Краткое содержание стихотворения
Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.
Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.
И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.
Смерть
Во второй половине 20-х годов они с женой поселились в Кучино, в Подмосковье. Здесь была написана пьеса «Петербург» по одноименному роману писателя. Затем появился автобиографический роман «Москва» о предреволюционных годах в России. Это было создание новой прозы – организованной ритмически, с использованием каламбуров, инверсий, сложных метафор. Он также занимался философскими трудами, которые не были предназначены для публикации в России, писал путевые заметки. Последние годы жизни Белый пытался примирить себя с социалистической действительностью, так появились «Поэма о хлопке» и «Энергия». Последней крупной работой Андрея Белого стало исследование «Мастерство Гоголя», положившее начало новому подходу к анализу текста художественного произведения. Андрей Белый умер 8 января 1934 года на руках у своей супруги. Причиной смерти стало несколько инсультов, вызванных обычным солнечным ударом.
Впоследствии, по прошествии многих лет, творчество Андрея Белого перестало восприниматься критиками настолько категорично, как при его жизни, и было признано в широких кругах общества и оценено по достоинству.
LiveInternetLiveInternet
Марина Цветаева, 3 июля 1916 г.
Первая мировая война, значимая для человечества война, началась в 1914 году. Несомненно, в душах современников – поэтов эта война оставила глубокий шрам.
Стихотворение Марины Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи» пронизано неприкрытой душевной болью.
Оно посвящено войне, войне жестокой, беспощадной, кровавой и бесчеловечной, как все войны, без исключения.
Автор изливает свою душевную боль : видит все ужасы войны и осознает их, но понять, зачем и почему такая трагедия происходит, не может.
Вопрос «зачем?», «почему?» — основная мысль стихотворения, попытка найти ответ на этот вопрос.
Марина Цветаева обладает тонко чувствующей и израненной душой, замечает и обнажает мельчайшие детали.
Именно эта черта позволяет представить ее внутренний мир и говорит о том, что поэту важно постигнуть суть вещей, событий и явлений. Автор искренне любит те места, где приходилось видеть ужасные события войны, искренне переживает боль своего народа, восклицая : «Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?»
Автор искренне любит те места, где приходилось видеть ужасные события войны, искренне переживает боль своего народа, восклицая : «Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?».
Природа, описанная в стихотворении, совсем не сочувствует солдатам : «Белое солнце и низкие, низкие тучи…». Солнце – белое, ослепительное, раскаленное; низкие тучи, не предвещающие хорошей погоды – тревожно вокруг; пыльная дорога, «серые хаты» — и они ничем не радуют глаз.
Мы видим унылый пейзаж : «на песке вереницы соломенных чучел», «… дороги, деревья…». Все указывает на безрадостную жизнь, без просвета и надежды.
Унылую картину дополняет образ старой бабы, жующей «черный ломоть, посыпанный крупною солью».
Это говорит не столько о бедности народа, о голоде во время войны, сколько о состоянии бессилия, непроходящего горя русской крестьянки. Сильнейший по эмоциональному воздействию образ, так и стоит перед глазами.
Звуковое оформление стихотворения не добавляет радостных нот в настроение – Цветаева слышит вой : вой паровоза, «жалобный, жалостный, каторжный вой» — это песни солдат, они тоже безрадостны.
Мы видим мучительные страдания, и это зрелище вновь и вновь возвращают к вопросу «Почему это происходит?».
Течение символизма оказало огромное влияние на всех поэтов серебряного века, и на Марину Цветаеву в том числе.
В ее стихотворении присутствует огромное количество деталей – символов :
соломенные чучела вместо людей; белое солнце и белая стена, ярко контрастирующие с пейзажем — дорогами, деревьями, черным хлебом, черным поездом.
Белая стена – символ разделения внутреннего мира Марины Цветаевой и внешнего мира, хотя эти миры между собой всегда тесно переплетаются.
У автора
много эмоциональных повторов : «… жует и жует…», « и запылил, запылил отступающий путь…»; восклицания, говорят о душевной боли : «Нет, умереть!..// Ох и поют же// Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой!».
Пронзает риторический вопрос, подчеркивающий отчаяние человека от невозможности помочь людям : «… и зачем стольким простреливать грудь?».
В стихотворении М. Цветаевой » Белое солнце и низкие, низкие тучи » пронзительно представлен женский взгляд на трагедию войны.
Война – это неоправданные жертвы, это грязь и голод, это бесконечная тоска, воплощение бесчеловечности.
Марина Цветаева выразила не только собственные чувства ( муж поэтессы, Сергей Эфрон, был без вести пропавшим во время Первой мировой войны), но, прежде всего, переживания всех женщин — без различия интеллектуального, имущественного, классового положения.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Солнце»
Стихотворение А. Белого «Солнце» входит в сборник «Золото в лазури». Как и многие другие произведения этого цикла, оно посвящено поэту, который оказал большое влияние на поэтический путь Андрея Белого, – Константину Дмитриевичу Бальмонту. Молодой символист даже оставил указание на своего вдохновителя, оставив эпиграф «Автору «Будем как Солнце».
Это произведение было создано в 1903 году в имении Серебряный Колодезь, принадлежавшем отцу Андрея Белого. Известно, что поэт придавал этому месту с его неповторимыми пейзажами (чего стоит хотя бы таинственный сад, подбиравшийся к краю каменистого плато!) большое значение, связывая свои литературные взлёты с пребыванием в имении.
Вот и стихотворение «Солнце», судя по всему, относится к такому периоду поэтического триумфа. Белого регулярно печатали, он подружился со знаменитыми личностями – А. Блоком, З. Гиппиус. К тому же поэт наконец познакомился с кумиром своей юности – К. Д. Бальмонтом. Неудивительно, что в душе молодого литератора вспыхивает страстное пламя, по силе не уступающее солнечному свету.
Именно этот душевный пыл, видимо, и скрывается за яркой метафорой. В своём произведении Андрей Белый много рассуждает о том, что такое Солнце. Используя анафору, он показывает, что в основе всего – и стремления к совершенству, и любви, и мечты о славе и вечности, – лежит животворный свет вдохновения. Причём это вдохновение и есть путь, на что указывает повтор «к вечному стремительность» – «вечное окно». Восторг от осознания этой истины усилен созвучием «солнце» – «сердце», которое указывает на связь между этими явлениями.
Вторая строфа раскрывает ещё один важный компонент яркой творческой жизни. Снова строфа содержит анафору:
Роза в золоте кудрей.Роза нежно колыхается.В розах золото лучей…
Думается, роза является метафорой молодости, ведь часто в литературе цветочные лепестки сравнивают с девичьим румянцем. Встречая формулировку «роза в золоте кудрей», легко представить себе свежее лицо светловолосого юноши или вечно молодой златокудрой нимфы. Воздействие вдохновения («золото лучей») на юную душу автор описывает эпитетом «красный жар». Этот образ можно понимать как созидающую жизненную энергию, хотя в системе символов поэта красный цвет олицетворяет и опасную плотскую страсть, и тогда он служит предостережением молодым творцам.
Третье четверостишие содержит вывод о том, что такое человек и его душа. Поэт рассуждает, что наши сердца сталкиваются со многими бедами, но людям всё же удаётся победить зло в себе. В результате сердце становится чистым, способным воспринять красоту окружающего мира. «Зеркало, отражающее золото» – такая прекрасная метафора находится у Андрея Белого для человеческой души.
Краткий анализ
История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1910 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.
Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.
Олицетворения – “край посылает крик”, “над откосами косят людей”.
«Пепел» (Андрей Белый): описание и анализ сборника стихов
«Пепел» — книга стихов Андрея Белого. Большая часть из них была создана поэтом в 1904-1908 годах, но А. Белый подчеркивал, что основные темы книги возникли у него раньше, в период 1904-1906 гг.
В семи разделах книги — 85 стихотворений. Впервые «Пепел» был опубликован в 1909 г. в Петербурге. В качестве эпиграфа к книге Белый использует стихотворение Н.А. Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» (1861 г.). Поэт никогда не считал, что тексты его стихотворений должны быть неизменны, раз и навсегда зафиксированы. Он постоянно создавал новые варианты стихов, безжалостно переделывая уже написанное. Его друзья шутили, что нужно создать «общество защиты творений А. Белого от жестокого с ними обращения». Существует пять редакций книги «Пепел» (две изданных и три неизданных). Редакции 1909,1921,1923,1925 и 1929 гг. существенно отличаются друг от друга. Так, в издании 1925 г. был эпиграф из стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля», в редакции 1929 г. всего четыре раздела и 50 стихотворений.
«Пепел» считается вершиной творчества А. Белого. Безысходно-трагическая любовь к Л.Д.-Менделеевой, жене Блока, заставила поэта по-новому взглянуть на мир. Праздничное, диониссийское упоение красотой «Золота в лазури» сменяется попыткой осмыслить собственную судьбу и судьбу России. Стихи, погруженные в мир лирических переживаний, Белый помещает в книгу «Урна», вышедшую тоже в 1909 году. В «Пепле» разочарования и сомнения автора переплетаются с мыслями о разоренной, обездоленной стране. «Собственно все стихотворения «Пепла» периода 1904—1908 гг. — одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах земли русской; в этой поэме одинаково переплетаются темы реакции 1907 и 1908 гг. с темами разочарования автора в достижении прежних светлых путей», — писал А. Белый в предисловии к изданию книги в 1923 году. Поэт делает попытку придать символистскому тексту новое истолкование, сочетая его с реалистическим произведением (стихотворением Некрасова, взятом в качестве эпиграфа), и тем самым помещая в контекст реалистической традиции.
Россия предстает в стихах как воплощение хаоса. Под мрачным, свинцовым небосводом «убогие стаи избенок», «убогие стаи людей». Осенний, тусклый пейзаж, унылый и безнадежный. Белый вводит в поэтику символизма непривычные для него образы. Подчеркнуто обыденные предметы воспринимаются не как натуралистические детали, а как символы безысходности, тупика, смерти
Важной темой сборника «Пепел» Белого стала тема города. Он воспринимается как призрачное пространство, в котором совершается зловещий маскарад
Люди бездумно веселятся во время пира, напоминающего пир во время чумы, не слыша предупреждения: «вам погибнуть суждено». В разделе «Город» возникает образ красного домино с кинжалом в руке, сеющего повсюду страх и опустошение. Этот образ появится потом у Белого в романе «Петербург». Образ поэта в «Пепле» — образ гонимого и осмеянного пророка. Его ожидает лишь «венок из колючей крапивы, приложенный к челу». Попытка осмыслить прошлое предполагает возможность увидеть будущее. Белый так определял идею своего сборника: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтобы найти их в ближнем».
Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
- Министерство образования Московской области
- НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
- государственного образовательного учреждения
- высшего образования
- Московского государственного областного университета
- Исследовательская работа на тему:
- «Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»
- Выполнила: студентка 4 курса
- группы 4 «Е»
- Специальность: Преподавание в начальных классах
- Костенко Мария
- Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна
- Ногинск 2018
- Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
- Задачи изучения лирики в начальной школе.
- Мир живой природы в лирике А. Белого.
- Образы-символы в стихотворениях поэта.
- Особенности языка и стиля произведений А. Белого.
Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.
В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы.
В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий».
В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.
В программе Р.Н. и Е.В.
Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)».
Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».
Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)
Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А
Биография
Поэт, яркий представитель русского символизма, прозаик, литературный критик и философ Андрей Белый – сын удивительной культурной эпохи, получившей название «серебряный век». Малоизвестный современникам автор интересен изобретениями и открытиями, во многом определившими облик литературы начала ХХ века.
Портрет Андрея Белого
Видя некое раздвоение окружающего мира, литератор и философ Белый сделал вывод, что источник социальных потрясений кроется в противостоянии двух мировоззренческих стихий – Востока и Запада. Ценители его творчества уверены, что Андрей Белый лучше всех современников изобразил такое сложное явление, как переломная эпоха.
Особенности творчества Андрея Белого
Блок был величайшим, но Андрей Белый, конечно же, самым оригинальным и самым влиятельным из всех символистов. В отличие от Блока, которого больше всего влекло прошлое с его великими романтиками, Белый был весь обращен к будущему и из символистов был ближе всех к футуристам. В особенности большое влияние оказала его проза, которая революционизировала стиль русских писателей. Белый – фигура более сложная, чем Блок, да и все прочие символисты; в этом смысле он может соперничать с самыми сложными и смущающими фигурами в русской литературе – Гоголем и Владимиром Соловьевым, которые оказали немалое влияние на него. С одной стороны Белый – это самое крайнее и типичное выражение символистских воззрений; никто не пошел дальше его в стремлении свести мир к системе «соответствий» и никто не воспринимал эти «соответствия» более конкретно и реалистично. Но именно эта конкретность его нематериальных символов возвращает его к реализму, как правило, находящемуся вне символистского способа самовыражения. Он настолько владеет тончайшими оттенками реальности, выразительнейшими, значительнейшими, подсказывающими и одновременно ускользающими деталями, он так велик и так оригинален в этом, что невольно возникает совершенно неожиданное сравнение с реалистом из реалистов – с Толстым. И все-таки мир Белого, несмотря на его более чем жизнеподобные детали, есть невещественный мир идей, в который наша здешняя реальность лишь проецируется как вихрь иллюзий. Этот невещественный мир символов и абстракций кажется зрелищем, полным цвета и огня; несмотря на вполне серьезную, интенсивную духовную жизнь он поражает как некое метафизическое «шоу», блестящее, забавное, но не вполне серьезное.
Лекция Николая Александрова «Поэты серебряного века: Андрей Белый и Саша Черный»
У Белого до странного отсутствует чувство трагедии, и в этом он опять-таки совершенная противоположность Блоку. Его мир – это мир эльфов, который вне добра и зла; в нем Белый носится как Ариэль, недисциплинированный и сумасбродный. Из-за этого одни видят в Белом провидца и пророка, другие – мистика-шарлатана. Кем бы он ни был, он разительно отличается от всех символистов полным отсутствием сакраментальной торжественности. Иногда он невольно бывает смешон, но вообще он с необычайной дерзостью слил свою наружную комичность с мистицизмом и с необычайной оригинальностью использует это в своем творчестве. Он великий юморист, вероятно, величайший в России после Гоголя, и для среднего читателя это его самая важная и привлекательная черта. Но юмор Белого озадачивает – слишком он ни на что не похож. Русской публике понадобилось двенадцать лет, чтобы его оценить. Но те, кто его отведал и получил к нему вкус, всегда будут признавать его редчайшим, изысканнейшим даром богов.
Андрей Белый в молодости
Анализ стихотворения Родина А. Блок
Родина – цикл, который начал составлять Александр Блок в 1907
году и включивший в себя27 различных стихотворений. Как правило, первое стихотворение из этого цикла, начинающееся строчками Ты отошла, и я в пустыне, также называют и по названию цикла. Оно открывает весьма многогранный проект отражающий отношение поэта к переменам в родной стране и градацию этого отношения. Мотив разлуки и подмены родины звучит в этом стихотворении, лирический герой (вероятнее всего, Блок видел в нем по большей части себя самого) тоскует и сравнивает себя с образом Спаса, создает связь с образами Галилеи – родины Иисуса. Также библейская тема просматривается и в первой строфе, где возникает образ пустыни. На самом деле стихотворение не соответствует биографии самого поэта, ведь Блок довольно активно не только примкнул к революционному делу, но и стал работать на новую власть, он стал активно сотрудничать и никуда уезжать ему не требовалось. Только вот приклонить главу все-таки пришлось и не совсем по собственной воле. Как известно, Блок скончался в связи полнейшим истощением появившимся в связи даже не с творческими усилиями, а работой в новых условиях, революция без преувеличения требовала от людей отдавать себя полностью новому делу борьбе за светлые дни. Вероятно, он писал о родине после первой революции1905 года, не принесшей интересных для него результатов и только волнения в душе этнического еврея. Блок не чувствовал в родине чего-то позволяющего опереться, отыскать какую-то прочность и надежность. Далее рассмотрим оставшиеся произведения из цикла, охватывающего весьма существенный период. По сути, период именно между двумя революциями начала предыдущего века в России и в связи с этим довольно интересным представляется проследить постепенную смену тематики и настроений в этих произведениях. Окончание цикла датировано1916 годом. Довольно интересным является стихотворение Россия, которое датировано1908 годом и повествует про суровую действительность. Восклицание «Россия, нищая Россия» является таким трогательным и душевным. Поэт как бы взывает в пустоту и пробует понять почему Россия такая нищая где эта причина, он смотрит на себя, смотрит по сторонам, но не может ничего понять. Тем не менее, он продолжает бережно нести свой крест, который, как известно, поэту удастся бережно донести прямо до следующей революции. Он верит в свою родную страну, которая не пропадет и не сгинет. Забота только новая возможно появится, но и в этом блок не видит ничего ужасного. Когда читаешь такие строки, понимаешь каким глубоким позитивным отношением может быть наполнен поэт, как высоко парит его дух, когда он собственной уверенностью и позитивным отношением к действительности прорывается через негативную действительность в виде нищей России, где разносится песня ямщика. Даже удивительным становится как удается такому талантливому поэту никуда не разменять собственный талант и продолжать писать, создавать целые удивительные циклы, посвященные родине. Более того, Блок не просто переживал за страну, но и фактически отдал себя ради высших идеалов коммунистического процветания, в тот самый период20- х годов, когда так ощущалась возможность процветания. В завершение следует отметить стихотворение Я не предал белое знамя.. тоже из цикла Родина, которое является одним из завершающих. Поэт в возвышенных тонах рассказывает о собственной преданности, именно такой преданности, какую проявит, когда будет радостно встречать октябрьскую революцию и устраиваться на работу в новые службы советской власти.
О русской природе
Анализ стихотворения «Родина» (Белый, по плану краткий отзыв о творчестве которого следует упомянуть в начале обзора) также весьма важен для понимания произведений автора. Это сочинение было написано в 1908 году, то есть как раз в тот самый период, когда только закончилась первая русская революция. Здесь поэт рисует в довольно унылых красках российский пейзаж. Он пишет о холодной поляне, холодных туманах, мрачных бурьянах и о бедном народе.
Смотреть галерею
Автор настроен крайне пессимистично: в знакомых картинах он не видит ничего отрадного и заявляет о том, что унылый край располагает к мысли не о жизни, но о смерти, что, конечно, несправедливо. Однако поэт отличался собственным мировоззрением и видел в русской природе нечто тяжелое и даже мрачное, что во многом перекликается с некоторыми произведениями Блока о России. Стих Андрея Белого «Родина» очень похож на его произведение о нашей стране. Однако он отзывается о ее судьбе еще жестче, рисуя ее историю в мрачных красках. Автор пишет о страданиях простого народа, мотив смерти рефреном проходит через все четверостишия. Мотивы декаденства задают тон всему стихотворению, делая его не только проникновенным, но и достаточно мрачным.
О творчестве Андрея Белого
Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как прозаик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны лирической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпретацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочногротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стремлении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:
Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Веселье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru
Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)
Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.
На этой странице материал по темам:
- андрей белый жизнь и творческий путь
- тест по творчеству андрея белого
- кратко о творчество белого кратко
- особенности творчества белого
- эрнест белый поэт
Анализ стихотворения Андрея Белого «Золотое руно»
В 1903-1905 гг. вокруг Андрея Белого сформировалась группа символистов, окрещённая поэтом и философом Эллисом кружком «аргонавтов». Это название возникло благодаря стихотворению Белого «Золотое руно», созданному Белым в 1903 году. Оно представляет собой цикл из двух частей. Впервые «Золотое руно» было опубликовано в журнале «Мир искусства» в 1904 году в составе статьи «Символизм как миропонимание» и стало программным произведением для кружка приверженцев жанра. В этом стихотворении с помощью символов была выражена целая философия, которой поэт придерживался в этот период.
Чтобы разобраться с зашифрованными идеями, рассмотрим сюжет произведения. В первой части читатель оказывается посреди величественного морского пейзажа. Поэт подробно описывает приближение заката. Где-то вдалеке восстают могучие скалы, поверхность которых поэт метафорически называет грудью. Слышатся крики альбатросов, переданные с помощью прямой речи.
Самое большое внимание уделено солнцу. В каждом из пяти четверостиший, из которых состоит эта часть произведения, есть хотя бы одно упоминание солнечной стихии, причём всегда образ солнца связан с золотом
Автор сравнивает отблески солнечного света с блеском червонцев (монеты Российской империи, прозванные червонцами, чеканились из золота высокой пробы). Пронизывающие воздух лучи поэт называет эпитетом «солнечная ткань», а блики на водной глади – «золотыми языками». Само солнце именуется «золотым руном», магическим артефактом, дарующим, согласно древнегреческой мифологии, благоденствие своему хранителю.
Близится ночь. Когда последние отсветы заходящего светила должны погаснуть, небо на западе неожиданно озаряется красным. Вся вторая часть стихотворения посвящена стремительному движению лирических героев – аргонавтов к солнцу, за «руном»
Важно отметить, что корабль путешественников тоже связан с образом солнца – автор показывает это с помощью эпитетов, характеризующих его вид: «золотыми крылами», «трубой золотою»
Что же скрыто за этими образами? Известно, что Андрей Белый разделял концепцию знаменитого мыслителя В. С. Соловьёва о приближающемся конце мира. Поэт вслед за философом представлял, что западная цивилизация угасает, но произойдёт возрождение, которое начнётся благодаря народам Востока. Воплощение этой идеи мы видим в образах: пожар на западном «склоне неба» – крах европейской культуры, путешествие аргонавтов – поиски нового смысла на Востоке. Золотое руно выступает символом счастливого будущего, оно указывает героям путь.
Помимо нового комплекса символов это стихотворение подарило русской литературе новые приёмы стихосложения. Например, впервые было использовано расположение слов в столбик, перенятое многими известными поэтами. Кроме того, Андрей Белый одним из первых стал писать слова новой строки со строчной буквы, что часто встречается в лирике не только символистов, но и представителей других литературных течений.
Жанр, направление и композиция
Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.
В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?
В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.
Жанр произведения – гражданская лирика
с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика
Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.
Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.
Тропы и образы
В первой строфе утомлённая душа (метафорический эпитет) сравнивается с полусонным ночным цветком. День и ночь, сон и жизнь противопоставлены. Образы создаются с помощью метафор: дневной блеск и шум, светиться внутренним светом, забыться в блеске и шуме, упиться сном. В описании утомлённой души важны эпитеты и наречные эпитеты: цветок полусонный, внутренний свет, тающий сон, тихо, но жадно упиться.
Бальмонт использует пары однокоренных слов, благодаря повторам корней достигает особой мелодичности: полусонный – сон, светиться светом, позабыть и забыться.
Во второй строфе образ ночного цветка конкретизируется, становится объёмным, белладонна олицетворяется. Если в первой строфе душа человека уподобляется ночному цветку, то во втором ночной цветок похож на страстную женщину. Она убивает лаской, её взоры полусонны, ей любо позабыть день, встречаться сердцем с Луною и любить в смерти (метафоры). Но белладонна сохраняет приметы ночного цветка. Она «расцвечается» светом Луны и тихо качается под ветром. Луна в стихотворении тоже олицетворена. Она подобна божеству смерти и сна, потому и пишется с прописной буквы.
Белладонна – дитя ночи, луны, смерти. Её любовь смертельна, цветение губительно. В третьей строфе поэт обходится минимумом тропов. Антитезы в философских рассуждениях («радости нет без печали, между цветами — змея» создают образ мира, в котором противоположное, добро и зло одинаково ценно. Змея имеет такое же право на существование, как и цветы, смерть существует, как и любовь.
Ключевая метафора стихотворения в вопросе: «Кто расцветёт белладонной?» Какие человеческие чувства и поступки подразумевал Бальмонт под этим тропом, можно только догадываться. Цветение растения – вершина его развития. Так и в любви, в этом запретном союзе, должна случиться кульминация, цветение, которое погубит и любовь, и влюблённых. Возможно, это слова или поступки одного из них, готовность к действию. В таких непрочных отношениях, которые скрыты от света, как жизнь души, катастрофу и разрыв часто провоцирует один из пары. Об этом вопрос лирического героя.
В последней строфе имеют значение не только повторы слов из первой строфы (устали, душа утомлённая, мечта полусонная), но и повторы в пределах строфы («радость моя» — «радости нет без печали»). Банальная житейская мудрость подкрепляется примерами из мира природы, в которой прекрасное и безобразное, жизнь и смерть рядом.