Почему дети ссорятся?
Главными причинами ссоры между детьми являются:
- Борьба за обладание вещами (игрушками, одеждой, косметикой, электроникой). Вы, наверное, часто слышали, как один ребенок кричит другому: «Не трогай, это моё!». У каждого ребенка должны быть именно его вещи. Некоторые родители хотят, чтобы, например, игрушки были общими. Но, таким образом, в отношениях между детьми становится ещё больше проблем, – так утверждают психологи. Ребенок будет ценить, беречь только свои собственные игрушки, а общие – не представляют для него ценности, поэтому, чтобы не отдавать их брату или сестре, он может просто поломать игрушки. В этом случае нужно предоставить ребенку личное пространство: закрывающиеся на замок тумбочки, ящички, шкафчики, где малыш может положить свои ценные вещи и не беспокоиться за их сохранность.
- Разделение обязанностей. Если одному ребенку дали задание вынести мусор или выгулять собаку, помыть посуду, то тут же звучит вопрос: «А почему я, а не он/она?» Поэтому нужно давать нагрузку каждому ребенку, и, если им не нравиться своё задание — пусть поменяются.
- Неравное отношение родителей к детям. Если одному ребенку позволено больше, чем другому, то это вызывает возмущение второго и, конечно же, ссору с братом или сестрой. Например, если одному дают больше карманных денег, разрешают дольше гулять на улице, или играть в игры на компьютере – это повод для ссоры. Чтобы избежать конфликтов, нужно объяснять детям, чем мотивированно ваше решение поступать именно так, а не иначе. Рассказать о разнице в возрасте и вытекающих отсюда обязанностях и привилегиях.
- Сравнения. В этом случае сами родители являются источником конфликта. Когда родители проводят сравнения между детьми, они заставляют детей соперничать. «Посмотри, какая послушная у тебя сестричка, а ты…» или «Какой же ты медлительный, посмотри на братика…» Родители думают, что таким образом один ребенок будет перенимать у другого лучшие качества, но этого не случается. Ребенок воспринимает информацию не так, как взрослые, и на такие замечания у него возникает мысль: «Если родители так говорят, значит, я – плохой ребенок, а мой брат или сестра – хорошая».
Причины для обид
Дальнейшие действия зависят от того, что послужило поводом для конфликта. Это может быть:
- оскорбление;
- обман;
- прогул;
- списывание.
Оскорбление. Многие подростки любят шутки, связанные с сарказмом, иронией и им это кажется забавным юмором. Но так ли это выглядит с позиции того, над кем шутят? Нередко, увлекаясь, подростки переходят на откровенную грубость. Однако если объект сарказма — взрослый человек, такое поведение неуместно.
Если это произошло, то прося прощения, нужно честно признать, что позволил себе слишком много и хотел показаться самым остроумным. Если грубость была допущена при всём классе, то и было бы справедливо попросить прощения при этих же свидетелях, хотя и страшно. Главное помнить, что извиняться не стыдно – стыдно быть хамом, которому не хватает силы духа, чтобы признать ошибку.
Обман
То, что честность важно известно многим, но не всегда получается во поступать именно так. Дети идут на обман ради хорошей оценки, прогула – в общем, ради собственной выгоды
И когда обман всплывает, нужно извиниться и признать это. Разумеется, вернуть доверие сразу вряд ли получится, поэтому впоследствии понадобится честно и сразу говорить о проблеме. Адекватный человек поймёт, каких усилий это стоило – ведь обмануть проще.
Списывание. Пожалуй, самый распространённый повод для конфликта, за который, обычно, попадает сразу двоим. Для того, чтобы исправить ситуацию, извиняться придётся обоим, лучше по отдельности.
Как предупредить конфликты между детьми
«Разруливать» ситуацию намного сложнее, чем ее предупредить. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы максимально снизить накал страстей между детьми.
1 Избавиться от стереотипов относительно младшего ребенка. Дети в семье рождаются в определенном порядке, который нужно сохранять в отношениях. Старший ребенок учится ответственности, младший — уважению
Важно сохранять иерархию в семье. Сперва положить еду и подарить подарок старшему, а потом младшему
Если старшему было поручено присмотреть за младшим, но произошло непредвиденное происшествие, то сперва спрашиваем с младшего, наверное, он плохо слушался.
2 Определить каждому его «территорию»
Важно, чтобы у каждого ребенка в семье было свое пространство, свои игрушки. Это создает у них чувство безопасности
Учить делиться — не лучший вариант. Прежде чем ребенок начнет понимать, что он может поделиться, у него должно укрепиться чувство собственности — «мое». Важно разделить: это кровать старшего, а эта младшего; это игрушки старшего, а эти — младшего. Понятно, что дети все равно будут играть все вместе, игрушки перепутаются, но если дети начнут ссориться между собой, то игрушка будет возвращена владельцу. У второго же ребенка будет формироваться уверенность, что с его игрушкой поступят так же — вернут ему.
3 Не бросать ритуалы и традиции, к которым привык ребенок. Понятно, что с появлением младшего ребенка растет количество забот, а запас родительских сил может иссякнуть
Но важно понимать, какой травмой для старшего ребенка будет потеря ритуалов, которые были у них в семье до рождения второго ребенка. Важно постараться, чтобы насколько это возможно, они сохранились
Чтобы старший ребенок не чувствовал себя покинутым. Поэтому, если до рождения малыша вы каждый вечер собирались за ужином и делились новостями за день, то постарайтесь сохранить эту традицию.
4 Не перекладывать на ребенка заботу о младшем
Конечно, важно включать ребенка в общие семейные дела, в том числе и связанные с заботой о младшем, но делать это нужно так, чтобы это было по силам и не в тягость. Не стоит забывать, что он тоже еще маленький, он тоже имеет право на детство, на радость, на свои интересы
Он не обязан становиться «сиделкой», он действительно «не просил рожать братика». Да даже если и просил… Он не обязан становиться родителем ни в пять, ни в тринадцать лет. У этого возраста другие задачи.
5 Не идеализировать старшего ребенка. Младшему никогда не догнать его, хотя бы по возрасту. Ему вовсе не обязательно становиться таким как брат или сестра. Ему достаточно быть собой. Помните, что у каждого ребенка свой путь, они не должны быть похожи друг на друга.
Восьмилетняя Лена очень переживает из-за того, что ее обижает старшая сестра. Она все время пакостит, а родителям говорит, что это сделала Лена. С точки зрения родителей, старшая идеальная дочь не может врать, поэтому и наказывают снова Лену. Несправедливо…
Родители одиннадцатилетнего Вани все время ставят ему в пример старшего брата, который в свои пятнадцать посещает несколько кружков и уже выиграл всероссийскую олимпиаду по физике. Ваню насильно ведут к тем же тренерам, репетиторам, как бы вынуждают превратиться в брата. А Ваня хочет рисовать или заниматься музыкой. Его как будто насильно заставляют жить не своей жизнью. Ну какая тут любовь к брату!
6 Если старший ведет себя как малыш, начать уделять ему больше внимания и немного подыграть. Старший ребенок при появлении младшего часто начинает вести себя как маленький
Так он стремится получить внимание, которого ему так не хватает. «Ведь если маленький так себя ведет, и о нем заботятся, то если я буду делать так же, то и обо мне позаботятся», — думает ребенок
Не ругайте его за это. Кроме подражания малышу у старшего ребенка при виде младенца всплывает память о собственном младенчестве. Он действительно может скучать по тому времени. Поддержите его игры, покормите его тоже из бутылочки, запеленайте, как малыша. Через некоторое время потребность в таком поведении у него отпадет.
7 Выслушать каждого
При ссорах между детьми в семье важно услышать каждого, независимо от возраста. Важно объяснить, что хотела сказать старшая сестра, почему обиделась младшая
Рассмотреть ситуацию с обеих сторон. Каждый ребенок должен чувствовать, что его слышат, ему доверяют. Тогда и поводов для вражды будет меньше, а шансы построить близкие и дружеские отношения значительно возрастут.
Как распознать конфликт
► К конфликтам между учителями и родителями может привести следующее поведение родителей:
- проявление агрессии к учителям и другим родителям;
- истеричные и недовольные высказывания в сторону учителей и руководства школы;
- постоянные придирки к учителю и отрицательная оценка его работы;
- навязывание своей точки зрения, втягивание других родителей и учеников в конфликт, создание группировок, противостоящих школе;
- завышенное мнение о способностях своего ребенка;
- отсутствие внимания к ребенку;
- перекладывание ответственности за воспитание ребенка на школу.
► Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:
- игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при управлении классом;
- использование конфиденциальной информации во вред отдельным ученикам и их родителям;
- отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
- некомпетентность учителя в преподавании своего предмета;
- пренебрежительное отношение к ученикам и умышленное занижение оценок — из-за поведения или несогласия с точкой зрения учителя;
- попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.
Если какой-то из перечисленных пунктов касается вас, возможно, претензии родителей имеют под собой основания.
Программа по теме:
Технологии оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
4589 руб. 3059 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Как педагогу решать конфликты с родителями?
Что делать, если конфликт возник с одним родителем?
1. Постарайтесь понять, что послужило поводом, а что причиной. Это поможет понять, в каком направлении нужно действовать.
2. Не пытайтесь разговаривать с родителем один на один. Особенно если понимаете, что человек настроен на ссору. Беседуйте и, главное, принимайте решения только в присутствии директора, завуча, психолога или социального педагога. Это помогает и сократить общение, и сделать его более продуктивным.
Помните, что во время этого разговора вы:
- действуете исключительно в интересах ребенка;
- должны обозначить цель, которой хотите достигнуть;
- проговариваете конкретные шаги, которые будут предприняты, и сроки, в которые нужно уложиться;
- договариваетесь о следующей встрече, на которой сможете провести предварительные итоги и откорректировать план действий.
Что делать, если возник конфликт «педагог — группа родителей»?
Даже когда недовольных много, настаивайте на том, что обсуждать сложившуюся ситуацию вы будете только с родительским комитетом. Пусть это будет три, максимум пять человек. Если больше, скорее всего, не удастся направить разговор в конструктивное русло.
Организацию такого собрания берите в свои руки, привлекайте администрацию школы в качестве нейтральной стороны. Она все-таки заинтересована в мирном решении, поэтому хотя бы с организационной частью должна помочь.
Предоставляйте слово каждому родителю по очереди
Обратите внимание на то, что вам хотелось бы услышать не только о проблемах, но и о том, чего ожидают от их решения
Постарайтесь превратить проблемы в задачи, предложите варианты их решения. Если родители готовы к обсуждению, спокойно выслушайте их.
Если вы пишете какие-то сообщения, всегда будьте готовы к тому, что их сможет прочитать кто угодно, да еще и с «правильной» подачей. Если приходится отвечать, старайтесь не поддаваться эмоциям, сообщая только факты. Плюс онлайн общения в том, что там есть возможность подумать, мгновенная реакция эффектна, но необязательна.
Важно как можно скорее перенести разговор в офлайн-пространство. Если человек действительно заинтересован в решении вопроса, он найдет возможность встретиться лично.
Что делать, если родители жалуются в вышестоящие инстанции?
Конечно, есть исключения, но чаще всего такие жалобы спускаются на школу. Будьте готовы, что отвечать все равно придется вам. И, как показывает опыт, целью здесь будет успокоить родителей, а не найти ответ на вопрос.
Действия педагога для предупреждения конфликтных ситуаций
Зная причины недовольства, можно своевременно распознать зарождающийся конфликт учителя и родителя ученика и не допустить инцидента. Необходимо чутко реагировать на изменение атмосферы в классе, потому что именно от своих детей родители узнают о том, что творится в школе. Вероятность конфликта с родителем снижается, если учитель:
- проявляет уважение к личности ученика и его мнению, даже если оно противоречит его собственному;
- не использует авторитарные методы воспитания («потому что я так сказал»), а объясняет свою точку зрения;
- владеет методиками снижения внутреннего напряжения.
В общении с родителями:
- не заостряйте внимания на эмоциональном состоянии противоположной стороны;
- не обвиняйте родителей в плохом воспитании детей, не критикуйте их, особенно в присутствии детей и других родителей;
- не возлагайте всю ответственность за воспитание детей только на них;
- разговаривайте не свысока, а на равных;
- включайте их в жизнь класса;
- постарайтесь заглушить свои эмоции и ориентироваться на решение проблемы.
Чего не стоит делать
Не нужно сразу рассказывать каждому встречному о произошедшем: это портит репутацию обоим. Так можно найти себе неприятелей и среди других работников заведения, которые дружат с обиженным. Вряд ли ученику удастся без потерь выиграть такую войну.
Неразумно продолжать в том же духе. Некоторые преподаватели умеют мстить масштабно. Так, например, в одной школе девочкам-хулиганкам просто не выдали аттестаты, так как эти учителя признали их неаттестованными по своим предметам. Подтверждением послужили записи о прогулах и заметки, о безрезультатных вызовах родителей. Да, эти учителя потеряли в зарплате, но и здорово проучили обидчиц – пока одноклассники поступали и разъезжались, те были вынуждены посещать вечернюю школу.
Не стоит пытаться оправдаться любой ценой. Такое поведение больше говорит о желании выкрутиться, чем о честном признании своей вины. Попытка увильнуть и спихнуть вину на других вызывает неприятные чувства.
Было бы странным поднимать эту тему во время урока – скорее всего покажется, что это попытка саботажа. Лучше выбрать время до или после занятий.
Категории учеников в классе
Не всегда взаимоотношения в классе и в школе между детьми складываются. Существует понятие — школьный буллинг. В учебном заведении нередко встречаются агрессоры — булли и их жертвы. Школьное насилие — это повсеместное явление, которое требует к себе максимум внимания со стороны родителей, педагогов, общественности. Травля учеников-жертв может быть настолько сильной, что их психика ломается и это накладывает неизгладимый след на всю их жизнь. Жертвы булли, бывает, заканчивают жизнь самоубийством.
Можно разделить учеников в классе на три категории:
- — агрессоры (булли);
- — наблюдатели;
- — жертвы.
Охарактеризовать каждую категорию несложно. Наблюдатели, например, это чаще всего дети:
- которые не хотят портить отношения с лидерами;
- не желают выделяться из общей массы, чтобы самим не стать жертвой;
- не склонные к сочувствию;
- безынициативные;
- легко поддающиеся влиянию;
- дети, родители которых являются жестокими людьми.
Кто же такие булли, как их охарактеризовать?
Это могут быть:
- физически сильные люди;
- яркие личности, довольно импульсивные, а также агрессивные;
- дети, которые хотят добиться своих целей за счет других;
- безжалостные школьники.
Каковыми по характеру являются жертвы булли?
Это нередко:
- дети мягкие, не уверенные в себе, склонные к истерикам;
- школьники из неблагополучных семей;
- «ботаны» или двоечники;
- школьники, у которых есть комплекс неполноценности;
- дети, которые не верят в то, что их может кто-либо защитить и другие.
Атмосфера в классе не будет благоприятной и здоровой, если там есть все три группы детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети в классе дружили между собой, общались, стояли друг за друга горой. Можно ли помирить агрессоров и их жертв? Да, можно. Для этого много усилий должны приложить сами жертвы. Что касается «наблюдателей», то они легко сдружатся с отверженным, как только прекратится его травля со стороны булли.
Как помирить детей – 4 правила семейной психологии
Если видите, что дети решают спор сами, идут на компромисс и продолжают играть дальше, то родителям вмешиваться не стоит.
Но если ссора переходит в драку, появляется обида и раздражение, родители обязаны вмешаться.
- Решая детский конфликт, не нужно параллельно заниматься ещё какой – либо работой. Отложите все дела на потом и разберитесь в конфликте, доведите ситуацию до примирения.
- Внимательно выслушайте видение ситуации каждой конфликтующей стороны. Когда ребенок рассказывает, не перебивайте его и не позволяйте этого второму ребенку. Найдите причину конфликта: что конкретно стало поводом для драки.
- Вместе ищите компромиссный вариант решения конфликта.
- Проанализируйте своё поведение. Как считает Эда Ле Шан, американский психолог, что ссоры между детьми порождают сами родители.
Причины конфликтов учащихся и учителей
Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.
#1Низкая успеваемость. Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!». Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.
#2Одарённость. Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока».
#3Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.
#4Несоответствие учебной программы возможностям школьника. Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.
Алина Чекмарёва, преподаватель английского языка
#5Субъективные причины. Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.
#6Борьба за авторитет. В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса. Например, подбивают одноклассников сорвать урок.
Ольга Евсеева, преподаватель литературы
#7Проблемы в семье. Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.
Ирина Кирсанова, преподаватель русского языка
Если уладить конфликт не удалось
Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.
Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании.
Учитель не имеет права:
- причинять физический вред ученику,
- портить имущество ученика,
- оскорблять и унижать ученика,
- отказывать ученику в получении знаний,
- необъективно оценивать знания ученика.
Юлия Сидорова, юрист
Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.
Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы
Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях
Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.
Причины возникновения конфликтов между учителями и родителями
► Чем могут быть недовольны родители:
- стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;
- взаимодействием по организации домашней работы: «слишком много задаете, на уроке ничего не объясняете, приходится делать работу вместе с ребенком или вместо него»;
- заниженными оценками: «двойки только по вашему предмету, вы портите ребенку успеваемость, Насте вы за стихотворение поставили пять, а моему тройку»;
- завышенными требованиями к подготовке ребенка;
- общим отношением учителя к ребенку: «вы не любите моего Степу, вот и наговариваете всякого».
В основе конфликтов учителей и родителей — неудовлетворенность последних обучением и воспитанием детей и отношением учителя к ребенку.
И все же гораздо хуже конфликтных родителей равнодушные мамы и папы. Недовольство родителей означает — им не все равно, что происходит с их детьми. А вот достучаться до безразличных часто невозможно.
Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников.
Столик примирения
Что это такое? Это небольшой уютный уголок, в котором либо стоит столик с двумя стульчиками. Либо низкий подносик на ножках и две подушки для сидения на полу. На столике стоят символы мира. Это могут быть любые предметы, красивые и приятные на ощупь. Желательно, чтобы это были не игровые вещи. Например, цветок в маленькой вазочке, красивый камень, фигурка голубки, колокольчик, маленькая деревянная статуэтка.
Как этим пользоваться? Если дети поругались, тот, кто считает, что произошла несправедливость, зовет второго все обсудить. Поругавшиеся дети садятся каждый на свой стульчик или подушку. Начинает говорить тот, кто позвал за столик. Ребенок берет в руки предмет, который у вас символизирует мир. И держа его в руке, рассказывает второму ребенку, почему ему показалось, что что-то происходит не честно. Второй ребенок в это время слушает.
Обратите внимание, говорить можно только тогда, когда у тебя предмет в руках. Когда первый высказался, предмет передается второму и теперь его очередь рассказывать о своих переживаниях и мыслях по поводу конфликта. И в завершении взрослый предлагает детям найти решение, как им стоит вести себя дальше, что они могут сделать, чтобы конфликт был решен
И как последний аккорд: дети или пожимают друг другу руки, или обнимаются.
Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе
1 класс
В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).
2 класс
2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.
Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.
3 класс
В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.
При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.
4 класс
Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.
В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий
Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности
Искренние извинения
Педагоги, которые работают в школе, часто сталкиваются с плохим поведением своих учеников. Обмануть такой опыт и проницательность не получится: очевидно, когда ребенок или подросток просит прощения искренне, а когда ему просто хочется как-то повлиять на ситуацию в свою пользу. Поэтому стоит постараться проникнуться чувствами, которые помогут говорить от души.
Например, стоит подумать об рабочей атмосфере. Работать в школе тяжело: начальство требует от одного, родители – второго, а ученики ожидают третьего. Угодить каждому невозможно; как результат каждый день приносит чьё-то недовольство. Выживать в таком окружении непросто, тем более что у каждого есть личные проблемы. Да и сам школьный коллектив отнюдь не всегда дружный. Поэтому преподавателям, даже самым злым, можно посочувствовать.
Каждому человеку хочется, чтобы его труд ценили. Особенно когда результат и зарплата тесно с этим связаны. А пытаться заинтересовать подростков, которым ничего не нужно, кроме собственных желаний, сложно. Многие из открыто демонстрируют своё пренебрежение, и даже если учительница не подаёт вида, её это задевает, ведь тем самым они показывают, что её труд никому не нужен. А разве хочется стараться в этом случае? Более того, большое количество не успевающих по предмету – это повод начальству школы сократить и без того небольшую зарплату.
После того как получилось проникнуться чувствами обиженной стороны, стоит взглянуть на произошедшее её глазами.
Особенности формирования детского коллектива в начальной школе
Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.
Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга
Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения
Игры на сплочение для 3 класса
Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.
Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.
Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:
- Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
- Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
- Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?
Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.
Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.
Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы». Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.
Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:
- составить слово;
- составить пример;
- составить рецепт борща и т.д.
Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.