10 причин, почему нам не хочется учиться

Проблема 3. Слишком сложно / завышенные ожидания

Павел пошёл учиться на дата-сайентиста, представляя себя успешным специалистом с огромной зарплатой. В процессе оказалось, что путь долог и труден, гуманитарию не поддаётся большое количество математики, да и  вообще — сложно. 

По словам специалистов, это самая частая причина срывов в линейке аналитических профессий. Отчасти поэтому менеджеры по продажам на начальном этапе тщательно расспрашивают желающего купить курс, уверен ли он, что ему подойдёт именно эта специальность, так как, когда наступят сложности, всё будет зависеть от мотивации, усидчивости и осознанности ученика. 

Когда ученик перестаёт заниматься и выясняется, что проблема именно в этом, координаторы доносят до него мысль, что здесь всё, как в школе. Со временем будет легче, главное — войти в процесс и приучить себя заниматься, постепенно погрузиться в новую область. 

“Бывает, ученик говорит: “Я переоценил себя, мои мозги не тянут, мне всё сложно”, — рассказывает Регина Сметанкина. — На самом деле  ученики очень часто на себя наговаривают. С опытом понимаешь, что иногда взрослые студенты ведут себя совсем как дети: они сталкиваются с одной проблемой — и всё, они застопорились, “я тупой, я ничего не понимаю”. Начинаешь копать, а оказывается всё у него шло хорошо, он просто застрял на одной задаче. К таким студентам приходят на помощь координаторы и менторы. Я пришла к тому, что не нужно давить на то, чтобы обязательно прорешали всё по ходу курса. Студенты меня научили, что можно перейти к другому модулю или инструменту, потом вернуться и доделать”.  

Эта причина часто возникает ещё и тогда, когда студенты стесняются задавать вопросы менторам или преподавателям. “Большинство наших студентов первый раз в жизни сталкиваются с программированием, у них появляются вопросы, но они боятся их задать, потому что кажется, будто остальные всё знают, а их вопрос покажется глупым, — говорит методист курсов С#, QAP, QAJA Анна Мазалова. — В итоге ученики начинают накапливать вопросы до момента, пока не накопится клубок нерешённых вопросов и они не поймут, что всё. Они уже не могут разобраться с этим и уже даже не знают, о чём спросить в первую очередь”. 

“Как мы транслируем в школе: не нужно оставаться один на один с проблемой, — продолжает Регина Сметанкина. — Всегда готовы помочь наши менторы, это их работа. Часто помогают однокурсники. И уж точно не нужно бояться задавать вопросы. Студенты часто думают: “Ой, у меня такой глупый вопрос, все умные, а мой вопрос дурацкий, я опозорюсь”. Не бывает глупых вопросов. К тому же в Slack всегда можно посмотреть ответы на вопросы, которые уже задавали. И ещё: не нужно опускать руки, когда кажется, что не получается. Поделись проблемой с координатором — он готов выслушать, дать совет”. 

Предлагаем Вашему вниманию одну из успешных стратегий, как приучить ребенка (и не только) выполнять инструкции:

Я мать двух дочерей

Моя младшая, Анюта, была беспокойной и у нее были проблемы с вниманием, что мешало ей выполнять мои задания. Когда ей было около 7 лет, она часто отказывалась делать то, что я просила.
В школе Аня была милой, уступчивой и услужливой

Но дома моя семилетка становилась упрямой и дерзкой, когда ее просили сделать простую работу по дому. Просьба убрать свои игрушки и почистить зубы игнорировались или выполнялись с условиями или слезами.
Мы с мужем попробовали все, что только могли придумать:
Логика: “Аня, если ты не уберешь Лего, ты можешь потерять детальки, и тогда ты не сможешь дальше играть.”
Переговоры: “Хорошо, можешь посмотреть еще 10 минут телевизор, а потом уберёшься”.
Угрозы: “Считаю до пяти, не уберешься — я заберу твое Лего. Пять… четыре… три…”
Типичный результат: эпический часовой бой со слезами и криками.

Начальная школа — учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе — научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог — выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя — очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка — ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5–6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно — мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Фактрум желает успехов вам и вашим детям!

