Борцовские виды
В борцовских единоборствах ударные техники запрещены или применяются как вспомогательные. Для спортсменов большое значение имеет физическая сила, выносливость, равновесие и амплитуда движений. Скорость, в отличие от ударных видов, отходит на второй план.
Дзюдо
Традиционное японское дзюдо, когда оно только зарождалось, подразумевало не только борцовские приемы, но и жесткую ударную технику. По мере его развития как вида спорта, основой дзюдо стали броски, подсечки, удержания и болевые приемы, а удары изучают только для отработки точности движений и не применяют на спортивных соревнованиях. В отличие от других подвидов борцовских единоборств дзюдо считается более разнообразным по разрешенным приемам и требует меньших затрат физической силы.
Джиу-джитсу
Первые школы джиу-джитсу зародились среди японских самураев, которые разработали технику обезвреживания вооруженного противника в доспехах голыми руками. Мастера джиу-джитсу учились использовать силу соперника против него самого. В дальнейшем на основе джиу-джитсу появились другие восточные единоборства: дзюдо и айкидо. Среди разрешенных приемов – удары руками и ногами, броски, захваты, заломы
В классическом джиу-джитсу большое внимание уделяется развитию гибкости, выносливости, равновесия и философским аспектам
Самбо
Самбо родом из СССР, а название расшифровывается как «самооборона без оружия». В 70-х годах российское единоборство планировалось включить в олимпийские виды спорта, но из-за холодной войны в этом статусе было отказано. Сейчас это единственный международный вид спорта, в котором соревнования проводятся на русском языке. Самбо включает в себя самые эффективные боевые приемы из восточных единоборств (дзюдо, джиу-джитсу) и подразделяется на спортивное и боевое. В спортивном самбо разрешаются броски, захваты, болевые и удушающие приемы.
Вольная борьба
В вольной борьбе не используются ударные техники, но разрешены различные борцовские приемы: захваты, перевороты, подсечки, броски. Основная часть спортивных поединков обычно проходит в партере на коленях, активно используются захваты руками ног соперника и приемы с использованием ног. Побеждает тот, кто уложит противника на лопатки. В вольной борьбе большое значение имеют сила и гибкость, поэтому тренировки включают «борцовский мост», кувырки, сальто, стойки и хождение на руках.
Греко-римская борьба
Это классическая борьба, которая зародилась еще в Древней Греции, и является одним из первых олимпийских видов спорта. В отличие от борьбы вольного стиля, в греко-римской разновидности борьбы запрещены приемы с использованием ног (подножки, подсечки) и захваты ног руками. Поединок ведется как в стойке, так и в партере. Чистая победа присуждается тому, кто прижмет соперника спиной к ковру. Движения в греко-римской борьбе основаны на мощных рывках верхней частью туловища, при этом атакующий должен сопровождать противника в падении – так увеличивается амплитуда броска.
Сумо – это японское единоборство, в котором разрешены удары только открытой ладонью, толчки, броски, подсечки и подножки. Запрещены удары в пах, глаза, удушающие приемы. Бой начинается с мощного рывка соперников друг к другу. Проигрывает тот, кто коснется пола любой частью тела, кроме стоп. В сумо нет весовых категорий, поэтому масса бойца выступает значительным преимуществом. Тренировки борцов сумо включают в себя изнурительные силовые упражнения и практически неограниченное питание.
Виды и причины возникновения психотравмы у детей
В психологии детские травмы делятся на пять видов:
-
отвержение (предательство, игнор, изгнание);
-
разрыв отношений (конфликт, ссора, фразы родителей: «Видеть тебя больше не могу!», «Считай, что я для тебя не существую», «Ты мне больше не сын!»);
-
утрата (потеря любимых близких людей);
-
плохое здоровье;
-
насилие.
Причинами могут выступать травмирующие события, которые имеют большое значение для ребенка
Часто взрослые даже не понимают, что какими-то действиями провоцируют травмирование детской психики, поэтому так важно знать эти причины.. Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Самыми распространенными факторами возникновения детских психологических травм являются:
Болезни (постоянные простуды, которые ограничивают малыша в прогулках, движении и общении, хронические заболевания, вызывающие боль и тревогу, могут стать причиной неуверенности и беспомощности, а, повзрослев, человек становится патологически мнителен и уделяет повышенное внимание состоянию своего здоровья, постоянно выискивает у себя недомогания, злоупотребляет медикаментами).
Насилие, принуждение со стороны взрослых (когда родители оказывают давление на ребенка «из лучших побуждений», чтобы он вырос достойным и сильным человеком, применяют физическое наказание или кричат, это может дать обратный эффект, и малыш вырастет неуверенным в себе или агрессивным; дети, пережившие физическое насилие, однозначно нуждаются в помощи психотерапевта).
Факт предательства со стороны значимого взрослого (развод, несправедливое отношение) может вызвать у крохи чувство вины, низкую самооценку и стать причиной сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.
Недостаток внимания со стороны родителей (дети, не получающие в должном количестве родительские ласку и заботу, будут и сами испытывать сложности в проявлении любви и внимания к другим людям во взрослом возрасте).
Смерть родных может перевернуть всю жизнь ребенка, все его мировоззрение, и послужить причиной его замкнутости и необщительности. В сложных случаях, когда малыша преследует чувство вины, он замыкается в себе, перестает общаться, может потребоваться помощь психотерапевта.
Нормы развития мелкой моторики
Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется
Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?
В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам
На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:
- С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
- С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
- В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват» — умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
- В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
- В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
- В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
- К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
- В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
- В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
- В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.
От 1 года: природные материалы
- Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
- Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
- Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
Как не перегореть, когда тренировки пять раз в неделю
— Я вижу детей в разных видах спорта, которые в шесть–восемь лет уже идут по пути персональных ежедневных тренировок по три–четыре часа. Но большинство детей тренируются два-три раза в неделю по часу. Первые добьются большего?
— Задача хорошего детского тренера не в том, чтобы воспитать чемпиона мира. В детско-юношеском спорте мы должны добиваться того, чтобы ребенок не был демотивирован, не был искалечен и перегружен, это самое главное. Самые интересные результаты все равно приходят после юниорского возраста.
Да, не для всех, но для большинства видов спорта справедливо, что на детско-юношеском этапе нужно много работать, восстанавливаться, но все-таки знать какую-то меру.
Часто бывает, что ребенок перегружен физической активностью — семь дней в неделю по две тренировки. И он раньше получает травму и выбывает из спорта. Или раньше устает и вырабатывает отвращение к тому, чем занимается.
Все-таки для детей самая главная в жизни деятельность — это игра, и это очень хорошо видно по подходу большинства хороших тренеров. Безусловно, дети приходят к ним играть — по правилам, которые они не сами сочинили, но тем не менее.
Поэтому если спорт превращается в какое-то насилие, если амбициозные родители пытаются, может быть, слишком быстро воспитать какого-то сверхчеловека, то чаще всего это приводит к травмам и отвращению. Потом ребенок, уже будучи подростком, получает какую-то заветную грамоту или разряд, допустим, кандидата в мастера спорта, и говорит: «Всё. Больше я в зал ни ногой».
Поэтому если мы не хотим, чтобы ребенок перегорал или травмировался, то все-таки нужен баланс.
Стоит сохранять его игровую мотивацию, чтобы ему было интересно и хорошо.
По поводу конкурентности — дети все разные, у всех разная антропометрия, генетика, задатки, физиологические возможности. Кто-то быстрее восстанавливается, кто-то быстрее утомляется. Это все подбирается, исходя из возможностей организма ребенка, исходя из возможностей тренера и требований конкретного вида спорта. Сравнивать десятилетнего футболиста и десятилетнюю гимнастку нет смысла, у них совершенно разные занятия.
Но если мы хотим когда-то в будущем добиться хорошего результата, то все будет, как в балете: много рутинных и монотонных тренировок.
— Как поддержать ребенка, который вынужден заниматься так много? В игровых видах спорта — волейбол, теннис — родители могут выбрать занятия как два раза в неделю, так и три. Но у гимнасток чаще всего нет выбора — тренировки пять раз в неделю по три часа. Что делать, чтобы ребенок не перегорел?
— Если вид спорта выбрали согласно интересам ребенка и ему все нравится, то он не будет сравнивать себя с другими спортсменами. Никакая гимнастка не будет себя сравнивать с волейболисткой, никакой футболист не будет себя сравнивать с бегунами. Какой смысл? Работаешь в том режиме, который у тебя есть, и, скорее всего, не можешь его поменять.
Спустя какое-то время, когда человек уже показывает результаты, безусловно, к нему начинают больше прислушиваться. Если в предподростковом или в подростковом возрасте ребенок утомляется и говорит: «Мне нужно чуть-чуть больше отдыха», — то любой тренер пойдет навстречу так же, как и любые родители.
Но, так или иначе, система подготовки не нами придумана. Если мы занимаемся любительским футболом, это будет один режим, если тренируемся с видом на профессиональный — то это режим академии при футбольном клубе, а не секции. Соответственно, то же самое и в других видах спорта.
Почти всегда есть возможности, развилки. До какого-то времени мы можем выбирать — пойти в хоккей или остаться в футболе, остаться в фигурном катании или уйти в танцы, оставить гимнастику, если там трудно, ради чирлидинга. База никуда не пропадет, ее в любом случае вкладывают в первые годы, а дальше путей и возможностей реализации, слава Богу, много.
Поэтому мне кажется, что не стоит задумываться о том, почему мы занимаемся восемь раз в неделю, а дети наших друзей — 16 раз, а другие вообще, может, не занимаются, а в компьютер играют.
Методы
Выделяют две основные группы методов:
1. Специфические. К этой группе относят строго регламентированные упражнения, при помощи которых ребенка обучают двигательным действиям, совершенствуют их, формируют новые физические навыки, повышают выносливость. К специфическим относят игровые и соревновательные методы.
2. Общепедагогические. Делятся на вербальные и наглядные. В первом случае информация подается ребенку в форме объяснений, как выполнять то или иное упражнение, инструкций, команд, лекций, замечаний. Наглядные методы подразумевают пошаговый показ тех или иных двигательных действий, которые малыш должен повторять (на собственном примере, путем показа обучающих видеороликов, специальных картинок, создания зрительных ориентиров). Методику подачи материала подбирают исходя из специфики возраста. Например, если дети младшего возраста лучше всего воспринимают наглядные объяснения, то дошколята уже прекрасно понимают вербальные указания.
6 практических советов
Давайте разберёмся, как вырастить чемпиона.
Позвольте решать самому
Необходим осознанный выбор вида спорта, в котором ребёнок будет развиваться. Достижения сына или дочери должны быть их собственной заслугой. Если у ребёнка нет желания переходить в профессиональный разряд, о чемпионстве не может идти и речи.
К сожалению, бывает, что мотивацией родителей растить чемпиона из ребёнка является стремление обеспечить своё будущее за счёт его спортивных успехов. Но если этот мотив — единственный, ребёнок не уйдёт далеко. Рациональная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери.
У ребёнка должно быть искреннее желание завоевать титул чемпиона и добиться успеха.
<<Форма демодоступа>>
Не зацикливайтесь на победах
Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа
Измените своё отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Как ни странно, именно это даст ребёнку возможность победить
В психологии спорта доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приводят к более эффективным результатам. Так шансы воспитать чемпиона куда выше.
Будьте примером
Взрослые являются образцами для подражания во всём. Ваша задача — помогать ребёнку поддерживать дисциплину
Для этого важно быть организованными родителями
Внедряйте спорт и в свою жизнь — пусть не на чемпионском уровне, но как минимум на любительском. Каждый день обливаться ледяной водой необязательно, но вносить умеренную физическую нагрузку в повседневную жизнь семьи можно и нужно. Устраивайте пробежки, турпоходы, лыжные прогулки.
Правильный семейный образ жизни сильно влияет на мотивированность ребёнка достигать высот.
Найдите наставника
Здорово, если у ребёнка будут не только примеры взрослых, на которых можно равняться, но и наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторская программа, призванная помочь детям, в том числе и спортсменам, найти свой путь и придерживаться его. К ребёнку прикрепляется индивидуальный тьютор, который профессионально квалифицирован и точно знает, как воспитать спортсмена. Средний опыт тьюторской практики у тьюторов в «Фоксфорде» — 6 лет. Все обладают высшим психолого-педагогическим образованием.
Грамотный наставник знает, как поддержать ребёнка в трудную минуту, вдохновить на свершения и не позволить сдаться в случае проигрыша, как сделать спортивный путь легче и радостней.
Смените форму обучения
Если вашей целью является воспитание юного спортсмена, традиционная школа с ежедневными шестью-семью уроками, классными часами и горами домашки доставит массу неприятностей. Будущим чемпионам требуется соблюдать жёсткий график тренировок, а в период соревнований нередко приходится перемещаться с места на место. Как результат — большое количество пропусков занятий и падение успеваемости.
Перейдите на семейное обучение, чтобы совмещать профессиональный спорт и получение аттестата. Закон «Об образовании» разрешает обучение детей вне образовательных учреждений (статья 17). Можно не ходить в школу, а начать учиться дома. При этом необязательно учить ребёнка самостоятельно. Многие спортсмены прикрепляются к онлайн-школе, которая берёт на себя все хлопоты по составлению расписания с учётом индивидуального графика тренировок ребёнка.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира. Многие из них занимаются спортом на профессиональном уровне, регулярно участвуют в соревнованиях и завоёвывают кубки. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, эксперты ОГЭ и ЕГЭ, члены жюри олимпиад. Во время онлайн-занятий работает чат, где можно задавать вопросы учителям и общаться с одноклассниками. Расписание гибкое, корректируется под индивидуальные запросы юного чемпиона. Семейная форма обучения позволит и идти к вершинам, и не забывать про учёбу.
<<Форма с консультацией>>
<<Форма бесплатного курса>>
Оставайтесь реалистами
Прежде чем ребёнок достигнет уровня Олимпийских игр, пройдёт немало тренировок, поражений и разочарований. Всё время будьте рядом, несмотря ни на что.
Если взрослые предъявляют нереалистичные требования (три жёстких тренировки в день, никакого отдыха и на международный чемпионат через пару недель), спортивная карьера может превратиться в пытку. Не требуйте быстрых и заоблачных результатов, это приведёт к противоположному эффекту — фрустрации, потере веры в себя и выгоранию. Помните, что у юного спортсмена впереди целый путь. Вы должны помочь пройти его.
Как работают психологи со взрослыми, пережившими психологическую травму в детстве
Часто взрослые люди обращаются за помощью к психологу, жалуясь на разные неприятные симптомы. В процессе психотерапевтической работы оказывается, что причина недомоганий – травма, полученная в детские годы. В таких случаях специалист помогает проработать психологическую травму и предлагает пациенту способы решения проблемы для устранения негативных ощущений и возвращения к полноценной жизни. Вот некоторые из них:
«Метод пустого стула» – техника, при которой пациент представляет себе, что перед ним на пустом стуле сидит важный для него человек, с которым связано травмирующее событие. Пациенту предлагается высказать «пустому стулу» свои ощущения, проработав таким образом свою травму
После чего он сам садится на этот стул и от имени важного человека отвечает на свои вопросы. Таким образом возможно вновь пережить сложную ситуацию, но под наблюдением и с поддержкой психотерапевта.
«Схема-терапия» основана на теории, что человеку присущи убеждения (схемы), в которые он верит автоматически, не разобравшись, что к чему
При помощи диалога, игрового метода или ведения дневниковых записей пациент может изменить самовосприятие, преодолеть ненужные страхи и научиться не избегать ситуаций, которые кажутся сложными или непреодолимыми, а как бы «встречать опасность лицом к лицу» и легко справляться с ней.
«Десенсибилизация и обработка движением глаз» – это особая методика, которая применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве и помогает избавиться от привычной реакции пациента на эмоциональную травму. Во время сеанса психолог предлагает клиенту вообразить травмирующие события заново и сосредоточиться на внутренних ощущениях, а сам в это время водит рукой (или указкой) перед глазами клиента. Такие движения заставляют оба полушария головного мозга включиться в работу, что способствует тому, что человек не воспринимает случившееся так остро, как раньше.
Дорогие взрослые! В огромной степени от вас зависит счастье и успешное будущее ваших детей, помните об этом и почаще обнимайте своих малышей просто так, без всякого повода. Если ребенок грустит – отложите свои дела и не поленитесь спросить у него, в чем причина плохого настроения, чем вы можете ему помочь. С теплого разговора и искреннего участия и начинается как доверие, так и выздоровление.
«Третье место? А почему не первое?»
— Какие ошибки чаще всего совершают родители, когда говорят с детьми об их спортивных достижениях? Я много слышу одну крайность: «Третье место? А почему не первое?» Вторая — это родительский дзен: «Ну, ладно, главное участие. Ты у меня всегда молодец — пусть и 25-е место».
— Я специально об этом много раз писал — спорт и семья могут по-разному взаимодействовать. Они могут быть максимально удалены друг от друга — вот семья, вот спорт и ребенок. Родители в таком случае не понимают правил, не разбираются в этом виде спорта, не знают, за что хвалить или критиковать ребенка, в чем заключается его задача. Такое удаление — не очень комфортная ситуация.
А иногда бывает, что семья и спорт сливаются. И любовь родителей превращается в оценку успехов ребенка.
У родителей должно быть время друг на друга, на себя, на других детей, если они есть. Они не могут и не должны жить только спортом своего ребенка — это неправильно, зачем тогда нужна семья? Семья — это не обеспечение команды. Семья — это семья.
Поэтому должно быть какое-то разумное пересечение этих вещей. Допустим, кто-то из родителей сильнее интересуется и лучше разбирается в спорте, и хорошо. Второй родитель может поддерживать разговор и узнавать побольше.
Хорошо, когда спорт ребенка — это повод для установления очень прочных и долговечных связей между ребенком и родителями. В том смысле, если мы просто оплачиваем занятия или покупаем лучшую экипировку, или нанимаем лучшего тренера, но сами в этом не участвуем, то спустя многие годы ребенок этого не вспомнит — он нас оценивает все-таки не по финансовому вкладу. Спорт для ребенка, особенно для подростка — это идеальная тема для общих бесед.
Родители никогда не успевают за молодежью, им не интересно, что такое инстаграм, что такое Tik-Tok, чем их дети интересуются, какую музыку слушают, в какие игры играют. Но за этим нам не угнаться, нам это не надо. Если мы это поймем, значит, оно уже устарело, а дети занимаются чем-то новым.
Мы можем обсуждать успехи или неудачи, поддерживать, водить на спорт и забирать со спорта — это уже драгоценное время, которое мы проводим вместе.
Бывает, что в семье возникает ситуация как в басне Крылова: «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду», — разлад в мотивации. Допустим, мама когда-то выступала, может, не очень удачно, и спорт забросила. У нее амбиции, чтобы дочь повторила ее путь более успешно. Папе это не интересно, ему хочется, чтобы дочка просто была здоровая и красивая, больше ничего не надо. Бабушке интересно что-то еще, а дедушке — что-то другое. И ребенок получает не общую синхронную поддержку, а разные мнения. Ему сложно разобраться, кто более прав или не прав среди самых близких на свете людей. Такого конфликта вообще не должно возникать.
Поэтому, конечно, семья должна сплотиться вокруг своей мотивации. Плохо, если это кому-то интересно, а у кого-то это, наоборот, вызывает отторжение — «какой-то глупостью занимаешься». Это неправильно.
Не надо завязывать шнурки своему ребенку, когда он уже сам может справиться. Чрезмерная опека тянет его назад, не воспитывает в нем самостоятельность и зрелость.
Повторюсь, самое худшее в поддержке — это когда родители теряют свое предназначение, пытаются стать командой или специалистами. Мама не должна быть врачом, а папа не должен быть тренером для своего ребенка — они в первую очередь родители.
Особенности развития мелкой моторики левши
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Список использованной литературы
- Данкевич Е. В. Умные пальчики. Уникальная методика развития малыша. Москва: Издательство «Астрель», 2009 — 160 с.
- Трушина Л. П. Игры на развитие мелкой моторики. Набор развивающих карточек. Москва: Издательство «Речь», 2012 — 40 с.
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва: Издательство «Эксмо», 2013 — 80 с.