Презентация на тему «виды и приемы рассказывания в детском саду»

Содержание

  • Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 43 «Алёнушка» с приоритетным осуществлениемпознавательно-речевого направления воспитанников» города Невинномысска.Тема: Виды и приемы рассказывания в детском саду

    Выполнила: Чипуляева
    Юлия Александровна

  • Слайд 2

    Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды рассказывания:

    Рассказывание по игрушкам и предметам;
    Рассказывание по картине;
    Рассказывание из личного опыта (по памяти);
    Пересказ народных сказок или рассказов;
    Творческое  рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам).Например, «Как бы я помог маме».

  • Слайд 3

    В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности.
    Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение.
    Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов.
    Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    Дети 1-3 лет: Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок).
    Дети 1-4 лет: Составление описательного рассказа по набору игрушек. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
    Дети 4-6 лет: Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет). Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.
    Дети 5-7 лет: Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

  • Слайд 6

    У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

    В подготовительной к школе группе усложняется языковой материал, которым оперируют дети.

  • Слайд 7

    Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.

  • Слайд 8

    В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов.

    Цель обучения — учить детей описывать изображенное на картине.

  • Слайд 9

    Старшая группа. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

    Подготовительная к школе группа.
    Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

  • Слайд 10

    В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

  • Слайд 11

    Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах.

  • Слайд 12

    Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.

  • Слайд 13

    Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения.

    В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе.

  • Слайд 14

    Творческое  рассказывание

    Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.
    Сюжет для творческого рассказывания должен соответствовать требованиям:
    вызывать у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний;
    соответствовать опыту ребенка, уровню его речевого развития;
    затрагивать нравственные и эстетические чувства;
    активизировать воображение;
    углубляет интерес к речевой деятельности;
    охватывать область детских игр и развлечений.

  • Слайд 15

    Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

Посмотреть все слайды

Виды рассказывания

Рассказывание по картинке:

В среднем возрасте дошкольники на занятиях по рассматриванию картинок практикуют построение высказываний, состоящих из нескольких предложений, связанных общим содержанием. Они также учатся внимательно слушать рассказ учителя по картинкам, так что их опыт восприятия ярких историй постепенно обогащается. Все это — готовит детей к самостоятельному составлению рассказов на последующих этапах обучения — в старшей и дошкольной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а язык совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов с использованием картинок. Дети, которые воспринимают речевую модель, обычно учатся подражать ей. Описание учителя обычно раскрывает самую сложную или менее яркую часть картины. В остальных случаях дети выражают себя сами.

В дошкольной группе картинки продолжают широко использоваться при составлении рассказов. В течение всего учебного года ведется работа по улучшению и закреплению языковых навыков. При распределении заданий учитывается предыдущий опыт детей и уровень их языкового развития.

В подготовительной группе требования к детским рассказам возрастают в плане содержания, логического порядка изложения, точности описания, выразительности языка и т.д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; они самостоятельно придумывают события, которые предшествовали и следовали за тем, что изображено на картинке.

Рассказы из опыта:

  • Истории, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых участвовали все дети (поход на почту). Этот вид рассказа легче для учителя, потому что он сам был участником событий, о которых будут рассказывать дети, и имеет больше возможностей помочь им.
  • Истории, отражающие индивидуальный опыт детей (например: «Расскажи мне, как ты провел свой выходной день»; «Расскажи мне о своем доме»). Этот вид рассказывания сложнее — никто не наблюдал за тем, о чем будет рассказывать ребенок. В этом случае труднее направлять повествование, и детям требуется помощь взрослого.

Рассказ по предложенным сюжетам:

Обучение творческому рассказыванию является важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играет важную роль в развитии их творчества и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов в обучении творческому рассказыванию является вопрос выбора сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание получить рассказ, сказку с четкой композиционной структурой, с включением элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его языкового развития, воздействует на нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистичных историй охватывают спектр детских игр и развлечений.

Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях. В методике творческое рассказывание понимается как деятельность, в результате которой дети придумывают сказки, реалистические истории с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически выстроенными, облеченными в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя они не встречались в личном опыте ребенка. Сказки обычно представляют собой отражение художественного опыта, который дети получают при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети также могут сочинять сказки. Творческие композиции могут быть не только повествовательными, но и описательные.

Что такое связная речь дошкольников?

Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.

Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.

Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно

Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.

Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.

Виды связной речи у дошкольников

Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.

Диалог в сюжетно-ролевой игре

Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.

Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.

Монологическая речь у дошкольников

В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.

Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.

Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности

Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.

Как мыслим, так и говорим

Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.

Научная конференция лингвистов

Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.

Как оценить уровень развития связной речи?

Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.

Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.

В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории. Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество. Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.

Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное

Составление сказки (подготовительная группа)

Воспитатель: Ребята, мы закончили составлять сказку? Что нам ещё надо сделать?

Дети отвечают на вопросы (придумать конец сказки, узнать, чем всё закончится)

Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами придумать конец сказки, опираясь на подсказки — схемы. Я буду выкладывать подсказки, вы предполагать, что они значат. И только потом мы откроем последнюю страницу.

Воспитатель выкладывает картинки-подсказки.

— Как вы думаете, что обозначает первая подсказка? Можно ли брать домой бездомное животное, гладить на улице без взрослых? Куда хозяева отнесли сначала котёнка? Подружилась ли Мурка с котёнком? Нравится ли ему жить в доме с хозяевами? Как вы это поняли?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку.

Правы ли мы были? Можно ли сказать, что котёнок грустит, или ему плохо?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто хочет рассказать конец сказки?

Ребёнок рассказывает конец сказки.

Воспитатель: Я думаю, что было бы интересно послушать всю сказку целиком. Кто желает? Я уверена, что у тебя получится, а если ты будешь затрудняться, то тебе помогут картинки-подсказки и ребята.

Ребёнок рассказывает сказку в полном объёме.

Воспитатель: Котёнок очень любит играть. А вы?

Разминка.

Воспитатель показывает схематические карточки, дети должны выполнять те упражнения, которые изображены на карточках.

Если увидите картинку – мальчика, то выполняют только мальчики. Если увидите картинку – девочку, то выполняют только девочки. Ну а если будет картинка – человечек, то выполняют все. Последняя картинка ребята держатся за руки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательные, и я видела, как вы старались.

Стоя в кругу:

— Ребята, если вы взяли домашнее животное домой, то нужно нести за него ответственность. Это животное домашнее, а значит, без человека ему жить очень трудно. Каждый день бездомные животные погибают на улице: кто – то от холода и голода; кто – то под колёсами машины. Ухаживайте, любите, берегите своего питомца!

Рефлексия:

— Что мы сегодня хотели составить, придумать?

— Что помогло нам справиться с заданием?

— Кому вы сможете эту сказку рассказать?

— Вы сегодня довольны собой?

Предполагаемый результат:

Дети составили сказку по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Использовали в качестве плана схематическую модель. Могут объяснить образное выражение «Глаза- зеркало души». Проявляют бережное отношение и сострадание к домашним животным. Могут рассказать сказку своим близким.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»

Задачи
:

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.

Подготовительная работа
:

рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.

Словарь:

  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.

Грамматические формы:

отработать творительный падеж с предлогом «за».

Оборудование
:

картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?»; «перед зимой?» и т.д.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

Какой весенний месяц сейчас?

Какое время года будет после весны?

Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

На какое время года похожа поздняя весна?

Какое летом солнце?

А какая погода бывает летом?

Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».

Логопед вывешивает картину:

Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).

4. Физминутка.

А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

Сейчас будем составлять по картине рассказ.

О чем будем говорить вначале?

О чем расскажем потом?

Что нужно сказать потом?

Чем закончим рассказ?

Рассказы детей.

5. Итог занятия.

Что мы сегодня делали?

Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект НОД в подготовительной группе. Творческое рассказывание, придумывание сказки.

ОО Коммуникация.

Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба»», город Качканар, Свердловская область.

Задачи:

Образовательные:

Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.

Создавать условия для:

  • совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
  • проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.

Развивающие:

Создавать условия для:

  • развития способностей, интересов и мотивации деятельности (через домовенка Кузю)
  • развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.

Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других). Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.

Ход занятия.

— Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)

— Кузя, ты где?

— Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!

— Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.

— Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)

— Что случилось, Кузя?

— У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.

— Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю).

— Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)

— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)

— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина…), отрицательных — (баба Яга, змей Горынович…)

— Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

— Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

— Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)

— Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):

«Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел- Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать».

— Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.

Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают).

— Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают).

— Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась

— Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.

Следующая >

Значение обучения рассказыванию

Программа дошкольного образования ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка осмысленной, грамматически правильной, связной и последовательной речи. Речь дошкольника должна быть живой и эмоционально выразительной. Воспитание психической настороженности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с языком как языковой реальностью и формирование способностей к распознаванию языка становятся необходимым условием воспитания языковой культуры, которая является важнейшим звеном всестороннего развития личности ребенка.

Уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста можно оценить, посмотрев, как ребенок способен построить собственное высказывание. Способность связно, последовательно, точно и изобразительно излагать свои мысли влияет на эстетическое развитие ребенка: При пересказе, придумывании собственных историй ребенок использует образные слова и выражения.

«Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка владения рядом лингвистических навыков: строить повествовательное высказывание в соответствии с темой и главной мыслью; наблюдать за структурой текста; связывать предложения и части высказывания, используя разные типы связей и разные средства; выбирать подходящие лексические и грамматические средства». Контекст как один из важнейших категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: Содержание текста, его смысл, логика изложения, особая организация языковых средств; коммуникативная направленность; композиционная структура.

«В педагогических исследованиях Л.Г. Шадрина доказано, что связность формируется преимущественно в текстах повествовательного характера. В то же время исследователи называют усвоение текста главным результатом в процессе овладения языком.»

В рассказах дети передают определенное действие, стимулированное картинкой, готовую игровую ситуацию, созданную с помощью игрушек, а также историю, основанную на картинке, выходящую за рамки картинки или придуманную игрушками (одной или несколькими). Навыки повествования, описания и рассуждения развиваются в монологах из коллективного и индивидуального опыта. В рассказывании из опыта дети старшего дошкольного возраста привыкают к широкому языковому общению, развивая способность использовать свой сенсорный опыт для передачи его в связном повествовании. Формируется способность излагать свои мысли ясно, понятно для других, изобразительно . Коллективное письмо, как способ повествования о пережитом, не только развивает умение правильно составлять повествовательные тексты, но и оказывает положительный воспитательный эффект.

«В исследованиях Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадрина доказано, что в основе развития связной речи дошкольников лежит формирование представлений о типах высказываний и их структуре, о способах связи между частями текста. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолеть неразговорчивость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Обогащение знаний и идей ребенка должно быть связано с развитием способности правильно выражать их на языке.

Развитие связной речи детей включает в себя решение и других специфических задач обучения родному языку: работу над лексикой, формирование грамматического строя языка, воспитание здоровой речевой культуры. Старшие дошкольники могут научиться составлять повествовательные рассказы только путем систематического обучения, постоянной практики.

Задачи развития речи дошкольников в ДОУ

ФГОС ДО предполагает овладение речью в качестве средства общения и культуры. Обучение, направленное на усвоение языковых обобщений, понимание элементарных языковых явлений, вызовет интерес, обеспечит творческие проявления, тенденцию к саморазвитию.

Разговор об овощах

Проблемы ставятся с учетом возрастных особенностей. У младших дошкольников развивают инициативную речь. Она предполагает, что малыш будет рассказывать о том, что он видит, какие чувства эмоции у него вызывает предмет или явление. Взрослому следует поддерживать стремление воспитанника к диалогу.

В работе с четырехлетними обучающимися большое внимание уделяется монологу. Малыш должен уметь выстроить описание игрушки, картины, явления из 3 — 4 предложений

Старшие дошкольники совершенствуют свои навыки. В ходе занятий требуется:

  • поддерживать желание обучающегося высказаться;
  • формировать умение составлять план;
  • продолжать развивать умение описывать игрушку, картину;
  • развивать умение составлять рассказы по личному опыту;
  • участвовать в обсуждении;
  • формулировать вопросы;
  • дополнять, исправлять, обобщать ответы одногруппников;
  • формировать умение составлять рассуждение.

Технология ТРИЗ

Воспитателями используются различные технологии: развивающие, социально-адаптирующие, личностно-ориентированные, наглядного моделирования, ТРИЗ. Планы курсовой подготовки воспитателей предусматривают освоение новых подходов к развитию языковой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе…

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!»

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно…

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря;
  • формированию грамматически правильной речи;
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.

И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления

Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов;
  • пересказ;
  • рассказы по картинам;
  • некоторые виды творческого рассказывания .

Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

Исходные теоретические позиции исследования

В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление (более относятся к процессу мышления), творческий акт, творческость, творческая деятельность, творческие способности и другие. Ф.Баррон, осуществивший обзор исследований по творчеству за 10 лет (с 1970 по 1980 г.г.), дал такое определение творчеству: «Творчество — это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах…, способность включать в жизнь что-то новое». Е.П.Торранс говорит о «синтезирующем мыслительном акте, в результате которого возникают новые ассоциации идей, мыслей, фактов». В психологическом словаре А.Ребера (1985) творческость определяется следующим образом: «Творческость — психический процесс, который приводит к уникальным и новым решениям, художественным формам или продуктам».

Независимо от того, носят ли эти определения обобщенный (например, Я.А.Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию) или частный характер, отчетливо проявляется ориентация на продуктивную сторону творчества . Ряд исследователей (К. Роджерс, В.М

Бехтерев, Guilford J.P, Torrance Е.Р., De Bono и другие), изучая результат творчества, акцентируют внимание на аспекте его создания — процессуальная сторона творчества. Они указывают, что значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления и воображения

В отечественной психологии способности определялись, прежде всего, как условие успешного овладения деятельностью (В.Н.Дружинин, В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, Н.Н.Поддъяков, В.Б.Синельников и др.).

Это привело к выделению в качестве способностей психических свойств, отвечающих требованиям деятельности. Однако, отнесенность способностей к деятельности послужила причиной того, что в поле зрения исследователей попадали специальные способности, тесно связанные с определенными видами деятельности. Изучение творческих способностей более тесно связано с анализом развития в контексте различных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, В.И.Кириенко, 1959; Ю.А.Полуянов, 1988; К.В.Тарасова, 1987, Б.М.Теплов, 1961 и др.).

Творчество рассматривается нами как деятельность, которая опирается на способности ребенка, основные психические функции (мышление и воображение) и социальный опыт. Данное понятие может быть применимо и к детскому творческому рассказыванию, в основе которого лежат процессы творческого мышления и воображения, речь и личный опыт ребенка.

Суть творческой деятельности как психологического свойства сводится, по Я.А.Пономареву, к интеллектуальной активности и сензитивно-сти к продуктам своей деятельности, получить которые возможно благодаря научению способам деятельности и личным познавательным усилиям.

Обратимся к рассмотрению отдельных составляющих творческой деятельности в контексте изучения творческого рассказывания.

Мыслительные и творческие процессы человека изучаются нейрофизиологией, психофизиологией, философией, общей, детской и специальной педагогикой и психологией

Исключительную важность представляет собой связь мышления и творчества с познавательными процессами. Поэтому в целях совершенствования педагогических технологий, особенно в практической работе с аномальными детьми, необходимо системное изучение и научное понимание данных явлений

Творческое мышление и творческое воображение выступают как основные составляющие креативности. В контексте нашего исследования эти два понятия активно участвуют как в творческом процессе, так и в познавательном. теризующими процесс решения творческой задачи. Критерием творческого акта, по Я.А.Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового знания. Тем самым, творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода .

Сочинения-рассказы по воображению. Обучающие приемы

Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:

  • Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.
  • Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок.
  • Героям рассказа дается голос – включается прямая речь.
  • История рассказывается применительно к лицу автора – мальчика или девочки.

Развивая речь ребенка, взрослые тем самым развивают его мышление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: