Выступление перед аудиторией
Зрительное восприятие и внешний вид
Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом. Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении. Исходя из статистических данных, 55% убеждающей силы приходится на внешний вид оратора и зрительное восприятие слушателей, на тон голоса — 35% и всего 10% на слова.
Слушатели в первую очередь являются зрителями. Они весьма внимательно будут рассматривать выступающего
Особенно женская половина уделяет пристальное внимание мелочам. Наряд, прическа и манера держаться не останутся незамеченными
Человек, который не уверен в себе, плохо подготовлен или нерешителен, быстро бросается в глаза. Публика не захочет сосредотачиваться и вникать в суть его выступления. И как бы не старался оратор, расположить к себе слушателей будет весьма трудно.
Удержание внимания
Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.
Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну
При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое — быть услышанным
Об этом еще говорила известная поэтесса М.Цветаева. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.
Контакт с аудиторией
Речь выступающего в большей части представляет собой монолог. Однако оратору нужно уметь находить контакт с аудиторией. Он должен стараться установить связь, пусть даже мнимую. Только в этом случае он сможет рассчитывать на отклик. Хороший оратор способен уловить настроение аудитории и в нужный момент откорректировать свое выступление. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Это похоже на мысленный диалог, при котором вторая сторона не произносит вслух своих пожеланий. В свою очередь, это не отвлекает выступающего, но и не исключает двустороннее общение.
Факторы успешного выступления | |
---|---|
1 | Зрительное восприятие и внешний вид |
2 | Удержание внимания |
3 | Контакт с аудиторией |
4 | Зрительный контакт |
Таким образом, искусство публичных выступлений — это имитация живого общения. Новичку сложно добиться этого, но вполне реально при освоении основных риторических приемов. Среди них: непосредственное обращение к аудитории, наполнение выступления эмоциями, придерживание разговорного синтаксиса. Не стоит заранее переживать, всё приходит с опытом, нужно только приложить усилия и терпение.
Зрительный контакт
Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения — это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт
В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.
Нужно уметь читать реакцию по глазам. В этом случае оратор сможет контролировать аудиторию. Как только он заметит первые признаки переутомления слушателей, он сможет использовать один из проверенных способов для разрядки зала. К примеру, это может быть воспоминание смешного случая, вставка афоризма или пословицы. Желательно, чтобы они были близки к тематике выступления. Можно вообще отойти в сторону от доклада и рассказать веселый анекдот, расположив к себе аудиторию. Эмоциональная разрядка при утомлении наилучшим образом воссоздаст дружескую атмосферу. Всё это позволит продолжить выступление, интерес к которому только усилится.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Закон удовольствия
Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.
Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:
языковая игра – применяя парадоксы и каламбуры, можно завладеть вниманием публики;
наводящие вопросы – зная ответ, слушатель легче ощущает свою сопричастность, выступление становится для него увлекательным;
апелляция к известному – это помогает сплотить публику в одно, несет элемент узнавания.
При этом не стоит «пересаливать», чрезмерно усложнять речь, делать ее громоздкой и тяжелой для восприятия.
Работа с вопросами и возражениями
Выше уже было сказано, что вопросы и возражения – такая же неотъемлемая часть выступления, как и сама речь. Нужно быть к ним готовым, уметь отвечать с достоинством, и ни в коем случае не бояться. Понятно, что к речи вы готовились и произнести её уверенно легче, чем ответить на вопросы. Но они лишь продолжение беседы, зачастую это желание со стороны публики что-то уточнить или восстановить в памяти и ответить на них никакой трудности не составит (мы берём за исходную ситуацию, когда оратор действительно разбирается в теме).
Бывает и так, что вас стараются «завалить». В таких случаях нужно помнить следующее:
Никогда не говорите «не знаю» и не уходите от ответа. Если вопрос напрямую не касается темы вашего сообщения, вежливо сошлитесь на то, что это не предмет сегодняшней беседы и порекомендуйте источники для поиска ответа. Если на него нельзя ответить однозначно, укажите, что ваше мнение может не совпадать с другими, и оно не обязательно единственно верное, перед тем, как его высказать.
Узнайте, что больше всего интересует людей в данной теме. Работая над текстом речи, попробуйте представить какие вопросы вам могут задать и подготовиться к ним
Лучше вас речь не знает никто, поэтому уделите основное внимание слабым сторонам, чтобы быть максимально готовым.
Используйте приём «компенсация». Суть его в том, что если вас в чём-то обвиняют («Ваш товар слишком дорогой, на рынке есть аналоги по более приемлемым ценам»), вы не отрицаете аргументы противника, а принимаете их: «Да, цена действительно высокая»
Но потом в ход пускаются контраргументы, которые сильнее обвинений или нивелируют их: «А вы знаете, что продукт производится в Европе, а не Китае? Мы предоставляем гарантию и техобслуживание на протяжении 3 лет, а не года, как у аналогов». Таким образом, вы обезоруживаете противника.
Карстен Бредемайер в книге «Чёрная риторика» советует: «Перед каждым разговором, перед каждой презентацией и перед каждым докладом сформулируйте для себя по крайней мере одну забойную фразу, содержащую в себе основную мысль вашего послания. Она послужит вам опорой, с помощью которой вы сможете устоять на ногах в любой критической ситуации, способной сложиться в ходе дискуссии. К тому же она обязательно укрепит вашу позицию и увеличит силу воздействия всего вашего выступления».
Всегда можно выиграть время или перевести разговор в другое русло, применив метафору. В качестве неё может быть использована какая-нибудь поучительная история, реальный случай или анекдот
Но при этом важно, чтобы связь с вопросом всё же прослеживалась, что не дало бы повода оппоненту обвинить вас в уходе от ответа.
Несколько по-иному обстоят дела с возражениями. Продажники уверяют, что возражение является следствием либо сомнений самого клиента, либо вашей недостаточной подготовки и, как следствие, неспособности заинтересовать. О том, как работать с возражениями, смотрите видеолекцию:
Средства, способствующие установлению языкового контакта
К таким средствам можно отнести употребление местоимений первого и второго лица.
«Я» – докладчик, «Вы» – слушатели, «Мы» – соответственно, докладчик + относящиеся к нему присутствующие. С предлогом «с», творительным падежом местоимений, существительных «Мы» указывает на компанию людей с выступающим, что обеспечивает связь лектора и присутствующих, коммуникацию.
Глагольные формы транслируют динамику, отражают отношение к человеку, демонстрируют индивидуальность сказанного, таким образом активизируя присутствующих, содействуя созданию альянса с докладчиком.
Позволяют установить контакт выражения, вроде:
- «Давайте сообща разберёмся…»;
- «Мы ещё вернёмся к обозначенному вопросу…»;
- «Нам следует согласиться с неоднозначностью данного предположения…».
Самыми употребляемыми являются глаголы, глагольные словосочетания:
- попрошу вас;
- подчеркнём;
- попытаемся понять;
- прокомментируем;
- представьте;
- полагаем;
- думаем и тому подобные.
Синтаксические средства
Обращаться к присутствующим стоит для укрепления контакта с ними, привлечения их внимания:
- дорогие;
- многоуважаемые слушатели.
Помимо этого, к приёмам установления контакта относятся сочетания с изъяснительными придаточными:
- понятно, что…;
- известно, что…;
- возможно предположить, что…;
- убеждён в том, что… .
А также сочетания с вводными словами: по моему мнению…
Ещё хорошо действует на людей вопрос, т.е. вид словесного обращения, целью которого является вызов реакции. Он подразумевает ответ.
Риторический вопрос сам даёт на себя ответ
В выступлениях докладчиков подобные вопросы утверждают ответы, чтобы привлечь внимание присутствующих
За счёт использования риторических вопросов можно придать информации больше убедительности, и, как следствие, – действенности.
Лексические средства
Наиболее значимыми и действенными средствами выразительности речи (тропами) являются:
- гипербола (образное преувеличение);
- олицетворение (одушевление неодушевленного);
- эпитет (образное определение);
- сравнение (лектор сопоставляет два предмета/явления для более яркой характеристики одного через параметры другого);
- метафора (перенесение на один предмет свойств другого, сближение двух феноменов по сходству, либо контрасту);
- метонимия (замена одного слова другим за счёт аналогичности выражаемых ими понятий);
- синекдоха (использование названия большего в значении меньшего, целого в значении части, а также наоборот).
К лексическим средствам можно отнести и фразеологизмы — устойчивые речевые обороты с полным, либо частично переосмысленным значением. Они являются отличным, очень ярким отражением национальной специфики языка, его самобытности.
Фразеология сохраняет богатый исторический опыт народа, с её помощью передаются представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом, культурой людей.
Правильное, уместное применение фразеологизмов придаёт речи уникальное своеобразие, особенную выразительность, меткость, образность.
К фразеологизмам относятся также:
- пословицы;
- поговорки;
- присловья;
- крылатые слова;
- афоризмы.
Если Вам требуется помощь в написании текста или речи, заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с Вами.
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.
_________________________________________________________
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
- продуманный способ зацепить публику;
- вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
- краткий перечень основных идей выступления;
- основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
- заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Шесть советов как начать выступление
1
Приводите конкретный пример
Многие начинающие ораторы считают, что сначала нужно изложить общие положения. В то время, когда примеры легче для восприятия и понятнее аудитории
Так почему бы не начинать с них? Начните свое выступление с примера, захватите внимание и интерес аудитории, а после этого беритесь рассказывать общие замечания по вашему примеру. И такое начало будет неплохим. 2
2
Используйте какую-либо вещь или предмет для привлечения внимания аудитории
Его можно держать в обеих руках, в одной руке, на ладони, над головой, на уровне пояса. Это все не очень существенно
Однако немаловажно, чтобы ваш предмет был связан с темой вашего выступления. Посмотрите на выступления Стива Джобса. Он чуть ли не постоянно на своих презентациях держит в руках какой-нибудь гаджет
Он чуть ли не постоянно на своих презентациях держит в руках какой-нибудь гаджет.
3
Начинайте с шокирующих фактов
Например, «В России самый высокий показатель преступности в мире». Не факт. Но то, что подобное начало произведет эффект, ясно.
4
Начните с мощной цитаты
Высказывания известной личности неизменно имеют притягательную силу. Поэтому нужное изречение – один из самых успешных способов начала ораторской речи. Как вы оцениваете нижеприведенное начало выступления о личностном успехе: «Никакие поражения не фатальны, никакие успехи не окончательны, значение имеет лишь мужество продолжать!» (У. Черчилль)
Такое начало имеет два положительных момента. Первое, цитата вызывает интерес. Второе, цитата приводит вас с аудиторией прямо к сути дела.
5
Задавайте вопросы
Это не только возможность наладить контакт с аудиторией посредством интерактива. Вопрос поможет подобрать ключик от умов слушателей, т. к. заставляет их думать с оратором, сотрудничать с ним.
6
Возбуждайте любопытство
Это немаловажно для захвата внимания аудитории. Для этого вы можете использовать от одной фразы до нескольких абзацев. Я знаю историю одного охотника, который обвязывался простыней и начинал ползать взад-вперед, возбуждая таким образом любопытство у животных и привлекая их, свою добычу
Я знаю историю одного охотника, который обвязывался простыней и начинал ползать взад-вперед, возбуждая таким образом любопытство у животных и привлекая их, свою добычу.
Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:
- присутствие группы слушателей,
- преобладающая монологическая речь,
- продуманная структура высказывания,
- конкретная цель.
В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).
Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).
Многоликий собеседник
Приблизительность представлений о характере и задачах общения порождает опасные недоразумения, подмену понятий. (Например, «интерактив» на телевидении чаще понимается не как путь взаимообогащения, помощь в самоконтроле, а лишь как профессиональный прием привлечения внимания к передаче, повышения ее рейтинга).
Притупляется чувство взаимообщения со слушателями и чувство ответственности за результат выступления, тогда как необходим не только видимый «эффект собеседования», но целеустремленное речевое поведение, продуктивная совместная работа, в основе которой убежденность в способности аудитории к разумному сотрудничеству.
Закон продвижения и ориентации адресата
Особенность науки риторики заключается в том, что ее законы подчиняются строгой логике. Так, в строго логичной последовательности выстраивается речь, задача которой – сориентировать слушателя в затронутой теме, указать конечную цель и плавно подвести к ней, минуя «подводные камни» с помощью искусного оратора.
Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.
Выстраивание четкой структуры первостепенно. «Костяк речи» должен содержать основную мысль, и на него, последовательно и внятно, нанизывается все «тело» из аргументов, доводов, подкрепленных случаями из реальной жизни и прочими инструментами. Монолог должен быть последовательным, каждое звено цепи завершено, следует избегать возвратов к ранее сказанному, повторов, излишней детализации.
Законы современной риторики продиктованы динамическим движением нашего времени, и таким должен быть спич, чтобы достигнуть максимального воздействия. Последовательно продвигать слушателей от одного пункта к другому оратору помогут заранее грамотно подобранные тезисы, корректная расстановка акцентов, которая осуществляется посредством пауз, изменением темпа речи.
Убеждающая речь
Если аудитория охотно со всем соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (изза нежелания сомневаться).
Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации.
Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»).
Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить.
Лучший прием – найти себе достойного «противника»: идею, позицию, противоречащую, или мешающую вашей позиции (притом достаточно аргументированную, с которой нелегко побороться).
При подготовке к речи желательно активно искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника — демонстрация мощного контртезиса).
Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой».
Информативные (предметные) речи
(Сообщения, обучение, представление программ и планов)
«Образ» оратора
Компетентный, сведущий человек
Цель речи
Расширение «информационного поля» знаний аудитории; овладение ею новой полезной информацией — опоры для социальных действий
Стимулирование интереса к предмету
Профессиональная задача оратора
Помочь усвоить новую информацию
Сложности работы
Пассивность аудитории Необходимость представлять «новое» как бесспорное, очевидное
Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели
«Цеплять внимание» любопытными сведениями, красочными примерами; Представлять информацию как полезную; Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация); Преодолевать барьер отторжения «чужого»; пытаясь «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний
Приемы и способы передачи информации
Поэтапное закрепление материала. «Разработка понятий» в процессе обсуждения и их уточнение с помощью определений и сравнений
Повествование, описание, объяснение (с соответствующими приемами «дозирования» информации)
Особые соображения
Поиск возможностей «повторять не повторяясь». Необходимость уточнения представления о «фундаменте знания» у данной аудитории
Прерывистость внимания, естественная при восприятии информации на слух, вынуждает оратора организовать так называемое «возвратно-поступательное» движение речи от одного блока информации к другому.
Кроме того, необходимо постоянно заботиться о возвращении внимания («завлекательные» фрагменты речи), и закреплении внимания (представление информации в плане «полезного»).
Необходимо также прояснять термины, понятия, и вообще облегчать фразы, которые воспринимаются на слух; в отличие от письменной речи тут смысл высказывания должен быть понят не к концу периода, а с первых же слов.
В целом необходимо уменьшение объема информации и ее «дозирование»; при разных способах передачи информации это делается по –разному: при повествовании фрагменты информации располагаются по хронологии, при описании — это набор качеств, составляющих целое, и т.п.
Особенно важно (и трудно) помочь аудитории преодолеть психологический барьер, мешающий ее контакту с оратором, тормозящий движение навстречу общению (т.е. взаимообмену информацией, во время которого и происходит усвоение), ощущение неравенства, своей беспомощности и некомпетентности перед лицом сведущего человека («Послушать еще можно, но уж общаться…»)
Надо суметь обработать информацию в свете «знакомого» данной аудитории.
Желаемый результат информирующего выступления оратора, проясненность, системность знаний или сведений в какой-то области, ощущение твердой почвы под ногами, прочной основы для рассуждений и действий.
Примечание : К этим темам см. также: Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. А «Тема речи (Интересы аудитории)», разд. Б.2.: «Информационная речь»
Сложности
Трудности публичного выступления можно разделить на 5 категорий.
Во-первых, отсутствие умения планировать время выступления так, чтобы максимально удерживать внимание слушателей. Аудитория не должна устать от информации и ее подачи
Во-вторых, нужно суметь избавиться от нервозности.Слушатели ни в коем случае не должны ее почувствовать. Чаще всего она передается дрожанием голоса во время выступления и сбивчивостью речи
Как выступить перед аудиторией без волнения — разберем ниже.
В-третьих, от волнения при самом публичном выступлении можно легко провалить его. Может «пересохнуть в горле» или просто захочется убежать. В-четвертых, успех выступления зависит только от самого лектора, которому не на кого рассчитывать, кроме самого себя.
В-пятых, трудность составляет понимание отношения аудитории к выступлению. Нужно четко понимать запросы и склонности слушателей, чтобы произвести на них впечатление.
Открытая аудитория и ее характеристики
Открытой называется аудитория, которую видит оратор, и которая смотрит на него
(Профессиональный термин «Держать глаза!» подчеркивает особую важность этого обстоятельства)
Состояние открытого общения позволяет немедленно получать «обратную связь», столь необходимую коммуникатору для коррекции своих действий, в тот момент, когда он говорит. И это обстоятельство, открывая бесконечные возможности совершенствования выступления, его оттачивания на ходу, превращает речь в подготовленную импровизацию. Рассуждение вслух, которое оратор – коммуникатор предлагает аудитории, может стать гораздо точнее и ближе к истине при таком «диалоге», когда ответная реакция понятна без слов, просто видна.
Правда, при условии, что и сам оратор при этом «готов учиться», что он выходит к аудитории с надеждой на общение, на реакции, которые помогут ему сработать точнее. Что он сможет подавить в себе и «соблазн лидерства» и «соблазн учительства», сможет сдержать порыв к бесконтрольному творческому самовыражению.
Замечательные возможности общения с открытой аудиторией часто остаются лишь гипотетическими возможностями. Качественная обратная связь не дается просто так, аудиторию весьма трудно побудить к общению.
Особенности и возможности открытого профессионального общения коммуникатора с аудиторией связаны с особым состоянием «людей в толпе», в массе себе подобных.
Что мешает наладить контакт с аудиторией, способствует манипулированию (осознанному, либо неосознанному)?
Во-первых изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению);
Во-вторых, возникающий в массе людей эффект взаимного «подзаряжения» эмоциями (один из «эффектов толпы»), который нивелирует подлинные эмоциональные реакции, обостряет опасные моменты (эйфории «единого порыва», неумеренного восторга, состояния паники и т.п.), не способствующие здравому, точному, взаимно контролируемому общению;
В-третьих, пониженная критичность восприятия в массе людей (заторможенная мыслительная деятельность, как бы потеря собственного интеллектуального «я», пониженная способность сомневаться), которая еще явственней понижается в отвлекающих от рассуждений условиях «зрелища».
При таком состоянии аудитории «блокировать цензуру разума» (по выражению составителей уже упоминавшегося пособия «Спичмейкер») не составляет особого труда; манипулировать легко. Гораздо труднее, думая о пользе выступления для слушателей, а не о собственной мелкой выгоде, бороться с мыслительной пассивностью аудитории, помогать ее преодолевать; в чем и состоит задача оратора- коммуникатора.
23 стр., 11051 слов
1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)
… мимика и жесты, не совпадающие со словами; отсутствие психологической настроенности на общение с конкретной аудиторией; неуместное использование слов-паразитов. 38. Логические приемы ораторского мастерства. ( тет 9) … оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, …
Выполнить эту задачу помогают рекомендации неориторики, основанные на изучении изначально неблагоприятного состояния двух сторон (слушателей «в толпе» и самого оратора, одолеваемого «соблазнами»), состояния, препятствующего общению и располагающего к манипуляции. Рекомендации таковы: желательно, чтобы ответственный инициатор общения, оратор – коммуникатор
· во-первых, осознавал, что он – лидер временный, и именно таким образом позиционировал себя (и вел себя соответственно);
· во – вторых, профессионально работал, стараясь всемерно активизировать аудиторию,включая ее в соразмышление.
Примечание К этим темам см. также: Хайнц Леммерман, Учебник риторики (пер. с нем.), М. 1997 (или посл. переиздания).
Гл. 1, разд. 1.2.2 3 («Ответственность оратора»), Гл. 4., разд. 4.2.1; 4.2.3 7 («О психологии масс»); разд. 4.3.3. («Речевое мышление»)
Вспомогательный материал речи
Функциональность ссылок, цитат, цифр, примеров и других вспомогательных средств в речах оратора нельзя назвать полностью идентичной тому эффекту, на который рассчитывает коммуникатор пишущий (напр. журналист).
Помимо «красочности», усиления достоверности сообщений и уточнения степени владения материалом здесь оказывается первостепенным, поддержка контакта с аудиторией.В свете этих соображений так называемый вспомогательный материал выглядит предельно важным, ответственным; это не вставные куски или иллюстрации, но материал, естественно вплетенный в «рассуждение вслух» в звучащую речь (без чего она просто немыслима).
Ряд соображений об использовании вспомогательных элементов оратором коммуникатором :
· определения и сравнения получают важную роль не иллюстративного, но активно стимулирующего внимание материала: сужающего или расширяющего предмет обсуждения. (Определение, уточняя понятие, «сужает» его смысл, делает более «определенным»; сравнение же, используя образ, притчу, намеренно «расширяет» смысл, раздвигает круг внимания к явлению или идее, привносит философический смысл);. · использование примеров требует особой осмотрительности (при рассуждении вслух простой пример-иллюстрация часто необоснованно выглядит решающим аргументом);
· использование примеров требует особой осмотрительности (при рассуждении вслух простой пример-иллюстрация часто необоснованно выглядит решающим аргументом);
· цитаты и цифры трудны для представления устным путем и, чтобы не сбивать с толку аудиторию, требуют особой обработки, пояснений, атрибутирования (расшифровки источника);
· ссылки на авторитет легко могут оказаться лазейкой для манипулирования (древнейший манипулятивный прием: спрятаться от оппонентов за «спину» власть предержащего, непререкаемого в данной ситуации /«САМ сказал!»/): а ссылки на опыт аудитории («как известно..», «мы все знаем, что..» и т.п.) часто как бы делают «ненужными» доказательства…
· из разряда вспомогательных материалов желательно исключать наглядные пособия, по крайней мере быть осторожными с ними (не злоупотреблять проектором; «картинки», отвлекающие от общения, оставить на потом, или напротив, предварить ими речь)
Возможные ошибки
Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:
- Демонстрируют отсутствие уверенности (докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей).
- Начинают оправдываться и утрачивают доверие слушателя.
- Не иллюстрируют речь примерами из опыта или из литературы.
- Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику (для контроля за языком тела анализируют видеозапись выступления и избавляются от ненужных движений).
- Не точно подбирают слова и составляют предложения (например, частое использование отрицательных частиц приведет к неправильному пониманию текста).
- Уделяют мало внимания подготовке.
- Монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт.
- Не используют паузы для удержания внимания – остановка на 10 секунд пробудит любопытство у всех отвлекшихся.
- Показывают излишнюю серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию.
- Употребляют большое количество слов-паразитов.
- Суетятся или, наоборот, зажимаются.
Ошибки оратора
Требования к публичным выступлениям
Что такое харизма в мужчине — определение слова, как стать таким
Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:
Четкое начало
Первая фраза должна собрать внимание и заинтересовать слушателей, поэтому ее готовят заранее и точно запоминают.
Создание и поддержание легкого напряжения в течение всего выступления. Для этого намеренно сталкивают 2 противоположных мнения или ведут спор с воображаемым оппонентом.
Дозированная эмоциональность
Монотонная речь не улавливается аудиторией, но и чрезмерная темпераментность не внушает доверия к выступающему. Для удержания внимания не поражают своим драматическим талантом, а подбирают факты, которые воздействуют на чувства слушателей.
Лаконичность. Краткие выступления лучше воспринимаются и запоминаются.
Диалог со слушателями. В выступление обязательно включают вопросы к аудитории (риторические и реальные), оратор может требовать ответов на них.
Непринужденность и приближенность к разговорному стилю речи. Рассказать о важных вещах простым понятным языком без труднопроизносимых терминов – высший пилотаж в ораторском искусстве.
Установление и удержание взаимосвязи со слушателями. Оратор обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
Ясность идеи выступления. Главную мысль четко формулируют и повторяют несколько раз для лучшего восприятия.
Четкое окончание речи. Как и начальные, так и завершающие фразы формулируют заранее, произносят эмоционально, четко и многозначительно, чтобы слушатели поняли – это завершение речи.
Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных. Эмоции оратора
Эмоции оратора
Этапы публичного выступления
Как флиртовать с мужчиной правильно — правила и примеры заигрывания
Практически все выступления проходят 3 этапа:
- Докуммуникативный (подготовительный) этап.
- Коммуникативный этап:
- установка взаимосвязи со слушателями;
- концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
- аргументирование и доказывание своей точки зрения;
- подведение итогов и завершение выступления.
- Посткоммуникативный (анализ положительных и отрицательных моментов мероприятия, личные выводы оратора).
Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее
Что мешает усвоению информации
· Отсутствие внимания;
· Отсутствие заинтересованного внимания (связанного с ощущением полезности информации);
· Прерывистость внимания;
· Недостатки обработки информации с учетом их восприятия на слух;
· Обилие терминов и «многослойных» понятий в речи;
· Чрезмерный объем информации, не соотносимый со временем выступления;
· Ощущение перенасыщенности новой поступающей информации в единицу времени («комок информации»);
· Недостаточно выверенное соотношение новой информации с первоначальным «информационным багажом» аудитории;
· Психологический тормоз «знания о незнании», преувеличенная эксклюзивность «чужого» знания
Виды выступлений перед публикой
Что такое френдзона у девушек и мужчин — основные признаки
Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:
- Информирующие (главная задача – передача сведений слушателям).
- Протокольные (применяют на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
- Развлекающие (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
- Убеждающие или агитирующие (популярны у политиков или рекламщиков, которые убеждают слушателей в своей правоте).
Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:
- Сообщение – публичная речь длительностью до 10 минут, в которой кратко обрисовывается суть проблемы.
- Доклад – четко выверенный и заранее подготовленный рассказ по конкретной теме, может длиться от 10 минут до 3 часов.
- Выступление – краткосрочное, не более 5 мин., представление информации по предложенному вопросу. Бывает импровизированным или заготовленным.
- Лекция – монологическое выступление перед аудиторией специалиста, прекрасно ориентирующегося в теме. Оптимальная продолжительность – 90 мин.
- Беседа – форма открытого выступления, в которой монолог оратора чередуется с выступлениями слушателей.
Лекция