И снова в комнате бардак?!
Комнату подростка ни с чем не спутаешь: ношеная одежда лежит там, где ребенок ее снимал, на раскрытой книге покоятся мумифицированные останки яблочного огрызка, ковер слегка посыпан шелухой от семечек. Так было, есть и будет всегда, поэтому родителям лучше смириться и переждать этот период, чем ежедневно воевать из-за каждой бумажки на полу. Когда же подросток возьмется за ум и начнет без напоминания убираться в комнате? В один прекрасный день, когда туда войдет гость или гостья, к которому ваше чадо неровно дышит. Вот тогда вы с удивлением обнаружите, что подросток не только умеет пылесосить и креативно расставлять подушки на диване, но и готовить паэлью, а в конце трапезы – мыть посуду. 1. Безопасность прежде всего. Постарайтесь снизить количество требований к порядку в комнате
В самом деле, неужели так важно, чтобы учебники лежали на столе аккуратной стопкой? Пусть они валяются там, откуда подростку удобно их доставать. Однако есть вещи, которые требуют вашего постоянного контроля
Например, чашки со старым чаем, в котором резвятся микроорганизмы, а ребенок норовит допить его, или несвежее белье, требующее немедленной замены. 2. Подходящий момент. Постарайтесь выбирать время для замечаний и просьб, касающихся порядка в комнате. Бессмысленно взывать к совести подростка в то время, когда он увлеченно смотрит фильм, читает, разговаривает по телефону или, наконец-то, сел за уроки. Можно завести разговор об уборке за ужином, перечислив те необходимые действия, которые должен выполнить ребенок. Важно, чтобы ваши слова звучали как убедительная просьба, а не приказ. 3. Добрые традиции. Помогите подростку убедиться в том, что уборка – не бесполезная трата времени, а довольно приятное занятие. Предложите навести порядок вместе на какой-нибудь нейтральной территории вроде кухни, чтобы ребенок не опасался, что вы можете найти секретную записку от Иванова или рисунок директора школы с рогами и другими оскорбительными дополнениями. Неторопливо беседуя и рассматривая различные вещи, вы сможете снизить градус негативных эмоций, связанных у подростка с уборкой.
Когда нужна помощь психолога
В некоторых ситуациях вашему ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Келли отмечает несколько признаков того, что без психолога не обойтись: если вы видите, что ребенок сильно переживает, ему трудно ходить в школу или он не может уснуть по ночам из-за того, что встревожен.
— Если ребенок отказывается делать то, что он обычно делал, или то, что прежде не вызывало трудностей, — говорит Линн Буфка, — то что-то идет не так.
Возможно, ребенок столкнулся с буллингом, или он перегружен учебой и нуждается в дополнительной работе с психологом.
Буфка говорит, что в некоторых случаях волнение из-за учебы может перерасти в отказ от занятий, когда дети не хотят посещать уроки. Поэтому лучше вовремя обратиться к профессионалу.
Причины снижения интереса к учебе у подростка
Подростковый возраст – это сложный период в жизни детей и родителей. В начальных классах малыши с интересом воспринимают учебу, старательно впитывают новые знания. По мере взросления в их жизни появляются масса новых интересов. Это и спортивные увлечения и общение со сверстниками. Падение интереса к урокам часто начинается в 12–13 лет, что психологи связывают с внешними и внутренними факторами.
Подавляющее большинство родителей используют в воспитании авторитарную модель. Они начинают наказывать ребенка за плохие оценки. Но чем больше возникает запретов, тем чаще в семье бывают скандалы, недопонимание и недоверие.
Основные причины снижения интереса к учебе у подростка
Манера преподавания уроков в школе. Многие учителя не могут заинтересовать детей предметом. Они дают информацию пресно, отбивая всякий интерес к поиску новых знаний и саморазвитию.
Психологические переживания личного характера. Нередко в подростковом периоде начинаются конфликты за роль в компании или классе, посещает первое чувство влюбленности. Моральный дискомфорт отражается на самочувствии в виде бессонницы, нервозности, появляется рассеянность.
Большое количество дополнительных секций и кружков. Некоторые родители начинают нагружать ребенка языковыми и факультативными занятиями, спортивными секциями. Они только усиливают нервное напряжение и не дают сосредоточиться на получении основных знаний.
Психотип ребенка. В период гормонального дисбаланса начинают активно проявляться черты характера
Важно своевременно заметить, к чему тянется подросток. Необходимо развивать его в направлении гуманитарных или точных наук
Существует немало примеров гениальных физиков и биологов, которые не освоили до конца правила правописания.
Проблемы в семье. Многие родители продолжают относиться к ребенку как к малышу, не воспринимают серьезно его мнение. Подростки болезненно переживают любые ссоры и распри между взрослыми, а развод становится причиной сильнейшего стресса.
Заболевания нервной системы. Врачи объясняют, что некоторые аномалии и патологии не проявляют себя до определенного периода. Задержка психического развития поддается коррекции в дошкольном возрасте, но иногда через годы возникают последствия в виде неусидчивости, отсутствия внимания, повышенной раздражительности. При появлении подобных проблем может потребоваться консультация эндокринолога. Расстройства гормонального фона и болезни щитовидной железы также могут ухудшить усвоение учебного материала.
Я — неудачник?
Среди распространенных причин, влияющих на нежелание ребенка учиться, выделяется отсутствие мотивации. Подросток не может проявить свои способности и раскрыться в полную силу. Он считает себя неталантливым, не хочет бороться с ленью. Он оправдывает плохие оценки тем, что учителя не замечают его исправления и не дают ему шанс подняться выше. У таких детей часто проскакивают словосочетания «я – невезучий» и « я – неудачник».
Не менее распространенный фактор, осложняющий ситуацию, – давление родителей в выборе дальнейшей профессии. Ребенок в силу возраста и отсутствия жизненного опыта не понимает всей значимости этого периода, не задумывается о последствиях халатного отношения к учебе. Взрослым сложно донести все плюсы занятий английским языком или географией с позиции учебы в институте и построения карьеры.
Типичное Поведение Подростков
Для маленького ребенка вы являетесь его образцом для подражания, и он делится с вами каждой мелочью. Однако в подростковом возрасте они начнут доверять друзьям больше, чем кому-либо, и станут более эгоистичными.
Хотя в некоторых аспектах они действуют ответственно, они могут быть упрямыми и иногда устраивать истерики. Кроме того, между вами и ними может возникнуть конфликт мнений.
Если ваш подросток предпочитает проводить больше времени со своими друзьями и скрывать от вас некоторые аспекты своей жизни, не унывайте, это совершенно нормально. Это может причинить вам боль, но позвольте им понять это постепенно.
Правило 9
Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:
- включайте в план урока «минуты тишины». В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
- используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.
Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.
Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.
Переходим в режим «офф»
Иногда ситуация накаляется настолько, что до эмоционального взрыва остаются какие-то мгновения. В такие моменты полезным будет выключиться: перестать на все реагировать. Очередные ссоры, конфликты и ругань с подростком – это не выход. Сделайте вид, что вам все равно
Пусть подросток почувствует себя победителем, если для него это так важно. Вы же посмотрите сериал, заварите кружку горячего чая
В это время вас не должно интересовать, что он сделал или что его ждет в будущем. У вас еще будет время об этом подумать. Это хорошая профилактика для ребенка, пусть почувствует свою зависимость от родителей. Важно будет показать при этом, что вы правы, но вам уже ничего не нужно. Победить в этом конфликте поможет время, которое будет работать на вас. К тому же лишний час отдыха днем пойдет только на пользу.
Как Правильно Воспитывать Своего Подростка
Дисциплинирование подростков необходимо для того, чтобы контролировать их изменяющееся поведение. Без дисциплины ваш подросток может приобрести вредные привычки и поддаться давлению сверстников.
Вот несколько положительных способов дисциплинировать вашего ребенка.
1. Обосновывайте их, но разумно
Заземление детей — это извечная дисциплинарная техника. Вы можете использовать это в крайнем случае. Не заземляйте их по мелочам, но если они продолжают веселиться до поздней ночи, несмотря на неоднократные напоминания, или если они пропускают школу и слоняются без дела, они заслуживают заземления.
2. Забрать привилегии
Если ваш подросток воспринимает вашу любовь и заботу как должное, пора научить его ценить те предметы роскоши, которыми они наслаждаются. Однако, прежде чем лишить их привилегий, убедитесь, что вы объяснили им, почему вы это делаете. В противном случае это может привести к ложным предположениям и резким протестам со стороны вашего подростка. Кроме того, не заходите слишком далеко; ограничить его фиксированным периодом.
3. Ваш дом, ваши правила
Для вашего подростка нормально принимать решения и время от времени справляться со своей жизнью. Но слишком много всего может навредить. Если ваш подросток не подчиняется вашим правилам и издевается над вами за то, что вы говорите ему, что правильно, а что неправильно, пора проявить настойчивость с ним. Дайте им понять, что это ваш дом, и все пойдет по вашим правилам.
4. Позвольте им столкнуться с последствиями
Опыт лучший учитель. Иногда лучше позволить подростку столкнуться с последствиями своих действий. Однако убедитесь, что ваш ребенок усвоил ценный жизненный урок из этого опыта. Кроме того, поговорите со своим подростком и поймите его сторону истории, чтобы убедиться, что он не попадет в беду.
5. Не отдавайте команды
Подростки склонны бунтовать и протестовать, когда вы отдаете команды. Например, если вы скажете: « Скажи мне, куда ты собираешься?» ваш подросток, скорее всего, захлопнет ногами и уйдет. Однако, если вы скажете: « Я беспокоюсь о тебе; это поможет мне успокоиться, если ты скажешь мне, куда ты собираешься », это могло бы помочь дисциплинировать их положительно.
6. Позвольте им починить вещи
Еще один способ дисциплинировать вашего подростка — дать ему возможность исправить свои ошибки. Если они причинили кому-то боль или что-то повредили, придумайте план, позволяющий им исправить ситуацию. Это может быть обращение к человеку, которому они причинили боль, и извинение, или дополнительная работа, чтобы оплатить ущерб. Это заставит их задуматься о своих действиях и их последствиях, и они могут дважды подумать, прежде чем совершить такую ошибку.
7. Дайте им больше обязанностей
Хотите, чтобы ваш подросток понял ценность чего-либо? Дайте им больше обязанностей. Например, если ваш подросток фыркает и корчит рожи, когда вы готовите приличную еду после работы в две смены, заставьте его готовить ужин для всей семьи или попросите его купить продукты в течение всей недели. Это поможет им понять вашу борьбу и жертвы.
8. Подружитесь с ними
Возможно, это не звучит как стратегия дисциплины, но это больше, чем дисциплина вашего подростка. Подружившись с ребенком-подростком, вы сможете завоевать его доверие. Постарайтесь проводить с ними время и дать им понять, что вы уважаете и понимаете их чувства. Если вы найдете занятие, которое понравится вам обоим, это самый быстрый способ подружиться с подростком.
Теперь, когда вы знаете, как дисциплинировать своего подростка, позвольте нам взглянуть на проблемы, с которыми вы, вероятно, столкнетесь на этом пути.
Почему детям необходимо читать
Поскольку книга всегда была и остаётся главным источником знаний, приучить ребёнка читать должен каждый родитель, который хочет, чтобы сын или дочь получили хорошее образование. Сайт sympaty.net напоминает, что лишь чтение способно развивать воображение детей.
Книге принадлежит важная роль в формировании у ребёнка очень многих знаний, умений и навыков.
- Чтение обогащает лексический запас ребёнка, развивает его речь.
- Дети, которые много читают, совершают меньше орфографических, пунктуационных, грамматических и синтаксических ошибок.
- Беглое чтение и привычка обращаться к книге при возникновении различных вопросов делают подростка способным к обучению в вузе.
- Книги учат детей понимать других и с терпением относиться к тем, кто находится рядом.
Привить ребёнку любовь к чтению очень важно. Начинать над этим работать следует уже в двухлетнем возрасте, читая малышу каждый день детские книжки
Но не стоит опускать руки и в том случае, если ребёнка не приучили читать с младенчества. Даже в подростковом возрасте его вполне реально заинтересовать книгами. В этом родителям помогут советы опытных педагогов.
Советы психолога
Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.
Для школьников начальных классов
Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.
Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.
Для школьников средних классов
Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.
Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.
Для школьников старших классов
Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.
Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
Почему подросток не хочет учиться
Конечно, прежде чем использовать эти способы, нужно понять первостепенную проблему: почему подросток не хочет учиться? За всеми его аргументами могут скрываться совершенно другие причины.
Например, плохие отношения с учителями. К сожалению, не все педагоги могут найти подход к ребенку. Попробуйте выяснить, в этом ли проблема. Ее можно решить репетиторами, беседой с учителем или, на крайний случай, смены места учебы.
Не понимание предметов. Иногда ребенок может упустить что-то во время урока, не понять тему, а дальше все пробелы начнут накапливаться, как снежный ком. В таком случае проблему можно исправить репетиторами или дополнительными занятиями. Возможно, вы или кто-то из одноклассников поможет объяснить предмет лучше.
Часть предметов совсем не интересны ребенку. Такое, к сожалению, тоже бывает. Не расстраивайтесь и договоритесь с ребенком уделять таким предметам меньше внимания, но не забывать про них. Получить базовые знания все равно будет полезно. Пусть подросток сосредоточится на изучении тех дисциплин, которые вызывают настоящий интерес.
У ребенка не хватает времени. Учеба, тренировки, хобби, домашние задания, работа по дому… Да, бывает, что у детей график еще более загруженный, чем у взрослых. Конечно, если из-за учебы подросток не сможет погулять с друзьями или пойти на первое в своей жизни свидание, это вызовет внутренний протест. В таком случае нужно грамотно расставить приоритеты и постараться снять с подростка часть обязанностей, предоставив ему личное время.
Почему важно учить и учиться концентрации внимания
Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни
Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!
Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь
Составляйте to-do лист с дедлайнами
Для вдохновения, кстати, можно мурлыкать себе под нос тему Розовой пантеры – знаменитое «ту ду, ту ду, ту ду, ту ду, ту ду». Особо пунктуальные особы могут составлять свой список дел в экселе, добавив к собственно списку ячейки с описанием заданий. Как это работает? Вы разгружаете голову, составляя план действий, и избавляетесь от необходимости хвататься за все сразу и паники «Я ничего не успеваю»
Если вам же подобные программы навевают на вас тоску, возьмите самоклеющиеся блоки и распишите свои задачи на отдельных листочках (подсказка: вы можете «присвоить» задачам с разной степенью важности разные цвета), разместите их на мониторе или на поверхности стола, а потом, по мере выполнения, снимайте
Как наказывать
Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других
Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее
Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.
Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.
Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения
Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.
Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.
Ситуация №4. Ребенок стесняется выступать на публике
«Дочь пишет стихи, и в младшей школе без проблем участвовала в различных конкурсах талантов. Сейчас она в шестом классе и боится выходить на сцену, боится оценки окружающих. Даже выйти к доске на уроке ей стало сложно. И, кстати, в ее же классе сразу две девочки стали отказываться от участия в олимпиадах, объясняя это тем, что не хотят выделяться».
– Шестой класс – это вхождение в пубертатный возраст, когда меняется абсолютно все, – добавляет Александра Демина. – Если раньше девочке достаточно было слов родителей о том, что она самая красивая и умная, то в подростковом возрасте даже самые симпатичные начинают в этом сомневаться. Чтобы вернуть девочке-подростку уверенность в себе, нужна поддержка семьи. Продолжайте хвалить ее, но уже не просто так, а за конкретные успехи, чтобы дочь почувствовала свою значимость
И очень важно, чтобы папа с железобетонной уверенностью подчеркивал, что его дочь самая красивая, самая умная и классная – это очень важно для того, чтобы у девушки сформировалась правильная, адекватная самооценка
– Во-первых, не заставляйте ребенка стремиться к достижениям, к результату, когда речь идет об увлечениях, – советует Наталья Половайкина. – Пусть он просто занимается тем, что ему нравится, и получает от этого удовольствие. Тогда будет результат, и успехи. Меньше ожиданий, меньше требований, меньше сравнений вашего ребенка с другими. Во-вторых, если ребенок стесняется – не давите на него. Поговорите с учителем, объясните, что ваша дочка не будет выступать, если сама этого не захочет. Она может поучаствовать в школьном мероприятии как-то по-другому – не обязательно стоять на сцене.
Чтобы вернуть девочке-подростку уверенность в себе, хвалите ее за конкретные успехи, чтобы она почувствовала свою значимость. Фото: Freepik
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
Частые ошибки родителей, когда подросток не хочет учиться
К сожалению, многие родители воспринимают в штыки несерьезное отношение подростка к учебе. Ниже мы расскажем о самых частых ошибках, которые допускают родители в этом вопросе.
Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми
Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие и вести аргументированный диалог
Чрезмерный контроль. Если вы начнете силой заставлять ребенка делать уроки, проверять домашние задания, следить за каждым его действием, то это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.
Домашний арест. Пока не начнешь учиться — никаких прогулок с друзьями! Такие крайности отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и ухудшают отношения с родителями.
Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Например, когда родители запрещают детям посещать тренировки или другие занятия, пока они не исправят оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимого дела.