Как научить ребенка уважать старших: советы для родителей

Проведите границу

Рассмотрим следующую ситуацию.

Семейный праздник, большое застолье, где собрались все родственники. За одним столом сидят все гости наслаждаются угощениями. Идет бурное обсуждение новостей из жизни, воспоминаний прошлого, друзей и знакомых. Все смеются. Дети встревают в разговор, подключаются к обсуждению, всех это забавляет. Кто-то из взрослых разговаривает с чужим ребенком, тот грубо отвечает. Веселье от этого только увеличивается. Классический пример из жизни. Знакомо?

Что же здесь не так?

При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет. В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей

А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно

В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей. А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно.

Таким образом, младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.

Моделируйте, как выглядит «хорошая» ролевая модель

Все три психотерапевта, с которыми мы беседовали по этому вопросу, сошлись во мнении, что самый эффективный способ научить старших детей быть хорошим примером для подражания — это самому быть таким примером. «Дети больше всего учатся на примере поведения, поэтому, если их старший брат или сестра являются отличным примером для подражания, а вы, как родитель, нет, это сбивает с толку», — говорит Рейчел Райт, LMFT и соучредитель Wright Wellness Center.

Например, если вы хотите, чтобы ваши дети были более терпеливы с младшими братьями и сестрами, очень важно, чтобы вы предлагали всем детям такое же поведение, говорит Эмбер Трублад, MFT, автор и мать четверых детей. То же самое касается предложения помощи, когда она необходима (или даже когда ее нет), словесных подтверждений и поощрений, а также физической ласки

«Ребенок, который может следовать примеру родителей, демонстрирующих позитивное социальное поведение, способен перенять привычки и взгляды, которые могут остаться на всю жизнь».

Некоторые другие качества, которые родители могут намеренно подражать, включают честность, порядочность, сострадание, надежность, преданность, самосознание, самоэффективность, важность связи с другими людьми, семью, чувство принадлежности и личные ценности

Развитие словарного запаса

На сегодняшний день богатый словарный запас не только показатель эрудированности, но и залог хорошей памяти и более ясного восприятия информации.
Неудивительно, что многие родители стремятся развить лексикон своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов:

Чтение

Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи.

Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.

Обсуждения

Есть вещи, которые ребенок может не понимать, незнакомый термин или выражение. В таком случае надо помочь ему разобраться и объяснить ему, что значит то или иное слово, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать значение.

Говорить и высказываться

Чтобы ребенок привык к более точным и ясным высказываниям, стоит постоянно вовлекать его в диалог. Находить темы для обсуждения и рассказывать что-то новое и интересное, обсуждать с ним истории и иногда что-то из научной части.

К примеру, даже рассказать о каком-то историческом событии или о научном открытии. Главное делать это максимум интересно и эмоциональнее, чтобы ребенок был заинтересован и запомнил под впечатлением, что он обсуждал с родителем.

Игры со словами

Существует множество игр основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже обычное отгадывание слов или совместное сочинение какого-то рассказа, игры в ассоциации могут развить словарный запас и даже творческую сторону мышления ребенка.

Спокойно относитесь к разногласиям

Мы живем в одном из тех исторических периодов, когда разногласия и несовпадение ценностей могут испортить дружеские отношения и нарушить доверие. Возможно, интуиция подсказывает вам не отстаивать свое мнение с пеной у рта. Или же, наоборот, вы сторонник споров и «показательных выступлений».

Могу ли я предложить вам третий вариант?

Участвуйте в дискуссиях, но помните, что вам необязательно всегда побеждать. Отношения с людьми должны быть для вас дороже, чем желание выиграть какой-нибудь политический спор. Иногда мы слишком дорого платим за упрямство и стремление всегда быть правым.

Вы можете отстаивать свою точку зрения и поддерживать ее аргументами, но не критикуйте и не оскорбляйте собеседника за его мнение. Не забывайте о приличиях — только так к вам прислушаются. С дружелюбным настроем вы сможете выслушать разные мнения, выяснить что-то новое и узнать других людей получше.

Когда вы перестаете защищаться и критиковать, вы тем самым помогаете собеседнику посмотреть на вещи под другим углом.

Почему это так важно?

Потому что ваши дети учатся, глядя на вас. Покажите на собственном примере, как нужно обмениваться идеями, и научите их не принимать все на свой счет.

Материалы по теме:

Как меняется поведение старшего ребенка при рождении второго?

1. Забылось то, что он давно спокойно делал сам, и мама резко понадобилась во всех делах: покормить, одеть, искупать, уложить спать…

2. Стал непослушным. Просто до абсурда. Мы никогда не требовали беспрекословного повиновения, и у нас разрешается говорить «нет» родителям, но он начал перегибать палку.

Добиться выполнения элементарного действия ( вроде «пойдем на улицу») стало очень сложно. В ответ только: «Нет, нет, нет».

3. Стал чаще болеть. Три раз за месяц. Ясное дело, садик отменялся, и мы все вместе сидели дома, что было для меня дополнительной нагрузкой и испытанием.

4. Стал стесняться. Ему всегда было нипочем подойти к незнакомым детям или взрослым, начать с ними играть и разговаривать, встречать гостей, рассказывать стихи на утреннике.

После рождения младшего чтобы познакомиться с другими детьми он стал звать меня, стих так и не рассказал, гостей встречал за моей спиной, цепляясь за ноги и одежду и твердил: «ну я немножко стесняюсь».

5. Тоже захотел «сисю» как и братик.

6. Стал очень плаксивым, расстраивался по любому поводу.

7. Начал сильно грызть ногти.

У некоторых детей это проявляется желанием угодить и быть излишне правильными и послушными.

Старшие дети начинают думать, что даже негативное внимание лучше, чем никакое. Ведь мама весь день возится с этим малышом

Мамам, уставшим после беременности и родов, выдержать это сложно. Они ведь сами стараются привыкнуть к новым условиям.

Некоторые действия вызывали такую бурю чувств, что сложно было сдерживаться. И приходилось напоминать себе: «Ты же взрослая, ты в теме, так нельзя».

Нам нужно было дать старшему понять, что родители его любят, даже если и уделяют меньше времени. Что он всегда будет нашим первым ребенком.

Объясните ценность пожилого возраста

Не занимайте позицию «потому что я так сказала» в отношении уважения к старшим. Дети плохо реагируют, когда их заставляют делать то, чего они не понимают. Просто сказать «уважайте старших» недостаточно. Объяснение ценности старших даст вашему ребенку реальную мотивацию быть добрым и вежливым с ними. Расскажите, что пожилые люди, включая учителей, бабушек и дедушек, соседей и даже незнакомых людей, имеют гораздо больше жизненного опыта. Их многолетняя жизнь дает уникальную перспективу, которая может быть невероятно ценной. Попросите ребенка представить, что кто-то грубо обращается с его бабушкой или отказывается помочь дедушке перейти улицу

Это должно помочь осознать важность

Когда зубная паста приносит вред детям: допустимые возрастные дозы

25 детей бездетного мужчины: необыкновенное воссоединение

Звезда сериала «Султан моего сердца» рассказал о выборе будущей жены

Средний ребёнок

Положение в семье среднего ребёнка не так просто однозначно охарактеризовать – то он был младшим, потом вроде бы перестал им быть, но так и не перешёл на ступень старшего. Именно из-за такого размытого статуса средние дети чаще проявляют покладистый характер, лучше адаптируются к изменившимся обстоятельствам. Они получают чуть меньше внимания родителей, но зато имеют больше свободы: забота о младшем автоматически переходит на старшего ребёнка, а среднему остаётся самое приятное и необременительное – защищать малыша и играть с ним.Благодаря появлению в семье очередной крохи у среднего ребёнка не закрепляется окончательно комплекс «младшего», ведь теперь это не он, а вон тот беспомощный маленький комок. Благодаря этому обычно существенно укрепляется самооценка среднего ребёнка, если до того он завидовал старшему, делая сравнения с ним не в свою пользу. Средние дети чаще получаются чуточку менее интеллектуальными и практичными, поскольку на них родители меньше надеются. К тому же им не приходится так переживать за любовь родителей, и что-то доказывать, как старшим, поскольку они чувствуют, что всем любви достаётся поровну.Обычно средние дети имеют нормальные взаимоотношения и со старшими и с младшими, поэтому комфортно чувствуют себя в любой компании

Их «срединное» положение позволяет им не бороться за роль в семье, поэтому они чаще получаются менее конфликтными и амбициозными (если только не обделены вниманием родителей). Иногда из-за нежелания конкурировать, средних детей отодвигают на второй план или подвергают насмешкам даже младшие, но для них самих это не такой уж травмирующий фактор, как для старших и младших, поэтому они часто просто не обращают на это внимания.
Средние дети проще адаптируются к изменившейся обстановке и менее конфликтны

Им чаще удаётся выбрать себе занятие по душе, а не руководствуясь советами родителей, практическими соображениями или чувством долга. Разноплановая социализация средних детей делает их более искусными в общении, хорошими переговорщиками, они чаще заводят собственное дело.

Зона риска

Средним детям частенько трудно определить своё место в семье, поскольку ребёнку непонятно – он уже стал старшим или всё ещё ближе к младшим? Ему трудно выбрать образец для подражания, на чьё поведение ориентироваться.

Секрет воспитания

А. Кузнецов рекомендует искать у среднего ребёнка сильные стороны. Если он обычно уступает остальным в играх, то ему нужно найти занятие, где он будет лучше других, что поможет ему стать увереннее, почувствовать себя сильнее. В ходе соревнований нельзя сравнивать между собой детей, чтобы ни один из них не почувствовал себя хуже остальных. Правильно сравнивать ребёнка с самим собой, но прежним, это гарантирует прилив оптимизма.

Не наказывайте и не унижайте прилюдно

Прогуливаясь по торговому центру в выходной день, часто наблюдаешь картину, как сначала из-за угла доносится громкий детский рев и крик взволнованной мамы, потом появляется «счастливая семейка».

Возможно, малыш устроил истерику, и мать ничего не смогла больше придумать, как высказать все свое возмущение на глазах у случайной публики.  Может просто баловался, а родители решили немедленно его воспитать «по всей строгости закона».

В любом случае это не лучшее решение для взрослого. Крики в присутствии посторонних не возвысят вас ни в глазах окружающих, ни в глазах ребенка. Он будет чувствовать публичное унижение и обиду. Такой сценарий может повторяться дальше до бесконечности.

Лучший вариант, сказать: «Будешь баловаться, придем домой, я тебя накажу».

В ответ он может сделать вид, что не слышал, и продолжить веселиться вам наперекор. Через какое-то время он успокоится, и вы сможете спокойно продолжить прогулку. В любом случае, по приходу домой нужно выполнить свое обещание.

В следующий раз ваше дитя будет более благосклонно и исполнительно относиться к вашему замечанию о поведении.

Хотите, чтобы ребенок уважал старших, уважайте его сами.

Радостные перемены

  • Если с появлением малыша планируются бытовые перемены — переезд старшего ребенка в другую комнату, зачисление в детский сад, то провести их лучше еще на этапе беременности. В противном случае стоит подождать. Если сразу после появления младенца вы отселите старшего ребенка в другую комнату, он почувствует себя ненужным, изгнанным. Преподносить эти изменения надо не как вынужденную меру, а как подарок — «мы решили, что у тебя должна быть новая чудесная кроватка и собственная комната».
  • Психологи рекомендуют выделить старшему ребенку место для личного пространства — уголок, где он сможет поиграть один; ящик для игрушек, которые нельзя будет брать малышу. Игрушки, принадлежавшие прежде первенцу, не могут вдруг стать общими.
  • Посмотрите вместе с ребенком фотографии, на которых он был малышом. С нежностью вспомните эти дни, расскажите, как радовались его рождению. Пусть старший ребенок знает, что и его ждали с радостным нетерпением.

2–3 года

В возрасте 2–3 лет детей накрывает кризис трехлеток. Добавьте сюда появление младшего ребенка, и вы поймете, почему ваш покладистый малыш превратился в плаксу и прилипалу. В этом возрасте у ребенка также может начаться мнимый регресс навыков. Он может снова начать писать в штаны, отказываться самостоятельно есть, будет пить из поильника, а не кружки. Некоторые, видя, как мама кормит грудью младшего ребенка, будут также требовать грудь. Ребенок, который спал в своей постели, может внезапно захотеть спать с вами, особенно если младший находится в вашей комнате.

Не злитесь, ребенок делает все это не назло вам — он просто хочет вернуться к тому времени, когда единственным ребенком был он сам, а вся забота и любовь мамы и папы доставалась только ему. Бороться с подобными проявлениями лучше всего с помощью смеха. Попробуйте сказать что-нибудь вроде: «Похоже, ты тоже хочешь стать малышом» и разрешите делать ребенку то, что он вознамерился сделать. Пусть ползает на четвереньках, пьет из поильника, сосет соску, ваша задача — посмеяться над этим без злобы. Ваш смех поможет ребенку преодолеть печаль и продвинуться дальше от ревности.

Практические советы для пап и мам

1.  Попросите ребенка сделать красивый рисунок, вставьте его в рамку и повесьте в комнате новорожденного.

2. Пусть он следит за течением дней оставшихся до появления на свет маленького, отрывая листки с календаря с веселыми картинками, стишками или загадками.

3. Предложите ему исполнить роль фоторепортера (если ребенок достаточно взрослый), когда малыша привезут домой из роддома. Он будет горд и поглощен этой ролью, что избавит его от некоторых переживаний, и позволит ощутить сопричастность к происходящему.

4. Говорите с ним о его собственном рождении,  рассматривайте младенческие фотографии, расскажите о том счастье, которое Вы испытывали в те дни. Пусть он сам выберет для личного альбома фотографии, которые ему покажутся наиболее важными. Покажите своему ребенку, что для Вас важна каждая минута его жизни.

Читайте другие статьи из раздела «Советы психолога»:

Как вырастить настоящего мужчинуКак выбрать куклу для девочкиЕсли ребёнок не отпускает маму

Поделиться ссылкой в соцсетях:

Основные правила поведения родителей с первым ребенком при рождении второго

1. Разрешать ребенку плохо говорить о братике или сестричке

Например, «Я его ненавижу», «Я никогда с ним дружить не буду», «Я с ним делиться не буду», «Он меня раздражает».

Таким образом он выражает свои чувства. А судя по испорченному поведению, чувствует он себя в этот период плохо.

Помогите ребенку осознать его чувства:

Озвучьте вслух его желания:

Научите направлять свой гнев в правильное русло:

Расскажите, что когда он был маленьким, родители тоже проводили дни и ночи у его кроватки.

Это необходимо, потому что маленький еще ничего не умеет, и только мама и папа смогут о нем позаботиться.

Однажды, когда я укладывала Мишу на дневной сон, он мне так и сказал: «Мама, я расстроен, потому что ты Никите уделяешь много времени, я тогда думаю, что ты меня не любишь»….

Мне в этот момент самой захотелось плакать.

2. По желанию привлекать к уходу за младшим

Привлекать, просить, но не заставлять. Это делает ребенка значимым и полезным, а мы все подсознательно к этому стремимся.

Наш Миша, к примеру, выкидывал использованные подгузники и качал братика в кроватке. Потом с гордостью говорил «Я вообще отличный помощник!».

Есть важный момент: если разница в возрасте маленькая, оставлять их одних в комнате нельзя.

Никаких «посмотри за братиком, я в душ». Особенно надолго. Помните: старший еще охвачен смешанными чувствами и пока не понял, хорошо ли иметь братика. Мне рассказывали случаи, когда дети клали подушку на голову младенцам, пока те лежали в кроватке.

3. Уделять время старшему

Быть с ним вдвоем: играть, читать книги, обсуждать дела. Пусть недолго, но каждый день.

Предупредить родственников и друзей о ревности. И попросить при встречах немного умерить свои восторги и сюсюканья перед младшим, уделить больше внимания старшему.

Этим вы избавите своего старшего ребенка от боли, позаботитесь о его чувствах. Можно даже написать инструкцию бабушкам и дедушкам.

4. Разделение игрушек

С момента появления младшего все небольшие игрушки покупали в двух экземплярах. Два одинаковых шарика, фонарика, машинки и так далее.

Игрушки  – это вообще очень тонкая штука для детей. Нельзя забирать игрушки у ребенка: это его сокровища, его валюта.

Ваши действия формируют его отношение к деньгам и устанавливают границы. Если старший уже перерос некоторые игрушки – их без зазрения совести можно отдать младшему. Другими, нужными обоим, придется делиться, играть вместе, меняться.

И закончу я свои советы упражнением, которое предлагают родителям на тренингах по воспитанию, чтобы они могли представить, что же чувствует старший ребенок по отношению к младшему.

Представьте…

Что ваш муж завел вторую жену. Она моложе и милее. Он без конца восхищается ею и говорит, какая она хорошенькая.

Он постоянно сидит рядом с ней, хотя раньше не отходил от вас ни на шаг. Стал требовать, чтобы вы были более самостоятельной. А еще он просит вас делиться с ней своей косметикой и одеждой…..

Этого достаточно, чтобы взрослые хотя бы немного смогли понять чувства старшего ребенка и разобраться в его поведении.

Что может помочь:

 1. Покажите сыну значимость его помощи для вас.

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает чувствовать собственную отдельность и независимость от матери, становится более самостоятельным. Как правило, дети в этом возрасте стремятся получить какие-либо обязанности и уже готовы нести за что-то ответственность. Помощь малышу и забота о нем могут быть как раз такими ответственными делами.

Попросите сына помочь вам собрать сестрёнку на прогулку. Покажите ему, как он может одеть на неё шапочку, варежки или завязать шарфик. Попробуйте вместе накормить её, пусть он поможет ей держать бутылочку или чашечку. А может быть, ему удастся успокоить её каким-нибудь своим хитрым способом, если она плачет. И обязательно скажите ему, как вам приятна его помощь, как нежно и заботливо он помогает сестре.

Как правило, дети очень гордятся, когда могут чем-то помочь маме.

2

Ребенку важно иметь личное пространство и свои личные вещи

Личные вещи составляют часть ощущения ребенком своей индивидуальности, и если его братья или сестры постоянно берут или портят эти вещи – это его очень огорчает.

Вы можете вместе с сыном определить, какие игрушки будут лично его, какие сестрёнкины и какие общие. И тогда давать или не давать ему свою игрушку сестре должен решать он сам. Даже если та очень хочет в неё поиграть.

И в случае, если он не даст игрушку, важно принять его решение:

— Ты хотела поиграть с Петиной машинкой, но, похоже, он не хочет сейчас давать её, возможно, он боится, что она может сломаться. Посмотри, у нас есть еще вот такая машинка, ты можешь поиграть с ней.

И так же с игрушками дочери. Соответственно общими игрушками они могут играть, когда захотят, не спрашивая друг у друга разрешения.

3. Выделите специальное время для общения с каждым ребенком.

Старшему особенно важно знать, что есть время, которое кто-либо из родителей посвящает только ему. Например, во время прогулки, если дочка спит, вы могли бы разговаривать с сыном о том, что интересно и важно для него

А вечером или на выходных, когда дома папа, и он может поиграть во что-то с дочкой, вы в это время можете заняться с сыном тем, что нравится ему

Например, во время прогулки, если дочка спит, вы могли бы разговаривать с сыном о том, что интересно и важно для него. А вечером или на выходных, когда дома папа, и он может поиграть во что-то с дочкой, вы в это время можете заняться с сыном тем, что нравится ему

4. Выделите черты характера или особенности поведения, характерные для каждого из ваших детей (которые вам нравятся в них) и поощряйте их.

Например:

— Ты у меня мастер на все руки, с тобой в хозяйстве не пропадешь! А Маша у нас любую компанию развеселить может, с ней точно скучать не придется!.

— Мне так нравится, как ты рисуешь, можно выставку открывать и гостей звать! А Машу попросим станцевать что-нибудь. Лучше, чем она, у нас никто не танцует!

Будет здорово, если они будут развивать свои способности в разных сферах, тогда вместо зависти между ними появится уважение к достижениям друг друга.

Давайте вместе попытаемся понять, почему ваш сын кричит, донимает сестрёнку, отбирает игрушки, вредничает.

7 советов, как и когда лучше рассказать ребёнку о беременности мамы?

Чем меньше ваш кроха, тем позже сообщайте о будущем важном событии

Обязательно расскажите о грядущем прибавлении сами. Именно от вас малыш должен услышать эту важную новость. Не от своих воспитателей, друзей, бабушки или соседей.

Пометьте приблизительную дату в календаре, чтобы чадо не донимало вас ежедневными допросами «ну когда уже, мама?». Здорово, если роды выпадают на месяц какого-либо праздника — в этом случае период ожидания становится более осмысленным. Например, «сразу после твоего дня рождения» или «после Нового года».

Сообщив чаду о маленьком карапузике в животе, не пускайтесь сразу в объяснения деталей. Просто оставьте ребенка в покое — пусть он «переварит» данную информацию. Потом он сам придет к вам с вопросами.

Отвечайте лишь на те вопросы, что он задает. Не нужно лишних подробностей, ребенку это ни к чему.

От ребенка постарше, 7-8 лет, можно ничего не скрывать: смело сообщайте ему о своей беременности, о счастье, которое его ожидает, и даже приступы тошноты можно не прикрывать фальшивой улыбкой, а честно сказать — мама не больна, а тошнота естественна. Конечно, лучше сообщить о беременности после 4-го месяца, когда угроза выкидыша снижается, а животик заметно округляется.

О будущем событии нельзя сообщать «между делом» в процессе будничных дел

Найдите время и поговорите с ребенком так, чтобы он почувствовал важность момента, и что мама доверяет ему свой большой секрет.

Сообщили важную новость? Не забывайте регулярно говорить с чадом на эту тему. Мультики, песенки, соседи и друзья вам в помощь — пусть малыш видит все на конкретных примерах.

Как научить ребёнка выражать и отстаивать мнение

Ассертивность — не врождённые, а приобретённые качества. Вот несколько советов от психолога как научиться этому комплексу мягких навыков. 

1. Воспитывайте в самостоятельности

Важная составляющая становления ребёнка как смелой и уверенной в себе личности — самостоятельные решения. Не лишайте его этой возможности. 

Это выражается даже в мелочах. С детства переводите ребёнка в режим «самостоятельности»: самому завязать шнурки, самому решить, какого цвета футболку надеть, самому налить себе суп из кастрюли. По мере взросления ребёнка предоставляйте ему чуть больше свободы и автономности действий, чем раньше. Постепенно продолжайте снижать уровень контроля.

2. Разрешайте быть не согласным

Примите тот факт, что у ребёнка может быть собственное мнение. Если в семье ребёнку разрешают проявлять свои взгляды и озвучивать мнения, впоследствии он скажет «нет» угождению другим взрослым и сверстникам.

Если ребёнок стеснителен, поощряйте его высказываться и демонстрируйте, что его мнение так же важно, как и мнение остальных членов семьи. Часто родители думают, что только их решения могут быть правильными и эффективными

Но безапелляционное отметание мыслей ребёнка не сделает его ассертивным. Неповиновение следует уважать и обсуждать, а не молча пресекать.

3. Валидируйте страх

Страх — это абсолютно нормальное чувство. Если ребёнок боится возразить учителю или выступить с презентацией перед всем классом — это тоже нормально. Как отмечают психологи, страх — это чувство, которое возникает у каждого человека, ощутившего угрозу безопасности. Не ругайте ребёнка за проявление естественной реакции.

4. Объясните, что взрослые бывают не правы

В социуме есть такая установка: «старших нужно уважать». Психологи сходятся во мнении, что это правило устарело и не подходит современному поколению.

Сегодня дети и подростки уважают не за возраст, а за реальные достижения. Каждому учителю нужно сначала заслужить уважение класса поступками, манерой подачи материала и поведением, а не требовать его по умолчанию.

Учите ребёнка, что взрослые тоже могут ошибаться и быть не правы. Так ребёнок не будет бояться вступать с учителями в дискуссию или не соглашаться с теми, кто старше. 

5. Укрепляйте самооценку

Дети с высокой самооценкой знают, как отстаивать свои права. Убедитесь, что ребёнок не сомневается в памяти: если ему кажется, что он что-то помнит — не нужно ставить это под сомнение словами «не уверен… точно не помню, но…». Регулярно поощряйте сына или дочь и не сравнивайте с другими детьми. 

Мы становимся увереннее и начинаем ценить себя, когда получаем поддержку и оказываем её тем, кто в ней нуждается. Проследите за собой: бывают ли ситуации, когда вы необоснованно критикуете ребёнка и обесцениваете его старания? 

6. Воспринимайте ребёнка как смелого и уверенного

Даже если вам кажется, что он ещё не такой. Окружающие люди часто «зеркалят» нам наши представления о них: если мы считаем, что человек недостаточно смелый, он предстаёт перед нами как трус.

Чаще делайте ребёнку комплименты, которые укрепят ассертивность: искренне говорите, какой он храбрый и уверенный. Если ребёнок чувствует, что его мнение ценится, что он имеет право на «нет», что он может возразить, что он может высказаться — он быстрее и успешнее развивается как личность.

И снова в комнате бардак?!

Комнату подростка ни с чем не спутаешь: ношеная одежда лежит там, где ребенок ее снимал, на раскрытой книге покоятся мумифицированные останки яблочного огрызка, ковер слегка посыпан шелухой от семечек. Так было, есть и будет всегда, поэтому родителям лучше смириться и переждать этот период, чем ежедневно воевать из-за каждой бумажки на полу. Когда же подросток возьмется за ум и начнет без напоминания убираться в комнате? В один прекрасный день, когда туда войдет гость или гостья, к которому ваше чадо неровно дышит. Вот тогда вы с удивлением обнаружите, что подросток не только умеет пылесосить и креативно расставлять подушки на диване, но и готовить паэлью, а в конце трапезы – мыть посуду. 1. Безопасность прежде всего. Постарайтесь снизить количество требований к порядку в комнате

В самом деле, неужели так важно, чтобы учебники лежали на столе аккуратной стопкой? Пусть они валяются там, откуда подростку удобно их доставать. Однако есть вещи, которые требуют вашего постоянного контроля

Например, чашки со старым чаем, в котором резвятся микроорганизмы, а ребенок норовит допить его, или несвежее белье, требующее немедленной замены. 2. Подходящий момент. Постарайтесь выбирать время для замечаний и просьб, касающихся порядка в комнате. Бессмысленно взывать к совести подростка в то время, когда он увлеченно смотрит фильм, читает, разговаривает по телефону или, наконец-то, сел за уроки. Можно завести разговор об уборке за ужином, перечислив те необходимые действия, которые должен выполнить ребенок. Важно, чтобы ваши слова звучали как убедительная просьба, а не приказ. 3. Добрые традиции. Помогите подростку убедиться в том, что уборка – не бесполезная трата времени, а довольно приятное занятие. Предложите навести порядок вместе на какой-нибудь нейтральной территории вроде кухни, чтобы ребенок не опасался, что вы можете найти секретную записку от Иванова или рисунок директора школы с рогами и другими оскорбительными дополнениями. Неторопливо беседуя и рассматривая различные вещи, вы сможете снизить градус негативных эмоций, связанных у подростка с уборкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: