Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Для учителей математики подходят такие пункты: 1.1, 2.1, 2.4, 3.1, 3.2, 5.3, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 8.1, 8.7.
Функции воспитательной работы
Функции воспитательной работы принято подразделять на три основные группы:
-
Функции, связанные с непосредственным воздействием педагога на учащихся:
- ознакомление и изучение с индивидуальными особенностями развития каждого учащегося, его интересами и спецификой окружающей среды;
- осуществление программирования воспитательного воздействия на учащихся;
- непосредственная реализация подобранного комплекса методов, средств и форм работы с учащимися;
- анализ эффективности воспитательного воздействия на учащихся.
-
Функции, которые связаны с организацией воспитательной среды для учащихся:
- работа по сплочению детского коллектива;
- создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы в коллективе;
- включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности;
- формирование и развитие детского самоуправления.
-
Функции, направленные на оказание коррекционного влияния различных субъектов на социальные взаимоотношения ребенка:
- оказание социальной помощи семье учащегося;
- взаимодействие семьи учащегося с педагогическим коллективом;
- оказание коррекционного воздействия СМИ на личность учащегося;
- организация взаимодействия учащегося, его семьи с иными образовательными организациями.
Основное место в воспитательной работе, которую проводит педагог, занимает организационная деятельность, так как именно от ее качества зависит эффективности всей работы.
Сущность понятия воспитательная работа
В настоящее время существует два общепринятых определения понятия «воспитательная работа»:
- Воспитательная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на организацию совместной жизнедеятельности детей и взрослых, осуществляемая отдельным педагогом или коллективом педагогов, с целью наиболее эффективного саморазвития и самореализации детей.
- Воспитательная работа – специально организуемая педагогическая деятельность, во внеурочное время, направленная на формирование у детей конкретных личностных качеств.
Педагоги любого образовательного учреждения осуществляют организованную профессиональную деятельность, основное направление которой – это решение основных воспитательных задач. Данная деятельность не только оказывает целенаправленное воспитательное воздействие на учащихся, но и предусматривает обязательный учет той среды, которая окружает ребенка и при необходимости на среду оказывается активное коррекционное воздействие.
Замечание 1
Таким образом, целенаправленное воспитательное воздействие педагога на учащихся в рамках реализации своих педагогических профессиональных функций и принято называть воспитательной работой.
Содержание воспитательной работы включает в себя организацию и последующую реализацию комплекса педагогических и организационных задач, которые решаются педагогом последовательно для обеспечения наиболее эффективного развития личности учащегося. Осуществляется это подбором действенных методов, средств и приемов воспитания, в соответствии с поставленными воспитательными задачами.
Воспитательная работа предусматривает обязательную организацию совместной деятельности учащихся и педагога, регулирование их взаимоотношений и отношений с социальными институтами, которые оказывают влияние на развитие и становление личности ребенка.
Замечание 2
Любая воспитательная работа, организуемая педагогом, обязательно должна начинаться с уточнения воспитательных целей, подбора эффективных методов и средств работы с детьми, а также с осознания педагогом собственной воспитательной функции.
Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2.5. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Обязанности
В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.
Периодичность | Функциональные обязанности классного руководителя |
---|---|
Ежедневно | Контроль за посещаемостью, за соблюдением норм и правил, принятых в школе, предотвращение конфликтов между учащимися, решение спорных вопросов, возникающих между учащимися и преподавателями. |
Еженедельно | Еженедельный классный час, включенный в расписание и с записью в журнале. |
Ежемесячно | Проведение не менее двух воспитательных мероприятий в месяц, одно из них общешкольное. |
Каждую четверть | Проведение не менее одного родительского собрания в четверть. |
Кроме того, классный руководитель:
- ведет журналы;
- разрабатывает планы воспитательной работы с классом;
- работает с личными делами учеников;
- ведет протоколы родительских собраний;
- контролирует ведение дневников воспитанниками и т. д.
Должностные обязанности классного руководителя в школе определяют, что педагогу необходимо знать:
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики и социальной психологии;
- школьную гигиену;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы;
- основы трудового законодательства РФ.
Объем необходимых знаний и обязанностей предполагает наличие у педагога следующих умений:
- общаться с детьми, поощряя детскую любознательность, ответственность, подавая собственный пример творческого и ответственного отношения к делу;
- видеть и формулировать воспитательные цели;
- составлять план воспитательной работы в классе;
- организовывать внеклассную деятельность, проводить внешкольные мероприятия с учетом возраста детей;
- организовывать и проводить родительские собрания, поддерживать плодотворные взаимоотношения с родителями учеников;
- пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Кроме запретов и ограничений, установленных действующим законодательством, педагогу запрещается:
- Унижать личное достоинство ученика.
- Использовать систему школьных отметок (школьный балл) для наказания ребенка.
- Злоупотреблять доверием учеников.
- Нарушать авторитет семьи и других учителей в глазах учащихся.
Объяснение инструкции
Будем разбирать написанное в указанном выше порядке. В принципе, функции классного руководителя в полной мере описываются его обязанностями, но для полного понимания подробно разберем каждую из них:
- Организация и координация: сюда входит работа с учителями-предметниками, семьей, каждым конкретным учеником в классе; стимулирование и мотивация на учебную деятельность, проведение школьных и внеклассных мероприятий; ведение документации и отчетов.
- Коммуникация: установление благоприятной атмосферы в классе, развитие дипломатических и ораторских навыков у обучающихся.
- Планирование и аналитика: выявление особенностей учеников и определение направлений развития классного коллектива.
Если сократить и популярно объяснить положения об обязанностях преподавателя, то можем получить примерно следующие:
- в своей работе классный руководитель должен просто по-человечески относиться к детям, не нарушать их частные границы, уважать их достоинство и честь;
- главной целью установления руководства над классом является его сплочение и координация, что достигается благодаря проведению классных мероприятий, воспитательных бесед, индивидуальной помощи отстающим (в среднем и старшем звене — в кооперации с преподавателем-предметником);
- на руководителя ложится вся ответственность за безопасность в классе, за своевременную подготовку и сдачу документации, за отчетность перед администрацией;
- от обычного учителя классрук сильно отличается вовлеченностью в жизнь класса, проведением мероприятий и различных кружков, так как от этого напрямую зависит финансовая составляющая должности.
Важно отметить! Часто в школах, где не хватает преподавателей для классного руководства, директора угрожают увольнением либо штрафами за подобные отказы. Согласно первому пункту Общих положений, это незаконно, преподаватель имеет полное право отказаться от руководства, если поступило такое предложение, но вправе и самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру на эту должность
Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования;
6.5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Кто такой классный руководитель
- получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать учебные успехи каждого ученика;
- координировать работу учителей-предметников;
- приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
- участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
- определять индивидуальный режим работы с учащимися;
- применять новые методы, формы и приемы воспитания;
- выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
- защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.
План воспитательной работы в школе
Воспитательная работа в школе должна вестись по заранее составленному плану. Четкая, спланированная работа будет содействовать успеху воспитательной работы, при учете индивидуальных и возрастных особенностей. Составляя план, необходимо учитывать результаты воспитательной работы в школе за прошлые года, традиции школы, возможный воспитательный потенциал школы, интересы родителей.
Ниже представлен примерный план воспитательной работы в школе.
№
Мероприятия
Направления
сроки
ответственные
1
День знаний
Нравственно-патриотическое
2
Классные часы «День Знаний»
Нравственно-патриотическое
3
Конкурс «Лето, лето…»
Культурно-просветительское
4
Легкоатлетический кросс
Физкультурно -оздоровитоздоровтительное
5
Классные часы «Безопасность на дорогах»
Нравственно-патриотическое
6
Поэтический конкурс, конкурс рисунков «Золотая осень»
Нравственно-патриотическое
7
Часы общения «Каким я вижу мир..»
Нравственно-патриотическое
8
Праздник Букваря
Нравственно-патриотическое
1
Конкурсы «О чем расскажет книга нам»
Учебно-познавательное
2
«Наши добрые учителя». Мероприятие ко Дню учителя
Нравственно-патриотическое. Культурно-просветительское
3
Осенний бал для старшеклассников
Культурно-просветительское
4
Экологическая акция «Наша чистая планета»
трудовое
5
Фестиваль «Юные таланты»
Культурно-просветительское
6
Праздник «Умелые руки»
трудовое
1
Час общения «В единстве – сила»
Нравственно-патриотическое
2
Мероприятие к Всемирному дню детей
правовое
3
Часы общения, посвященные «Дню матери»
Нравственно-патриотическое
4
Конкурс исследовательских работ «Мы познаем мир»
Учебно — познаватательное
1
Час общения к Всемирному дню борьбы со СПИДом
Нравственно-патриотическое, правовое
2
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
Культурно-просветительское
3
Выставка новогодних композиций
Культурно-просветительское
4
Новогодние елки
Культурно-просветительское
5
Вечер «К нам Новый год шагает»
Нравственное, экологическое
6
Творческий конкурс проектных работ «Наша голубая планета»
Учебно-познаватательное
7
Акция «Спасем зеленую ель»
Правовое, экологическое
1
Эстафетный марафон
Физкультурно-оздоровительное
2
Конкурс на лучшую снежную постройку
Трудовое, культурно-просветительское
3
Спортивный праздник «Если хочешь быть здоров»
Физкультурно-оздоровительное
4
Час общения «Ленинградский метроном»
Нравственно-патриотическое
1
Конкурс «Моя будущая профессия»
Трудовое,
2
Лыжные эстафеты
Физкультурно-оздоровительное
3
«Славься, Россия»
Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
Нравственно-патриотическое
4
Литературный КВН
Учебно-познавательное
5
Праздник «День Святого Валентина»
Культурно-просветительское
1
Мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 марта
Культурно-просветительское
2
Неделя дорожной безопасности
Физкультурно-оздоровительное
3
Часы общения «Будь культурным пешеходом»
Культурно-просветительское.
Физкультурно-оздоровительное
4
Выставка рисунков «Внимание! Дорога»
Культурно-просветительское
5
«Масленица»
Нравственно-патриотическое
6
«Веселые старты»
Физкультурно-оздоровительное
7
Всемирный день поэзии. Конкурс чтецов
Культурно-просветительское
1
Эстрадный конкурс «Загораются звезды»
Культурно-просветительское
2
Мероприятие ко Дню смеха «Давайте улыбаться»
Культурно-просветительское
3
Праздничное мероприятие «Первый в космосе»
Нравственно-патриотическое
4
Конкурс «Моя родословная»
Нравственно-патриотическое
5
Акция «Сделаем чище планету»
Трудовое, экологическое
1
Конкурс творческих работ «Никто не забыт»
Нравственно-патриотическое
2
Конкурс проектных работ «Мои идеи о..»
Учебно-познавательное
3
Экскурсия в музей
К Международному Дню Музеев
Нравственно-патриотическое
4
Мероприятие «Последний звонок»
Нравственно-патриотическое
Что должен будет делать классный руководитель
Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.
Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.
Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.
Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно
Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.
Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему
Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту
Цель и задачи воспитательной работы
Основной целью воспитательной работы является создание оптимальных условий для самореализации и саморазвития личности каждого учащегося, его последующей успешной социализации в обществе, оказание психолого-педагогической поддержки в процессе становления и развития ответственного, высокоразвитого, инициативного, компетентного и творческого гражданина.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения ряда следующих задач:
- Формирование у учащихся устойчивой гражданской и социальной позиции, развитие патриотизма и национального самосознания, путем внедрения в образовательно-воспитательный процесс активной идеологической работы и формирования толерантного отношения к окружающим.
- Осуществление совершенствования модели взаимодействия образовательного учреждения, в лице педагогического коллектива и родителей учащихся, по вопросам всестороннего и полноценного воспитания детей.
- Использование инновационных технологий для организации эффективной культурно-воспитательной среды образовательного учреждения.
- Развитие у каждого учащегося творческого потенциала и лидерских качеств, через оказание комплексной поддержки наиболее актуальных и значимых инициатив участников педагогического процесса, а так же через активизацию деятельности детских общественных объединений образовательного учреждения.
- Создание эффективных условий для сохранения, укрепления и развития эмоционального, духовного, личностного, физического и интеллектуального здоровья всех участников педагогического процесса.
- Оказание поддержки творческой активности учащихся в любых сферах деятельности, активизация работу ученического самоуправления, создание необходимых условий для развития сплоченного общешкольного коллектива.
- Совершенствование системы семейного воспитания, повышение уровня педагогической компетенции родителей.
Таким образом, основным направлением воспитательной работы является полноценное и всестороннее развитие личности ребенка, посредством организации совместной со взрослыми деятельности любого вида и направления.
Основные направления деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя начинается изучением класса и отдельно каждого учащегося.
Изучение детей в классе может достичь своей цель и дать нужные результаты, только если оно соответствует нескольким требованиям:
изучение учеников повышает качество их воспитания и обучения. На основании систематического изучения можно творчески подходить к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного влияния на первичный коллектив и на его отдельных членов. Необходимо организовывать воспитательную работу с детьми, учитывая их особенности;
сочетание изучения учеников с воспитательным влиянием на них. Классным руководителем проектируется развитие положительных качеств, и преодолеваются отрицательные черты в характере и поведении учеников;
изучать необходимо планомерно и систематически;
изучать учеников необходимо в естественных условиях их жизнедеятельности;
в процессе изучения классный руководитель использует разнообразные методы и приемы
На основании изучения должны быть намечены пути преодоления отрицательных качеств и закрепления положительных черт в характере и поведении школьников;
изучение включает и ознакомление с условиями жизни и быта;
изучение требует рассматривать не отдельные черты, а целостную личность;
в процессе изучения внимание следует акцентировать на положительных чертах характера и поведения, а не на отрицательных.
Иными словами, соблюдая перечисленные требования, можно значительно повысить эффективность изучения учеников.