что «не оправдал ожиданий»: учиться сложновато, в дневнике появляются не только пятерки… Поэтому лучше вообще не поднимай тему «нужной» успеваемости, а говори с ребенком о  том, каков процесс учебы, как будут проходить уроки, как запомнить и разобраться в преподаваемом материале…
Обязательно хвали его за все успехи и не ругай за неудачи! Это школьнику постарше уже можно сделать выговор за то, что он, к примеру, пошел играть в футбол вместо выполнения домашнего задания! А к первоклашке такие претензии предъявлять просто бессмысленно – ребенок пока что действительно устает, нуждается в физической и эмоциональной «разрядке», его внимание может рассеиваться на посторонние вещи – и это норма!
Никогда не сравнивай его с более успешными одноклассниками – дети этого возраста имеют разные возможности и способности: один может внимательно слушать учителя все 45 минут урока, другой всего 10 – и дисциплинарными мерами тут влиять нельзя! Если видишь, что малыш пока что и впрямь «не тянет», поговори с учителем, может, получится временно как-то ослабить нагрузки: например, если ребенку тяжело вставать рано утром, попроси разрешения опаздывать на 1-й урок или пораньше забирать его с последнего урока, чтобы он мог подольше поспать днем, и т.д.. Если не усугублять ситуацию, чаще замечать успехи малыша и положительные аспекты его школьной жизни, он вскоре привыкнет к новым реалиям, успокоится и проблема «ребенок не хочет в школу» исчезнет сама собой!

Если не усугублять ситуацию, чаще замечать успехи малыша и положительные аспекты его школьной жизни, он вскоре привыкнет к новым реалиям, успокоится и проблема «ребенок не хочет в школу» исчезнет сама собой!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!

Еще несколько легких и интересных упражнения для крох, которые стремятся сесть:

  • Упражнение «Хватай-ка». Разложите по комнате мягкие игрушки (обязательно те, от которых малыш не сможет получить травм). Уложите малыша на маленький фитбол животом вниз и плавно покачивайте его вперед и назад, чтобы ребенок пытался дотянуться до игрушек, напрягая необходимые мышцы.
  • Альтернативная версия упражнения «Хватай-ка»: расстелите на поверхности одеяло, и разложите на расстоянии 20-30 см от малыша пестрые игрушки, книжки и т.п. В попытках дотянуться до цели ребенок будет задействовать основную группу мышц, так что выполнение таких тренировок по 2-3 минуты несколько раз в день позволит значительно их укрепить, подготавливая малыша к будущей нагрузке.
  • Упражнение «Самолетик». Положите ребенка животом вниз на мяч и возьмите за руки, слегка разведя их в стороны, как будто это крылья самолета. Для упражнения потребуется еще один взрослый, который будет держать малыша за ноги и сгибать их в коленях. Кроха в таком положении будет рефлекторно отталкиваться от мяча коленями.

Время, наиболее подходящее для развивающих упражнений с младенцем, — между утренним кормлением и дневным сном.

Когда малыш уже начнет сидеть самостоятельно, периодически усаживайте его себе на колени, но так, чтобы он хорошо опирался на вас. Сначала стоит сидеть не больше трех минут, постепенно увеличивайте время до двадцати минут в день и более. День за днем такое положение будет становиться привычным вашему крохе, и он сможет удерживать его самостоятельно.

Все свои действия стоит преподносить в игровой форме, прививая малышу любовь к новым движениям. Хвалите кроху — он ведь так старается поскорее повзрослеть! Рассказывая стишки или песенки в процессе, вы не только позитивно настроите малыша на занятия, но и поспособствуете его умственному развитию. Помните, что только систематическое выполнение различных упражнений приведет вас к скорому результату. Повторяйте занятия каждый день, и совсем скоро ваш малыш освоит необходимые навыки!

‹Предыдущая
›Следующая

К чему приводит борьба с эмоциями?

Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.

Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать

Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.

Непрожитые до конца, «загнанные в угол» эмоции имеют свойство накапливаться. Они — как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.

Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.

Нужно ли жаропонижающее?

При первых признаках болезни, если возникает лихорадка, многие родители сразу стараются дать ребенку жаропонижающие препараты, чтобы снизить температуру. Но это неверная тактика. Повышение температуры – это защитный механизм, позволяющий активировать иммунитет и создать для вирусов и бактерий неблагоприятную для размножения среду. Поэтому педиатры рекомендуют в случае, если температура не превышает 38,0–38,5℃, не сбивать ее препаратами, а дать ребенку самостоятельно бороться с возбудителями. Однако это правило распространяется не на всех. Снижать температуру при любых ее значениях нужно, если у малыша ранее возникали фебрильные судороги, у него имеются проблемы с нервной системой, особенно – головным мозгом, ребенок плохо реагирует на температуру, имеет хронические болезни. 

Во всех остальных случаях нужно обильное питье, легкая одежда. Приниматься должны жаропонижающие препараты только на основе парацетамола или ибупрофена, строго в возрастной дозировке и с соблюдением интервалов между приемами. Цель – не сбить температуру до заветных 36,6 ℃, а уменьшить ее до безопасных значений, давая возможность иммунитету бороться с инфекцией. Если температура нормализовалась, жаропонижающие курсом принимать не нужно, они только навредят.

Также можно узнать, как распознать ОРВИ при первых признаках, отличить вирусную инфекцию от гриппа и облегчить состояние ребенка при ОРВИ.

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ. МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ УЧАСТИИ ЭКСПЕРТОВ.

Делаем дом безопасным для ребенка

Очень важно ответственно отнестись к созданию безопасного дома, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой. Что можно предпринять, чтобы сделать пространство для ребенка безопасным?

Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким

На пол можно постелить ковер или другое покрытие, надежно зафиксированное так, чтобы малыш не мог споткнуться о него.
На розетках должны быть заглушки.
Провода важно спрятать в плинтусы.
Используйте дверные ограничители.
Установите запоры, замки, задвижки на дверцы шкафчиков и тумбочек, не позволяющие ребенку прищемить пальцы дверью.
Выход на лестницы (если они есть в доме) необходимо перегородить специальными воротами.
Уберите все ножи, посуду и любые бьющиеся предметы.
Держите горячую еду и напитки подальше от края стола.
Устраните любую возможность доступа к химическим средствам для уборки дома.
Используйте специальные заглушки для кранов.
Установите блокировку на сиденье унитаза.
Держите мусорные контейнеры закрытыми.
Аптечка с лекарствами должна переехать как можно дальше и выше.
Блокируйте доступ к любой габаритной мебели, которую можно опрокинуть.
Пользуйтесь силиконовой защитой острых углов мебели.
Уберите все электроприборы в недоступные для малыша места.
Никакого доступа к газовым вентилям.
Уберите все принадлежности для разведения огня.

Сейчас для любой бытовой задачи есть решение и специальные приспособления на все случаи жизни, которые можно как купить, так и сделать самим

Пусть ваш дом будет какое-то время не таким нарядным и наполненным милыми мелочами, зато вам не придется постоянно фиксировать свое внимание на ребенке и тревожиться.

Что может сигнализировать о наличии запора у грудничка?

Если ребенок 2 дня нормально не какает, это признак запора.

Самое главное, на что нужно обратить внимание — это на наличие стула. Если его нет на протяжении 1,5-2 суток, то это свидетельствует о запоре

Также надо учитывать тот факт, что у малышей до 3 месяцев количество испражнений в норме достигает от 2 до 4 раз в день.

А по достижении возраста 1 года количество актов дефекации уменьшается вдвое, нормой считается 1-2 акта дефекации в день.

Родителям очень важно знать, что грудничкам и маленьким детям необходимо давать пищу, соответствующую их возрасту. У малышей кишечник (как и другие органы и системы) развиты не достаточно и находятся в стадии роста

Поэтому употребление пищи не по возрасту может привести к недостаточной усваиваемости и запору.

Если у ребенка нет стула на протяжении суток или же малыш испытывает сложности при опорожнении, то это может указывать на наличие запора. Обычно при правильном питании эта проблема является временной и зачастую проходит сама по себе.

Если малышу трудно сходить в туалет «по-большому», но это все таки удается, то следует пересмотреть его меню и включить в него продукты, благотворно влияющие на процесс пищеварения. Но об этом чуть позже, а пока рассмотрим основные причины появления запоров у грудничков.

Младшая школа

В младшей школе учебная мотивация почти всегда на высоте. Сказывается эффект новизны и престиж статуса первоклассника. В это время ребенку очень важны поощрения и похвала — успех здесь и сейчас, а отдаленные результаты труда его мало интересуют. Поэтому имеет смысл ставить перед ним небольшие близкие цели и обязательно хвалить за старания.

Планируя детский распорядок дня, родителям нужно помнить о том, что дети в этом возрасте еще не могут долго концентрировать внимание. Им нужно разнообразие, переключение, игра

Возможно, чтобы дома сделать уроки, понадобятся переменки. Только не стоит проводить их за телефоном или монитором компьютера — лучше подойдут в меру подвижные игры.

Что давать пить?

В период начала болезни организму нужно больше жидкости для ускорения метаболизма и активизации работы иммунной системы. Малышам до трех лет можно давать пить теплую кипяченную воду, отвары из сухофруктов, компоты, ягодные морсы и соки, разведенные водой в соотношении 1:3. 

С 2-3 лет можно давать негазированную минерально-столовую воду, молоко, травяные чаи с медом (если нет аллергии) или сахаром, лимоном или имбирем. Детям с 7 лет можно готовить напиток Дыши с экстрактами липы и ромашки, а также витамином С

Важно, чтобы напитки были теплыми, но не обжигающими, питье очень горячих напитков повышает температуру тела, может ухудшать состояние, есть риск ожогов. 

Ребенку 1 год: как лечить?

Наибольшие опасения у родителей вызывают любые болезни малышей, которым едва исполнился год. В этом возрасте дети начинают ходить, активно изучают мир вокруг, существенно расширяется их круг общения. Они много времени проводят на улице, играя в песочнице и общаясь со сверстниками, некоторые на втором году жизни начинают посещать ясли. Естественно, шанс подхватить простуду или иные инфекции увеличивается. Малыши еще не обладают навыками соблюдения личной гигиены, чихают или кашляют, не закрывая рот, и таким образом распространяют вирусы или микробы вокруг себя. Многие дети тянут в рот руки, которыми трогали игрушки простуженных малышей. Кроме того, ребенок может заразиться от болеющих взрослых, пришедших в гости, или во время поездки в общественном транспорте, пребывания в людных местах.   

Если ребенок в возрасте 1 года заболевает, что делать родителям? Прежде всего, не нервничать. Если температура высокая или малышу очень плохо, вызывайте врача! Независимо от тяжести заболевания нужно обеспечить малышу покой и достаточный сон. Если ребенок не хочет есть, нужно скорректировать его питание по аппетиту и обязательно давать ему много пить

Важно проветривать и увлажнять воздух в помещении, где находится ребенок, регулярно проводить уборку. Все лекарства, которые вы собираетесь дать ребенку без назначения врача, нужно обязательно проверить – разрешены ли они в этом возрасте. 

Что я могу сделать для ребенка, чтобы предотвратить нездоровый лишний вес и ожирение?

Как помочь ребенку развить здоровые привычки в питании? Поощряйте здоровые привычки в еде.

  • Обеспечьте достаточное количество овощей, зерновых продуктов и фруктов.
  • Включите в рацион обезжиренные молочные продукты или с незначительным содержанием жира.
  • Для обеспечения необходимого количества белка в пище выбирайте нежирное мясо, рыбу, птицу и бобовые.
  • Порции делайте разумного размера.
  • Поощряйте всю семью пить много чистой воды.
  • Ограничьте количество сладких и подслащенных напитков.
  • Сократите до минимума употребление сахара и насыщенных жиров.

Ищите способы сделать любимые блюда более здоровымиИзбавьтесь от тяги к высококалорийным лакомствам

  • Среднего размера яблоко.
  • Среднего размера банан.
  • 1 мисочка ягод.
  • 1 мисочка винограда.
  • 1 мисочка тертой моркови, огурец или сладкий перец.

Высокая температура и внезапное ухудшение самочувствия

Простуду у детей вызывают вирусы. Температура и кашель являются явными симптомами того, что в организме есть воспаление, и ребенка нужно срочно лечить. Если у ребенка высокая температура, высыпания и судороги — не паникуйте! Вы должны сохранять холодную голову, чтобы помочь малышу. Прежде всего, откройте его дыхательные пути, положив ребенка на бок и слегка наклонив голову. Затем обязательно обращайтесь к врачу. После прекращения судорог необходимо понизить температуру. Разденьте вашего малыша, положите ему на лоб холодный компресс с кубиками льда, оденьте в пеленки или подгузник, смоченный в прохладной воде, и дайте жаропонижающее средство. 

Полезно знать

Простуда и кашель в детстве требует быстрого медицинского вмешательства, особенно важно обратиться к врачу при первых признаках недомогания. Это даст нам возможность не только предотвратить развитие болезни, но и уменьшить риск осложнений

Помните, что своевременное лечение поможет избежать применение антибиотиков.

У младенцев простуда обычно протекает более остро, чем у взрослого человека, так как организм еще очень слаб, и не может победить инфекцию. Температура иногда может подниматься выше 40 градусов по Цельсию. Через 2-3 дня она падает, но другие неприятные симптомы простуды сохраняются в течение нескольких дней. В отличие от этого, кашель проходит иногда только через две-три недели.

У детей до шести месяцев основным симптомом простуды могут быть трудности с кормлением: слизистая оболочка носа набухает, и это заставляет ребенка дышать через рот.

Одежда

Если малыш капризничает, чувствует вялость, недомогание, у него повышается температура, часто родители кутают ребенка потеплее, укладывают в постель под теплое одеяло, чтобы он пропотел. Но подобные действия нужны не всегда. Если малышу холодно, у него озноб и повышается температура, ручки и ножки холодные и сухие, действительно, будет полезно одеть малыша в теплый костюм или укутать теплым одеялом, чтобы он согрелся. На фоне повышения температуры сужаются периферические сосуды, тепло концентрируется внутри тела, активно борясь с вирусами или микробами. По мере того как лихорадка достигает своего пика, ребенок становится розовым, горячим на ощупь, начинает потеть. В это время малышу становится жарко, он пытается раскрыться, а заботливые родители кутают его еще сильнее. Делать этого не нельзя, чтобы температура тела снижалась, нужно создать условия для теплоотдачи. Пот и легкая одежда, прохладный воздух комнаты позволяют телу быстрее остывать. Поэтому в период болезни, когда малыш потеет, ему нужна легкая хлопковая одежда, которую стоит часто менять по мере того, как она намокает. 

Совет 1. Сделайте поддержку нормой коммуникации

Для начала задайте себе вопрос: принято ли в вашей семье поддерживать друг друга? Уделяете ли вы время тому, чтобы похвалить ребёнка, узнать, как у него дела, сказать ему что-то приятное?

Поддержка — одна из ключевых родительских функций. Если в семье нет доверительной атмосферы и вечером все молча сидят в телефонах, не стоит рассчитывать, что ребёнок сам начнёт выстраивать с вами близкие отношения.

Чтобы поставить поддержку на первое место, начните отслеживать свои реакции во время разговоров с ребёнком. Если вы чаще реагируете негативно («Почему четыре, а не пять?», «Зачем ты с ним общаешься?», «Даже слушать это не хочу», «Не умеешь — не берись»), уровень поддержки в семье критически низкий. Со временем ребёнок просто перестанет обращаться к вам по каким бы то ни было вопросам.

Возможны и агрессивные ответные реакции, избегание контакта: ребёнок будет закрываться, потому что не получает должной эмоциональной заботы.

А если в ваших реакциях преобладает позитивный настрой («Ничего страшного, получится в следующий раз», «Зато ты попробовал», «Оценки не главное», «Я тебя всё равно люблю»), ребёнок станет охотнее делиться переживаниями и доверять родителям сокровенные вещи.

В чем заключается помощь родителей

Следует понять, какой должна быть помощь родителей, чтобы она не превратилась в гиперопеку. Прежде всего, она не должна сводиться к выполнению задания за ребенка. Это принесет больше вреда, чем пользы.

По мнению психологов, учащимся младших классов помогать нужно. Но цель этой помощи должна быть, прежде всего, в том, чтобы приучить ребенка заниматься самостоятельно. В старших классах нужно помогать только в том случае, когда школьник об этом просит сам.

Важно, помогая ребенку, не превращаться в учителя. У учителя и родителя разные социальные роли

Ребенок, общаясь с родителями, должен чувствовать любовь и поддержку семьи независимо от его успехов в школе.

Исследователи из ВШЭ выделили три типа вовлеченности родителей в учебный процесс:

  1. Контроль и помощь в выполнении домашних заданий.
  2. Помощь с выбором дополнительной литературы, приглашение репетиторов.
  3. Участие в родительских собраниях и работе родительских комитетов.

Они сделали вывод, что именно первый пункт наименее эффективен как способ помощи школьнику.

Исследование также показало, что больше всего родители контролируют учебный процесс, когда они сами не имеют высшего образования, а доход семьи небольшой.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Если дети не хотят помогать по дому, нужно исправлять ситуацию. Родители должны знать, что делать, если дети не помогают по дому. Первым делом нужно определить, с чем именно связан отказ в помощи, на чем именно основывается. Возможно, есть какие-либо веские причины, из-за которых ему сложно, непонятно или неприятно в текущий момент заниматься этим. Спросите о том, как он смотрит на то, чтобы помочь, есть ли у него какое-то решение по этому вопросу, есть ли какой-то план. Во-вторых, нужно в хорошем, дружелюбном тоне начинать увеличивать его сферу деятельности: давать поручения, определить спектр его посильной помощи, но в то же время предоставлять ребёнку определённую степень свободы. Это не возникнет моментально, но шаг за шагом, начиная с обслуживания себя по некоторым вопросам

Важно не переборщить, именно здесь кроется тонкая грань создания внутренней свободы или же несвободы личности. Нельзя заставлять делать слишком много, тогда работа по дому для него сравнится с «каторгой» и ни к чему хорошему не приведёт

Главное, это не сделать из ребёнка социального работника, а создать здоровую, полную любви атмосферу в семье.

Что предпринимать, если вышеописанные способы борьбы с запором у грудничков не помогают?

Глицериновые свечи — лучший способ побороть запор.

В этом случае можно прибегнуть к так называемым механическим воздействиям. К ним относят:

  • применение кусочка мыла и ватной палочек, которые аккуратно вводят в задний проход малыша. Палочку перед этим нужно смазать детским кремом. Иногда стимуляцию вызывает введенный кончик градусника. Однако, в настоящее время созданы специальные и довольно удобные трубочки для отведения газов, которые стали альтернативой уже существующим методам.
  • малышам до 1 года (и не только) можно применять глицериновые свечи, которые вводят в прямую кишку. Этот способ является довольно эффективным;
  • на сегодняшний день есть специальные смеси для грудничков, помогающие избавлять их от запоров. Но перед применением этих смесей лучше посоветоваться с педиатром;
  • если все перечисленные способы борьбы с запором не дали результата, то стоит прибегнуть к применению клизмы. Для грудных деток продаются спринцовки емкостью до 30 мл. Необходимо подготовить чистую воду комнатной температуры и наполнить ею спринцовку. Можно также взять легкий раствор ромашки. Затем аккуратно смазать область заднего прохода малыша детским кремом и ввести кончик спринцовки на 1,5 см. После этого нужно надавить на клизмочку, чтобы вода из нее прошла в кишечник. Для деток от 1 до 3 месяцев обычно достаточно однократного вливания;

В случае, если все вышеназванные методы не оказали должного эффекта, необходимо обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Доктора помогут установить точный диагноз, проведут более глубокое обследование и назначат соответствующее лечение.

Домашние дела

Детям постарше можно поручать простые дела по дому, уже не связанные только с его или её игрушками и книжками

Здесь важно подчеркнуть то, что отныне ребёнок должен нести ответственность за то, что ему поручили. То есть, как и в более раннем возрасте с игрушками, нужно приучать к тому, что какие-то дела делаются регулярно

Начиная с первого класса, ребёнок вполне может справиться со следующими делами:

  • положить корм и налить воды домашним животным;
  • застелить свою постель;
  • чистую одежду повесить в шкаф, а грязную – бросить в корзину;
  • полить цветы;
  • стереть пыль, вынести мусор.

Сейчас практически вся работа по дому выполняется с помощью бытовой техники, а сама техника стала простой в управлении и безопасной. Поэтому в 10-11 лет ребёнку доступно большинство дел по дому:

  • сортировка одежды для стирки, запуск стиральной машины;
  • мытье посуды (вручную или с помощью посудомоечной машины);
  • уборка дома с помощью пылесоса, подметание;
  • приготовление несложных блюд с помощью мультиварки, пароварки, микроволновой печи.

10 лет – самое время, чтобы обучить ребёнка всем этим делам. Не для того, чтобы превратить его в Золушку, а чтобы сформировались умения для взрослой жизни.

Подростков стоит научить и показать на практике:

  • как снимать показания со счётчиков, оплачивать счета за коммунальные услуги;
  • как составить список продуктов для похода в магазин.

Не просите ребёнка раз от разу сделать что-то новое, а решите вместе с ним, какие дела он будет делать регулярно, но обязательно благодарите его. Это поможет создать положительное подкрепление привычки.

Когда пора научиться самому одеваться?

К 2 годам малыш может сам надеть носки, шорты и даже натянуть колготки, пусть и наизнанку. Научиться надевать куртку (не застегивая ее), шапку, варежки и сапожки или валенки. К 3 годам ребенок уже должен не только полностью уметь сам одеваться, но и отмечать, если что-то было сделано неправильно.

Как помочь?

В первую очередь необходимо поощрять самостоятельность малыша и показывать ему, как правильно. Ни в коем случае нельзя торопить или прерывать, а тем более ругать малыша. Надел наизнанку? Покажите ему, что не так и как это исправить.

Помогайте малышу стать самостоятельным:

  • поддерживайте стремление к самостоятельности;
  • поощряйте, хвалите малыша даже за небольшие достижения;
  • показывайте собственным примером, что и как нужно делать правильно и в каком порядке;
  • не торопите кроху, дайте ему возможность сделать самому, пусть и медленно;
  • не спешите на помощь, пока он сам о ней не попросит;
  • в процессе обучения навыкам используйте потешки и стихи;
  • обучайте играя;
  • мыслите позитивно — тогда ваш положительный настрой передастся малышу, и все трудности он преодолеет играючи.

Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды. Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.

Сделайте дом удобным для малыша:

  • пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять;
  • в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой;
  • все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться;
  • дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу;
  • пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек, если вдруг малыш решит проявить чудеса самостоятельности и сам попробует вытереть себе попу;
  • столовые приборы должны быть подходящего размера;
  • одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.

Дом должен быть не только удобным для малыша, но и безопасным. Сделайте максимально безопасными те области, в которых малыш действует самостоятельно: не ставьте рядом с его вещами тяжелых и колюще-режущих предметов, уберите подальше токсичные вещества и электроприборы.

Самый простой способ научить малыша одеваться — это одевать кукол и игрушки. Первыми малыши осваивают липучки, затем молнии, пуговицы и в последнюю очередь шнурки.

Дети любят быть самостоятельными, просто ненавязчиво помогите им в этом.

Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Лечение СДВГ

Лечение включает два обязательных компонента:

  1. Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации.
  2. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.

Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.

Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать.

Из практики врача:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: