Современное лидерство: как управлять, чтобы привести компанию к успеху

Какими качествами должен обладать лидер

Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами:

  1. Целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
  2. Умение мотивировать. Добивается выполнения указаний, объясняя целесообразность принятых решений. Находит подход к любому человеку.
  3. Уверенность в себе. Берет на себя управление группой людей и отвечает за результат.
  4. Ответственность. Отвечает не только за себя — за свои мысли, поступки и решения, но и за других — «мы в ответе за тех, кого приручили».
  5. Решимость. Способен принимать решения, которые влияют на личную репутацию, успех всей компании и жизнь других людей.
  6. Компетентность в деле. Знает работу «изнутри», все технические нюансы, производственные и технологические процессы.
  7. Аналитические способности. Умеет анализировать динамику процессов, чтобы своевременно вносить изменения для достижения успеха в деле.
  8. Самодисциплина. Делает, что должен, в любых обстоятельствах. Умеет сосредоточиться в экстремальных условиях, чтобы принять правильное решение. Не зацикливается на неудачах, а двигается дальше. Преодолевает себя и свои страхи.
  9. Коммуникабельность. Умеет общаться с людьми — говорить, слышать убеждать. Легко адаптируется к новым условиям.
  10. Желание постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.

2.1. Конфликт и способы устранения

Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Проблема выявление причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

При возникновении и разрешении конфликта, лидер непосредственно является посредником в сложившейся ситуации. Посредник, сообразуясь с типологией и динамикой конфликта, а также стадией его развертывания, выступает обычно связующим звеном во взаимодействии оппонентов. От него исходят помощь в формулировании цели переговорных контактов, рекомендации, призванные сдерживать нетерпение сторон, предупредить создание тупиковых ситуаций, выбирать приемлемые направления и процедуры обсуждения противопоставляющей оппонентов проблемы, также советы по рассмотрению альтернативных предложений принятию компромиссных решений.

Для устранения конфликтов в стиле руководства страховой компании мной предложены следующие мероприятия:

четко распределять обязанности между сотрудниками;
определять и ставить конкретные задачи, отражать их количественными и качественными параметрами, определять время, нужное для практической реализации задания, обеспечить информационную базу и необходимые средства, конкретизировать последовательность выполнения заданий, исходя из их срочности и важности;
усилить налаживание взаимодействия между подразделениями компании;
усилить роли коллективов всех звеньев компании в решении каждодневных задач;
расширить стратегические компоненты в работе менеджеров фирмы;
создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей, возбуждения в людях энтузиазма, стремления выполнять поставленные перед ними задачи наилучшим образом.

За основу оптимального стиля руководства предложу ‒ демократический стиль, для которого характерны единство теории и практики управления, тесная связь с персоналом организации, чувство ответственности перед обществом, умение контактировать с разными людьми, уважительное отношение к подчиненным, постоянная забота о них, а переход к авторитарному стилю осуществлять лишь при неблагоприятных условиях выполнения задач. Если придерживаться данных стилей управления, зная в какой ситуации применить демократический, а в какой авторитарный стиль и совершенствовать себя в отношениях с людьми, то можно добиться хороших результатов.

Неформальное лидерство

Очень часто в коллективе большее уважение и авторитет имеет не руководитель, а рядовой сотрудник. Неформальный лидер – это человек, который имеет в некой группе наибольше влияние не зависимо от того, какую должность он занимает. Как правило, им становится тот, кто умеет завоевать симпатию и расположение людей.

Чаще всего неформальный лидер не ставит перед собой цели всем понравиться, у него это получается само собой. Основные его качества – это позитивность и обаяние. В зависимости от ситуации практически каждый человек может стать неформальным лидером. В одном коллективе может существовать несколько таких людей, причем они прекрасно уживаются между собой.

В некоторых ситуациях неформальные лидеры яро стремятся занять должность своего руководителя

Им важно быть первыми всегда и во всем. В подобных случаях человек может легко нажить себе врагов и даже остаться без работы

Существуют следующие неформальные стили лидерства и руководства: эмоциональный, организаторский, революционный и «серый кардинал». Каждый из них имеет свои особенности, недостатки и преимущества.

Стили руководства в теории лидерства

Обстановка в коллективе, его работоспособность и взаимоотношения с руководителем в огромной степени зависят от выбранного руководителем лидерского стиля.

Стиль руководства авторитарного (диктаторского, директивного) характера.

Использующие данный стиль руководители, в процессе работы принимают все решения единолично и осуществляют жесткий контроль над их выполнением. Подчиненными контролируются с применением угрозы наказания и серьезных штрафных санкций. Авторитарное управление подразумевает отсутствие у руководителя интереса к своим подчиненным как к личности, к моральному состоянию подчиненных и обстановке в коллективе. Использование данного стиля обеспечивает достаточно высокий уровень производительности и высокое качество труда, однако при этом инициативность сотрудников подавляется, условия труда их не удовлетворяют, становятся пассивными, что в дальнейшем может повысить уровня стресса в коллективе и в конечном итоге к застою. Авторитарный стиль управления может оправдать себя лишь в условиях ситуации кризиса, дает возможность быстро адаптироваться и принять правильные и своевременные решения. В случае использования в течение продолжительного времени данного вида руководства может привести как к ухудшению психологического климата в коллективе, так и к падению производительности.

Коллективный стиль руководства (демократический)

Все решения в коллективе в рамках этого стиля принимаются коллегиально, учитывая точку зрения сотрудников, члены коллектива при этом наряду с руководителем контролируют ход выполнения принятых решений. Коллективный стиль позволяет учитывать интересы и личные качества сотрудников, их желания и потребности. В подавляющем большинстве ситуаций штатного характера именно использование демократического стиля управления позволяет достичь наивысшей эффективности. Его использование обеспечивает высокое качество и производительность труда, а также благоприятную обстановку в коллективе и достаточный уровень удовлетворенности сотрудников. Демократическое принятие решений позволяет уменьшить количество вероятных ошибок. Тем не менее осуществление демократического стиля управления требует от руководителя особых навыков и знаний.

Нейтральный стиль руководства (либерально-анархический)

Осуществление данного стиля руководства подразумевает полное отсутствие контроля за выполнением принятых решений и такую же полную свободу действий коллектива. Такой стиль не позволяет стимулировать сотрудников к решению производственных задач, что приводит к снижению качества производственных результатов. Нейтральность руководителя может вызвать коллективные конфликтам, что может закончиться расслоением коллектива и ухудшению внутренней обстановки.

Алогичный стиль руководства (непоследовательный)

Под аналогичным стилем понимается непредсказуемая смена различных стилей лидерства, что в обязательном порядке приводит к падению производительности труда и появлению конфликтов среди сотрудников.

Организаторский стиль неформального лидерства

Организаторские стили лидерства в отличие от эмоциональных характеризуются четким планом действий и продуманностью каждого шага. Неформальный лидер этого типа ведет за собой людей благодаря тому, что у него на каждый вопрос имеется ответ и инструкция. С ними легко работать, ведь они всегда знают, что и как необходимо сделать.

Однако того, что имеется в избытке при эмоциональном стиле лидерства, здесь не достает. Такие люди, как правило, не умеют вдохновлять и зажигать людей. Им не хватает открытости в проявлении своих эмоций и чувств. Такие люди часто имеют проблемы с личной жизнью, ведь обычному человеку тяжело всегда жить по четкому плану.

В каких профессиях необходимо быть лидером?

Лидерские качества обязательно должны быть присущи людям, занимающим руководящие должности. Без этого управлять коллективом будет очень тяжело, а, иногда, и невозможно. Именно поэтому, в требованиях к претендентам на руководящие должности обязательно указывается наличие лидерских качеств.

Очень часто в современных организациях для проверки способностей к управлению сотрудников назначают на должность «руководитель проекта». При этом человеку дается шанс проявить себя в течение ограниченного времени, показать, на то он способен и как справляется с всевозможными проблемами и трудностями. Если проектное лидерство завершилось успешно, сотрудника могут перевести на руководящую должность на постоянной основе.

В случаях, когда потенциальный лидер занимается работой, не связанной с управлением, это может существенно навредить как ему самому, так и организации в целом. Такие люди зачастую конфликтуют с руководством и коллективом из-за того, что принимают самостоятельно решения, не обсудив их со своим начальником. Помимо этого, они не получают удовольствия от работы, ощущают свою никчемность и бесполезность.

К списку профессий, в которых необходимо быть лидером, помимо руководителей и менеджеров можно отнести ведущих различных мероприятий, педагогов, а так же тех, кто имеет или планирует открыть свое дело.

2.2. Как действовать

В данной ситуации все зависит от характера начальника и методов его управления персоналом. Если методы авторитарные, то строптивую сотрудницу нужно поставить на место. Самая большая уступка, это поговорить с ней наедине, но при этом напомнить, что указания начальника обязаны выполнять все, независимо от стажа работы и квалификации. И что такое поведение ставит под сомнение профессионализм В. Г., так как дисциплина — это один из аспектов профессионализма. Закончить разговор на мирной ноте и выразить надежду, что подобные, недостойные профессионала выходки, не повторятся.

Если начальник политик, стратег и тактик, то возможно стоит наедине поговорить с В. Г., сказать, что он знает об её опыте, высоком профессионализме и надеется на помощь. Попросить её помогать ему и своим примером, так сказать, подвигнуть коллектив на служебное рвение. Она может стать хорошей помощницей… и ею будет легко манипулировать…

2. На самом деле, в жизни, все гораздо сложнее, чем в учебниках… «махать шашкой» не думая можно успеть всегда, а вот заставить уважать человека (руководителя) и выполнять поручения, — это куда сложнее и требует не только профессиональных знаний руководителя, но и человеческого подхода, а в нашем случае управленческих навыков.

Мои мысли:

  • Пускать на самотек как раньше, — категорически нельзя;
  • Воздействовать силой, — категорически нельзя, так только свою слабость и некомпетентность руководителя покажешь, но вот пресечь этого «золотого» сотрудника обязательно нужно, — вопрос:

Как? — Продумать, скажем ввести свою подпись (руководителя) в отчет, чтоб далее его отправлять, без нее ни один отчет не будет принят.

Каким образом? — Создать приказ, распоряжение, поручение.

Что нужно для этого сделать? – Создать распорядительный документ и ввести его в производство.

Далее действовать по обстоятельствам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование стиля руководства – сложный процесс, на который трудно, но возможно повлиять и изменить. Поэтому стиль руководства руководителя важен для развития и функционирования всей организации.

Игры для тренингов

Ты и твое имя.

Цель игры — анализ личностных качеств, проявление креативности. Участники пишут на бумаге свое имя, располагая буквы по вертикали. За 10-15 минут напротив каждой буквы нужно написать особо ценное качество своего характера. Например:

  • И — интеллект;
  • В — внимательность в мелочах;
  • А — активность в коммуникации;
  • Н — настойчивость.

Полученный результат показывают всей группе и обсуждают.

Харизматичная личность

Тренер предлагает группе обсудить это понятие. Все ответы записывают в общий список и делают вывод, что харизма дает возможность влиять на людей.

Участники делятся впечатлениями от общения с харизматическими личностями, в чем проявляется харизма, чему бы они хотели научиться у таких людей.

Через 10-15 минут обсуждения нужно выстроить на базе этих рассказов образ харизматичного лидера. Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Нужна ли харизма лидеру?
  2. Какие из рассказанных историй запомнились?
  3. Что бы вы могли сделать, чтобы выработать такое качество?
  4. Как этому научиться?

Синхронный перевод

Упражнение развивает концентрацию внимания, повышает беглость речи.

5-7 человек садятся в круг. Один игрок читает текст. Его сосед повторяет каждое услышанное слово своему соседу и так по кругу, пока слово не вернется к чтецу.

Занятия развивают бессознательное единство с говорящим, даже если он вам не знаком. Такую тренировку можно применять для понимания иностранного языка и овладения навыками синхронных переводов.

Отстраненный стиль лидерства

Политики, использующие в своей работе отстраненный стиль лидерства, чаще всего предпочитают выступать в качестве сторонних наблюдателей. Они не проявляют особой заинтересованности в своей деятельности, при случае с удовольствием переложат выполнение обязанностей на коллег.

В ходе обсуждения важных вопросов политики, использующие отстраненный стиль управления, стараются больше слушать, чем говорить. Они редко выражают свое мнение по тем или иным моментам, избегают споров и конфликтов.

Основным методом руководства политиков, лидерство и стиль управления которых относится к отстраненному типу, являются убеждения, советы и просьбы. Они никогда не дают приказов и строгих указаний.

Зачастую, ближайшее окружение начинает манипулировать такими политиками, заставляет их действовать в своих интересах. Лидерство таких руководителей, как правило, носит формальный характер и заключается лишь в занимаемой должности. На деле же существует другой человек, фактически осуществляющий руководство. Такая ситуация очень часто встречалась во времена царей, когда на престол восходили несовершеннолетние либо непросвещенные в политике люди.

Типы лидерства

Когда собирается более 2 человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые участники начинают играть более активную роль, чем другие, к ним прислушиваются — они занимают доминирующее положение. Остальные участники становятся ведомыми.

Лидерство может быть положительным — поддерживать дисциплину и производительность труда в коллективе. Отрицательное лидерство, наоборот, тормозит развитие, негативно влияет на производственные процессы и членов коллектива.

Лидера могут назначить официально. Также он может и не занимать никакого официального положения, но, в силу своих организаторских способностей, фактически руководить коллективом. Психологи выделяют формальное (влияние на людей с позиций занимаемой должности) и неформальное (влияние при помощи своих способностей, умения и других ресурсов) лидерство.

Лидер — зеркало группы, поэтому в другой группе с иными ценностями, ожиданиями, требованиями он может и не стать главным. Лидерские качества могут быть присущи человеку, который не занимает руководящую должность, но при этом имеет авторитет в коллективе.

Существуют разнообразные классификации лидерства, но социологи чаще пользуются типологией, предложенной известным немецким социологом М. Вебером. Ученый выделяет типы лидерства:

  1. Традиционное — основано на традициях, ритуалах, силе привычки. Право на первенство лидер приобретает в силу своего происхождения. В современных условиях традиционный тип лидерства существует в странах с монархической формой правления. В политике, искусстве, бизнесе встречается в трансформированном виде.
  2. Рационально-легальное — носителя власти избирают демократическим путем и передают ему властные полномочия. Действия лидера рациональные, отвечают закону и порядку, действующему в группе.
  3. Харизматическое — связано с личностью человека, его способностями, посредством которых он оказывает сильное влияние на окружающих. Востребован в обществе, где происходят кризисные процессы, отсутствует система общественного контроля. Такие люди испытывают сильную тягу к власти. Негативная сторона — опасность узурпации власти или фокус на себя.

Российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии — профессор Б. Парыгин классифицировал лидеров:

  1. По содержанию деятельности. Вдохновитель — предлагает программу поведения (генерирует идею, организует исполнение). Исполнитель — организует выполнение заданной программы.
  2. По стилю руководства. Авторитарный — единоличное управление. Демократический — вовлекает в управление членов группы, делегирует компетенции. Анархический — коллектив предоставлен сам себе.
  3. По характеру деятельности. Ситуативный — кризис-менеджер. Проявляется в критический момент, берет на себя управление и решает проблему. Универсальный — постоянно проявляет качества лидера.

Чтобы построить успешную карьеру, эффективно руководить компанией, недостаточно быть начальником, назначенным вышестоящим начальством. Современная реальность такова, что эффективное руководство и процветание фирмы возможно только, когда представители менеджмента обладают качествами лидеров.

Демократический стиль лидерства

Огромное влияние на работу политика оказывает его взаимоотношения со своим ближайшим окружением. Демократический стиль лидерства предполагает распределение ответственности и полномочий между подчиненными. Политик совместно со своим окружением выбирает стратегию развития и цели, которых необходимо достичь. Он уважительно относится к коллегам, прислушивается к их мнению, объективно оценивает результаты, четко распределяет полномочия и стремится к созданию атмосферы сотрудничества.

Как правило, демократический стиль и теории лидерства выбирают для себя политики, занявшие свой пост благодаря общественному признанию. Им пришлось немало потрудиться, прежде чем завоевать уважение и доверие общества. Они зависят от реакции избирателей на свои действия

Этим политикам важно, насколько эффективно их лидерство и стиль управления. Деятельность их открыта для общественности, они считаются народными лидерами

Лидерские типы

  • Лидер-организатор – оптимистичная, активная и убедительный личность, воспринимающая как свои собственные желания и потребности коллектива, именно лидеры-организаторы чаще всего появляются в группах людей неформального типа;
  • Лидер-творец – личность инновационного типа, способный решить самые сложные задачи, привлекая подчиненных к их обсуждению с помощью возбуждения их интереса;
  • Лидер-борец –абсолютно уверенная в себе личность, человек не склонный к уступкам и долгим размышлениям, действующий максимально решительно и твердо отстаивающий свою позицию, однако данная непримиримость может стать и плюсом, и минусом в зависимости от ситуации;
  • Лидер-дипломат – личность, часто использующая интриги, политик, обладающая способностью разобраться во всех тонкостях ситуации, знающий скрытые детали социального взаимодействия, что дает ему возможность в своих интересах осуществлять манипуляции над подчиненными;
  • Лидер-утешитель – личность, оказывающая помимо поддержки подчиненным, доброжелательно отношение, способная сопереживать проблемам людей и относится к ним с максимальным уважением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 29.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017). – СПС КонсультантПлюс.
  2. Акимова Ю. Н. Психология управления: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М.: Юрайт, 2016. — 320 с.
  3. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. — 680с.
  4. Бусоедов И.А., Гребенюк Т.А., Семенова Н.К. Социально-психологический климат в организации // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 634-636.
  5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 302с.
  6. Дудник Т.А., Ляпало Ю.В. Лидерство и руководство в системе менеджмента // Экономика и социум. — 2016. — № 5-1 (24). — С. 626-628.
  7. Дудник Т.А., Руденко К.А. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 4 (10). — С. 245-248.
  8. Духина Т.Н. Проблема выбора стилей руководства в управленческой культуре: теоретический анализ // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — Т. 8. — № 1-2. — С. 140-144.
  9. Евтихов О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя: Монография.- М.: Инфра-М, 2016. – 198с.
  10. Зверев Д.А. Командообразование: развлечение или бизнес-инструмент? // Менеджмент сегодня. – 2013. — № 1. — С. 32-38.
  11. Зуб А.Т. Психология управления. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 384с.
  12. Кандаурова И.А. Коучинг в организации: за и против. // Управление человеческим потенциалом. — 2013. — № 2. — С. 152-157.
  13. Комиссарова И.В. Управление социально-психологическим климатом коллектива // Экономика и социум. — 2016. — № 8 (27). — С. 198-201.
  14. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю., Соломатин А. Психология управления персоналом: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015. – 478с.
  15. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю., Соломатин А.А. Психология менеджмента. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 368с.
  16. Кравченко А.Б., Грачева Е.В. Инновационное лидерство. // Управление человеческим потенциалом. – 2014. — № 3. – С. 182-190.
  17. Милорадова Н., Ишков А. Психология управленческой деятельности. Изменение подходов. – М.: МГСУ, 2014. – 184с.
  18. Назарова Н.Ю. Психологические особенности стилей руководства // Общество и цивилизация. — 2015. — Т. 1. — С. 28-31.
  19. Попова Т.В. Социально-психологический климат как фактор эффективности организации // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. — 2016. — № 4-3 (75). — С. 86-88.
  20. Прокудина О.О. Роль руководителя в предупреждении конфликтов в коммерческой организации // Лидерство и менеджмент. — 2016. — Т. 3. — № 3. — С. 189-198.
  21. Пряжникова Е.Ю. Психология труда. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 528с.
  22. Психология труда. Учебник и практикум. / Под общ.ред. С.Ю. Манухиной – М.: Юрайт, 2015. – 486с.
  23. Самыгин С.И., Колесникова Г.И., Епифанцев С.Н. Социология и психология управления. – М.: КноРус, 2017. – 256с.
  24. Самыгин С.И., Руденко А.М. Психология управления: учебное пособие. — Р/н-Д, Феникс, 2016. – 192с.
  25. Свенцицкий А.Л. Организационная психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 512с.
  • Национальная, мировая и региональная валютные системы ( Виды валютных систем )
  • Организационная культура и ее роль в современных организациях (издательства «Эксмо»)
  • Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Методы мотивирования персонала)
  • Теоретические основы проведения идентификации товаров
  • Основные функции в системе менеджмента (Теоретические менеджмента)
  • структуры управления
  • Жиры и их влияние на пищевую ценность и сохранность
  • Денежно-кредитное регулирование ( Инструменты денежно-кредитной политики )
  • Анализ финансового состояния по данным отчета о движении денежных средств
  • Особенности управления ресурсами иновационного проекта
  • Понятие оперативно-розыскной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )
  • Виды Договоров (Понятие, содержание и форма договора. Виды договоров)

Лидерские качества

Чтобы стать успешным лидером, необходимо обладать определенным набором качеств. В первую очередь к таковым относится уверенность в себе. Лидеру необходимо, чтобы в него поверили другие люди. Сделать это будет невозможно, если сам человек не уверен в своих силах.

Не менее важным качеством является решительность и готовность к риску. В сложных ситуациях лидеру необходимо самостоятельно принимать решения, которые не всегда могут оказаться правильными. Однако, если не решиться на тот или иной шаг, цели достичь не удастся.

Для лидера важно быть надежным и последовательным. Без этих качеств ему не удастся повести за собой людей, ведь никто не станет доверять человеку, который слишком часто меняет свои решения

Помимо этого лидеру должны быть присущи инициативность и энергичность. Он не может стоять на месте и ничего не делать. Лидер постоянно должен стремиться к саморазвитию и самообразованию, искать новые способы достижения результата и оперативно решать возникшие проблемы.

Не обойтись управленцу и без отличных коммуникативных навыков, умения убеждать и чувствовать людей. Нелишними будут хорошие ораторские способности, умение представлять свой коллектив и четко излагать собственные мысли.

Значение лидерства и личности лидера

Лидер представляет собой личность, которая обладает способностью объединить людей и повести их за собой для достижения определенной цели.

Лидерства как понятие неразделимо с таким понятием, как необходимость достижения определенной цели.

Лидер обладает способностью не только самостоятельного стремления к достижения цели, но и способностью объединять вокруг себя единомышленников, разделяющих его взгляды и согласных пройти определенный путь для достижения цели.

Феномен лидерства и значение лидера как личности заключается именно в его способности сыграть решающую роль в процессе достижения цели. Перед лидер стоит задача объединения людей, обеспечения их взаимодействие для того, чтобы наиболее эффективным образом выполнить задачу достижения цели. Следовательно, под понятием лидерства можно назвать метод систематизации совокупности действий группы людей в целях решения общей задачи.

Лидерский феномен всегда определяется силой своего влияния, которая находится в зависимости характеристик личности самого лидера, а также от совокупности условий, в которых протекает его деятельность – характеристик его последователей или подчиненных, а также ситуационных условий, в которых они располагаются. Личностные характеристики лидера могут обеспечить усиление его влияния и власти, однако все-таки данный факт не является единственным определяющим.

Лидер представляет собой отражение своих подчиненных.

Лидер всегда является зависимым от внешних обстоятельств – лидер может вести своих подчиненных исключительно в том направлении, куда они согласны за ним последовать.

Примеры развивающих упражнений

Кто я?

Запишите 10 правдивых ответов, начиная каждый с местоимения «Я».

Проанализируйте ответы на предмет соответствия лидерским качествам, и определите, что вам мешает быть (или стать) лидером. Если вы себя охарактеризовали, например, как тихоня, подумайте, как это исправить и работайте в этом направлении.

Диалог с внутренним критиком

Если вы слишком самокритичны и думаете, что у вас ничего не выйдет, научитесь возражать «внутреннему голосу». Записывайте все, в чем сомневаетесь. Перечитайте, что записали, и попробуйте принять решение, не думая о том, что оно может быть неправильным.

Дневник успеха.

В конце дня отмечайте свои успехи. Вы должны записать минимум 3 положительных вещи, даже если день не удался. Упражнение развивает позитивное мышление и дает дополнительную мотивацию.

Мнение окружающих

Попросите друзей и родственников перечислить ваши достоинства и недостатки. Пусть честно ответят, за что они вас уважают, а какие ваши черты характера, привычки раздражают их. Запишите это интервью. Спокойно прочтите записи, ведь характеристику давали ваши близкие люди, которые вас любят, несмотря ни на что. Упражнение помогает избавиться от внутренних страхов, дискомфорта, мотивирует начать работать над собой.

«Учимся у других»

Напишите ФИО 3 известных людей, с которыми вы лично знакомы. Это может быть управленец, спортсмен или ученый.

Поставьте каждому оценку (например, по 5-балльной системе).

Дайте каждому характеристику, как руководителю.

Из присущих им качеств выберите 3, которые вы хотели бы развить в себе.

Развитие мотивации

Вспомните свое лучшее достижение в учебе, спорте или другой деятельности. Что вы сделали лучше других, что повлияло на вашу победу?

Попробуйте четко ответить, как вам удалось стать победителем.

Представьте, что объясняете это другим людям, чтобы они могли улучшить свои результаты.

Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.

Стили политического лидерства

Понятие стиля лидерства подразумевает некую отличительную модель осуществления человеком своих руководящих функций, определяющуюся своеобразием его поведения и построения отношений с близким кругом людей и подчиненными, особенностями принятия решений и многими другими факторами.

В зависимости от различных признаков, существуют всевозможные типологии и классификации стилей лидерства. Наиболее распространено деление политиков в зависимости от характера их отношений с близким окружением. С этой точки зрения выделяются авторитарный, демократический и отстраненный стиль управления.

Еще одним критерием, по которому разделяются политики, является их отношение к инновациям и всевозможным изменениям. Здесь выделяются консервативный и инициативный стили лидерства. В первом случае управление осуществляется по ранее установленным нормам и правилам

Политик предпочитает с осторожностью относиться к нововведениям. Инициативный стиль лидерства предполагает активное введение реформ и преобразований, выходящих за привычные рамки управления, формирование и реализацию новых целей и идей

Понятие и функции лидерства

Лидерство представляет собой межличностные отношения, построенные на власти и доминировании одного человека и подчинении остальных с целью достижения общих целей и интересов. Исходя из определения, основной функцией лидерства является формирование единых задач и мотивация к достижению желаемого для всех результата.

Управленец должен также контролировать психологический климат внутри группы. Для этого ему нужно разрешать и предотвращать конфликты, создавать положительный настрой и регулировать взаимодействия между участниками объединения.

Лидер, как правило, принимает все важные и ответственные решения, а также представляет интересы своей группы. К примеру, президент выступает от имени своей страны, а директор – от лица организации. Лидер распределяет полномочия внутри группы, осуществляет контроль за исполнением всех заданий и поручений.

Типы лидеров

В психологии выделяются различные стили и типы лидерства. Всех управленцев можно условно разделить на две группы: в большей степени ориентирующихся на поставленные задачи либо на взаимоотношения в коллективе.

Первому типу лидеров свойственно давать подчиненным четкие указания и строго следить за их исполнением. Они довольно жесткие и требовательные. Самое главное для них — чтобы работа была выполнена в срок и качественно.

Для второго типа лидеров очень важно поддержание комфортных и теплых отношений с коллективом. Действия управленца направлены на поддержку своих подчиненных

При этом обсуждения всех важных вопросов производится чаще всего сообща, а решения принимаются голосованием.

Бывает и так, что лидеры ориентируются в равной степени на задачи и коллектив. В этом случае они также требовательны к выполнению поручений, но при этом готовы в любой момент разъяснить подчиненному все интересующие его вопросы, рассказать, почему он сделал выбор в пользу того или иного варианта. Лидеры этого типа охотно выслушивают мнения коллектива по поводу всех важных моментов, но окончательное решение всегда принимают самостоятельно

Для этих управленцев очень важно, чтобы все поставленные ими задачи были выполнены, и также необходима поддержка и одобрение со стороны подчиненных

В некоторых ситуациях лидеры не ориентируются ни на задачи, ни на людей. При этом они передают свою ответственность другим людям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: