Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне
В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением и «а», и «о», например:
- гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревшийся, загорать, угореть, угорелый, подгореть, подгорелый, подгоревший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание, возгорать, возгорание, перегореть;
- загар, угар, угарный.
- поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;
- кланяться, уклон, поклон, Поклонная гора;
- творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
- тварь, тлетворный, затвор, притвор.
Правило
В корнях кас/кос, лаг-/лож- написание буквы «а» диктует суффикс -а-, находящийся после корня.
Примеры:
- касаться, касание, касательная, прикасаться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.
Правило
В корне скак-/скоч- написание букв «а» или «о» без ударения зависит от последующей согласной.
Примеры:
- проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
- подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на минуту, перескочить через лужу, выскочка.
Гласные а/о чередуются в корне раст-/ращ-/рост-/рос-.
Примеры:
- растение, расти, растительность, росток, выращенный;
- водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.
Чередование букв а/о отметим в словах с корнем плав-/плов-.
- плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
- пловец — пловцы, пловчиха — пловчихи.
В корнях мак-/моч- написание чередующихся гласных а//о является смысловым.
Примеры:
- макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
- смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.
Корни с чередованием: общее понятие
При изменении формы слов в корнях могут меняться буквы. Пример чередования согласных: сказать — скажу, задержать — задержу. Гласных: расположить — располагать, предположить — предполагать. Это явление зависит от ряда причин:
- ударная или безударная позиция гласных;
- значение главной морфемы;
- наличие суффикса.
Слова с чередованием гласных — однокоренные, они имеют близкое значение корня. Чередование — это взаимозамена звуков, которые занимают одно и то же место в главной морфеме. Если буква находится под ударением, определить ее не трудно. Однако проверка буквы в безударной позиции может оказаться сложной.
Примеры слов с чередованием согласных в корне
Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:
г//ж//з
- друг -дружба — друзья;
- подруга — дружный;
д//ж//жд
- выход, ходок — выхожу — выхождение;
- водить — вожу — вождение;
- родить — роженица — рождение;
- насладиться — наслаждение;
- бродить — брожение;
- еда — сладкоежка;
к, ц, ч//т
- потакать — потатчик;
- кабак — кабатчик;
- казак — казатчина;
- турок — турецкий;
- крупица — крупитчатый;
- ресница — реснитчатый;
- таблица — таблитчатый;
- добыча — добытчик;
- раздача — раздатчик;
к//ч//ц
- кликать — клич — восклицать, восклицание;
- ткать — ткач — ткацкий;
- булка — булочная;
- пустяк — пустячный;
к//ц//ч
лик — лицо — личико;
т//ч//щ
осветить — свеча — освещение;
ст//щ
- мостить — мощёный;
- крест — крещёный;
- толстый — толщина;
- густой — гуще;
ск//щ
- воск — вощёный;
- треск — трещать;
- доска — дощатый;
- лоск — лощёный;
- иск — ищейка, сыщик;
- плескать — плещет;
г//ж
- вьюга — вьюжный;
- баклага — баклажка;
- коврига — коврижка;
- бумага — бумажка;
- серьга — сережка;
- лачуга — лачужка;
- пичуга — пичужка;
- застегнуть — застёжка;
- растягивать — врастяжку;
- Волга — волжский;
- варяг — варяжский;
- Норвегия — норвежский, норвежец, норвеженка.
з//ж
- сказание — скажу;
- возразить — возражение;
- морозить — мороженое;
- исказить — искажение;
с//ш
- относить — отношение;
- носить — ноша;
- согласие — соглашение;
- просить — прошение;
х//ш
- ухо — уши, ушной, наушники;
- успех — успешный;
- суматоха — суматошный;
- грех — грешный, грешница;
- вспахать — вспашка;
- соха — сошка;
- блоха — блошка, блошиный;
- пух — пушок, пушистый;
ц//ч
- отец, отцов, отцовский — отчество, отчий, Отечество;
- сердце — сердечный, сердечность;
- заяц — зайчиха, зайчонок;
- яйцо — яичный, яичница;
Укажем более редкое чередование согласных н//ш:
- ладонь — ладошка;
- гармонь — гармошка;
- окно — окошко;
- баран — барашек;
- карман — кармашек;
- головня — головешка.
В корнях слов и их форм может происходит чередование согласных:
- б//бл: влюбить — влюбленность, губить — гублю, дробить — дробление;
- п//пл: сыпать — сыплю, насыпать — насыпленный, высыпать — высыплю;
- м//мл: кормить — кормлю, кормление, выкормить — выкормленный;
- в//вл: удивить — удивление, выловить — выловленный, наловить — наловлю, прибавить — прибавление;
- ф//фл: разграфить — разграфлять, разграфлю, разграфленный.
Чередование: что это такое
Корни с чередованием – это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.
Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг – дружба (вариативность согласных г/ж) или возить – везти ( вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.
- о – ы – у: сохнуть – усыхать – сухой;
- о – ы(и): бой – бить; вой – выть;
- о – е – и: мор – умереть – умираю; ожог – жечь – выжигать;
- о – а: рост – растить.
Нередки случаи, когда гласные «о» либо «е» чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день – дня; сон – о сне.
Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.
Употребление в речи
Лексические единицы с чередованием в корне е, и нередко встречаются в пословицах и повседневной речи:
- Ветерок ласково перебирает лепестки акации. Сквозь плотные тучи пробирается мутный свет луны.
- Капли дождя блестят на солнце. На кольце блистал крупный бриллиант.
- Утренний туман расстилается вдоль озера. Иван неохотно писал список.
- Путникам нужно разжечь костер и составить новый маршрут. Он молча разжигал очаг.
- Чтобы не зашла собака, ему пришлось подпереть дверь. Когда Алексей принимает позу мыслителя, он подпирает подбородок.
- Золото и в грязи блестит. Правая рука вытирает левую, а левая правую.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова
имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова
сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются,
а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Фонемы русского языка
Согласные
С согласными всё достаточно просто. Соответствие согласных букв и фонем
практически полное. Парные по твёрдости-мягкости звуки в основном
соответствуют разным фонемам. Таким образом, имеет место следующая
классификация согласных фонем по их фонетическим свойствам:
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Твёрдость-мягкость шипящих – их постоянное свойство (ж, ш, ц –
твёрдые; ч, щ – мягкие).
Твёрдость-мягкость задненёбных зависит от их положения в словоформе:
перед гласными переднего ряда (, ) они всегда мягкие,
во всех остальных положениях – твёрдые.
Сочетания кя, кё, кю, кы, кэ и подобные с согласными г и х
нехарактерны для русской фонетической системы и встречаются в основном в
заимствованных словах (Кёльн, Кюри, Кыргызстан, кэш, хэлп) и в редких
морфологических формах: ткём, ткёте, выткя.
<й> – мягкий согласный.
Гласные
Рассмотрим некоторые виды чередования гласных звуков в различных частях слова (морфемах)
в зависимости от ударения и окружающих их согласных звуков, например:
-
чередование звуков (ударного и безударного )
после мягких согласных в корнях слов
час – часы ,
пять – пятóк , -
чередование звуков ( после твёрдых) в корнях слов
рекá – рéки,
цвéт – цветá,
шéст – шесты ,
а также в окончаниях:
П.ед. о зимé – о лéте.
(В дореволюционной орфографии это чередование обозначалось буквой ять,
в противоположность чередованию , обозначаемому
буквами о и е.)
Заметим, что вместо безударного звука , чередующегося с ударными и ,
может звучать и . Таким образом, например, слово часы можно прочитать
и как , и как .
-
чередование звуков имеет место после мягких и шипящих.
Например, в корнях слов
мёл – мела,
тяжёл – тяжела,
шёл – вышел,
весло – вёсла,
звезда – звёзды,
в суффиксах:
облицевать – облицованный,
в окончаниях:
конём – шампунем,
кольцо – сердце. -
чередование звуков
имеет место только после твёрдых согласных и в начале слов. Например,
в корнях слов
пол – полы ,
оса – óсы ,
в суффиксах:
каток – свиток,
в окончаниях:
село – сито [с’илó – с’ита]. -
чередование звуков не зависит от ударения,
но зависит от предшествующего согласного:
в начале слов, а также после мягких
согласных выступает звук , в других случаях – .
Например, в корне:
искать – розыск,
история – предыстория,
интеграл – подынтегральный,
в суффиксах:
Колин – Машин,
в окончаниях:
столы – гвозди – ножи – вилки.
То, что после твёрдых ж-ш пишется и, является
орфографической особенностью; звучит всё равно .
Звук ни с чем не чередуется (или, если угодно, чередуется сам с собой).
Таким образом, мы выделили 5 видов чередования, охватывающих все гласные звуки
русского языка.
Сведём их в таблицу:
Фонема | Чередование | Буквы |
---|---|---|
<у> | у, ю | |
<а> | а, я | |
<е> | э, е | |
<и> | ы, и | |
<о> | о, ё, е |
Как видим, наше правописание в основном следует фонематическому принципу,
т.е. наблюдается довольно однозначное соответствие фонем и букв: каждой гласной фонеме
соответствует пара букв, одна из которых обозначает твёрдость предшествующего
согласного, другая – мягкость (или предшествующий , если эта буква
стоит в начале слова или после гласной).
И лишь только фонема <о> выбивается из общего ряда –
она обозначается тремя буквами: о,ё,е, различая после мягких и шипящих
ударные (ё) и безударные (е) звуки. При этом заимствуется одна буква (е), уже
использованная для обозначения фонемы <е>. Рассмотрим подробнее,
от каких условий зависит звучание и правописание фонемы <о>.
Фонема <о>. Обозначение «ö»
Заметим, что после твёрдых согласных и в начале слов чередуется с ,
а после мягких и шипящих – с . Эти два чередования
объединяются в одно, зависящее как от ударения, так и от предшествующего
согласного:
Предшествующий согласный | Положение | |
---|---|---|
Безударное | Ударное | |
Никакого (в начале слова), либо твёрдый, не шипящий и не ц | о | о |
Мягкий не шипящий, включая й | е | ё |
Шипящий или ц | е или о |
Вариант «о » произношения и написания фонемы <о>
в безударном положении после твёрдых шипящих и ц
встречается в сравнительно небольшом
количестве заимствованных слов: шоколад, шофёр, жокей, герцог.
После ч встречается ещё реже: лечо, ранчо.
После щ вообще не встречается.
Различие букв о и ё после шипящих и ц
в ударном положении обусловлено орфографией, а не фонетикой.
Впредь, чтобы лишний раз напомнить о сложности передачи на письме фонемы <о>,
мы будем обозначать её знаком ö.
Так, например, запись öю в зависимости от вышеуказанных условий может означать
либо ою, либо ёю, либо ею.
Чередующиеся гласные в корне слова: таблица и правила
Корни с чередующимися гласными легче всего запоминаются в форме таблицы.
Корни с чередованием | Правило и условие написания |
---|---|
раст- или ращ- и рос-лаг или лож-скак- или скоч- | Правило написания раст-рост (рас-ращ-рос), а также остальных корней из группы выглядит так:Чередование гласных в корне тут зависит от последующей буквы:Перед ст (щ) пишем а, перед с — о;Перед г пишем а, перед ж — о;Перед к пишем а, перед ч — о. |
- Выросли, растение, выращенные. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.
- Приложить, полагающий. Исключение: пóлог (оно не относится к словам с корнем лаг-лож).
- Скакать, вскочить. Исключениями будут слова, которые являются формами спряжения глагола «скакать»: скачешь, скачу и скачет.
Корни с чередованием | Правило и условие написания |
---|---|
гар- или гор-твар- или твор-клан- или клон- | Правило написания гар- или гор- и других корней из группы связано с ударением в корне слова.Если ударение падает на слог, то пишем а.Если нет – о. |
- Загорáть, выгорáющий; под ударением всегда пишем а, исходя из правила «гор-гар в корне слова», кроме: при́гарь, вы́гарки.
- Творе́ние, творе́ц. Так как ударение не падает на слог, пишем о. Исключение — у́тварь.
- Поклони́ться, уклони́ться, так как ударение не падает на слог.
Корни с чередованием | Правило и условие написания |
---|---|
зар- или -зорплав- или плов | Написание слов зависит от ударения в корне слова: В безударном – а;В ударном – о. |
- Заря́, зарева́ть, заря́нка, так как ударение не падает на корень, да и в самих словах слышна буква «а».
- Поплаво́к, плаву́честь, так как ударение падает на корень с чередованием. Исключения из правила: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.
Корни с чередованием | Правило и условие написания |
---|---|
бер — или — бирдер — или — дирпер — или — пиртер — или — тирмер — или — мирстел — или — стилжег — или — жигблест — или — блистчет — или — читкас — или — кос | Правило написания корней стил-стел и всех других корней из группы до кас-кос зависит от наличия суффикса а:Если есть – пишем и;Если нет – е.Написание кос-кас также зависит от наличия суффикса «а»:Если есть – пишем кас-;Если нет – кос-. |
- Выбирать, соберу.
- Выдирать, сдерут.
- Запирать, отпереть.
- Стирать, стереть.
- Умирать, умереть.
- Сжигать, выжег.
- Расстилать, застелить.
- Блистать, блестеть.
- Вычитать, вычет. Кроме: сочетание, сочетать.
- Прикасаться, прикоснуться.
Корни с чередованием | Правило и условие написания |
---|---|
а,я или има,я или ин | Написание данных корней зависит от двух условий:Отсутствие ударения – пишем им;Наличие суффикса «а» – ин. |
- Сжать — сжимать.
- Понять — понимать.
- Начать — начинать.
Чередования гласных в корне слова станет намного проще для понимания освоения, если Вы запомните все корни и условия их написания. В этом поможет представленная выше таблица с корнями чередования и таблица с чередованием гласных в корне слова.
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный»,
то пишем А
, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой»,
то пишем О
.
-равн -//- ровн- (сравн
итьхарактеры
–
подровн
ять грядку
).
У глаголов I спр. с основой на парные твердые и заднеязычные при чередованиях конечного согласного основа в формах 1-го л. ед. ч. И 1-го л. мн. ч. противопоставляется основе в остальных «средних» формах.
У глаголов с основой на парные твердые это чередование твердого и мягкого согласного (С^С^) представлено повсеместно: ср, парадигмы типа неу, неёшь, неет, не[с\ут.
Основные различия в области чередований у глаголов I спр, связаны с глаголами на заднеязычные согласные. Специфическое для них чередование к\\ч и г||ж (С^Сг) (ср. пеку, печёшь (печёшь), печёт (печёт), пекут) характерно в основном для центральных и северо-западных говоров. Но как элемент литературной системы это чередование встречается и на других территориях наряду со специфически диалектными чередованиями у тех же глаголов.
Во многих говорах глаголы с основой на заднеязычный согласный, утратив чередование типа С{\\С2, имеют тот же тип чередования, что и глаголы на твердый парный согласный, ср.: пеку, пе- кёшь, пекёт, пекут. В этих говорах чередование типа QHQ представлено всеми глаголами I спр., кроме тех, которые имеют основы на нечередующиеся согласные (ржешь, дашь).
Глаголы с основой на заднеязычные могут в части северо-восточных говоров выступать с основой на нечередующийся твердый заднеязычный: пеку, пекдшь, пекдт, пекут, берегу, берегдшь, бере- гот, берегут и т.д., сливаясь тем самым в один класс с глаголами, имеющими основы на нечередующийся согласный (т.е. на шипящие, j, р\ л’).
Глаголы с основой на заднеязычные не во всех говорах составляют по рассматриваемому признаку один монолитный класс. Так, например, в говорах, где вообще эти глаголы сохраняют исконное чередование, глаголы ткать и скать (`раскатывать тесто’) с основой, не образующей слога, могут иметь чередование к\\к’; ср.: тку, ткёшь, ткёт\ ску, скёшь, скёт. Глагол лечь широко известен с нечередующейся основой на ж- (ср.: ляжу, ляжешь), а глагол мочь может иметь свой особый тип чередования: могу, можешь, мджут. Отклонения в системе чередования глаголов лечь, мочь определяются особенностями их ударения: глагол лечь имеет неподвижное подвижное, тогда как все другие неподвижное на окончании. Чередования в части говоров проявляют тесную связь с местом ударения.
Специфические чередования глаголов II спр. (С}||С2), противопоставляющие основу в форме 1-го л. ед. ч. основе всех остальных форм, в большей части говоров сохраняются: т’\\ч (коптить — копчу — коптишь, коптит), с’ ш (голосить — голошу — голосишь, голосит), с`т9 щ (простить(долбить — долблю — долбишь, долбит) и т.д.
Отсутствие чередования известно относительно небольшим диалектным массивам: части юго-западных говоров, а также говорам Рязанской Мещеры. Здесь глаголы во всех формах имеют исход основы на мягкии согласный; ср.: коптю, коптишь, вопю, вопишь и т.д.
Отсутствие чередования у глаголов I и II спр. может в части рязанских говоров совмещаться. Это означает, что чередование конечных согласных основы как дополнительное грамматическое средство в системе форм настоящего времени здесь вообще отсутствует.
Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. — М., 2005 г.
В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.
Первоначальный облик конструкции
В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.
Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).
Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».
Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».
Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.
То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.
В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю.
При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть.
Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения
пишется буква о, если есть
— гласная, которая слышится.
Пример:
Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
Исключения:
пригарь, утварь.
2) Второй случай: если в корне нет ударения
пишется а, если есть
— гласная, которая слышится.
Пример:
Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня
1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-.
В остальных случаях пишется о
Пример:
Касаться, Коснуться
2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-,
во всех других случаях- буква е.
Пример:
Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: с
очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть
Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
1) Первый случай: перед буквой г- а,
перед ж- о.
Пример:
Предлагать, предложение
Исключение:
Полог
2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а,
в других случаях- о.
Пример:
Растение, выращенный, вырос
Исключение:
Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль
3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а,
перед ч- о
Пример:
Проскакать, проскочить
2.2. Корень слова
1.
Корень
– общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными
.
Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт
) или из одного звука (по й ти
).
2.
В сложных словах выделяются два и более корня.
Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3.
В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр, сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.
4.
При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование сочетаний звуков
5.
Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол, лев, стен а
и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- (ул ица, про ул ок
); корень пт- (пт ица, пт енец
); корень роб- (роб кий, роб ость
), вой- (вой ско, вой на, вои н
). В последнем слове воин
корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин, англичан ин
).
6.
В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение
. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух
, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух
и приставка воз-
. В слове вкус ранее выделялась приставка в-
и корень кус
(ср.: кусать
), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас-
и суффикс -н-
, а в настоящее время красн-
полностью является корнем.
Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.
Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз-
(однокоренные слова – разить, разительный
), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-
.
7.
Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при-
и корень я-
(яти
«взять»). Приставка при-
первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.
Правописание зависит от ударения
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.
Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.
Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.
Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с «ы».
Резюме
Мы привыкли видеть слова в графической форме,
в виде последовательности букв.
Это представление кажется нам наиболее естественным, так как мы
постоянно с ним сталкиваемся. И поэтому неудивителен первый порыв
разработчиков использовать это представление в своих программах
обработки текстов. Такое решение вполне оправдано, например,
в программах проверки орфографии. Но если мы хотим моделировать
словоизменительные и словообразовательные процессы, то наиболее удобным
будет фонематическое представление языковой информации, в виде
последовательности фонем. Дело в том, что живой язык подчиняется
фонетическим законам более, нежели законам орфографическим, и учёт этого
факта значительно упрощает алгоритмы морфологического или словообразовательного
анализа и синтеза, избавляя их от необходимости учёта орфографических
особенностей.
Гласные могут делиться на два типа:
Безударные | Ударные |
---|---|
Безударная чередующаяся гласная корня — это такая гласная, которую нельзя проверить ударением, так как оно не даёт точного ответа на вопрос, какую гласную следует поставить. | Ударная чередующаяся гласная — это та гласная, на которую падает ударение. Она тоже находится в корне слова. Правила и наличие ударения позволяют быстро понять, какую гласную нужно писать в том или ином случае. Но все куда сложнее тогда, когда ударение на неё не падает. |
Безударная чередующаяся гласная корня — это такое явление, при котором гласные могут чередоваться в разных словах с одним или похожим корнем. Они придают им разное значение и позволяют с точностью передать состояние или действие объекта.
Чередование в суффиксе
Для суффиксов характерно в основном историческое чередование
Беглые гласные
Можно привести примеры беглых гласных:
- книжка – книжек;
- блюдце – блюдец;
- лесочек – лесочка;
- платочек – платочка;
- песочек – песочка.
Мы видим, что здесь суффикс пропадает («убегает») в одной из форм слова.
Суффиксы -онок и -ёнок
Суффиксы -онок и -ёнок обычно используются для обозначения детёнышей животных. При этом -онок- пишется после шипящих: галчонок, скворчонок, мышонок. Суффикс -ёнок пишется после остальных согласных: тигрёнок, поросёнок, цыплёнок.
Другие чередования
Рассмотрим ещё несколько чередований, чтобы закрепить материал:
- горчица – горчичник;
- ночевать – ночую;
- рыбак – рыбацкий.
Правописание зависит от последующего гласного
Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
- -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
- -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
- -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
- -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
- -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
- -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
- -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
- -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
- -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.