Сталинградская битва
Сталинградская битва считается одной из самых кровавых за всю историю человечества. Поскольку Сталинград был назван в честь вождя народов – Иосифа Сталина, советские воины делали все возможное, чтобы не дать противнику его захватить.
Перед тем, как начать активное наступление на Сталинград, Гитлер хотел оккупировать Крым и часть Украины. В результате немцы смогли овладеть Керченским полуостровом, Севастополем, Харьковом и Донбассом.
28 июля Сталин отдал приказ всеми силами удерживать Сталинград и ни на шаг не отступать назад.
Почти 4 месяца солдаты защищали Сталинград от нападения немецких войск. И только 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в активное контрнаступление.
Командир советской 76-мм дивизионной пушки ЗиС-3 отдает команду расчету, 1943 г.
Был проведен ряд успешных операций, в результате которых 2 февраля 1943 г. советские солдаты полностью разгромили фашистов.
За время Сталинградской битвы с обеих сторон погибло почти 3 000 000 человек, и были уничтожены сотни тысяч единиц разной боевой техники.
Сталинградская битва коренным образом повлияла на исход Великой Отечественной войны. С этого момента стратегическая и военная инициатива была на стороне Советского Союза.
Подробные цифры и факты о Сталинградской битве смотрите здесь.
Подвиги городов-героев
Рассказывая о детях – героях войны, нужно упомянуть о том, что героями были не только отдельные люди, но и целые города. Тринадцать городов современной России, Украины и Белоруссии носят почетные звания городов-героев. Население этих городов проявило невиданный героизм и мужество в годы войны.
- Брестская крепость первая приняла удар войны. Ранним июньским утром 1941 года немецкие самолеты разбомбили пограничный Брест. Мирные люди в один момент стали воинами. Оказавшись в окружении без боеприпасов и продовольствия, они держали оборону почти месяц. Все погибли, а подвиг пограничников Бреста стал известен на всю страну.
- Одесса попала в окружение в августе 1941-го. Город отбивал атаку 73 дня. Тысячи женщин, детей рыли траншеи, ставили мины и ограждения из колючей проволоки. Взрослые и дети изготавливали гранаты и противотанковые мины на переоборудованных заводах. В сентябре город был взят оккупантами.
- Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был окружен осенью 1941 года. В ноябре началась блокада города, которая длилась девятьсот дней. Люди выживали, как могли. Блокада Ленинграда – это отдельная, черная глава Великой Отечественной войны. Ленинград связывала со страной только «Дорога Жизни» — транспортный путь через Ладожское озеро. По воде на судах и по льду на машинах доставляли продовольствие для Ленинграда.
- Керчь одной из первых приняла удар немецкой армии. Город пытались захватить дважды. Керчь несколько раз пересекала фронтовая линия. Тысячи мирных жителей города погибли, еще больше были отправлены на принудительные работы в Германию. Город пробыл в оккупации семьсот дней и был почти уничтожен.
- Тула стояла с октября по декабрь 1941-го года. Город перешел на военное положение сразу после сдачи Орла, застигнутого врасплох. Неприятель отправил на покорение города свои лучшие войска, но взять Тулу он не смог, оборона длилась 43 дня. Жители рыли противотанковые рвы, минировали подступы к городу, ставили «ежей». Героическое противостояние Тулы сорвало планы Гитлера на быстрое взятие столицы.
- Волгоград раньше назывался Сталинградом, и Сталинградская битва изменила ход всей Второй мировой войны. Битва за Сталинград длилась с июля 1942 по февраль 1943 года и вошла в историю человечества как самая кровопролитная. Гитлер и его союзники поняли, что выиграть эту войну невозможно. Сталинград одним из первых получил звание города-героя.
- Москва была стратегически важным городом для Гитлера. С взятием Москвы ассоциировалась победа фашисткой Германии над Советским Союзом. Битва под Москвой длилась 203 дня, и в ней Гитлер потерпел первое крупное поражение от начала войны.
- Новороссийск отбивал натиск 394 дня. Огромную роль в обороне города сыграл Черноморский флот. Звание Героя присвоили 21 новороссийскому воину. Разрушенный и выжженный, в отечественную историю Новороссийск вошел несломленным советским городом-героем.
- Мурманск сдерживал врага на протяжении почти всей войны и был неприступен, как крепость. Мурманск бомбили, а он стоял и продолжал служить портом. Жилые дома были разрушены или сгорели, уничтожена большая часть предприятий. За все время город бомбили с воздуха почти 800 раз.
- Севастополь отразил бомбардировку, которая обрушилась на него в первый день войны. Этот город был главным портом страны, там стоял Черноморский флот. Гитлеровцы 250 дней осаждали Севастополь. Десятки тысяч мирных жителей погибли в боях или были взяты в плен и вывезены в Германию. Город почти стерли с лица земли.
- Киев принял удар 22 июня, а с 6 июля героически отбивался от немецких войск 72 дня. Воевали и солдаты, и мирные жители. Гитлер не смог сходу взять Киев, но с осени 1941 года город был в оккупации 2 года. Более 200 тысяч киевлян пали в боях, около 100 тысяч пленников увезены в Германию.
- Минск попал в центр сражений с самого начала войны. Почти неделю город оборонялся, но вынужден был сдаться. Минск жил в условиях жесткой оккупации, тысячи людей погибли. Люди не сдавались без боя, и за проявленную доблесть 8 минчан получили высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза.
- Смоленск стоял на пути Гитлера к Москве, поэтому фюрер попытался захватить город уже на третий день войны. 10 июля 1941 года началось двухмесячное Смоленское сражение. Эта битва сорвала идею «молниеносной войны», не дав немцам подойти к Москве до зимы. Оккупация Смоленска длилась до осени 1943 года. Все эти месяцы жители не сдавались и создавали партизанские отряды. За боевую отвагу и мужество звание Героя Советского Союза получили 260 уроженцев Смоленщины.
Подборка для первой младшей группы
Несмотря на возраст детей в материалах есть и объяснение, и наглядность, и художественная литература.
Объяснение
Разъяснение для малышей следует начинать с того, что День Победы — это праздник
Причём фразу желательно сделать вопросительной: «А вы знаете, какой скоро праздник?» Это позволит привлечь внимание ребят. Далее формулируется объяснение
«Когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги, пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые будут ими установлены. Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли. Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев, сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а ежегодно, 9 Мая, в день, когда была объявлена наша победа, празднуется День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под мирным небом».
Стихотворения для первой младшей группы
Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:
- Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовёт дорога На торжественный парад. И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.);
- В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут. Поздравляет вся страна Славных ветеранов. А цветущая весна Дарит им тюльпаны, Дарит белую сирень. Что за славный майский день? (Н. Иванова);
- Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны, Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят. Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).
Наглядность
Слово педагога должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая возраст ребят, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта, ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.
Надя Богданова
Гитлеровцы её дважды казнили, а боевые друзья долгие годы считали погибшей. Это краткая история подвига Нади Богдановой.
В это трудно поверить, но когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.
В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.
Когда Богданову схватили, ее били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.
Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, но она не раскрыла врагам никаких сведений.
Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.
По окончании войны Надя несколько лет пролежала в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов возвращал ей зрение.
Основные периоды Великой Отечественной войны
Начальный период войны (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.). 22 июня Германия вторглась на территорию СССР и к концу года смогла завоевать Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Молдавию и Белоруссию. Немцы двинулись вглубь страны, чтобы захватить Москву. Советские войска несли огромные потери, жители захваченных территорий оказались в немецком плену и были угнаны в Германию в рабство. Однако, несмотря на то, что советская армия проигрывала, ей все же удалось остановить немцев на подходе к Ленинграду (город был взят в блокаду), Москве и Новгороду. План «Барбаросса» не дал желаемых результатов, битвы за эти города продолжались вплоть до 1942 г.
Период коренного перелома (1942-1943 гг.). 19 ноября 1942 г. началось контрнаступление советских войск, которое дало существенные результаты: одна немецкая и четыре союзных армии были уничтожены. Советская армия продолжала наступление по всем направлениям, ей удалось начать преследование немцев и отодвинуть границу фронта обратно в сторону запада. Благодаря наращиванию военных ресурсов советская армия существенно превосходила немецкую и теперь могла не только оказывать сопротивление, но и диктовать свои условия в войне. Из обороняющейся она превратилась в нападающую.
Третий период войны (1943— 1945 гг.). Несмотря на то, что Германии удалось существенно нарастить мощь своей армии, она все еще была слабее советской, и СССР по-прежнему играл наступательную роль в военных действиях. Советская армия продолжала продвигаться в сторону Берлина, отвоевывая захваченные территории. Был отбит Ленинград, и в 1944 г. советские войска двинулись в сторону Польши, а затем и Германии. 8 мая Берлин был взят, а немецкие войска объявили безоговорочную капитуляцию.
Основное значение Великой Отечественной войны состоит в том, что она позволила окончательно сокрушить немецкую армию, не дать Гитлеру возможности продолжать борьбу за мировое господство и, собственно, стала переломным моментом в ходе Второй мировой и фактически ее завершением.
Победа далась СССР тяжело. Экономика страны на протяжении войны находилась в особом режиме, заводы работали в основном на военную промышленность, поэтому после войны пришлось столкнуться с серьезным кризисом. Многие заводы были разрушены, большая часть мужского населения погибла, люди голодали и не могли работать. Страна находилась в тяжелейшем состоянии, и ей потребовалось немало лет на то, чтобы восстановиться. Но, несмотря на то, что СССР находился в глубоком кризисе, страна превратилась в сверхдержаву, резко возросло ее политическое влияние на мировой арене. СССР стал одним из самых влиятельных государств наравне с США и Великобританией.
Ход беседы
Воспитатель:
Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка!Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии, это уже беда! Тогда гибнут люди – и мамы, и папы, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется война.
Когда то давным- давно, когда ваши прадедушки и прабабушки были еще молодыми жил в одной стране, в Германии, злой правитель которого звали Гитлер. Захотел он завоевать весь мир. И началась война. 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Когда города и села нашей Родины спали мирным сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Германия без объявления войны, напала на нашу страну.
Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война.
Враги напали на нас неожиданно. Бои шли на земле, в небе, на море.
Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети- всех убивали на своем пути.
Все: и стар, и млад встали на защиту нашей Родины. Ваши прабабушки, прадедушки шли на войну, даже подростки рвались на фронт и каждый защищал свое Отечество.
Нелёгким был путь к победе. День за днем, месяц за месяцем, год за годом солдаты, моряки, летчики, воевали на фронте с фашистами. А в тылу, дома их ждали матери, сестры, жены, и не просто ждали, а трудились для фронта. Все мужчины были на войне, и женщинам пришлось взять не только заботу о доме, но и выполнять работу за мужчин.
Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твё рдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
Война длилась очень долго-4 года. Много людей погибло. Но наша доблестная армия не сдалась.
9 мая закончилась война, и тот день стал самым светлым и любимым праздником — Днем Победы!
С тех пор прошло много лет. За это время, чтобы люди никогда не забывали те страшные дни, было много сооружено памятников, посвященных героям войны. Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов о Великой отечественной войне. У нас в Магнитогорске тоже есть памятники, посвященные павшим героям. Самые известные Памятник «Тыл – фронту» (тема подвига Магнитки стали два образа – символа – Рабочий и Воин, олицетворяющие трудовые свершения в Великой Отечественной войне, единство Тыла и Фронта.) Возле памятника установлена каменная роза. Внутри каменного цветка горит вечный огонь, а на мраморных стелах поблизости высечены имена 14 тыс. магнитогорцев, погибших в годы ВОВ. А также памятник «Танк» на передней лицевой стороне основания выбито: «В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 из металла Магнитки изготовлен каждый 2 танк и каждый 3 снаряд».
К сожалению, все меньше и меньше остается тех людей, кто участвовал в той войне. Сейчас мы называем их ветеранами. В честь праздника ветераны всегда надевают ордена и медали.
А вечером, 9 мая, в честь победителей гремит праздничный салют.
Прошло семьдесят семь лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих прадедов, всех тех, кто принёс нам победу.
Дети слушают песню «День Победы» муз. Д. Тухманов,
сл. В. Харитонов.
Вопросы для детей:
1. Что случилось рано утром 22 июня 1941 года?
2. Кто напал на нашу Родину?
3. Зачем Гитлер приказал своим войскам захватить нашу страну?
4 Сколько по времени длилась война?
5 Кто победил в войне?
6. Когда мы отмечаем День Победы?
Воспитатель:
Очень любили русские люди свою Родину. О ней сложили пословицы. Ребята, какие пословицы о Родине вы знаете?
— «Жить- Родине служить»
— «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
— «Родина- Мать, умей за нее постоять»
— «Береги землю родимую, как мать родную».
Материалы для старших дошкольников
Для старшей группы рассказ о Дне Победы, о войне становится более личным, то есть с подключением информации из истории семей воспитанников. В подготовительной группе всё изученное обобщается, поэтому особых отличий в плане формы и содержания в беседах о праздновании 9 Мая в этих группах не будет.
Беседа
Разработка темы праздника идёт в беседе. Обычно педагог предлагает какое-то литературное произведение, которое дети обсуждают, а затем под его суть подстраиваются небольшие рассказы ребят о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ. «Поводом» для беседы могут быть такие стихотворения:
- День Победы — праздник всей страны! Празднуют и взрослые, и дети. Чтобы в мире не было войны, Человек Земли за всё в ответе. Пусть улыбнётся солнце на рассвете, И радостью прольётся в каждый дом. Пусть веселятся дети на планете. И будет ясным синий небосклон. Хоть сейчас мы маленький народ. Мир построить на Земле готовы. Чтоб сберечь планету от невзгод, Скинем мы с неё войны оковы. Чтоб услышать детский смех весной, В голубых объятиях эфира, Нужно дружно жить одной семьёй, Постараться всем народам мира (Г. Рукосуева);
- Спасибо героям, Спасибо солдатам, Что мир подарили, Тогда — в сорок пятом! Вы кровью и потом Добыли Победу. Вы молоды были, Сейчас — уже деды. Мы эту победу — Вовек не забудем! Пусть мирное солнце Сияет всем людям! Пусть счастье и радость Живут на планете! Ведь мир очень нужен — И взрослым, и детям! (Ольга Маслова);
- Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май! Ещё тогда нас не было на свете, Когда в военной буре огневой, Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой! Ещё тогда нас не было на свете, Когда с Победой вы домой пришли. Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли! Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство и весну, За тишину, За мирный дом, За мир, в котором мы живём! (М. Владимов);
- стихотворение С. Михалкова «После победы» (текст можно использовать как своего рода клятву героям войны, обещание не забывать их подвиг).
Чтобы помочь старшим дошколятам составить целостное представление о том, что Победа — заслуга не только солдат, но и тружеников тыла, можно за основу использовать беседу Левановой Т.А. «День Победы 9 Мая».
Беседа с перечислением всех участников Парада Победы представлена в публикации Басмановой Ю.
Обращение к опыту ребят, в частности, к знаниям памятников Победы, в качестве основы для беседы показано в публикации Сухоруковой С.В.
Художественная литература
В подборку художественных текстов — отрывками или в виде пересказа педагога — в беседу можно включить:
- рассказ Г. Черкашина «Кукла» (текстом можно проиллюстрировать объяснение, что такое «блокада Ленинграда» – как в семье девочки топили печку стульями, ходили на речку за водой и пили воду вместо чая, называя напиток «белая ночь»);
- рассказ С. Алексеева С. Алексеева «Брестская крепость», в котором описывается подвиг солдат и их детей (дети отказались от воды, чтобы напиться смогли солдаты, оборонявшие город).
Наглядность
Основой наглядного блока для рассказа о Дне Победы должны быть фотографии из семейных архивов детей с родственниками, принимавшими участие в ВОВ, а также памятники победы. В начале разговора можно, как и в предыдущие годы, использовать презентации, например:
- Гребневой Т.В. с рассказом о масштабности военных действий;
- Мироновой Г.А. с описанием подвига детей и женщин, а также материалами о блокаде Ленинграда;
- Соловьёвой М.Н. (комментарии к слайдам можно найти здесь) – в материалах в обобщённом виде представлена вся изученная по теме войны и Победы информация.
Кроме того, для обобщения знаний ребят по теме в качестве основы для беседы можно посмотреть видеоролик «Дедушка, скажи, как всё начиналось». После просмотра ребята отвечают на такие вопросы:
- Что натолкнуло мальчика на мысль, спросить дедушку о войне?
- Какую цель преследовали фашисты, развязывая войну?
- Кто стоял во главе фашистов?
Фотогалерея: подборка фотоматериалов для старшего дошкольного возраста
День Победы является одним из самых ярких патриотических праздников. И в детских садах торжественные мероприятия по этому поводу начинаются с тематического рассказа или беседы педагога с детьми о том, что такое война, к каким потерям и последствиям она ведёт. Поскольку тема предполагает ежегодное к ней обращение, задача взрослого подобрать форму и содержание этого рассказа под возраст аудитории.
Почему началась война
У детей все просто: в «войнушке» все делятся на хороших и плохих. В мире взрослых все гораздо сложнее. Ребенку нужно объяснить, что войны начинаются из-за желания правителей государств захватить чужие богатства, природные ресурсы. Говоря о войне 1941-1945 гг., можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому, что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фашистский режим во всем мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Даже в своей стране фашисты убивали людей, потому что у них была другая национальность. Многие страны не смогли сопротивляться Германии и сдались.
Наша страна была гораздо больше, чем сейчас, и называлась Советским Союзом. В Союз входило много маленьких стран, люди имели разные национальности, но относились друг к другу так, будто они — одна большая семья. Гитлер предательски напал на Советский Союз, когда этого никто не ожидал. Люди спали в своих кроватях, но в один момент их жизнь изменилась, а для многих — оборвалась. Гитлер ожидал быструю капитуляцию, но он не догадывался, что советские люди будут до конца сражаться за свою свободу, а многие умрут за нее.
Детское творчество ко Дню Победы
Рассказывая детям про День победы, нужно давать им небольшую передышку, чтобы переварить информацию. В это время как нельзя кстати придутся праздничные идеи для творчества. Ребята проявят свои таланты, проникнутся атмосферой праздника и даже смогут подготовить подарки ветеранам.
Вот сколько интересных вещиц можно сделать своими руками из подручных материалов:
- поделки к 9 мая;
- меч из бумаги;
- крутой пистолет;
- бумажный сюрикен;
- военные самолеты.
Также любой ребенок может создать красивую подарочную картину. Как, спросите вы? Очень просто: в помощь — раскраски. Чтобы превратиться в художника, понадобятся только цветные карандаши или фломастеры. А малышам это увлекательное времяпрепровождение также поможет развить мелкую моторику.
Вот какие контурные картинки мы для вас подготовили:
- раскраски ко Дню победы;
- раскраски танков;
- раскраски самолетов;
- раскраски кораблей.
Подготовка СССР к войне
Несмотря на то, что между Советским Союзом и Германией был заключен пакт о ненападении, Иосиф Сталин догадывался, что в скором времени его государство будет втянуто в войну.
В связи с этим СССР еще в 1938 г. начал разрабатывать 5-летний план подготовки к будущему глобальному противостоянию.
Иосиф Сталин
В Советском Союзе активно строились военные заводы, железные дороги, тепло- и гидроэлектростанции. Страна взяла курс на масштабную милитаризацию.
Фабрики, выпускающие ту или иную продукцию, могли в течение нескольких часов перестроиться на производство военного оборудования или боеприпасов. Также в советских республиках усиленно добывалась нефть и разрабатывались шахты по добыче угля и полезных ископаемых.
В скором времени в стране появились усовершенствованные виды оружия и военной техники. Некоторые специалисты трудились на заводах практически без выходных.
Каждый советский гражданин должен был иметь специальное образование. За малейшее нарушение дисциплины человек мог получить серьезный выговор или понести более серьезную ответственность.
В начале 1941 г. обычные рабочие трудились по 11-12 часов в день, вместо положенных 8 часов. Однако советскому руководству так и не удалось в полной мере реализовать свои планы.
21 июня 1941 г. Сталин приказал мобилизовать все виды войск, но его распоряжение оказалось запоздалым, так как уже на следующий день немецко-фашистские войска вероломно вторглись в СССР.
История ВОВ детям
Великая Отечественная война
— это одна из самых важных страниц в истории России. Многиепутают ее со Второй Мировой войной, но это не одной и то же.Вторая Мировая война началась 1сентября1939года с нападения Германии на Польшу, а окончилась2сентября1945поражением Японии. Великая Отечественная война же, в свою очередь, началась22июня1941года с момента нападения Германии на Советский Союз, а окончилась9мая1945года с падением Германии. Поэтому Великую Отечественную войну нельзя назвать полноценной войной в полном смысле этого слова. Она — одна из составляющих частей Второй Мировой войны, но без сомнений, одна из самых важных и основополагающих, и каждому нужно знать все основные ее моменты и ключевые события.Как война началась
Изначально, Германия не должна была нападать на Советский Союз.
В августе1939 года, незадолго до нападения Гитлера на Польшу, между этими двумя странами был заключен договор о взаимном ненападении , который вошел в историю под названием пактМолотова — Риббентропа по фамилиям министров иностранных дел Советского Союза и Третьего Рейха соответственно. Однако, несмотря на все договоренности, меньше чем через два года после заключения договора, в четыре часа утра 22 июня1941 годаГермания без объявления войны напала на Советский Союз. Изначально фашистское правительство планировало захватить СССР за шесть недель, быстро, как и другие европейские страны, применяя стратегию молниеносной войны или «блицкриг Кодовым названием операции по захвату советской России сталплан «Барбаросса». Но планы немцев провалились, несмотря на то, что в первые дни и месяцы войны они несли победы,
быстро продвигались вглубь страны, захватывая все новые и новые территории. Основными причинами этому стали общая неподготовленность СССР к войне, отсутствия грамотного командования, а также техническая неоснащенность.
Первый этап войны
Основными значимыми событиями первого периода войны было взятие Ленинграда в блокаду8сентября1941 года, которая продлилась почти 900 дней (872, если говорить точно) до27января1944 года. Ее можно считать одной из самых тяжелых страниц в истории этой войны. Также к первому периоду можно отнестибитву за Москву , которая продлилась с30сентября1941 года по20апреля1942 года, окончившись победой Советского Союза. Переломный момент произошел зимой,5декабря1941 года, когдарусские из отступления перешли в наступление. Это в том числе подняло общий боевой дух: советские войска наконец-то перестали отступать.
Таким образом, план быстрой, победоносной войны был окончательно и бесповоротно провален.
Немецким войскам оставалось только готовиться к более затяжной кампании.
Второй этап войны
Следующими самыми значимыми событиями стали битва за Сталинград и на Курской дуге.
Битва за Сталинград (современный Волгоград)
длиласьс17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Она закончилась победой СССР и стала началом в коренном переломе войны, который заключался в перехвате стратегической инициативы Советским Союзом. Ее считают одной из самых кровавых битв в истории человечества.
Германию их поражение поразило. Они наконец-то поняли, что имеют все шансы проиграть эту войну.
Другая известная битва этого периода носит название Курской битвы или Битва на Курской дуге.
Она длиласьс 5 июля по 23 августа 1943 года . Это стало величайшим танковым сражением в истории человечества. Победа в ней Советского Союза положило конец переломному моменту войны; теперь инициатива и преимущество полностью находились в руках СССР.
Третий этап войны
Последний, третий период Великой Отечественной Войны начался в январе 1944
сполного снятия блокады Ленинграда (прорыв был совершен 18 января 1943 года) . После этого советские войска полностью освободили все оккупированные территории, окончательно изгнав врага из страны. С1944 года началась кампания по освобождению от фашистских захватчиков других стран Европы. Вмае1945 года войска советские войска и армии стран-союзников СССР вошли в Берлин.Знамя Победы было водружено на крышу здания рейхстага (парламента) 1 мая 1945 года.8 мая Германии капитулировала.
Он был подписан в одиннадцать вечера по местному времени, на территории СССР был уже следующий день, поэтому в Советском Союзе день Победы отмечают9 мая.
Это была кровавая, разрушительная война, потери в которой были колоссальны. Со стороны СССР погибло почти 42 миллиона человек.
Героические поступки этих людей, отдавших жизнь за свободу Родины, чтятся и по сей день.
Большинство военных преступников со стороны Германии и стран-союзников были осуждены в ходе Нюрнбергского процесса
проходившего в1945-1946 года, в котором представители от СССР также принимали непосредственное участие.
Мария Брускина
«Дорогая мамочка!
Больше всего меня терзает мысль, что я тебе доставила огромное беспокойство.
Со мной ничего плохого не произошло…Если сможешь, передай мне, пожалуйста, мое платье, зеленую кофточку и белые носки. Хочу выйти в хорошем виде..» — написала 17-летняя жительница Беларуси Маша Брускина перед казнью.
Когда в Минск вошли немецкие войска, Брускина стала работать в подполье. Ей, еврейке по национальности, пришлось покрасить волосы перекисью водорода, чтобы казаться блондинкой.
Маша носила узникам концлагеря «Дрозд» еду и воду, а затем устроилась медсестрой в лагерный госпиталь, там находились советские военнопленные. Она смогла передать в госпиталь фотоаппарат для изготовления фальшивых документов, а за это полагался расстрел. Также юная Брускина передавала раненым сводки Совинформбюро о положении на фронтах, и доставала гражданскую одежду.
В октябре 1941 года Мария Брускина была арестована, и повешена вместе с 16 другими подпольщиками. Немцы хотели устроить показательную казнь, но девушка гордо отвернулась от камеры, когда на нее набрасывали петлю.
Вязьма
Привольны поля под Вязьмой. К небу бегут холмы.
Слова из были не выкинешь. Под городом Вязьмой большая группа советских войск попала к врагу в окружение. Довольны фашисты.
Сам Гитлер, предводитель фашистов, звонит на фронт:
— Окружены?
— Так точно, наш фюрер, — рапортуют фашистские генералы.
— Сложили оружие?
Молчат генералы.
— Сложили оружие?
Вот смелый один нашёлся.
— Нет. Осмелюсь доложить, мой фюрер… — Генерал что-то хотел сказать.
Однако Гитлер отвлёкся чем-то. На полуслове прервалась речь.
Вот уже несколько дней, находясь в окружении, советские солдаты ведут упорные бои. Сковали они фашистов. Срывается фашистское наступление. Застряли враги под Вязьмой.
Снова Гитлер звонит из Берлина:
— Окружены?
— Так точно, наш фюрер, — докладывают фашистские генералы.
— Сложили оружие?
Молчат генералы.
— Сложили оружие?
— Нет.
Страшная брань понеслась из трубки.
— Осмелюсь доложить, мой фюрер, — пытается что-то сказать тот, смелый. — Наш Фридрих Великий ещё сказал…
Однако не слушает дальше фюрер. Бросил с досадой трубку.
Снова проходят дни. Не утихают бои под Вязьмой. Застряли, завязли враги под Вязьмой.
Вяжет их Вязьма, вяжет. За горло рукой взяла!
В гневе великом фюрер. Снова звонок из Берлина.
— Сложили оружие?
Молчат генералы.
— Сложили оружие?!
— Нет, — за всех отвечает смелый.
Снова брызнул поток нехороших слов. Заплясала мембрана в трубке.
Притих генерал. Переждал. Уловил минутку:
— Осмелюсь доложить, мой фюрер, наш великий, наш мудрый король Фридрих ещё сказал…
Слушает Гитлер:
— Ну, ну так что же сказал наш Фридрих?
— Фридрих Великий сказал, — повторил генерал, — русских нужно дважды застрелить. А потом ещё и толкнуть, мой фюрер, чтобы они упали.
Буркнул что-то невнятное в трубку фюрер. Отсоединился берлинский провод.
Целую неделю под Вязьмой не утихали бои. Неоценимой была для Москвы неделя. За эти дни защитники Москвы успели собраться с силами и подготовили для обороны удобные рубежи.
Привольны поля под Вязьмой. К небу бегут холмы. Здесь на полях, на холмах под Вязьмой сотни лежат героев. Здесь, защищая Москву, совершили советские люди ратный великий подвиг.
Знай!
Запомни!
Светлую память о них храни!