В чем особенности реального лидера?
Лучше всего представить себе неформального лидера, ориентируясь на характеристики заводилы в детском коллективе. Дети ведут себя куда более естественно, нежели взрослые, так как они еще не связаны никакими обязательствами. Например, человек может владеть выдающимися лидерскими качествами, но подавлять их из-за обстоятельств (финансовых или иных). Дети же ни за чем не гонятся, они просто играют в свое удовольствие.
Вспомните, кто возглавлял вашу «шайку», когда вы были ребенком, играя со сверстниками? Этот человек мог не обладать явным физическим преимуществом, но у него был свой внутренний стержень. Лидер не подстраивается ни под кого, он сам по себе, и идет лишь за собственными убеждениями. Такой тип людей никогда не имитирует поведение других, и как бы они ему ни нравились, не будет подражать. Его ценность – в естественности. Лидер имеет свою четкую систему ценностей, которая не будет изменяться ситуативно. Он завоевывает доверие по причине своего постоянства и последовательности в принимаемых решениях.
Неформальный лидер также не нуждается в последователях, он не будет формировать вокруг себя круг подражателей. Он предлагает идеи, но если коллектив не считает нужным их реализовывать, то он не будет унижаться до просьб. Вспомните детство: вряд ли лидер вашей компании уговаривал всех сыграть в ту или иную игру. Если он предлагал что-то, а другие ребята отказывались, он просто изменял идею.
Бороться или взаимодействовать
Неформальное лидерство – это инструмент, который руководитель может использовать для повышения эффективности управления трудовыми ресурсами. Если неофициальный вожак придерживается конструктивного стиля влияния, генерирует идеи, совершенствует технологический процесс, организует работу, сотрудничество с ним усилит позиции официального управленца. Он может стать своеобразным кардиналом при короле-руководителе, если ему все-таки нравится активно участвовать в жизни предприятия.
С неофициальным лидером, который ориентируется на деструктивный стиль влияния на массы, сложнее наладить взаимопонимание. В этом случае целесообразно сделать ему предложение, перед которым он никак не устоит, предпочтет остаться на лидирующих позициях и сотрудничать с руководителем. Заинтересовать такого сотрудника можно повышением по службе, материальным поощрением, помощью в устранении социально-бытовых проблем.
Предварительно стоит выяснить мотивы инициативного сотрудника, который может добиваться власти, чтобы ощутить себя в роли статусного человека. Другая вероятная цель – самореализация. Индивид развивается в направлении, которое ему импонирует, и рассчитывает преуспеть на выбранном поприще. Есть реальные примеры, когда оба лидера работают совместно весьма и весьма эффективно.
Чтобы противостоять лидеру-революционеру, нужно дать ему возможность лично устранить проблемы, которые вызывают недовольство сотрудников. Обычно такие люди только высказываются по поводу недостатков условий труда или организации производственного процесса, не предлагая путей выхода из ситуации. Когда нужно брать бразды правления в свои руки и добиваться реального результата, бунтари быстро утихомириваются и идут на попятную.
Неформальный лидер – влиятельный сотрудник предприятия, который направляет усилия большинства членов группы сообразно собственным целям. Сотрудничество руководителя предприятия с неофициальным лидером предполагает широкие перспективы для улучшения, оптимизации хозяйственной деятельности компании и увеличения прибыли.
Определение
Лидерство в рамках менеджмента определяется как способность влиять на людей, направлять их деятельность на достижение обозначенных целей. Неформальный лидер сосредотачивает и нацеливает усилия группы, его авторитет держится не на власти и ее атрибутах, а на личностных качествах.
Неформальный лидер – это такой человек, кто нередко обладает большим влиянием в коллективе, чем официальный руководитель. Лидирующие позиции достаются ему как признание высокого социального статуса, основанного не на финансовом превосходстве или данной законом власти, а на свойствах его характера, умениях, навыках, харизме, образованности, интеллекте.
Неофициальный лидер – это индивид, обладающий определенным набором личностных качеств, что значит формирование общепризнанного авторитета на базе, не зависящей от материального достатка или покровительства сверху. Он энергичен и компетентен в профессиональной сфере, проявляет к окружающим искреннюю симпатию и отзывчивость. Позитивная энергетика, направленная в отношении коллег, воспринимается, как способность находить общий язык с людьми.
У такого человека развиты те самые коммуникативные навыки, которые позволяют ему ладить с другими сотрудниками, завоевывать их доверие и уважение. Он легко сближается с новыми знакомыми, быстро становится для них другом, наставником, советчиком, докой. К его мнению прислушивается большинство, что значит высокую степень влияния на сознание и поведение масс.
Формальное лидерство может быть охарактеризовано, как искусственное создание положения, когда сотрудники подчиняются назначенному на должность руководителю независимо от того, насколько он соответствует их представлениям о хорошем управленце. Члены коллектива могут не уважать начальника, не разделять его взгляды и методы управления, но вынуждены выполнять его распоряжения.
Когда его идеи не находят всеобщего одобрения, а приемы управления идут в разрез с мнением большинства, возникают скрытые или открытые конфликтные ситуации. Причем скрытое недовольство опаснее для бизнеса, потому что управленец может долгое время не находить объяснения падению уровня продаж или производительности, обусловленному нежеланием сотрудников работать с полной самоотдачей.
Что делать с корпоративной квазикультурой
Первая идея, которая приходит в такой ситуации — уволить всех непокорных нарушителей (неформальные группы и неформальных лидеров), набрать новых сотрудников и работать с ними. Но это решение часто оказывается невыгодным:
- Потребуется время на подбор и обучение новых людей. При увольнении старых придется заплатить компенсации за расторжение трудового договора.
- Нет никакой гарантии, что новые сотрудники окажутся эффективнее тех, с кем успешно сотрудничали годами.
- Уволенные эксперты пойдут работать к конкурентам, появится риск утечки информации и потери клиентской базы.
Есть запасной и более экономный план действий по переформатированию культуры в организации.
Как выявить неформального лидера в организации
Для этого нужно понимать, какие силы действуют на ситуацию, и как ими управлять. Следует помнить про феномен группового мышления, которое запускают определенные люди. Именно они являются неформальными лидерами группы.
Выявить необъявленного вождя можно путем наблюдений. Например, в ходе совещания проследить, на кого смотрят люди при объявлении новостей, чью реакцию ждут и копируют
Обращать внимание прежде всего следует на сотрудников с опытом и стажем, поскольку новички еще не успели заработать авторитет в коллективе
Тип лидера: «дирижёр»
Существует четыре основных вида лидера, которые сформировались по мотивационно-поведенческому признаку.
«Дирижёр» отлично подходит для взаимодействия с руководством компании. Начальник выбирает для него определённый путь, по которому неформальный лидер должен вести людей
В качестве мотивации для него служит ощущение значимости и важности в организации. «Дирижёр» по своему характеру довольно дружелюбный и трудолюбивый
Такие люди могут побуждать к действию других, передавать им собственное желание прийти к определённому результату. Менеджер среднего звена – наиболее приемлемая должность для «дирижёра», так как он готов медленно, но верно идти вверх по карьерной лестнице. Лидер такого типа охотно организует работу людей в рамках чёткой задачи. Те области, где нужно всю ответственность брать на себя, неподвластны «дирижёрам».
Отчеты
Летом Госдума приняла поправки к закону «Об образовании», которые должны освободить учителей от многочисленных отчетов. Однако, отмечает Всеволод Луховицкий, все не так просто.
Во-первых, региональные и муниципальные власти могут помимо отчетов, которые прописаны в законе, добавлять свои. Во-вторых, поправки не разводят отчеты, которые должны писать учителя, и отчеты, которые должна сдавать школа.
Фото: freepik.com
— А когда от директора требуют какого-то отчета, он чаще всего пишет его не сам, а поручает завучу. Завуч, не справляясь с количеством отчетов, поручает их учителям, — объясняет Всеволод Луховицкий.
В-третьих, поправки запрещают требовать от школы отчеты для непрофильных ведомств, например, для МВД, Комитета по культуре и спорту, Комитета по делам семьи и молодежи, для муниципалитетов и так далее. Но эти же поправки разрешают писать такие отчеты, если будет получено согласие учредителя, то есть местной или региональной власти:
— Судя по тому, что пишут люди в наш профсоюз, количество отчетов не уменьшилось. Это очень сильное разочарование.
Все-таки была надежда, что будет лучше, — говорит Всеволод Луховицкий.
Татьяна из Нижегородской области уже больше 30 лет преподает в начальных классах сельской школы. Отчетной работы у нее сейчас больше, чем педагогической:
— Например, нужно отправить опрос родителям, а потом отчитаться, сколько человек его прошли. Совсем недавно какой-то проект был о том, что региональный город является центром молодежных движений. Извините, мне это неинтересно, особенно в моем возрасте. Но все нужно сделать и отписаться в «личку», как нам директор говорит. Иногда чувствуешь себя солдатом на передовой. Надо срочно сделать, потому что в скором времени шлют что-то другое…
Формальное и неформальное лидерство: различия
Холерик — что это за человек
Внимание! Главное отличие неформального лидера от формального в том, что этот статус приписывает ему сам коллектив. Формальный лидер – это руководитель, лицо, которое занимает административную должность на предприятии
Руководящая должность не может наделить человека определенными качествами.
Неформал от официального руководителя отличается в следующих моментах:
- Руководитель в коллективе есть всегда. Если этот пост освобождается, вакансию в короткие сроки занимает тот или иной кандидат. Неформал появляется спонтанно, контролировать этот процесс невозможно.
- Формальное лидерство – стабильная структура. Неформальное лидерство – явление временное.
- В руках начальника всегда есть санкции. У лидера нет санкций, которые он мог бы применить к коллегам, если они отказываются делать так, как он говорит.
- Неофициальный лидер удерживает свои позиции благодаря сильным качествам. Руководитель возглавляет предприятие в соответствии со своей должностной инструкцией.
- Удерживать лидирующие позиции руководителю легче, чем неформалу, потому что производственная иерархия признается всеми сотрудниками.
Авторитет директора
- Руководитель регулирует производственные взаимоотношения сотрудников, а неформал влияет на межличностные отношения в коллективе.
- Принимая управленческие решения, директор учитывает множество факторов, взвешивает и анализирует, иногда созывает на совещание заместителей. Административные решения учитывают интересы не только конкретного предприятия, но и интересы других фирм. Лидер принимает решение единолично и непосредственно. Его решения основываются на интересах членов конкретного коллектива.
Понятие лидерства
Точного определения понятия «лидерство» нет. Одни говорят, что это способ влияния и управления, другие – умение одного человека мотивировать других усердно работать. Прежде всего лидерство сочетает в себе:
- силу характера,
- волю к победе,
- прекрасный дар убеждения,
- активное стремление к успеху,
- готовность нести ответственность за действия других,
- умение взаимодействовать с людьми и т. д.
Преимущества лидерства в том, что оно дает свободу действий, уважение со стороны других людей, радость от занятия любимым делом. Оно обеспечивает духовный, личностный рост. Дает человеку удовлетворение и самоуважение, потому что люди ему доверились, уверенность в своих возможностях и силах.
Лидерство проявляется в разных сферах жизни – политике, бизнесе, спорте. Это часть семейной жизни, т. к. в семье всегда должен быть лидер
Особенно важно лидерство в экстремальных ситуациях, т. к
только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.
Лидер может иметь как позитивное, так и негативное влияние
«Почему я люблю свой класс» − сочинение
Вариант 1
Мой любимый класс должен быть, в первую очередь, очень дружным. Ведь мы проводим в классе большую часть своего дня, мы там учимся, общаемся, играем иногда. В классе мы делаем практически все. Именно поэтому класс должен быть дружным. Все в классе должны помогать друг другу, тогда атмосфера будет всегда хорошей и дружелюбной
Это очень важно, ведь для того, чтобы все хорошо усваивать и понимать, что тебе говорит учитель, нужно чувствовать себя комфортно. Я очень рад, что мой класс как раз такой
Все очень дружелюбные и помогают друг другу, если это необходимо.
Иногда, правда, случаются конфликты, но это неизбежно, потому что мы все разные и у нас у всех разные привычки и представление о том, что правильно, а что нет. Но для этого и нужен класс, маленькое общество, чтобы научить, как правильно выходить из неприятных ситуаций, и как лучше всего избежать конфликта. Я считаю, что всегда можно поговорить и выяснить, если кого-то что-то не устраивает. Это всегда лучше, чем молча копить обиду и не разговаривать с человеком, который тебя обидел. Вполне возможно, что он или она даже не догадываются о том, что между вами что-то произошло. Поэтому лучше всегда все выяснять, разговаривать.
Ребята в моем классе уже давно вместе, и мы знаем друг друга очень хорошо. Мы знаем, кто очень нервничает из-за контрольных, мы знаем, кто лучше всех бегает. Мы все знаем, у кого лучше всех получается решать задачки по математике, а кто обожает болтать по-английски. Мы все прекрасно знаем, что Маша очень хорошо разбирается в биологии, потому что собирается в будущем стать врачом. Мы знаем, что Петя будет отличным спортсменом, потому что он уже сейчас занимаем первые места почти на всех соревнованиях. Мы знаем друг о друге очень много, мы знаем наши сильные стороны и слабые.
Мне кажется, что класс для учеников – это, почти, то же самое, что семья. Мы проводим в школе половину своего времени, и большую часть из него – в классе, сидя на уроках, совместно работая, или болтая на переменах. Это очень сближает. Я, может быть, повторюсь, но еще раз хочу отметить, что мне нравится мой класс, потому что мы вместе уже очень долго, мы привыкли друг к другу, мы подружились. Мне нравится атмосфера в нашем классе, так как она очень дружелюбная.
Очень важную роль в классе всегда играет классный руководитель. Он, как мудрый правитель, должен направлять энергию учеников в нужное русло, чтобы она не тратилась на что-то неверное. Поэтому если классный руководитель любит и знает свое дело, то классу будет намного легче.
Вариант 2
Школа – это целый мир, полный радости, эмоций и чувств. Она объединяет людей желанием учиться и познавать что-то новое. Нет ничего удивительнее, чем овладеть чем-то совершенно небывалым.
Мне безумно повезло с классом, в котором я учусь. Ведь все учащиеся такие разные и особенные, но в тоже время нас объединяет много общего. Наш класс очень дружный и весёлый, здесь каждый помогает друг другу. На переменах мы общаемся, обсуждаем новости и играем в разные игры. Особенно приятно делится новостями в начале недели, так как у каждого ученика есть, что рассказать о выходных.
Когда на улице теплая погода мы очень часто бываем на улице. Выходим мы туда на переменках, мальчишки играют в латки, мяч, а девочки болтают сидя на лавочках и заплетают косички. А когда выпадает снег, мы играем в снежки и лепим снеговиков. Если же на улице пасмурно и идет дождь, мы остаемся в кабинете играем по мобильному телефону, обмениваемся картинками или музыкой.
У нас очень хорошая учительница. Она всегда внимательно относится к каждому учащемуся, подсказывает и помогает, если в этом есть надобность. Наш класс всегда принимает участие в различных мероприятиях и частенько устраивает праздничные концерты.
Всех одноклассников и одноклассниц я считаю своими друзьями. Мы часто гуляем с ними вне стен школы, ходим в парки и кино. В нашем классе, как и в любом другом, есть свои лидеры, которые всегда помогают остальным и агитируют к участию в различных школьных соревнованиях и конкурсах, организовывают праздники.
Я очень люблю наш кабинет. В нём всегда так уютно, светло и очень приятно пахнет мелом. Надеюсь, что после окончания школы мы часто будем, встречается с одноклассниками, навещать учительницу, проведывать школу и конечно вспоминать то беззаботное время, проведенное за школьной партой!
Самые лучшие сочинения про маму для всех классов.
Причины появления «неформала»
В первую очередь важно выявить причины появления неформального лидера. Как правило, он «закрывает» те позиции, которые «не вытягивает» лидер административный
В управлении людьми есть формальная сторона — выдача задач и распоряжений, контроль, поощрение и наказание и т.д., а есть другой аспект — создание и поддержка рабочих межличностных отношений (мотивация, обучение, решение конфликтов внутри коллектива). Вспомните: в армейских подразделениях были две руководящие персоны, отвечавшие за коллектив, — командир и комиссар. Задача командира сводилась к достижению внешних целей, реализации приказов. Задача комиссара — поддержка внутреннего климата коллектива. И это разделение было вполне оправдано: одному человеку очень сложно быть и командиром, и «отцом родным», отвечать и за высокие результаты, и за позитивные внутренние процессы.
Со временем за официальным руководителем сохранились роль и полномочия командира: именно на нем ответственность за результат, административные права, ресурсы, позволяющие осуществлять власть над людьми. Но второй пласт — влияние и управление психологическим климатом коллектива — никуда не исчез
Поэтому, помимо официального начальника, в коллективе появляется неформальный лидер, который реализует упущенные управленческие функции (чаще всего это внимание к сотрудникам, психологическая поддержка и помощь, мотивация и обучение персонала)
Первый и идеальный вариант для организации — умение руководителя совмещать и реализовывать обе составляющие управления. Такой подход особенно важен, если сам коллектив небольшой — пять — семь человек, и появление второго лидера может вызвать противостояние просто по закону «маленькой территории».
Второй вариант — введение должности, по которой будет закреплена ответственность за психологический климат и внутренние процессы работы с персоналом. Так, во многих организациях и фирмах за последние пять — десять лет появилась позиция директора по персоналу, а в крупных компаниях — целые отделы по работе с сотрудниками и организационному развитию.
Третий вариант — сотрудничество или расставание с неформальным лидером. Если уж есть человек, которому коллектив доверяет, авторитет которого признан и которому люди сами передали полномочия на управление и власть, сделайте его своим союзником, помощником в достижении поставленных целей. Если же выяснится, что это «серый кардинал», нацеленный на власть и реализацию исключительно своих персональных амбиций, расставайтесь с ним, но так, чтобы это было наименее болезненно для коллектива и организации.
Для реализации третьей стратегии руководителю понадобится потратить силы и время на диагностику — определение неформальных лидеров коллектива и понимание их целей.
Что же делать с деструктивным лидером?
Естественно, если «теневой авторитет» приносит компании одни неудобства и даже убытки, от него хочется быстрее избавиться. Но это далеко не лучший метод, а для медицинского учреждения он вовсе нежелателен. Не следует забывать, что неформальный лидер уже приобрел сторонников среди персонала, сформировал определенную точку зрения и оценку действий руководства, и скоропалительное увольнение может лишний раз подтвердить его «правоту». К тому же такой радикальный шаг может вызвать потерю ценных кадров: лидер способен увести за собой целую команду, а это означает серьезный сбой функционирования клиники, для которой найти хороших специалистов не так просто.
Директору в этой ситуации необходимо как можно быстрее восстановить функции и коммуникации, «перехватить» функции у неформального лидера. Например, начали распространяться слухи — директор должен подробнее информировать подчиненных; недостаток общения — устроить корпоративное мероприятие и т.д. Главное же — постоянно держать обратную связь с сотрудниками, иначе влияние «неформала» будет усиливаться не по дням, а по часам.
В большинстве случаев неформальный лидер является ценным и незаменимым на своем месте специалистом, ведь профессионализм — важная составляющая его авторитета. Поэтому вам, не прибегая к крайним мерам, придется набраться терпения. Эксперты советуют трезво оценить ситуацию и причину деструктивных действий сотрудника. Необходимо разобраться — дело заключается только в личностных качествах лидера или же в политике руководства, что не находит по каким-то причинам поддержку коллектива. Приготовьтесь к долгой и кропотливой работе по налаживанию отношений: в каждой конкретной ситуации пытайтесь как можно лучше узнать мотивы этого человека. Покажите, что его опыт и знания будут востребованы, и вы прислушаетесь к его мнению. Давайте ему такие задачи, чтобы он мог проявить себя: — требующие самостоятельности и ответственности. В конце концов, мотивируйте его материально — возможно, корень проблемы находится именно здесь? Но при этом не пытайтесь грубо угодить «конкуренту», нужно быть очень жестким в рабочих вопросах и одновременно очень мягким в личных. Не давайте коллективу повода думать, что «серый кардинал» имеет больше прав и привилегий, чем остальные. Ваши отношения должны быть совершенно прозрачны для всех сотрудников. Ни в коем случае не отчитывайте его в присутствии подчиненных. Если он сам пытается скомпрометировать вас, скажем, на совещании, не начинайте дискуссию прилюдно — выясняйте отношения наедине. Проявив излишнюю эмоциональность, вы рискуете заполучить в оппоненты и других подчиненных.
Хорошо влияет на деструктивного лидера также его приближение к официальному руководству. Сделайте его власть законной: такой сотрудник — прекрасный эксперт в области внутренних проблем. Встав за пульт официального управления, человек, возможно, начнет лучше понимать позицию руководства и перестанет действовать вразрез его интересам. Кроме того, такая «формализация» лидера лишит его идеи и взглядов оппозиционной привлекательности, чем значительно уменьшит его влияние на группу.
Поскольку неформальный лидер очень хорошо чувствует атмосферу и настроение коллектива, он окажет неоценимую помощь в вопросах, связанных с психологическим климатом в вашей клинике. Его потенциал может быть использован в ряде случаев, таких как:
- сплочение команды для решения стоящих задач;
- улучшение морального климата в команде;
- разрешение споров, конфликтов;
- инициатива в выдвижении новых идей;
- повышение дисциплины.
Если же вы полностью уверены, что предприняли все возможные шаги по заключению мира, а лидер, вопреки всему, продолжает свою деструктивную деятельность, тогда имеет смысл с ним попрощаться. Но как это сделать максимально безболезненно? Прежде всего, вы должны удостовериться, что вместе с лидером не уйдут другие сотрудники. Поэтому, прежде чем увольнять лидера, обсудите еще раз с коллективом политику руководства. Уточните все слабые места и спорные вопросы. Ваши подчиненные должны понимать, что вы не устраняете «борца за справедливость», а наоборот, пытаетесь достигнуть этой справедливости общими усилиями, избежав раскола в коллективе.
Типы лидеров в неформальной группе
В соответствии с универсальностью, то есть степенью распространенности ситуаций, где индивид может занять позицию неформального руководителя, лидеры могут быть ситуативными либо универсальными.
Сиуативные выдвигаются на роль неформального руководителя только в некоторых типичных ситуациях.
Например, определенный специалист стал лидером только в сложной ситуации. В обычный день он не был заметен, ничем не выделялся из группы. Или, напротив, человек мог быть «душой компании» только на отдыхе, но в работе ничем не выделялся и не стремился занимать лидерскую позицию.
Существуют и универсальные лидеры, которые стремятся занять лидирующее положение в любой ситуации (любых группах), включая рабочий процесс, семинар или совместный отдых на природе.
Лидерское поведение также можно дифференцировать в зависимости от способа воздействия. Так, человек может быть «лидером-вдохновителем». Это характерно для ситуаций, когда он только «генерирует» и предлагает идею, которая импонирует группе и удовлетворяет ее интересам.
Другой тип лидерского поведения представлен «лидером-организатором», который сам не «рождает» и не предлагает оригинальных идей, но способен организовать группу на выдвинутые другими лицами идеи или предложения. Например, руководитель подразделения дает установку подчиненным выполнить определенные работы, при этом находится лидер из состава коллектива, который таким образом организует групповую деятельность, что она в полной мере реализует установки начальника. «Лидер вдохновитель-организатор» отличается тем, что сам предлагает, «генерирует» идею. Он же организовывает группу на ее выполнение.
Особенности неформальной структуры коллектива
Социологи установили факт, что неформальные лидеры представляют собой участников коллектива, которые не занимают руководящую должность. Они, благодаря наличию определенных качеств, сочетающихся с жизненным опытом и поведением, имеют влияние на окружающих большее, чем непосредственный руководитель.
Замечание 1
Формирование неформальной структуры коллектива происходит на основе отношений, которые обусловлены личными качествами всех членов, входящих в ее состав. При наличии уже сформированного коллектива неформальную структуру можно характеризовать наличием общей цели. Она не всегда может осознаваться участниками группы, не в любой ситуации связана с решением производственных задач.
В свою очередь, наличие неформальных групп вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Появление лидера в такой группе может быть обусловлено необходимостью сформулировать цель и варианты ее достижения. Именно неформальный лидер имеет задачу по управлению людьми. В соответствии с его влиянием на команду выделяют позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.
Неформальные группы очень сложно вплетаются в структуру организации. Они могут способствовать достижению групповых целей, но могут и создавать определенные препятствия. Руководство должно знать о них, учитывая в своей управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что чем больше расходятся формальные и неформальные структуры (происходит различие их интересов), тем менее эффективной и результативной будет работа организации. Также для таких ситуаций характерна более напряженная обстановка и неблагоприятный психологический климат.
Идеальным считается состояние группы, когда формальные и неформальные структуры совпадают по максимуму. В этом случае члены коллектива представляют собой как бы группу друзей, а руководитель является при этом самым уважаемым ее членом. При таких условиях руководитель способен совмещать в себе функции и роли формального и неформального лидера.
Для любой группы, в том числе и неформальных групп, характерны свои цели. Если неформальные отношения концентрируются на решении задач коллектива в целом, то происходит улучшение взаимоотношений и психологического настроя людей. Если же цели неформальной структуры отличаются от целей компании или противоречат им, то неформальные связи имеют отрицательное значение.
Понятие лидерства
Лидерство , это система функционирования социальной группы, при которой в группе существует конкретный лидер.
Этот человек организовывает остальных, принимает ключевые решения, выступает в качестве авторитета, способен вести за собой.
Он возлагает на себя ответственность за принятие важных для всех членов группы решений. При этом остальные участники признают его авторитет и прислушиваются к его мнению.
Понятие лидерства активно используется в психологии, менеджменте, социологии, политологии и других дисциплинах. По этой причине существует множество подходов к изучению данного явления.
Также специалисты разработали несколько различных классификаций типов данного явления.