Как поставить звук?
После таких игр можно заняться постановкой звука . В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков или (иногда – звука , но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).
Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:
- просим свое чадо произнести долгий ;
- в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
- когда он займет нужное положение, превратится в ;
- просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.
То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».
Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения. При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.
- пошипит, как змея;
- как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;
как листва деревьев на ветру;
как сердитая кошечка;
- как осенние листья под ногами;
- как мышка, которая скребется в норке.
Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки
В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук , стоящий в начале слова, в середине, в конце.
Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками или .
Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.
Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.
Упражнения для тренировки произношения
Родители не всегда понимают, как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях. После постановки звука переходят сразу к его автоматизации и для этого используют прямые слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ.
После переходят к обратным слогам: АШ, ОШ, УШ, ИШ.
Важно! Ребенок может выкладывать камушки, наматывать нитки и прыгать. К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах
К словам и предложениям переходят только после того, как удастся добиться правильного произношения звука в слогах.
Скороговорки
Для введения в самостоятельную речь полезно на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука произносить скороговорки.
Скороговорки начинают говорить медленно и постепенно повышают скорость
Шипящие в речи ребенка
К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.
Неправильное произношение «Ш»: виды, причины
Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:
- Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
- Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.
Занятие со специалистом
- Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
- Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и получается произнести с носовым «отзвуком».
Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .
Основные задания в артикуляционной гимнастике:
- Заборчик — широкая улыбка с зубами.
- Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
- Чередование заборчик — трубочка.
- Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
- Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
- Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
- Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.
Артикуляционная гимнастика
Задания на определение позиции звука в слове
В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.
- Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
- Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».
Гимнастика для четкого произношения
Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.
Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.
Методические основы для родителей
Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома
- Губы в положении «трубочка»;
- Язык широкий, кончик приподнят кверху;
- Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
- Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.
Учимся правильно произносить звук [с]
Когда ребенок научится выполнять все упражнения правильно и без усилий, переходим к постановке звука . Произносим протяжно – ссссссссссссссссс. Контроль: губы обязательно в улыбке и не съезжают в сторону, язык лежит на дне ротовой полости в виде небольшой горки, упираясь кончиком в нижние зубы, зубы стоят ровненько, образуя небольшую щель для прохождения воздуха, который на выдохе проходит по небольшому желобку вдоль языка. Если у ребенка не получается произносить самостоятельно, то механически поможем ему, заправляя ватной палочкой кончик языка за нижние зубы, при этом можно немного надавить на язык для получения желобка. Если ребенок смыкает зубы, то ватную палочку можно закрепить между зубками, если не держит губы в улыбке – можно, помогая руками растягивать уголки губ в стороны. Струя выдыхаемого воздуха должна быть холодной и проходить через центр рта, а не в нос, как это бывает, или сбоку через щеку. Можно подставить тыльную сторону ладошки ко рту и проверить холодная струя или горячая.
Получив чистый изолированный звук , начинаем его автоматизировать в открытых слогах: сы, сэ, са. Слоги – со и су не берем на первом этапе, поскольку последующие гласные и , требуют движения губ вперед, ломая правильную артикуляцию губ. Затем также отрабатываем в закрытых слогах: ас, ос, ес, ис, ус, ыс и т.д. Далее в слогах со стечением согласных: ска, ско, ста, спа, сва и т.д. Пробуем слоги су и со, затем начинаем автоматизацию в словах, где в начале слова: сад, сыр, сын, сэр, собака; – на конце слова: ас, таз, квас, ананас; в самом конце берем автоматизацию в середине слова: маска, каска, киска. Такая последовательность при автоматизации звука очень важна, поскольку требует дополнительных усилий ребенка при переключении органов артикуляции. Например, при произнесении слова «маска» ребенку необходимо в середине слова переключить губы на улыбку, а язык поставить в нижнее положение, не всегда это легко получается.
Этап автоматизации звука – самый долгий этап и занимает до двух месяцев. Традиционно мы автоматизируем звук сначала в слогах, потом в словах, фразах, предложениях и в связном тексте. Для того чтобы эта работа была наиболее интересной, можно использовать картинки с изображением предметов, содержащих заданный звук, игры с мячом, карточки, стишки, потешки, скороговорки. Речевой материал подбирается на каждый подэтап автоматизации
А также в повседневной речи взрослому необходимо каждый раз поправлять ребенка при неверном произношении, акцентируя внимание на тот орган артикуляции, который неправильно движется. Чаще всего малыши забывают раздвигать губы в улыбку, вытягивая их вперед, при этом и язык слегка поднимается вверх, а нам необходимо закрепить его в хорошем нижнем положении
Если у ребенка к 5 годам нет даже звука , который появляется у нас уже к полутора годам, то это, по всей вероятности, дизартрия, в лечении которой потребуется комплексный подход медиков, логопедов, дефектологов.
Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных
Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:
- От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
- От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
- От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
- От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.
Постановка звука Ш поэтапно
При произношении каждого звука части артикуляционного аппарата принимают определенное положение. Если органы артикуляции в момент проговаривания ставятся неправильно, то получается искаженный звук.
Артикуляция звука Ш правильная, когда речевые органы располагаются следующим образом:
- Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме открытой трубы.
- Кончик языка поднимается к небу, но не упирается в него. Должна остаться щель.
- Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов.
- Голосовые связки остаются расслабленными. Воздушная струя свободно выходит изо рта.
Упражнения проводятся как у логопеда, так и дома. Но родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться быстрого положительного результата.
Свистящие звуки: с чего начать постановку
Обычно постановка звуков начинается с фонемы С. Первый этап подготовительный. Ребёнку нужно показать картинку со звуком. Можно нарисовать эту фонему, слепить, смастерить из подручных материалов. Объяснить, как язык располагается во время произношения С (кончик упирается в нижние зубы). Желательно не говорить, что вы учите именно звук С, лучше называть фонему, например, «холодный ветер». Дальше проводится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков (упражнения Л.А. Комаровой)
«Улыбка» – растянуть губы в улыбке и удерживать в таком положении. Зубы не видны.
«Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Зафиксировать положение губ на несколько секунд.
«Птенчик» – широко открыть рот. Язык лежит во рту спокойно.
«Наказать непослушный язычок» – приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить «пя-пя-пя…».
«Лопатка» — расслабленный язык положить на нижнюю губу. Заносить «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
«Трубочка» – высунуть язык и постараться загнуть его края вверх, чтобы получилась «трубочка». Подуть в «трубочку».
«Варенье» – медленно облизать языком верхнюю губу, потом нижнюю по кругу.
«Чистим зубы» – кончиком языка «чистим» нижние зубы с внутренней стороны (слева направо, сверху вниз). Следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
«Часики» – открыть рот, уголки растянуты. Кончик языка перемещается вправо – влево.
«Змейка» – узким языком пытаться «укусить» ладонь, подставленную перед ртом. Язык выдвигается вперёд и убирается обратно
Важно не касаться губ и зубов.
«Конфета» – губы сомкнуты. Язык упирается по очереди то в левую щёку изнутри, то в правую.
«Футбол» – на столе соорудить ворота из кубиков, положить ватный шарик перед ребёнком
Широкий язык лежит на нижней губе. Со звуком Ф подуть на язык, стараясь сдвинуть ватный шарик. Следить, чтобы щёки не надувались.
Обязательно выполнять упражнения на развитие воздушной струи. Самые простые: выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, дуть на бумажный кораблик, сдувать ватку со стола.
Способы постановки звука С
Хорошо поставленный звук С позволяет быстро исправить произношение З и Ц, а также шипящих фонем. Чтобы получить С, нужно упереться кончиком языка в нижние зубы, губы растянуть в улыбке и подуть. Если приблизить ладонь тыльной стороной ко рту, то чувствуется холодный поток воздуха («холодный ветер»).
Первый способ постановки звука – по подражанию. Перед зеркалом предложить ребёнку улыбнуться, показать зубы («заборчик») и подуть на «заборчик». Язычок лежит внизу. Также можно представить, что вы качаете насосом колёса машины. Изображайте вместе с ребёнком будто качаете шины и произносите «с-с-с».
Если по подражанию не удаётся поставить звук, то пробуем механический способ. Тут поможет палочка для роллов, ватная палочка или палец ребёнка (естественно, заранее нужно помыть руки). Просим малыша открыть рот
Обратите внимание на язык: иногда спинка выгнута вверх. Аккуратно придавите язычок палочкой или пальцем малыша, чтобы получился желобок, через который должен проходить воздух
Малыш прикрывает рот, при этом сохраняет губы в улыбке, старается дуть. Получается «с-с-с». Какое-то время ребёнок может придавливать язык пальцем, пока не научится удерживать правильную артикуляционную позу.
Автоматизация С
После закрепления отдельного звука С, начинается этап автоматизации фонемы в речи ребёнка. Для всех звуков автоматизация идёт по одной схеме:
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!
- в прямых слогах (са, со, су);
- в интервокальной позиции (аса, осо, усу);
- в обратных слогах (ас, ос, ус);
- со стечением согласных (ста, сто, сту);
- в словах (звук в начале слова, в середине и в конце: сад, оса, пас);
- в предложениях (Соня катается на санках);
- в стихах и чистоговорках (Са-са-са – вот летит оса);
- в спонтанной речи (пересказ текста, описание картинки).
При успешной постановке С, получить звук З несложно: нужно «подключить» связки. Предложите ребёнку «позвенеть» как комарик. Поднимите указательный палец вверх, делайте вращательные движения и издавайте звон «з-з-з»
Важно показать малышу отличие С и З. Прислоните ладонь ребёнка к своему горлу и произнесите «с-с-с» – горло спокойное
А теперь скажите «з-з-з» – горло дрожит. Пусть ребёнок проделает то же самое на себе. Для звука Ц нужны две фонемы Т и С. Для начала просим малыша говорить «т-с, т-с, т-с» и постепенно наращивать скорость произнесения, пока не получится Ц.
Каждый поставленный звук отрабатывается по схеме, описанной выше. После учим ребёнка произносить мягкие фонемы (С’, З’). Когда свистящие закрепились в речи малыша, приступаем к постановке шипящих.
Шипящие звуки: с чего начать постановку
Показываем ребёнку карточку со звуком Ш, рисуем фонему, объясняем, как располагается язычок: теперь он находится вверху, края плотно прижимаются к коренным зубам. Вместо фразы «звук Ш» лучше говорить «тёплый ветер», «змейка шипит», «надуваем шарик».
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих (упражнения Л.А. Комаровой)
- «Чашечка» – рот открыт. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Среднюю часть языка прогнуть, а боковые края загнуть кверху. Получается чашечка. Заносим «чашечку» во внутрь и выносим обратно. Так несколько раз.
- «Лошадка» – «приклеить» язычок к нёбу. Таким образом подъязычная уздечка растягивается. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. С щелчком «отклеиваем» язычок – «лошадка» цокает.
- «Грибок» – «приклеить» язык к нёбу, широко раскрыть рот. Удерживать такое положение несколько секунд.
- «Гармошка» – сделать «грибок». Только теперь открываем и закрываем рот, растягивая подъязычную уздечку. Язык держать «приклеенным» к нёбу, губы – в улыбке.
- «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
«Погреем ладошки» – представьте, что руки замёрзли на морозе. Рот открыть, губы вытянуть вперёд, выдыхать «х-х-х», согревая ладони.
«Бублик» – рот приоткрыт, вытянуть губы немного вперёд и округлить.
Упражнения, которые выполняются при постановке С, «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Конфета», «Варенье», «Чистим зубы», повторяются и при постановке Ш. Все выполнять не нужно, выбирайте 5-7 любых артикуляционных упражнений, а также помните про развитие воздушной струи.
Способы постановки звука Ш
Перед зеркалом просим малыша подуть на ладонь холодным ветром. Теперь предложите ребёнку поднять язык «чашечкой» за верхние зубы на альвеолы и снова попробовать сказать «с-с-с». В таком положении языка послышится «ш-ш-ш». Если не выходит, то можно зажать зубами палочку для роллов (язык должен лежать на палочке, а не под ней) и подуть. Или чистым пальцем придерживать язык наверху
Важно объяснить малышу, что широкий язык должен быть за верхними зубками – тогда «змейка зашипит»
После успешного закрепления Ш, звук Ж получаем так же, как и фонему З. Кладём ладонь на горло и просим ребёнка сравнить шипение и жужжание: «ш-ш-ш» – горло спокойно, «ж-ж-ж» – горло дрожит.
Чтобы получить Ч, попросите малыша произносить мягкий «т’-т’-т’» и аккуратно отведите его язык немного вглубь рта с помощью ложки/ватной палочки/чистого пальца. Звук Щ должен появиться автоматически. Закрепляем каждую фонему по схеме, учим ребёнка не путать свистящие и шипящие. Для этого подойдёт разучивание стихов, где встречаются оба вида звуков, и игры на дифференциацию фонем.
10 книг для автоматизации звуков
- «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи», Н.С. Жукова.
- «Альбом дошкольника. Автоматизация звуков в игровых упражнениях», Л.А. Комарова.
- «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Е.А. Азова, О.О. Чернова.
- «Правильно произносим звуки. Логопедический альбом для детей 4-8 лет», Т.А. Ткаченко.
- «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», Ю.Б. Жихарева-Норкина.
- «Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет», З.Т. Бобылева.
- «Говорю правильно», дидактический материал О.Е. Громовой.
- «Говорим правильно. Игры на развитие речи», Э.М. Курицына, Л.А. Тараева.
- «Альбом для автоматизации произношения звука», О.И. Лазаренко.
- «Логопедический альбом. Говорим правильно», Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина
Как закреплять результаты занятий
Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.
Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты
Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух
При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.
Почему не шипит буква «Ш»
Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.
- Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
- Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
-
Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок.
Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
- Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.
Массаж лица
Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.
Делая массаж проговариваем свои движения:
Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»
Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»
Причины нарушения произношения звука Ш
Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:
- Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
- Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
- Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
- Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.
Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации
Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков
Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.
Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:
- Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
- Ставят «Ш» – шипящий звук.
- Сонор «Л».
- Разбирают «Ж» – шипящий.
- Соноры «Р» и «РЬ».
- Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».
Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» – 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.
Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» – «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.
В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.
Автоматизация звуков
В прямых открытых слогах
Произносим ша, са, шу, су …
В обратных слогах
Уч, ус, уз, цш …
Со стечением согласных
Шус, мышь, час..
В начале слова
Сова, щука…
В конце слова
Укус, груз..
В середине
Колесо, тяжело..
В словосочетаниях, фразах, предложениях
Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:
Са, са – вот летит оса. Су-су – книгу принесу. Сы, сы – у меня усы.
Ста- сто – сту Сна – сну -сны
Самокат принесу, сани вынесу.
Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.
Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!
- Пересказ текст
- Самостоятельное составление текстов по картинкам
Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.
Буква Р
Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.