Внимание к деталям
Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Источник WikiArt
Сюрреалистические картины Сальвадора Дали мало кому понятны: переплетены ли чудесным образом ветки, а может быть — это люди, или — инопланетные существа неровных форм. Вникнуть в сюжет сложно, потому что, сюжета как такового и нет. Но при этом зрители стоят у его картин часами. Что их так привлекает? Детали! Муравей, выползающий из уха. Кузнечик, судорожно схватившийся за чей-то нос. «Расплавленные» часы.
Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.
Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении
Невнимательность: причины
Возникает логичный вопрос: откуда берется невнимательность и рассеянность. Психологи называют основные причины этой проблемы:
- переутомление;
- нежелание на подсознательном уровне выполнять поставленную задачу;
- выполнение нескольких задач одновременно;
- синдром дефицита внимания.
Рассмотрим каждую из них по отдельности и разберемся, как стать внимательнее.
Переутомление
Внимание может ослабиться из-за хронического недосыпания. Проблему могут вызвать также большие умственные и физические нагрузки в течение длительного периода времени
Вы, наверное, и сами замечали, что свести баланс, запомнить новые иностранные слова, подсчитать смету или решить математическую задачу гораздо легче на «свежую» голову.
Нежелание решать поставленную задачу
Забывчивость, рассеянность иногда рождается на подсознательном уровне из-за отсутствия мотивации. Мы не хотим куда-то идти, выполнять какие-то задания – всё это воспринимается нашим мозгом как некая стрессовая ситуация, от которой нужно срочно избавиться. Он как-бы вычеркивает из памяти всю информацию, которая приносит негатив. Результат – забыли сдать отчет, запутались в счетах, не вспомнили о срочном задании руководства, не пришли на встречу, потому что «вылетело из головы».
Слишком большое количество задач
Задач слишком много и их нужно выполнять практически одновременно – в такой ситуации мозг может дать сбой. Ничего удивительного, даже перегруженный компьютер зависает. А что уж говорить о человеке? Обилие задач может привести к невнимательности и рассеянности.
Дефицит внимания
Синдром дефицита внимания – это особенность, которая встречается у людей разного возраста
Им сложно долго удерживать внимание на одном объекте или задаче. Это приводит к плохим результатам работы, учебы, жизненным проблемам
Задействовать магию
Учителя физики и химии и правда немножко волшебники. Они могут заставить предметы левитировать или, например, создать настоящие ледяные усы. И эти трюки педагоги активно используют на уроках — чем больше восхищения у школьников, тем сильнее хочется узнать разгадку и приобщиться к опытам. Поле для учебных и творческих экспериментов здесь огромное.
Есть педагоги, которые не просто показывают «магию», но и одеваются соответственно — в мантии. Именно так поступает учитель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков. Он решил, что это хороший способ конкурировать с мобильными телефонами — мантия и классные фокусы действительно побеждают в нелёгкой борьбе.
Ещё больше интересных примеров использования магии (и хороших книг о ней) — в нашем материале.
В чем причина резкого снижения интереса к учебе?
Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.
Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.
- Как завоевать авторитет;
как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
как лучше выглядеть;
как выйти из конфликтной ситуации;
как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
- Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
Слабая мотивация учения — подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.
Внешний порядок способствует внутреннему порядку
Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».
Обратите внимание на следующие моменты:
Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом
Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света! Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома
Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи. О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал. Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой. Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи. Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.
Как улучшить внимание у детей
Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества
Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок
У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.
Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели
Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении
Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.
Что такое внимание?
Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:
Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников
Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.
Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.
Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат).
Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.
Вам может быть интересно
08.05.2019 Трудный ребёнок: как привить ему уважение к законам и правилам
26.08.2019 Неуравновешенные люди. Можно ли изменить себя и других?
18.04.2019 Хотите похудеть? Визуализируйте себя правильно
24.09.2019 «Объявляю голодовку»: способы похудения — полезные и не очень
15.11.2019 Дистанционная терапия алкоголизма: возможно ли это
03.06.2019 Зависимость от кофе? Ищите ответ в голове
29.07.2019 Как распознать в себе компьютерного игромана
26.09.2019 Что мешает навсегда бросить пить, курить и употреблять наркотики?
09.12.2019 «Как сапожник»: что делать родителям, если ребенок матерится?
18.04.2019 Всё будет хорошо: как помочь ребёнку справиться с тревогой
23.07.2019 Здорово есть: научим правильному пищевому поведению
09.12.2019 Как перестать покупать лишнее: 8 практических советов
Подростковое мышление
Мышление — познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Считается, что оно развивается до высшего уровня позже других психических процессов.
До 10 лет у подростка больше развито формальное мышление. Это последовательность умственных действий по заранее определенным правилам. Но чуть позже все меняется. Развитие ребенка в 12-15 лет — период споров, рассуждений и размышлений. Подросток задает родителям и учителям целый ворох важных для себя вопросов, думает и принимает решения. У него уже накопился некоторый жизненный опыт, что позволяет делать определенные выводы из тех или иных ситуаций, строить планы, приобретать личностные установки. Сейчас у подростков происходит активное развитие математического (критического) мышления.У ребенка появляется желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины разных понятий и явлений, многие вещи он ставит под сомнение.
Даже младшие подростки учатся мыслить логически. Это процесс, при котором ребенок для решения тех или иных задач использует логические понятия и конструкции. Цель логического мышления — получить обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. И уже к 13-15 годам дети пытаются рассматривать поставленные задачи разносторонне — анализируют информацию, сопоставляют и обобщают факты, классифицируют данные.
У старших подростков происходит развитие абстрактного и гипотетического мышления. Ребенок, оперируя накопленными знаниями и мыслительным опытом, начинает проявлять интерес к разнообразным философским проблемам (религиозным, экономическим, политическим, этическим), он с блеском в глазах строит планы на будущее, приобретает более глубокий взгляд на окружающий мир.
Ребенок невнимательный? Это нормально
Марьяна Безруких
— В 6,5 лет про внимание, ответственность и саморегуляцию, которых так ждут родители от ребенка, стоит забыть. Просто забыть, потому что этого не может быть по определению. . В мозгу есть структуры, их общее название — управляющие функции
Они обеспечивают организацию, регуляцию, контроль и программирование деятельности. Эти процессы — то, что мы подразумеваем под внимательностью, саморегуляцией, самоконтролем
В мозгу есть структуры, их общее название — управляющие функции. Они обеспечивают организацию, регуляцию, контроль и программирование деятельности. Эти процессы — то, что мы подразумеваем под внимательностью, саморегуляцией, самоконтролем.
Но на самом деле родители любят слово «ответственность». Ответственность — это когда возможен самоконтроль, правильно? То есть вы что-то требуете, ребенок сам себя контролирует, он считается ответственным.
Но я еще раз повторю — эти управляющие функции созревают к 9–10 годам, до этого ваша задача — обеспечить, чтобы у вашего ребенка было внимание.
Как помочь ребенку стать внимательным? Разбираем причины невнимательности
Когда детская невнимательность очевидна, родители списывают ее на лень, отсутствие способностей к учебе. Возможно, вы удивитесь, но по результатам опроса около 30% школьников заявили, что учиться дома им мешают…родители! Так что, дорогие мамы и папы, вам будет полезно знать, почему же дети на самом деле становятся невнимательными.
А причины такие:
Нет мотивации. Значит, вы забыли привить малышу интерес к учебе
Если ученик не получает ни удовольствия, ни морального удовлетворения от того, что делает, он не будет уделять этому делу должное внимание.
Школьник слишком загружен. Всестороннее развитие — это замечательно
Но если из-за плотного графика развивающих занятий у малыша не остается времени на отдых, игры, прочие детские дела, возникают проблемы.
У ребенка такой темперамент (тип нервной системы). Нарушение концентрации особенно часто наблюдается у гиперактивных детей, так как они не способны долго усидеть на месте.
Медлительность как результат дефицита внимания. Несмотря на усидчивость, основательность, медлительные малыши все же очень рассеянны, плохо запоминают информацию.
Слабое здоровье. Врачи, психологи настоятельно рекомендуют параллельно интеллектуальному развитию детей активно заниматься его физическим развитием. Физические нагрузки закаляют, тренируют выносливость, способствуют активации мыслительных процессов.
Развитие концентрации внимания у подростков
В 11-12 лет подросток уже может сосредотачиваться на скучном занятии сознательно. Но как долго он способен удерживать свой фокус на объекте, зависит от его истинной заинтересованности: чем интерес выше, тем проще концентрироваться. Также быть внимательным подростку помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться
Подобная мотивация в целом улучшает внимание подростка, способствует увеличению объема и позволяет хорошо контролировать остальные его свойства
Осложняет управление вниманием характерная подросткам эмоциональность и неустойчивый гормональный фон; быстрая утомляемость и раздражительность, которыми сопровождается созревание в возрасте 13-15 лет. Любое влияние извне, плохие отношения с родителями или преподавателями, а также слабая внутренняя мотивация к обучению могут негативно влиять на умение подростка самостоятельно развивать свои навыки, в том числе и произвольное внимание
Как готовить уроки?
Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.
- Итак, в привычной домашней обстановке знания демонстрируются всегда легко и без стеснений. А кому ваш ребенок озвучивает доклад? Или он один-на-один в своей комнате читает книгу, и вы в полной уверенности, что так и должно быть, ждёте результатов? От другого ребёнка – да, можно ожидать, но не от того, у кого есть такая боязнь публичного ответа. Давайте найдём благодарных слушателей и создадим аудиторию. Мама, папа, бабушка, да даже ушастый питомец могут стать теми слушателями, которые помогут тренировать умение взять себя в руки. Ещё вчерашние детсадовцы, что только пришли в 1 класс, готовы посадить кукол и мягкие игрушки, чтобы они внимательно слушали их уроки.
- Психологи советуют при подготовке домашних заданий в обязательном порядке их пересказывать, даже если уже «оскомину набило» и кажется, что знаешь всё. Повторение – сами знаете, мать… И при этом ещё и пользоваться зеркалом, наблюдая время от времени, как ты выглядишь со стороны.
- Свой устный ответ надо подробно представить. Такие советы дают спортсменам перед выступлениями на соревнованиях. Ситуацию надо вообразить во всех вариантах, даже продумать, что будет при провале. Как держаться и не вспылить, где можно ошибиться и как сразу исправить эту ошибку, что ответить задире Петьке, как устоять перед надменным взглядом ботаника Васьки и как красиво выйти из положения перед той самой Танькой. В народе это называется «соломы подстелить». Когда знаешь, что тебя ждёт, страшно уже только наполовину.
И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!
Блестящих вам ответов у доски!
Ваша «ШколаЛа»:)
Ситуация №3 Ребенок не умеет отстаивать свои интересы
«Дочка в пятом классе, и я понимаю, что она не может постоять за себя, отстоять свои интересы в общении со сверстниками. Не хочу, чтобы она влезала в конфликты, но и как научить ее правильному поведению в таких ситуациях, не знаю».
– Мы воспитываем ребенка только на собственном примере, – напоминает Александра Демина. – И лучше, если это будут максимально конкретные примеры. Скажем, кто-то при вас пытается пройти к врачу без очереди. Вы можете грубо «послать» наглеца или твердо, но спокойно объяснить, почему вы не будете его пропускать. После – объясните ребенку, почему вы поступили именно так.
– Тщательно и кропотливо обсуждать каждую ситуацию с ребенком – это сложный и долгий, но очень продуктивный способ научить его взаимодействию с людьми, – соглашается Наталья Половайкина.
И помните, что подросток – это все-таки еще ребенок. Некоторые доли его мозга в прямом смысле слова пока не так развиты, как у взрослых, и часто эмоции у них бегут впереди мысли. От вас нужно терпение и бесконечная практика.
Наталья Половайкина
Александра Демина подчеркивает: поведение на равных – это всегда история уверенности в себе, осознания своей силы. Чтобы ребенок поверил в себя, попробуйте предложить ему спортивную секцию, и лучше – что-то из восточных единоборств, где тренеры транслируют очень четкие моральные принципы и учат уважать себя и других.
Тесты на уровень развития познавательных процессов
Для диагностики познавательных процессов подростка педагогами и психологами используются разного рода игры, тесты и упражнения. Некоторые из них подходят и для самостоятельной проверки уровня развития ребенка 10-15 лет — его памяти, внимания, мышления и воображения.
Результат любого теста — не окончательный диагноз
Это повод обратить внимание на проблему, обсудить ее с педагогами и психологом
- Тест на кратковременную зрительную память
Для оценки того, как развита кратковременная зрительная память подростка, на практике часто применяется тест «Память на числа».
Подготовьте таймер. Покажите ребенку карточку с таблицей в виде 12 двузначных чисел:
13 | 91 | 47 | 39 |
65 | 83 | 19 | 51 |
23 | 94 | 71 | 87 |
За 20 сек. он должен запомнить как можно больше чисел, а потом воспроизвести их на бумаге в том же порядке, что и на карточке.
Чтобы оценить, как развита память подростка, нужно посчитать количество чисел, которые ребенок успел запомнить. Норма для подростка от 12 лет — 5-7 правильных ответов.
- Тест на избирательность внимания
Для изучения внимания среди прочих тестов на практике часто применяется методика Мюнстерберга.
Покажите ребенку карточку с буквами, прописанными в несколько строк. Среди этого бессмысленного текста он должен найти 25 зашифрованных слов. Время работы — 2 мин.
б з е р к а л о в т р г щ о ц э н о м е р з г у ч т е л е ф о н ъ х э ь г ч я п л а н ь у с т у д е н т т р о ч я г щ
ш г ц к п к л и н и к а г у р с е а б е с т а д и я е м т о д ж е б ъ а м ф у т б о л с у ж д е н и е ф ц у й г а х т
й ф л а б о р а т о р и я б о л д ж щ з х ю э л г щ ъ б в н и м а н и е ш о г х е ю ж и п д р г щ х щ н з д м ы с л ь
й ц у н е н д ш и з х ъ в а ф ы п р о л д р а д о с т ь а б ф ы р п л о с л д п о э т е с с а я ч с и н т ь п п б ю н
б ю е г р у с т ь в у ф ц и е ж д л ш р р п д е п у т а т ш а л д ь х э ш щ г и е р н к у ы ф й щ о п е р а т о р э к
ц у у ж д о р л а ф ы в ю ф б ь к о н ц е р т й ф н я ч ы у в с к а п р и н д и в и д з ж э ь е ю д ш щ г л о д ж ш з ю
п р в о д о л а з д т л ж э з б ь т р д ш ж н п р к ы в т р а г е д и я ш л д к у й ф в о о д у ш е в л е н и е й ф р л
ч в т л ж э х ь г ф т а с е н ф а к у л ь т е т г ш д щ н р у ц т р г ш ч т л р в е р ш и н а н л э щ ц ъ ф е з х ж ь б
э р к е н т а о п р у к г в с м т р х и р у р г и я ц л к б щ т б п л м с т ч ь й ф я с м т щ з а й э ъ я г н т з х т м
Если ребенок не уложился в 2 мин. и не нашел все зашифрованные слова, то уровень концентрация внимания ниже среднего. Все 25 слов, найденные за положенное время, — хороший результат. Если в запасе еще осталось время — отличный результат.
- Тест на уровень аналитического мышления
Чтобы установить, как развито аналитическое мышление у подростка 10-12 лет, педагоги часто применяют тест «Исключи слова».
Предложите ребенку проанализировать 15 строк со словами, объединенных по общему родовому признаку. Из каждого набора слов нужно найти лишнее. Время выполнения теста — 5 мин.
- Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
- Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён
- Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
- Секунда, час, год, вечер, неделя.
- Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.
- Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
- Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
- Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.
- Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
- Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
- Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
- Дождь, снег, осадки, иней, град.
- Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.
- Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
- Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.
Ключ: 1. Дерево. 2. Петров. 3. Мясо. 4. Вечер. 5. Горячий. 6. Плавание. 7. Голубой. 8. Техника. 9. Злой. 10. Длина. 11. Предлог. 12. Осадки. 13. Союз. 14. Слагаемое. 15. Круг.
Оцените результат теста, чтобы установить, как развита логика и мышление подростка. Если ребенок дал 10-15 правильных ответов, его аналитическое мышление соответствует возрастной норме. При меньшем количестве правильных ответов уровень аналитического мышления возможно требует развития.
- Тест на уровень воображения
В основном, тесты на уровень развития воображения — это опросники, цель которых выявить определенные творческие способности ребенка.
Попробуйте установить, как развито воображение у подростка, ответив утвердительно или отрицательно на ряд вопросов:
- Ребенок любит рисовать.
- Ребенка сложно оторвать от любимого занятия.
- Ребенок постоянно чем-то занят.
- Когда ребенок рассказывает какую-то историю, он непременно приукрашивает ее.
- Ребенок активен и инициативен в школе и дома.
- Ребенок сам выбирает себе одежду, ориентируясь на собственные вкусы.
- Ребенок любит слушать музыку.
- Ребенок часто рассказывает о красочных снах, которые ему снятся.
- Ребенок ярко проявляет эмоции во время просмотра фильма (смеется, плачет).
Большинство ответов «да» — у ребенка среднее или богатое воображение. Большинство ответов «нет» — у ребенка низкий уровень воображения.