Родительские ошибки в мотивации
Часто родители демотивируют своих детей непреднамеренно.
1. Слишком много наград
Постоянные поощрения детей за хорошую успеваемость — ловушка. Сначала может работать, но хватит этого ненадолго.
Например, вы пообещали давать своему ребёнку за каждую пятёрку в школе по 100 р. Сначала он будет доволен, но позже откажется от такой сделки или скажет, что его пятерка стоит дороже. Наконец, он может просто привыкнуть к такой внешней мотивации — то есть она перестанет действовать.
2. Погоня за оценками
Уходя из начальной школы, ребёнок сталкивается с более серьёзными предметами, да и ОГЭ в конце средней школы сдавать придётся, поэтому иногда родители считают, что оценки — показатель знаний.
Школы подчеркивают важность академических результатов. Это практический аспект системы образования, но оценки — это еще не все
Хорошие оценки даже не являются точным предсказателем успеха. Лучший его индикатор — это не хорошие оценки или высокий IQ, а скорее эмоциональный интеллект. Как, по-вашему, добиваются успеха троечники?
3. Чрезмерная опека
В 9 лет дети начинают осознавать себя и своё место в обществе. Ребенок, который делает выбор и берет за него ответственность, понимает, что он контролируют свою жизнь. Так он узнает, что может быть успешным в школе и за ее пределами.
4. Отсутствие примера
Если ваши дети видят, что вам нравится приобретать новые навыки и знания, они, скорее всего, получат удовольствие от обучения. А если нет, то и сами ничего не захотят делать.
5
Внимание на поведение, а не на его причину. Часто родители фокусируются лишь на внешних проявлениях — плохих оценках, отзывах учителей — но почему так происходит, понять не стремятся
А дети в этом возрасте особенно хотят, чтобы вы были готовы слушать, а не критиковать
Часто родители фокусируются лишь на внешних проявлениях — плохих оценках, отзывах учителей — но почему так происходит, понять не стремятся. А дети в этом возрасте особенно хотят, чтобы вы были готовы слушать, а не критиковать.
Типы учебной мотивации
Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.
Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.
Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет.
Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.
Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?
Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.
Чаще узнавайте о школьных делах
Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, хороший ли в этом классе преподаватель, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.
Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.
Не ругайте за «двойки»! Ссора ни к чему хорошему не приведет. Лучше беседуйте с ребенком, выясните, за что он получил плохую отметку, проанализируйте с ним ситуацию и найдите пути для решения проблемы
Важно объяснить, что неприятная отметка легко может повыситься и превратиться в «отлично», стоит только приложить усилия. Будьте в курсе школьных дел
Топ-10 способов, как заставить ребенка учиться: советы психологов
- Помогите составить график занятий
Этот совет актуален не только для родителей первоклашек — подростки тоже устают из-за неправильного распорядка дня. Не требуйте от ребенка, чтобы он занялся уроками сразу, как только вернулся из школы
Обратите внимание, нет ли отвлекающих факторов. Например, громко работающего телевизора в той же комнате или шумных игр младших братьев и сестер
Сложнее всего, если подросток часами зависает в онлайн-играх и соцсетях, чтобы не делать уроки. А потом делает все в последний момент, еще и ночью. Чтобы помочь ребенку делать все вовремя, воспользуйтесь методами борьбы с прокрастинацией.
Ищите практическое применение знаниям
Не каждый родитель готов рассказать, как использовать дифференциальное исчисление в быту, но для более простых вещей несложно найти примеры из жизни. Покажите во дворе крестоцветные и розоцветные растения, вместе разверните карту мира, вспомните о разной теплопроводности материалов, рассматривая горячую крышку от сковороды с холодной ручкой. Докажите ребенку, что школьные знания — это не только сухая теория, но и очень увлекательный мир вокруг нас.
Будьте в курсе школьной программы
Необязательно знать все тонкости обучения, но родителям будет полезно хотя бы примерно представлять, что происходит в школе, чтобы заставить ребенка учиться.
Даже с минимумом информации проще отвечать на вопросы, обсуждать с подростком его день в школе и даже правильно определять причину плохих оценок.
Вместе изучайте биографии великих людей
За успехом каждой знаменитой личности стоит упорный труд и череда подъемов и падений. Изучая биографии ученых или бизнесменов, убедите ребенка, что после неудачи есть вторая попытка. Как говорил Томас Эдисон: «У меня не было поражений, я просто нашел 10 000 неработающих способов создать лампочку». Необязательно погружаться в прошлое — можно выбрать примеры, которые будут близки поколению Z: Илон Маск, Билли Айлиш, Марк Цукерберг.
Хвалите за маленькие победы
Не ожидайте полного успеха, чтобы похвалить ребенка, — отмечайте любое движение вперед. Причем речь не только о маленьких детях, но и о подростках. Обычно родители первоклассников так и поступают, отмечая каждую победу и старания ребенка, а вот к повзрослевшему школьнику относятся более критично. Между тем дети постарше тоже нуждаются в поддержке.
Дайте ребенку право на ошибку
Высокий перфекционизм обычно сопровождает такая же высокая тревожность — из-за этого дети совершают нечаянные глупые ошибки. Не поднимайте планку до максимума даже для отличников. Второе или третье место на олимпиаде в школе или попросту четверка — это не повод расстраиваться или упрекать ребенка. А если он сам расстроен, успокойте его и скажите, что ошибки — это часть пути, они бывают у всех.
Не забывайте о личном примере
Если папа вечерами играет в «танки», а мама смотрит любимый сериал, сложно ожидать от школьника, что он полюбит читать. Да, после работы родители имеют право на расслабление и отдых, но дети впитывают семейные традиции, как губки.
Именно в семье они должны видеть ценность знаний. Все мы чему-то учимся в своих профессиях — рассказывайте об этом ребенку, приводите примеры. Он должен знать, что обучение новому — неотъемлемая часть жизни.
Учитывайте склонности ребенка
Оптимальный вариант заинтересовать ребенка учебой — поддерживать его склонности. Помните, что нет неудачных профессий и хороший парикмахер ничуть не хуже хорошего юриста или врача.
Если вы заставите подростка готовиться к специальности, которая ему не интересна, лишь потому, что «это престижно» — вряд ли он достигнет успеха. Позволяйте детям хотя бы попробовать, даже если вы уверены в безнадежности затеи. В таком случае можно просто обсудить план Б: «Давай придумаем, что ты будешь делать, если с первого раза не получится поступить в театральный вуз?»
Позаботьтесь о правильном окружении
Родители не выбирают друзей своим детям, но записать их на учебный курс или в кружок, где будут образованные, эрудированные люди, мы в силах. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок общался с профессионалами в той сфере, которая ему интересна. Общение с увлеченными людьми само по себе способствует развитию интереса к учебе, причем не только на отдельных уроках, но и в целом.
Ставьте четкие и достижимые цели
В современном менеджменте популярна техника постановки целей SMART — ее можно с полным правом перенести на обучение. Аббревиатура SMART рассказывает, какой должна быть цель, чтобы к ней было проще прийти:
- specific— конкретизированная;
- measurable— измеримая;
- attainable— с четкими критериями достижения;
- relevant— актуальная;
- time-bound— с ограничением по времени.
Как поставить цель в учебе и не сойти с ума от напряжения
Как заинтересовать ребёнка учёбой?
Если ребёнок не хочет учиться, надо знать, как ему помочь. Чтобы малыш с удовольствием ходил в школу и делал домашнее задание, нужно его мотивировать. Сделать это можно несколькими способами:
- Когда вы всей семьёй чем-то заняты, то следует больше времени уделять познавательной деятельности. Гуляя по парку, расскажите ребёнку о деревьях и животных, которые там обитают. Собираясь смотреть фильм, выберите документальное кино об истории страны или морских обитателях. Устраивая семейные чтения, возьмите не приключенческий роман, а энциклопедию о звёздах. Задавайте малышу вопросы об устройстве окружающего мира и сами рассказывайте интересную информацию.
- Занимайтесь культурным просвещением. Ходите в музеи, театры, галереи, на выставки. Кроме интеллектуального развития, такие походы формируют у детей художественный вкус и эстетическое восприятие. Чтобы ребёнок лучше усвоил новый материал, играйте с ним в экскурсовода, обучайте новому в игровой форме.
- Если ваш школьник получил хорошую оценку, обязательно похвалите его. Особенно, если это впервые. Не бойтесь переусердствовать. Малыш должен понять, что усилия всегда вознаграждаются. Порадуйтесь вместе с ним. Устройте ему приятный сюрприз в честь пятёрки.
Не ворчите, а разговаривайте
Дети не любят морализаторства и рассказов о былом, а родители пользуются их зависимостью и щедро выливают весь свой опыт на маленького человека… зачем? Мир меняется на глазах, сейчас люди другие, и Ваш опыт вряд ли (будем откровенны?) поможет ученику преуспеть. В Ваше время ценились юристы, сегодня — программисты, а завтра? Они узнают это завтра, и нет нужды навязывать им свой путь и свои ценности. Лучше поговорить на равных и проявить уважение к новому. Так Вы расположите к себе ребенка и поможете ему выбрать свою дорогу. Применяя золотую семерку правил, одобренных психологами и педагогами, Вы сможете мотивировать ребенка учиться хорошо и даже отлично.
Почему подросток не хочет учиться
Конечно, прежде чем использовать эти способы, нужно понять первостепенную проблему: почему подросток не хочет учиться? За всеми его аргументами могут скрываться совершенно другие причины.
Например, плохие отношения с учителями. К сожалению, не все педагоги могут найти подход к ребенку. Попробуйте выяснить, в этом ли проблема. Ее можно решить репетиторами, беседой с учителем или, на крайний случай, смены места учебы.
Не понимание предметов. Иногда ребенок может упустить что-то во время урока, не понять тему, а дальше все пробелы начнут накапливаться, как снежный ком. В таком случае проблему можно исправить репетиторами или дополнительными занятиями. Возможно, вы или кто-то из одноклассников поможет объяснить предмет лучше.
Часть предметов совсем не интересны ребенку. Такое, к сожалению, тоже бывает. Не расстраивайтесь и договоритесь с ребенком уделять таким предметам меньше внимания, но не забывать про них. Получить базовые знания все равно будет полезно. Пусть подросток сосредоточится на изучении тех дисциплин, которые вызывают настоящий интерес.
У ребенка не хватает времени. Учеба, тренировки, хобби, домашние задания, работа по дому… Да, бывает, что у детей график еще более загруженный, чем у взрослых. Конечно, если из-за учебы подросток не сможет погулять с друзьями или пойти на первое в своей жизни свидание, это вызовет внутренний протест. В таком случае нужно грамотно расставить приоритеты и постараться снять с подростка часть обязанностей, предоставив ему личное время.
Почему дети не хотят учиться?
Что мешает детям получать знания? Почему одни впитывают кожей каждое слово, а другие не понимают с двадцатого раза?
Распространенные причины:
плохая обстановка дома;
Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.
плохие отношения с родителями;
Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.
А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.
стресс;
Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.
Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.
Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.
отсутствие интереса;
Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.
Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.
Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.
отсутствие контакта с учителем, с классом;
Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.
Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.
большая нагрузка;
Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.
Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?
Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.
«Ну, в кого ты такой тупой и несамостоятельный?»
Ребенок в сотый раз подходит к вам с одним и тем же вопросом, на который не может найти ответ? А вам кажется, что он просто ленится понимать? Чаще это не так. Скорее всего, действительно, до него не доходит, как выполнять задание. И согласитесь, здорово, что ребенок подошел к вам за разъяснениями (пусть и в миллионный раз), нежели потопал в школу с невыполненным уроком.
Как быть: устали вы или не устали, уделите, пожалуйста, время чаду. Справитесь сами — прекрасно! Нет? Репетитор в помощь! Он научит ребенка делать подобные (и не только) упражнения и задачи, чтобы потом школьнику было легче учиться, доступными словами объяснит правила. А главное — даст стимул постигать науки дальше.
Виды мотивации — какие они бывают
Устойчивая и неустойчивая
Устойчивая мотивация учиться появляется как результат внутренней заинтересованности ребенка. Он знает, что ему необходимо усвоить данный материал, стремится к успеху, желает стать лучшим.
Неустойчивая мотивация возникает как кратковременная увлечённость чем-либо. Ребенок легко загорается идеей научиться чему-то новому, но так же быстро теряет интерес к учёбе. В результате он может менять кружки и секции, так и не овладев знаниями. Так же может пропасть интерес к школьному предмету.
Внешняя и внутренняя мотивация
Внешняя мотивация не зависит от желания ученика, он поддается влиянию извне. Например, готовится успешно сдать зачёт, чтобы порадовать родителей. Также примером внешней мотивации может являться обещание родителей купить ученику ценный подарок за хорошую отметку.
Внутренняя мотивация зависит от желания самого школьника изучать материал, который ему нравится. Он находит удовольствие от познания нового, открывает удивительный мир науки.
Значимые мотивы для учеников
Большое значение для учащихся имеют следующие мотивы:
- стать эрудированным, больше всех знать;
- расширить круг общения за счёт повышения своего статуса как эрудированного интеллектуала;
- повышение самооценки за счёт хорошей успеваемости.
Некоторые учащиеся стремятся к саморазвитию, потому что находят определенный смысл. Возможно, они стремятся подражать своим кумирам
Возможно, стремятся привлечь к себе внимание, стать лучше всех. Такие мотивы появляются уже у старших школьников, желающих быть особенными
Кто-то покоряет других физической силой, а кто-то оттачивает ум для завоевания симпатии других.
Придерживайтесь режима
Режим — как много в этом звуке. «Вот Машенька из соседнего класса и на рисование, и на танцы, и отличница! А мой домой придет — и к телевизору, уроки делать не заставишь!»
Возможно, у Маши нет графика или списка дел, прописанных на бумаге, она просто привыкла так жить. Но для тех, кто только начинает быть организованным, полезен особый календарь дел, где на каждый день прописаны основные задачи ребенка. Такой календарь представляет собой таблицу, в которой указано время подъема, старта в школу и т.д., а напротив этих действий можно ставить галочки или плюсы каждый день. Если ребенку приятно именно вычеркивать действия из списка, можно составить ежедневный «отрывной» календарь из блокнота на пружинке.
Главное, сделать так, чтобы ребенок был заинтересован в составлении плана. Для этого поговорите с ним, объясните, какие бонусы можно получить, если попробовать: больше свободного времени, лучше настроение. Ребенок может оформить календарь по своему желанию, используя для этого наклейки, фломастеры и цветные карандаши.
Понимание режима, ощущение себя «в системе» поможет ребенку стать спокойнее, что очень важно для продуктивной учебы. Однако, не настаивайте
Возможен и такой сценарий: если ребенок категорически против, идея с календарем ни в какую «не заходит», оставьте ребенка в покое. Это значит, что он не нуждается в помощи и прекрасно (возможно, не очень прекрасно) сам разберется. Главное, сам!
Коротко о главном
Когда школьник действительно нуждается в помощи со стороны, важно научиться тому, как помочь ребенку лучше учиться. Советы по решению этой проблемы мы приведем в виде списка, также ниже разберем некоторые пункты более подробно:
- совершенствование навыков самостоятельности;
- организация правильного распорядка дня;
- создание личного пространства;
- полноценное питание;
- восполнение образовательных пробелов;
- моральная поддержка и психологическая помощь в случае необходимости.
Обеспечив ребенка этими необходимыми условиями, родители вряд ли вернутся вновь к вопросу того, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Дети, которые умеют, не прибегая к помощи взрослых, решать собственные проблемы и не остаются наедине с реальными трудностями, растут самодостаточными и целеустремленными, способными справляться с посильными нагрузками, что в принципе зависит от их родителей.
Как хорошо учиться взрослым
Чтобы быть счастливым, необходимо заниматься любимым делом. Никогда не поздно переучиться и получить новую специальность. Взрослым хорошо учиться на онлайн-курсах. Сразу после работы идти на вечерние занятия нет сил. Хочется отдохнуть, поесть, отвлечься, прежде, чем снова приступить к занятиям.
Онлайн-обучение решает эти проблемы. Вы будете заниматься в удобное время и в удобном темпе. В конце обучения получите сертификат, диплом или удостоверение о полученном образовании.
Если вы довольны профилем своей работы, но вам нужно повысить квалификацию, у нас можно подобрать подходящий курс — для менеджеров по продажам, бухгалтеров, дизайнеров интерьера и других самых разных специальностей.
Переходите в раздел профессионального образования на нашем сервисе или в «Soft skills» и учитесь навыкам, которые помогут не только в работе, но и в повседневной жизни.
Чтобы быть профессионалом, продолжайте развивать свои мягкие навыки:
Трудности при выполнении уроков
Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.
Один из типов препятствий – непонятные слова. В первую очередь они встречаются в текстах по русскому языку и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно. В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно. Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.
Ещё один вид препятствий – слишком сложное задание, выполняющееся в несколько действий. Чаще всего это задания по математике. Среди детей встречаются как «метеоры», соображающие моментально, так и неторопливые, которые усваивают пройденную тему с трудом; последним нередко трудно справляться с заданиями, предполагающими несколько этапов, а уж тем более поиск нестандартных решений. На самом деле и «метеоры» (обычно сангвиники и холерики), и неторопливые (как правило, флегматики и меланхолики) – дети абсолютно нормальные в смысле интеллектуального развития, просто их организмы отличаются друг от друга. Если ребёнок соображает не слишком быстро и теряется при виде сложных, многоэтапных заданий, ему необходимо помочь. В дальнейшем даже совершенные флегматики уяснят, что к чему, и смогут выполнять такие задания быстро и без ошибок.
Трудности в выполнении таких заданий могут быть связаны с тем, что ребёнок усваивает тему не поэтапно. В результате невнимательности он упустил какую-нибудь важную мелочь, из-за чего решение задачи не складывается. В этом случае тем более требуется содействие взрослого, который сможет найти загвоздку в рассуждениях учащегося и помочь её исправить.
Причины потери мотивации
Нежелание учиться вызывают:
- «гормональная буря» в подростковом возрасте с сопровождающим ее кризисом идентичности и неопределенности будущего;
- проблемные взаимоотношения ученика и учителя;
- неготовность к школе у учеников начальных классов;
- неудовлетворительная продуктивность и успешность учебной деятельности;
- индивидуально-личностные и возрастные особенности усвоения знаний, например, у девочек в 7-8 классе из-за полового созревания ухудшается восприимчивость к учебе;
- непонимание цели обучения, процесс не представляет ценности;
- страхи перед школой и сопровождающими ее отношениями, процессами.
Не так важен интеллектуальный уровень ребенка, сколько мотивация. Практикой доказано, что менее развитые, но мотивированные дети достигают больших результатов, чем одаренные, но не мотивированные ученики.
Подробнее об утрате мотивации и школьной дезадаптации читайте в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
<<Лидген для статьи>>
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировалпособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»
Младшая школа
В младшей школе учебная мотивация почти всегда на высоте. Сказывается эффект новизны и престиж статуса первоклассника. В это время ребенку очень важны поощрения и похвала — успех здесь и сейчас, а отдаленные результаты труда его мало интересуют. Поэтому имеет смысл ставить перед ним небольшие близкие цели и обязательно хвалить за старания.
Планируя детский распорядок дня, родителям нужно помнить о том, что дети в этом возрасте еще не могут долго концентрировать внимание. Им нужно разнообразие, переключение, игра
Возможно, чтобы дома сделать уроки, понадобятся переменки. Только не стоит проводить их за телефоном или монитором компьютера — лучше подойдут в меру подвижные игры.
Советы психолога
Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.
Для школьников начальных классов
Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.
Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.
Для школьников средних классов
Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.
Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.
Для школьников старших классов
Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.
Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
Не наказывайте, а мотивируйте
Учитель младших классов и автор научных статей Борисова И. Н. считает, что «совершенно недопустимо, когда родители в наказание за плохую успеваемость лишают детей прогулки, отдыха, активно выражают свое недовольство, а тем более «учат» ремнем»»
Преподаватель недаром заостряет на этом внимание, ведь на практике виден результат таких методов — полное неприятие не только учебы, но и семьи. Значит, необходимо мотивировать ребенка не страхом, а чем-то иным, как вариант, примером авторитетов для нового поколения
Нужно проанализировать интересы ребенка (посмотреть плей-лист в Ютубе, музыку или историю посещений на компьютере) и выделить тех людей, которые получили образование. Беседы о них позволят Вам найти поводы для общения и помогут достучаться до подростка: «Посмотри, чего он достиг? Разве ты не хочешь подобного?». Для более взрослых рябят помогут контр-аргументы: «Посмотри на того пьяного дядю в переходе — без воли и разума человек обречен на нищету и позор». Для примера посмотрите мотивационные тренинги известных психологов и бизнесменов — их арсенал мягкого воздействия на личность поможет и Вам.