  • 25 фотографий, которые поймут те, кто нянчил детей
  • Как воспитать ребёнка без нудного «воспитания»
  • 10 веских причин отобрать у ребёнка планшет
  • 20 фактов о воспитании от семейного психолога Михаила Лабковского
  • 10 важнейших жизненных уроков, подсмотренных у детей

Как повысить интерес к учёбе у школьника

За школьные годы у ребёнка могут возникнуть разные ситуации, с которыми он не всегда в состоянии совладать сам. Поэтому вы сможете помочь ему: если не делом, то словом.

Обсудите ситуацию

Поговорите с ребёнком о сложившихся обстоятельствах, выясните, в чём причина. Обсуждение поможет ребёнку реалистично посмотреть на вещи и построить свои планы, опираясь на реальные ресурсы и возможности — собственные и семейные.

Поделитесь личным опытом

Каждый человек сталкивался с ситуациями, когда у него что-то не получалось, а потом получилось: такие ситуации могут быть у знакомых или родственников. Поговорите с ребёнком, расскажите, как вы сами преодолевали трудности, приведите в пример знакомых, которым это удалось.

Отмечайте промежуточные успехи

Важно оценивать свой прогресс не в сравнении с идеалом, а в сравнении с собой на предыдущем этапе. Это поможет ребёнку получать удовольствие от процесса в целом, а не только от результата, и вызовет интерес к учёбе

Возьмите тайм-аут

Смена деятельности поможет ребёнку переключиться и вновь почувствовать интерес к предмету. Отдохните всей семьёй или позвольте школьнику остаться дома на один–два дня. Он восстановит силы и сможет продолжить учиться.

Помогите подобрать подходящее окружение

Подросток ориентируется уже не на мнение родителей, а на мнение сверстников или других авторитетных взрослых. Чтобы он захотел учиться или осваивать какие-то навыки, полезно поместить его в соответствующее окружение. Это может быть хорошая школа, где сверстники заинтересованы в том, чтобы учиться, кружок по интересам или преподаватель, который увлечён предметом.

Обратитесь к психологу

Сделать это может и сам ребёнок, но если он не готов к этому, прийти к психологу может и родитель. Это поможет ему разобраться в ситуации, лучше понять подростка, а значит, эффективнее помочь ему справиться с этими состояниями.

Можно ли развить интерес ребёнка к учёбе

Обычно родители прибегают к внешней мотивации — подарки, деньги, сладости за хорошие оценки. Но такая система не работает: психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» отмечает, что школьник продолжает учиться средне, но уже с обидой, если он не получает желаемого поощрения.

Сначала ребёнок с энтузиазмом принимает правила игры, но потом у него включается инстинкт самосохранения. Например, можно не учить, а списать. Тогда хорошая оценка в кармане: а значит, и награда.

Когда ребёнок не выполняет требования родителей или делает это посредственно, родителю стоит задуматься, насколько адекватно само требование. Например, не стоит просить от него золотой медали. Нужно спросить себя, почему такое требование вообще появилось. Может, это нереализованная возможность школьных лет. Выходите с ребёнком на уровень сотрудничества: учитесь договариваться, прислушиваться к мнению, корректно доносить свою позицию. Подросток должен чувствовать свою значимость в решении проблемы.

<<Параграф c цитатой>>

Если ребёнок внезапно утратил мотивацию к учёбе, стоит подумать, какие изменения в его жизни этому предшествовали. Возможно, вы найдёте внутреннюю или внешнюю причину.

Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Важный элемент создания у ребенка мотивации – это разговоры тет-а-тет. Все дети любопытны, поэтому нужно просто предложить им послушать, как устроено и для чего нужно то-то и то-то – подобные разговоры разжигают интерес к разным вещам и занятиям. Еще это стимулирует интеллектуальную деятельность.

Представьте себе такую ситуацию. За уборку в комнате мама обещает сыну мороженое. Папа никак не поощряет ребенка, но его просьбу сложить игрушки малыш выполняет с большим рвением. Как это возможно? Просто отец каждый раз восхищается тем, как приятно находиться в комнате после уборки, какой умница его сын. Так ребенок почувствует себя взрослым и самостоятельным.

Если дети отказываются что-то делать, взрослым нужно поставить себя на их место, советуют специалисты

Это поможет вам найти подходящие аргументы и доказать ребенку важность той работы, которую он должен выполнить. Ваш сын не хочет убираться в комнате и говорит, что устал после тренировки? Предложите ему сперва вкусно поесть, а потом приняться за дело

Не используйте слов «обязан», «должен», «нужно». Если ребенку будет трудно без вашей помощи – предложите ее.

Когда ребенок что-либо делает, спрашивайте у него о его чувствах и ощущениях

Ему будет приятно ваше внимание, поэтому появится приятная ассоциация. Еще полезно предлагать ребенку свою помощь, выражая так свое сочувствие

Он поймет, что родители на его стороне, а воевать с ними нет смысла.

Отсутствие у первоклассника тяги к знаниям

Подавляющее большинство современных детей не любит учиться – это факт, с которым уже давно согласны учителя. Во многом это связано с массовой доступностью информации: если раньше знания действительно ценились, то сейчас ребята искренне не понимают зачем нужно сидеть над учебниками, если краткое содержание литературного произведения или любая формула по математике легко «гуглится» в интернете.

Невозможно привить ребенку интерес к учебе, если он не понимает зачем учится. Поэтому важнейшая задача родителей – показать как полученные на уроках знания можно применять в повседневной жизни. Нужно объяснить малышу, что все школьные предметы важны:

  • математика не только обучает основам счета, но и тренирует логическое мышление, без которого во взрослой жизни не обойтись;
  • знание родного языка необходимо для общения с окружающими людьми;
  • окружающий мир позволяет лучше узнать природу и научиться жить, не причиняя ей вред;
  • физкультура помогает укрепить организм и делает его более здоровым;
  • и так далее.

Если первоклассник поймет важность школьного образования, то и его мотивация учиться постепенно возрастет

У тебя другие интересы

Часто можешь услышать мнение о том, что сейчас любой человек должен иметь высшее образование. Мы убеждены в обратном: должны иметь высшее образование те, кому это действительно нужно. Вполне возможно, что ты мечтаешь быть художником, медсестрой или садоводом. Этим и другим специальностям учат в колледжах, поэтому ты не видишь необходимости поступать в вуз и, соответственно, усердно готовиться к экзаменам. А может, ты мечтаешь построить спортивную карьеру и уделяешь всё свободное время тренировкам? В любом случае, старайся расставлять приоритеты правильно, чтобы потом не жалеть о потраченном времени.

Не сформированы представления о школе

Еще одной частой причиной того, что ребенку не интересно учиться в первом классе, являются неоправдавшиеся ожидания. Каждый дошкольник рисует в своей фантазии определенную картину того, что представляет собой школа. Но вот малыш приходит в первый

класс и понимает, что все совершенно не так, как он себе представлял: учиться скорее сложно, чем весело, уроки длинные, а переменки очень короткие, учителя строгие и ругают за шалости.

Очень важно заранее подготовить ребенка к учебе, объяснить ему реалии школьной жизни, чтобы уберечь его от разочарований. Для этого можно смотреть вместе с ним художественные фильмы, повествующие о буднях учеников младших классов

Так удастся сформировать у дошкольника правильное представление о школе, и придя в первый класс он будет психологически готов к обучению.

Проблема 1. Нет времени

Пётр решил стать дата-сайентистом, прочитал много мотивирующих статей, пошёл на курсы, но из-за занятости на основной работе всё забросил, курс закончился. Пётр думает, что у него не получится совмещать учёбу, а потому лучше и не продолжать. 

“Нет времени” — самая частая причина, по которой взрослые студенты всё реже заходят на курс и постепенно его забрасывают, рассказывает лид проведения Product Live SkillFactory Регина Сметанкина. 

“Людям очень сложно совмещать учёбу и работу, приходить вечером домой и заставлять себя заниматься. Чаще всего нет времени именно из-за основной работы, затем идёт учёба, затем студенты с детьми, мамы в декрете

Самое важное — напоминать ученику о его первоначальных целях, зачем он пришёл, каким был его запрос. Мы собираем данные из его анкеты либо слушаем звонок в отдел продаж, когда он ещё при выборе курса рассказывает, зачем он пришёл”

По словам Регины, первоначальная причина — это главное, о чём нужно вспомнить, когда пропадает желание учиться. “Кто-то шёл освоить новую профессию, потому что старая надоела, мало денег или он достиг своего потолка. Кто-то идёт прокачать свои скиллы, чтобы получить повышение, поднять зарплату или наладить рабочие процессы

Важно помнить, что поначалу тяжело, но дальше будет легче. 

Не у всех есть опыт дополнительного образования. Многие последний раз учились в университете, где был другой формат. На дистанционных курсах много практики, и на первый план выходит тайм-менеджмент. 

“Наши координаторы связываются со студентами, помогают наладить расписание. Мы говорим им, что, если выделять время только по выходным, это будет не так продуктивно, чем заниматься каждый день по 1,5–2 часа, но зато обучение будет стабильно продолжаться. У нас есть расписание курса, но если кто-то не успевает за ним (по разным причинам), мы готовы помочь решить сложности. Главное — чтобы студенту было комфортно, — продолжает Регина. — Расписание курса можно рассматривать как путеводитель по тому, в каком порядке проходить модули. Если человек сильно отстал и не хочет идти один, мы можем также перевести его на другой поток, который начал обучение чуть позже”. 

Как делать уроки

Школьный тайм-менеджмент

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.

Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.

Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

  1. Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
  2. Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;
2 класс — 1 час — 1,5 часа;
3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);
к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:

  • могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
  • могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
  • спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
  • кухонные таймеры;
  • записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.

Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке

Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни

Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Банальная лень

Возможно, ты себя ругаешь за то, что тебе порой лень что-то делать. Но не спеши с выводами. На самом деле лень — это защитная реакция организма, если ты переутомился или не понимаешь, как выполнять ту или иную работу. Лениться — это естественный процесс, но за ним нужно следить. Можно себе разрешить в какой-то день уделить той же подготовке к экзаменам на час меньше времени, чем обычно. Но если будешь делать это регулярно, вся дисциплина потеряется. Поэтому советуем тебе распределять нагрузку равномерно, высыпаться и правильно питаться, чтобы были силы на работу. А если какое-то задание тебе непонятно — спроси совета у родителей, репетитора или учителя. И помни, самое сложное — начать!

Роль проблемы внимания в вопросах следования инструкциям

Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ, является наиболее распространенной причиной и основан на нарушении работы мозга. Главные признаки СДВГ включают трудность с концентрацией внимания, импульсивным поведением и гиперактивностью. Эти признаки могут мешать детям успокоиться или сосредоточиться, чтобы следовать инструкциям.

Проблемы с когнитивными функциями приводят к тому, что ребенку трудно сосредоточиться и долго держать информацию в памяти, чтобы использовать ее для выполнения заданий

Когнитивные функции — это умственные навыки, которые помогают концентрировать внимание, помнить информацию, сосредотачиваться на задачах, планировать и расставлять приоритеты. Множество детей с СДВГ и нарушениями развития речи испытывают затруднения в следовании инструкциям из-за нарушения развития когнитивных функций

У детей, которые испытывают затруднения при выполнении нескольких задач, могут быть проблемы с такой когнитивной функцией, как рабочая память. Рабочая память — это как заметка на наклейке, только в мозге. Она сохраняет информацию достаточно долго, чтобы использовать ее. Слабо развитая рабочая память не позволяет детям удерживать в памяти указания или инструкции с многократными шагами.

Что делать если у ребенка апатия? Развивающие курсы для детей

Когда вы будете подыскивать очередные полезные курсы для маленького ученика, остановитесь и задумайтесь – действительно ли они нужны? Не слишком ли велика ноша для хрупких детских плеч? Внушая школьнику, что без иностранного языка, отличного знания математики, пробиться в жизни почти невозможно, мы заставляем его с детства беспокоиться о своем будущем, нервничать, когда что-то не удается. Ребенок работает с детского сада, чтобы стать успешным. Именно это причина стресса и апатии. А ведь главный смысл обучения – это развитие, а не маячащая на горизонте высокая должность.

Правильно организованный процесс развития ребенка – вот главный рецепт против апатии, пассивности и низкой успеваемости. Условия правильного развития:

  • не заставить, а заинтересовать;
  • не оценивать, а мотивировать;
  • развивать интеллект;
  • поощрять интерес к познанию;
  • позаботиться заранее о легкой адаптации ученика в новом коллективе.

Для детей 5-11 лет в России есть курсы, которые помогают справиться с апатией и возвращают ученикам интерес к учебе. Это Школа ментальной арифметики Соробан. Педагоги школы используют нестандартную , ориентированную на потребности самих ребят, их личные интересы, способности. Ментальная арифметика развивает ум, тренирует волю, помогает преодолению неуверенности, учит самостоятельно справляться с трудностями, мотивирует на успех и дарит массу положительных эмоций.

Педантичность это хорошо или плохо?

Значение слова педантичность может приобретать позитивную и негативную окраску, в зависимости от проявления, а также того, кто оценивает. К положительным проявлениям можно отнести распланированность дня, поддержание чистоты и всегда выполненные в срок дела. Для самого человека эти проявления, безусловно, позитивны, хотя некоторых окружающих может раздражать отсутствие спонтанности и некая дотошность.

Педантичность, как и любое проявление человеческих особенностей, может быть достоинством и может быть недостатком, что зависит от уровня развитости педантичных проявлений. При умеренном проявлении, педантизм способствует проявлению дисциплинированности, исполнительности. Именно эта характеристика помогает вовремя начинать деятельность и доводить начатое до конца, способствует добросовестному исполнению дел. При ответственных проектах, где стоят четкие сроки, наиболее ценятся именно сотрудники с умеренно развитой педантичностью. В этом случае педантичность — это хорошо.

В своем крайнем проявлении педант считает свои убеждения исключительно истинными и навязывает их окружающим, что провоцирует конфликты и неприязненное отношение к педанту и диктатору. Излишняя педантичность, как свойство личности тесно коррелирует с замедленностью протекания нервно-психических процессов, добротой и чувством долга на грани идиотизма, что влечет задержку принятия решений и завершении дел (ведь всегда найдется мельчайшая деталь, которая не совсем соответствует и ее необходимо исправить). В этом случае педантичность — это плохо.

Педанты страдают от отсутствия психологической гибкости и узкого круга общения (рядом остаются люди, которые могут толерантно относиться ко всем особенностям педанта). В негативном своем ракурсе, педантичность (ананкастность) свидетельствует о наличии глубокого страха жизни и неуемном стремлении хоть немного его ослабить, путем внесения контроля во все сферы. Чем больше контроля установит человек, тем более безопасными и предсказуемыми становятся события, тем менее пугающей кажется жизнь, однако реальной гарантии это не дает, поскольку мир бесконтролен и его невозможно предугадать.

В случае чрезмерного педантизма, который уже обретает черты заболевания, человек не в состоянии избавиться от эмоций связанных с производимыми действиями, даже если сами действия он еще может контролировать. В таких случаях даже шторы, висящие не под «правильным» углом, могут надолго оставить след в душевном состоянии педанта. В некоторых случаях болезненный педантизм развивается в обсессивно-компульсивное расстройство (с характерными навязчивыми действиями, например постоянное мытье рук) и психоз.

Как можно приучить себя к педантичности? Помимо проявления излишнего педантизма, у отдельных людей отмечается его недостаток. Педантичности не хватает людям, которые часто опаздывают, не заботятся о соблюдении норм и правил, их мало беспокоит собственная внешность и наличие порядка. Это может быть проявлением творческого начала в личности, которое не терпит предсказуемости и стабильности, дает возможность ориентироваться в меняющейся ситуации и способность быстрого переключения. Но если недостаток дисциплинированности негативно сказывается на жизни человека, то следует заняться развитием у себя такой способности.

Развитие недостающей педантичности можно начать путем обозначения собственных задач, и следованию исключительно им. Хороши в практическом применении методики тайм-менеджмента и фильтрация сторонних, мешающих дел. Стоит самостоятельно спланировать собственный день, упорядочить пространство.

Как и в большинстве понятий, невозможно однозначно определить педантизм это хорошо или плохо. Все зависит от человека, ситуации, степени проявления и влияния на качество жизни.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Ребенок говорит, что устал — как это понимать?

Прежде всего, нужно знать, что усталость у детей и подростков бывает разного типа и ощущается она по-разному.

Типы усталости у детей и подростков

  • Физическая усталость — возникает в результате активных занятий спортом, физического труда. Способствует хорошему аппетиту и крепкому сну.
  • Психологическая, или психоэмоциональная, усталость — возникает в результате хронического стресса. Обычно сопровождается нарушениями сна, повышением тревожности.
  • Физиологическая усталость — возникает в результате неблагополучия организма: заболевания, системного нарушения питания. Ощущается как бессилие, даже если человек достаточно спит.
  • Усталость от недостатка сна — возникает в результате нарушения режима дня. Сопровождается нарушением внимания, повышенной ранимостью и психологической неустойчивостью.

Причины у каждого типа усталости также различаются. Если с физической усталостью все понятно, то с остальными типами нужно разобраться.

Причины психологической усталости

  • Ощущение потери контроля. Если подросток вынужден подавлять свои желания, подчиняться чужой воле, у него постепенно снижается волевой ресурс и мотивация, он становится вялым и апатичными. При этом жалуется на постоянную усталость.
  • Чувство одиночества и отсутствия поддержки. Если подросток не чувствует поддержки друзей и близких, он постоянно находится в напряженном состоянии и истощается. Это тоже вызывает чувство усталости.
  • Затяжные конфликты. Если ребенок находится в конфликте в школе или дома, он тратит свой ресурс на преодоление психологического дискомфорта. Длительные конфликты, которые угрожают психологическому благополучию, также приводят к чувству усталости.

Таким образом, если ребенка обижают в школе или если он не имеет времени заниматься чем-то для себя, когда перегружен уроками, он может испытывать психологическую усталость и апатию. То что он в итоге вечно тянет время, не может быстро справиться со своими обязанностями — это не причина, а следствие.

Методы воздействия

Многие родители задаются вопросом, как уговорить студента не бросать учебу. Это также зависит от причины, по которой такая инициатива возникла. Если студент хочет уйти из вуза, потому что разочаровался в специальности — лучше не пытаться отговорить его, а помочь разобраться в себе:

  • пройти профориентационные тесты; 
  • записаться на семинары; 
  • посетить дни открытых дверей в других вузах.

Если же отчисление вызвано нехваткой денег, времени для выполнения других обязанностей или чем-то подобным — достаточно просто предложить свою помощь в решении проблем.

Кстати! Если вы передумали бросать учебу, то для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

А может, тебе просто скучно?

Может быть и так! Нередки ситуации, когда ученик просто теряет интерес к учёбе — ему становится слишком скучно. На этот случай у нас есть для тебя совет: используй альтернативные методы обучения. Например, смотри научно-популярные каналы на YouTube или пользуйся мобильными приложениями для учёбы. Это поможет тебе держать руку на пульсе и в то же самое время отойти от банальной зубрёжки.

Если в каком-то из этих пунктов (или даже нескольких) ты узнал себя, то нет, это не оправдание. Наоборот, мы рекомендуем разобраться в причинах, чтобы понять, как устранить проблему. Помни, что ты всегда можешь попросить помощи у родителей, учителей и Адукара — мы всегда рядом!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжитесь с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Почему ребёнок потерял интерес к учёбе

Проблемы с пониманием предмета

Интерес к учёбе потерян, если ребёнок не понимает предмет: возможно, учитель непонятно объяснил тему, материал в учебнике слишком сложный или ребёнок пропустил что-то важное. В этом случае нужно помочь ему наверстать упущенное

Плато обучения

В 1920–30-х годах американские учёные вывели так называемую кривую обучаемости — график зависимости скорости усвоения материала от времени обучения. Поначалу, когда человек только знакомится с новым материалом, освоение навыка происходит быстро. В этот момент мотивация к занятиям держится на высоком уровне. По мере дальнейшего обучения прогресс замедляется, ученик выходит на так называемое плато обучения. В этот период у него может не быть никаких заметных успехов или ярких результатов. Напротив, может возникнуть ощущение, что от усилий нет никакого толка. С этим связано то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. Если в этот момент не бросить заниматься, то в итоге происходит качественный скачок в усвоении навыка, и мотивация возвращается.

Смена интересов

Ребёнок занимался предметом, пока ему это казалось нужным, но потом его приоритеты изменились. Например, он передумал поступать на медицинский факультет и забросил химию, или решил стать художником, а не экономистом, и перестал учить олимпиадную математику.

Разочарование в выбранной цели

Ребёнок мечтал о какой-то профессии, но узнав о ней больше, понял, что на самом деле она ему не подходит. Например, он хотел стать врачом и лечить людей, но выяснил, что врачи имеют дело с кровью, а ему это неприятно. Многие родители в такой ситуации начинают уговаривать ребёнка идти на смежное направление, например, в науку, где не нужно сталкиваться с кровью и другими физиологическими жидкостями. Если ему хотелось освоить именно помогающую профессию, работа в науке его может совершенно не удовлетворить. Не нужно этого пугаться. Наоборот, хорошо, что ребёнок осознал свою ошибку ещё в школе и теперь может сменить направление и эффективно подготовиться к другой специальности.

Сомнения в собственном успехе

Ребёнок утратил уверенность в себе: ему кажется, что у него нет перспектив, он не сможет сдать ЕГЭ на высокий балл, не справится с дополнительными вступительными испытаниями, не поступит в вуз мечты или на выбранное направление.

Возраст

До 7–8 класса ребёнок часто учится без собственной учебной мотивации, больше для родителей, а не самого себя и тем более не для достижения собственных целей, которых чаще всего ещё нет. Зато в младшем и среднем школьном возрасте для ребёнка имеют большое значение похвала взрослых и уверенность в их любви. Ребёнок стремится к хорошим оценкам, потому что от него этого ждут и он может быть хорошим для родителей.

В подростковом возрасте этот сценарий меняется, и появляется развитие или угасание интереса к учёбе. Для него утрачивает значение прежняя мотивация «для родителей» и «для хороших оценок». В этот момент часто страдает учёба в целом или происходит отказ от занятий, которые выбрали для него родители

Но может быть и скачок в понимании, что это важно для будущего поступления


6 эффективных способов побороть стресс

Стресс

Популярной причиной потери интереса к учёбе, олимпиадам, дополнительным занятиям становится стресс, который забирает у ребёнка все силы. У него просто нет ресурса, чтобы поддерживать потребность в познании.

Если нет желания учиться

Специалисты говорят, что дети по своей природе любознательны и энергичны. Отсутствие желания учиться кроется не в лени, а в мотивации.

Внутреннее сопротивление, которое возникает у ребенка от требований и обязательств, тормозит стремление к учебе. Это не значит, что необходимо детям давать неограниченную свободу – сработает хуже запретов и наказаний.Ребенка нужно увлечь:

  • Хвалить за любые достижения, даже незначительные. Когда мама с папой говорят своему чаду, как они гордятся им – для ребенка это успех, который захочется повторить;
  • Если у ребенка есть любимый предмет или склонность к творчеству (пению, рисованию), помогите ему раскрыть себя в этом направлении, чередуя с выполнением трудных предметов;
  • Требование учиться замените объяснением, для чего знания нужны ребенку, что это даст в будущем и т. д.;
  • Не наказывайте, не ругайте маленького человечка за плохую оценку. Дети обычно расстраиваются больше, чем взрослые, даже если не показывают вида. Лучше поддержите, подбодрите и предложите свою помощь разобраться с трудной темой;
  • Изучать трудный материал можно через игру, на прогулке, в музее – проявите фантазию. Совместное общение кроме пользы принесет и много приятных минут.

К любому ребенку нужен индивидуальный подход. Педагог в силу своей загруженности не всегда может уделять достаточно внимания всем «отстающим» детям. Но совместная работа родителей, учителей и психолога – это залог успешной учебы

Важно при этом иметь терпение и не торопить ребенка с результатами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: