Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Поощряйте самостоятельность
Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.
Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.
Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.
Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей»
Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.
Миф 2. Селфхарм — это суицидальное поведение
Как правило, люди, практикующие селфхарм, не хотят умереть. Согласно российскому исследованию, только 4% подростков в момент самоповреждения имели суицидальные мысли.
Несмотря на то, что селфхарм — это про попытки справиться и жить дальше, он все же повышает риск суицида. Во-первых, люди рискуют убить себя случайно. Во-вторых, растет вероятность, что они однажды попытаются сделать это намеренно. Тем, кто занимается селфхармом, может быть проще допустить мысль о лишении себя жизни, и они меньше боятся боли, связанной с этим.
Отдельные исследования утверждают, что в первый год после самоповреждения опасность попытки суицида может быть в 66 (!) раз больше годового риска среди населения в целом
Поэтому очень важно вовремя обращаться за помощью и не осуждать тех, у кого случаются такие эпизоды
Анорексия и другие нарушения пищевого поведения
Многие психологи причисляют анорексию к суицидальному поведению. На самом деле за нарушением пищевого поведения всегда стоит какая-то глубинная проблема и внутренняя боль подростка, и это — его крик о помощи и попытка получить то, чего ему не хватает. Это манипулятивное поведение, за которым стоит неспособность получать любовь другими способами.
Подросток как бы видимой проблемой пытается привлечь внимание к невидимой боли. И ведь действительно, когда начинаются нарушения пищевого поведения, родители наконец понимают, что «что-то не так».
И ведь действительно, когда начинаются нарушения пищевого поведения, родители наконец понимают, что «что-то не так».
Однако чаще всего они пытаются решать проблему внешне — всеми способами ребенка накормить
Но страдающему анорексией нужна в первую очередь не пища, а внимание и любовь.
Миф 3. Селфхарм — это про девочек-подростков
Любой может быть подвержен селфхарму, независимо от гендера и возраста.
Основными группами риска считаются подростки и молодые взрослые (12-29 лет). Считается, что самоповреждающее поведение начинается в 13-15 лет или немного раньше, его частота растет до 25 лет, а затем идет на спад. Распространенность среди подростков — 15,9-20,5%, среди взрослых старше 25 лет — 2,5-5,4%.
По мнению исследователей, молодые люди чаще практикуют подобное поведение в силу физиологических причин. В ходе взросления в организме происходят гормональная перестройка и другие драматические изменения. При этом человек пока не умеет управляться со своими чувствами и импульсами, а устойчивые эмоциональные отношения с окружающими, на которые можно было бы опереться, еще не сформировались. Все это делает реакцию на стресс интенсивнее и повышает риск самоповреждающего поведения.
Что касается гендерных различий, то данные противоречивы. Часть исследователей пишет о преобладании селфхарма у девушек, другие сообщают, что оба пола представлены примерно одинаково. Есть данные, что девушки раньше начинают практиковать такое поведение, а у мужчин это протекает тяжелее: они причиняют себе более серьезные повреждения и хуже ухаживают за ранами. Кроме того, мужчинам может быть сложнее обратиться за помощью из-за стереотипов о маскулинности, трудностей с выражением эмоций.
Здесь мы подробнее писали о переходном возрасте и том, как поддерживать подростков, чтобы минимизировать риск развития ментальных расстройств.
Тail future
Когда мы говорим с ребенком о будущем, можно спросить у него: «Как ты представляешь свою жизнь, нашу жизнь через пять лет?»
Один из признаков депрессии — это так называемое tail future — «укороченное будущее», когда у ребенка нет ощущения, что в этом будущем что-то есть.
Однако в разговоре о будущем все зависит от ваших сложившихся отношений. Если ребенок почувствует, что это не диалог, а попытка что-то ему навязать (в формате: «Ну что, будешь лодырем или сантехником — или делом наконец займешься?») — он закроется.
Попробуйте поговорить с ним о том, что его правда волнует, постарайтесь услышать его мнение и его желания, даже если они покажутся совсем «несерьезными».
Родительский пример
Вы – главный взрослый в жизни ребенка, его «учебное пособие» по этому вопросу. И учиться он может только на живом примере – приемы в духе «Не будь, как я/ как он» работают редко и плохо.
Поэтому, прежде чем требовать и ждать чего-то от подростка, наказывать его, убедитесь – выполняете ли собственные запросы?
Апелляция к возрасту – «Я так могу, потому что я взрослый!» − для подростка уже не аргумент, ведь он теперь тоже чувствует себя взрослым.
Апелляция к ответственности – «Я так могу, потому что на мне работа, домашние хлопоты, воспитание!» − тоже не аргумент. Подросток чувствует потребность в самостоятельности, он бы с радостью поменялся с вами местами, взял бы на себя больше, если бы вы сами разрешили.
Поэтому – только живой пример.
И будьте здоровы!
Оставаться в контакте
Адаптация у подростков отличается от той, которую проходят первоклашки. Разница в том, что когда дети идут в первый класс, на старте у всех примерно равные возможности. К тому же, малыши, чаще всего, относятся к школе как к приключению — для них это что-то новое, очень интересное. У подростков — как правило, разные стартовые позиции и другие проблемы.
Еще одна проблема, которая часто возникает в старших классах и которой в начальной школе практически нет — это буллинг. Как мы сейчас видим, буллить могут по любому поводу, даже за цвет одежды, который большинству по каким-то причинам не понравился.
Еще до начала учебы договоритесь о комфортных границах в общении друг с другом. Чтобы на ваш вопрос ребенок отвечал хоть каким-нибудь образом.
При этом не стоит перегибать палку: если видите, что подросток не хочет общаться — не лезьте в душу. Надо уважать личное пространство ребенка. Но и отходить далеко не стоит: мы в ответе за безопасность детей. Поэтому есть смысл следить за соцсетями, но ни в коем случае не комментировать — только, если ребенок сам разрешит.
И, конечно, не нужно себя накручивать, настраивать: «Вот сейчас будет адаптация!» Нет, это просто жизнь, это просто очередной ее этап. Живите, будьте собой, и все в итоге сложится прекрасно.
Когда все надоело
Родители должны запомнить одну истину. «Удержать» подростка в спорте, соблюдая при этом все так называемые «правила приличия» — не получится. Либо вы позволяете своему ребенку быть личностью и самому набивать все шишки. Либо скандалы, угрозы, лишения… К сожалению, в большинстве случаев выбор именно таков.
Подросток — это уже не ребенок. Это человек, самостоятельная личность, которая обязательно совершит столько ошибок, сколько сможет. И никакие нравоучения и предупреждения помочь не смогут. Если подросток считает, что он устал, задолбался, не видит смысла, не хочет заниматься спортом — он не будет им заниматься. Несмотря ни на какие причины и доводы.
Вся воспитательная работа, как и вся жизнь, должна вестись с прицелом в завтрашний день. Нельзя думать сегодняшним днем. К подростковому этапу нужно готовиться с детства
Так, важно, чтобы ребенок занимался спортом в дружном коллективе, у любимого тренера, чтобы спорт приносил не только пользу, но и имел материальный смысл (награды, медали, кубки). Все это намного увеличит шансы на то, что ребенок, став подростком, не решит бросить «задолбавший спорт»
А вот если ваш ребенок все детство проходил на спорт «лишь бы ходил». И вы абсолютно не представляете, что там с коллективом, тренером и почему нет ни одной награды — увы. Скорее всего, войдя в подростковый возраст (его еще можно назвать «наконец-то я тоже могу принимать решения»), решение будет принято. И не в вашу пользу.
Как любовь сочетается со спортом? Много ли проблем может принести спортсмену-подростку любовь? Как решать эти проблемы? Почему любовь может мотивировать или демотивировать спортсмена? Какие ошибки совершают влюбленные спортсмены? Об этом и многом другом — в нашей новой статье.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков
Справляться с последствиями зависимости гораздо сложнее, чем предупреждать ее развитие. Для начала родителям придется признать, что в современном мире дети не могут обойтись без гаджетов, электронных устройств и компьютеров. Просто смиритесь с этим. Но способы уменьшить негативное воздействие современных технологий имеются. Следуйте простым рекомендациям:
- Определите временные нормы и четко следуйте им. Так, младшим школьникам не стоит проводить за компьютером больше 30 минут и не чаще раза в два дня. Подросткам позволяется увеличить пребывание в виртуальном мире до 1-1,5 часа в день. Этого вполне достаточно, чтобы сделать домашнее задание с использованием сети интернет или пообщаться с друзьями. Естественно, что ребенок должен быть ознакомлен с нормами с первого дня.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка была интересная альтернатива виртуальным играм. Кружки, секции, хобби – чем меньше свободного времени у него остается, тем ниже вероятность возникновения зависимости.
- Каждый день общайтесь с подростком. Постарайтесь стать для него чем-то средним между другом и наставником. Да, останутся вопросы, которые он предпочтет обсуждать только со сверстниками, но их должно остаться совсем мало. Трудности, проблемы, переживания – вы должны оставаться в курсе всего, что происходит с любимым чадом.
- Помогите подростку сформировать круг живого общения. Это могут быть друзья по интересам, психологическая группа, клуб интересующихся каким-либо хобби и т. д.
И самое главное, любите своего ребенка! Несмотря ни на что. Неприятности на работе, плохие оценки в школе, конфликты, банальная усталость – часто они заставляют нас забыть, каким было то первое искреннее чувство, которое мы испытали, впервые познакомившись с малышом после его рождения. Но даже через 10-15 лет, он так же сильно нуждается в поддержке, любви и заботе, как в первый год жизни.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя
Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
- разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
- критиковать не личность, а действия;
- аргументировать отказы и замечания;
- учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
- разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
- оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
- составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
- поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
- повышать голос;
- наказывать физически;
- сравнивать с другими;
- критиковать в присутствии других;
- относится к ребенку как к собственности;
- критиковать действия учителя;
- нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
- переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
- игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Избегание контакта глазами
Один из признаков, что внутри ребенка какая-то серьезная боль, — он не может разговаривать, глядя в глаза.
Конечно, есть исключения, но в целом обычно те подростки, которые легко общаются, легко разговаривают, — имеют теплые отношения с родителями. Потому что их родители тоже легко и охотно с ними разговаривают. Один из критериев, насколько депрессивен подросток, — это то, насколько долго он вообще может находиться в контакте.
Есть совсем крайний случай — подростки, которые совершенно не могут выдерживать контакта глазами. Если спросить: «Почему ты не смотришь на меня?», он отвечает: «Я не привык смотреть на людей. Мне неприятно смотреть на людей. Я не хочу смотреть на людей». Это тревожный признак.
Один из психологов рассказывал, что к нему ходила девочка, которая начинала сразу плакать, если во время разговора он смотрел ей в глаза. Это говорило о том, что внутри нее — чудовищная боль. И открыться она могла только тому, кому могла бы эту боль доверить, тому, кто мог бы хоть как-то эту боль разделить.
Что нормально для подростка
Резкие перемены в поведении и образе жизни, скрытность. Да, это вас пугает. Да, вам кажется, что с ребенком что-то не так и он попал в дурную компанию, насмотрелся фильмов, а может и вовсе пробует алкоголь или наркотики. Это не обязательно. Ребенок находится как бы между двух берегов: детством и взрослостью. Он всеми силами стремится стать взрослым, самостоятельным. Он требует уважения к себе, своему личному пространству, своим интересам. Поэтому не стоит переживать, если он в очередной раз попросит постучать в дверь комнаты и не лезть в его шкаф. И он имеет право отказаться рассказывать, как прошел день в школе.
Возможно, вы не видите, как сын или дочь освоили технику игры на гитаре. Как стали петь и писать стихи. Как ищут поддержки и оценки в своих достижениях от самых близких людей. Как общаться с подростками родителям? В первую очередь снизить требования и принять то, что есть.
Тяга к новым людям и большим компаниям
В этот непростой период подростку особенно важно понимание, принятие, личное общение. Поэтому его так тянет к друзьям, к себе подобным
Туда, где его могут понять и выслушать на равных, где он будет чувствовать себя частью коллектива, знать, что он такой не один.
Лень, снижение успеваемости, отказ от домашних дел. Подросток меняется физически и эмоционально. Эти перемены вызывают большой стресс для еще не окрепшего организма, забирают много сил и энергии. Поэтому возможны «приступы лени», спад успеваемости в школе.
Резкая смена интересов. Вчера он весь день носился с фотоаппаратом, сегодня рисует акварелью, завтра будет писать стихи. Он пробует и ищет себя. Попробовав самые разнообразные занятия, он найдет что-то по душе. Возможно то, что станет его будущей профессией или хобби.
Слабый контроль над эмоциями. Эмоции в этом возрасте очень сильные. Для них характерна частая и резкая смена. Научиться их контролировать он пока не в состоянии. Как бы ни было обидно вам, для подростка нормально выражать резкий протест на ваши замечания, грубо реагировать на попытки вторгнуться в его жизнь, отвергать любые советы. Как разговаривать с подростком, если он грубит? Сохранять достоинство и самообладание.
Ложь. Часто подростки начинают врать. За этим стоит желание приукрасить действительность, понравиться окружающим. А иногда скрыть что-то от родителей, чтобы избежать наказания.
Приступы меланхолии. Частые раздумья, мысли, фантазии, ведение дневников также естественны для детей, вступивших в переходный возраст. Они познают себя, часто бывают собой недовольны. Их волнует внешность, статус в коллективе, реакция противоположного пола. Но за этим стоит стремление к лучшему. Они хотят стать лучше, сильнее, красивее физически и духовно.
Когда стоит обратиться за помощью
В принципе, обращение за помощью к психологу будет не лишним, даже если стадия зависимости еще не наступила. Пусть разговор с психологом пройдет в качестве консультации. Быть может, эксперт подскажет интересные решения или натолкнет на важные особенности взаимодействия с подростком. Естественно, что в этом случае тащить с собой самого ребенка не нужно. Рекомендации будут даваться исключительно родителю, как взрослому.
А вот в случае, когда зависимость дает знать о себе настолько ярко, что уже появились психологические и физиологические симптомы, позвать на консультацию придется и «виновника», то есть подростка
Обращайте внимание на его способность вовремя лечь спать, успеваемость, общительность в реальной жизни
Миф 6. Селфхарм — «заразное» поведение
Селфхарм нельзя «подхватить», просто узнав о том, что кто-то им занимается.
Однако если речь идет о селфхарме в близком окружении, это повышает шансы, что в тяжелый момент тоже придут мысли навредить себе. Это может произойти за счет «нормализации» такого способа справляться с непростыми эмоциями. Мы склонны перенимать копинг-стратегии у значимых людей — и нередко это неконструктивные и потенциально опасные способы. Например, дети часто учатся у родителей. Если папа устает на работе, а дома «глушит» усталость пивом на диване, подросток делает вывод, что со стрессом надо справляться с помощью алкоголя, и при случае поступит так же.
Необходимо с осторожностью говорить о селфхарме и внимательно относиться к интернет-гигиене. Для человека, который занимается самоповреждением, соцсети могут быть площадкой, где можно анонимно получить поддержку от тех, кто понимает, через что ты проходишь
Но также это может расстраивать и провоцировать срывы.
Родителям важно помнить, что к селфхарму не могут привести фотографии порезов в интернете. Причина всегда в тяжелых чувствах, с которыми ребенок не может справиться, а часто — даже назвать их
Если подросток обращается за помощью и поддержкой к анонимным пользователям, вероятно, он боится, что не сможет найти их в семье. Запрет на использование соцсетей или виртуальная слежка только увеличат недоверие и усилят страх.
Длительное подавленное состояние
Для подростка совершенно естественно «закрываться в комнате» (условно или физически) — избегать общения, грустить, не отвечать на вопросы, не радоваться тому, чему он раньше радовался. Сюда же относится резкое изменение любого типичного поведения ребенка: например, был всегда собранным — стал абсолютно рассеянным, как будто «с пустой головой». Любил общаться — теперь избегает компаний.
Вопрос в длительности этого состояния и в том, насколько оно мешает ребенку жить в его обычном, нормальном для него режиме. И тут очень важен контакт ребенка и родителя.
Конечно, держать руку на пульсе — это не значит контролировать, «заливать» подростка своей тревожной заботой или врываться к нему в комнату с предложением поговорить по душам. Все эти действия, по категоричному кодексу правил подростка, подлежат немедленному осуждению, без всяких смягчающих обстоятельств. И надо быть готовым к тому, что мы услышим, пожалуй, самую распространенную подростковую фразу: «Закрой, пожалуйста, дверь!»
Но при этом очень важно не остаться по ту сторону двери в ситуации, когда наша помощь действительно необходима. В ситуации подавленного состояния с подростком нужно обязательно постараться — очень мягко, тактично и деликатно — поговорить
Если подавленное состояние, чрезмерная закрытость, замкнутость ребенка длятся больше двух недель — это повод обратиться к психологу.
В ситуации подавленного состояния с подростком нужно обязательно постараться — очень мягко, тактично и деликатно — поговорить. Если подавленное состояние, чрезмерная закрытость, замкнутость ребенка длятся больше двух недель — это повод обратиться к психологу.
Миф 7. Селфхарм — это навсегда
Постепенно снизить эпизоды нанесения себе вреда, а потом и вовсе прекратить их, возможно.
Но это может быть нелегко. В процессе могут случаться срывы, и это нормально. Чем дольше человек использовал селфхарм как стратегию преодоления сильных переживаний, тем сложнее избавиться от нее и заменить техниками самопомощи.
Научиться распознавать свои эмоции и триггерные ситуации, которые приводят к желанию навредить себе, поможет психолог. Наиболее эффективными в борьбе с селфхармом когнитивно-поведенческая и диалектическая поведенческая терапия. Вместе со специалистом можно будет разработать план, как справляться с тягой к селфхарму, и подобрать наиболее эффективные способы для каждой ситуации.
Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают
Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки