Обучение дошкольников технике рисования
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной
живописи, акварели, гуаши, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.
В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать.
То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.
Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие и связанное с ним представление.
Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3. Овладение техникой рисунка.
Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.
Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:
- техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);
- формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность;
- удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине
Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных предметов; изображать на рисунке несколько предметов.
Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски
Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.
В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.
Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.
Нетрадиционные способы и методы рисования
Солью
Необычного эффекта можно добиться, если использовать в рисовании обычную пищевую соль. Есть два способа.
- В первом вы наносите клей по контуру рисунка, а, затем, присыпаете его солью, даете высохнуть и смахиваете лишнюю соль. Получается объемный рисунок, который можно раскрасить. Бабочка с махровыми крылышками, цветы или веселые зверушки выглядят совсем как настоящие!
- А если выполнить рисунок акварелью по сырому, а затем посыпать солью, то, после высыхания она оставит белые следы, (соль впитывает краску). Что это? Белые пушистые снежинки или солнечные зайчики? Каждый увидит здесь что-то интересное.
Пластилином
Пластилин легко разминается руками, но хорошо держит форму, он ярок, позволяет лепить маленькие и большие детали, которые легко соединяются между собой, то есть имеет массу достоинств. Пластилин подходит и для лепки объемных фигурок и для рельефных картин.
Вначале следует выполнить подготовительный рисунок на плотной бумаге или картоне. Здесь изобразительными элементами становятся объем и цвет. Важные элементы более выпуклые и яркие, а второстепенные лучше сделать ниже и приглушить в цвете
Такие картины всегда привлекают внимание и дарят положительные эмоции
Манкой
Рисование манкой похоже на рисование солью, но имеет и некоторые особенности. Манка мельче, легче соли, она — более сыпучий материал. Есть несколько вариантов работы с манкой.
- Самый простой — рисование пальцами простых форм по крупе, рассыпанной тонким слоем на подносе (тарелке).
- Другой способ – нарисовать контуры клеем и присыпать лист манкой, как и в работе с солью, стряхнуть лишнее и — рисунок готов. Можно окрасить заранее крупу небольшим количеством раствора акварели или гуаши и выкладывать рисунок уже в цвете.
- И, наконец, если густо намазать картон клеем, посыпать его манкой и дать высохнуть, то получается отличная фактурная поверхность для рисования красками. Контуры такого рисунка будут немного расплывчаты, как при рисовании по сырому, это придает дополнительную прелесть работе.
Рисование красками и карандашами
Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.
Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.
Учимся рисовать красками
Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать гуашь: её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.
Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.
Начинаем рисовать карандашом
Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.
Педагогические советы по развитию творческой личности дошкольника
Сегодня мы живём в мире с огромными возможностями для развития наших детей. Педагогика и психология находятся на том этапе научного развития, когда они могут предложить педагогам и родителям программы, тренинги, практические советы и рекомендации по вопросам комплексного всестороннего развития ребёнка. С ранних лет ребёнок шаг за шагом проходит разные сенситивные периоды развития, когда его интеллектуальный и творческий потенциал становится восприимчив ко всему новому, познавательная активность достигает своего апогея. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы каждый такой период в жизни ребёнка был максимально насыщен различными видами деятельности, раскрывающими его таланты, природные наклонности, скрытые возможности.
Дети дошкольного возраста открыты для новых видов деятельности, особенно когда они проходят в игровой форме. Познание мира в дошкольном возрасте происходит эмпирическим, то есть опытным путём. Дети приобретают знания, умения и навыки, из которых складывается их жизненный опыт.
В современном стремительно развивающемся мире, целью педагогов и родителей становится разработка воспитательной стратегии, которая бы включала богатую содержательную составляющую, позволяющую детям опытным путём познания раскрывать свои внутренние способности и таланты.
Нетрадиционное рисование: возможности и перспективы
Занятия рисованием — это прекрасная платформа для развития личности творческой и одухотворённой. Искусство положительно влияет на духовный мир ребёнка, воспитывает эстетическое восприятие мира, художественный вкус, фантазию, формируя творческую личность, способную принимать смелые решения и нестандартно мыслить. Традиционный подход в рисовании часто не даёт столь широкого простора для самовыражения ребёнка, загоняя его в рамки алгоритмов и стереотипов. Овладевая стандартными приёмами рисования и не двигаясь дальше, в богатый мир изобразительных возможностей, ребёнок не может выйти за пределы однообразных сюжетов, форм, превращая свои рисунки в однотипные, лишённые эмоций и индивидуальности работы.
Нетрадиционные методы рисования предоставляют сегодня колоссальные возможности для развития детей как на групповых и индивидуальных занятиях в детском саду, в кружках по рисованию, а также дома с родителями. Сейчас проводятся различные обучающие мастер-классы, где и педагоги, и родители могут научиться интересным изобразительным приёмам. Достоинством нетрадиционных техник является их универсальность, так как использовать их можно для обучения детей с самого раннего возраста, усложняя процесс обучения поэтапно по мере взросления ребёнка и освоения им всевозможных приёмов рисования. Такое рисование вызывает целую бурю положительных детских эмоций, раскрывает возможности использования знакомых предметов, пробуждает фантазию, воображение и желание заниматься творчеством. Возможности этой методики позволяют увлечь даже тех детей, которые не проявляют способности к рисованию, и при традиционном подходе не показывают должных результатов и умений.
В педагогической практике существует большое количество нетрадиционных техник рисования, которые будут варьироваться в зависимости от возраста детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать сложные приёмы. В старшей группе добавляются такие техники, как граттаж, пейзажная монотипия, рисование пейзажа песком, кляксография трубочкой, батик. Усложняются сюжеты и композиции. Вводится декоративная роспись: городецкая, дымковская в нетрадиционных техниках, пейзажные мотивы становятся сложнее, в плане появляется тема космоса, сказочные сюжеты. Воспитатель может комбинировать и усложнять техники для знакомых сюжетов: например, «Одуванчики в траве» можно выполнить с помощью тычка жёсткой кистью и манки в старшей группе, в то время как в средней дети рисовали одуванчики восковыми мелками и тычкованием.
Рассмотрим подробно несколько нетрадиционных техник рисования с детьми 5–6 лет.
О.Н. Мищук. Занятие по нетрадиционному рисованию на тему «Зимний лес»
Организационная образовательная деятельность | ||
Вид деятельности | Тема/Материалы | Задачи/Программное содержание |
Рисование | «Зимний лес»Материалы. Голубой картон, манная крупа, клей ПВА, гуашь, кисточки, банки с водой | Познакомить детей с новой техникой изображения зимней тематики (манной крупой).Развивать творческое мышление, фантазию, мелкую моторику рук.Воспитывать интерес к творчеству, художественный вкус. |
Этап занятия | Содержание НОД | |
Предварительная работа | Рассмотреть картинки с изображением зимнего пейзажа. Понаблюдать за снегом, обсудить его свойства. Рассказать о возможностях использования манной крупы в рисовании. | |
Основная часть |
Беседа с детьми Воспитатель говорит, что сегодня к ним на занятие пришла необычная гостья, потому что она пришла прямо из сказки. Читает отрывок из сказки «Снежная королева», предлагая детям отгадать, какая это сказка и кто пришёл к ним в гости.– Конечно, это маленькая, но очень храбрая Герда, которая отправилась на поиски Кая.Задаёт вопросы по сказке.Показывает иллюстрации.– А вот тот самый ледяной дворец, в котором живёт Снежная королева и Кай. У него ледяное сердце, он живёт в царстве холода. Герда уже очень долго ищет Кая, и, кажется, очень устала и немного заблудилась.– Ребята, вы хотите, чтобы Герда нашла Кая и растопила его сердце? (Ответы детей).– Давайте поможем ей и нарисуем зимний лес, дорогу, которая приведёт её в царство Снежной королевы. Вы можете также нарисовать лесных зверей (зайчат), которые смогут помочь ей добраться до ледяного замка, или избушку, в которой Герда сможет отдохнуть перед долгой дорогой.
Читает стихотворение о Снежной королеве. У Снежной королевы одежды так белы, Бриллиантами в караты усыпаны они. Из шубы Королевы – снежинки, словно пух,Летят и кружат в танце – захватывает дух.Сама сидит и правит конями, что в санях, И кони белой тройки копытом бьют в снегах.У Снежной королевы дыханье — сущий хлад, Морозит без разбора –нет дела стар иль млад. Нет дела Королеве вообще ни до кого,Совсем не бьётся сердце холодное её. Воспитатель рассказывает детям, что рисовать они сегодня будут необычными материалами — манкой и клеем, так как у них в гостях сегодня девочка из сказки, то и лес у них должен получиться сказочный.Предлагает потрогать манку, посмотреть, что она похожа на снег, такая же пушистая и белая.Педагог говорит, что с помощью манной крупы и клея можно создавать интересные рисунки. Просит проявить фантазию и аккуратность в работе. Объяснение схемы рисования. |
|
Физкультминутка | Зимняя гимнастика Снова к нам пришла зима, Дети разводят в стороны руки,Стали белыми дома, складывают руки домиком над головой,Снег на улице идёт, показывают, как падает снег,Дворник улицу метёт, показывают,Мы катаемся на санках, приседают, руки вперёд,Во дворах снеговики, катают снежный ком,Быстро бегаем на лыжах, показывают лыжников,И играем мы в снежки. лепят и бросают снежки. | |
Заключительная часть (подведение итогов) | – Какие красивые у вас получились рисунки. Настоящая зимняя сказка: пушистый снег, деревья и ёлочки в снегу, белые зайчата, домики. В чьём домике отдохнёт Герда? Кто из лесных зверей покажет ей дорогу к замку Снежной королевы?– Ребята, вы большие молодцы! Теперь Герда точно найдёт своего Кая, растопит его ледяное сердце, они снова будут вместе играть, кататься на санках, и, может быть, даже придут вместе к вам гости.Выставка детских работ. В центе рисунок дворца Снежной королевы. |
Объяснение этапов работы рисования манкой
Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования манкой
- На светло-голубом листе картона дети простым карандашом делают наброски зимнего пейзажа. Воспитатель оставляет простор для детской фантазии, поэтому каждый ребёнок может изображать то, что хочет: заснеженные ёлки, деревья, домики, зайчиков.
- Дети наносят клей на контур, отдельные элементы рисунка и посыпают манкой.
- Когда рисунок просохнет, аккуратно стряхивают лишнюю манку.
- Дети дорисовывают отдельные детали гуашью и кисточкой.
Зимние пейзажи
Владея основными изобразительными навыками, пытливый и любознательный ум ребёнка ищет других форм познания, безграничное воображение нуждается в правильном обрамлении. Традиционное рисование даёт фундамент, который может послужить основой для дальнейшего развития ребёнка. Нетрадиционные техники предоставляют огромное количество возможностей для проведения интересных занятий по рисованию, мастер-классов для педагогов и родителей, организации ИЗО студий и кружков. Придумывайте и воплощайте самые необычные художественные идеи в жизнь. Творите вместе с детьми и для детей.
Традиционные техники рисования
Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование — одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.
При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные навыки и способности, а именно:
- ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
- тренирует глаза и руки
- развивает кисть руки.
От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.
Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап — это выбор техники рисования.
Традиционные детские техники рисования:
- Рисование с помощью простого карандаша.
- Рисование с помощью цветных карандашей.
- Рисование с помощью фломастеров.
- Рисование кистью – акварелью, гуашью.
- Рисование с помощью восковых мелков.
Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным
Мастер-класс на тему “Ниткография”
Хмиль Виктория Юрьевна старший воспитатель БДОУ МО Динской район «Детский сад №50»
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2021г.
МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: «НИТКОГРАФИЯ»
Рекламное сообщение
Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средство развития дошкольников к изобразительному творчеству.
- Задачи: познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования нитью;
- закрепить умение работать коллективно, развивать интерес к изучению чего-то нового;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Материалы: • 2 листа бумаги формата А4; • нить (не тонкая); • гуашь, кисти, фломастеры; • емкость для воды; • книга средней тяжести.
Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите мне предложить Вашему вниманию одну из нетрадиционных техник рисования – «Рисование нитью». На мой взгляд, это самая увлекательная техника рисования ведь никогда не знаешь, что получится. Предлагаю Вам в дальнейшем использовать эту технику рисования в изобразительной деятельности с детьми, ведь дети очень любят осваивать всё новое и необычное, и это благоприятно повлияет на развитие творческих способностях наших детей.
Итак, давайте поговорим, что же такое «Ниткография». В первую очередь, это отличный способ весело и с пользой провести время. Суть данной нетрадиционной техники рисования заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой–то образ и дополнить его деталями. Таким образом детям не требуется для рисования особых навыков. Нужна только фантазия.
Ниткография хороша ещё тем, что с её помощью можно изучать геометрические фигуры, цифры и даже буквы. Кроме того, детям можно вкратце рассказать о том, что такое ниткография и провести для них упрощённый мастер класс, во время которого они смогут попробовать свои силы в этом новом направлении.
Данная техника поможет некоторым детям избавиться от такой проблемы, как «боязнь чистого листа». Предложив эту технику рисования детям, вы обязательно увидите их счастливые лица и настоящим волшебникам в их глазах.
Практические советы: • нитки желательно брать не тонкие, светлых тонов, чтобы можно было увидеть, как она изменяет цвет; • не берите нитки для вязания, они ворсистые и изображение получится размазанным; • длина нити должна быть не короче 40см и не длиннее 50 см, иначе нить неудобно будет вытянуть. • гуашь развести в небольшой, плоской ёмкости (палитра, либо блюдце). • книга должна быть не меньше листа на котором Вы будете рисовать.
Ход работы: Берём нить и аккуратно опускаем в краску, помогая ей хорошо пропитаться. Плавно поднимаем прокрашенную нить и на вытянутой руке держим над листом бумаги, в произвольном порядке опускаем нить на лист. Второй лист кладём сверху и прижимаем книгой. Прижимаем книгу рукой, протягиваем нить. У нас получилось два одинаковых отпечатка. Возьмём в руки наши рисунки и внимательно посмотрим что у нас получилось. А теперь я предлагаю вам взять кисти и доработать ваш рисунок если это необходимо.
Итог: Уважаемые коллеги, хочу спросить Вашего мнения – был ли мой мастер класс полезным для Вас? Столкнулись ли Вы с какими-либо трудностями при выполнении этой работы? Спасибо, коллеги! Мне было очень важно ваше мнение
Наш мастер класс подошёл к концу, и в заключении я предлагаю Вам сделать фото на память о сегодняшнем дне
Спасибо за внимание!!!. Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Акции партнеров