Сказочник, который всего боится
Молодой автор видел себя серьезным драматургом, чьими произведениями будут восхищаться потомки, чьи пьесы будут ставить на подмостках Королевского театра, откуда его в свое время выгнали, и тогда все узнают и поймут. Но лучше всего Андерсену удавались сказки: вдохновение он черпал из тех немногих счастливых детских воспоминаний, когда они с отцом гуляли по побережью, ставили кукольные спектакли.
denmarklife.ru
В мире сказок Андерсена каждый имеет душу и богатую жизненную историю: будь то катушка ниток, или птенец лебедя, неожиданно попавший в утиную стаю. Герои Андерсена, как и он сам, отчаянно ищут свое место в жизни, страдают от своей непохожести на других (как тот же Гадкий утенок), но в итоге становятся самими собой. И именно в этих волшебных перерождениях, в победе над обстоятельствами кроется секрет популярности сказок Андерсена.
Почти все его главные герои несколько автобиографичны, они испытывают такие же жизненные трудности, как и автор, но у всех них есть одно качество, которого никогда не было у Андерсена — храбрость. Маленькая Герда не побоялась отправиться в опасный путь ради похищенного Кая, Принцесса уже на эшафоте вяжет последнюю рубашку из крапивы для своего заколдованного брата-лебедя, даже тихоня Дюймовочка храбро улетает от ненавистного крота на ласточке.
Он боялся завистливых людей (такому великому писателю, как он, несомненно, завидовали, как иначе) и отравлений.
Читательский дневник по сказке «Огниво» Ганса Христиана Андерсена
Название: «Огниво».
Число страниц: 17.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: солдат, колдунья, собаки, принцесса, король, королева.
Характеристика главных героев:
Солдат — добрый и отзывчивый.
Легкомысленно распоряжается деньгами.
Не думает о последствиях.
Ведьма — старая и коварная.
Скрытная.
Осталась ни с чем.
Собаки — умные и преданные.
Верные слуги.
Предусмотрительные.
Король и Королева — ловкие и хитрые.
Наказали солдата, но сами погибли.
Принцесса — красивая и мечтательная девушка.
Наивная.
Стала женой солдата.
Краткое содержание сказки «Огниво»
Солдат встретил ведьму, которая попросила его вернуть ей огниво, забытое в дупле.
Солдат слазал в дупло, набрал денег, а огромные собаки его не тронули.
Но солдат решил не возвращать огниво ведьме и просто убил её.
Солдат быстро прокутил деньги, и воспользовался огнивом.
На зов явилась собака из дупла, и принесла денег.
Солдат приказал принести принцессу и поцеловал ею.
Королева заметила исчезновение дочери, и с помощью крупы выследила солдата.
Того должны были казнить, но мальчик принёс ему забытое огниво, и солдат вызвал собак.
Собаки убили короля и королеву, а солдат женился на их дочери.
План сказки:
- Старая ведьма.
- В дупло за деньгами.
- Огниво.
- Смерть ведьмы.
- Тайна огнива.
- Поцелуй принцессы.
- Гречка и кресты.
- Казнь.
- Свадьба.
Основная мысль сказки «Огниво»
Главная мысль сказки в том, что жить нужно сегодняшним днём и не думать о последствиях.
Основная мысль сказки заключается в том, что нужно добиваться поставленных целей любой ценой.
Чему учит сказка
Сказка учит нас быть осторожными со своими желаниями, поступать мудро и правильно.
А также учит, что не стоит ждать чуда и спасения, а самому пытаться изменить свою жизнь.
Краткий отзыв о сказке «Огниво» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что хорошо иметь волшебного слугу, который исполняет любые желания.
Но нельзя желать того, что может повредить другим.
Солдат разбогател и помогал бедным.
Но он убил ведьму и короля со свитой.
Но сказка интересная и увлекательная.
Автору удалось пересказать сюжет волшебных арабских сказок на европейский лад.
Мне понравились верные и услужливые собаки.
Они всегда спешили на помощь хозяину.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что богатым быть хорошо, но помогать другим ещё лучше.
Пословицы к сказке
- Что хочу, то и ворочу.
- Много желать — ничего не видать.
- Своя рука — владыка.
- Чему быть — того не миновать.
- Хорошо то, что хорошо кончается.
Ещё читательские дневники по произведениям Ганса Христиана Андерсена:
- «Стойкий оловянный солдатик»
- «Русалочка»
- «Принцесса на горошине»
- «Дюймовочка»
- «Снежная Королева»
- «Свинопас»
- «Дикие лебеди»
- «Пятеро из одного стручка»
- «Чайник»
- «Гадкий утёнок»
- «Оле Лукойе»
- «Штопальная игла»
- «Новое платье короля»
- «Соловей»
- Краткая биография Ганса Христиана Андерсена и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Не такой, как принято в обществе
Многим школьникам запомнилась тяжёлая судьба гадкого утёнка из одноимённого произведения. Обижаемый всеми, он не желал никому зла. Старался быть учтивым и хотел лишь любви и заботы матери, но из-за своей внешности был изгнан с птичьего двора. Поначалу его мать оберегала и защищала сына от нападок и критики окружающих. Но вскоре её особенный птенец, вызывающий постоянное осуждение окружающих, стал ей в тягость.
Осуждаемый и высмеиваемый всеми, он был изгнан с птичьего двора. Но его внутренняя сила и доброта́ помогли ему не озлобиться на своих обидчиков. Он вырос в прекрасного белого лебедя и, встретив своих родных, отправился в тёплые края. Пролетая над птичьим двором, он видел, с каким восхищением смотрели на него важные птицы, внимания которых он так добивался в детстве. Но они не знали, что прекрасный лебедь был когда-то гадким утёнком, которого презирали и обижали все.
Размышления о судьбе утёнка приводят к мысли о жестокости общества к тем, кто непохож на всех. Так уж повелось, что первое впечатление о человеке складывается по его внешности. Но она часто бывает обманчива.
Ещё хуже если в такое общество попадает ребёнок с заболеванием центральной нервной системы. Смех и пародирование походки — то, что им неминуемо приходится терпеть. Жить в таком обществе очень трудно. Человек с физическим увечьем или заболеванием достоин жизни в культурном обществе
И не так важно, кем он станет в будущем. Гораздо важнее обществу не уподобляться героям птичьего двора
Жизнь Христиана Андерсена
Годы жизни: 2 апреля 1805 – 4 августа 1875 (70 лет)
Жизнь Андерсена, по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его. С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.
Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»
Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем. Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.
Сказки Г.Х. Андерсена
Решение посвятить себя только сказкам писатель принял в середине 1840-х годов. Начиная с этого момента он регулярно выпускает сборники «Сказки». Андерсен понимал, что его аудиторию должны составлять читатели разных возрастов, и часто писал именно для взрослых (например, «Колокол», «Тень»). Сказки Андерсена частично представляют собой обработки народных преданий («Свинопас», «Дикие лебеди»), или версии сказок, уже имевшихся в литературных переложениях (главными источниками были итальянский и испанский фольклор, «Тысяча и одна ночь»). Однако многие самые известные произведения Андерсена рождены воображением писателя:
- «Аисты»;
- «Стойкий оловянный солдатик»;
- «Дюймовочка»:
- «Оле Лукойе» и др.
Несмотря на то, что Андерсен в автобиографических очерках жалуется на интриги недоброжелателей, есть намного больше свидетельств того, что ему помогали многие датские писатели того времени, в том числе и лидер романтического направления А.Г. Эленшлегер, признанный драматург Й. Л. Хейберг.
В 1833 году Андерсен получил Королевскую стипендию, которая позволила ему совершить первое путешествие по Европе. Свои путешествия Андерсен описывает в книгах очерков, посвященных Испании, Италии, Швеции, Португалии, Балканам.
Часто датская публика выражала недовольство длительным пребыванием писателя вдали от дома. Но писателя в Европе оценили гораздо раньше, чем на родине. В Англии и Германии его считали великим мастером слова.
При создании своих сказок Андерсен опирается на народные сюжеты и образы, но не часто прибегает к фантастическому вымыслу. В представлении писателя в жизнь полно чудес, их нужно только услышать и увидеть. Он считает, что любая вещь, даже самая незначительная, может иметь свою удивительную историю.
Андерсен до конца жизни сохранил творческую активность. Он был осыпан свидетельствами международного признания, но при этом не чувствовал себя счастливым. Писатель скончался в августе 1875 года в Копенгагене в полном одиночестве. Незадолго до смерти он сказал: “Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности”.
Вопросы по разным сказкам Андерсена
- Как звали самую маленькую девочку? Ответ: Дюймовочка.
- Какие предметы из сказки «Снежная королева» некоторым людям попадали прямо в сердце и оно превращалось в кусок льда? Ответ: Осколки.
- Кто получил второй приз «за быстроту бега в течение целого года» в сказке «Скороходы»? Ответ: Улитка.
- Сколько братьев было у Элизы, героини сказки «Дикие лебеди»? Ответ: 11 братьев.
- Что каждое утро пила Дюймовочка, когда жила все лето и часть осени в большом лесу? Роса. Кто послал принцессе розу и соловья в сказке «Свинопас»? Ответ: Принц.
- Как называется сказка, повествующая о жизни и смерти одного лесного дерева? Ответ: «Ель».
- Кто украл ночью Дюймовочку из дома женщины, чтобы выдать малютку замуж за своего мокрого и безобразного сына? Ответ: Жаба.
- Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? Ответ: Олово.
- Что стояло посреди Замерзшего озера во дворце Снежной королевы, и на нем она восседала, когда бывала дома? Ответ: Трон.
- Какое слово должен был выложить Кай? За это ему обещали подарить весь свет и новые коньки в сказке «Снежная королева»? Ответ: «вечность».
- Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? Ответ: Крот.
- Какое время года названо «молодым принцем» в сказке «История года»? Ответ: Весна.
- Одна из сказок Г.Х. Андерсена называется «…- Лукойе». Ответ: Оле.
- Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (20 тюфяков, 20 перин и 1 горошину)
- Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы? 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)
Биография Г. Х. Андерсена
Многим людям сказки Андерсена известны с детства. Но некоторые его сказки предназначены взрослым. В них писатель поднимает важнейшие вопросы человеческого существования:
- Кто такой человек?
- В чем смысл жизни человека?
- Кто управляет жизнью?
- В чем долг человека перед Богом?
Биография писателя тоже напоминает сказку, если верить его рассказу о себе в двух мемуарных очерках «Сказка моей жизни».
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился в апреле 1805 года в бедной семье башмачника и прачки.
В 1816 году отец писателя умер, и мальчику пришлось идти работать. Андерсен работал подмастерьем сначала у ткача, потом у портного. Затем Андерсен устроился на работу на сигаретную фабрику.
В детстве Ганс Христиан Андерсен был весьма замкнутым ребенком. Он очень любил играть в кукольный театр. И это единственное увлечение он сохранил и в юности.
В четырнадцатилетнем возрасте Андерсен переехал в Копенгаген. Мать Ганса надеялась, что он побудет там немного и вернется домой. Когда же она спросила сына о причине, побудившей его уехать, Андерсен ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроится в театр. Полковник, в семье которого он в детстве устраивал спектакли, дал будущему писателю деньги и рекомендательное письмо. Андерсен в течение года своей жизни в Копенгагене пытался устроиться в театр и несмотря на неэффектную внешность (Андерсен был долговязым подростком с длинным носом, удлиненными конечностями и тощей длинной шеей – этакая квинтэссенция «гадкого утенка»), его таки приняли в Королевский театр, на второстепенные роли.
Замечание 1
Ганс Христиан Андерсен с детства любил театр и все, что с ним связано.
Со временем Андерсена задействовали в спектаклях все меньше и меньше, а когда у него началась возрастная ломка голоса, его уволили.
К этому моменту он написал пьесу в пяти актах и даже написал королю письмо, в котором просил выделить деньги на ее издание.
Начинающий писатель позаботился и о рекламе и дал в газете анонс. Книга Андерсена была издана, но ее никто не покупал. Но он не терял надежды, и отнес книгу в театр, чтобы по ней поставили спектакль. Андерсену отказали и в театре, объяснив отказ «полным отсутствием опыта у автора».
Однако видя его желание творить, Гансу предложили учиться. Люди, которые сочувствовали бедному мальчику, ходатайствовали перед Федериком VI о том, чтобы ему разрешили учиться в школе в Слагелсе, затем в Эльсиноре за счет казны. Андерсену больше не нужно было думать о пропитании и о том, как прожить дальше.
Одноклассники Андерсена были на шесть лет младше него. Позже писатель вспоминал об учебе в школе как о самом мрачном периоде своей жизни. В школе Андерсен подвергался строгой критике ректора и очень переживал по этому поводу до конца своей жизни (ректор снился ему в кошмарах). Учебу Андерсен завершил в 1827 году. Но писатель так и не смог выучить грамматику, и до конца жизнь в письме он делал много ошибок, поэтому ему приходилось нанимать людей, которые переписывали его произведения перед тем, как их отнести в издательство.
В 1835-1837 гг. были изданы книги сборника «Сказки, рассказанные для детей». Туда вошли следующие произведения:
- «Огниво»;
- «Русалочка»;
- «Новое платье короля»;
- «Принцесса на горошине» и др.
Сборник вызвал разноречивые отклики критиков. Датские критики не могли понять новаторства начинающего автора, который преобразовал популярный в эпоху романтизма жанр литературной сказки. Андерсену указывали, что его сказки чересчур легковесны для взрослых, недостаточно назидательны для детей. Сам писатель вначале прилагал усилия к написанию романов. Всего им было написано шесть романов, но интерес у публики вызвал лишь один — «Только скрипач».
Замечание 2
«Только скрипач» — это история мальчика из простой семьи, обладающего музыкальным талантом, но так и не сумевшего добиться славы. В романе прослеживаются автобиографические параллели.
Дикие лебеди
Классическая сказка, где добро побеждает зло. «Дикие лебеди» можно читать детям, достигшим 3-летнего возраста. Сказка была опубликована в 1838 году.
Король один воспитывал 11 сыновей и дочку. Вскоре он женится. Злая мачеха невзлюбила детей короля и наложила на них заклятие. Юноши превратились в лебедей и улетели, на Элизу колдовство не подействовало.
Злая женщина хитростью добилась, чтобы король выгнал дочь из замка. Элиза нашла своих братьев, а ночью ей приснился сон. Она должна связать 11 рубашек из крапивы и набросить на братьев, тогда они превратятся в людей.
Элиза выдержала все испытания и смогла спасти братьев.
Чему учат сказки Андерсена?
Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.
Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка».
Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена. Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали. Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком. Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было. На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.
В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных. Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других. Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях ,говорят: «А король-то был голым!»
Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их. Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей
В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический
Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.
Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.
Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.
Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.
По материалам старого советского журнала…
Новое платье короля
Писатель позаимствовал сюжет у Хуана Мануэля («Граф Луканор»), он упоминает об этом в своем дневнике.
Король очень любит наряжаться и нанимает двух портных, которые на самом деле ничего в швейном деле не смыслят. Они пообещали, что сошью платье, невидимое для глупцов.
Когда они «надевают» на короля новую одежду, ни он сам, ни его придворные не могут признаться в том, что не видят платье. Им не хочется прослыть глупцами.
Только один мальчишка не побоялся разоблачить правителя и закричал: «А король-то голый!». Обманщики-портные уже давно покинули город, а король скрылся у себя во дворце.
Чему на самом деле учат сказки Ганса Кристиана Андерсена?
2 апреля 1805 года в городе Оденсе родился мальчик, которому суждено было стать самым известным сказочником в истории. И нет, речь не о каком-то политике, а о Гансе Кристиане Андерсене. Рассказы датчанина, бесспорно, повлияли на большинство юных умов, закрепив там определенные паттерны поведения, идеи и суждения. Мы же решили сделать ревизию сказок и проверить, чему же они могут научить.
— «Гадкий утенок». Тут все очевидно. Как показывает пример гадкого утенка, в обществе ты можешь вписаться, только если выглядишь как лебедь. И еще обязательно нужно регулярно смотреть на себя в зеркало. А то изводите себя страданиями и сомнениями, а потом глядь, а там лебедь.
— «Новое платье короля». Отличный пример того, что хайп и желание слепо следовать трендам могут привести к тому, что даже ребенок заметит вашу несостоятельность. Но на всякий случай напомним, что прогулка голышом перед несовершеннолетними может стать в наше время куда большей проблемой, чем доверие сомнительным дизайнерам.
— «Дюймовочка». Крайне феминистичная идея спрятана за привычной нам сказкой. Никогда не слушайте людей, которые пытаются убедить вас в том, что ваш потолок в отношениях — это жабы, жуки или кроты. Всегда нужно рассчитывать на себя и не размениваться на полумеры. В итоге найдешь человека, который подходит именно тебе, — возможно, это будет даже эльфийский принц (как Трандуил).
— «Стойкий оловянный солдатик». Текст прямо говорит о том, что если ничего не делать, то с тобой случится множество неприятных вещей, которые в итоге могут закончиться сожжением (но это не точно). Также сказка напоминает, что не нужно показывать паспорт каждой крысе, которая его требует.
— «Принцесса на горошине». История с очень устаревшей моралью. Представьте, девушка не могла спать из-за того, что под двадцатью тюфяками и двадцатью пуховиками лежала горошина. А теперь представьте, как она может скандалить из-за минимальных удобств во время каучсерфинга или на съемной квартире в Airbnb? Да вашу пару Booking.com занесет в черный список. Оно вам надо, такая неженка?
— «Снежная королева». Тут выводов много. Во-первых, остерегайтесь троллей с зеркалом. Во-вторых, если знакомый мальчик начал вести себя как мудак, то лучше не обращайте на него внимания — ваше желание его перевоспитать может и до Шпицбергена довести. В-третьих, не верьте добрым женщинам, предлагающим помощь. Особенно если у них розы на шляпе. В-четвертых, иногда люди могут делать добро безвозмездно. Если очень повезет, можно получить и башмаки, и муфту, и чудесное платье, и золотую карету. В-пятых, в каждой маленькой разбойнице спрятана одинокая девочка, которая просто хочет любви и внимания. В-шестых, не пытайтесь из осколков льда сложить слово «вечность» — это задача для глупцов.
— «Девочка со спичками». Крайне грустная и поучительная история — родительская жестокость часто приводит к очень-очень плохим последствиям. Тут уж не до шуток.
— «Свинопас». Великолепная и крайне актуальная сказка. Если девушка ведет себя как бездушная кукла, которая только гонится за материальными благами и даже готова платить за них «поцелуями», то гоните ее в три шеи. Если есть время, то можете переодеться в свинопаса и хорошенько проучить такую особу.
— «Огниво». Если честно, крайне сомнительная история. Старуха попросила солдата принести ей огниво, взамен предложив огромную сумму. Тот благодаря ей получил деньги, но решил не отдавать подозрительный предмет, а зарубить работодателя. Знаете ли, в современном обществе таким способом проблемы не решишь. Капитализм так не работает.
— «Русалочка». На секунду забудем о слезливой диснеевской сказке со счастливым финалом и напомним, что у Андерсена героиня захотела бессмертную душу, которую можно получить только после венчания, за ноги отдала голос, отказалась от идеи убить принца кинжалом (за который все сестры отдали свои волосы) и в конце концов стала морской пеной, так как принц на самом деле любил другую. Выводов тут несколько: во-первых, не стоит пытаться заменить любовь преданностью, все равно потом боком вылезет. Во-вторых, не нужно жертвовать ничем ради родственников без их предварительного согласия. В-третьих, закладывать христианские ценности моногамной любви в детскую сказку — это подло, Андерсен.
Русалочка
Одна из самых знаменитых сказок, подойдет для детей 5-6 летнего возраста, но ее с удовольствием читают и взрослые. «Русалочка» довольно длинная, поэтому ее можно разделить на несколько вечеров. Дата первой публикации – 1837 год.
Это печальная история Русалочки, которая жила в подводном мире вместе со своим отцом и сестрами. Она влюбилась в человека, принца, которого спасла из воды.
Она обращается за помощью к морской ведьме. Та дает ей зелье, которое поможет Русалочке превратиться в человека, но взамен она просит ее язык.
Отныне Русалочка не сможет разговаривать, у нее появятся ноги, но при ходьбе она будет испытывать мучительную боль.
Ради любви она согласна на все. Вот только принц так и не полюбил Русалочку. Ведьма подарила ей шанс, чтобы та спасла свою жизнь, убив любимого, но Русалочка предпочитает умереть.
Критики о творчестве Андерсена
Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой. Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя. Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа. Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.
Свинопас
Сказку «Свинопас» не стоит читать раньше 6-7 лет, ведь в ней заложен глубокий смысл. Первая публикация – 1841 год.
В мире есть много похожих историй, но эта отличается от других тем, что в ней нет излишней сентиментальности.
Принц из сказки небогат, но ему очень нравится дочь императора. Надеясь на взаимность, он посылает девушке самое дорогое, что у него есть: розу и соловья.
Эти подарки пришлись не по вкусу принцессе. Тогда принц решается проучить капризную девушку, он притворяется свинопасом и устраивается на работу к императору.
Сначала он делает волшебный горшочек. Принцесса соглашается купить его за 10 поцелуев. Трещотка стоит гораздо больше – 100 поцелуев, но девушка готова на все ради этих вещиц.
Вот только момент расплаты случайно увидел император, он выгнал из дворца обоих. Принц уходит в свой замок, оставив принцессу ни с чем.
Почему нужно читать сказки Андерсена детям?
Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому — система ярких и уникальных образов автора.
Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).
Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.