Как появляются границы
Окружающий мир постоянно проверяет нас на прочность: на работе всегда есть коллега, готовый свалить на других свои обязанности, в компаниях — назойливо откровенный приятель, и даже некоторые друзья склонны садиться на шею. Но труднее всего выстроить здоровые личные границы в собственной семье.
Чтобы ребенок стал полноценным взрослым, требуются не только его усилия и время, но и активное содействие родителей. Только вот они далеко не всегда играют конструктивную роль в этом процессе, а порой и энергично препятствуют здоровому взрослению.
Токсичные родители называются токсичными не потому, что они нам не нравятся. Большинство из них — контролирующих, беспомощных, пьющих и применяющих насилие — объединяет бессознательное стремление любой ценой удержать ребенка при себе в состоянии созависимости и подчинения.
Признаки того, что родители нарушали (и продолжают нарушать) ваши границы
Чек-лист от Евгении Богдановой, психолога, руководителя проекта «Токсичные родители»
Вам трудно осознать себя как отдельную личность со своими интересами
Если в отношениях с родителями ребенку постоянно приходится приспосабливаться к их потребностям, в конце концов он теряет себя и перестает понимать, чего хочет сам.
Вы постоянно стараетесь быть «хорошим» или «хорошей»
Родители приучили вас к тому, что единственный способ завоевать расположение значимых людей — это уступать им и угождать.
Вы склонны к созависимым отношениям
Девушки из абьюзивных семей часто выбирают себе в мужья жестоких и требовательных мужчин вроде отца, а мужчины — гиперопекающих и контролирующих женщин, похожих на мать.
Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день
Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!
1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.
2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.
3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.
4 Я стала креативнее
Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое
5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.
Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!
7 советов родителям, которые иногда бьют детей, но хотят прекратить:
- Как в самолете: сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. Займитесь своей эмоциональной саморегуляцией, старайтесь заботиться о себе, чтобы в жизни было меньше стресса.
- Используйте принципы поведенческого научения, такие как положительное и негативное подкрепление. Подкрепление работает лучше, чем наказание. Разработать систему своевременных поощрений за хорошее поведение.
- Если вы договариваетесь с ребенком о каком-то правиле, то все члены семьи должны быть заодно: пусть супруг, бабушки, дедушки, дяди и тети знают, что iPad выдается только после того, как ребенок сделает уроки.
- Отложите ремень, который иногда висит на видном месте для угрозы. Ремнем ничему нельзя научить, ребенок будет только бояться или злиться.
- Если вы не готовы разговаривать с ребенком, самое лучшее, что вы можете сделать, — не кричать и не бить. Учитесь брать паузу. Погуляйте с собакой или просто сходите в магазин, но не идите на поводу у своих эмоций.
- Учите его выстраивать причинно-следственные связи и разговаривайте с ним. Сам он ничему не научится и будет брать пример с родителей: если вы кричите, он тоже будет это делать.
- Ребенок — это не кукла, а отдельная личность. Он не обязан соответствовать вашим ожиданиям, быть удобным и ответственным с самого рождения в силу того, что его мозг для этого пока не развит в полной мере.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Что будет дальше
Сейчас вам может казаться, что мосты сожжены и ваши близкие друзья навсегда погрязли в детском кале. Но это временное состояние.
Месяца через три ваши друзья выложат фотографии из парка, через полгода уже будут жить полноценной жизнью, а через год это будут закалённые в боях мастера продуктивности.
Возможно, у вас разойдутся интересы. У друзей теперь намного меньше свободного времени, и если раньше вы могли провести все выходные в загуле, то теперь друзья будут загуливать прицельно и строго по расписанию. Раньше можно было смотреть сериалы запойно, а сейчас в буквальном смысле выбор между сном и сериалом.
Наверняка вы отдалитесь. Это тоже нормально, потому что у ваших друзей появились какие-то новые занятия, которые вам ещё не понятны. У них появился новый круг общения в лице таких же родителей — они друг друга понимают и поддерживают.
Тут важно не расстаться на обиде, потому что через время у вас тоже могут появиться дети, и тогда поддержка опытных друзей вам будет очень нужна. И вот они уже не будут вам давать советы, как после родов пробежала марафон
Когда вам больше всего понадобится поддержка, они будут рядом.
Не теряйтесь,испеките пироги обнимитесвоих друзей
Эти ссылки отобраны для вас вручную:«Советы психотерапевта: дружба и любовь»«Одно слово, которое отравляет вашу жизнь»«Как отпугивать друзей и терять влияние на людей»
«Дети — это смысл жизни»
Дети могут быть смыслом жизни, а могут не быть им. Более того: с точки зрения психологии плохо, когда жизнь человека зациклена на чем-то одном, будь то работа, дети или хобби. В таком случае человек становится уязвимым.
Например, Дмитрий решил, что смысл его жизни — попасть в список Форбс «30 самых перспективных россиян до 30 лет». Но бизнес Дмитрия прогорел, успешного предпринимателя из него не вышло, а других целей у мужчины не было.
Так же и с детьми. Когда человек делает детей смыслом жизни, он становится зависимым от них и от того, насколько успешными в жизни они будут. И если дети не оправдывают ожиданий, например, выбирают не ту профессию или вообще перестают общаться с семьей, родители теряют ориентир в жизни.
Когда у человека гармоничная жизнь без перегибов в сторону детей или работы — то есть он не только родитель, но еще и профессиональный юрист, надежный друг и любящий муж, — у него есть точки опоры, которые делают жизнь более устойчивой в случае проблем или неудач.
Те, кто решил не иметь детей, не теряют смысл жизни. Все, что они упускают — это опыт родительства. Они смещают фокус на другие сферы жизни — работу, путешествия, хобби; то есть у этих людей тоже есть смысл жизни, просто заключается он в другом.
Как вести хозяйство, когда дома малыш
-
Глажка не обязательна.
Действительно, раньше считалось, что гладить детскую одежду необходимо, да еще и с обеих сторон, чтобы убить всех микробов. Сейчас чаще встречается мнение, что, во-первых, всех микробов уничтожать точно не нужно, а во-вторых, лучше позволить себе отдохнуть лишние полчаса, чем потратить это время на глажку. Малышу, да и всем остальным членам семьи, намного больше нужна отдохнувшая, выспавшаяся мама и жена, чем тщательно выглаженные ползунки и распашонки.
-
Ежедневная влажная уборка не обязательна.
Дома должно быть чисто, но фанатизм не нужен. Вам не обязательно убираться самой — можно попросить близких. Захламленное жилище не просто наводит уныние на маму — это вредно для здоровья ребенка. Чистый пол, свежий воздух и отсутствие пыли — то, что нужно и вам, и малышу.
-
В плохую погоду можно гулять на балконе.
Детские врачи обычно рекомендуют гулять с малышом два раза в день в хорошую погоду. Но все индивидуально, и если вам тяжело каждый раз вытаскивать коляску или просто накопились домашние дела и не хочется никуда выходить, то погулять ребенок вполне может и на балконе или лоджии с открытыми окнами. Этим методом пользуется уже не одно поколение мам. Особенно он хорош в дождливую промозглую погоду, когда совершенно нет настроения даже выглядывать на улицу. Ребенок в коляске мирно спит на балконе или лоджии, а мама в это время может заняться своими делами или просто отдохнуть.
-
Делайте покупки через интернет.
Облегчить себе жизнь можно, например, покупкой продуктов, подгузников и детского питания через интернет. Сейчас множество магазинов, в том числе и детских, предлагают доставку на дом. Коммунальные услуги, телефон тоже можно оплачивать онлайн, и это удобно в первую очередь молодым мамам, которые не имеют возможности выйти на улицу без коляски.
Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных
Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!
Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.
Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».
Запомнить:
- общаться с опытными родителями,
- не стесняться просить о помощи,
- делегировать полномочия в семье,
- говорить о материнстве в позитивном ключе,
- отдыхать при первой же возможности.
Слышит ли ребенок в утробе мамы
Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по данным некоторых авторов, с 22-й недели) ребёнок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребёнок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для «внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и лёгким мамы ребёнок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.
Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама ещё и говорит. Начиная с последнего триместра беременности, кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия: классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Это неудивительно, ведь гармония произведений Моцарта и Вивальди близка к альфа-ритмам головного мозга. Кстати, некоторые учёные считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух. Поэтому сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребёнком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном.
Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надёжный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребёнок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в на-полненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.
Как они себя чувствуют
Все родители чувствуют себя по-разному, но можно обобщить так:
- Постоянная усталость из-за нерегулярного сна.
- Физическое утомление. Носи на руках, меняй, носи, меняй, носи, меняй, и так часами.
- Тревога за ребёнка. С ним постоянно что-то происходит, чаще всего это сопровождается ором. И с этим часто ничего нельзя поделать. Представьте, что ваша мобила начала орать на полную громкость, выключить её нельзя, выбросить тоже. Вот это, только не мобила, а живой человек.
- Чувство гнева и бессилия. Сначала ребёнок может три часа орать дуриком, и никакие действия родителей не помогают. Начинаешь злиться на себя, что ты плохой родитель; на ребёнка; на мир. А потом он засыпает на часик. А потом просыпается, и давай носить, менять, носить, менять.
- Чувство обречённости. Ребёнка нельзя поставить на паузу. Нельзя сказать: «Ребёнок, давай мы обсудим твой ор в понедельник, хороших выходных!». Когда три-четыре дня в тебя регулярно орут, ты начинаешь думать, что так будет всю жизнь.
- Ощущение потери. Пока это чудо орёт и какает во все стороны, твои друзья бегут марафоны, запускают стартапы, жмут руку Валентине Матвиенко и дышат ещё не рожавшей маткой на Бали. А у тебя детский кал на предплечьях, на шее и на лбу и полное ощущение, что так будет бесконечно долго.
Вашим друзьям сейчас очень непросто. Не потому, что они не любят ребёнка; и не потому, что они его не хотели. Просто ребёнок после рождения — это очень утомительно, и ни за какие деньги это не изменишь.
Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно
В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.
Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка… Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.
За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя». Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.
Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.
В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим
Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху
Запомнить:
не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.
Какие слова нельзя говорить
31. Я все делаю для тебя
Даже если вы являетесь основным «спонсором» вашего ребенка, скорее всего, вы не в силах сделать всего, чего ребенок хочет.
К сожалению, если вы скажете ему данную фразу, то ребенок почувствует себя будто в долгу перед вами, а с другой стороны, подумает, что вы его упрекаете в том, что тратите некие суммы на него же.
32. Я не злюсь, я всего лишь расстроился
Бывает, что родители разочаровываются в своих детях, но говорить им об этом не нужно.
Эта фраза собьет их с толку, так как они не поймут, что же нужно сделать для того, чтобы исправиться, а еще дети будут чувствовать вину перед вами, потому что они не оправдали ваших ожиданий.
33. Ты неправильно делаешь, дай мне, я лучше справлюсь
Возможно, вас злит тот факт, что ваш ребенок не может сделать сразу все правильно без каких-либо ошибок, и поэтому вы пытаетесь сами исправить его недочет, но этого делать не нужно.
Ведь небольшие неудачи на пути к завершению дела – неотъемлемая часть обучения ребенка.
34. Я толстая?
Многие из наших проблем с питанием и телосложением начинаются с детства, и часто из-за того примера, который подают нам родители.
Не спрашивайте своего ребенка о вашем внешнем виде, если вдруг у вас есть проблемы с весом.
Во-первых, такие вопросы заставляют ребенка думать, что иметь даже небольшой лишний вес это ужасно, а во-вторых, вы себе же вредите, потому что своим видом просите сказать малыша о том, что у вас нет проблем с внешним видом.
35. Тебе должно быть стыдно
Независимо от того, как вы воспитывали своего отпрыска, он время от времени будет чувствовать стыд за какие-то свои поступки.
Ни в коем случае не нужно настаивать на том, что ему — ребенку должно быть стыдно.
Ведь это не только еще сильнее заденет его, но и заставит в будущем похлеще накуролесить.
36. Потому что я так сказал
Иногда становится невыносимо объяснять ребенку одно и то же по несколько раз, но как бы трудно ни было, лучше не аргументировать какую-то ситуацию тем, что именно вы так сказали, и поэтому это является правдой. Ведь ребенок пойдет специально наперекор вам после таких слов, потому что почувствует, что лишь ваши слова в этом доме имеют вес.
Лучше объясните малышу еще раз. Это возымеет больший эффект, чем данная фраза.
37. Успокойся!
Когда вы видите расстроенного человека, естественно, что вам хочется разрядить обстановку.
Если вы, действительно, хотите помочь своему ребенку, то не говорите ему успокоиться, так как это может только ухудшить ситуацию.
Выслушайте его проблему, а это поможет ему почувствовать облегчение и, ребенок перестанет грустить.
38. Ты у меня еще поплачешь
Разочарование и воспитание идут рука об руку.
Однако говорить ребенку, который и так чувствует себя плохо, о том, что он еще наплачется, не является лучшей идеей.
Он поймет, что помощи ему искать не от кого, а проблема будет его еще сильнее поглощать.
39.Ты прямо как твой отец/твоя мать или ты вся в отца/в мать
Если между вами — родителями напряженные отношения, то не нужно переносить эти эмоции на ребенка.
Даже когда вы видите, что ваш малыш ведет себя как ваш партнер, а это поведение вас сильно раздражает, нужно успокоиться. Ведь ребенок не виноват в этом.
Он смотрит на своих родителей и впитывает повадки обоих как губка.
40. Лучше бы я вообще тебя не рожала
Независимо от того, как сильно вы поругались со своим ребенком, вы никогда не должны говорить ему данную фразу. После услышанных слов ваши отношения могут сильно ухудшиться и, восстановить их будет уже невозможно.
Если вы чувствуете прилив злости, лучше уйдите в другую комнату и там успокойтесь, чтобы можно было продолжить беседу с ребенком в адекватном состоянии.
Помните, что после вышесказанной фразы вы потеряете своего ребенка навсегда.
Цитаты
Чтобы цветы были красивыми и ухоженными, о них нужно всегда заботиться)
Никто в жизни больше не будет баловать так, как родители.
Вместо того, чтобы критиковать детей, показывайте им, как нужно, на собственном примере. Через некоторое время они невольно будут повторять за вами.
Дети во всем копируют своих родителей.
Восторг они хоть и проявляют на разных языках, но все равно он понятен для всех.
Дети — это прямое отражение своих родителей.
Дети — это самое великое чудо, которое сотворила природа.
Преодолевая преграды и достигая цели, радуются все, даже дети.
Взрослым нужно поучиться у детей не думать о прошлом и будущем, а жить настоящим.
К правде нужно приучать с детства.
Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.
Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.
Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.
С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»
Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.
Запомнить:
разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»
Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.
Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:
Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.
Запомнить:
- «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
- изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
- отдыхать, отдыхать и отдыхать.
О детях и воспитании со смыслом
Даже самый грубый и неаккуратный человек с ребенком будет обходиться очень нежно и не спеша.)
Детям нужно давать право выбора, а не навязывать свои убеждения.
Бить — значит показывать свои слабости.
Практика всегда была важнее теории.
Чтобы изменить кого-то, а тем более ребенка, всегда нужно начинать с себя.
Счастье и радость — это лучшие друзья детства.
Ребенок, который воспитывается в любви, заботе и творческой среде, обязательно вырастет добрым и талантливым.
Воспитание ребенка — это вклад в будущее.
Подарить счастливое детство, это самое ценное, что только могут сделать родители для своего ребенка.
Значит, ком-то дома нужно сначала думать, а потом говорить.