Социометрия для младших школьников и подростков

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Разновидности

Социометрия может проводиться несколькими способами:

  1. Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
  2. Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
  3. Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
  4. Упрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
  5. Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

  • Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
  • Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
  • Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
  • Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
  • Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
  • Коричневый – полное равнодушие.
  • Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
  • Розовый – интерес, стремление к общению.

Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Обработка результатов

Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:

  1. Таблица или социоматрица.
  2. График или социограмма.
  3. Индексы. Подбираются на основе целей исследования.

В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».

Таблица

Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.

Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):

    1 2 3 4 5 6
1 Иванова х +
2 Петров х
3 Сидоров х
4 Комарова х
5 Макаров х +
6 Пупков + + х

Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:

Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итого
1 А. 1 3 3 2
2 Б. 2 2 2 3
3 В. 3 3 3
4 Г. 1 1 2
5 Д. 2 3 3
6 Е. 3 3 3
7 З. 1 3 2 3
8 И.
9 К. 2
10 Л. 1 1 2 1 1 3
11 М. 2 1 1 2 3
Кол-во выбор 5 7 6 7 10 7 4 16 11 12 79
Кол-во взаимных выборов 1 1 1 1 0.5 4.5

Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.

График

Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.

Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:

  1. Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
  2. Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
  3. Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
  4. Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.

При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:

Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Индекс

Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).

Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:

  1. Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
  2. Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.

В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:

  1. Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
  2. Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
  3. Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
  4. Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.

При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.

Оформление результатов работы по методике социометрия

Методика социометрии достаточно проста для проведения анализа состояния отношений внутри детского коллектива. Все ответы заносятся в таблицу. В левом столбце и верхней строке отмечены списки детей. Внутри таблицы отмечаются положительные – красным, и отрицательные ответы – синим. Снизу подводятся итоги тестирования и установление значения каждого ребёнка в группе. Классификация детей по статусу:

  1. Лидеры – дети с наибольшим числом положительных выборов;
  2. Принимаемые – с некоторым количеством отрицательных выборов;
  3. Игнорируемые – с нулевым числом выборов;
  4. Отвергаемые – с преобладающим количеством отрицательных выборов по сравнению с положительными;
  5. Изгои – с самой большой величиной отрицательных выборов.

Необходимо обратить внимание на отсутствующих по какой-нибудь причине детей. Так как в таком случае они могут попасть в категорию игнорируемых и это будет неверной информацией

Следует учитывать обстоятельства, которые послужили поводом для конкретного отношения между детьми. Необязательно здесь могут иметь решающее значение качества характера. Это может быть просто случай.

Далее вычисляют коэффициент сплочённости детского коллектива по формуле:

К. С. = суммарное значение положительных взаимных выборов/общая сумма положительных выборов умноженное на 100%.

Коэффициент сплочённости позволяет понять насколько крепкий и слаженный коллектив сформирован.

Для стабилизации отношений специалист составляет план мероприятий.

В основе теории методики лежит основание полагать, что любые отношения между людьми напрямую связаны с симпатиями и антипатиями. Симпатия может проявляться в случае ощущения потребности общения с таким человеком. Антипатия возникает, если между людьми нет ничего общего.

Понятие устройства системы межличностных отношений очень сложно. Например: почему с одной девочкой многие дети делятся игрушками и угощают сладостями, а на другую не обращают такого внимания. Это может быть разница в общительности, отзывчивость, внимательность, пунктуальность.

Есть мнение, что было бы очень полезно побывать во всех статусных единицах. Так считает кандидат психологических наук М. Р. Битянова. Потому что такое разнообразие социальных статусов позволит получить более информативное представление о взаимоотношениях.

То же самое относится и к остальным категориям таким, как отверженные и изолированные. Если им не помочь выйти из этого статуса, то, возможно, будут проблемы с коммуникацией и в дальнейшей жизни

Заниженная самооценка, излишняя осторожность и, как результат, депрессивное прогрессирующее состояние

Таким образом, очень важно участие в воспитании ребёнка и формировании его как личности специалиста по социометрии. Потому что именно в детстве закладываются базовые принципы восприятия

От того, как ребёнок научится коммуницировать, зависит то, кем он станет. Родители также должны принимать активное участие в адаптации своего ребёнка. Необходимо серьёзно относиться к любым его проблемам. Ведь если для взрослого человека что-то не имеет весомого значения, то для ребёнка это может быть очень важно.

Что это такое?

Социометрия изучает взаимоотношения в небольших по численности участников группах.

Это объясняется неформальностью таких образований, а значит произвольным распределением ролей и особенностей отношений.

Нельзя сказать что большие группы будут исключением для этого метода, однако он будет наиболее трудно организуем.

Социометрическая методика базируется на следующем:

  1. Коллектив организуется на основании общности интересов и направленности деятельности.
  2. Внутри группы имеется распределение ролей.
  3. Выделяют как лидирующие позиции, так и роли изгоев или парий, которые также вносят вклад в функционирование группы.
  4. Устойчивость компании определяется взаимосвязями между членами этой компании, построенный на принципах авторитетности и целенаправленности.
  5. В группе существуют сови неписаные правила поведения, которые реализуют характер взаимосвязей (положительные или отрицательные).

Социометрическая методика применяется для:

  1. Составление психологической характеристики группы или коллектива.
  2. Выделения ролей в коллективе.
  3. Установления устойчивости или неустойчивости группы во времени.
  4. Оценки характера межличностных связей.
  5. Оценки степени эффективности деятельности группы.
  6. Разработки методов коррекции деятельности группы.

Изучения характера связей группы с другими общественными формами объединения.

Социометрическая методика является важным вспомогательным инструментом при работе с детскими школьными коллективами, поскольку позволяет эффективно направить воспитательную и обучающую часть образовательного процесса.

Теоретические основы

Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

Процедура проведения

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку вырезанные картинки и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в социометрической матрице.

Социометрия. Последовательность действий

В основе процедуры рассматриваемого метода лежит так называемый социометрический опрос, который состоит из следующих этапов:

1. Подготовка: исследователь знакомится с различными характеристиками коллектива и определяет, какие данные он хочет получить.

2. Исследователь устанавливает содержание и количество социометрических критериев. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. Члены группы делают положительный либо отрицательный выбор в отношении других членов группы, таким образом, обнаруживая свои симпатии и антипатии.Критерий формулируется таким образом, чтобы побуждать человека отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовить совместный проект?», «Кого из коллег ты бы пригласил на день рождения в первую очередь?» и т.д.

3. Проведение опроса. Опрос лучше проводить в коллективах, которые имеют опыт совместной деятельности, в результате которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами.

4. Социометрия и матрица.Обработка информации и интерпретация данных: на основании ответов участников заполняется социометрическая матрица – таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов.

На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма.

В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (внешний круг). Стрелки обозначают взаимную либо одностороннюю симпатию/антипатию.

Социометрия и социограмма. Социграмма позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. На основании полученной информации можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п. При желании можно провести более глубокий анализ и рассчитать специальные индексы — индекс социометрического статуса индивида в группе и индекс групповой сплоченности.

На сегодняшний день социометрический анализ широко применяется в психологии (социальная психология, психотерапия), педагогике, социологии, а также менеджменте и управлении персоналом.

По вопросам расчета индексов:

Телефон: +7 (383) 203-49-99

Первая и вторая части статьи «Статистические методы анализа данных для решения практических задач».

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Из истории

Социометрия имеет давнюю историю развития.

Во время первой мировой войны в лагере австрийских беженцев психолог Венской академии Якоб Морено отметил, что распределение беженцев по группам имеет свои закономерности.

В частности более эффективно взаимодействуют люди с одними религиозными взглядами, одной национальности, одной географической зоны.

Эти наблюдения позволили ученому сформулировать предположение о предпочтительности при организации коллектива, а также влиянии такой общности на его деятельность.

Морено предложил разделять беженцев по таким категориям для более успешной и быстрой реализации практических трудовых задач в лагере. Так родилась методика социометрия, которая позволяла выявить такие закономерности распределения и ту базу, на которой они реализуются.

Американский ученый и психолог Дж. Морено активно разрабатывал данную методику и внедрил использование метода диагностики социометрии для младших школьников в начальной школе, а также для взрослых.

Обработка результатов и их интерпретация (выводы)

Пример социограммы, составленной после проведения теста

После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.

  • Внутренний круг фиксирует «звёзд» – детей с самым большим числом выборов.
  • Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
  • Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
  • Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).

Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов

Педагогу нужно обратить на это внимание

Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: