Характерные черты научной информации
Научный стиль и его особенности формировались длительное время, потерпели много изменений. В настоящее время выделяют три группы характерных черт данного языка:
- лексические;
- морфологические;
- синтаксические.
Каждая из этих групп раскрывает конкретные особенности, которые отличают научную стилистику речи от всех остальных. Поэтому стоит рассмотреть их подробнее.
Лексика
Научный стиль и его особенности лексики отталкиваются от того, что такая информация имеет свою непосредственную задачу, которая заключается в том, чтобы обозначить явления, предметы, назвать их, объяснить. Для достижения этой цели в первую очередь требуются имена существительные.
Лексика научного стиля обладает следующими характерными чертами:
- Слова употребляются исключительно в прямом смысле.
- Не применяются при изложении сведений средства, с помощью которых в литературных произведениях описывают различные образы. К таковым относятся эпитеты, метафора, сравнение, гипербола.
- Часто используются абстрактные предложения и терминология.
Особенности научного стиля речи заключаются в выделении трех групп слов:
- Стилистически нейтральные. Они применяются в любых речевых стилях, поэтому их называют общепринятыми.
- Общенаучные. Их может содержать пример научного стиля разных областей, а не какой-то одной сферы.
- Узкоспециальные. Это такие слова, которые характерны для конкретной научной области.
Морфология
Особенности научного стиля речи включают в себя и морфологию. При раскрытии информации учитывают следующее:
- В текстах крайне редко можно встретить применение глаголов, стоящих в первом или втором лице единственного числа. При литературном же стиле это вполне приемлемо.
- Используют много глаголов в настоящем времени, которые довольно схожи с отглагольными именами существительным. Их применение позволяет достаточно хорошо передать достоверную оценку фактам и явлениям.
- Для научного стиля не характерна черта изложения, при которой в работах можно встретить большое скопление имен прилагательных. Употребляют их мало, да и в основном включают в состав профильных терминов. В то время как в литературном тексте их используется много вместе с эпитетами и прочими художественными средствами.
- Когда раскрывают научные сведения, части речи и их грамматические формы применяют немного иначе, чем в текстах остальных речевых стилей.
Синтаксис
Научный стиль и его особенности определяются и синтаксическими чертами, к которым относятся:
- особые обороты, например, по Ньютону, по опыту;
- употребление слова «далее» в качестве вводного слова;
- применение таких слов, как «данный», «известный», «соответствующий» в целях логически связывать предложения между собой;
- использование последовательности слов, находящихся в родительном падеже;
- употребление большого количества сложных предложений, в особенности сложноподчиненного типа. С помощью сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным можно сделать обобщение, описать какое-либо явление или закон.
А если использовать с придаточным причины, то можно довольно широко раскрыть причинную связь определенных явлений в окружающем мире. В таких предложениях применяют союзы, чтобы последовательно связывать высказывания между собой; - употребление таких словоформ: «как известно», «ученые считают», «понятно» и прочие в случае, когда необходимо сделать отсылку на источник, на конкретные факты, предписания и так далее;
- широкое использование причастий, деепричастий и их оборотов.
Все эти характерные особенности речи позволяют отделить рассматриваемый речевой стиль от других стилей, обособить его, как отдельную сферу, для которой присуще использование особых правил русского языка. Все это необходимо для достижения целей и задачи изложения мыслей в научной стилистике.
Примером научного стиля текста является следующий отрывок из учебника о животных:
Вот еще один научный стиль текста — выдержка из медицинского пособия:
Таким образом, в русском языке существуют разные речевые стили, которые выполняют свои конкретные задачи. Изучив научный стиль речи, определение и признаки такого текста, становится понятным, почему его выделили в отдельную категорию. Пример научного стиля всегда можно встретить в диссертациях, рецензий, докладах и прочих документах, которые создают профессоры, ученые и другие специалисты в сфере науки.
https://youtube.com/watch?v=7bUvgY4_lYg
Морфологические характеристики научного стиля
Язык научного общения имеет свои грамматические особенности. Рассеяние и обобщение научной речи проявляется в особенностях функционирования различных грамматических, особенно морфологических, единиц, что отражается в выборе категорий и форм и степени их частотности в тексте. Реализация закона об экономии языковых ресурсов в научном лингвистическом стиле приводит к использованию более коротких вариантных форм, в частности существительных мужского, а не женского пола: ключевого (вместо ключевого), манжетного (вместо манжетного).
Единственные формы существительных используются во множественном числе: Волк — хищник рода Собака; Липа начинает цвести в конце июня. Существительные и абстрактные существительные часто используются во множественном числе: смазки, радио звуки, глубокие существительные.
Названия терминов научного стиля имеют приоритет над названиями действий, в результате чего меньше используются глаголы и больше используются существительные. Использование глаголов имеет тенденцию к десемантации, т.е. потере лексического значения, что соответствует требованию абстрактности, обобщению научного стиля изложения. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство глаголов в научном стиле функционирует в роли связующих: быть, быть, называться, считаться, быть, быть, блестеть, делать выводы, делать, обладать, быть определенным, быть представленным и т.д.
Существует значительная группа глаголов, которые функционируют как составляющие глагольно-именных комбинаций, причем основная семантическая нагрузка ложится на существительное, обозначающее действие, а глагол играет грамматическую роль (он обозначает действие в самом широком смысле этого слова, передаёт грамматический смысл наклона, лица и числа): действие — появляться, исчезать, разрываться, освобождаться; делать — вычислять, вычислять, наблюдать.
Десемантация глагола также проявляется в том, что в научном тексте преобладают глаголы с широкой, абстрактной семантикой: существуют, возникают, появляются, изменяются, продолжаются и так далее.
Научная речь характеризуется использованием глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: Дистилляция сделана — дистилляция сделана; можно сделать вывод — заключение сделано и т.д.
Другой морфологической особенностью научного стиля является использование истинного вневременного (с качественной, характерной ценностью), необходимого для характеристики свойств и характеристик исследуемых объектов и явлений: Когда некоторые участки коры больших полушарий раздражены, происходят регулярные сокращения; углерод является наиболее важной частью растения. В научном употреблении истекшее время глагола также приобретает вечное значение: было проведено n экспериментов, в которых х предполагал определённое значение в каждом случае
По наблюдениям ученых, процент глаголов в настоящем времени в три раза выше, чем в претеритном, и составляет 67-85% всех форм глаголов
В научном употреблении истекшее время глагола также приобретает вечное значение: было проведено n экспериментов, в которых х предполагал определённое значение в каждом случае. По наблюдениям ученых, процент глаголов в настоящем времени в три раза выше, чем в претеритном, и составляет 67-85% всех форм глаголов.
Рассеяние и обобщение научной речи проявляется в особенностях употребления категории типа глагола: около 80% — это формы несовершенного типа, которые более абстрактны и обобщены. Немногие совершенные глаголы используются в устойчивом порядке в виде будущего времени, что является синонимом настоящего времени: рассмотрим… уравнение примет форму. Многие глаголы несовершенной формы лишены совершенной формы парных глаголов: Металлы легко режутся.
Также используются лицевые формы глагола и личные местоимения в научном стиле в соответствии с передачей абстрактного общего смысла. Практически не используются формы 2-го лица и личные местоимения, вы, так как они наиболее специфичны, немногочисленный процент форм 1-го лица и личных местоимений. Наиболее часто в научной речи отвлекается на значение форм 3-го лица и произносит его, она, оно. Местоимение «мы», кроме употребления так называемого автора-мы, вместе с формой глагола часто выражает значение различных степеней абстракции и обобщения в смысле «мы — тотальность» (я и слушатели): Мы пришли к результату. Мы можем сделать вывод.
Основные особенности и характерные черты научного стиля речи
К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:
- Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
- Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
- Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
- Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15-20% от всего объема текста.
- Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
- Чаще всего присутствует монологический характер речи.
- Больше существительных и прилагательных, и минимум глаголов.
- Сложное построение предложений.
- Предложения в основном длинные.
- Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
- Правильный порядок слов.
- Строгая последовательность изложения.
Примеры художественного стиля
«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».
Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».
Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».
Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.
Морфологические и словообразовательные особенности научного текста
Отдельного внимания заслуживает изучение морфологических и словообразовательных особенностей научных текстов
Как и ранее в данной статье, внимание в рамках данного аспекта будет сконцентрировано на терминах, как на одном из наиболее интересных пластов научной лексики. С точки зрения морфологии выделим некоторые особенности
- Использование сложных прилагательных в качестве терминов
- Клишированные словосочетания:
- Преимущественное использование кратких форм
- Использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа
- Избирательность значений проявляется при употреблении глаголов
C точки зрения синтаксиса, то для научной лексике в целом и терминов в частности характерно следующее:
- Использование безличных конструкций
- Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными
Отличительные особенности научного стиля
Рассмотрев ключевые особенности научной речи с опорой на термины, можно выделить следующие особенности, которые отличают научный стиль речи от остальных функциональных стилей языка.
Рисунок 4. Ключевые особенности научного стиля
Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности:
- общекнижная лексика;
- большое количество терминов и других обозначений;
- повышенное употребление отглагольных существительных;
- широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;
- интернациональная лексика;
- использование сложных прилагательных в качестве терминов;
- клишированные словосочетания;
- преимущественное использование кратких форм;
- использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;
- употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;
- употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;
- использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;
- использование безличных конструкций;
- простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;
- сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными; использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций;
- большое количество обособленных определений и обстоятельств;
- широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;
- хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.
Выделяют несколько подстилей научного стиля. В данном случае использован научно-популярный, так как текст представляет собой научную информацию в доступном виде для широкой аудитории: термины объясняются, не допускаются громоздкие синтаксические конструкции.
Литература
- Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М.: 1990. – С.93
- Введение в языкознание. / Под ред. Василькова П.М. – СПб.: Речь, 2004
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. – М., 1989
- Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
- Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М.: 1980
- Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. – М.: 1961
Общая характеристика текста с точки зрения соответствия его научному стилю
Каждый языковой стиль речи необычен, неоднороден и уникален. Без сомнения научный стиль не является исключением. Он направлен на то, чтобы наука могла хранить и формулировать свои постулаты словом.
Научный стиль особые черты, которые обусловленные стандартами и особенностями научного мышления, к числу которых можно отнести отвлеченность и строгую логичность изложения. В процессе работы с научным стилем необходимо понимать, что каждом функциональном стиле действуют свои объективные стилеобразующие факторы.
Рисунок 2. Особенности научного стиля
Отдельно следует выделить тот факт, что при выделении речевых жанров научного стиля следует обращать внимание на то, что в любом функционирующем языке существует своя иерархия стилистических систем – подсистем. Каждая низшая подсистема имеет в основе элементы систем более высокого ранга, по-своему комбинирует их и дополняет новыми специфическими элементами
«Свои» и «чужие» элементы, в том числе и функциональные, она организует в новую, иногда качественно иную целостность, где они приобретают в той или иной степени новые свойства.
Системность основного функционального стиля складывается из общеязыковых элементов, элементов языково-стилистических и элементов речестилистических, которые в определенном контексте приобретают стилистические качества и/или участвуют в создании стилистического качества контекста, текста. В каждом основном стиле существуют свои принципы отбора этих элементов и их соотношение .
Как мы видим на рисунке 2, жанровое многообразие научного стиля очевидно. В каждой из жанровых подсистем предполагаются свои соотношения элементов собственно научного и других стилей и свои принципы организации речевого произведения. По мнению А.Н.Васильевой, «модель этой организации формируется в речевом сознании (подсознании) человека в процессе речевой практики, а также часто и специального обучения» .
Научный стиль, будучи одним из функциональных стилей, обладает определенной текстовой композицией, а именно, в научном стиле текст воспринимается в основном от частного к общему, а создается от общего к частному.
Научный текст характеризуется многомерной и многоуровневой структурой. Однако далеко не все тексты имеют равную степень структурной сложности. Они могут быть абсолютно разными по чисто физической конструкции.
Какие существуют стили в русском языке
В русском языке выделяют 5 стилей повествования:
- Официально-деловой.
- Публицистический.
- Разговорный.
- Художественный.
- Научный.
Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.
Научный
Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.
Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.
Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:
- специальная терминология;
- сложные предложения;
- длинные абзацы;
- существительных больше, чем глаголов;
- обезличенность — вместо «я» используется «мы».
Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.
Виды научного стиля
Официально-деловой
Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.
Лексические особенности:
- отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
- стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
- устойчивые выражения — штампы.
Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.
Виды официально-делового стиля
Художественный
Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.
Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.
Главные особенности стиля:
- использование большого количества средств выразительности;
- употребление слов в переносном смысле;
- иносказательность, метафоричность;
- обилие эпитетов и прилагательных;
- образность и эмоциональность.
Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.
Разновидности художественного стиля
Публицистический
Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ
Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению
Для публицистического стиля характерны:
- общественно-политическая лексика;
- логичность;
- образность;
- эмоциональность;
- оценочность;
- призывность.
Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.
Жанры публицистического стиля
Разговорный
Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.
Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.
Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.
Для этого стиля характерны:
- эмоциональность;
- образность;
- разговорная лексика;
- текст без подбора слов;
- просторечные слова;
- сленг.
Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.
Функции разговорного стиля
Тезисы
Тезирование — один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется:
-
преамбула,
-
основное тезисное положение,
-
заключительный тезис.
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.
-
Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
-
использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
-
с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы — внутренние причины);
-
использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
-
-
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.
В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:
-
тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание.
-
тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
Известно, что…
Следует отметить, что…
Однако…
При этом важно, что…
Предполагается, что…
Специалисты ставят своей задачей…
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
-
-
Ставит вопрос…
-
Считает…
-
Сравнивает…
-
Приводит пример…
-
Перечисляет…
-
Характеризует…
-
Подчеркивает…
-
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Приведем пример тезисов.
-
Любой текст — это языковое выражение замысла автора.
-
Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.
-
Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.
-
При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.
-
Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
Публицистический стиль текста
Среди других стилей текста публицистический можно назвать самым подвижным, активным, быстро меняющимся.
Он призван донести до людей самую актуальную информацию, в кратчайший срок поделиться полезными сведениями, призвать к действию – то есть, так или иначе, воздействовать не только на разум читателей и слушателей, но и на их эмоции.
Внутри публицистического выделяют следующие стили текста:
- газетно-журнальный подстиль (статьи, очерки, интервью, заметки);
- язык телевидения и радио (обзоры, интервью, беседы);
- ораторское искусство (воззвания, поздравительные и траурные речи);
- как промежуточный элемент рассматривается язык рекламы>.
Лексика публицистического стиля представляет собой синтез научной и разговорной речи.
Так как публицист взаимодействует с обществом, ему приходится активно использовать термины политики, социологии, культурологии. В то же время выступления такого оратора должны быть доступными абсолютно для всех слоёв населения, поэтому в ход идут пословицы, поговорки, шутки, афоризмы.
Язык публицистики — эмоциональный, направленный адресно к каждому слушателю или читателю. Он призван вызвать живую реакцию, яркий и мгновенный отклик.