Ребенок-ёж. барнаульский психолог рассказала, как детям и родителям преодолеть подростковый кризис

Старайтесь больше взаимодействовать с одноклассниками — это ваш последний год вместе

Со многими из ребят, с которыми учусь в 11 классе, я знакома практически с первого класса. Когда вспоминаю то беззаботное время, на глазах наворачиваются слёзы. Никак не могу смириться с мыслью, что буквально через два месяца мы разъедемся по разным уголкам нашей Родины и, возможно, больше никогда не увидимся. Чтобы потом, во взрослой жизни, не жалеть о напрасно потраченном времени в школе, старайтесь как можно чаще собираться с одноклассниками. Например, на пикник, квест, поход в кино, прогулку в парке и игру в «UNO» на перемене. Поверьте, эти занятия помогут вам сплотиться и сделать оставшееся время обучения запоминающимся.

Психология подростков

Противоречий в этом возрасте немало: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности. Биполярность психики проявляется во всей своей красе и в отдельных случаях становится причиной серьёзных психических расстройств, которые в этот отрезок человеческой жизни начинаются намного чаще, чем в другие.

Тинейджер осознаёт, что от взрослых он отличается мало, хотя при этом должен им во всём подчиняться. Он всячески старается демонстрировать свою взрослость: в одежде, манере общения, поступках, вредных пристрастиях, таких как курение и употребление спиртных напитков, ранних половых связях.

Конфликт отцов и детей держит тех и других в постоянном напряжении. С одной стороны, стремясь к независимости, подросток бунтует против советов и мнения взрослых, их стремления ограничить его свободу. С другой – мнение родителей по-прежнему остаётся для него очень важным. Ведь не случайно в поиске собственной идентичности и ролевой модели в обществе он останавливает свой выбор на том, что знакомо ему с детства, чаще всего копируя модели своих родителей. Поэтому пример «отцов» — очень важный фактор в формировании личности ребёнка.

Все подростки проходят через этап полового созревания. Гендерные психологические различия объясняют его особенности у девочек и мальчиков. Так, у первых этот процесс начинается раньше. Девочки нуждаются в психологической близости, отклик на которую они часто находят у ребят, старших по возрасту. Эротический подтекст для них не столь важен, как для молодых людей.

Хотя половое созревание юношей наступает немного позже, зато проявляется оно более бурно. Гиперсексуальность является следствием их психофизиологических особенностей — повышенной половой возбудимости.

Трудность 5. Отсутствие навыков тайм-менеджмента

Многие одиннадцатиклассники сталкиваются с нехваткой времени для подготовки к ЕГЭ и жалуются, что ничего не успевают: уроки, домашние задания, спецкурсы, кружки, секции, общение с семьёй и друзьями — всё это нужно как-то успевать. 

Есть много причин неэффективного использования времени. Например, вредные привычки, опоздания, недостаток отдыха, привычка откладывать всё на последний момент. Их нужно свести к минимуму. И поможет в этом — тайм-менеджмент, умение организовывать свои дела. Подробное про это рассказываем в нашей статье, а также делимся специальными приложениями для планирования и секретами планирования на день, неделю, месяц и год.

Последний год в в школе — волнительное время для выпускников: предстоит сделать очень многое и важно, ничего не забыть. Составили чек-лист дел, которые обязательно нужно сделать в 11 классе

Что важно знать про постановку целей

Постановка цели для подростка предполагает выбор решения из множества возможных результатов. Поэтому нужно учиться формулировать разные цели, чтоб было из чего выбрать. Цель — это фиксирование выбора.

Целеполагание существует лишь тогда, когда есть возможность выбора между желаниями. Цель, которой невозможно достичь, — это некорректная цель.

Приоритетной становится цель, которая имеет план. Любой план — это постановка промежуточных целей.

Итого, когда старшеклассники ставят перед собой цель, она должна быть достаточно высока и одновременно реальна и выполнима.

Теперь можно приступить к самому упражнению для подростков — сказкотерапевтической игре «Моя цель». Упражнение-игра строится по следующему плану:

  1. Разлиновать лист и выписать возможные цели на ближайшее и отдаленное будущее
  2. Выбрать приоритетную цель
  3. Продумать способ достижения приоритетной цели
  4. Вернуться ко всем целям вместе и придумать про них сказку
  5. Проанализировать сказку самостоятельно или по вопросам. Можно делать в группе подростков

Начнем с придумывания целей.

Совет 1. Уважайте подростка

В пубертате подростки очень чувствительны к вопросу своего положения и статуса. Это значит, что они остро в уважении, в том, чтобы с ними считались

Особенно важно это в раннем и среднем подростковом возрасте — примерно с тринадцати до семнадцати лет. 

Родительский контроль может восприниматься как неуважение, если он проявляется через необоснованные правила или наказания («Ты не будешь встречаться с этим мальчиком, потому что я так сказал!»). Кроме того, если раздавать указания подростку свысока, это может вызвать бунт. 

И наоборот, если подростки чувствуют, что их уважают, а мнение учитывается в семье, — это мотивирует их вести себя более ответственно. Чтобы понять их, проведите мысленный эксперимент. Представьте, что начальник вас за человека не считает: орет, придирается по мелочам, заставляет все переделывать по сто раз. Вы явно не будете стремиться проявлять инициативу. Будьте начальником, который доверяет, хвалит и общается на равных — тогда и подростку захочется брать на себя ответственность.

Иметь свою точку зрения

Если ваш ребенок много учится, ответственно выполняет задания и прислушивается к вам, то вам переживать не стоит. Дети могут играть в футбол весь день, читать учебники по истории или фантастические романы. И это нормально: отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего не хочется делать.

Но если ребенка не интересует больше ничего, кроме его хороших оценок, он боится возразить взрослым, что хочет заняться чем-то другим, то что-то идет не так. Послушание и уступчивость — не лучшие качества для взрослой жизни. Лучше дать ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность принимать решения даже в сфере образования. Это разовьет независимость и облегчит его жизнь. Но все хорошо в меру, о чем стоит помнить.

Быть отличником — это здорово, когда это твое решение и твой выбор. Но и в средних оценках нет ничего плохого, ведь успех в жизни не определяется школьным аттестатом. Хотя с этим могут быть согласны далеко не все. Многие из нас, кто привыкли быть отличниками, продолжают искать верный способ «жить на пятерку» и часто разочаровываются в неидеальности этого мира. Если вы один из таких, то стоит обратиться за помощью к психологу.

Дружба для девочки

В школьном и подростковом возрасте важны не только отношения со взрослыми, с родителями, но и дружба и товарищеские отношения с ровесниками. В основном для этого возраста характерна однополая дружба, и к своим привязанностям девочки относятся особо ревностно. Это также напрямую связано с эмоциональностью и вербальным восприятием. Отношения с подругами крайне важны для девочки, и они оказывают на нее очень большое влияние. Ссора с подругой или ее резкие высказывания могут вызывать все негативные эмоции, вплоть до истерик и депрессий

Важно следить за дружбой, окружением девочки и знать ее подруг, внимательно отслеживать, какое влияние оказывают на нее знакомые девочки. Эти отношения закладывают дальнейшую коммуникабельность во взрослом возрасте

Если сейчас ребенок переживет трагедию в дружбе или отстранится от коллектива — это может привести его к тому, что она станет «белой вороной», замкнутой и необщительной личностью.

Лиза,

18 лет

По правде говоря, я изначально готовилась получить только среднее специальное образование, поэтому к ЕГЭ должной подготовки у меня не было. Зато планы были грандиозные: переехать в другой город и отучиться на гримера. После экзаменов и получения школьного аттестата стало ясно, что ничего не выйдет, — все упиралось в деньги. Я приняла решение накопить за год определенную сумму и потом ехать поступать.

Родственники неоднозначно отнеслись к такому повороту событий, но особых разногласий не возникло. Все прекрасно понимали, что мера по большей части вынужденная, и даже ощущали свою вину за то, что не смогли мне помочь. Поэтому никто не давил.

Очень часто я слышала от учителей, что ученики, не поступившие сразу после школы, потом вообще не идут в вузы, а это значит, что они автоматически становятся неудачниками.

На мой взгляд, это не так. Можно добиться успеха и без высшего образования. Я поняла, что хочу попробовать себя в разных сферах. Для нас открыто столько дверей и возможностей! Можно сказать, что сейчас я нахожусь в стадии поиска себя. В ближайшие пару месяцев планирую работать и окончить курсы пирсера, а дальше как пойдет.

Многие боятся брать перерыв от учебы по множеству причин, но мне кажется, что gap year нужен. Проще решить, чего ты хочешь от жизни, когда на тебя не давит куча домашней работы, экзаменов и стресса.

Проблема 3. Слишком сложно / завышенные ожидания

Павел пошёл учиться на дата-сайентиста, представляя себя успешным специалистом с огромной зарплатой. В процессе оказалось, что путь долог и труден, гуманитарию не поддаётся большое количество математики, да и  вообще — сложно. 

По словам специалистов, это самая частая причина срывов в линейке аналитических профессий. Отчасти поэтому менеджеры по продажам на начальном этапе тщательно расспрашивают желающего купить курс, уверен ли он, что ему подойдёт именно эта специальность, так как, когда наступят сложности, всё будет зависеть от мотивации, усидчивости и осознанности ученика. 

Когда ученик перестаёт заниматься и выясняется, что проблема именно в этом, координаторы доносят до него мысль, что здесь всё, как в школе. Со временем будет легче, главное — войти в процесс и приучить себя заниматься, постепенно погрузиться в новую область. 

“Бывает, ученик говорит: “Я переоценил себя, мои мозги не тянут, мне всё сложно”, — рассказывает Регина Сметанкина. — На самом деле  ученики очень часто на себя наговаривают. С опытом понимаешь, что иногда взрослые студенты ведут себя совсем как дети: они сталкиваются с одной проблемой — и всё, они застопорились, “я тупой, я ничего не понимаю”. Начинаешь копать, а оказывается всё у него шло хорошо, он просто застрял на одной задаче. К таким студентам приходят на помощь координаторы и менторы. Я пришла к тому, что не нужно давить на то, чтобы обязательно прорешали всё по ходу курса. Студенты меня научили, что можно перейти к другому модулю или инструменту, потом вернуться и доделать”.  

Эта причина часто возникает ещё и тогда, когда студенты стесняются задавать вопросы менторам или преподавателям. “Большинство наших студентов первый раз в жизни сталкиваются с программированием, у них появляются вопросы, но они боятся их задать, потому что кажется, будто остальные всё знают, а их вопрос покажется глупым, — говорит методист курсов С#, QAP, QAJA Анна Мазалова. — В итоге ученики начинают накапливать вопросы до момента, пока не накопится клубок нерешённых вопросов и они не поймут, что всё. Они уже не могут разобраться с этим и уже даже не знают, о чём спросить в первую очередь”. 

“Как мы транслируем в школе: не нужно оставаться один на один с проблемой, — продолжает Регина Сметанкина. — Всегда готовы помочь наши менторы, это их работа. Часто помогают однокурсники. И уж точно не нужно бояться задавать вопросы. Студенты часто думают: “Ой, у меня такой глупый вопрос, все умные, а мой вопрос дурацкий, я опозорюсь”. Не бывает глупых вопросов. К тому же в Slack всегда можно посмотреть ответы на вопросы, которые уже задавали. И ещё: не нужно опускать руки, когда кажется, что не получается. Поделись проблемой с координатором — он готов выслушать, дать совет”. 

Если, будучи подростком, вы поздно ложитесь спать, вы не ленивы. Просто ваши биологические часы работают по-другому

tenor.com

«Существуют веские доказательства того, что половое созревание вызывает изменение отношения к вечернему времени, — объясняет Стейн. — Вполне естественно, что подростки хотят позже ложиться и позже вставать. И это вполне доказано на биологическом уровне».

Вуд соглашается: «В среднем и позднем подростковом возрасте в вас просыпается ребенок, который не хочет ложиться спать раньше полуночи и вставать раньше 9-10 часов утра».

Проблема в том, что родители настаивают на том, чтобы их дети жили по «взрослому» расписанию. «Большинство школ работает с 9:00 до 15:30, — говорит Стивен, — потому что более позднее время начала обучения связывают с лучшими оценками и меньшей вероятностью проявления антисоциального поведения».

По словам специалиста, было бы «легко» перенести школьные часы на более позднее время, но на дороге встают практические трудности. Одна из них — обычно детей завозят в школу родители перед работой. «Попытка перенести начало уроков кажется хорошим решением, но ее реализация может быть очень трудной», — считает Вуд.

Это приводит к тому, что многие подростки страдают от хронического недосыпа. «Проблема лишь усугубляется из-за использования телефонов и социальных сетей, — утверждает Стейн. — Все мы знаем, как важен сон. Его отсутствие связано с ожирением, суицидальными наклонностями и поведенческими проблемами. А подростки и вовсе получают двойной удар, потому что область мозга, участвующая в управляющих функциях, особенно восприимчива к недосыпанию из-за ее недоразвитости».

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени

Обратите внимание на следующие симптомы:

  • снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
  • нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
  • изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
  • состояние повышенной усталости
  • перебои в аппетите, длительный отказ от еды
  • чувство вины или стыда
  • рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
  • нежелание общаться с кем-либо
  • мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

А можно ли назвать любовь подростков настоящей?

От психологов можно нередко услышать о том, что любовь в таком возрасте является лишь репетицией настоящего чувства. Несмотря на то что в подростках просыпаются потребность сближаться и поддерживать отношения на романтической ноте. На самом деле для них собственные интересы и переживания всегда остаются на первом месте. Поэтому принято говорить, что школьников привлекает не столько симпатичный объект противоположного пола, сколько эмоции, получаемые от чувств, которые он испытывает.

Такая стадия «любовного эгоизма» — совершенно нормальный процесс развития.

Следует отметить, что настоящая любовь в 14 лет — явление довольно редкое. Чаще всего такой возраст характерен для мимолетных увлечений и кратковременной влюбленности. Но это ничуть не сказывается на силе и качестве эмоций, которые свойственно переживать подросткам.

Поэтому родителям не стоит говорить детям о том, что это все временное явление, которое не относится к настоящей любви. А также делать акцент на том, что такие чувства не возникают в 14 лет и прочее. В такой ситуации необходимо серьезно относиться к чувствам своего ребенка. Но ни в коем случае не паниковать и не бить тревогу, а постараться поддержать подростка.

Почему вообще подростки так себя ведут?

У людей случаются возрастные кризисы (например, кризис трёх лет, семи лет, подростковый, среднего возраста), и это нормально. Главное отличие подросткового этапа — он потому и называется переходным — в том, что происходят мощные физиологические перестройки и гормональный всплеск. Иногда случается такое, что одни процессы в организме не успевают за другими, и тогда может скакать давление, например.

Фото: Lipik Stock Media / Shutterstock

А если говорить о психологии, то именно в этом возрасте идёт построение идентичности, человек ищет ответы на вопросы «Кто я?», «Чего хочу?», «Кто мне нравится?», «С кем я хочу дружить?», «Что вообще хочу делать по жизни?». Он начинает претендовать на взрослость, но при этом, когда от него требуются взрослые действия, он чувствует себя ребёнком, говорит: «Я не хочу». Банальный пример: гулять до ночи он хочет как взрослый, а носки перед прогулкой ему ищет мама.

Что происходит с телом?

У девочек переходный возраст начинается в промежутке с восьми до тринадцати лет, у мальчиков — с девяти до четырнадцати. Физиологические изменения занимают от двух до пяти лет, но психологическая взрослость может наступить гораздо позже.

Раньше считалось, что «трудное» поведение подростков объясняется тем, что их мозг еще не до конца развит. Однако последние исследования показывают, что у подростков вовсе не «полусырой» мозг. По мнению нейробиологов, эволюция специально сделала его другим, чем у ребенка или взрослого.

Мозг подростка отличается особой способностью меняться под воздействием среды, и это  — «обоюдоострый меч». С одной стороны, пластичность позволяет подростку в пубертате совершить огромный прогресс в мышлении и социализации, а с другой — делает особенно уязвимым к рискованному поведению и ментальным расстройствам. 

Это связано с тем, что две очень важные области в мозге подростка расходятся в развитии. Лимбическая система, которая отвечает за эмоции, активизируется со стартом пубертата и полностью «включается» в последующие несколько лет. А префронтальная кора, центр здравомыслия и стоп-сигналов для импульсивных порывов, полностью развивается только к двадцати годам или даже позже. То есть дисбаланс сохраняется около десяти лет, пока взрослая «система противовесов» у человека еще не до конца сформировалась. 

Именно поэтому у подростков есть сложности с самоконтролем, оценкой рисков и выгоды. Префронтальная кора также участвует в способности разбираться в запутанных человеческих отношениях, отличать врагов от друзей, вливаться в различные социальные группы и выбирать партнера. Со всем этим тинейджеру тоже тяжело справляться. 

Периоды подросткового возраста

Про подростковый возраст большинство родителей думает с содроганием: бывший милым и понятным ребёнок начинает стремительно меняться, закрывается, отдаляется и, конечно, обвиняет родителей, что они его совершенно не понимают. И как же родителям понять подростка? Как войти в этот непростой для всех возраст тем самым редким понимающим родителем? Давайте разбираться.

Прежде всего, важно разобраться в теории. Длительность подросткового возраста бывает разной: обычно это промежуток от 11 до 15 лет

В это время человек меняется и внешне, и внутренне: постепенно сепарируясь от родителей, он выбирается своей основной деятельностью поиск и становление себя, развитие личных отношений со сверстниками, осознание себя частью сообщества.

Советский психолог и педагог Даниил Борисович Эльконин выделил три основные стадии подросткового возраста:

от 10 до 12 лет подростки стремятся находиться среди сверстников;
от 12 до 13 лет для них становится важно занять своё место в группе ровесников;
от 14 до 15 лет становится принципиальным получить признание своей самостоятельности, индивидуальности и ценности.

Подростки часто одновременно самокритичны и излишне самоуверенны, как бы парадоксально это не было. Ваш ребёнок проживает тяжёлое время: он недоволен собой, но при этом ему кажется, что он уже всё знает и ему не нужна опека. В это время критика родителей воспринимается особенно остро, а их ограничения кажутся несправедливыми.

Периоды подросткового возраста

Знать, что тебя слышат

Тинейджеры устроены так, что не слышат никого вокруг, но хотят чтобы к их мнению прислушивались. Причина такого поведения — сосредоточенность на собственной персоне. Но для них ценно быть услышанными. Поэтому молодость часто наполнена творчеством. Ведь это отличный способ заявить миру о себе. Факт непринятия подростка и отрицания его ценностей оставляет глубокую рану. Подростки ходят не только быть услышанными, но и понятыми.

Частая претензия взрослых к ребенку звучит так: «Они меня не слышат, игнорируют мои увлечения и не считаются с мнением». А отчаянные и обессиленные родители продолжают читать нотации по поводу учебы, запрета на алкоголь и тусовок с друзьями. Иногда полезно все же замолчать и выслушать тинейджера.

Проблема 4. Разочарование в выборе

Светлана взялась за курсы, но в процессе поняла, что это вообще не её. Пыталась закончить из принципа, но разочаровалась окончательно и больше не хочет записываться ни на какие курсы, потому что опасается, что и с ними будет так же. 

“Частая проблема — люди видят рекламу, где им говорят: пройдите курс и будете получать кучу денег, вот он я, разработчик, сижу с ноутбуком у моря, и у вас будет так же, — рассказывает Анна Мазалова. — У них создаётся впечатление, что они придут, им дадут волшебную таблетку, которая решит все проблемы, не нужно будет делать ничего самим. Но на деле оказывается, что нужно тратить время, выполнять задания, и у них происходит конфликт “ожидание/реальность”. Также мотивация теряется, когда люди понимают, что не могут получить очень быстрый результат. Потому что любой серьёзный курс со сменой профессии — это полгода-год, а все хотят молниеносного результата. Нужно помнить, что первые 1–2 месяца — это погружение, адаптация, изучение основ. Люди разбираются и в это время ещё не могут приступить к реальной практике, из-за чего теряется мотивация. Ещё один вариант: студент не разобрался в специфике профессии. Часто так приходят обучаться на тестировщика и только в процессе понимают, что это не их. Проблема недоинформированности”.

В таком случае также не всё потеряно: координаторы помогут определиться с тем, чего на самом деле хочется студенту, а современные онлайн-школы дают возможность перейти на другую специальность уже в процессе учёбы. 

Если глобальная цель ученика — не какая-то определённая специальность, а желание в принципе сменить профессию и перейти в онлайн, можно подобрать более подходящий и интересный для него курс. 

Если с момента начала обучения прошло не больше двух недель, в SkillFactory сумму, уплаченную за курс, в полном объёме засчитывают в счёт оплаты новой специальности. Если студент решил уйти совсем, деньги ему вернут. Если прошло больше времени, оплату рассчитают по прогрессу студента на первом курсе и зачислят в качестве скидки при оплате нового. Если выбранный курс окажется дороже, часть средств ученику вернут, если дешевле, нужно будет доплатить разницу. 

Настя,

19 лет

Последние три года в школе я была полна уверенности, что буду поступать. И не абы куда, а в Дальневосточный федеральный университет. Экзамены были сданы очень даже неплохо, но документы я не стала подавать из-за одной только мысли: «А хочу ли я этого?» Я многому научилась за три года подготовки к ЕГЭ — усидчивости, терпению, — но я совершенно себя не понимала и не понимаю. Как можно определиться с профессией, если ты себя еще не знаешь? Ну вот абсолютно. Для меня пять лет учебы в вузе — это очень много. Без осознанного выбора это время будет потрачено зря.

Родители восприняли мое решение очень странно. Они прошли все стадии: от отрицания до принятия.

Их настораживает эта ситуация, но путем переговоров мы пришли к единому решению: «Настя, делай все, что душе угодно. Ищи себя»

Родителям важно, чтобы я не стояла на месте. Остальные родственники не в курсе, они думают, что я учусь в местном университете в Челябинске

Вокруг непоступивших подростков существует целая стигма. Взять год или два отдыха после школы значит носить клеймо безрассудного, безответственного человека, который не думает о будущем, о своей пенсии. Отчасти это правда — я пока о своей пенсии не думаю. Если вы планируете притормозить с университетом, то нужно быть готовым встретить непонимание. В основном со стороны старшего поколения.

В любом случае все зависит от вас. Мне кажется, сейчас лучшее время, чтобы искать, заниматься исследованием мира и себя. Я полна уверенности, что этот год принесет мне немало сюрпризов, и не жду, что они все будут хорошими. Я собираюсь работать и уже запланировала парочку служебных поездок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: