8 класспрямая и косвенная речь

3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)

Она работает на « Заре» (П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Пример:

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):П, – а. У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):П? – а.П! – а. Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Прямая речь после слов автора
Перед прямой речью ставится двоеточие:А: П.А: П?А: П! Маша спросила Сколько сегодня уроков?
Прямая речь внутри слов автора
А: П, – а.А: П? – а.А: П! – а.А: П… – а. Понатужился немножко Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон. (А.С. Пушкин)
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.П, – а, – п.П, – а. – П.П! – а. – П.П? – а. – П.П… – а. – П. Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе. (А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу! (Н.А. Некрасов)

Что такое косвенная речь

Косвенная речь — это передача чужой речи в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. В справочной сообщили, что поезд отправляется в 6 утра. Вера объяснила, что вернулась только из-за мамы.

В части предложения, передающей смысл чужого высказывания, используются только местоимения 3 лица. Ведь говорит о персонаже не он сам, говорит автор, и речь персонажа сливается с авторской, грамматически приспосабливаясь к ней. Особенности речевой манеры героя в косвенной речи не воспроизводятся, передаётся лишь её основное содержание, поэтому в косвенной речи нет места междометиям, эмоционально окрашенным частицам и обращениям.

В некоторых источниках утверждается, что косвенную речь можно передать в простом предложении. Но по правилам русского языка косвенная речь является только придаточным предложением.

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых:

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей

(верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

УпражнениЕ

И ему сказал отец_ _Ты, Гаврило, молодец!_ (Ершов)

_Все будет решено_ _умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_. (Пушкин).

Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

_Нет, нет_ _овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_.

_О, судьба моя плачевна! _Говорит ему царевна_Если хочешь взять меня,То доставь ты мне в три дняПерстень мой из окияна_

(Ершов)

Я отвечал с негодованием_ _что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

Иногда я говорю себе_ _Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

Говорит ему девица_ _Но взгляни-ка, ты ведь сед;Мне пятнадцать только лет:Как же можно нам венчаться?Все цари начнут смеяться,Дед-то, скажут, внучку взял!_ (Ершов)

Он сообщил_ _что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

Он возле меня сел и начал сказывать_ _какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

_Всё равно, Петруша_ _твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

_Ты нам не государь_ _твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка , вор и самозванец!_ (Пушкин)

На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые (две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова

Важно!!! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)

Орфографические ошибки
В переносе слов; ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта); ­ Прописная или строчная буквы в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант); на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную); Пунктуационные ошибки Тире в неполном предложении; Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; Запятые при ограничительно-выделительных оборотах; Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; В передаче авторской пунктуации; Графические ошибки Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания

Распространенные графические ошибки: Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится); Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов); Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное); Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже)

Смотри также:

  • Критерии оценивания сочинения
  • Решай и ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова — Л. А. Аксенова 2020

8 классПрямая и косвенная речь

Вариант 1

1. Оформите предложения с прямой речью. При необходимости замените строчную букву на прописную.

1) Добро пожаловать мой сын! сказал с улыбкой он Рус­лану. 2) Седой мудрец младому другу кричит вослед счаст­ливый путь! 3) Что за чудо? мыслит он. 4) Здравствуй красная девица говорит он. 5) Нет ничего здоровее сказал отец как просыпаться на заре. 6) Я потерял мою росинку жалуется цветок утреннему небу потерявшему все свои звёзды. 7) Мудрая пословица напоминает береги честь смо­лоду. 8) Литература говорил Л. Выготский такая же жиз­ненная реальность как и сама жизнь.

Ответ:

1) Добро пожаловать, мой сын! — сказал с улыбкой он Рус­лану. 2) Седой мудрец младому другу кричит вослед: «Счаст­ливый путь!» 3) «Что за чудо?» — мыслит он. 4) «Здравствуй, красная девица», — говорит он. 5) «Нет ничего здоровее, — сказал отец, — как просыпаться на заре». 6) «Я потерял мою росинку», — жалуется цветок утреннему небу, потерявшему все свои звёзды. 7) Мудрая пословица напоминает: «Береги честь смо­лоду». 8) «Литература, — Говорил Л. Выготский, — такая же жиз­ненная реальность, как и сама жизнь».

2. Найдите предложение, в котором допущена ошибка в построе­нии предложения с косвенной речью. Запишите предложение в исправленном виде.

1) Есенин неоднократно подчёркивал, что тема родины основная во всех моих стихах. 2) Мама сказала, что не даст нам сладкое, пока мы не съедим первое.

Ответ:

1) Есенин неоднократно подчёркивал, что «Тема родины — основная во всех моих стихах».

3. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью и запишите.

1) Л. Толстой писал: «В романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная». 2) Сестра помахала нам рукой и сказала: «Я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

Ответ:

1) Л. Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала мысль семейная. 2) Сестра помахала нам рукой и сказала, что будет рада видеть всех нас в воскресенье у себя на даче.

Вариант 2

1. Оформите предложения с прямой речью. При необходимости замените строчную букву на прописную.

1) Солнышко взошло улыбнулось цветку и спросило хо­рошо ли тебе мой милый? 2) О творчестве Крылова К. Ба­тюшков сказал его басни переживут века! 3) Осенью дума­ется вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь. 4) Знаки ставятся по силе разума писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов. 5) Моя задача слу­жить русскому драматическому искусству не раз говорил Островский. 6) Слушай жизнь тихо сказала Дагни я люблю тебя. 7) Суда в пристани есть подумал я завтра отправлюсь в Геленджик.

Ответ:

1) Солнышко взошло, улыбнулось цветку и спросило: «Хо­рошо ли тебе, мой милый?» 2) О творчестве Крылова К. Ба­тюшков сказал: «Его басни переживут века!» 3) Осенью дума­ется: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь». 4) «Знаки ставятся по силе разума», — писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов. 5) «Моя задача — слу­жить русскому драматическому искусству», — не раз говорил Островский. 6) «Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя». 7) «Суда в пристани есть, — подумал я: — завтра отправлюсь в Геленджик».

2. Найдите ошибки в построении предложения с косвенной речью. Запишите предложение в исправленном виде.

1) Когда я спросил у брата, какое у тебя любимое стихо­творение, он не ответил. 2) Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».

Ответ:

1) Когда я спросил у брата, какое у него любимое стихо­творение, он не ответил. 2) Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.

3. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью и запишите.

1) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили: «Мы устали и пойдём отдыхать». 2) Слушая импровизации Хачатуряна за фортепиано, дру­зья постоянно твердили: «Ты должен учиться музыке!»

Ответ:

1) На предложение отпраздновать победу участники турнира ответили, что они устали и пойдут отдыхать. 2) Слушая импровизации Хачатуряна за фортепиано, друзья постоянно твердили, что он должен учиться музыке.

ПредыдущаяСледующая

Прямая речь — правила и оформление

Что понимается под прямой речью (далее ПР)? ПР- это передача напрямую слов чужого человека, практически их воспроизведение.

ПР может стоять до, внутри и после слов автора (далее СА), а также она может одновременно находиться как до, так и после СА, таким образом заключая их посередине.

Если предложение начинается со СА, то после должно стоять двоеточие, а ПР выделяется кавычками. ПР должна начинаться с большой буквы. И еще одно очень полезное напоминание — знаки «?» и «!» ставятся внутри кавычек, а точка всегда за ними.

Если же предложение начинается с ПР, то она пишется в кавычках, после кавычек необходимо поставить запятую. Если в предложении надо поставить вопросительный «?», восклицательный «!» знаки или многоточие «…», то они должны стоять внутри кавычек, и тогда запятой после них уже не требуется. Между ПР и СА всегда находится тире, СА записываются с маленькой буквы.

Если СА заключены внутри ПР, то кавычки будут стоять в начальной и в конечной части СА. Если на месте прерывания ПР не должны были стоять никакие знаки или же должны были стоять запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, то до и после СА ставятся запятая и тире.

Если же в месте разрыва должна была находиться точка, то перед СА ставится «,» и «-», после них всегда ставится точка и тире, а отрывок ПР начинается с заглавной буквы.

Если в месте разрыва ПР должны были стоять такие знаки, как (!?…), то после ПР будет стоять данный знак и тире, а после СА точка с тире.

Схемы и примеры расстановки знаков

Схема

Пример

№1

СА: «ПР!?».

Миша сказал: «Я завтра пойду в библиотеку».

Миша спросил меня: «Ты пойдешь со мной завтра в библиотеку?»

№2

«ПР», — СА.

«ПР!?…» — СА.

«Может мне позвать с собой Ирину?» — сказала Полина.

«Позвоню ей попозже», — подумала она.

№3

«ПР, — СА, — ПР».

«ПР, — СА. — ПР».

«ПР!?…- СА. — ПР».

«Я подумал,- сказал Миша,- может завтра мы с тобой пойдем ловить рыбу?».

«Я хочу тебе кое-что сказать,- сказал Петя.- Я завтра уезжаю».

«Мне теперь идти одному?- расстроенно произнес Миша.- Может ты не поедешь?».

Косвенная речь: понятие и основные особенности

В современной лингвистике особое внимание уделяется изучению коммуникативного аспекта синтаксиса. В связи с этим особенно актуальны вопросы, которые относятся к способам передачи чужой речи на письме и в устной речи

Существуют два основных способа оформления чужой речи в высказывании:

  1. Дословная передача с сохранением особенностей авторского синтаксиса и лексики.
  2. «Пересказ» чужой речи, не дословный, а трансформированный путем преобразования авторских слов в придаточную часть сложноподчиненного предложения.

Первый способ называется прямой речью, а второй – косвенной.

Определение 1

Косвенная речь представляет собой способ оформления речи какого-либо лица посредством сложноподчиненной синтаксической конструкции, содержащей главную и придаточную части.

В главной части используются глаголы с семантикой речи, мысли, чувства, а придаточная имеет объектно-изъяснительное значение, раскрывая смысл глагола речи и мысли в главной: Я сообщил преподавателю, что не смогу присутствовать на его лекции из-за участия в соревнованиях.

В связи с тем, что синтаксический способ оформления косвенной речи весьма специфичен, слова лица, которые она передает, не могут занимать любую позицию относительно авторских. Наоборот, позиция чужой речи фиксирована: она находится строго после главной части СПП. Например, сравним несколько предложений с прямой и косвенной речью: Мама заметила: «Петя, ты еще не сделал уроки» и «Петя, ты еще не сделал уроки», — заметила мама. Данные высказывания в косвенной речи могут быть переданы с помощью одной конструкции: Мама заметила, что Петя еще не сделал уроки.

Косвенная речь не предоставляет возможности дословной и точной передачи чужих слов: она сохраняет только общий смысл высказывания, при этом опускаются некоторые особенности, характерные для непосредственного живого общения. Так, в таких предложениях отсутствуют обращения, глаголы с императивной модальностью, различные языковые маркеры субъективной модальности (междометия, частицы и проч.).

Например, смысл предложения: Учитель физкультуры скомандовал ребятам: «Шагом марш!» — с помощью косвенной речи может быть передан приблизительно так: Учитель физкультуры скомандовал ребятам маршировать. Или другой пример: «Мальчики, будьте добры, помогите мне», — попросила бабушка. – Бабушка попросила мальчиков помочь ей (опускается формула вежливости «будьте любезны»).

И все же косвенная речь обладает возможностями, чтобы передать семантику вопроса, побуждения, выразить речевую экспрессию: Мы недоумевали: неужели не получится поехать за город? Я воскликнул, что это было бы просто замечательно. Раздался звонок, класс закричал «ура!» и выскочил на улицу.

Мой список блогов

  • «ВО!круг книг» Блог библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска

    Кедры: 50 стихотворений и пять песен

    4 часа назад

  • Социальная сеть работников образования — Другое

    Презентация Вирусы

    9 часов назад

  • Учитель словесности

    Можно ли научить всех девятиклассников писать сочинение по русскому языку на ОГЭ?

    13 часов назад

  • Мир Ирины Лем

    Как Вероника решилась покинуть родину (первый рассказ про Веронику)

    вчера

  • Для сердца и разума

    Всё живое… и не совсем. К. Саймак, Желязны Р. и Шекли Р.

    2 дня назад

  • Сочинение11.рф. Итоговое сочинение по литературе 2016-2017

    Все темы итогового сочинения 7 декабря 2022 года

    2 дня назад

  • ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРИК

    Красота! Красота! Мы встречаем Год КОТА

    3 дня назад

  • Distant-дневник

    Диалог

    неделю назад

  • Жизнь французской домохозяйки

    Солнце и котики

    неделю назад

  • Новости сайта saharina.ru

    Опубликован новый тест по русскому языку для 11 класса

    3 недели назад

  • Уроки литературы

    К уроку

    3 недели назад

  • ЧУМотека

    Перерыв на музыку с ЧУМработницей. Видеозапись концерта

    4 недели назад

  • Г Е О Г Р А Ф О Ч К А

    II Всероссийский форум классных руководителей: как это было, или Мои референтные люди ФКР…

    4 недели назад

  • Оно вам надо!

    Накормите аристократа

    2 месяца назад

  • После уроков

    Эй, бумер, есть что погуглить? В словарь русского языка добавили 152 слова

    2 месяца назад

  • Дмитрий Быков, писатель и журналист

    Оппозиция (Дмитрий Быков)

    6 месяцев назад

  • Фотография, как медитация!

    В глуши Ярославских лесов стоит красивая обитель, Николо-Сольбинская пустынь.

    7 месяцев назад

  • Блог Ольги Николаевны Комаровой

    Натуральные ткани

    9 месяцев назад

  • Правила дорожные знать каждому положено!

    год назад

  • Дамские штучки

    УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ: В Астрахани установили мемориальную доску Владимир…

    год назад

  • УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ

    В Астрахани установили мемориальную доску Владимиру Меньшову

    год назад

  • Литература XIX — XX веков

    И.С.Тургенев

    3 года назад

  • Блог методического объединения

    Направления итогового сочинения 2019 -2020 учебного года

    3 года назад

  • Блог первичной профсоюзной организации

    Социальный вычет на лечение

    3 года назад

  • Newtonew: новости образования и современные образовательные технологии

    Как победить депрессию: от психоделиков до электростимуляции

    3 года назад

  • Мир глазами человека

    Дамские штучки: Танцуй, пока молодой…

    3 года назад

  • По уши в ГИА!

    ЕГЭ Готовимся к изменённому заданию 8, которое теперь 9-ое

    4 года назад

  • Уроки словесности — Главная страница

  • Записи в блогах — Синягина Юлия Викторовна

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью

Примеры.

Неверно:

Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).

Верно:

Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,

Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться,благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистамирублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнегопафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пишао жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)

Например:

Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Например:

Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота
:

  • Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
  • Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

Тест 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.

2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.

3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.

4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками.

5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно.

6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире».

7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер.

8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру.

9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал, что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речь косвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша. Маша спрашивает долго ли нам ещё ехать?
  4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
    прямая речь косвенная речь
    Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь? Родители интересовались, когда я к ним приеду.

Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: