Двоеточие и тире: правила постановки в предложениях

Зачем нужно двоеточие в письменной речи?

  • Двоеточие необходимо ставить при перечислении после обобщающего слова «Сколько же в том магазине было видов сладостей: шоколад, тянучка, карамель, мармелад, сладкая вата, булочки с корицей».
  • Зачем нужно двоеточие? Сочинение, если вы пишете его по литературному произведению, часто требует цитат из первоисточника. В предложениях с прямой речью двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. «Я выдержал долгую паузу и сказал: «Он уехал навсегда, он никогда больше сюда не вернется». Вставляя в свое сочинение цитату из текста, поставьте двоеточие, а затем кавычки.
  • В сложных предложениях двоеточие используется, если одно из простых предложений поясняет или дополняет другое «Он знал, что убийца все еще находится в комнате, у него были на то причины: следы были во всей комнате, кроме дверей».

Итак, если вам потребуется написать сочинение-рассуждение о том, зачем нужно двоеточие, вы сможете объяснить, что оно необходимо, чтобы акцентировать внимание на каких-либо частях предложения, которые отличаются от основного текста. Это перечисление однородных членов предложения после обобщающего слова, выделение прямой речи, пояснение одного предложения другим

А в чем состоит отличие между дроеточием и тире и

Русский язык велик и сложен. Одной из причин сложности изучения русского языка является гибкость его грамматических конструкций. Запомнить весь свод правил по расстановке знаков препинания является почти непосильной задачей даже для тех, кто считает русский своим родным языком. Одним из сложных в плане расстановки знаков препинания является обычное тире.

2.4. Знаки препинания в фразе с перечнем

2.4.1. Знаки препинания перед перечнем

После предшествующего перечню текста фразы ставят следующие знаки препинания:

а) двоеточие, если в этом тексте содержится слово или словосочетание, указывающее на то, что дальше последует перечень, или если перечень служит прямым разъяснением того, о чем говорится в предшествующем ему тексте фразы, либо он непосредственно продолжает текст; примеры см. в 2.3.1 и 2.3.2;

б) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим перечнем ослаблена (нет в этом месте слова или словосочетания, указывающего на то, что дальше последует перечень, перечень прямо не разъясняет этот текст, не служит непосредственным продолжением его).

Напр.:

§33

Однородные приложения разделяются запятыми.

1. Приложения, подобно определениям, являются однородными, если они характеризуют предмет с одной стороны…

2. Приложения являются неоднородными, если характеризуют предмет с разных сторон…

Здесь для двоеточия нет оснований. Хотя точка в таких случаях – знак не только допустимый, но и предпочтительный, однако замена ее двоеточием не будет в ряде случаев ошибкой.

2.4.2. Знаки препинания между элементами внутриабзацного перечня

Ставят:

а) запятую, если элементы простые (из нескольких слов, без знаков препинания внутри); пример см. в 2.3.2, 2-й;

б) точку с запятой, если элементы содержат много слов, со знаками препинания внутри; пример см. в 2.3.1.

2.4.3. Знаки препинания после абзацев – элементов перечня

Ставят (исключая последний абзац):

а) запятую, если абзацы-элементы очень просты — из нескольких слов, без знаков препинания внутри, обозначены номером-цифрой с закрывающей скобкой, строчной буквой с закрывающей скобкой, наборным знаком (напр., тире) и начинаются со строчной буквы; но не будет ошибкой и постановка в подобных случаях после абзацев точки с запятой;

б) точку с запятой, если элементы не совсем просты, со знаками препинания внутри, обозначены номером-цифрой с закрывающей скобкой, строчной буквой с закрывающей скобкой или наборным знаком и начинаются со строчной буквы, т. е. строчной букве в начале элемента соответствует точка с запятой в конце его; пример — настоящий перечень;

в) точку, если элементы обозначены номером-цифрой с точкой, прописной буквой с точкой, а также номером-цифрой с закрывающей скобкой, строчной буквой с закрывающей скобкой, наборным знаком, но начинаются с прописной буквы, т. е. точке после обозначения элемента или прописной букве в начале элемента (но не потому, что первое слово — имя собственное) соответствует точка в конце элемента.

Примеры разной формы обозначения абзацев — элементов перечня:

Между абзацами — элементами перечня ставят:

1. Точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены: а) цифровым номером с закрывающей скобкой; б) строчной буквой с закрывающей скобкой; в) наборным знаком (например, тире).

2. Точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены: а) цифровым номером с точкой; б) прописной буквой с точкой; в) цифровым номером с закрывающей скобкой; г) строчной буквой с закрывающей скобкой; д) наборным знаком (например, тире).

Между абзацами — элементами перечня ставят:

1) Точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены: а) цифровым номером с закрывающей скобкой; б) строчной буквой с закрывающей скобкой; в) наборным знаком (например, тире).

2) Точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены: а) цифровым номером с точкой; б) прописной буквой с точкой; в) цифровым номером с закрывающей скобкой; г) строчной буквой с закрывающей скобкой; д) наборным знаком (например, тире).

Между абзацами — элементами перечня ставят:

а) Точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены: — цифровым номером с закрывающей скобкой; — строчной буквой с закрывающей скобкой; — наборным знаком (например, тире).

б) Точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены: — цифровым номером с точкой; — прописной буквой с точкой; — цифровым номером с закрывающей скобкой; — строчной буквой с закрывающей скобкой; — наборным знаком (например, тире).

2.4.4. Знаки препинания между элементами перечня при разном характере последних

Ставят между элементами тот знак, который требуется после наиболее сложного элемента. Напр., если после одного элемента надо поставить точку с запятой, а после остальных можно было бы и запятую, то в конце всех элементов ставят точку с запятой. 

Где ставится двоеточие

Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

  • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
  • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
  • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
  • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.

2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.

3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

  • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
  • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.

б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.

5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
  • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
  • Я понимала: ты не пара моей дочери.

Но (без оттенка предупреждения):

Вижу, ты не так прост, как кажешься.

6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
  • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
  • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

  • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
  • Я не знала, чем мне заняться вечером.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Доработка и модернизация сайтов

Общие требования к оформлению работы.

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

По ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта – черный. Размер шрифта (кегль) – не менее 12. Обычная практика – кегль 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно – Times New Roman.

Размеры полей: правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится.

ГОСТом определяется: фамилии, названия организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные должны приводиться на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Частые ошибки авторов

  1. После точки пишут маленькую букву (это как раз нумерованные списки).
  2. В маркированном списке после точки с запятой пишут заглавную букву.
  3. Не согласовывают все элементы перечня по одному падежу. Например, если нужно поставить все элемента списка в родительный падеж, то именительный не должен встречаться.

Пример 8. Согласование времен

Чтобы идеально выполнить домашнее задание нужно соблюдение условий (т. е. соблюдение «кого? чего?» родительный падеж):

  • тишины в комнате;
  • книги и тетради на столе;
  • яркого света.

Когда все элементы перечня правильно согласованы, то список написан по правилам. Проблемы с согласованием начинаются, когда перечень содержит много громоздких предложений.

Иногда встречаются и совсем неудачные работы, мы разбираем на страницах Редачим некоторые статьи

На перечни в текстах нужно обращать внимание обязательно. А если используйте списки в несколько уровней, то главными будут цифры с точкой, а вложения оформляются маленькими буквами со скобкой

Чтобы правильно проанализировать списки, откройте Word и просмотрите варианты оформления.

2.2. Принцип единообразного обозначения элементов перечня

2.2.1. Общее правило единообразного обозначения элементов

Чтобы единообразно обозначить перечни одного издания, различающиеся по объему, сложности структуры, системе соподчиненности элементов (одно-, двух- и многоступенные, развернутые и краткие и т. д.), необходимо одинаково оформлять однородные по значимости перечни; напр., не всегда начинать с самой старшей для данного издания ступени (римские цифры с точкой), а, к примеру, со 2-й по старшинству ступени (если значимость старшего элемента рассматриваемого перечня близка ко 2-й ступени других, расширенных перечней); одноступенные — не всегда начинать с последней ступени, а в зависимости от значимости в соотношении с многоступенными перечнями. В любом случае требуется не механическое, а осмысленное решение, основанное на анализе перечней произведения (издания).

2.2.2. Обозначение перечней в нормативно-инструктивной литературе

Здесь требуется учитывать то, что весь текст издания разбит на нумерованные пункты. Принято элементы перечня – подпункты 1-й ступени обозначать русскими строчными буквами с закрывающей скобкой, а элементы перечня – подпункты 2-й ступени – знаком тире. Напр.:

1.2.1. На согласование и введение документа в действие заказчику должны представляться:

а) когда документ издает разработчик:

— лист утверждения подлинника документа в двух экземплярах;

— копия документа в одном экземпляре;

б) когда документ издает заказчик:

— лист утверждения подлинника документа в двух экземплярах;

— подлинник документа;

— акт экспертизы, первый экземпляр.

При необходимости ввести подпункты 3-й ступени может быть принята схема:

1.1.1. Начало текста пункта:

Ссылка: См. п. 1.1.1, подп. 16.

1) подпункт 1-й ступени;

См. п. 1.1.1, подп. 2.

а) подпункт 2-й ступени;

См. п. 1.1.1, подп. 16 2-й

б) подпункт 2-й ступени;

(имеется в виду 2-й с тире).

— подпункт 3-й ступени;

 

— подпункт 3-й ступени;

 

2) подпункт 1 -й ступени.

 

Двоеточие в сложном предложении

Сейчас максимально сосредоточились, переходим к тонким материям русского языка

Чтобы правильно поставить знаки препинания в бессоюзном предложении, важно понимать логику фразы и интонацию

Итак, двоеточие ставится, если в придаточном предложении есть:

1.РАЗЪЯСНЕНИЕ

. Между частями можно поставить«а именно», «то есть» :

  • Сложилась непростая ситуация: лендинг он сделал, а форму заявки не настроил.
  • Ее опасения подтвердились: этот онлайн-курс оказался пустышкой, деньги были потрачены зря.

2.ПРИЧИНА

. Между частями можно поставить«потому что» :

  • Конверсия была мизерной: форма заказа товара оказалась очень запутанной, а оформление корзины – нелогичным и громоздким.
  • Он нарушил все дедлайны: работать не хотелось, за окном лил дождь, на него напала апатия и осенняя хандра.

3.ГЛАГОЛЫ-МАРКЕРЫ

«видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать» и пр. Такие глаголы указывают на дальнейшее описание увиденного, услышанного и пр. Между частями предложения можно поставить«что» :

  • Он пришел домой и видит: на полу валяются истерзанные ботинки и рассыпанный собачий корм, а виновник погрома весело виляет хвостом.
  • Она медленно шла по парку и чувствовала: кто-то невидимый внимательно наблюдал за ней.

Пунктуация

Двоеточие

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например*, как-то*, а именно), например:

  • Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

Гоголь

  • Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой

  • Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

С. Аксаков

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

  • Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

Л. Толстой

§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то*, например*, а именно, например:

  • И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.

Первенцев

  • Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.

О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

  • Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

  • Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

  • Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез…

Лермонтов

  • Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…

Лермонтов

  • Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

  • Слышу, земля задрожала.

Некрасов

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

  • По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

  • А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

  • Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
  • Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
  • Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными

Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

Общие требования к оформлению работы (реферата, курсовой, диплома).

Как оформлять заголовки

Как оформлять содержание

Как оформлять рисунки

Как оформлять таблицы

Как оформлять примечания

Как оформлять формулы, уравнения, перечисления

Как оформлять приложения

Как оформлять список литературы

Структура списка литературы

Общие требования к описанию источников в списке литературы

Что ставить сначала – имя автора и или название документа

Как оформлять название источника

Как оформлять сведения об ответственности (ФИО автора или редактора)

Как оформлять область издания

Как оформлять область выходных данных

Как оформлять область физической характеристики

Как оформлять область серии

Как оформлять область примечания

Особенности оформления многотомных изданий

Особенности оформления периодических изданий

Как оформлять отдельный документ, входящий составной частью в другое издание

Как оформлять электронные ресурсы (интернет-источники)

Примеры библиографических описаний

Как оформлять ссылки

Внутритекстовая библиографическая ссылка

Особенности ссылок на электронные ресурсы.

Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться
(Тендряков), Конечно, он
изменился
(: –)
сгорбился, поседел, с морщинками
в уголках рта; Вхожу
(:

)
все тихо; Эти слова при нем не произносите
(:

)
может обидеться; Всех интересовал только один вопрос
(:

)
как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно
(:

)
нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

В статье пойдет речь о том, как оформлять списки и перечни. Какие требования предъявляются с точки зрения пунктуации, удобства восприятия и общего юзабилити.

* Комментарий редакции портала

Как-то. Дефисное написание составного союза как-т о (в значении ‘а именно’) следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические — работают нормально».

Раздельное написание составного союза как т о позволяет отличить его на письме от местоименного наречия к а к-то.

Например. О других случаях пунктуации при слове см. §§ 154, 155.

Когда используется тире?

Не следует путать тире и дефис. Это два разных символа, которые используются в абсолютно разных случаях. Дефис ставится внутри одного слова, например, «во-первых», «как-нибудь». Тире ставится между словами в предложении и служит для целей, которые мы рассмотрим ниже.

Тире в бессоюзных сложных предложениях

Когда употребляется тире Как проверить Пример
Части сложного предложения имеют противопоставление друг другу Можно подставить союзы «а», «но». На улице жарко дома прохладно. Или: На улице жарко дома прохладно.
Главное предложение имеет значение времени или условия Можно подставить в начало предложения союзы «если», «когда». Ласточки летают высоко будет жарко. Или: ласточки летают высоко, будет жарко.
Придаточная часть следует из первой части Между частями можно подставить союзы «так что», «вследствие чего», «поэтому». Он весь месяц работал усердно ему начислили премию. Или: Он весь месяц работал усердно ему начислили премию.
Вторая часть предложения сравнивает первую с чем-либо Вместо тире можно подставить союзы «будто», «словно». Смеётся колокольчики звенят. Или: Смеётся колокольчики звенят.
Придаточное предложение имеет значение присоединения Можно употребить слова «такой», «таков», «так», «это». Каждое утро мама пьёт крепкий кофе её ежедневный ритуал. Или: Каждое утро мама пьёт крепкий кофе её ежедневный ритуал.
Если в бсп происходит быстрая смена событий Можно поставить союз «и», а также слова «и внезапно», «и неожиданно». Раздался выстрел из винтовки самолёт начал падать. Или: Раздался выстрел самолёт начал падать.

Тире и однородные члены предложения

В случаях, когда однородные члены предложения находятся в середине предложения, после них всегда ставится тире, вне зависимости от того, какое слово идёт дальше.

Подробнее об этом читайте в отдельной статье.

Тире при обособлении членов простого предложения с поясняющим значением

В простом предложении с поясняющим значением ставится запятая, если есть один из союзов:

  • «а именно»;
  • «то есть»;
  • «или» (в значении то есть);
  • «как то».

Если же такие союзы в подобном предложении отсутствуют, то вместо запятой ставят тире.

Другие случаи употребления тире

Если подлежащее выражено существительным, а сказуемое инфинитивом.

Перед словами: «это», «значит», «то есть» и так далее – в том случае, если сказуемое выражено существительным.

В некоторых случаях тире используется при оформлении прямой речи, например, перед словами автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: